Оглавление
Откуда произошла мордва?
Кроманьонцы Русской равнины эпохи отступления ледника
Мордва, по крайней мере мокшане — коренные аборигены Восточной Европы.
Они прямые потомки кроманьонского населения, сохранившие его тип подвергшийся процессам бореализации.
Изначально это был очень крупный и рослый, светолопигментированный тип, который в условиях холодного климата Восточной Европы изменился в сторону укорачивания конечностей, расширения лица, склонности к быстрому накоплению жира в организме.
Из-за чего мордва имеет более низкий рост, чем русские или украинцы, при этом сложение массивное и крупное у обоих полов.
Ширококостность сочетается со склонностью к набору массы, жир откладывается в верхней части туловища и на лице у обоих полов, что определяет специфику их внешнего облика: круглое и широкое лицо, относительно короткие ноги и длинное туловище, широкие плечи.
Также на облик мокши повлияли контакты с тюркскими народами и даже сибирскими аборигенами, что придает им легкую монголоидность.
Эрзя напротив преимущественно сохранили типы характерные скорее для Польши или Германии: западно-балтийский, атланто-балтийский.
Удлиненные пропорции тела, длинные конечности, легкий скелет, долихоцефалия.
Они выходцы из другого региона, скорее всего это потомки групп населения из германо-славянской общности, которые приняли финно-угорский язык и верования или же изолянты, которые сохранили исходный индоевропейский тип, проживая в труднодоступных районах.
Мордва тесно контактировала с иранским миром, о чем свидетельствуют многочисленные параллели в языке и языческой религии, по всей видимости, скифо-сарматский мир теснейшим образом соприкасался с мордвой, а затем им на смену пришли славяне и балты, которые также очень много «наследили» в культуре эрзя.
В домонгольской Руси записаны случаи военных конфликтов и не всегда успех был на стороне русичей, а уже войско Батыя пополнил вождь эрзя Пуреш, который прошел с ним до Германии, о чем остались многочисленные свидетельства, однако там Пуреш взбунтовался и решил покинуть войско монгол.
Те сделали вид, что отпускают его, как выполнявшего достойно свой долг, но затем они догнали эрзян и истребили их всех.
После занятия этих земель Россией, мордву стали насильно крестить, что до 20 века приводило к массовым восстаниям, которые подавлялись исключительно жестоко.
Периодические кровавые чистки мордвы приводили к тому, что они расселялись подальше от своих территорий и ассимилировались с русскими.
Боги и духи
У мокшан имелось два главных божества: Шкай, бог-творец, и Идемявозь, которого нередко именуют просто Шайтаном, главный противник Шкая. Шкай сам сотворил Идемявозя, когда сидел где-то на камнях посреди океана. Сотворил он Идемявозя в образе птицы, и по его задумке эта птица должна была принести в клюве землю с океанического дна. Птица выполнила приказ, но кусочек земли не выплюнула, что едва не стоило ей жизни. Шкай велел земле разрастаться, чтобы сформировать ровную и приятную сушу. Стала разрастаться и земля в клюве Идемявозя. Идемявозь раскрыл клюв, земля из него исторглась, но не гладкая и ровная, а ухабистая и морщинистая. За это Шкай своё творение проклял. И получил себе врага навеки. Так Шкай и Идемявозь стали символизировать две стороны акта творения — Добро и Зло. Мокшане поклонялись в равной степени обоим богам, даже больше чтили Идемявозя, от которого можно было ожидать всяких невзгод и пакостей. У Шкая имелась супруга Анге, богиня плодородия, которую он сам для себя и сотворил. От союза этой парочки небожителей появились на свет другие боги и богини: Назыр-Пас, бог холода и ночи, Нишки-Пас, бог света, бог земной тверди, Вольцы-Пас, бог над всеми тварями, кроме человека, Нишкинде — богиня судьбы, и множество других богов и добрых духов. Некоторые боги и богини имели вид деревьев и животных: Акшакал была белой рыбой, Акшалоксти — белым лебедем, Акша-келу — белой берёзой, Тумашкай — дубом, и всем им был посвящён какой-то праздник или озкс, то есть моление всей общиной. Проводились озксы на полях перед важными работами, на пастбищах, в лесах и священных рощах, где собирались все жители мокшанского села. Молились мокшане не только добрым богам, богиням и духам, но и злым силам, которым было необходимо принести хорошую отступную жертву. В древности жертва была человеческой. И все крупные сооружения, например, возводились с человеческим жертвоприношением. Известны случаи, когда и в цивилизованное уже время мордвины выбирали для этой цели юную девственницу и замуровывали её в фундаменте возводимого здания. Скелеты несчастных находили во время восстановительных работ в нижнем ярусе крепостей или даже в основании христианских церквей.
Два финно-угорских народа
Начнем с того, что такого народа как мордва, вообще-то, не существует. Есть два отдельных друг от друга этноса – эрзяне и мокшане. Они говорят на разных языках, и их обычаи, традиции и национальные костюмы существенно отличаются. Мордвой этих людей прозвали соседние племена. На языке ираноязычных скифов слово mard означало «человек, мужчина». То есть этноним «мордва» можно условно перевести как «люди».
По данным археологов, предки эрзян населяли междуречье Волги и Оки еще в период древнейшей истории. А вот мокшане перебрались в эти края с верховьев реки Дон. В начале нашей эры в Поволжье жили разные финно-угорские племена: мари, меря, мокша, мурома, эрзя. Они создали так называемую Городецкую культуру, о которой ученые могут судить по оставшимся захоронениям. На протяжении веков все жители Поволжья подвергались влиянию со стороны скифов, сарматов, гуннов, а также славянских, германских, прибалтийских и тюркских племен.
Национальная одежда и внешность
На первые взгляд, одеяния мокши и эрзи абсолютно идентичны, но в реальности между ними имеются существенные различия. Например, представительницы второго этноса носили головной убор, украшенный выступом, который по форме напоминал рог.
Наряд эрзянок включал в себя белоснежную сорочку и расшитый кафтан. Взрослые барышни надевали пояс пулай, декорированный бахромой из шерсти и бисером. Обязательным элементом являлась застежка на груди под названием сюлгамо.
Одежда мокши немного напоминала костюм тюркских племен. Помимо двурогого головного убора, на волосы часто накручивали тюрбан из платка. Пояса пулай у них не было, вместо кафтана люди облачались в яркие платья.
Представители сюлгамо также имели свой национальный наряд. Помимо вышеперечисленных элементов в одежде, они надевали наколенники из шерсти.
Этнос Мордвы отличался и по внешнему виду. Эрзя имели вытянутое лицо, светлые вьющиеся волосы и глаза серо-голубого оттенка. Основная часть представителей мокши – это темноокие брюнеты с широким лицом.
Численность, расселение
Численность в Российской Федерации 744 237 человек (2010).
Живут в Республики Мордовия (333 112 человека), Республике Башкортостан (20 300), Чувашской Республике, в Самарской (65 447), Пензенской (54 703), Оренбургской (38 682), Ульяновской (38 977), Нижегородской, Саратовской областях, в Сибири, на Дальнем Востоке, а также в Украинской Республике, в Республиках Узбекистан и Казахстан.
В Республике Татарстан 19 156 человек мордовского населения (2010), в том числе в Казани – 1284, Набережных Челнах – 1 979 человек, в Альметьевском (2 749), Бугульминском (2 533 человека), Лениногорском (4 006 человек), Тетюшском (2 399 человек) районах.
Мордовский праздник “Балтай”
Архив журнала “Наш дом – Татарстан”
Война против и за монголов
Бату в Западном походе
В 1237 году в границах эрзи появляется Батый.Пургас стоически воспринимает новую напасть — не в первый раз воевать с многократно превосходящих противником!
Удивительно, но эрзя как-то сумели отбить монголов, ибо те прошли дальше и о взятии земель мордвы Рашид-ад-Дин написал лишь во время возвращения монголов назад, спустя два года.Но князь Пургас погиб в этих боях. Об этом сообщают венгерские хроники.
Татары и европейцы в битве при Легнице
Мордва-мокша пошла в Западный поход на Европу, вместе с другими покоренными народами: половцами, русами, аланами… По преданию, перед битвой при Легнице, князь Пуреш сговорился с германским князем Генрихом Благочестивым о переходе на сторону польско-германского войска.Мокша понесли огромные потери под Краковом в Польше, продолжать поход — лечь в землю всем за ненавистного тирана.Как-то мокшанам удалось дать весть немцам, а те были рады любому союзнику в таких условиях, нужно было всего лишь покинуть лагерь монголов, но мокшан подвела простодушность!
Батый милостиво не возражает, поглаживая длинные усы…Только свое боевое оружие оставьте у нас, а в тылу возьмите другое, ханская тамга даст на это право.Когда мокша ушла в тыл, поздней ночью, тумен монгольских всадников нагнал их и перебил безоружных,всех до одного, включая Пуреша.По легенде, кому-то удалось спастись и вернуться домой, сообщиж жуткую весть. Тогда дочь Пуреша Начатка собрала воинов и разгромила монгольских посадников и перестала пропускать их обозы.
Багатуры монголов
На обратном пути, Батый напал на земли эрзян и мокшан, на их крупнейший город Эрзямас (Арзамас). По сообщениям современников, мордва укрылась в твердынях и оборонялось со всем отчаянием.Так называемое Золотаревское городище, найденно в тех местах показывает чудовищную картину грандиозной бойни.
Откуда появился термин «мордва»?
Термин «мордва» – это условное обозначение двух кардинально различных народов. На самом деле, традиции мордвы очень сильно разнятся у этих двух народов, они говорят на совершенно разных языках, абсолютно различны между собой внешне, и что самое значительное – они даже не поймут друг друга, если будут разговаривать на своих родных языках. Так что можно сказать, что обычаи мордвы крайне разнообразны. До советского периода жители обоих народностей не идентифицировали себя понятием «мордвин» или «мордва», более того – данный термин носил уничижительный или оскорбительный характер в их понимании. В наше время, естественно, все изменилось. Данное обобщение было привито на государственном уровне во время заседания Совета народных комиссаров в 1928 году. Изначально на заседании обсуждался вопрос создания Эрзяно-Мокшанского округа, но в те времена термин «мордва» был известен всему населению России и применялся равно как к эрзе, так и к мокша. Поэтому, было гораздо проще создание Мордовского округа и обозначение всех его жителей одной национальностью – мордва, что и было сделано. Именно с этого времени началась современная история мордвы.
Традиции в одежде
Различают их и по традиционным костюмам. Для мокшанок характерно ношение широких, мешковатых брюк, сверху которых надевается ковбойка с кушаком. А вот эрзянки, наоборот, кутаются с головой до пят в рубаху, а сверху еще и накидывают на себя так называемый кафтан – «шушпан». На голову они надевают круглый кокошник.
Мокшанки тоже часто предпочитают необычные платки и шали, они накручивают их к голове, наподобие черемисской чалмы. В последнее время народные мотивы в современной одежде мордовок стали входить в моду. Достаточно часто на торжества и праздники женщины обряжаются в яркие народные костюмы.
Традиции и обычаи мордовского народа
Нация отличается добродушием и гостеприимством. Гостей встречают богато накрытым столом. Не зря на церковные праздники в мордовские поселения приезжали русские, чтобы отведать невероятно вкусные блюда местной кухни и хорошо повеселиться.
Самые популярные кушанья, которые готовят мордовки – это различные каши, квашеная капуста, щи, жареная печень, медовые и хмельные напитки. Местные девушки большие любительницы гаданий. Популярностью пользуются активные игры на свежем воздухе.
Особое внимание мордовская культура уделяет уважению старших, приучению с малых лет к труду и прививанию древних традиций
Легенда о Хозяине погоста
До шестнадцатого века мокша и эрзя исповедовали язычество. Отголоски прошлых лет порой наблюдаются во время свадебных или погребальных церемоний. Например, символическое вознесение молитвы возле штатола. Это священная свеча из дерева.
До начала двадцатого века в мордовских селениях сохранялась традиция хоронить первого покойника на новом кладбище в вертикальном положении с посохом в руках. После проведения священного обряда усопший становился хозяином погоста.
«Жена – всему голова»
Во времена язычества у жителей Мордвы было бессметное количество богов. Практически на каждый предмет или природное явление имелся собственный «хозяин». Основная часть волшебных существ была женского рода. Например, Чиава – богиня солнца, Кудава – хранительница дома, Вирява оберегала лес.
При этом у каждого божества имелся супруг, являющийся покровителем аналогичной стихии или предмета. Однако мужчины играли второстепенную роль.
Если верить старинным летописям, то в древних мордовских семьях царил матриархат. Иными словами, барышни имели огромное влияние на своих супругов. Не зря в те времена в обиходе была поговорка: «Не верь мужу, спроси у жены». |
Ножницы под подушкой
Каким образом в древние времена определяли, мальчик или девочка родится у беременной женщины? Легко и просто. Если на коже появились пигментные пятнышки, значит, нужно готовиться к появлению еще одного мужчины в семье.
После родов девушки обмывали в трех водах. Новорожденного также купали и обязательно добавляли в ванночку деньги. Считалось, что подобный оберег принесет крохе счастье и достаток.
Чтобы младенца не «захватили» злые духи, ему под подушку клали предмет из железа. Это мог быть топор или нож. А чтобы запутать беса, ребенка продавали нищим или первому встречному человеку.
Конечно, процедура носила символический характер. Затем мать обратно забирала малыша за несколько копеек.
Религия
До начала христианизации населения мордвы исповедовали язычество и поклонялись природным силам. Материального изображения идолов не было. У нации имелось основное божество, ряд второстепенных богов и многочисленные духи.
Среди магических существ особое значение имело женское начало. Например, покровителя земли, леса, огня, ветра, воды и дома почтительно именовали матерью. Согласно документальным источникам, в те времена имело место многоженство. Тем не менее у мордовского народа женщина и мужчина обладали одинаковыми правами.
После крещения некоторые языческие традиции сохранились и перемешались с новыми обычаями. Наиболее ярко это прослеживается при праздновании Светлой Пасхи и Рождества. Ряд старинных ритуалов четко выделяется при проведении свадебного торжества или на похоронах.
В древности религия Мордвы предполагала тесное сплетение мира мертвых и живых. При выборе нового погоста первого человека хоронили в вертикальном положении, вручая в руки посох. С этого момента он носил статус старейшины кладбища.
Весёлые мордовские праздники
Зимней порой у населения начинается период разнообразных торжеств. До появления христианства жители Мордвы отмечали «роштовань кудо». К празднику люди строили с нуля или арендовали домик, где молодежь поселения устраивала пляски и веселье, проводила магические ритуалы и развлекалась многочисленными играми.
На Новый год, до крещения республики, мордовский народ выкладывал на стол разнообразные яства и возносил молитву божествам, прося у них здоровья и хорошего урожая.
С приходом христианства ритуальные процедуры стали целомудренней, но веселья от этого меньше не стало. Рождественский Сочельник народ мордва именовал «калядань-чи» (День Коляды). Праздник ассоциировался с зарождением нового светила после долгой и холодной зимы.
Отмечали «калядань-чи» весело и с размахом. Детки ходили по дворам, голосили задорные песенки. За мини-концерты жители поселения угощали их пирожками, которые каждый этноним именовал по-своему (у мокшан – «пярякат», у эрзя – «калядань прякат»).
На Масленицу парни предлагали девушке, которая им нравилась прокатиться на саночках. Парочками перекидывались между собой шуточками, устраивали бои снежками. Обязательное лакомство праздника – блины с разнообразными начинками.
Весенние празднества мордовского народа также уникальным образом объединили в себе язычество и христианские традиции. На Пасху люди вспоминают о покойных, просят у них счастья и долголетия.
Осенней порой также не обходилось без веселых праздников. В этот период население занималось сбором урожая. Во времена язычества жители Мордовии поклонялись богу плодородия Нороваве. Чтобы «наладить контакт» с мистическим существом люди приносили хлеб и соль, в меже оставляли несжатые полоски ржи.
В октябре отмечали Покров день, торжество предназначалось исключительно для милых барышень. В эту дату проводили ритуал под названием «покров баба». Мордовки облачались в невероятные наряды и ходили по избам, пели веселые песни, танцевали с метелкой. |
Подобный ритуал помогал избавиться от домашних вредителей, сверчков и тараканов. За труды женщин награждали вкусными пирогами.
Традиционная одежда
Костюм мордвы самобытен и красочен. При значительном сходстве выделаются мокшанский и эрзянский комплексы одежды, внутри которых существуют свои различия. В состав женской одежды входила рубаха, которую носили с поясом, а у эрзи со сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш), который девушка надевала в первый раз в день совершеннолетия. На вороте находилось специальное украшение-застежка (сюлгам, сюлгамо). Обильны были другие украшения — сложные нагрудники из бисера, шерстяных кисточек, монет, бусы, серьги, браслеты, кольца. Эрзянки носили высокие головные уборы с длинной, спускавшейся на спину украшенной лопастью из холста, мокшанки — двурогие головные уборы и тюрбанообразные повязки. Женщины носили остроносые кожаные сапожки со сборками, украшенные красным сафьяном, повседневной обувью были лапти. Мокшанки носили вязаные наколенники.
Формирование мордовского народа
На заре своего становления мордовские племена занимали территории Цнинско-Окско-Сурского междуречья. Это были обширные земли, что принадлежали древним мордвинам до IV века.
Позднее начинается переселение народов, и к мордве присоединяются племена, выдвинувшиеся с Нижнего Примокшанья и Средней Оки. За счёт уплотнения этнос разрастается, приобретает новые черты. Через пару столетий мордовские поселения уже находятся на берегах Волги, что говорит о стремительном расселении племён.
Одна из групп мордвы переселилась в бассейн Нижней Оки. Этот переход стал основой для формирования другого этноса — муромы. Позднее мурома попадает под славянское влияние, что становится началом ассимиляции. Незначительная часть народа приобщилась к мокшанам.
Две мордовки в национальных костюмах на картине 1842 года.
На мой взгляд, нельзя исключать, что, сложись история Руси иначе, мокшанские и эрзянские общины могли бы сплотиться ещё теснее, и тогда вопросов об их единстве уже не возникало бы.
До XIII века происходил тесный культурный обмен этих народов, однако монголо-татарское нашествие значительно затормозило процессы, а этносы стали развиваться в своего рода изоляционных условиях, попав под влияния разных племён.
Но наиболее заметным в культуре мордвы является русский аспект. Обрусение, как утверждают историки, стремительно происходит за счёт стремления помещиков установить собственные правила на занятых землях.
Для строительства деревень на мордовские земли привозили русских работников, что впоследствии составили часть смешанного русско-мордовского населения. Впрочем, были и положительные моменты: за пределами Нижнего Новгорода мордовский народ практически не знал крепостного права, оставаясь свободными плательщиками ясака.
Народы Восточной Европы в конце IX — начале X вв. Мордва — на крайнем востоке карты
Сегодня в мире насчитывается около 800 тысяч представителей мордвы, большая часть которых проживает на территории Республики Мордовия, в Пензенской, Самарской, Оренбургской областях. Многие современные мокшане и эрзяне гордятся принадлежностью к этим этносам, стараются сохранить старинную культуру своих предков.
Мордва нашего времени — это люди, что прекрасно осознают: наше успешное будущее строится на прошлом опыте, уважении к традициям и истории тех, кто передал свои традиции, верования, уклад жизни.
История народов Мордовии.
До средних веков
Самые древние упоминания о племенах мордвы присутствуют еще в древних, античных записях. В те времена эти племена были более чем дикие. Плохой климат и низкий уровень жизни этих племен, создавали далеко не наилучшие условия для развития нормального общества того временного периода. Такой расклад событий приводил к нарастающему гневу населения. В пятом веке н.э. племена мордвы сталкивались в боях со скифами и сарматами, которые вытесняли их с привычных мест обитания. Столкновения мордвы с Русью начались еще в одиннадцатом веке н.э. После основания Нижнего Новгорода исторически отмечается большое количество удачных походов Русских князей против племен мордвы. Однако спустя несколько лет после этих событий эрзянская земля будет полностью опустошена Батыем. Эрзяне не признают зависимость от Золотой Орды и отступают в северные леса, племена мокши напротив – выступают в составе монгольской армии и совершают множественные походы и набеги, которые в большей степени заканчиваются для них прискорбно. Отступая на север, эрзя попадает под власть Нижегородско-Суздальского великого княжества, что приводит к расколу общины, так как часть эрзян принимает христианство. Этот момент можно считать переломным относительно становления всей культуры Мордовии. Те, кто в те времена отказался принять Христианство, уходят дальше на восток и пытаются там развивают свою культуру и быт. Эрзя участвует в разорении Нижнего Новгорода и предпринимает набеги на окрестности разорённого города, но их разбивают на пути домой.
Присяга московскому князю.
Постепенно русские князья все-таки подчиняют себе эрзян, а после похода Ивана Грозного на Казань мокшанские и эрзянские знатные роды присягнули на верность московскому князю. Каждый мордвин облагается тяжелыми поборами, что со временем приводит к ряду восстаний. Уйти от поборов удается только представителям знатных родов мордвы, и то – только тем, которые приняли христианство. Насильственные массовые крещения вынуждают население показать характер мордвы, и это периодически приводит к точечным бунтам, но в итоге все заканчивается фактически полной ассимиляцией мордвы рядом с русским населением.
История мордвы разносторонняя и незаурядная. Изучая ее можно лучше понять характер этой народности и ее ценности. Не удивительно, что история Мордовии интересует такое огромное количество людей, по всему миру. Ведь проникаясь в события того давнего времени, можно понять каким образом зарождалась эта незаурядная культура народов. Отдельного внимания заслуживают национальные костюмы этой народности, которые, внешне хоть и схожи с российскими, но имеют некоторые достаточно яркие отличия. Невзирая на сложную и тяжелую судьбу племен эрзя и мокша, несмотря на историческую вынужденность перебираться с места на место, традиции мордвы не канули в лету. Даже сегодня на фестивалях в Мордовии можно увидеть традиционные украшения и наряды, услышать старое наречие местного населения, и почувствовать дух и характер мордвы — удивительного и незаурядного народа.
История народов Мордовии.
До средних веков
Самые древние упоминания о племенах мордвы присутствуют еще в древних, античных записях. В те времена эти племена были более чем дикие. Плохой климат и низкий уровень жизни этих племен, создавали далеко не наилучшие условия для развития нормального общества того временного периода. Такой расклад событий приводил к нарастающему гневу населения. В пятом веке н.э. племена мордвы сталкивались в боях со скифами и сарматами, которые вытесняли их с привычных мест обитания. Столкновения мордвы с Русью начались еще в одиннадцатом веке н.э. После основания Нижнего Новгорода исторически отмечается большое количество удачных походов Русских князей против племен мордвы. Однако спустя несколько лет после этих событий эрзянская земля будет полностью опустошена Батыем. Эрзяне не признают зависимость от Золотой Орды и отступают в северные леса, племена мокши напротив – выступают в составе монгольской армии и совершают множественные походы и набеги, которые в большей степени заканчиваются для них прискорбно. Отступая на север, эрзя попадает под власть Нижегородско-Суздальского великого княжества, что приводит к расколу общины, так как часть эрзян принимает христианство. Этот момент можно считать переломным относительно становления всей культуры Мордовии. Те, кто в те времена отказался принять Христианство, уходят дальше на восток и пытаются там развивают свою культуру и быт. Эрзя участвует в разорении Нижнего Новгорода и предпринимает набеги на окрестности разорённого города, но их разбивают на пути домой.
Присяга московскому князю.
Постепенно русские князья все-таки подчиняют себе эрзян, а после похода Ивана Грозного на Казань мокшанские и эрзянские знатные роды присягнули на верность московскому князю. Каждый мордвин облагается тяжелыми поборами, что со временем приводит к ряду восстаний. Уйти от поборов удается только представителям знатных родов мордвы, и то – только тем, которые приняли христианство. Насильственные массовые крещения вынуждают население показать характер мордвы, и это периодически приводит к точечным бунтам, но в итоге все заканчивается фактически полной ассимиляцией мордвы рядом с русским населением.
История мордвы разносторонняя и незаурядная. Изучая ее можно лучше понять характер этой народности и ее ценности. Не удивительно, что история Мордовии интересует такое огромное количество людей, по всему миру. Ведь проникаясь в события того давнего времени, можно понять каким образом зарождалась эта незаурядная культура народов. Отдельного внимания заслуживают национальные костюмы этой народности, которые, внешне хоть и схожи с российскими, но имеют некоторые достаточно яркие отличия. Невзирая на сложную и тяжелую судьбу племен эрзя и мокша, несмотря на историческую вынужденность перебираться с места на место, традиции мордвы не канули в лету. Даже сегодня на фестивалях в Мордовии можно увидеть традиционные украшения и наряды, услышать старое наречие местного населения, и почувствовать дух и характер мордвы — удивительного и незаурядного народа.
Откуда появился термин «мордва»?
Термин «мордва» – это условное обозначение двух кардинально различных народов. На самом деле, традиции мордвы очень сильно разнятся у этих двух народов, они говорят на совершенно разных языках, абсолютно различны между собой внешне, и что самое значительное – они даже не поймут друг друга, если будут разговаривать на своих родных языках. Так что можно сказать, что обычаи мордвы крайне разнообразны. До советского периода жители обоих народностей не идентифицировали себя понятием «мордвин» или «мордва», более того – данный термин носил уничижительный или оскорбительный характер в их понимании. В наше время, естественно, все изменилось. Данное обобщение было привито на государственном уровне во время заседания Совета народных комиссаров в 1928 году. Изначально на заседании обсуждался вопрос создания Эрзяно-Мокшанского округа, но в те времена термин «мордва» был известен всему населению России и применялся равно как к эрзе, так и к мокша. Поэтому, было гораздо проще создание Мордовского округа и обозначение всех его жителей одной национальностью – мордва, что и было сделано. Именно с этого времени началась современная история мордвы.
История
Предки мордвы – финно-угорские племена – населяли Волго-Окско-Сурское междуречье во второй половине 1-го тысячелетия до нашей эры.
Этноним «Мордва» («Mordens») впервые упоминается в VI в. в трудах готского историка Иордана, с XI в. встречается в древнерусских летописях.
В процессе выделения эрзи и мокши (с VI–VII вв.) большую роль сыграла территориальная обособленность древнемордовских племён Окско-Сурского междуречья и южных племён, проживавших в верховьях рек Сура и Мокша. Обширность территории расселения затрудняла контакты между племенными группами и обусловила их связи с другими этносами, что порождало отличия в языке, антропологическом облике, культуре и быте мокши и эрзи.
На протяжении длительного времени мордва контактировала с тюркскими народами (болгарами, татарами и др.) и Древней Русью.
Существенной причиной дуализации древней мордвы можно считать и миграционные процессы, проходившие на ее этнической территории. Расселение в Среднем Поволжье болгар и создание там государственного образования – Волжской Булгарии, позднее монгольское нашествие способствовали бинарности развития мордовского этноса, сохранившейся до настоящего времени.
Сближение Мордва с Россией началось в период феодальной раздробленности. Значительное воздействие на этот процесс оказала совместная борьба против Золотой Орды. Мордовская знать в качестве вассалов служила золотоордынским ханам, использовалась русскими князьями в междоусобной борьбе.
С завоеванием Казанского ханства (1552) мордва вошла в состав Русского государства, большая её часть была причислена царским правительством к ясачным людям.
К середине XVIII в. мордва в основном была обращена в православие. Хотя мордва считается наиболее христианизированным народом Поволжья, в ее верованиях до сих пор сохранились некоторые отголоски язычества, в определенной степени синкретизировавшиеся с православием.
В 1917 г. в Казани было основано Мордовское культурно-просветительское общество, председателем правления которого стал первый мордовский учёный-просветитель М.Е. Евсевьев.
История
Финно-угорские племена поселились в России в середине первого века до нашей эры. В летописях упоминания о народности встречается в записях Иордана, датируемых шестым веком. Нация мокша впервые появилась в тринадцатом веке. В это же время можно встретить документальное подтверждение существования страны Мордии и народности мердас.
В первом тысячелетии нашей эры произошло разделение племенного союза на национальности мокша и эрзю. В древнерусских летописях упоминание о мордовском народе появляется после десятого века. В 11 в. земли национальности занимали обширную территорию, все жители платили дань русским князьям.
Проникновение славян на места обитания мордовской нации провоцировало многочисленные конфликты. К двенадцатому веку борьба достигала своего пика. Разногласия между народностями прекратили во времена татаро-монгольского ига.
Мордву насильно включили в состав воинственно настроенной орды. Этот факт заставил людей забыть про все противоречия и объединиться с русскими, чтобы совместными усилиями дать отпор врагу.
Окончательно Мордовия вошла в состав Древней Руси в процессе казанского похода Ивана Грозного. Начиная с семнадцатого века, запускается движение по христианизации мокши и эрзян. Территории, где проживало мордовское население, начали активно осваиваться славянами. Всё это заставило представителей многочисленной нации покинуть насиженные земли и отправиться на северо-восток.
В двадцатом веке часть Мордовии стала именоваться округом, затем областью. В 1934 году населенный пункт получил звание республики. При этом основная часть земель, ранее принадлежавших этносу, осталась за пределами новой страны. |
Название мокшан
В бассейне реки Оки широко представлено использование гидронимов с заключительной частью —кша. Это Лакша, Сорокша, Шокша и, конечно, Мокша. Как считают учёные, такие названия рекам и притокам давали далёкие предки мокшан, древние индоевропейские племена.
В топонимическом словаре Евгения Поспелова отмечается, что язык прародителей народности имел немало общего с балтийскими наречиями. Более того, название реки Мокша имеет очевидную связь с индоевропейским словом “мекша”, значившего “пролившийся, мокрый”.
Существуют гипотезы о том, что название мокшан могло происходить от ныне вымершего финно-угорского языка. Кроме того, ряд исследователей склоняется, что корни слова “мокша” следует искать в санскрите, где оно имело значение “освобождённый”. Возможно, предки мокшан считали себя освобождённым и свободолюбивым народом.