Источники и формы международного права, реализующегося в рф

Прекращение действия международных договоров

Прекращение международного договора –  означает, что он утратил свою обязательную силу для его участников и перестал порождать для них права и обязанности.

Прекращение договора возможно в следующих случаях:

  • При истечении срока договора;
  • При обоюдном согласии сторон;
  • По данному вопросу был заключен другой договор и его участники решили, что данный вопрос теперь будет регулироваться им;
  • При возникновении новой императивной нормы общего международного права, противоречащей договору;
  • Признание договора недействительным в силу принуждения государства к его подписанию или обмана;
  • Аннулирование – признание договора недействительным в одностороннем порядке (но только по правомерным основаниям)
    и др.

Международные договоры

Под международными договорами понимаются соглашения, заключенные между государствами.

Классификация международных договоров:

    • многосторонние и двусторонние;
    • универсальные и региональные;
    • самоисполняемые и несамоисполняемые.

Участниками многосторонних договоров могут быть несколько государств. В области международного частного права известны такие многосторонние соглашения, как Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами других государств 1965 г., которую подписали 152 государства (действует для 135 государств), Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (участвуют более 150 государств).

Универсальные договоры заключаются государствами, принадлежащими к различным регионам земного шара, к различным социально-политическим и правовым системам. К универсальным относятся соглашения, имеющие наибольшее практическое значение, например Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (участвуют 65 государств, в том числе Россия и другие государства СНГ), Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., в которой участвуют 135 государств, в том числе Россия и другие государства СНГ.

Под региональными соглашениями обычно понимаются соглашения, которые приняты и действуют в пределах одного региона, как правило, в рамках региональной интеграционной группировки государств (Содружество Независимых Государств и др.).

В качестве примеров можно привести также Соглашение от 6 июля 1992 г., которым было утверждено Положение об Экономическом суде СНГ, Соглашение о порядке транзита от 8 февраля 1992 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г., Конвенцию о защите прав инвесторов от 28 марта 1997 г.

Двусторонние договоры заключаются между двумя государствами. Как отмечалось в литературе, их преимущество перед многосторонними договорами состоит в том, что в них могут быть лучше учтены интересы договаривающихся государств. Однако в то же время их применение на практике более сложно, поскольку они создают дифференцированный режим правового регулирования в одной и той же области (например, в сфере поощрения и защиты инвестиций).

Нормы самоисполняемых договоров в силу их детальной проработанности и завершенности могут применяться для регулирования соответствующих отношений без каких-либо конкретизирующих и дополняющих их норм.

Несамоисполняемый договор, даже если государство санкционирует применение его правил внутри страны, требует для исполнения акта внутригосударственного нормотворчества, конкретизирующего положения соответствующего документа.

С точки зрения содержания (предмета регулирования) можно выделить следующие группы международных договоров, получивших особо широкое применение на рубеже XX — XXI вв., в которых содержатся положения, относящиеся к сфере международного частного права:

    • договоры о правах человека, о правовом статусе граждан;
    • договоры о правовой помощи;
    • договоры о поощрении и защите иностранных инвестиций;
    • договоры в области международной торговли и экономического сотрудничества;
    • договоры по вопросам права собственности;
    • договоры в области транспорта, перевозки грузов и пассажиров;
    • договоры о международных расчетах;
    • соглашения об избежании двойного налогообложения;
    • договоры в области интеллектуальной собственности;
    • договоры в области семейного и наследственного права;
    • договоры о социальном обеспечении;
    • консульские конвенции;
    • договоры в сфере международного гражданского процесса;
    • договоры по вопросам международного коммерческого арбитража.

Среди двусторонних договоров наибольший интерес представляют для России такие комплексные договоры, как договоры о правовой помощи. В них содержатся положения не только о сотрудничестве органов юстиции, в том числе и об исполнении судебных поручений, но и правила о праве, подлежащем применению к соответствующим отношениям в области гражданского и семейного права, и положения о подсудности, о признании и исполнении судебных решений.

Таким образом, заключение международных конвенций, широкий охват регулируемых ими вопросов привели к тому, что в ряде областей основным источником международного частного права становится международный договор. Эта тенденция характерна для экономического и научно-технического сотрудничества, регулирования железнодорожных, воздушных, автомобильных перевозок, интеллектуальной собственности.

Оговорки к международным договорам

Оговорка к договору – это одностороннее заявление государства, посредством которого оно намерено исключить или изменить определенные положения договора. Такое заявление может быть сделано на любой стадии выражения согласия на обязательность договора

Оговорка, которая допускается договором не требует ее принятия другими государствами, если такое принятие не предусмотрено договором

Юридические последствия оговорки и принятия ее другим участником заключается в том, что оговорка изменяет для сделавшего ее государства в его отношениях с другим участником положения договора, к которым относится оговорка

Оговорка не изменяет положений договора для других участников в их отношениях между собой.

Оговорка не допускается:

  • Когда она запрещена самим договором;
  • Договор предусматривает, что можно делать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит;
  • Оговорка несовместима с объектом и целями договора.

Форма международного договора

Международное соглашение обладает полной юридической силой лишь в том случае, если оно правильно составлено. Первый важный момент – это язык документа. Долгое время все межгосударственные соглашения составлялись на латыни. Позже официальным языком был французский. Сегодня заключенное соглашение имеет две или более копии — в зависимости от того, между какими странами оно заключается. Если же документ односторонний, то составляется он на английском и соответствующем национальном языках.

Структура договора должна соответствовать положениям Венской конвенции. Необходимыми частями являются преамбула, основная часть и заключение. Каких-то особенных правил в данном случае нет.

Нормы международных соглашений должны отражать цели создания акта, правовые субъекты, вводимые права или обязанности, договорные условия и многое другое. В зависимости от прописанных норм соглашение может иметь следующие формы:

  • Трактат. Это многостороннее соглашение, которое устанавливает взаимоотношения субъектов в области той или иной политической сферы. Трактат регулирует куда более серьезные вопросы, нежели договор. Например, Берлинский трактат 1878 года утверждал независимость ряда европейских государств.
  • Договор. Это самый распространенный вид нормативного акта, заключаемого между государствами. Договор направлен на регулирование вопросов экономики, культуры, политики и т. д.
  • Пакт. Данное соглашение заключается в целях решения конкретного вопроса (пример — пакт о ненападении между странами).
  • Декларация. Чаще всего это односторонний документ, заключаемый по определенному вопросу (например, Декларация о правах человека 1948 года).

Существует также множество других документов, регулирующих вопросы международного характера. Все они обладают различной юридической силой.

6.1. Понятие международных договоров

Договоры
заключаются для того, чтобы конкретно и четко определить взаимные права и
обязанности сторон договора. Договорная форма закрепления международных
отношений обусловливает стабильность международного правопорядка. Значение
договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного
права, становление и развитие которой не связаны с договорами.

Договоры как
существенный элемент и залог стабильности правопорядка, как
внутригосударственного, так и международного, образуют правовую основу
отношений между государствами.

Под правом международного договора понимается отрасль
международного права, определяющая порядок заключения, действия и прекращения
международных договоров.

Право международных договоров необходимо отличать от
международного договорного права. Международное договорное право — это
совокупность международно-правовых норм, содержащихся в международных
договорах.

Субъектами права международных договоров являются только
классические
субъекты международного права: государства, нации и народы,
борющиеся за национальную независимость, международные межправительственные
организации, государствоподобные образования.

Стороны — важнейший элемент договорных правоотношений. От
состава и характера сторон зависит роль и содержание договора. С изменением
состава сторон может меняться реальное содержание и значение договора. Венские
конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 г.г. предусматривают
более детальное разграничение участников международных договоров с учетом
стадий заключения договора. Участники договоров делятся:

— 
участник переговоров — субъект, который принимал участие в составлении и принятии
текста договора;

— 
договаривающийся субъект — субъект, который согласился на обязательность для него
договора, независимо от того, вступил ли он в силу;

— 
участник договора — субъект, который согласился на обязательность для него
договора и для которого договор находится в силе;

— 
подписавшие договор — субъекты, которые не обязательно участвовали в принятии
договора, но подписали его;

— 
необходимые участники — субъекты, которые должны обязательно участвовать в
договоре, в противном случае он теряет силу.

Специфика участника договора указывает на роль и положение
стороны в том или ином договоре.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Похожие материалы:Понятие международного права и его источникиПонятие международного гражданского процесса (Батычко В.Т., 2011)Понятие лесаПонятие международных перевозокПонятие местного самоуправления (Батычко В.Т., 2010)Понятие морального вреда. Основания компенсации морального вреда. Способ и размер компенсации

Проблема коллизий международно-правовых и внутригосударственных норм

Проблема коллизий международно-правовых норм и российского законодательства составляет существенный аспект теории соотношения международного и внутригосударственного права. При этом решение вопроса о причинах возникновения, юридической природе и методах урегулирования коллизий тем или иным автором зависит от того, какова его позиция по более общей проблеме — самой теории взаимодействия в РФ норм различных правовых систем.

Как известно, общая норма о способе разрешения коллизий международных и внутригосударственных норм зафиксирована в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 5 Федерального закона о международных договорах, иных актах законодательства. Однако правило «если, то» не регулирует всех аспектов проблемы коллизий. Возникают следующие вопросы.

1. Равны ли по юридической силе межгосударственные, межправительственные и межведомственные договоры РФ и, соответственно, законы, акты Президента и Правительства, ведомственные акты?

2. Могут ли последующие внутригосударственные акты отменять ранее принятые по этому же вопросу международные договоры по принципам:

  • а) «последующий закон отменяет предыдущий»,
  • б) «норма с большей силой отменяет норму с меньшей силой»,
  • в) «специальный закон отменяет общий»?

3. Какова юридическая сила «первоначально» внутригосударственных и имплементационных норм (т.е. норм, принятых во исполнение международных документов)?

На мой взгляд, на эти вопросы должны быть даны следующие ответы.

1. Международные договоры имеют большую юридическую силу, чем акты внутригосударственного законодательства любого уровня, поскольку в Конституции РФ имеется коллизионная норма типа «если,то».

Необходимо также учитывать, что международные договоры, предусматривающие отличные от национального законодательства правила, подлежат обязательной ратификации, а поскольку ратификация производится в форме принятия федерального закона, то, ратифицируя договор, РФ придает ему силу не меньшую, чем сила федерального закона.

Исключение составляют нормы Конституции РФ, согласно которым международный договор, предусматривающий иные правила, чем зафиксированные в Конституции, может быть ратифицирован только после внесения в нее соответствующих изменений.

2. Что касается правила о приоритетном (преимущественном) применении международных норм в случае коллизии с нормами права РФ, то его существование вполне обоснованно и соответствует общей тенденции гармонизации российского законодательства с международными обязательствами РФ.

Правда, в правоприменительной деятельности в связи с конституционным закреплением этого принципа возникают некоторые проблемы. Международные договоры по борьбе с преступностью, например, определяют не только формы борьбы с правонарушениями, но и перечень преступных с точки зрения международного права деяний. При этом составы преступлений по международному праву зачастую шире, чем по уголовному законодательству России.

Правоохранительные органы на практике иногда учитывают положения международно-правовых норм, иногда — нет; в последнем случае мы имеем несоблюдение конституционного положения (ч. 4 ст. 15).

Представляется, что казусы такого рода необходимо решать следующим образом: нормы международных договоров, предназначенные для прямого действия в РФ, либо договоров, согласие на которые дано в форме федерального закона, должны непосредственно регулировать правоотношения в нашей стране и иметь приоритет перед национальным правом; нормы договоров, которые реализуются с помощью российского права, являются основанием для приведения законодательства РФ в соответствие с международными договорами.

3. Правила «последующий закон отменяет предыдущий», «норма с большей силой отменяет норму с меньшей силой», «специальный закон отменяет общий» к соотношению права РФ и международных норм неприменимы.

А. Последующая норма права РФ не может отменять или изменять ранее заключенный международный договор (пока, разумеется, договор остается в силе для РФ).

Б. Последующий внутренний нормативный акт не может отменять или изменять действие предыдущих документов, принятых во исполнение международных норм. Иное противоречило бы конституционному принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

В. Внутригосударственная норма специального характера не может отменять или изменять международные нормы более общего характера, поскольку это нормы различных правовых систем.

показать содержание

Особенности МПП

Межнациональное публичное право – это совокупность норм и принципов юридической направленности, которые должны быть соблюдены его субъектами и областями сходной структуры. Регламентирует юридические конструкции и определения.

Тем не менее, межнациональное публичное право можно рассматривать как системы юридических норм. В этом случае оно характеризуется качественными отличительными чертами от внутреннего права. Когда в качестве предмета регулирования частного права вступают взаимоотношения между участниками в пределах государственной территории и внутренней компетенции страны, то МПП будет способно регулировать отношения между различными странами.  А в данной статье указано про международное право как особая правовая система.

На видео – соотношение международного публичного и международного частного права:

На основании этого можно сделать вывод, что МПП– это комплекс норм, регламентирующих отношения стран и объединений в таких сферах сотрудничества, как политика, экономия, культура.

Кроме этого, межнациональное публичное право – это отдельная система права, которая состоит из институтов и отраслей международного права. Совокупность норм равной целевой направленности, которые относятся к определенному объекту правового регулирования, формируют институт межнационального права. В качестве примера можно рассмотреть институт признания, правопреемства, международно-правовой ответственности государств.

В комплекс отраслей межнационального права включены следующие права:

  • международных договоров,
  • международных учреждений,
  • внешних отношений,
  • межнациональное морское
  • международное воздушное
  • международное космическое
  • межнациональное экологическое
  • межнациональное уголовное
  • право прав человека,
  • международное гуманитарное

На видео – особенности международного публичного права:

https://youtube.com/watch?v=8LPPbtsfoVM

Все функции международного публичного права предполагают основные направленности влияния на социальную среду, а регламентируются они общественным назначением.

В качестве основной социальной функции международного публичного права выступает упрочение имеющейся системы межгосударственных взаимоотношений. Важная юридическая функция заключается в правовом регламентировании межстранственных взаимоотношений. Эти две функции обладают характером стабилизирующих, охранительных, так как их цель – это поддержание установленного порядка в семье. Возможно вам также будет интересно узнать о соотношении международного и национального права.

Также для международного публичного права характерна функция противостояния существованию и образованию новых отношений и институтов, которые противореча его целям и принципам. А вот в данной статье можно прочесть про понятие, принципы и источники  международное воздушное право.

Вступление международных договоров в силу

Согласно ст. 24 Венской конвенции 1969 договор вступает в силу в порядке и в дату, установленную в самом договоре или по согласию государств-участников.

В международной практике сложился следующий порядок вступления договоров в силу. Так, они могут вступать в силу с момента подписания, ратификации, обмена ратификационными грамотами или сдачи определенного числа ратификационных грамот депозитарию.

Договоры, не подлежащие ратификации, вступают в силу: а) с момента подписания; б) по истечении определенного срока после подписания; в) с указанной в договоре даты; г) по истечении установленного срока после сдачи на хранение определенной по счету грамоты.

Итак, двусторонние договоры вступают в силу либо в момент выражения сторонами согласия на обязательность договора, либо по истечении определенного срока после выражения согласия.

Многосторонние договоры вступают в силу: 1) в день сдачи на хранение депозитарию определенной по счету ратификационной грамоты; 2) по истечении установленного срока после сдачи на хранение определенной по счету грамоты; 3) в день сдачи на хранение определенного количества грамот с указанием конкретных государств, чьи грамоты обязательно должны быть сданы.

Действующий договор порождает права и обязательства. Договор, вступивший в силу, создает юридические последствия для его участников, становится обязательным для его участников и должен добросовестно выполняться в соответствии с принципом pacta sunt servanda (ст. 26 Венской конвенции 1969 г.). Договор не имеет обратной силы, если иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом.

Договор начинает действовать с момента его вступления в силу, и он не имеет обратной силы. Договор остается в силе до тех пор, пока он не будет однозначно отменен. Договор может заключаться на определенный срок и на неопределенный срок (бессрочный).

В соответствии со ст. 29 Венской конвенции 1969 г. договор обязателен для каждого участника в отношении его территории. Действие международного договора по кругу лиц заключается в том, что он порождает права и обязанности только его участников. Согласно ст. 34 договор не создает обязательств или прав для третьего государства без его на то согласия. Однако из этого положения есть исключения, согласно ст. 35 обязательство для третьего государства или третьей международной организации возникает из положения договора, если участники этого договора имеют намерение сделать это положение средством создания обязательства и если третье государство или международная организация определенно принимает на себя в письменной форме это обязательство.

Нормы международного права, их особенности и виды. Нормотворчество в международном праве

Норма международного права — это юридически обязательное правило поведения общего характера, созданное субъектами современного международного права. Процесс создания норм международного права отличается от процесса создания внутригосударственных норм. В международном правообразовании не существует законодательных органов, которые бы занимались правотворчеством. Субъекты международного права самостоятельно устанавливают те или иные правовые нормы в качестве международно-правовых. Формообразование в международном праве носит согласительный характер. Соглашение субъектов международного права может быть явно выражено или молчаливо. В первом случае мы имеем дело с договорными нормами, во втором — с обычными нормами.

Нормы международного права классифицируются по различным основаниям.

1. По своей юридической силе:

  • императивные (jus cogens) — устанавливают четкие, конкретные пределы поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению их изменять. Они могут изменяться принятием новой нормы jus cogens;
  • диспозитивные — нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам других государств.

2. По сфере действия:

  • универсальные нормы регламентируют отношения с участием всех или подавляющего большинства государств мира. Таковы, например, положения Устава ООН, Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.;
  • региональные нормы регламентируют отношения с участием государств, принадлежащих к одному географическому региону. Примером таких норм является Договор о Европейском союзе 1992 г. Региональные нормы исторически предшествовали универсальным.

Последние создавались на базе первых, используя их опыт. Этот процесс продолжается и поныне. Вместе с тем универсальное международное право содействует прогрессу региональных систем, передавая им опыт как более развитых региональных систем, так и универсальной системы; локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права.

3. По характеру воздействия:

  • запрещающие;
  • разрешающие;
  • управомочивающие.

4. По функциям в системе:

  • материальные;
  • процессуальные: к таким нормам относятся те, которые регулируют процессы создания и осуществления международного права.

5. По источнику:

  • обычные;
  • договорные;
  • нормы решений международных организаций.

Существуют также нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах. Выделяют организационные нормы, которые имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности международных органов и организаций. НТР обусловила бурное развитие технических связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических норм. К ним относятся нормы международного права, придающие юридическую силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники.