Оглавление
Буддийские храмы и монастыри Монголии
Монастырь Гандан (Гандантэгченлин) в Монголии – крупнейший в Улан-Баторе, был основан в 1835 году и знаменит 26-метровой статуей Авалокитешвары – «Мэгжид Жанрайсэг». Сейчас в монастыре проживают более 150 монахов.
Монастырь Эрдэни-Дзу – старейший на территории страны, расположен в городе Хархорин. Монастырь был основан в 1585 году и является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме этого, он считается частично действующим, хотя представителем религии принадлежит лишь один из храмов.
Храм Чойжин-ламы, основанный в 1904 году и построенный под влиянием китайского зодчества, сегодня является музеем тибето-монгольского искусства религии.
3.1.2 Какой религии был Чингисхан и его воины
Чингисхан своим восхождением на вершины власти был обязан не только своему полководческому дару, уму и жестокости, но и монгольским верованиям. С самого начала своей жизни Темуджин получил от небесных сил хороший знак — рождение во время грозы и кровавый сгусток в кулаке.
Помогла ему религия монгольской орды и позднее — шаман Тэб Тенгри убедил монголов в том, что Чингисхану предначертано собрать все племена кочевников воедино и завоевать для них всё, что лежит перед глазами. Так, Темуджин обрёл статус Великого Воина и провозгласил себя представителем Тенгри на земле. Род Чингисхана обрёл огромное влияние и был объявлен золотым, то есть благороднейшим из благородных.
Религиозная поддержка подпитывалась победами и новыми землями Монгольской империи, потому со временем великий хан ввёл массовые обряды по канону для своей орды — степные воины поклонялись Небесному богу или Тенгри.
Известно, что поддерживал свою религию Чингисхан не только на словах — есть свидетельства воинов, что хана можно было видеть уходящим в горы для молитвы, которая иногда длилась несколько суток.
Как и все тенгрианцы, он особо почитал огонь и приносил необходимые жертвы, как стандартные для язычников (скот, птицу и т.д.), так и, вероятно, человеческие.
Но особая жертва богу Тенгри приносилась во время военных походов: дым от пожарищ целых городов и поселений, убитые воины вражеских отрядов — все это должно было радовать Тэнгэр Эцэг сладким запахом горящей человеческой плоти…
Однако, не только древние шаманские верования были по душе хану. Тэмуджин был религиозно терпимым и интересовался философскими и моральными уроками других религий. Он консультировался с буддийскими монахами (в том числе с дзенским монахом Хайюнь), мусульманами, христианскими миссионерами и даосским монахом Цю Чуджи.
Восхождение хана
Чингисхан.
Монголия XII века располагалась между Китаем и Сибирью, тогда лишенной каких-либо государственных образований, и представляла собой скопище диковатых, но очень боевых племен кочевников-скотоводов. Объединения строились по принципу семья – род – клан – племя, то есть бал правило кровное родство.
Племена друг с другом то ссорились, то мирились (в процессе ссоры нормально было вырезать какое-нибудь из племен подчистую), но варились, так или иначе, в собственном соку, не угрожая могущественному Китаю, где тогда правила династия Цзинь.
Человеком, который изменил все, стал Тэмуджин, сын Есугей-багатура. Уже в 9 лет он остался сиротой – Есугея, известного полководца, предположительно отравили татары (одно из монгольских племен, к современным российским татарам не имеет отношения).
Молодые годы будущего великого правителя стали тем еще хождением по мукам – вдовам и детям Есугея приходилось скитаться по степи, их искали враги. Племя тайчиутов взяло в плен Тэмуджина, он сидел в колодках и только чудом смог сбежать. По сути подросток, он сумел выжить, нашел поддержку у друзей отца и, заматерев и приобретя сторонников, принялся воевать за объединение монгольских племен.
Есугей-багатур, отец Чингисхана, в представлении современного художника.
На это ушло больше двадцати лет – с 1184 по 1206 гг., и, несмотря на местечковость драк, уже тогда Тэмуджин зарекомендовал себя как храбрый, умный и безжалостный политик. Меняя союзников и врагов, как перчатки, молодой вождь по очереди отомстил всем, кто как-то обидел его или его семью.
Разгромил меркитов, похитивших его жену, крепко наказал тайчиутов за тот случай с колодками – но больше всего досталось татарам, предполагаемым убийцам отца. Одолев их в битве, Тэмуджин приказал перебить всех мужчин племени, кто выше тележной оси – то есть каждого, кроме двухлетних детей. Таков уж был джентльменский кодекс Великой Степи.
Этнические группы
Но кем же были предки монголов? Как показывают генетические исследования, основу современного народа Монголии составляют племена, что входили в состав Монгольской империи. Далеко не все они являлись родственными этносами, однако в процессе смешения образовали вполне однородную массу.
Большая часть этих племён разделялась на группы нирун и дарлекин. Что примечательно, судьба и история монголов разных регионов подвластных им земель складывались по-разному. Кроме того, и происхождение восточных, северных, западных и южных монголов значительно различается.
Представители восточных монгольских племён принадлежат к народностям халха-монголов, дархатов, элджигинов. Формирование этой этнической группы началось лишь в XVII веке из ряда компонентов, входящих в культуру основных народностей.
Группы
Сегодня эта монгольская ветвь отличается от других монголов своими национальными особенностями. На мой взгляд, причинами столь ярких различий могли стать и поздний период становления народов, и особенности появления смешанных этносов (например, хотогойтов).
К северным монголам принадлежит ряд этнических групп бурят. Они принадлежат к потомкам народов, что были расселены по территории Баргуджин-Токум (историческое название земель Бурятии). Бурятские народные предания рассказывают о двух братьях-близнецах, ставших прародителями их народа.
Кочевник / Arb Paninken / arb-paninken.artstation.com
Многочисленную группу западных монголов также называют ойратами или джунгарами. В летописях рассказывается о появлении этноса от четырёх братьев. Конечно, легенда не является историческим фактом, однако указывает, что изначально западные монголы разделялись на четыре ветви. Сегодня же они включают в себя множество родственных этносов.
Южные монголы составляют основу племён, проживающих на основной части современной Монголии. Из-за политической раздробленности и междоусобных войн, что были постоянным явлением после падения Золотой Орды, южные монголы разделились на несколько этнических групп. Учёные выделяют среди них семь основных родов, что и создали основу народа.
Две женщины-чахары (южно-монгольский этнос) в праздничных платьях / фотограф Адольф Эразмович Боярский
Письменная система
В 17-м веке Зая Пандита, монах-гелуг племени хошутов, разработал новую систему письма под названием «Тодо Бичиг» (чистая письменность) для использования ойратским народом. Эта система была разработана на основе более старого монгольского алфавита, но имела более развитую систему диакритических знаков, чтобы исключить неправильное прочтение, и отражала некоторые лексические и грамматические отличия ойратского языка от монгольского.
Система письма Todo Bichig использовалась в Калмыкии (Россия) до середины 1920-х годов, когда она была заменена латиницей, а затем и кириллицей. Это можно увидеть на некоторых общественных знаках в столице Калмыкии, Элисте, и поверхностно преподается в школах. В Монголии он также был заменен кириллицей в 1941 году. Некоторые ойраты в Китае до сих пор используют Тодо Бичиг в качестве основной системы письма, а также монгольский шрифт.
Памятник Зая Пандита был открыт к 400-летию со дня рождения Зая Пандита и к 350-летию со дня его создания Тод Бичиг.
Синьцзян-монголы
Монголы Синьцзяна составляют меньшинство, главным образом в северной части региона, насчитывающее 194 500 человек в 2010 году, около 50 000 из которых являются дунсянцами. Они в основном являются потомками выживших торгутов и хошутов, вернувшихся из Калмыкии, и чахаров, размещенных там в качестве гарнизонных солдат в 18 веке. Император послал сообщения с просьбой о возвращении калмыков и установил уменьшенную копию Поталы в Джехоле (Чэндэ) (загородная резиденция маньчжурских императоров), чтобы отметить их прибытие.
Модельная копия этой «Маленькой Поталы» была сделана в Китае для шведского исследователя Свена Хедина и была установлена на Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго (1893). В настоящее время он находится на хранении в Швеции, где планируется его возведение. Некоторые из репатриантов не зашли так далеко и до сих пор живут, как мусульмане, в юго-западной части озера Иссык-Куль в современной Киргизии.
История народа монголов
Термином «монгол» (искаж. «мэнгу») китайцы называли степные народы, кочевавшие на северных границах империи. В основном это были представители трех племен — маньчжурского, монгольского, тюркского. Сами кочевники называли себя «таталы», затем это слово видоизменилось в «татары». Основным занятием монголов было кочевое скотоводство, а ключевым элементом общества являлся род.
В XI-XII веках у кочевников появилась степная знать и образовались племенные объединения — политические общности во главе с ханами. Тогда же началось ярое соперничество аристократических родов за самое ценное — власть, пастбища, скот и женщин.
Вражда усугублялась политикой сильного и хитрого соседа — Китая, который стравливал кочевников между собой для предотвращения их объединения в единое государство. Однако, несмотря на ухищрения Китая и внутренние раздоры, в конце XII века монголы смогли договориться. Во главе нового племенного объединения стал Темучин (Тэмуджин) — талантливый полководец, замечательный организатор, холодный и расчетливый политик.
Начало
Стоит отметить, что знакомое нам сегодня наименование возникло уже куда позднее самого существования государства. А то, что мы называем Золотой Ордой, в эпоху своего расцвета звалось Улу Улус (Великий улус, Великое государство) или (государство Джучи, народ Джучи) по имени хана Джучи — старшего сына хана Темучина, известного в истории как Чингисхан.
Оба наименования довольно ясно обрисовывают и масштабы, и происхождение Золотой Орды. Это были весьма обширные земли, принадлежавшие потомкам Джучи, включая Бату, известного на Руси как хан Батый. Джучи и Чингисхан скончались в 1227 году (возможно, Джучи годом ранее), Империя Монголов к тому времени включала в себя значительную часть Кавказа, Средней Азии, Южной Сибири, Руси и Волжскую Булгарию.
Земли, захваченные войсками Чингисхана, его сыновей и полководцев, после кончины великого завоевателя разделились на четыре улуса (государства), причем оказался наиболее крупным и сильным, протянувшись от земель современной Башкирии до Каспийских ворот — Дербента. Западный поход, возглавляемый Бату-ханом, расширил к 1242 году подвластные ему земли на запад, а Нижнее Поволжье, богатое прекрасными пастбищами, охотничьими и рыболовецкими угодьями, привлекло Бату в качестве места для резиденции. Примерно в 80 км от современной Астрахани вырос Сарай-Бату (иначе – Сарай-Берке) – столица Улус Джучи.
Наследовавший Бату его брат Берке был, что называется, просвещенным правителем, насколько это позволяли тогдашние реалии. Берке, приняв в молодости ислам, не насаждал его среди подвластного населения, зато при нем значительно улучшились дипломатические и культурные связи с рядом восточных государств. Активно использовались пролегавшие по воде и по суше торговые пути, что не могло не сказаться положительно на развитии экономики, ремесел, искусств. Сюда съезжались с одобрения хана богословы, поэты, ученые, умельцы в ремеслах, более того, Берке начал назначать на высокие государственные посты не родовитых соплеменников, а приезжих интеллектуалов.
Эпоха правления ханов Бату и Берке стала очень важным в организационном плане периодом истории Золотой Орды – именно в эти годы активно формировался государственный управленческий аппарат, сохранивший актуальность много десятилетий. При Бату одновременно с установлением административно-территориального деления оформились владения крупных феодалов, была создана бюрократическая система и разработано довольно четкое налогообложение.
Причем, несмотря на то, что ханская ставка по обычаю предков больше половины года кочевала по степям вместе с ханом, его женами-детьми и огромной свитой, власть правителей была как никогда незыблемой. Они, так сказать, задавали основную линию политики и решали важнейшие, основополагающие вопросы. А рутина и частности препоручались должностным лицам и чиновничьему аппарату.
Преемник Берке – Менгу-Тимур – заключил с двумя другими наследниками империи Чингисхана союз, причем все трое признавали друг друга полностью независимыми, но дружественными государями. После его кончины в 1282 году в Улус Джучи наступил политический кризис, так как наследник был очень юн, а Ногай, один из главных советников Менгу-Тимура, активно стремился получить если не официальную, то хотя бы фактическую власть. Некоторое время ему это удавалось, до тех пор, пока повзрослевший хан Тохта не избавился от его влияния, для чего потребовалось прибегнуть к военной силе.
Эжине монголы
Монголы, жившие вдоль реки Эцзинь (Руо Шуй), произошли от Равжира, внука Торгутского хана Аюка из Волги.
В 1678 году Равжир со своей матерью, младшей сестрой и 500 людьми отправился в Тибет, чтобы помолиться. Когда они возвращались через Пекин в 1704 году, правитель Цин, император Канси, позволил им остаться там на несколько лет, а затем организовал для них «хошуу» в месте под названием Сертей и сделал Равжира губернатором.
В 1716 году император Канси отправил его со своими людьми в Хами, недалеко от границы Китая Цин и Зунгарского ханства, для сбора разведывательных данных против ойратов. Когда Равжир умер, его старший сын Дензен стал его преемником. Он боялся Зунгара и хотел, чтобы правительство Цин позволило им отойти от границы. Они поселились в Далан-Уул-Алтан. Когда Дензен умер в 1740 году, его сын, Любсан Дарья, стал его преемником и стал Бейлем. Сейчас в Эджине Торгутс около 5000 человек.
В 1753 году они поселились на берегах реки Эджин, и таким образом была образована река Торгхут «хошуу».
Последствия завоеваний
Чингисхан, его сыновья и внуки создали уникальную по своим размерам и устройству империю, подчинившую львиную долю континента. Народ численностью около миллиона человек захватил территории с населением порядка сто миллионов человек.
В результате нашествий более всего пострадали те регионы, которые подверглись нападению первыми — Китай и Средняя Азия. Сотни тысяч убитых, сожженные поселения, разрушение ирригационной системы основательно подкосили экономику этих территорий, огромная дань затормозила процесс их восстановления.
Для Руси последствия нашествия до сих пор остаются спорными. Термин «монголо-татарское иго», как обозначение многолетнего террора и грабежей, в современной историографии подвергается сомнению. Считается, что Русь была вассалом Золотой Орды, однако в полном подчинении у нее не была.
Более того, благодаря монгольскому нашествию Московское княжество смогло впоследствии объединить вокруг себя остальные русские княжества. Аналогичные процессы проходили и на других завоеванных землях — итогом объединения огромных территорий под властью кочевников стало возникновение крупных государств.
Монголы сегодня
Сегодня Чингисхана можно увидеть в качестве скульптуры в крупных городах Монголии или на денежных знаках. Что интересно, при покупке товара или передаче денег монголы всегда поворачивают их портретом Чингисхана вверх. Так они выражают почтение великому Тэмуджину, которым восхищаются по сей день. Этот человек превратил в ад жизнь многих покорённых народов, но для монголов являлся поистине вдохновляющим лидером и славным правителем.
Современные монголы значительно отличаются от своих воинственных и грозных предков. Они мечтают укреплять свою страну, развивать её экономику и уверенно идти к будущему. Надо признать, вести мирную деятельность у монголов выходит не хуже, чем воевать — у их предков. Если говорить обо всех монгольских народах мира, то это — одна из самых многочисленных этнических групп. Она включает в себя более 10 миллионов человек, значительная часть которых проживает в Монголии и Китае.
Быт и обычаи монголов – страна с уникальной культурой
Монголия – страна с уникальной культурой, которую в большинстве своём определил образ жизни кочевников-скотоводов. Даже в языке народа присутствует целые классы терминологии, посвящённые скотоводству, климату и географическим особенностям степей.
Некоторые монголы до сих пор придерживаются образа жизни их предков и живут в юртах, носят традиционную одежду и верят в знаки.
Культовые места обо, которые представляют собой кучи из деревьев или камней, обязательно украшенных ленточками или флажками, до сих пор встречаются в стране. К ним традиционно подносят конфеты и рис, чтобы задобрить духов перед ответственной поездкой.
В простом сложное – культура монголов
Религиозная культура монгольского народа – это сложная система многовековых воззрений и ритуалов. Предки монголов обожествляли природные объекты. Особо почиталось небо. В мифических представлениях этноса Небо было посредником между высшим миром и обычным житейским существованием. Камни – другая святая стихия этого народа. Твердость, мощь и непоколебимость веры ассоциировалась с горами, камнями, землей. Традиция возведения каменных пирамид у монголов называется Ово. Груда камней и энергетика, получаемая от строительства такой конструкции, у монголов воспринимается с почтением. Вблизи Ово не шумят, практически не разговаривают, ведь это место для свободы мысли. Разрушить священную пирамиду – великий грех. Не с меньшим уважением монголы относятся и к огню. Костер, подобно семейному очагу, собирает вокруг близких и отгоняет нечисть. Пламя костра не заливают водой, не касаются острием ножа. Старую и грязную одежду, ненужный мусор никогда не сжигают, чтобы не оскорбить Дух огня.
Рождение империи
Темучин (1154/1162 (?) — 25 авг. 1227) был сыном хана Есугэя и рано лишился отца. Его детство и юность прошли в условиях междоусобных раздоров мелких племен. Повзрослевший Темучин собрал отряд молодых воинов (орду) из нескольких тысяч всадников, которые жили за счет добычи. В эту дружину принимались все желающие. Со временем орда стала грозной силой — ей подчинились все окрестные племена, а Темучин на совете знати (курултае) в 1206 году был выбран кааном. Он взял себе имя Чингисхан («Владыка мира», на тюрк. Тэнгисхан).
Чингисхан верил, что был послан самим Небом для превращения разрозненных кочевых племен в могущественную империю. Для исполнения этой задачи ему нужна была абсолютная власть с централизованным управлением. В противовес Чингисхану большая часть аристократии во главе с бывшим побратимом Темучина гурханом Джамухой желала сохранить свои полномочия и привилегии на местах. Знать планировала создать объединение на основе племенной конфедерации.
В итоге Темучин смог одержать победу в жестокой политической борьбе, безжалостно истребив самых непокорных представителей степной аристократии, включая Джамуху, и подчинив остальных. С этого момента началось объединение степняков.
Расцвет Монгольского государства
Первые монгольские общины были кочевниками, занимавшими незначительные территории у южных берегов Амура. Первое государственное объединение племён было образовано лишь к XII веку, и с тех пор история становления монголов как народа начинает развиваться крайне стремительно.
“Государство всех монголов”, как называл его народ, просуществовало совсем недолго, распавшись из-за междоусобиц. Но в XIII веке Темучин объединяет монгольские племена Алтая, Маньчжурии и Центральной Монголии, после чего становится ханом нового государства.
Главной заслугой правителя стало укрепление державы, создание могущественного царства завоевателей и воинов. Ряд реформ и преобразований сделал монгольское общество сильным и сплочённым. Кроме того, при Темучине сурово карались проступки и преступления. Виновные даже в самых незначительных нарушениях наказывались со всей строгостью.
Темучин получил титул Чингисхана, народ боялся и боготворил его. В период его правления культура монголов находилась на пике своего расцвета. При нём была построена столица государства, Каракорум. Именно к времени правления Чингисхана относится развитие монгольской письменности, появление текстов “Сокровенного сказания монголов”.
Хошутское ханство
Оираты обратились в тибетский буддизм около 1615 года, и вскоре они стали вовлеченными в конфликт между школами гелуг и карма-кагью. По просьбе школы гелуг в 1637 году Гуси-хан, лидер хошутов в Коко-Норе, победил Чогту Кхонг Тайджи, принца Халха, который поддерживал школу Карма Кагью, и завоевал Амдо (современный Цинхай).
Объединение Тибета последовало в начале 1640-х годов, когда Гюши-хан был провозглашен ханом Тибета 5-м Далай-ламой и основанием Хошутского ханства. Сам титул «Далай-лама» был присвоен Алтану Ханом (не путать с алтанскими ханами Халхи) третьим ламой из линии Гелуг тулку, что в переводе с монгольского означает «Океан мудрости».
Тем временем Амдо стал домом для хошутов. В 1717 году джунгар вторглись в Тибет и убили Лха-бзан-хана (или Хошут-хана), внука Гюши-хана и четвертого хана Тибета, покорившего Хошут-ханство
Империя Цин победила Джунгар в 1720-х годах и провозгласила власть над Ориатами через Маньчжурско-Монгольский Альянс (серию систематических браков между князьями и принцессами Маньчжу с монахами Халха и Монголами-Ориатами, которая была создана как королевская). политика проводилась более 300 лет), а также в отношении контролируемого хошутами Тибета.
В 1723 году Лобзанг Данджин, другой потомок Гюши-хана, захватил Амдо и попытался захватить Хошутское ханство. Он сражался против армии династии Маньчжурия, но потерпел поражение только в следующем году, и 80 000 человек из его племени были казнены армией маньчжуров из-за его «попытки восстания». К тому времени население верхних монголов достигло 200 000 человек и находилось в основном под властью князей халха-монголов, которые были в брачном союзе с маньчжурскими королевскими и дворянскими семьями. Таким образом, Амдо попал под господство маньчжуров.
Экспансия с Запада
Одновременно с наступлением Золотой Орды на южные границы Русского государства с северо-запада страны началась европейская экспансия. Шведы, которые давно стремились подчинить себе новгородские земли, посчитали время монгольского ига самым благоприятным для начала своих походов.
В 1240 году на берегах Невы состоялось мощнейшее сражение Ливонского ордена и войск Александра Невского (получил свое название по месту знаменательной битвы). Ум и сообразительность молодого князя позволили получить преимущество в битве с противником, и разгромить его не подпустив к русским границам.
В 1242 году немецкие крестоносцы вновь предпринимают попытку захвата русских земель. Ключевым событием в этом походе стала битва на Чудском озере, показавшее силу и храбрость жителей Руси. Благодаря этой битве народы, заселяющие русские земли ощутили свои возможности, и началась подготовка к разгрому противников как с северной, так и с южной стороны. Эта битва вошла в историю под названием Ледовое побоище.
Смотрите также:
- Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики
- Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества
- Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город
- Культурное развитие русских земель и княжеств
Открытие и переводы
Тайная история монголов в правительственном здании в Улан-Баторе, профессор Б. Сумиябаатар
Б. Сумиябаатар (монг.), «Словарь монгольской тайной истории: монголо-китайский, китайско-монгольский словарь», «A-B», 290 стр., 2010, ISBN 978-99962-842-1-2
Единственные сохранившиеся копии работы — это транскрипции оригинального монгольского текста с китайскими иероглифами, сопровождаемые (несколько более коротким) встроенным глоссарием и переводом каждого раздела на китайский язык. В Китае эта работа была хорошо известна как текст для обучения китайцев чтению и письму на монгольском языке во времена династии Мин , а китайский перевод использовался в нескольких исторических произведениях, но к 1800-м годам копии стали очень редкими.
Баавудай Ценд Гун (1875–1932) был первым монгольским ученым, переписавшим «Тайную историю монголов» на современный монгольский язык в 1915–1917 годах. Первым, кто открыл « Тайную историю для Запада» и предложил перевод китайского глоссария, был русский китаевед Палладий Кафаров в 1866 году. Первые переводы реконструированного монгольского текста сделал немецкий китаист Эрих Хениш (редакция реконструированного оригинального текста : 1937; перевода: 1941, второе издание 1948) и Поля Пеллио (изд. 1949). Цендийн Дамдинсурен перевел летопись на халха-монгольский в 1947 году. Б.И. Панкратов опубликовал перевод на русский язык в 1962 году.
Артур Уэйли опубликовал частичный перевод Тайной истории , но первый полный перевод на английский язык был на Фрэнсисе Вудман расщепляет , Тайную историю монголов: в первый раз Совершен на английский язык из оригинального языка , и при условии с экзегетическим комментарием . Архаичный язык, принятый Кливсом, не удовлетворил всех, и в период с 1972 по 1985 год Игорь де Рахевильц опубликовал новый перевод в одиннадцати томах серии « Документы по истории Дальнего Востока» с обширными сносками, комментирующими не только перевод, но и различные аспекты. монгольской культуры. (Издательство Brill Publishers выпустило издание де Рашевильца в виде двухтомного набора в 2003 году.) В 2015 году де Рашевильц опубликовал в открытом доступе версию своего предыдущего перевода «Тайная история монголов: монгольская эпическая хроника тринадцатого века», которая является полным переводом, но опускает обширные сноски к его предыдущим переводам.
«Тайная история монголов » была опубликована исследователями в переводе более чем на 30 языков.
В 2004 году правительство Монголии постановило, что копия «Тайной истории монголов», покрытая золотыми пластинами, должна быть расположена в задней части здания правительства.
Этимология
Название, вероятно, означает «ой» (лес) и «ард» (человек), и они были включены в число «лесных людей» в 13 веке. Второе мнение полагает, что название происходит от монгольского слова «oirt» (или «oirkhon»), означающего «близко (как на расстоянии)», как и «близко / ближе».
Название Oirat может быть получено из искажения оригинального названия группы Dörben Öörd, что означает «Союзническая четверка». Возможно, вдохновленный обозначением Дёрбен Орд, другие монголы временами использовали для себя термин «монахи дочин» («дочин», означающий сорок), но редко было так велико единство среди большего числа племен, как среди ойратов.
Кавказский Лев
В X-XI веке Аланское царство — сильный союзник Византийской империи. Константину Аланскому Константин IX Мономах пожалует титул магистра и женится на дочери аланского царя. Бронированная аланская конница будет бить франков Воэмунда Антиохийского в Эпире, а затем турков Султана Мелик-Шахав составе византийской армии.
Регулярные войны против персов сплотят и Кавказ. И с XII века Грузинское царство в союзе с Аланией. Благодаря Тамары Великой, дочери аланки Вурдухан и ее мужа — соправителя аланца Давида Сослана.
С другой стороны союзником алан будут местные племена — лезгины, черкесы, абхазы, вайнахи (ингуши/чеченцы), и т.д. Главным союзником алан на Севере станут половцы — хозяева Великой Степи.
Управлял царством в столице Магас один из древних родов сарматской аристократии. Царь назывался музтазхир. Каждый знатный род поставлял свой родовой отряд, отряды формировали аланскую кавалерию.
Союзники/вассалы формировали пехоту. А население – ополчение. До нас дошло описание пехотного построения горных вайнахов – макаж, клин воинов, располагавшийся впереди пехотного построения алан.
Как татаро-монгольское иго изменило русских
Фото │ okt.zone
Как татаро-монгольское иго изменило русских • Русь и Золотая Орда • Татары и возвышение Москвы • Что русские переняли у татар? Ордынское Иго в истории Руси по «понятиям» • Золотая Орда — не сборище головорезов |
Монголо-татарское иго традиционно рассматривается в России как черная полоса в истории страны.
Но татары были не только завоевателями Руси. Татарская культура глубоко проникла в русскую, сделав нас такими, какие мы есть. Недаром ведь говорят: «Поскреби русского – найдешь татарина».
Русь и Золотая Орда
Когда в XIII веке монгольские завоеватели вторглись на русские земли, они стали для них легкой добычей. Это была слабая и раздробленная страна, где отсутствовала центральная власть. Захватчики основали свое государство по соседству с Русью, куда вошли Поволжье, Северный Кавказ, Крым и половецкие степи. Население было в основном тюркское. Вскоре официальной религией этого государства стал ислам.
Русские князья попали в вассальную зависимость от татарских ханов. Орда решала, кто будет князем на Руси. Для этого претендент приезжал в Сарай-Бату, а позже в Сарай-Берке, чтобы получить ярлык на княжение. Малолетние княжичи оставались в Орде заложниками. Но они не были в положении пленников или невольников. К ним относились с подобающим почтением, учили всему, что должен знать будущий правитель. В дальнейшем княжичи возвращались на Русь. Многие из них становились властителями своих земель. Они пользовались полученными в Орде знаниями о государственном управлении и военном деле.
Нередко русские князья брали в жены родственниц хана. Таким образом, большая часть русской аристократии имеет татарские корни.
Татары и возвышение Москвы
Создание могущественного русского государства со столицей в Москве во многом произошло благодаря монголо-татарскому игу. Татарское владычество сблизило Русь со странами Востока и оградило ее от притязаний европейских завоевателей.
Москва, которая ранее была лишь одним из городов сильного Владимирского княжества, постепенно стала центром объединенных русских земель. Золотая Орда позволяла Москве возвышаться, так как видела в московских князьях верных вассалов и союзников против усиливающегося Литовского княжества. Тогда Литва, где князьями были славяне, стала мощным центром объединения славянских земель, неподвластных Орде.
Золотоордынские ханы, потакая возвышению Москвы над всеми русскими землями, упустили момент, когда Русь вышла из-под их контроля. Первым независимым русским князем можно было назвать Дмитрия Донского, который объявил преемником своего сына, не спросив на это разрешения в Орде. Куликовская битва не освободила русские земли от татарского господства, но стала началом усиления Руси и ослабления Золотой Орды.
Великое татарское государство распалось на Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское, Касимовское ханства. Постепенно эти земли стали частью Российского государства, а сами татары стали подданными русских царей.
Что русские переняли у татар?
Долгое время русская знать одевалась по татарской моде. По одежде было трудно отличить русского вельможу от татарского мурзы.
В военном деле русские также многое переняли у татар. На смену русскому мечу пришла татарская сабля. Более легкое вооружение и доспехи, высокая маневренность помогли русским одержать немало побед над европейскими соседями.
Финансы, таможня, почтовая служба в России были организованы по ордынскому образцу. Даже слово «ямщик» – татарского происхождения.
Что касается языковых заимствований, то около двух тысяч слов в русском языке имеют тюркские корни. Среди них можно назвать деньги (данг – ордынская валюта), базар, кабала, таможня (тамга – торговая пошлина).
Даже русское пристрастие к чаепитиям в нашу страну принесли татары.
Как ни странно, монголо-татарское иго не было для Руси проклятием. Возможно, именно благодаря татарскому владычеству Россия смогла впоследствии стать великой и могущественной державой, а русская нация – сформироваться в ее теперешнем виде.