Оглавление
Жизнь на земле
Несмотря на то, что на Олимпе Пана приняли очень радушно, повзрослевший бог решил не оставаться на священной горе. Намного милее ему были земные леса и поля. Его любимым музыкальным инструментом стала свирель.
Взяв её с собой, он отправился на землю. Жизнь среди лесов оказалась ещё более интересной, чем на Олимпе
Пан играл на своей свирели, привлекая внимание нимф, что веселились и танцевали вокруг музыканта
Земные леса и поля были для Пана намного милее священного Олимпа / Daniel Dimick / аrtstation.com
Древние греки неспроста связывали Диониса и Пана. Жизнь каждого из этих божеств проходит в постоянном веселье и праздниках. Считалось, что Пана не стоит беспокоить во время полуденного отдыха, когда он делает передышку, чтобы вечером снова заиграть на свирели и пуститься в пляс. Именно поэтому в полдень старались не заходить в лесную чащу.
Кто пострадал от Артемиды?
Одно из самых известных преданий Древней Греции повествует о нимфе Калипсо.Та не сдержала данного Артемиде слова, потеряв свою невинность.
Узнав о том, что одна из девушек её свиты носит ребёнка под сердцем, богиня намеревалась расправиться с ней. На помощь нимфе пришёл Зевс. Он превратил Калипсо и её малыша в большую медведицу и медвежонка, после чего поместил их на небо.
Возлюбленный Афродиты, Адонис – ещё одна жертва Артемиды. Из-за гнева и ревности охотница заставила огромного дикого вепря броситься на Адониса.
После схватки со зверем юноша получил смертельные раны, ему не могла помочь даже подоспевшая Афродита. По велению богов Адонис превратился в цветок и покровителя весны.
А вот с Ифигенией, дочерью Агамемнона, Артемида поступила гуманнее. Когда царь узнал, что по случайности убил священную лань богини, он отправился к оракулу.
Тот сказал, что спасти от гнева Артемиды себя и свой народ можно лишь одним способом – отдав в жертву богине дочь. Несмотря на жестокий нрав, Артемида помиловала Ифигению, а на жертвенном алтаре оказалась лань. Сама же Ифигения по приказу богини стала служить в её храме.
Медея — любимая женщина и спасение Ясона
Вскоре корабль аргонавтов прибыл в Колхилду. Богини-покровительницы путников смогли уговорить Афродиту вызвать в Медее любовь к Ясону.
Предводитель аргонавтов попросил местного правителя отдать ему золотое руно, пообещав сделать всё, что захочет Ээт. Царь, не желавший расставаться с легендарной реликвией, придумал для Ясона невыполнимое задание: ему необходимо было запрячь царских огнедышащих быков в плуг, распахать на нем поле бога войны Ареса, засеять его зубами дракона и перебить закованных в броню ратников, которые вырастут из этих зубов.
Ясон мог погибнуть, выполняя задание Ээта, если бы не влюблённая в него Медея. Девушка подарила вождю аргонавтов волшебную мазь богини Гекаты. Мазь делала человека неуязвимым. Ясон ответил взаимностью Медее и предложил уплыть в Элладу вместе с ним. Ночью он принёс Гекате жертву, а днём уже выполнял поставленные Ээтом задания. С помощью мази и советов возлюбленной Ясон справился со всеми трудностями.
Царь был шокирован подвигами Ясона, в эту же ночь вместе с Медеей отправившегося за золотым руном. С помощью заклинаний девушка усыпила дракона, сторожившего сокровище. Ясон забрал руно, и аргонавты, а вместе с ними и Медея, отправились домой, опасаясь преследований Ээта, не желавшего прощаться с реликвией.
Аспирт, сын Ээта, отправился в погоню за аргонавтами. Его войска хотели напасть на «Арго». Однако до боя не дошло, так как Медея заманила брата в храм, стоявший на берегу, где с ним разделался Ясон. Воспользовавшись замешательством колхидян, аргонавты выиграли время и отбились от преследователей.
После погони аргонавты наткнулись на новую неприятность. Они попали в сильную бурю и чуть не погибли. Ясону и Медее пришлось выйти на сушу, чтобы попросить у богов прощения за смерть Аспирта в ближайшем храме.
Прибыв в Коркиру, которая тогда называлась Дрепаной, колхидяне обнаружили, что «Арго» стоит напротив островка Макрида, а вся команда празднует благополучное окончание плавания. Преследователи потребовали от местных властей выдать Медею и золотое руно Ээту. Однако молодые люди обманули царя Колхиды, быстро сыграв свадьбу — по законам Медея имела право в этом случае остаться с Ясоном.
Корабль аргонавтов прошёл Сциллу и Харибду, пение сирен, сильные ветры и мощные волны, унёсшие команду путешественников в безжизненную пустыню, спастись в которой людям Ясона помог лишь ритуал жертвоприношения и источник, ранее добытый Гераклом.
Медея вновь спасла аргонавтов, напоив враждебного великана Талоса, бросавшего камни во всякого, кто приблизится к острову Крит, снотворным напитком. Пока чудовище спало, девушка вбила ему гвоздь в единственную вену, шедшую от шеи к щиколотке.
Позже аргонавтам на помощь пришли силы бога Аполлона, спасшего путников от бури, осветив им маршрут золотыми стрелами. Наконец мореплаватели прибыли в Иолк. Ясон принес золотое руно Пелию, но тот не выполнил своего обещания и не вернул вождю аргонавтов царского трона.
Роковая встреча с Медеей
Поразительная история произошла с Ясоном на Кавказе, где аргонавты увидели прикованного Прометея. Корабль, подошедший к скалистым берегам, остановился у владений царя Ээта, дочь которого без памяти влюбилась в Ясона.
Девушку звали Медеей, и она славилась как могущественная колдунья, равной которой не было в этих землях. Благодаря поддержке Медеи, её чарам и знанию магических приёмов Ясону удалось заполучить золотое руно и уйти от погони преследователей.
Жан-Франсуа де Труа «Ясон овладел золотым руном», 1742 годМестонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Остановившись у острова волшебницы Цирцеи аргонавты и Медея, бежавшая вместе с возлюбленным, прошли обряд очищения. Затем, благополучно миновав пролив между Сциллой и Харибдой (а там когда-то проходили корабли Одиссея), Ясон и Медея обвенчались. Увы, прибыв на родину, им предстояла долгая борьба с коварным Пелием, что не хотел отдавать власть. Позднее царь умер, а его сын изгнал Медею и Ясона из Иолка.
Увы, последние годы жизни Ясона были омрачены трагедией. После десяти лет счастливой супружеской жизни герой вдруг надумал жениться на нимфе Главке. Узнав об этом, Медея пришла в ярость. В припадке отчаяния она убила собственных детей и умчалась на колеснице, посланной богами, в небо. Ясон же остался на земле оплакивать своих мёртвых сыновей.
Шарль Андре Ван Лоо «Медея, убившая своих детей», 1760 годМестонахождение: Новый дворец, Потсдам, Германия
О смерти Ясона есть несколько разных преданий. Согласно одним легендам, он не вынес потери детей и покончил с собой, понимая, что его неверность стала причиной их гибели и ухода Медеи. По иной версии, герой оправился от потрясения, однако его невесте Медея прислала отравленное платье, что погубило её и самого Ясона.
Вот так печально завершился жизненный путь одного из самых известных греков. Сумев пройти через массу испытаний и происшествий, Ясон не смог противостоять самым обычным человеческим слабостям.
Генеалогия и божественность
Медея на фреске из Геркуланума .
Было много разных рассказов о генеалогическом древе Медеи. Одним из неоспоримых фактов является то, что она является прямым потомком бога солнца Гелиоса (сына титана Гипериона ) через своего отца, царя Колхиды Ээта. Согласно Гесиоду ( Теогония 956–962), Гелиос и Океанида Персея родили двух детей Цирцею и Эетес . Затем Ээт женился на Океаниде Идии, и Медея была их ребенком. Именно здесь ученые начали подвергать сомнению остальную часть генеалогии Медеи. По некоторым данным, у Ээта и Идии было только две дочери, Медея и Халкиопа (или Халкиопа), а Апсирт (или Апсирт) был сыном Ээта от Астеродеи. По другим данным, Идия родила Медею и Апсирта, а Астеродея родила Халкиопу. Затем Медея выходит замуж за Ясона, хотя количество и имена их детей оспариваются разными учеными. Еврипид упоминает двух неназванных сыновей (которых убивает Медея), другие предполагают трех сыновей (Фессал, Алкимен и Тисандр), двух сыновей (Мермера и Фереса) или сына и дочь (Медей и Эриопис). После того, как Медея оставляет Ясона в Коринфе, она выходит замуж за царя Афин (Эгея) и рожает ему сына. Ученые задаются вопросом, является ли ее сын Медей сыном Ясона или Эгея, но Медей становится предком мидян, завоевав их земли.
Важность генеалогии Медеи состоит в том, чтобы помочь определить, каким уровнем божественности она обладала. По некоторым данным, как, например, в Argonautica , она изображается молодой смертной женщиной
На нее напрямую влияют греческие боги (через Геру и Афродиту), и, хотя она обладает магическими способностями, она все еще смертная с божественным происхождением
В других рассказах, таких как пьеса Еврипида « Медея» , основное внимание уделяется ее смертности, хотя она выходит за пределы смертного мира в конце пьесы с помощью своего деда Гелиоса и его солнечной колесницы. Гесиод Теогония ставит ее брак с Джейсоном в списке браков между смертными и божественным, предполагая , что она является главным божественной
У нее также есть связи с Гекатой, богиней магии, которая может быть одним из основных источников, из которых она черпает свои магические связи.
Дедал и Икар: как важно быть умеренным
Сюжет мифа:
Миф гласит, что Дедал был выдающимся скульптором и зодчим древности. За преступление в родных Афинах его приговорили к смерти, и он бежал на Крит, к царю Миносу. Там Дедал создал множество произведений искусства и построил Лабиринт, в который заключили Минотавра.
Как объяснялся:
Дедал, родоначальник всех ремесел, для греков был реальной исторической фигурой, а вот полет на крыльях вызывал у них оправданные сомнения и считался неосуществимым чудом. В конце концов они пришли к выводу, что Дедал изобрел первый парус (кто-то ведь должен был его изобрести?), с помощью которого быстро и с комфортом убрался с острова.
Вот как античный географ и писатель Павсаний пытался объяснить этот миф в своем «Описании Эллады»:
История о Дедале — прародитель всех современных историй о гениальном ученом, который не смог совладать со своими собственными изобретениями, о технологиях, вышедших из-под контроля (например, в «Терминаторе») и трагедии научного ума.
Миф об Икаре, который изначально был историей о том, что надо знать меру и не подниматься слишком высоко или опускаться слишком низко, в современной культуре стал романтической легендой о стремлении к невозможному (например, «Фауст» Гете или «Космическая одиссея» Кубрика).
Отказ от использования
В средние века писатели презирали использование «языческих» влияний, таких как греческая мифология, которые считались «пренебрежением к христианству». С текущей культурной точки зрения, митрополит греческой православной церкви Агустинос Кантиотис осудил использование греческой мифологии, такой как использование Гермеса на почтовых марках и включение изображений из греческой мифологии в логотипы и здания университетов.
В культурах Латинской Америки, начиная с XIX века, источником вдохновения для культуры стали элементы из культурных мифов коренных американцев, а не греко-римского вдохновения.
Гречанки-поэты современной эпохи; такие как Мария Полидури , Павлин Pamboudi , Миртиосс , Melissanthi и Рита Boumi-Папп ; редко используют мифологические отсылки, которые Кристофер Робинсон приписывает «проблеме гендерных ролей как внутри, так и вне мифов».
Мартин Винтер говорит, что идея о том, что многие комментарии о широко распространенном использовании греческих мифов в западной культуре, не принимают во внимание огромную разницу между тем, что современный зритель извлекает из истории, и тем, что она значила для древнего грека.
Путешествие Ясона и аргонавтов
Первым на пути аргонавтов оказался остров Лемнос. Незадолго до их появления у этих берегов, местные женщины убили всех мужчин. Царица Лемноса предложила Ясону и его товарищам остаться на острове и стать мужьями здешних женщин. Поразительно, но Ясон был готов ответить согласием на столь заманчивое предложение, однако уговоры Геракла вынудили его продолжить путь.
Константинос Воланакис «Арго»Частная коллекция
Приключения экипажа “Арго” были и правда удивительными. Вместе с товарищами Ясон оказался на земле шестируких великанов, что напали на людей. К счастью, могучий Геракл и здесь проявил мужество, одолев противников.
Однако на одном из островов друга Геракла похитили нимфы, что были очарованы его красотой. В результате долгих поисков аргонавтам явился морской бог Главк, что предупредил: предприятие поиска золотого руна не будет успешным, пока Геракл находится на корабле. Именно поэтому знаменитому герою пришлось оставить своих товарищей.
Эразмус Квеллинус II «Ясон с золотым руном», 1630 годМестонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Интерпретации
Кровавая месть Медеи породила комплекс Медеи .
Криста волк
Романист и эссеист немецкого Криста Вольф относятся к более ранним источникам к классическим текстам, и разряжать характер любого убийства. Медея — свободная и иностранная женщина, которую обвиняют в том, что она волшебница, как только ее присутствие беспокоит ее.
Безмолвная королева Меропа раскрывает Медее убийство города. В скрытом склепе находится детский скелет Ифинои, первой дочери Креонта и Меропы, убитой по приказу Креонта, опасавшегося его прибытия во главе города.
Это откровение нарушает тишину, ложное забвение, страх. Чума охватила город. Люди ищут виновного и находят его в чужестранке, быстро изгнанном Креонтом, который должен оставить своих детей. Она яростно вверяет их богине Гере в ее храме. Люди побивают их камнями и обвиняют Медею в том, что она убила их.
Страшная месть царевны Медеи
Увы, самоотверженность и безумная страсть Медеи не принесли ей счастья. Ясон однажды встретил Главку, коринфскую царевну, которую полюбил всем сердцем. Не раздумывая, он тут же сообщил о решении жениться на Главке.
Медея, которая к тому моменту воспитывала детей, рождённых от Ясона, обезумела от ревности. Своей сопернице она послала подарок – отравленную накидку необыкновенной красоты. Когда Главка набросила на плечи тонкую ткань, одежда тут же вспыхнула, превратив девушку в пепел. Погиб и царь-отец, пытавшийся спасти дочь.
Шарль Андре Ван Лоо «Ясон и Медея», 1759 годМестонахождение картины: Музей изящных искусств, По, Франция
Ясон проклинал свою могущественную супругу, а Медея понимала, что его любовь навсегда потеряна для неё. В отчаянии она попросила своего деда, солнечного бога Гелиоса, прислать колесницу, на которой она бы смогла оставить прежний мир. Эта мольба была услышана и, улетая, Медея говорит Ясону, что убила своих детей, его потомков, которых возненавидела за унаследованные от него черты.
Медея – один из самых жутких женских образов в мифах грековЭжен Делакруа «Медея и ее дети», 1862 годМестонахождение картины: Музей Лувр, Париж, Франция
Несмотря на все ужасы, совершённые Медеей, я бы хотела сказать несколько слов в её пользу. Исследователи утверждают, что в изначальной версии мифа убийцами детей Ясона выступают коринфяне, выступившие на стороне другого правителя. Медее же пришлось скрыться, чтобы спасти собственную жизнь. В поздней версии Еврипид несколько изменил сюжет, чтобы обелить жителей Коринфа. Если всё было действительно так, то Медея напоминает более жертву, чем преступницу.
Личные качества людей с именем Медея
Если у вас есть подруга, знакомая или родственница по имени Медея, оцените её качества по пятибальной шкале. Это поможет составить общую картину для всех посетителей.
Сила воли
14 голосов
1
2
3
4
5
3.71
Энергичность
13 голосов
1
2
3
4
5
3.42
Обучаемость
13 голосов
1
2
3
4
5
3.5
Трудолюбие
14 голосов
1
2
3
4
5
3.54
Доброта
16 голосов
1
2
3
4
5
3.09
Терпение
16 голосов
1
2
3
4
5
3.91
Творчество
13 голосов
1
2
3
4
5
4.12
Интуиция
13 голосов
1
2
3
4
5
3.81
Общительность
17 голосов
1
2
3
4
5
3.15
Слух (музыкальность)
3 голоса
1
2
3
4
5
3.33
Спортивность
3 голоса
1
2
3
4
5
4.33
Кулинария
3 голоса
1
2
3
4
5
2.67
Хозяйственность
3 голоса
1
2
3
4
5
2.67
Сексуальность
2 голоса
1
2
3
4
5
4.5
Щедрость
3 голоса
1
2
3
4
5
3.67
Религиозность
3 голоса
1
2
3
4
5
3.33
Оптимизм
2 голоса
1
2
3
4
5
3.5
Чувство юмора
3 голоса
1
2
3
4
5
4.33
Здоровый образ жизни
3 голоса
1
2
3
4
5
4
Отношение к семье
3 голоса
1
2
3
4
5
4.33
Отношение к детям
3 голоса
1
2
3
4
5
3.33
Отношение к животным
3 голоса
1
2
3
4
5
4
Здоровье
3 голоса
1
2
3
4
5
4
Гостеприимство
2 голоса
1
2
3
4
5
3.5
Альтруизм
2 голоса
1
2
3
4
5
3.5
Всего голосов: 173
Короткий пересказ «Медеи» Еврипида
Предводитель аргонавтов Ясон должен был стать правителем города Иолка в Греции. Однако вместо него там царствует Пелий. Чтобы доказать свои права и обрести власть, Ясон обязан совершить подвиг. Ему предстоит отплыть на “Арго” в далекие земли и вместе с верными друзьями привезти волшебное золотое руно из Колхиды. Путешествие опасное, ведь ценный трофей охраняет дракон.
У царя Колхиды была дочь Медея, которая отлично владела заклинаниями и волшебством. Она полюбила Ясона и решила ему помочь пройти все испытания. А они были не из легких. Для начала юноше предстояло вспахать землю при помощи быков, которые извергали пламя. Затем он должен был забрать руно у дракона. Для этого Медея передала Ясону зелье, способное усыпить чудовище. Но царь все равно не хотел отдавать чужеземцам волшебное руно.
Когда аргонавты с трофеем отплывали из Колхиды, Медея решила пожертвовать ради любви к Ясону жизнью брата. Она убила его и разбросала останки по всему берегу. Это задержало преследователей. Ясон, пообещавший взять Медею в жены, отплыл назад в Иолк.
В родном для Ясона городе Медея помогает ему захватить власть. Она подговаривает дочерей Пелия убить своего отца, обещая его потом воскресить и омолодить. Но она обманула девушек, прежний правитель мертв, а трон для Ясона свободен. Дочерей, убивших собственного отца, с позором изгоняют. Но местные жители возмутились и против коварства Медеи. Поэтому она, Ясон и их дети вынуждены уехать в Коринф.
Местный правитель побаивается колдунью, да и самого Ясона уже пугает коварство и жестокость жены. Царь Коринфа предлагает Ясону порвать с Медеей, жениться на своей дочери и вместе с ней царствовать. Тот соглашается. Он объясняет жене, что новый брак решит их проблемы, пойдет на пользу их детям.
Медея вынуждена уйти, но она не может понять Ясона и думает, как отомстить мужу за свое изгнание и позор. Она скрывается в Афинах у царя Эгея. Тот удручен отсутствием наследника трона. Медея обещает наколдовать ему сына, если он позволит ей жить в Афинах.
Через своих детей Медея передает новой царице свадебный подарок – красивый плащ и повязку на голову. Одежда эта была пропитана ядовитой смесью, поэтому молодая царевна сгорела заживо вместе со своим отцом, который попытался ей помочь.
Жители обозлились на детей, принесших смертельные дары. Медея понимает, что если она сама не лишит их жизни, то это сделают другие. Кроме того, она хочет окончательно отомстить Ясону и прервать его род. Мать убивает своих детей.
Ясон проклинает Медею за все убийства. Он напоминает ей, какой жестокой ценой она добилась места его жены: предала отца и убила брата. Медея же винит мужа в предательстве, смерти детей и предрекает ему страшную, мучительную смерть. После чего, забрав тела детей, взмывает в небо на колеснице, запряженной драконами.
Рождение мифа
Как гласят мифы Древней Греции, женой царя Афаманта была богиня Нефела, родившая ему детей, — сына Фрикса и дочь Геллу. Однажды, когда в стране был неурожай, боги потребовали принести в жертву потомков главы государства. В обмен они обещали исправить ситуацию.
Всё уже было готово к обряду жертвоприношения, когда Нефела решила спасти своих детей, отправив за ними золотого барана, способного летать. Животное улетело с Фриксом и Геллой в сторону севера, а позже мифическое существо было принесено в жертву Зевсу.
После этих событий потомки Афаманта построили Иолк — порт в Фессалии. Эсона, правившего в Иолке, сверг его сводный брат Пелий. Отрёкшийся от власти Эсон испугался за своё потомство и решил спрятать сына, названного Ясоном, в горах. Мальчик рос среди чистой природы, а воспитывал его кентавр Хирон.
От него же Ясон узнал историю своей настоящей семьи. Сын Эсона возмужал и задумал вернуться в Иолк. По пути в портовый город Ясон помог встретившейся ему старушке перейти на другой берег реки. Он и не подозревал, что на самом деле это была богиня Гера, проверявшая его великодушие. Гера стала покровительницей Ясона.
Явившись к Пелию, Ясон сразу заявил о желании восстановления справедливости. Испугавшийся сына Эсона Пелий решил обмануть своего родственника, сказав, что не может отпустить власть, так как дух Фрикса требует возвращения золотого руна.
Ясон не дрогнул, нашёл добровольцев, среди которых были Геракл, Тесей, братья Кастор и Полидевк, певец Орфей и многие другие. Вскоре был построен корабль, предназначенный для путешественников. Он получил название «Арго», по имени судна и получили прозвище участники морского странствия — аргонавты. Под музыку Орфея герои и отправились в путешествие из Иолка.
Начало путешествия
Впервые аргонавты остановились на Лемносе. Враждебные жительницы острова, незадолго до этого убившие всё мужское население за измены с фракийскими девушками, приготовились атаковать путников.
Однако вместо битвы они устроили совет, на котором прозвучала мысль о том, что без мужчин всё население Лемноса вымрет. Поэтому аргонавтов впустили в город Мирину. Многие мореплаватели нашли там свою любовь, от этих союзов родились дети. Но Геракл, остававшийся верным своей жене, начал упрекать аргонавтов за бездействие, и путешествие продолжилось.
Отплыв с Лемноса, аргонавты достигли Мраморного моря, ночью обойдя пролив, подчинённый царю Трои Лаомедонту. Высадились путешественники на полуострове под названием Арктон. Их с радостью встретил местный царь, пригласивший путников на свою свадьбу. Во время праздника на людей, оставшихся сторожить корабль, напали чудовища, имевшие шесть рук.
Они вылезли из земли, но их атаку быстро отбили. После этого инцидента путники отправились в сторону Босфора. По пути туда их настиг сильный ветер, отогнавший судно в сторону. На мореплавателей напали хорошо экипированные войска, часть из которых пала, сражаясь с аргонавтами, а другая — бежала. Вскоре Ясон обнаружил, что ветер принёс судно к восточному берегу Арктона, и царь Кизика, с которым они ещё недавно пировали на свадьбе, лежит мёртвым — он принял аргонавтов за пиратов и пал в бою с ними.
Путники похоронили славного царя. После нескольких дней, отличавшихся плохой погодой, вызванной смертью царя, они смогли продолжить путешествие.
В море у аргонавтов разгорелся спор: Геракл предложил устроить соревнование на лучшего гребца. В итоге полубог победил, последним сдался Ясон. Правда, энтузиазм подвёл Геракла — греческий богатырь сломал весло, и «Арго» встал возле берега. Вечером того же дня Геракл нашёл дерево, которое можно было превратить в весло.
Однако герой узнал о том, что его оруженосец Гилас пропал. Помощник Геракла влюбился в нимф и отправился в подводный грот с ними. Сын Зевса отправился искать оруженосца. Не дожидаясь Геракла, Ясон приказал аргонавтам отплывать утром.
Стремясь добыть золотое руно, аргонавты прошли ещё через множество приключений. Они участвовали в Олимпийских играх, приняв вызов от сына Посейдона Амика, сражались с войсками бебриков, совершили ритуал жертвоприношения, чтобы задобрить бога морей, спасли царя Салмидесса Финея от гарпий. Кстати, последний помог пробраться аргонавтам через скалы и подсказал, что добыть золотое руно им поможет Афродита. Аргонавты преодолели скалы Симплегады, сталкивающиеся друг с другом.
Путники пустили перед собой голубя — он пролетел, пострадал лишь хвост птицы. После этого мореплаватели проплыли через природных «охранников» Босфора, ударивших только по кормовому украшению судна. За этим последовало нападение опасных стимфалийских птиц, от которых путники скрылись на острове Ареса. Там же, кстати, аргонавты приняли в свои ряды беженцев, выброшенных ночью во время бури на берег.
Минотавр
Сюжет мифа:
Еще один миф, связанный с Критом, гласит, что жена царя Миноса Пасифая воспылала страстью к быку и родила от него Минотавра — чудовище с телом человека и головой быка. Минос запер чудище в Лабиринте и раз в год скармливал ему семь юношей и семь девушек, которых критяне забирали из Афин в качестве дани.
Сын афинского царя Тесей решил избавить город от позорной дани и отправился на Крит в качестве одной из жертв, намереваясь убить Минотавра. На Крите Тесея увидела дочь царя Ариадна, влюбилась в него и решила помочь. Тайком она дала герою меч и клубок ниток. Тесей вошел в Лабиринт, разматывая клубок, убил Минотавра и вышел обратно, следуя за нитью. Затем Тесей покидает Крит вместе с Ариадной, однако оставляет ее на острове Наксос, поскольку во сне ему является Дионис и говорит, что девушка должна стать его женой и богиней.
Как объяснялся:
Историческое объяснение мифа относится к тому времени, когда минойский Крит был главной политической и культурной силой в Эгейском море. Поскольку неоперившиеся Афины (и, возможно, другие континентальные греческие города) были данниками Крита, можно предположить, что такая дань включала молодых мужчин и женщин, приносимых в жертву минойским богам. Эта церемония совершалась священником, замаскированным бычьей головой или маской, что объясняет образ Минотавра.
Как только континентальная Греция стала свободна от господства Крита, миф о Минотавре нужен был, чтобы дистанцировать формирующееся религиозное сознание эллинов от древних минойских верований.
Образ минотавра особенно вдохновлял модернистов первой половины прошлого века, в частности Пабло Пикассо. Но они видели в нем отображение не древней истории, а мрачных фрейдистских фантазий о сексуальном влечении и смерти.
Попытки интерпретировать античные мифы продолжают и современные авторы, причем не только в научной, но и в художественной литературе. Хороший пример такой работы — произведения английской писательницы Мэри Рено. В романе «Царь должен умереть» (1958) она описывает молодость Тесея. Наследник афинского царя отправляется на Крит с группой своих ровесников — вот только предназначается эта «дань» не чудовищу с головой быка, а настоящему быку.
Персоны Медеи
Медея собирается убить своих детей , Эжен Фердинанд Виктор Делакруа (1862)
В пьесе Еврипида « Медея» она презираемая женщина, отвергнутая ее мужем Ясоном и жаждущая мести. Дебора Бёдекер пишет о различных образах и символике, использованных в пьесе Еврипида, чтобы вызвать отклики его первоначальной афинской аудитории. Медсестра дает описание Медеи в прологе, подчеркивая сравнения с великими силами природы и различными животными. В пьесе также есть много морских ссылок, которые используются другими персонажами при описании Медеи или самой Медеей. Включая эти ссылки, Бедекер утверждает, что эти сравнения использовались для установления связи с типом женщины, которой была Медея. Она обладает огромной силой (которую называют сравнениями с силами природы), она полагается на свои базовые животные инстинкты и эмоции (связи с разными животными, такими как быки и львы), и это привлекает аудиторию к ее первоначальному мифу о поисках Джейсона. за Золотое руно и морское путешествие Ясона, Медеи и аргонавтов.
Эмма Гриффитс также дополняет анализ персонажа Медеи в пьесе Еврипида, обсуждая дихотомию мужчины и женщины, созданную Еврипидом. Согласно афинской философии, Медея не вписывается в образ «нормальной женщины». Она изображается как обладающая большим умом и навыками, что обычно рассматривается как мужская черта первоначальной аудитории Еврипида. С другой стороны, она использует эту хитрость, чтобы манипулировать окружающими ее мужчинами, а манипулирование другими людьми было бы отрицательной женской чертой для афинской аудитории. Есть также парадокс того, как она решает убить своих жертв в пьесе. Она отравляет принцессу, что было бы воспринято как женский способ убийства, но хладнокровно убивает своих детей, что считается более мужественным
Она также ведет диалог о своих детях и демонстрирует сильную материнскую любовь и связь с ними, что было важно для «нормальных женщин» в афинском обществе. Тем не менее, в конце пьесы она может убить своих детей как часть своей мести
Именно через эти противоположности Еврипид создает для своего главного героя сложный характер.
Марианна Макдональд утверждает, что «гнев Медеи превращается в насильственные действия, которые могут превратить ее в символ свободы и эмблему для колонизаторов, превращающих столы в колонизатора. Еврипид, больше, чем все другие трагики, предсказал многие из ужасов, которые происходят. в современном мире, показывая как славу, так и чудовищность угнетенных, превратившихся в угнетателей «.
Хотя это и не первое изображение Медеи, « Аргонавтика » Аполлония Родиоса дает более полное описание событий, которые привели к пьесе Еврипида, в основном связанных с поисками Ясона Золотого руна. В этом литературном произведении Медея представлена не как могущественная женщина, ищущая справедливости, а как молодая женщина, отчаянно влюбленная в Джейсона. Настолько сильно влюблена, что решает бросить вызов своему отцу и убить брата, чтобы помочь ему. Джеймс Дж. Клаусс пишет об этой версии Медеи, пытаясь найти другую версию этого персонажа для изучения и обсуждения. Он просматривает разные отрывки в оригинальном тексте, чтобы определить значение и установить связь с разными чувствами, которые переживала Медея. Он аргументирует чувства первоначальной любви Медеи к Джейсону, стыд, который она испытывает за то, что любит его и идет против своей семьи, и окончательное согласие помочь Джейсону в его поисках.
Многие ученые обсуждали использование Медеи в качестве «помощницы» в поисках Джейсона. Горничная-помощница обычно олицетворяется молодой женщиной, которая помогает в поисках героя, как правило, из любви. Вместо того, чтобы быть центром истории, как в « Медее» Еврипида , эта версия Медеи сводится к второстепенной роли. Ее основная цель — помочь герою в его поисках. Джейсон никогда бы не добился успеха в своих поисках без помощи Медеи, на что много раз указывается и упоминается в древних текстах и современных научных трудах.
Художники-вазописцы руководствовались другими, нелитературными традициями, и локальное хтоническое присутствие Медеи умилостивлялось незарегистрированными эмоциональными нотками в Коринфе, в святилище, посвященном ее убитым детям, или в других местах, почитаемых в других местах как основательница городов.