Шарль луи монтескье — биография, новости, личная жизнь

Оглавление

Смерть

По меркам 18-го века Шарль Луи дожил до глубокой старости — 66 лет. Последние годы жизни писателя омрачала слепота, вызванная катарактой.

В 1754 году де Монтескьё помчался в Париж вызволять из Бастилии профессора Ла-Бомеля, выступившего в защиту автора произведения «О духе законов». Миссию по освобождению единомышленника пожилому ученому удалось выполнить, но Шарль Луи простудился и слег.

Причину смерти врачи сформулировали как лихорадку. По всей видимости, политолог скончался от осложнения пневмонии. На скромных похоронах присутствовал младший коллега философа Дени Дидро. Могила де Монтескьё, находившаяся на территории второго по размерам парижского храма — собора Святого Сюльпиция, не сохранилась.

Монтескье Ш. — Избранные произведения (1955)

Монтескье Ш.

Избранные произведения

М.: Госполитиздат, 1955.- 803 с. Формат: DjVU 13 Мб Качество: сканированные страницы + текстовый слой + оглавление Язык: русский

Настоящее издание избранных произведений Монтескье охватывает такие его важнейшие работы, как «О духе законов», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства». Эти работы дают полное представление о философских, социологических и политических воззрениях французского мыслителя. Монтескье принадлежит к числу выдающихся деятелей Франции, он является одним из ранних представителей французской просветительской философии XVIII века, идейным предшественником французской буржуазной революции. Одновременно Монтескье прочно вошел и в историю французской литературы.

ОГЛАВЛEHИЕ

ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ 5

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИЧИНАХ ВЕЛИЧИЯ И ПАДЕНИЯ РИМЛЯН 49

О ДУХЕ ЗАКОНОВ 159 КНИГА ПЕРВАЯ. О ЗАКОНАХ ВООБЩЕ 163 КНИГА ВТОРАЯ. О ЗАКОНАХ, ВЫТЕКАЮЩИХ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЗ ПРИРОДЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА 169 КНИГА ТРЕТЬЯ. О ПРИНЦИПАХ ТРЕХ ВИДОВ ПРАВЛЕНИЯ 178 КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ. О ТОМ, ЧТО ЗАКОНЫ ВОСПИТАНИЯ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ПРИНЦИПАМ ОБРАЗА ПРАВЛЕНИЯ 187 КНИГА ПЯТАЯ. ЗАКОНЫ, ИЗДАВАЕМЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЕМ, ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ПРИНЦИПУ ОБРАЗА ПРАВЛЕНИЯ 196 КНИГА ШЕСТАЯ. ВЛИЯНИЕ, ОКАЗЫВАЕМОЕ ПРИНЦИПАМИ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВ ПРАВЛЕНИЯ НА ПРОСТОТУ ГРАЖДАНСКИХ И УГОЛОВНЫХ ЗАКОНОВ, НА ФОРМЫ СУДОПРОИЗВОДСТВА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАКАЗАНИЙ 222 КНИГА СЕДЬМАЯ. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИНЦИПОВ ТРЕХ ВИДОВ ПРАВЛЕНИЯ НА РОСКОШЬ И ЗАКОНЫ ПРОТИВ РОСКОШИ, А ТАКЖЕ НА ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН 241 КНИГА ВОСЬМАЯ. О РАЗЛОЖЕНИИ ПРИНЦИПОВ ТРЕХ ВИДОВ ПРАВЛЕНИЯ 254 КНИГА ДЕВЯТАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ 268 КНИГА ДЕСЯТАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К НАСТУПАТЕЛЬНОЙ СИЛЕ 274 КНИГА ОДИННАДЦАТАЯ. О ЗАКОНАХ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СВОБОДУ В ЕЕ ОТНОШЕНИИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ УСТРОЙСТВУ 288 КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ. О ЗАКОНАХ, КОТОРЫЕ УСТАНАВЛИВАЮТ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СВОБОДУ В ЕЕ ОТНОШЕНИИ К ГРАЖДАНИНУ 316 КНИГА ТРИНАДЦАТАЯ. О ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ВЗИМАНИЕМ ПОДАТЕЙ И РАЗМЕРАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, И СВОБОДОЙ-С ДРУГОЙ 337 КНИГА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К СВОЙСТВАМ КЛИМАТА 350 КНИГА ПЯТНАДЦАТАЯ. ОБ ОТНОШЕНИИ ЗАКОНОВ ГРАЖДАНСКОГО РАБСТВА К ПРИРОДЕ КЛИМАТА 361 КНИГА ШЕСТНАДЦАТАЯ. ОБ ОТНОШЕНИИ К КЛИМАТУ ЗАКОНОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОМАШНЕЕ РАБСТВО 376 КНИГА СЕМНАДЦАТАЯ. ОБ ОТНОШЕНИИ ЗАКОНОВ О ПОЛИТИЧЕСКОМ РАБСТВЕ К ПРИРОДЕ КЛИМАТА 387 КНИГА ВОСЕМНАДЦАТАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ПРИРОДЕ ПОЧВЫ 392 КНИГА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ОСНОВНЫМ НАЧАЛАМ, ОБРАЗУЮЩИМ ОБЩИЙ ДУХ, НРАВЫ И ОБЫЧАИ НАРОДА 410 КНИГА ДВАДЦАТАЯ. ОБ ОТНОШЕНИИ ЗАКОНОВ К ТОРГОВЛЕ, РАССМАТРИВАЕМОЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ ПРИРОДЫ И ЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ 432 КНИГА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ТОРГОВЛЕ, РАССМАТРИВАЕМОЙ В СВЕТЕ ПЕРЕВОРОТОВ, КОТОРЫЕ ОНА ПРЕТЕРПЕВАЛА 446 КНИГА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К УПОТРЕБЛЕНИЮ ДЕНЕГ 481 КНИГА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 507 КНИГА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ОБ ОТНОШЕНИИ ЗАКОНОВ К УСТАНОВЛЕННОЙ В СТРАНЕ РЕЛИГИИ, РАССМАТРИВАЕМОЙ В ЕЕ ОБРЯДАХ И ЕЕ СУЩНОСТИ 530 КНИГА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ВВОДИМОЙ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ РЕЛИГИИ И ЕЕ ВНЕШНЕМУ БЛАГОУСТРОЙСТВУ 546 КНИГА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ. О ЗАКОНАХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ ОТНОШЕНИЯ К РАЗЛИЧНЫМ РАЗРЯДАМ ВОПРОСОВ, ВХОДЯЩИХ В ОБЛАСТЬ ИХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ 558 КНИГА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ 580 КНИГА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ. О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ИЗМЕНЕНИЯХ ГРАЖДАНСКИХ ЗАКОНОВ У ФРАНЦУЗОВ 588 КНИГА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ. О СПОСОБЕ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАКОНОВ 642 КНИГА ТРИДЦАТАЯ. ТЕОРИЯ ФЕОДАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ФРАНКОВ В ИХ ОТНОШЕНИИ К УСТАНОВЛЕНИЮ МОНАРХИИ 656 КНИГА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ. ТЕОРИЯ ФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА ФРАНКОВ В ЕГО ОТНОШЕНИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ, ПРОИСХОДИВШИМ В ИХ МОНАРХИИ 693

ОПЫТ О ВКУСЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА 735

ПРИМЕЧАНИЯ 759 БИБЛИОГРАФИЯ РУССКИХ ПЕРЕВОДОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОНТЕСКЬЕ 771  

  • Назад

  • Вперёд

Личность Монтескье

Воспитание и пример отца сделали из Шарля Луи особого представителя дворянства. Он не шел открыто против устоев общества, но и не прогибался под требования двора. Имея состояние и знатную фамилию, Монтескье не пользовался всеми благами, которые были для него возможны. Он вел уединенный и закрытый образ жизни и не любил светские мероприятия. Салоны Шарь Луи посещал исключительно с целью наблюдения за обществом. Ему было интересно отмечать характерные черты разных слоев и анализировать их.

Монтескье много времени проводил в библиотеках и постоянно что-то читал или диктовал тексты своему помощнику. Он обладал неиссякаемым трудолюбием и большую часть времени проводил за работой. Среди друзей и знакомых Монтескье было много ученых, литераторов и людей творческих профессий. Все они признавали острый ум и писательский талант Монтескье.

Детство и юность писателя

В 1689 году в находящемся в предместье Бордо замке Ла Бред появился на свет будущий великий писатель. Шарль Луи родился в семье барона де Ла Бреда по имени Жак де Секонда. Отец был человеком просвещенным и проявлял независимость во взглядах. Он грамотно управлял имуществом и был хорошим семьянином. Являясь младшим ребенком в роду, он не унаследовал земли. Женитьба на девушке из знатного английского рода Пенель принесла ему в качестве приданого замок Ла Бред. Мать Луи была глубоко религиозной и увлекалась мистицизмом.

Крестным Шарля Луи стал нищий. Такой выбор был сделан, чтобы подчеркнуть общность всех людей. В честь крестного и назвали мальчика. В детстве он был скромным. Одевался просто и общался с крестьянскими детьми, что на всю жизнь привило ему любовь к деревенскому быту.

Когда мальчику было семь лет, умерла мать. Отцу было трудно справляться с маленькими детьми, которых помимо Шарля Луи было еще пятеро.

С 1700 по 1705 год учился в колледже Жюилли. Преподавали там духовные лица, но образование было светским. После окончания обучения отец настоял на том, чтобы сын стал осваивать науку правоведения в Бордоском университете.

использованная литература

Источники

Статьи и главы

  • Персона, Джеймс младший, изд., «Монтескье» (выдержки из главы 8). в литературной критике с 1400 по 1800 год (Gale Publishing: 1988), т. 7. С. 350–52..
  • Томаселли, Сильвана . «Дух народов».В книге Марка Голди и Роберта Воклера, редакторов, Кембриджская история политической мысли восемнадцатого века (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2006). С. 9–39.

Книги

  • Альтюссер, Луи , Политика и история: Монтескье, Руссо, Маркс (Лондон и Нью-Йорк, Нью-Йорк: New Left Books, 1972).
  • Оден, WH ; Кроненбергер, Луи , Книга афоризмов викингов (Нью-Йорк, Нью-Йорк: Viking Press, 1966).
  • Баландье, Жорж , Политическая антропология (Лондон: Аллен-Лейн, 1970).
  • Берман, Рик (2012), Основы современного масонства: великие архитекторы — политические изменения и научное просвещение, 1714–1740 (Истборн: Sussex Academic Press, 2012).
  • Покок, Д. Ф., Социальная антропология (Лондон и Нью-Йорк, Нью-Йорк: Шид и Уорд, 1961).
  • Рансел, Дэвид Л., Политика Екатерининской России: Партия Панина (Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1975) .
  • Шауб, Диана Дж., Эротический либерализм: женщины и революция в «Персидских письмах» Монтескье (Ланхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд, 1995).
  • Шеклтон, Роберт , Монтескье; Критическая биография (Oxford: Clarendon Press, 1961).
  • Шклар, Юдифь, Монтескье (серия Oxford Past Masters). (Оксфорд и Нью-Йорк, Нью-Йорк: Oxford University Press, 1989).
  • Сперлин, Пол М., Монтескье в Америке, 1760–1801 (Батон-Руж: издательство государственного университета Луизианы, 1941; перепечатка, Нью-Йорк: Octagon Books, 1961).

Книги (4)

Избранные произведения о духе законовРаздел: Философия

Ш.Л. Монтескье великий французский философ-просветитель, основоположник географической школы в социологии.

Монтескье отличался огромным историческим кругозором, что нашло отражение в его «Избранных произведениях о духе законов». Работа Монтескье «О духе законов» — основное произведение французского мыслителя, систематизирующее его философские, социологические, исторические, экономические и юридические взгляды. Над ним Монтескье работал около 20 лет — с 1728 по 1748 г.

Далее »

О духе законовРаздел: Философия

В настоящий том серии «Из классического наследия» вошло главное произведение французского философа-просветителя Шарля Луи Монтескье, блестящего знатока истории, теории права и государства, одного из основоположников географической школы и социологии.

Отталкиваясь от антропоцентрической позиции и выводя свои принципы не из предрассудков, а «из самой природы вещей», Монтескье создал свой итоговый философский труд не с целью порицать установления какой бы то ни было страны.

Далее »

Персидские письмаРаздел: Разное

«Персидские письма» (1721) Монтескье — изящный фривольный эпистолярный роман, жемчужина французской прозы первой половины XVII века.

Послания двух персидских путешественников Узбека и Рика, которые странствуют «по варварским землям Европы», дополняются письмами их оставшихся на родине корреспондентов. Описания парижских нравов, кафе, мод, театров сменяются остроумным рассказом о порядках, царящих в серале, и дворцовых интригах.

Читателей вряд ли обманул внешне наивный тон повествования. Встреча Запада и Востока на страницах романа стала одним из крупных художественных открытий, обеспечивших непреходящую ценность этого произведения Монтескье.

Далее »

Размышления о причинах величия и падения римлянРаздел: Философия

«Размышления о причинах величия и падения римлян» — философско-исторический трактат Шарля-Луи де Монтескьё. Первое издание вышло в 1734, исправленное издание в 1748.

В «Размышлениях» автор на примере римской истории доказывает, что только там, где граждане свободны и независимы, там, где весь народ участвует в управлении государством, общество в состоянии успешно развиваться. В прочих случаях государство теряет своё величие и в конечном счете терпит поражение от внутренних и внешних врагов.

Далее »

Добавить отзыв

Семья Монтескье

Жену для Монтескье выбрал его дядя. Она была хромой и достаточно уродливой, но могла составить выгодную партию благодаря своему происхождению и приданому. Из-за того, что Жанна была кальвинисткой, а Шарль Луи католиком, брак не должен был состояться. Во время венчания священник не стал уточнять вероисповедание жениха и невесты и это сделало такой союз возможным. Никакого торжества не было, а на бракосочетании присутствовало только несколько свидетелей.

Жанна была кроткой и не перечила мужу, у которого было много романов на стороне. Для Монтескье брак – это в первую очередь возможность продолжения рода. В семье Шарля Луи и Жанны родилось трое детей – две дочери и сын.

«Персидские буквы»

В его философском романе «Персидские буквы», трактате, политических доктринах представлены лично и в ярких образах

Мы не найдем здесь исчерпывающего освещения персонажей, автору было важно в острой публицистической форме, с художественной конкретностью донести до читателя философские и политические идеи. Сюжет романа разворачивается следующим образом: Богатый и благородный узбек и его подруга Рика едут в Европу, чтобы познакомиться с зарубежными обычаями и культурой

На родине узбеки оставляют после себя друзей, роскошный дворец (погребение), загородные дома и большой женский посох, которых держат в гареме под неустанным и жестоким присмотром белых и черных евнухов-рабов. Письма узбеков, его друзей, евнухов и персидских жен дают содержание романа. Такая повествовательная форма: давала автору большую свободу, тем более что нужно было затронуть очень острые политические вопросы, а также в какой-то степени обмануть бдительность королевских цензоров, облечь в свет тенденциозную политическую речь и увлекательную переписку «дикарей», обменивающихся мнениями о европейской «цивилизации». Несмотря на чрезвычайно изменчивую характеристику, читателю даются яркие образы персов: умного, избалованного узбекского, избалованного обожанием своих рабов; страстного, чувственного Заши; простого, близорукого евнуха Нарсита; и грубого, проницательного Солима. Не выходя за рамки эпистолярного романа, Монтескье превращает свое произведение в политический трактат. Книга Монтескье относится скорее к жанру философских романов, созданных Французским Просвещением XVIII века. В своем романе писатель анализирует два типа государств — восточный деспотизм и европейскую монархию — и критикует оба во имя республики. Монархия — это жестокое состояние, которое всегда перерастает в деспотизм. Святилище чести, славы и добродетели особенно установлено в республиках и. в тех странах, где может быть произнесено слово «отечество», говорит узбек, один из персонажей романа. Поэтому книга составлена в двух планах: с одной стороны — деспотическая Персия, с другой — монархическая Франция. Одной из основных идей социальной теории Просвещения было признание того, что деспотизм нивелирует человека и подавляет свободное развитие индивидуальных черт характера. Впервые эта идея была выражена в философском романе Монтескье. «С нами все персонажи однообразны, потому что все они вынуждены; мы видим людей не такими, какими они есть на самом деле, а такими, какими их заставляют быть». В этом порабощении сердца и ума слышится только голос страха, и страх имеет только один язык; не голос природы, который выражает себя так много и проявляется во многих формах», — оправдывается в одном из своих писем персидско-узбекский.

Политическое учение

  • Свобода, считал Монтескьё, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».
  • Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король (Президент).
  • Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».
  • Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии — честь, а для деспотии — страх.

Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов». Среди многих продолжателей учения Монтескьё был и итальянский мыслитель Чезаре Беккариа.

Труды Шарля Монтескье

«Персидские письма» — напечатаны в 1721 году. Писателя привлек восточный антураж, легший в основу произведения. Персидский путешественник рассказывает о своих впечатлениях от Франции и ее обычаев, включая религиозные и политические злоупотребления. Что самим французам кажется совершенно обычным, у иностранного путешественника вызывает глубокое недоумение. «Персидские письма» полны острого юмора, иногда переходящего в злую сатиру. Автор высмеивает и религиозные войны, и абсолютную монархию, и инквизицию, и даже Папу Римского.

«Размышления о причинах величия и падения римлян» — написана в 1734-м. В этой небольшой книге Монтескье разбирает причины возвышения Рима и его упадка. Их знание позволит в будущем избежать ошибок прошлого.

«О духе законов» — 1748 год. Это главный труд Шарля Монтескье – итог 20-ти летних размышлений, изысканий, литературной работы, позволивший облечь социальную и политическую науку в художественную форму, понятную широким массам. Он исследует природу законов и их связь с типом правления, физическими особенностями стран (климатом, количеством населения, рельефом местности и т.д.). Здесь же нашли отражение и идеи о принципе разделения власти, исполнительной, судебной, законодательной, привезенные автором из Англии. Эту книгу тремя годами позже внесли в «Индекс запрещенных книг», поскольку она подрывала устои французской монархии. Работой Монтескье интересовались первые лидеры Французской революции, книгу читали в США, где она была переведена на английский язык.

Конец жизни

Шарль Луи де Монтескьё скончался в 1755 году. Была ли его болезнь вызвана обильным интересом к чтению и книгам, неизвестно – и, тем не менее, умирая, он был полностью слеп. Тем не менее, после себя он оставил немало философских трудов, актуальных и по сей день.

Список основных работ

  • Воспоминания и беседы в Академии Бордо (1718–1721): включая беседы об отголосках, о почечных железах, о весе тел, о прозрачности тел и о естествознании.
  • Spicilège ( Gleanings , 1715 г. и далее)
  • Système des idées ( Система идей , 1716)
  • Lettres persanes ( Персидские письма , 1721 г.)
  • Le Temple de Gnide ( Храм Гнидоса , стихотворение в прозе; 1725)
  • Histoire véritable ( Истинная история , мечтательность; ок. 1723 – ок. 1738)
  • Arsace et Isménie ( Arsace and Isménie , роман; 1742)
  • La défense de «L’Esprit des lois» ( В защиту «Духа закона» , 1750 г.)
  • Essai sur le got ( Очерк вкуса , паб. 1757)
  • Mes Pensées ( Мои мысли , 1720–1755)

Окончательное издание произведений Монтескье издается Société Montesquieu. Планируется выпустить 22 тома, из которых (на февраль 2018 г.) половина вышла.

Биография Чарльза Монтескье

Монтескье родился в родовом поместье Ля Бреде недалеко от Бордо, его отец был дворянином семьи Секонда. В 1705 году он окончил колледж ораторов, а затем изучал право в Париже и Бордо.

В 1714 году Монтескье был назначен советником парламента Бордо. В 1715 году он женился на Жанне де Лартиг, протестантке, которая родила ему троих детей. В 1716 году, после смерти дяди, Карл унаследовал пост вице-президента парламента Бордо и титул барона. Но общественная служба вскоре стала для него обузой. В 1726 году он ушел в отставку с поста президента парламента Бордо, чтобы посвятить себя науке.

Монтескье вел уединенную жизнь, наблюдая за явлениями природы, размышляя и ищу нормы во всем. Как владелец Шато де Ла Бреде, он сохранил некоторые корпоративные убеждения, характерные для парламентской аристократии. В то же время он представлял собой редкий тип представителя французской аристократии того времени, который не позволял себе быть поглощенным соблазном роскошной жизни над моралью и жаждой знаний.

12 мая 1729 года Монтескье был посвящен в «Рог», Лондонский масонский домик.

Монтескье был частым гостем в литературных клубах и салонах и был знаком со многими литераторами, дипломатами и учеными.

Монтескье написал свою последнюю работу «Опыт вкуса» в 1752 году незадолго до смерти, и она была опубликована в 7-м издании в 1757 году.

Работа «О Духе Законов»

Законы, принимаемые мужчинами, должны основываться на возможности свободных отношений, а отношения правосудия должны предшествовать закону, который их устанавливает. У людей есть некоторые законы, которые определяют отношения между правителем и правящим — это политический закон. Существует также свод законов, которые определяют отношения между всеми гражданами — это гражданское право.

Как только люди объединились в обществе, они потеряли осознание своей слабости. Равенство, которое существовало до исчезновения и начала войны. Каждое общество осознает свою власть — отсюда и состояние войны между нациями. Индивидуумы чувствуют свою силу — начинается война между индивидуумами. Объект войны — это победа, а объект победы — это завоевание. Из этих принципов вытекает необходимость создания законов, составляющих закон наций.

Мир управляется не божественным провидением или удачей, а объективными общими причинами морального и физического порядка, которые действуют в каждом обществе и определяют «дух народа» и соответствующие формы и нормы государственной и правовой жизни.

Человек определяется как материальными, так и идеальными факторами:

  • С одной стороны, климат, почва, рельеф;
  • С другой стороны, обычаи, религия, законы и принципы управления.

В результате всего этого формируется общий дух народа. Необходимо избегать всего, что может привести к изменению духа нации. Необходимо, чтобы законодательная власть соответствовала духу народа, потому что этот дух не противоречит принципам правления, так как народ делает лучшее, что он свободно делает в соответствии со своим природным гением. Основная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, которую он отстаивает, — это политическая свобода.

Главная цель разделения властей — избежать злоупотребления властью. По мнению Монтескье, разделение и взаимное сдерживание властей является главным условием обеспечения политической свободы в ее отношении к структуре государства.

Известны три формы правления: Республика, Монархия, Деспотизм. Чтобы раскрыть их сущность, идей, которые даже невежественные люди имеют о них будет достаточно.

Республиканское правительство: когда власть находится в руках всего народа, это демократия, или в руках части народа, это аристократия. Монархия: концентрация всей власти в руках одного человека, правление которого наравне с дворянством определяется фиксированными непреложными законами, не позволяющими монархии превратиться в деспотию. Деспотизм: человек, который произвольно игнорирует все законы и правила.

Принципы правления:

  • Республика — Добродетель;
  • Монархия — Честь;
  • Деспотизм — Страх.

Одним из основополагающих законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть сосредоточена в руках народа. Однако, помимо постоянных законов, необходимы также указы Сената, которые являются актом временного действия.

Он охарактеризовал основные законы аристократии как право одной из секций народа принимать законы и следить за их исполнением.

Фундаментальные законы монархии определяются наличием косвенных способов перемещения власти. Самым важным из этих путей является власть дворянства, потому что если нет дворянства, то монарх становится деспотом.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Николай Александрович Бердяев, крупнейший русский политический, религиозный философ
  2. Соотношение сознания, психики, мышления и познания
  3. Понятие этнической общности людей
  4. События 1917 года глазами русских философов
  5. Этапы философии Нового времени
  6. Первые высшие технические учебные учреждения в России
  7. Понятие эстетических категорий, идеалов, норм, принципов
  8. Л. Лопатин и его философия
  9. Философские взгляды выдающихся ученых конца 19 – 20 веков
  10. Проблема истины в гносеологии

Критика Монтескье

Он ориентируется на наиболее существенные аспекты феодального государства: королевскую власть и католическую церковь. В ХХХVII Письме Монтескье пишет портрет «Короля Солнца» Людовика XIV, ставшего классическим образцом абсолютного монарха. Как выглядит французский король? Театральная маска величия сбрасывается, и перед нами предстает бездарный и тщеславный человек, который принимает турецкий и персидский деспотизм за свою желанную модель. Он любит славу и трофеи войны и в то же время не хочет ставить доброго генерала во главе войск; он отличает лакея и не затмевает достойного патриота. Наконец, он полностью во власти своей восьмидесятилетней любовницы (мадам Ментенон). Позже Монтескье назвал Людовика XIV «жадным по отношению к своему народу». Он также саркастически нападает на католическую церковь. Функция епископов, которую он иронизирует, состоит в том, чтобы позволить верующим нарушать законы в обмен на соответствующие денежные пожертвования. Это также функция папы, «старого идола, польщенного привычкой». Когда Монтескье был в Риме в 1738 году, он представился Папе Римскому. Последний принял его очень любезно, и даже позволил ему и всей его семье не соблюдать никаких постов до конца жизни. Монтескье был благодарен за такую лестную привилегию. Однако на второй день Папа послал ему быка, освобождающего его от поста, и счет на красивую сумму. Издевательский книжник вернул и быка, и счет Папе Римскому, заявив, что возьмет его на слово. Монтескье решительно осуждает религиозную нетерпимость Людовика XIV, который отменяет Нантский эдикт Генриха IV1 года. Он заявляет, что религиозный фанатизм породил бесчисленное количество кровопролитий, преступлений и беспощадных войн. «Никогда не было империи, в которой так много внутренних раздоров, как в Царстве Христа.» Писателя интересует не только церковь, но и религия. Земля является «атомом», «только точка во Вселенной», и боги являются не более чем создание воображения человека, который сделал их по своему образу и подобию. «Кто-то метко сказал, — пишет он, — что если треугольники сделают себя богами, они дадут им три стороны». В 1751 году некий аббат Готье опубликовал памфлет против писателя, который он назвал «Персидские письма», богохульной книгой».

Монтескье позволяет себе остроумные шутки и каламбуры о святой личности Божьей. Философ хорошо знал политическую реакционную природу церкви и религии. В его трудах мы находим такое предложение: «Христианство, как и магометанство, заботится только о благе грядущей жизни и жертвует ей земной жизнью, а поскольку религия подавляет в нас желание обеспечить земное процветание, то деспотизм, распространяющийся повсюду, угнетает нас все больше и больше» («Мысли и фрагменты»).

Шарль Луи Монтескье

Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё (фр. Charles-Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu). Родился 18 января 1689 — умер 10 февраля 1755. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов» (1748), сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей.

Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы.

Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 году, вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам Двора, и стал учёным в духе дворянской независимости.

Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728-1731 годах, имели характер серьёзных исследовательских поездок.

Инициация Монтескьё в лондонскую масонскую ложу «Горн», досточтимым мастером которой на тот момент являлся герцог Норфолкский, состоялась 12 мая 1730 года. «Бритиш Джорнэл» написала об этом событии спустя четыре дня — 16 мая того же года.

В течение 1734-1735 годов поступали сообщения об участии Монтескьё в масонских собраниях, которые публиковались в различных изданиях.

Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учёными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.

Наряду с Генри Боклем, немецким географом Фридрихом Ратцелем и российским социологом Львом Мечниковым был приверженцем географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической и биологической сред. Предтеча количественной теории денег, которую развивали Дэвид Юм, Джон Кейнс, Ирвинг Фишер, Милтон Фридман, Артур Пигу и т. п.

В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адама Смита.

Монтескьё, а также Жан-Жак Руссо (1712-1778) и Джон Локк (1632-1704) считаются основоположниками современных форм представительной демократии. Монтескьё сформулировал теорию Разделения власти, которая лежит в основе создания любого современного демократического государства.

Незадолго перед смертью в 1752 году Монтескьё написал самое последнее произведение «Опыт о вкусе», посмертно опубликованное в 7 томе «Энциклопедии» (1757).

Монтескьё считал, что свобода может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».

Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король (Президент).

Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».

Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии — честь, а для деспотии — страх.

Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов».

Среди многих продолжателей учения Монтескьё был и итальянский мыслитель Чезаре Беккарелиа Бонесано (1738-1794).

Работы Монтескье:

«Персидские письма», 1721
«Книдский храм» (фр. Le Temple de Gnide), 1725
«Размышления о причинах величия и падения римлян», 1734
«О Духе законов», 1748
«Опыт о вкусе», 1753.

Заключение

Шарль Луи Монтескье был приверженцем географической школы. Он считал, что приоритет в развитии цивилизации принадлежит географическим и биологическим условиям той или иной страны. В развитии и становлении законов, а также государственной власти он видел связь с внешними условиями. По его мнению, в каждой стране имелся набор факторов, который определял вектор движения правовой системы. Во всех исторических событиях он видел причинную связь.

В его трудах получили отражение идеи либерализма, которые в последующем были развиты другими правоведами и мыслителями. Монтескье выступал за закрепление прав и свобод человека и гражданина и освобождение от многовекового сословного гнета. Он считал, что верховная власть должна ограничиваться и контролироваться. Теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную стала прорывом в правовой науке. Она – залог демократии и закрепления прав граждан. Основная цель теории разделения властей – сдерживание произвола и злоупотребления полномочиями.