Всеволод мейерхольд

Оглавление

Театр имени Мейерхольда

Весной 1918 года он поставил пьесу Блока «Незнакомка». В этом же году в Санкт-Петербурге было введено понятие биомеханики как теории движений, и Всеволод Эмильевич стал использовать этот метод на практике. В 1921 году биомеханика Мейерхольда применялась для развития сценического движения.

В 1920 году в Москве открылся Театр имени Всеволода Мейерхольда, с 1926 года действующий как государственный. Он был назван ГосТим. В эти же годы режиссер также занимался Театром революции.

В 1928 году Мейерхольд отправился в деловую поездку за границу и задержался во Франции. В это же время за рубеж эмигрировали Чехов и Грановский, руководившие театрами в России. Всеволода Эмильевича также приняли за эмигранта и чуть не закрыли ГосТим. Но режиссер успел вернуться вовремя и остановить действия ликвидационной комиссии по расформированию театра.

В 1930 году ГосТим в зарубежных странах успешно дал ряд спектаклей

При выступлениях артистов зарубежные режиссеры обращали внимание на успешное применение биомеханики Мейерхольда (система упражнений для физического развития актеров с целью выполнения на сцене поставленных задач). В это время Мейерхольд и повстречался с Михаилом Чеховым в Берлине, где у них состоялся разговор о возможности предстоящего страшного будущего режиссера

Личная жизнь

Впервые Мейерхольд женился в 1896 году на своей ровеснице Ольге Мунт (1874-1940). Они познакомились в Пензе, когда вместе участвовали в любительских спектаклях. В этом браке режиссер стал отцом трех дочерей – Марии (1897-1929), Татьяны (1902-1986), Ирины (1905-1981).

Во время работы в Наркомпросе он познакомился с актрисой Зинаидой Райх, а в 1921 она стала студенткой Высших режиссерских мастерских в Москве, которыми руководил Мейерхольд. Невзирая на двадцатилетнюю разницу в возрасте, он оставил первую семью и женился на Райх в 1922. Режиссер заботился и растил сына и дочь жены от брака с Сергеем Есениным. Вторая супруга Мейерхольда была убита 15 июля 1939 года в своей квартире спустя 24 дня после его ареста. Это преступление до сих пор хранит множество тайн и загадок.

Мейерхольд: трагизм его жизни

— Меня сурово осудили за то, что я оказывал вредное влияние на молодых советских режиссеров, способствуя этим зарождению печального и вредного явления, которое получило остроумное название «мейерхольдовщина», — так начинается одна из многочисленных речей, произнесенных Мейерхольдом в ответ на публичную критику его деятельности в прессе. Он продолжал:

— Я очень сожалею, что действительно не выступал достаточно активно и принципиально против многочисленных бездарных и некультурных режиссеров, которые пытались подражать мне, но перенимали лишь форму моего творчества, да и то с грехом пополам, искажая ее, опошляя, не пытаясь даже близко подойти к моим творческим принципам, извращая мои идеи…

— Меня жестоко упрекают в извращении мною классического наследия. В том, что я делал непозволительные опыты над бессмертными созданиями Гоголя, Грибоедова, Островского. Меня упрекают в том, что я формалист, в том, что я в моем творчестве в погоне за новой оригинальной формой забывал о содержании… Да разве мастер не имеет права на эксперименты? – горько вопрошает режиссер.

В конце концов, утверждал он, если критики считали антиформализмом то, что происходило в советском театре, то он не желал оставаться в иллюзиях: «По совести моей я считаю происходящее сейчас в наших театрах страшным и жалким». Он саркастично предлагал людям походить по московским театрам и заснуть о скуки во время бездарных постановок, где от искусства не осталось и следа.

В борьбу включилась и его жена. Незадолго до своей смерти она написала довольно вызывающее письмо Сталину: «Как вы, грузин, можете судить о русском театре, что вы понимаете в режиссуре? Вам не помешало бы брать уроки понимания сценического искусства у Мейерхольда».

Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх

Выступление Мейерхольда на Всесоюзной конференции режиссеров в июне 1939 года привело к молниеносной реакции со стороны правительства. Через пять дней после конференции Мейерхольда арестовали. Дальнейшие события развиваются, как в черно-белом немом кино. Власть объявляет о театральном событии года — Красочном физкультурном параде на Красной площади. Пресса восхваляет удачное «детище» Мейерхольда, в то время как сам режиссер сидит за решеткой. Со спокойной совестью постановку посещает Берия, этот мастер показательно-отвлекающих маневров. Через месяц неизвестные врываются в квартиру Мейерхольда и убивают его супругу, Зинаиду Райх.

… Самого режиссера расстреляют на холодном снегу в февральский день 1940 года. Суд «приклеит» театралу-энтузиасту клеймо, меньше всего к нему относящееся. Мейерхольда назовут агентом немецкой, японской и латвийской разведок. Подробности его смерти ужасны. Мейерхольд писал публичные письма, где рассказывал обо всех издевательствах, которым его подвергали в НКВД. С той же открытой бескомпромиссностью, с которой он обрушивался на театральные устои, он стремился доказать собственную правоту. Увы, правительственная машина не терпит критики и беспощадно перемалывает тех, кто смеет высказаться против.

Ася Шкуро

Мейерхольд: «Мне очень грустно. А вам смешно?»

… 1906 год, зрители собираются на премьеру драмы «Балаганчик». Ее постановщик действует в традициях итальянской комедии масок, на тот момент не слишком известной в России. На сцене беседуют Пьеро и Коломбина, сзади условное окно заклеено бумагой — через него, разорвав декорации, выскочит Арлекин, на задворки сцены уйдет Коломбина. И лишь оставшийся Пьеро (в исполнении Всеволода Мейерхольда) произнесет, обращаясь к зрителям: «Мне очень грустно. А вам смешно?»

Кажется, грусть стала его визитной карточкой. Он смело отвергал проторенные дороги, предпочитая ясности непроходимые джунгли. Начиная играть в МХТе, Мейерхольд исполнял выдающиеся роли — Василия Шуйского в пьесе «Царь Федор Иоаннович», Грозного в «Смерти Иоанна Грозного». Вскоре ему стало тесно в рамках психологического театра, и он вышел из труппы. Создал в Херсоне «Товарищество новой драмы», затем присоединился к Станиславскому в Театр-Студию на Поварской. Впрочем, ранее сотрудничество двух режиссеров провалилось, уж слишком разные взгляды на актерское мастерство были у Станиславского и Мейерхольда. Тем более, последний постоянно подчеркивал, что мхатовские актеры не могут выразить всю глубину режиссерской задумки.

Мейерхольд в роли Шуйского (справа)

Приход Мейерхольда в Драматический театр Веры Комиссаржевской также закончился конфликтом. Передавать смысл пьесы пантомимой, не «перегружая» спектакль психологическими изысками — такое условие поставил Мейерхольд Комиссаржевской, но актриса, воспитанная в традициях старой школы, не восприняла новаторство. Поставив несколько символических постановок, режиссер заявил, что актеры в этом театре подобны обездушенным марионеткам, и вышел из состава труппы. В поисках себя Мейерхольд переезжает в Петербург и в течение нескольких лет ставит пьесы в Александринском, Мариинском и Михайловском театрах.

Театральные критики, изучавшие деятельность Мейерхольда, считали, что он был безнадежно одинок. Его соратник Константин Станиславский нашел поклонников своего таланта и учеников, очарованных новаторством его метода. А вот Мейерхольд словно отталкивал от себя людей жесткой критикой любых бездарных начинаний. Он был бескомпромиссен по отношению к традиционному театру. Так, известны его публичные насмешки над постановками Камерного театра, которые он называл излишне слащавыми. Еще один эпизод, отражающий бескомпромиссное отношение к делу всей жизни, был рассказан самим Мейерхольдом: «Однажды мы с Зинаидой Райх пошли посмотреть «Две сиротки» в Художественный театр. Станиславский узнал, что мы в театре, и после первого антракта пришел и сел с нами. Зинаида Николаевна со свойственной ей прямотой спросила Константина Станиславского, зачем Художественный театр ставит такие пьесы. Станиславский ей ответил, что мелодрама ему была нужна, чтобы лечить больных актеров. Он показал на одного актера и сказал: «Смотрите, этот актер всегда страдал расхлябанностью жеста, а сейчас он будет говорить большой монолог и не сделает ни одного лишнего движения…» Но актер, начав монолог, не сказал еще двух фраз, как замахал вовсю руками. Станиславский опустил голову… Как я его понимал в эту минуту!»

В.Э.Мейерхольд и К.С.Станиславский в Оперном театре («Студии») имени К.С.Станиславского, апрель 1938

К самому себе Мейерхольд был предельно критичен, в других не выносил поверхностности. К примеру, однажды зашел разговор о Бальзаке, и Мейерхольд, желая точно процитировать классика, нашел книгу в домашней библиотеке и тут же, сев на пол, принялся читать. Окружающие были поражены тем, что на каждой странице книги были сделаны отметки карандашом — такое вдумчивое чтение было редкостью. В другой раз ему удалось поговорить с компанией глухонемых людей. А когда его спутники поинтересовались, откуда он знал азбуку глухонемых, Мейерхольд ответил, что как-то раз выучил ее ради интереса.

Литература была его неосуществленной мечтой: Мейерхольд очень хотел писать книги, но не был уверен в том, что сможет это сделать. Впрочем, Чехов, с которым Мейерхольд хорошо общался, рассказывал друзьям о том, что письма режиссера напоминают ему интересные рассказы, которые явно нуждаются в публикации.

Закрытие ГосТима

В 1934 году Сталин присутствовал на показе спектакля “Дама с камелиями” с Зинаидой Райх в главной роли. Он раскритиковал спектакль, и Мейерхольд получил множество замечаний в свой адрес. Зинаида Райх отправила Сталину письменное сообщение, где обвинила его в неразборчивости в искусстве. После этого 8 января 1938 года ГосТим закрыли, официальный приказ опубликован тем же днем в газете “Правда”.

Станиславский пригласил Всеволода Эмильевича к себе в театр на должность режиссера в мае 1938 года. Через некоторое время Станиславский скончался, и Мейерхольд возглавил театр. В это время большим успехом пользовалась театральная система Мейерхольда. Режиссер закончил работу над оперой “Риголетто” и в 1939 году составил план проведения парада физкультурников в Ленинграде для студентов.

Признание и триумф Всеволод Эмильевич получил на конференции режиссеров. Это были последние минуты его славы при жизни. Зал неистово аплодировал, а Мейерхольд сделал последнее публичное выступление, сказав главные слова на этом мероприятии.

Родились в один день

Дата рождения: 09.02.1874. Возраст: 65. Знак зодиака: Водолей (информация о знаке). Гороскопы для Водолея: гороскоп на сегодня, гороскоп на завтра, гороскоп на неделю, гороскоп на месяц, гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 286 дней.

ГОЛИКОВА Татьяна Алексеевна

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

1 место

СЛУЦКАЯ Ирина

Фигуристка

2 место

Актриса

3 место

ПОПОВ Роман Алексеевич

Актер

4 место

МАКАРОВ Вячеслав

юморист, ведущий

5 место

СМОЛОВ Федор Михайлович

российский футболист, нападающий московского «Локомотива» и сборной России. Заслуженный мастер спорта России.

6 место

БРУСНИКИНА Марина Станиславовна

Актриса

7 место

ВЕТРОВ Владислав Владимирович

Актер

8 место

ЗОЛОТАРЕВСКИЙ Игорь Леонидович

Генеральный продюсер

9 место

ГАЛИЦКИЙ Александр Владимирович

Основатель и управляющий партнёр компании «Almaz Capital Partners»

10 место

ГААС Олег Викторович

Актер

11 место

ИНСАРОВ Фёдор Андреевич (Feduk)

Певец

12 место

ЛЕСЛИ Роуз

Актриса

13 место

ШЕВЧЕНКО Владимир Николаевич

Советник Президента

14 место

НИКОЛАЕВА Елена Андреевна

Актриса

15 место

Беды семьи Ирины Мейерхольд

Но трагедии семьи Ирины Всеволодовны начались раньше. Сначала арестовали Пет­ра – любимого брата Василия Меркурьева. Петр Васильевич умер в тюрьме. А осенью того же 39-го арестовали другого брата, Александра Васильевича. Следователь бил его табуреткой, добиваясь оговора Василия Васильевича, но не смог ничего добиться. Перед Новым, 1940-м выпустили. Саша пришел в квартиру к Васе. Увидев живот беременной Ирины Всеволодовны, этот богатырь встал перед ней на колени.

За неделю до гибели Мейерхольда, 25 января 1940 года, родилась его вторая внучка – Катя, дочь Ирины. Три дня Василий Меркурьев дежурил около роддома, так долго младенец не хотел появляться на свет. Переживания матери, несомненно, отразились на ребенке. В 1955 году у Кати произошел слом в психике. Месяца два девочка молчала, боялась кушать, не спала, а когда пришла в себя, выяснилось: она думала, что пришли немцы и вся пища отравлена. На Катиных автопортретах поразительная цветовая гамма и пластичность. Болезнь помешала ей состояться как очень самобытному художнику.

Юность

Карл учился во 2-й Пензенской гимназии, учение шло плохо, три раза оставался на второй год и окончил ее только в 1895 году. Это здание существует до сих пор и имеет огромную историческую ценность. Оно расположено по адресу: ул. Володарского, д. 5, сейчас там находится управление образования. В ней также обучался известный актер, игравший в немом кино, Иван Мозжухин.

Окончив гимназию, Карл продолжил обучение в Московском университете на факультете юриспруденции. В 1895 году он достиг совершеннолетия, принял православие и изменил имя на Всеволод, почтив память известного писателя Гаршина.

На следующий год он сменил направление обучения и перешел в Московское училище театра и музыки, в общество филармонии, к Владимиру Немировичу-Данченко. Там познакомился с Ольгой Книппер и Иваном Москвиным. В 1898 году они окончили училище и начали свою профессиональную деятельность в Художественно-общедоступном театре.

Театр только создавался, и первый спектакль «Царь Федор Иоаннович» стал дебютным и для Мейерхольда — он сыграл роль Василия Шуйского в октябре 1898 года.

Биография Всеволода Эмильевича Мейерхольда до 1902 года тесно связана с деятельностью в Художественном театре. За это время он сыграл роль Треплева в пьесе Чехова «Чайка», Тузенбаха в «Трех сестрах», этот спектакль впервые был показан в России. Также он успешно сыграл роли принца Арагонского в «Венецианском купце» Уильяма Шекспира, Иоанна Грозного в «Смерти Иоанна Грозного» Толстого и Иоганнеса в «Одиноких» Гауптмана.

Памятные мероприятия, посвященные Мейерхольду

После смерти режиссера и его политической реабилитации было проведено много мероприятий, чтобы почтить его память: открыт Театр доктора Дапертутто, проведены торжественные церемонии, основан музей и другие.

Спустя много лет, в 1956 году, внучка Всеволода Эмильевича — Валентей Мария Алексеевна — добилась восстановления его прав с политической точки зрения. Она тогда не знала, при каких обстоятельствах погиб ее дед. Мария Алексеевна установила на могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище общий памятник им обоим с фотографией Всеволода Эмильевича.

Лишь в 1987 году она узнала точное место, где похоронен ее дед — кладбище Московского крематория у Донского монастыря, в общей могиле захороненных невостребованных прахов. В той могиле покоятся 346 человек. Все были расстреляны и кремированы, а прах ссыпан в общую могилу.

В феврале 1988 года Мария Алексеевна узнала и точную дату смерти Мейерхольда, тогда она сумела добиться права ознакомиться с делом.

2 февраля 1990 года впервые состоялись поминальные мероприятия по Всеволоду Эмильевичу.

В 1955 году была утверждена комиссия по творческому наследию Всеволода Эмильевича. До 2003 года ее ученым секретарем была М. А. Валентей. В 1988 году был основан музей-квартира Мейерхольда в Москве. С 25 февраля 1989 года под руководством Валерия Фокина в театре им. М. Н. Ермоловой проходят вечера в честь памяти режиссера. В 1999 году установлен памятник Мейерхольду в Пензе.

В 1991 году был открыт Центр имени Всеволода Мейерхольда, сокращенно ЦИМ, при помощи комиссии по наследию и Общества театральных деятелей России.

24 февраля 1984 года в Пензе состоялось открытие учреждения театрального искусства «Дом Мейерхольда», при нем начал свою работу Театр доктора Дапертутто.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд внес огромный вклад в развитие русской театральной деятельности. Его творчество навсегда останется в истории и памяти людей, ценящих искусство.

Биография

Один из первых театральных режиссеров-авангардистов Советского Союза, рискнувший использовать в сценическом искусстве метод гротеска и создавший новаторскую актерскую систему, именуемую «биомеханика». Всеволод Мейерхольд и сегодня остается примером для кино- и театральной элиты, не желающей умещать свое творчество в привычные рамки.

Всеволод Мейерхольд

По мнению Евгения Вахтангова, Мейерхольд «дал корни театру будущего». При жизни его называли Мастер и Волшебник театра. Но справедливости ради не следует забывать, что у мэтра хватало и критиков. Уважаемый в театральном мире Немирович-Данченко смотрел на эксперименты и творческие потуги молодого коллеги со скепсисом.

Биомеханика Мейерхольда

В письме Станиславскому Мейерхольд обещал, что новый театр будет держаться на «стремлении к высшей красоте искусства, борьбе с рутиной, трепетном неустанном искании новых изобразительных средств». Мейерхольд выступал против аналитического подхода к произведениям. Живя в глубоком убеждении в том, что прочтение пьесы не должно ограничиваться сухой рациональностью, он приводил в пример постановки чеховских пьес. Он утверждал: те режиссеры, которые обобщают чеховские образы и ищут простые логические взаимосвязи, на самом деле, не в состоянии уловить «мистически углубленного» чеховского лиризма.

Станиславский собрал в своей труппе несколько чрезвычайно одаренных личностей, надеясь с их помощью «вытянуть» до среднего уровня тех, кто до него не «дотягивал». Мейерхольд же разработал систему физических упражнений, которыми стремился вызвать в людях «чувствительность на грани боли». Завистники называли актеров из его труппы «механическими куклами», которыми управлял Мейерхольд. Однако сами великие театральные деятели видели в своих непохожих подходах природную двойственность. Станиславский говорил: «Я дал ему систему, а он мне биомеханику». Мейерхольд выразился более символично: «Мы строим один и тот же туннель, только с разных сторон».

 Мейерхольд первым задал вопрос, к которому впоследствии обратятся многие режиссеры. Как изобразить на сцене те чувства, которые актер никогда не испытывал? Мейерхольд был уверен, что для убедительной игры не обязательно испытывать конкретные эмоции, а достаточно изобразить их физическое проявление. Таким образом, Мейерхольд разработал ряд упражнений, многие из которых были сродни акробатике и рассчитаны на развитие глазомера и координации. «Надо так изучить свое тело, чтобы, приняв то или иное положение, я в точности знал, как я в данный момент выгляжу», — так Мейерхольд описывал технику «самоотзеркаливания».

Кроме того, в отличие от Станиславского, который предлагал актерам «отгораживаться» от зрителей «четвертой стеной», Мейерхольд считал, что публика является частью спектакля. Он советовал своей труппе прислушиваться к реакции зала и импровизировать в соответствии с симпатиями публики. Мейерхольд полагал, что редкое покашливание или смешки в зале могут указывать на то, что нужно сократить затянувшуюся мимическую паузу.

Литература

  • Комиссаржевская. О Комиссаржевской: забытое и новое. Воспоминания, статьи, письма. — Всерос. театральное общ-во, 1965. — 300 с.
  • Всеволод Мейерхольд: Условность // Формальный метод: Антология русского модернизма / сост. С. Ушакин. — Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. — Т. 3. — С. 503–752. — 906 с. — ISBN 978-5-7525-2997-9.
  • Гладков А. К. Не так давно. Мейерхольд, Пастернак и другие… . М.: Вагриус, . — 640 c. — ISBN 5-9697-0287-0]
  • Гликман, И. Д. Мейерхольд и музыкальный театр. Ленинград: Советский композитор, 1982. ISBN 5-85285-093-4
  • Гудкова В. В. Юрий Олеша и Вс. Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний» (Опыт театральной археологии). М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 604 с., илл.
  • «Даешь Европу, Мейерхольд!» Гастроли ГосТИМа в Германии. Публ., вст. ст., пер. и коммент. В. Ф. Колязина // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2009. С. 617—740.
  • Елагин Ю. Всеволод Мейерхольд. Темный гений. М.: Вагриус, 1998, — 368 с., 5 000 экз., ISBN 5-7027-0764-8
  • Мейерхольд и пресса Русского Зарубежья (1927—1930) / Вступ. статья, републ. и коммент. О. Н. Купцовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. С. 682—791.
  • Мейерхольд и Франция. Публ., вст. ст. и коммент. О. Н. Купцовой // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2009. С. 741—818.
  • Мейерхольд. Наследие 1: Автобиографические материалы. Документы 1896—1903 гг. М.: ОГИ, 1998. — 744 с. — ISBN 5-900241-34-3
  • Мейерхольд. Наследие 2: Товарищество новой драмы; Создание Студии на Поварской. Лето 1903 — весна 1905. М.: Новое издательство, 2006. — 664 с. — ISBN 5-98379-055-2
  • Нилин А. Станция Переделкино: поверх заборов: роман частной жизни. Москва: АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2015. ISBN 978-5-17-087072-1
  • Пикон-Валлен, Беатрис, при участии Александроса Эффклидиса. Мейерхольд ставит «Пизанеллу» Габриеле Д’Аннунцио // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 3 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: АРТ, 2004. С. 471—494; 612—615.
  • Рудницкий К. Мейерхольд. М.: Искусство, 1983. — 423 с., 27 л. илл., портр. — «Жизнь в искусстве»

Она была достойна славы и успеха – Ирина Всеволодовна Мейерхольд

В феврале театральный мир отметил 140-летие Всеволода Мейерхольда. Шестого апреля предстоит 110-летие народного артиста СССР Василия Меркурьева. Режиссер Ирина Всеволодовна Мейерхольд, с которой мне посчастливилось дружить, была дочерью гениального режиссера и женой великого актера.

Когда 19 июля 1980 года я позвонил в квартиру старинного дома на улице Чайковского в Ленинграде и принес букет, тогда еще не знал, что хозяйка не любит срезанных цветов. Ей их жаль. Это было первое открытие характера необыкновенной женщины.

В большой комнате огромный портрет Всеволода Мейерхольда. В смежной комнатке на кровати лежала Ирина Всеволодовна, поразительно похожая на своего отца, с тем же характерным носом. Первые же ее фразы меня поразили:

– Я хочу сгореть! Чтобы лежать вместе с Васечкой.

– Сегодня день рождения Маяковского, – напомнил я ей.

– Говорят, трибун. А он очень нежный был!

Ирина вспомнила, как в юности поступала на режиссерские курсы отца, воспользовавшись его отъездом: он был против этого. Решила взять псевдоним, чтобы не опозорить Мейерхольда, если окажется бездарной. Обратилась к Маяковскому. Тот посоветовал:

– А вы возьмите папин хвостик.

– Как это?

– Хольд. И отчество смените. Ирина Васильевна Хольд.

Мы быстро нашли с Ириной Всеволодовной общий язык. Удивительно молодой голос, юная душа, почти детское любопытство ко всему делало ее интереснейшей собеседницей. Я стал звонить, бывать в ее квартире, помогал разбирать архив.

Тогда-то и узнал о том, что Всеволод Эмильевич мечтал о сыне. Родились три девочки. Красивая и женственная Ирина выбрала мужскую профессию режиссера.

Мейерхольд одним из первых среди деятелей искусства вступил в большевистскую партию, но за это едва не поплатился головой. Белые посадили в тюрьму. Просить о помиловании мужа пошла жена Ольга Михайловна Мунт, взяв с собой юную Иришку. Генерал Шкуро был непреклонен:

– Мадам, вам с семьей ничего не грозит, но ваш муж будет расстрелян!

Всеволоду Эмильевичу удалось бежать.

Когда дочери подросли, Мейерхольд женился на Зинаиде Николаевне Райх, ставшей ведущей актрисой его театра. Двух ее детей от Есенина он усыновил. Ирина Всеволодовна, игравшая в спектаклях отца, была дружна с новой его женой. В 1938 году театр был закрыт как чуждый новой власти. А в следующем году Мейерхольда арестовали. Вскоре после этого Зинаида Райх была зверски убита в своей квартире.

Мысль об отце никогда не отступала от Ирины Всеволодовны. Часто снилось, как его ведут на казнь (лишь после смерти мужа ей стал сниться любимый Васечка). Уже в перестройку было опубликовано письмо Мейерхольда к Молотову, в котором 65-летний режиссер жаловался главе правительства, что его избивают резиновым жгутом по пяткам и спине, поэтому он вынужден оговаривать себя. Расстреляли великого режиссера 2 февраля 1940 года, за неделю до дня рождения. До реабилитации в 1955 году его судьба была неведома близким.

Арест и смерть режиссера

20 июня 1939 года в биографии Всеволода Эмильевича Мейерхольда наступило страшное время. Сначала его арестовали в Ленинграде и провели обыск в квартире. Жена написала жалобу на сотрудников НКВД. Это обстоятельство отмечено в протоколе. 15 июля ее убили неизвестные личности.

Мейерхольд в это время подвергался пыткам и истязаниям со стороны следственных органов с целью получить от него нужные показания. Через три недели Всеволод Мейерхольд не выдержал и подписал бумаги, чего и добивались следователи.

Сохранилось письмо Мейерхольда В. М. Молотову, где он описывал мучения и истязания, которым подвергался в тюремном заключении. Это были страшные избиения, до невыносимой боли. Его избивали резиновым жгутом по ногам и спине, били каждый день по незажившим ранам. Побои наносились с огромной силой, это подробно описано в его письме. Также режиссер признался, что никогда не был шпионом и не занимался контрреволюционной деятельностью.

Заседание Военной коллегии состоялось 1 февраля 1940 года. Всеволода Эмильевича приговорили к смертной казни, а 2 февраля 1940 года расстреляли.

Из других источников известно, что режиссера утопили в бочке с нечистотами. Перед смертью его обязывали оклеветать коллег по театральной деятельности, но он отказался. В результате ему сломали пальцы на руках и подвергли страшным пыткам. Тюремные заключения сильно подорвали здоровье и внешний вид Всеволода Эмильевича.

В обвинительном заключении было указано, что Мейерхольд в 1934-1935 годах работал шпионом на английскую и японскую разведки, а также являлся участником троцкистской группировки.