Микенская греция

Оглавление

Периодизация

  1. Крито-микенский период (конец III—II тыс. до н. э.): минойская и микенская цивилизации; возникновение первых государственных образований; развитие мореплавания; установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока; возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время обитало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.

    1. Минойская цивилизация (Крит):

      1. Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э.): господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.
      2. Среднеминойский период (XXII—XVIII вв. до н. э.; период «старых», или «ранних», дворцов): появление раннегосударственных образований в разных уголках острова, строительство монументальных дворцовых комплексов, возникновение ранних форм письменности.
      3. Позднеминойский период (XVII—XII вв. до н. э.): создание морской державы Миноса, объединение Крита, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте), активные контакты с древневосточными государствами. Стихийное бедствие середины XVI в. до н. э. (минойское извержение) становится причиной упадка минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.
    2. Элладская цивилизация (Балканская Греция):

      1. Раннеэлладский период (XXX—XXI вв до н. э.): господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения, появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.
      2. Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н. э.): расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка — ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции; начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.
      3. Позднеэлладский период (XVI—XII вв. до н. э.; микенская цивилизация): возникновение раннеклассового общества у ахейцев; формирование производящей экономики в сельском хозяйстве; появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др.; формирование оригинальной письменности; расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа — дорийцы, что влечёт гибель микенской государственности, начало греческих тёмных веков и следующего исторического периода.

Помимо данной, существуют и другие периодизации.

Литература

  • Андреев Ю. В. От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III — нач. I тысячелетия до н. э.). — СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. — 864 с. — ISBN 5-86007-273-2.
  • Ардзинба В. Г., Янковская Н. Б. Хеттское царство и Эгейский мир // История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. — Ч. II. Передняя Азия, Египет. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. — С. 118—201.
  • Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. — М.: Наука, 1976. — 192 с.: ил.
  • Блаватская Т. В. Греция в период формирования раннеклассового общества (XXX—XII вв. до н. э.) // История Европы. — Т. 1. Древняя Европа. — М.: Наука, 1988. — С. 138—173.
  • Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. — М.: Издат. фирма «Восточная литература», 1996. — 328 с.
  • Гринбаум Н. С. Микенологические этюды (1959—1997). — СПб.: Алетейя, 2001. — 242 с.
  • Лурье С. Я. Язык и культура микенской Греции. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. — 402 с.
  • Удивительные эгейские царства / Пер. с англ. Т. А. Азаркович. — М.: Терра, 1997. — 168 с.: ил. — (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»). — ISBN 5-300-00871-0.
  • Щукарев А. Н. Микенские древности // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Развитие цивилизации

Развитие эгейской цивилизации проходило неравномерно, её центры переживали эпохи падений и расцвета в разное время. Процесс формирования эгейской цивилизации был сложным и длительным:

  • цивилизации западной Анатолии и Средней Греции возникли на основе местного неолита;
  • на островах восточной части Эгейского моря большое влияние имела цивилизация Трои;
  • западно-анатолийское влияние было сильным и на других островах.

Города, укреплённые стенами с башнями и бастионами, с общественными зданиями и храмами появились в западной Анатолии в 3000—2000 гг. до н. э.; укреплённые поселения в материковой Греции — в конце 2300—2000 гг. до н. э.; на Крите крепости не обнаружены.

Около 2300 до н. э. Пелопоннес и северо-западная Анатолия пережили вражеское вторжение, о чём свидетельствуют следы пожаров и разрушений в поселениях. Под влиянием захватчиков (возможно, индоевропейского происхождения) до 2000—1800 гг. до н. э. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои, некоторых островов.

На Крите, не разрушенном захватчиками, продолжала развиваться минойская цивилизация; сначала в 2000—1800 гг. до н. э. появилась иероглифическая письменность, с 1600 до н. э. — линейное письмо А.

На Кикладах и Додеканесе развивались собственные культуры, хотя и испытавшие влияние минойской, но сохранявшие самобытные черты и, видимо, имевшие иное происхождение.

Средний бронзовый век (2000—1500 гг. до н. э.) — период наибольшей консолидации эгейской цивилизации, о чём свидетельствует определённое единство материальной культуры: керамики, металлических изделий и другого.

Около 1600 до н. э. вторжение в материковую Грецию новых племён (возможно, ахейцев), воины которых использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших государств микенского периода около других центров — Микен, Тиринфа, Орхомена.

Пример линейного письма Б

Около 1470 до н. э. некоторые центры эгейской цивилизации (особенно Крит) пострадали от извержения вулкана Санторин. На Крите появилось ахейское (микенское) население, которое принесло новую культуру и линейное письмо Б.

С 1220 г. до н. э. эгейская цивилизация переживает глубокий внутренний кризис, что сопровождается вторжением дорийцев и «народов моря», что приводит эгейскую цивилизацию к гибели.

Общественные отношения Микенской Греции позднеэлладского периода

Таблички представляют собой архив главным образом царского и храмового хозяйства. По-видимому, значительную часть лиц, упоминаемых в текстах, составляют рабы. В очень многих случаях указывается место происхождения рабов; обычно это какие-либо греческие поселения, но в Пилосе были рабы и из Кносса. Учитываются в табличках и дети рабынь. В особых случаях перечисляется довольно большое количество мальчиков и девочек, пожертвованных храмам различных греческих богов. Вообще, если судить по данным табличек, большинство рабов принадлежало храмам.

Упоминаются в надписях рабы, занятые в скотоводстве и ремесле, многие были посажены на землю и обязаны поставлять храмам определённое количество продовольствия. Пилосские таблички заключают в себе много сведений о доэлой. Этот термин, вероятно, соответствует греческому дулой, обозначавшему рабов. Группа называемых этим термином лиц насчитывает многие сотни человек. Таким образом, пилосские таблички полностью подтверждают рабовладельческий характер греческих обществ микенского периода.После того, как был найден ключ к чтению свыше 3 тыс. кносских и пилосских табличек со знаками линейного письма В, которые в течение полувека представляло собой загадку для исследователей, становится возможным дать общую картину социальных отношении микенского и позднеминойского общества.

Аграрные отношения, если судить на основании тех же текстов, были примерно следующие. Часть земледельцев владела земельными участками; о других говорится как об арендаторах. Арендаторы земли вносили плату за свои участки натурой. Выше указывалось, что многие храмовые рабы были также посажены на землю, очевидно, принадлежавшую храмам. Наряду с этим в табличках говорится и о царских участках, обозначаемых термином теменос, встречающимся и в гомеровском эпосе. Очевидно, расслоение свободного земледельческого населения было уже значительным.

Довольно много и в пилосских и в кносских табличках говорится о ремесленниках. Перечисляются чаще всего кузнецы, которым выдаётся металл, вероятно, в слитках, и которые сдают готовую продукцию; кузнецы получают за это продовольствие; им даются и рабы. В табличках иногда идёт речь о значительных количествах металлических изделий; в одной надписи упомянуто 217 топоров, в другой — 50 мечей, в третьей — 462 пары колёс. Кузнецы, так же как земледельцы, получали определённые задания, но были освобождены от поставок продовольствия. Ткани, белые и цветные, и одежда производились рабынями, которые также сдавали определённое количество готовой продукции.

Относительно мало говорится в табличках о господствующем классе рабовладельцев; упомянуты басилеи — термин, которым обозначались племенные вожди (“цари”) в гомеровских поэмах. Однако они играли ещё сравнительно скромную роль. В текстах упоминаются жрецы и некоторые другие категории знати.

Отношения собственности на землю, наличие значительных храмовых хозяйств и состав господствовавшего класса рабовладельцев, в котором большую роль, по-видимому, играли жрецы, делает общество микенского периода более сходным с обществами некоторых ранних восточных рабовладельческих государств, чем с позднейшими рабовладельческими обществами Греции.

Падение микенской культуры

При анализе причин падения рабовладельческой микенской культуры обычно указывается на то, что вытеснившие “микенцев” дорийцы имели вооружение из железа и что мощь микенского общества была подорвана длительной Троянской войной. Этого объяснения далеко не достаточно.

Упадок микенской культуры начинается, по крайней мере, за столетие до переселения дорийцев. Данные пилосских надписей доказывают, что в Пилосе имелись массы жестоко эксплуатируемых рабов и безземельных. Именно эта причина должна была в решающей степени ослабить сопротивляемость рабовладельческого микенского общества перед лицом дорийских племён, которые не знали ещё острых классовых противоречий. К тому же ранние рабовладельческие микенские общества сложились только в немногих центрах Пелопоннеса и, возможно, Средней Греции; основная масса окружающего населения жила ещё в условиях, близких к условиям предшествующего периода, и, вероятно, также подвергалась эксплуатации микенских и других рабовладельцев.

Все эти обстоятельства и предопределили крушение микенской культуры.В XIII в. до н. э. выступают все более отчетливо признаки ослабления микенского общества; внешние связи постепенно уменьшаются; в самих Микенах ведётся только оборонительное строительство. Вскоре наступает окончательное падение микенской культуры. Археологические раскопки показывают, что в это время совершенно прекращается строительство; отсутствуют данные о внешних связях; даже местной керамики становится несравненно меньше. Такая же картина упадка наблюдается и в Тиринфе.

Только в Афинах, как это было выяснено сравнительно недавними раскопками, в XIII и XII вв. до н. э. идёт интенсивное оборонительное строительство. В Афинах были укреплены стены акрополя, расширена система оборонительных сооружений и вырыт проход к источнику воды на глубину 30 м ниже уровня акрополя. Эти мероприятия проводились перед лицом общей угрозы для всего микенского мира. Такой угрозой, по-видимому, было вторжение племён дорийцев. Наряду с ионийцами, ахейцами и эолийцами, дорийцы представляли собой одну из основных групп древнегреческих племен.

По свидетельству античных авторов, переселение дорийцев началось спустя 80 лет после падения Трои, следовательно, в самом конце XII в. до н.э. Археологические данные подтверждают, что падение Микен произошло в последней трети XII столетия до н.э. Представляется несомненным, что микенское общество пало под ударами племен дорийцев.

Несмотря на быстрое падение ранних рабовладельческих обществ микенской Греции, они сыграли довольно большую роль в дальнейшем развитии греческой культуры, которая многое унаследовала от обществ позднеэлладского периода. Местное население не было уничтожено дорийцами; культура греческих племён I тысячелетия до н.э. многими своими корнями уходит в микенский период.

Этапы развития

В истории развития критской цивилизации выделяют два основных периода: микенский и минойский. На протяжении всей эгейской эпохи несколько раз наблюдался как расцвет, так и упадок культуры.

Минойский период

Этот этап развития цивилизации назван в честь мифологического царя Минея, героя древнегреческих легенд. Основные культурные центры государства располагались возле дворцов. Критское население активно занималось мореплаванием, торговлей и развитием сельского хозяйства. Постоянный приток богатств, выгодное географическое положение и плодородные земли являлись важнейшими факторами развития государства.

XVII век до н. э. относится к расцвету минойской цивилизации. В крупных городах строились роскошные дворцы. Минойская архитектура имела несколько особенностей:

  1. Наличие световых колодцев.
  2. Использование в декоре оригинальных колонн, расширяющихся кверху.
  3. Наличие многочисленных лестниц и пандусов.
  4. Стены украшались пёстрыми фресками с изображениями растений и морских животных.

Примечательно, что в минойский период не изображали боевые сцены. Археологами не было найдено ни одной крепости или другого укреплённого сооружения. Это свидетельствует о том, что население вело мирный образ жизни. Критские народы были уверены в безопасности собственного государства. Местные правители вели весьма либеральную политику. Ещё до демократических преобразований Перикла минойские цари предпочитали делить со своим народом все приобретённые богатства.

В середине XVI века до н. э. на Крит обрушилось мощнейшее цунами, которое полностью накрыло северную часть острова. Стихийное бедствие было спровоцировано извержением вулкана Санторин.

Вторжение ахейцев

Одновременно с минойской цивилизацией на материковой части Греции появилась микенская государственность. У ахейцев не было самобытной культуры. Большинство традиций они переняли у жителей о. Крит.

Но ахейцы, в противоположность минойцам, отличались воинственностью. Их города имели вид цитаделей, окружённых плотно застроенными поселениями. Крепости возводились на возвышенностях и огораживались высокими стенами из камня. Самые крупные греческие города были заложены именно в микенский период. С приходом ахейцев построены:

  • Афины;
  • Фивы;
  • Микены;
  • Аргос;
  • Спарта.

Упадок государственности

Из-за Троянской войны экономическая и боевая мощь государства была подорвана. В XII веке на территорию материковой части Греции вторгаются племена дорийцев. Армия противника отличается многочисленностью и хорошей подготовкой. Микенцы не смогли устоять под натиском неприятеля, поэтому были полностью повержены.

Характеристика крито-микенской цивилизации представлена в таблице.

Вопросы Минойская цивилизация Микенская цивилизация
Где располагались культурные центры? На островах Крит, Кносс и Фест На материковой части Греции, в Микенах и Тиринфе
Каковы особенности культуры? Развитие письменности и керамического ремесла. На картинах и фресках преобладают изображения растений и животных. Культура перенимается у жителей острова Крит
Каковы отличительные черты градостроения? Активное строительство дворцов. Отсутствие укреплённых сооружений и крепостей Города строились на возвышенностях. Возводились цитадели. Наличие высоких каменных стен
Почему произошла гибель цивилизации? Извержение вулкана и цунами привели к глобальным разрушениям городов. Ослабленную цивилизацию захватили ахейцы Резкие климатические изменения привели к отсутствию урожая. Троянская война подорвала экономическую и боевую мощь. Массовое вторжение дорийцев

В XII веке наступил исторический период, который принято называть Тёмными веками. Дорийцы не стали перенимать древнюю критско-микенскую культуру. Они смогли заполнить территорию всей Греции и близлежащих островов. Многие строения и произведения искусства были уничтожены. К тому же в регионе наблюдалось резкое изменение климата. Из-за непогоды в городах начался голод и экономический упадок. Постепенно произошла гибель микенской государственности.

Микенская Греция: Позднеэлладский период (XVI — XII вв. до н.э.)

Наиболее показательно для этого времени изменение в формах захоронений; на протяжении всего III и II тысячелетий насчитывается 5 основных групп погребений: ямные, ящичные, шахтовые, камерные и купольные. Ямные могилы представляют собой овальные или прямоугольные углубления в земле, обычно скалистой; на тело покойника клали глиняные миски; эти захоронения характерны для ранне- и среднеэлладского времени, но встречаются и в поздний период.

Позднеэлладский период продолжался примерно с 1600 г. до н. э. В истории материковой Греции это время называется также микенским, по имени главного центра культуры того периода — Микен. Количество археологических памятников очень велико. Наиболее выдающиеся памятники происходят из пелопоннесских центров этой культуры: Микен, Тиринфа и Пилоса. Однако позднеэлладские предметы находят в больших количествах во всем Восточном Средиземноморье, вплоть до Египта и Угарита (Финикия).

Крупные центры микенской культуры характеризуются монументальными архитектурными сооружениями (дворцы, крепостные стены, громадные гробницы), большим количеством драгоценных металлов, высокохудожественными ремесленными изделиями, многими вещами, привезёнными из стран Востока и даже Прибалтики (янтарь). Но основная масса поселений — а их раскопано не менее сотни — по своему инвентарю и, следовательно, образу жизни обитателей не многим отличается от тех же поселений предшествующего периода. Зато в главных центрах микенской культуры, в частности, в самих Микенах, заметна постоянная, иногда изумительно быстрая эволюция материальной культуры.

Одновременными ямным погребениям являются и описанные выше ящичные могилы. Инвентарь обеих этих групп могил исключительно беден, что, возможно, объясняется низким уровнем развития производительных сил в ранние периоды, а для последующего времени также и тем, что в таких могилах хоронили простых людей.

Следующим, наиболее важным памятником Микен являются шахтовые гробницы. Эти прямоугольные, несколько вытянутые гробницы были вырублены в мягкой скале на глубину от 0,5 до 3—4 м; они представляют собой дальнейшее развитие ямных и ящичных погребений. Инвентарь этих гробниц поражает обилием изделий из золота. В них также найдено много изделий из бронзы и серебра. В могилах обнаружен янтарь, страусовые яйца и другие явно привозные предметы. Художественные произведения в этих гробницах свидетельствуют о влиянии критского искусства, хотя тематика изображений значительно отличается от критской. В гробницах найдена также минийская керамика. Расположены гробницы среди среднеэлладских могил. Очевидно, это были захоронения правителей.

Четвертым видом погребений являются камерные гробницы, строившиеся внутри холмов. Вход в погребальную камору вёл через открытый коридор — дромос. Камеры представляют собой семейные склепы. Их инвентарь состоит из оружия, орудий производства, украшений, предметов домашнего обихода и т. д. Такие гробницы были обнаружены не только в Микенах, но и на всей территории распространения микенской культуры. Эти гробницы считают усыпальницами аристократических семей.

Последняя группа погребальных сооружений — купольные гробницы позднеэлладского периода, являющиеся большими (диаметром до 14 м) сооружениями каменной кладки; высота их примерно равна диаметру основания. В архитектурном отношении эти гробницы являются дальнейшим развитием камерных гробниц; они также снабжены дромосом. Таких гробниц обнаружено несколько десятков, в том числе 9 в районе Микен. Большинство этих гробниц было разграблено еще в древности, однако сложность их сооружения и сохранившийся в некоторых гробницах инвентарь дают право считать их местами погребения царей, которых условно называют царями “династии купольных гробниц”.

Микены – один из прото-греческих городов. Одного взгляда на эти стены достаточно, чтобы понять, что строили их люди с крайне основательным взглядом на жизнь

Основы развития

Давайте поговорим об основах того, как мы будем продвигаться в кампании Humankind.

Звезды эпохи — это то, что вам нужно получить, чтобы перейти к новой эпохе или временному периоду в игре. В эпоху неолита, когда ваше племя только бродит, вам нужна только одна звезда эпохи. Однако в каждом последующем периоде вам понадобится в общей сложности семь звезд.

Эпоха неолита преследует следующие цели:

  • Звезда роста (+20 славы) — увеличьте численность населения / юнитов в своей империи в 5 раз. Вы можете сделать это, открывая для себя пищевые диковинки.
  • Звезда знаний (+20 славы) — открывайте диковинки, чтобы получить 10-кратное увеличение науки, открывает черту неолитического наследия.
  • Звезда Охотника (+20 Славы) — Охотьтесь на 3х животных.

Humankind прохождение игры

Звезду Охотника получить легче всего из-за того, что вокруг бродят олени и мамонты. Что касается открытий (сияющих объектов на карте), вам может потребоваться время, чтобы найти их. Это делает звезду знаний одной из самых труднодоступных. В любом случае вы можете получить одну звезду эры из любой категории, чтобы перейти к классической эре, или вы можете попытаться получить все три. Выбор за вами.

Примечание: Как уже упоминалось, Классическая Эра (и все периоды времени после нее) требует семи Звезд Эры, прежде чем вы сможете продвинуться вперед. Есть несколько целей, включая накопление достаточного количества денег (золота), контроль территорий, достижение порога численности населения или количества юнитов и многое другое. У некоторых целей также есть уровни, которые дают дополнительные звезды эпохи и славу. Слава — это, по сути, «счет» в Humankind. Вы получите больше славы, выполняя цели на протяжении всей кампании. Рейтинг славы является единственным фактором, определяющим, кто выиграет игру в конце.

Каждая цивилизация или культура имеет свою особенность, символический район и символический юнит. Черта — это то, что передается в последующие эпохи, что позволяет вам сохранять перки выбранных вами цивилизаций на протяжении всего прохождения.

Между тем, «символический» — это просто причудливый термин для обозначения «уникальности». Большинство символических районов можно построить только один раз на каждой территории (регион, обозначенный на карте мира). Кроме того, в отличие от черт характера, вы не сохраните символический район при переходе на другую культуру. Тем не менее, вы можете сохранить символический отряд до тех пор, пока не исследуете тот, который его заменяет.

Теперь предположим, что вам нравится определенная нация, которую вы выбрали во время Древней Эры, и вы определенно не хотите переключаться на другую по достижении Классической Эры. Не волнуйтесь, потому что игра позволяет вам придерживаться одной нации. Это называется «трансцендированием», и это повышает ваш счет славы. Конечно, поскольку вы играете за нацию / культуру из ушедшей эпохи, вы можете обнаружить, что ваш уникальный район или отряд устарел.

Humankind как пройти игру

Литература

  • Андреев Ю. В. От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III — нач. I тысячелетия до н. э.). — СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. — 864 с. — ISBN 5-86007-273-2.
  • Ардзинба В. Г., Янковская Н. Б. Хеттское царство и Эгейский мир // История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. — Ч. II. Передняя Азия, Египет. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. — С. 118—201.
  • Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. — М.: Наука, 1976. — 192 с.: ил.
  • Блаватская Т. В. Греция в период формирования раннеклассового общества (XXX—XII вв. до н. э.) // История Европы. — Т. 1. Древняя Европа. — М.: Наука, 1988. — С. 138—173.
  • Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. — М.: Издат. фирма «Восточная литература», 1996. — 328 с.
  • Гринбаум Н. С. Микенологические этюды (1959—1997). — СПб.: Алетейя, 2001. — 242 с.
  • Лурье С. Я. Язык и культура микенской Греции. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. — 402 с.
  • Удивительные эгейские царства / Пер. с англ. Т. А. Азаркович. — М.: Терра, 1997. — 168 с.: ил. — (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»). — ISBN 5-300-00871-0.
  • Щукарев А. Н. Микенские древности // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Позднеминойский период

С XV в по XVII в до н.э. период новых дворцов или позднеминойский период – эпоха критской цивилизации и культуры. С этого времени дворцы принимают новое обличие, и спустя пол века, архитектура крито-микенов завораживает своим великолепием. Дворцы были центрами, вокруг которых развивалась хозяйственная деятельность. Была налажена торговая политика.

Богатство и процветание успешной торговой империи способствовали развитию искусства, архитектуры, литературы и даже религии. Минойские ремесленники стали искусными гончарами и кузнецами. Стало активно развиваться судостроение. В Кноссе появляются удивительные фрески, связанные с влажной штукатуркой.

Сохранились изящные изделия из драгоценных камней и самоцветов. Такой великолепный скачок цивилизации вперед крито-микены совершили благодаря их достатку, активному развитию торговли.

Царь Минос создал свод законов, и тем самым избавился от нападения пиратов. Уважение историков и поэтов к минойцам и легендарному их прошлому донесли до нас образ мудрых и справедливых правителей.

Крито-микены имели серьезное воздействие на народы Средиземноморья, их культура заложила базис для Древнегреческой мифологии. Археологи донесли нам легендарный образ миролюбивых и великих правителей.