История матриархата

Оглавление

Матриархат в современности

Конечно же, в современном обществе такая концепция устройства общества, как матриархат проявляется не только в семейной иерархии, но и в стремлении женщин главенствовать в социуме на государственных постах. Женщины всё чаще участвуют в общественной жизни, решая сложные вопросы.

Прекрасная половина человечества добилась больших достижений в современном развитом мире, работая во всех сферах деятельности мужчин. На данный момент женщины работают на государственной службе, в полиции, в армии, руководят крупными предприятиями и компаниями. Они имеют право заниматься разными видами спорта, например:

  • единоборствами;
  • футболом;
  • тяжёлой атлетикой и другие.

Какая же роль в семейной жизни

Женская роль в семейной жизни за последний век в России сильно возросла. Они стали больше вкладывать в семейный бюджет. В России после развода, при вопросе, где будет жить ребёнок, суд всегда встаёт на сторону матери.

Это неизменное правило, даже если отец может предложить более комфортные условия жизни своему ребёнку. Мужчина может выиграть в суде на воспитание ребёнка только в том случае, если мать будет лишена или ограничена родительских правах.

Чем отличается патриархат от матриархата?

Патриархат, матриархат и равноправие имеют существенные отличительные признаки. Главное свойство каждой формы – доминирующее право, которым наделяются люди с учётом половой принадлежности.

  • Патриархальный строй характеризуется тем, что власть отдана мужчинам.
  • При матриархате главная роль отведена женщине.
  • Равноправие подразумевает равное распределение прав и обязанностей между людьми. Их половая принадлежность не учитывается.

Такое почитание женщины объясняется её способностью производить детей. Роль мужчины в этом процессе малозначительна, несущественна.

Затем наступило время патриархата. Здесь роль отца возвышена. Его положение автоматически давало ребёнку определённый статус в обществе. Кроме того, во многих государствах власть, имущество после смерти отца переходили к сыну, а не к жене, которая родила этого сына.

Современное общество предпочитает говорить о том, что важно установить равноправие. Тем не менее в большинстве государств отмечаются признаки патриархата, они не явные, но женщины вынуждены отстаивать свои права, чтобы быть наравне с мужчинами

Это касается всех сфер жизнедеятельности человека и в первую очередь женщины хотят реализовать свои профессиональные способности, работать наравне с мужчинами и в тех же областях.

Приведём пример, который доказывает, что мужчины по-прежнему считают себя господствующим классом. Женщина за рулём вызывает отрицательные эмоции у противоположного пола. Она может быть профессиональным водителем, отличаться ответственностью и дисциплинированностью, но большинство представителей мужского пола уверено: за рулём женщине не место.

Каких только сравнений не придумали мужчины-водители! Они утверждают, что такая особа сравнима с обезьяной с гранатой в руках, тем самым они хотят сказать о непредсказуемости женщин.

Немало домыслов и по поводу того, каким именно путём добыла средства на автомобиль дама.

Но статистика говорит обратное. Женщины более ответственны за рулём, они реже создают аварийные ситуации, а водят гораздо аккуратнее мужчин. Кстати, и среди представителей сильной половины человечества встречаются лихачи, горе-водители, не знающие ПДД, лица, которые живут за счёт супруги или богатых родителей.

К сожалению, такие примеры присутствуют в нашей жизни. Все они могут служить образами отголосков прошлого, когда общество признавало патриархат.

Матриархат: первое упоминание в истории

В XIX веке впервые был озвучен термин матриархат. В научный обиход он был введён И. Я. Бахофеном и Ж. Ф. Лафитом. Учёные в своих работах приводили гипотезу, что матриархат существовал в период первобытного сообщества.

Оба представителя научного сообщества не предъявили доказательств теории, поэтому историки считают эту гипотезу недостоверной. Существование матриархального общества до сих пор не доказано и является околонаучным мифом.

Мнение других научных деятелей

Термин матриархат не приветствуется в научных кругах, а его сторонников незначительное количество. Недостаток научной доказательной базы делает его неприемлемым для историков и этнографов. Большинство учёных придерживаются концепции, что на протяжении всего существования человечества люди распределяли обязанности равномерно между женщиной и мужчиной.

Они исполняли свои уникальные роли в социуме, семье, жизни. Данная концепция полностью устраняет понятие матриархат из научных кругов. Его используют в быту для описания повышающейся роли собственно женщины в семьи, в государственных постах власти, экономики, спорта или иной форме жизнедеятельности.

Патриархат и матриархат

Стремление сравнить два уклада жизни является некорректным, поскольку у каждого варианта есть свои недостатки. Если сравнение матриархата и патриархата перевести на животный мир, то там лидируют самцы, которые являются вожаками. Самки более уязвимые, особенно во время беременности и в период заботы о потомстве. Что касается людей, то матриархат заставляет женщин быть жестче и решительнее, что противоречит женской природе, а мужчины при этом сдают свои позиции, занимая пассивное положение.

Что касается патриархального устройства общества, то может, раньше это и было самым правильным решением, то сейчас женщин все меньше устраивает роль придатка к мужчине. Все это привело к формированию такого течения, как феминизм, направленного на борьбу за равноправие. Благодаря этому женщины имеют право голоса, и возможность работать на должностях, как и представители сильного пола. Об этом дамы XIX века не могли и думать.

Переход от матриархата к патриархату

Историки считают, что важную роль в становлении семьи имеет переход от матриархата к патриархату. В первобытные времена, когда основным источником получения пищи была охота, мужчины редко доживали до 25-30 лет, поэтому главная роль в сохранении рода принадлежала представительницам слабого пола. Они воспитывали детей, организовывали быт и жизнь всего племени. Это и можно было считать матриархатом.

После того как мужчины стали заниматься земледелием, скотоводством, ремесленничеством, то существенно сократилась смертность мужчины. Тогда уже был не патриархат и матриархат, а равноправие. Мужчины выполняли сложную работу, что сделало их главными. С того времени начал наблюдаться переход от матриархата к патриархату. Формировались семьи, которые объединялись в племена, а во главе находились вожди.

Матриархат в современном мире

В мире все еще существуют места, где женщины играют главенствующую роль, и это всех устраивает.

  1. Минангкабау. Описывая страны с матриархатом, стоит остановиться на народе, проживающем в западной части острова Суматра, который относится к Индонезии. Его численность около 4 млн. человек. Там существует закон, что все клановое имущество переходит по женской линии, а самое главное на свете – мать. Мужчины занимаются духовными делами и политикой, что в некой степени уравнивает оба пола.
  2. Мосуо. Этническая группа проживает в китайской провинции Юннань и Сычуань возле Тибета. Родство в ней ведется по женской линии. Дамы там занимаются бизнесом и принимают ключевые решения. Здесь распространены гостевые браки, когда женщины выбирают себе партнеров и ходят к ним гости. Пары не живут вместе и порой дети даже не знают, кто их отцы.
  3. Акан. Описывая, в каких странах матриархат, стоит упомянуть и этот народ в Гане. Все важные вопросы решают женщины, а мужчины занимаются общественной деятельностью и политикой, а еще обеспечивают финансовую поддержку.

Разновидности матриархата

Существует два матриархальных течения, критерием разграничения которых являются сферы жизни общества. К ним относят:

  • Политический матриархат (или гинекократию), под которой подразумевается занятие женщинами всех важнейших властных постов. В чистом виде подобное государственное устройство не существовало ни в одной стране мира ни в одну эпоху, хотя и предполагалось в теории. Следует отметить и еще один важный нюанс — присутствие женщины на высшем государственном посту не делает общество матриархальным в автоматическом порядке, так как для реализации матриархата требуется абсолютное преобладание женщин в органах власти, сознательно поддерживаемое большинством населения.
  • Семейный матриархат не зависит от общественной и политической системы, поскольку касается сугубо внутрисемейных отношений. При семейном матриархате род возглавляется матерью, которая и решает все важнейшие вопросы жизни семьи. Такой тип семейных отношений отмечался не только в ряде родоплеменных сообществ, но и в некоторых традиционных, весьма развитых обществах, к примеру, у евреев и горцев.

На чем держится миф о матриархате

Хотя исследования говорят, что ни одну из известных культур нельзя назвать матриархальной, в некоторых из них гендерные роли распределяются иначе. Поэтому матриархат часто путают с другими терминами, описывающими положение женщины: матрилинейность, матрилокальность, матрифокальность и полиандрия. 

Матрилинейность — учет происхождения и передача наследства по материнской линии. Она сохранилась в некоторых земледельческих племенах, например, у ирокезов или тробрианцев, но не означает, что женщины обладают большей властью в обществе.

Наследование по материнской линии сохраняется в индийском штате Керала. Женщина там остается главой домохозяйства, что позволяет иметь большее влияние в других сферах жизни общества — но только по сравнению с остальной Индией, которая занимает 112 место в глобальном рейтинге гендерного равенства ВЭФ.

Матрилинейность часто связана с матрилокальностью — общественной системой, в которой молодая семья должна жить с родителями или родственниками жены. У народа Мосо в южном Китае династии ведутся по материнской линии, потому что женщины практикуют гостевой брак и все дети живут с семьей матери. Старейшая женщина в доме принимает решения за членов своей семьи. При этом мужчины Мосо сохраняют политическую власть в обществе. 

Матрифокальность — организация семьи, в которой мать является главой семьи. Такое устройство, по мнению антропологов, до сих пор распространено в афро-карибских и афро-американских семьях. 

Полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами — встречается у нескольких гималайских народов. Но такое устройство семьи обусловлено экономическими причинами: в хозяйстве горных пастухов больше ценятся мужские навыки, а не женские, следовательно им выгоднее иметь одну жену в семье, но никакой властью она не обладает. 

Истоки матриархата

Фото автора Karolina Grabowska: Pexels

Некоторые учёные доказывают, что у многих древних народностей царил матриархат. Когда статус женщины был на пике? Когда многое зависело именно от женщины, от её труда и значимого вклада в общество. Ведь была сильна роль земледелия, когда и собирательство, и огородничество определяли развитие древнего сообщества. Вот тогда и главенствовали женщины.

И лишь потом, когда земледелие механизировалось, влияние женщины снизилось.Были ли признаки такого матриархального общества? Представь, да. Например, иногда это многомужество. Когда у одной женщины был не один, а несколько мужей.

Случалось, что эти мужчины были братья. Почему так? Всё это происходило в условиях нехватки ресурсов. И чтобы не делить землю между братьями и пользоваться всему семейству её плодами, поступали именно так.

 Ой, была ли ревность или нет, нам не узнать. Скорее, все принимали как данность сложившийся уклад. Однако, и без чувств – куда? Нет, это конечно не роман на стороне, но однозначно приоритеты расставляла дама. А мужчины, мужья то есть, только принимали сложившиеся условия.

Что такое матриархат?

А вот что там про древнегреческих амазонок? Как доносят легенды, они категорически не терпели рядом с собой мужчин. Это были отважнейшие и совершенно независимые воительницы. Амазонки соблюдали строгую иерархию и дисциплину.

И всё-таки им тоже надо было думать о продолжении рода. И что же? Амазонки, конечно, вступали в связь с мужчинами. Вот только новорожденная девочка оставалась в племени, а мальчика переправляли к отцу. Иначе, какие же они амазонки?

А есть ли в современном мире нечто похожее? Ну, храбрых амазонок, разумеется, уже нет. А вот принцип отношения к женщинам у некоторых народностей сохранился. Вернее, дамы не отдают бразды правления и строго соблюдают старинные матриархальные устои.

Каковы же ещё истоки матриархата? Женщину наделяли магической силой – она рожала детей. Поэтому ассоциировали её с образом Земли – Матушки. Земля тоже давала плоды. Когда главенствовало земледелие, именно это и стало культом. Авторитет женщины – матери был прочен. И всё наследовалось по материнской линии – права и происхождение.

Материнское право в семьях ирокезов

Термин «матриархат» впервые ввел в употребление швейцарский юрист и филолог Иоганн Якоб Бахофен во второй половине XIX века в работе «Материнское право. Исследование религиозной и правовой природы гинекократии в древнем мире». При этом термин патриархат в своем актуальном значении известен с XVII века. 

Специалист по античной драме Бахофен предполагал, что племена италийцев (II – I тыс. до н.э.) должны были перейти от кочевой жизни к матриархальному устройству. У них не было традиционной семьи и определить отцовство было невозможно, значит наследство переходило по женской линии и женщины обладали большей властью. По версии Бахофена, главной богиней в таком обществе была ранняя версия Деметры, богини плодородия и покровительницы земледелия. Но никаких материальных доказательств у этой теории не было.

В 1877 году о матриархате как об одной из стадий развития общества в работе «Древнейшее общество» писал американский антрополог и этнограф Генри Льюис Морган. Его аргументы напоминали логику Бахофена, но он опирался на многолетние этнографические исследования в современных ему племенах ирокезов в Северной Америке, где наследство и титул переходили от матерей к дочерям.

Их идеи, в свою очередь, популяризовал Фридрих Энгельс в «Происхождении семьи, частной собственности и государства». Благодаря чему в Советском союзе миф о матриархате как доисторической форме организации общественной жизни оказался наиболее устойчивым. В западных странах уже в 1920-е годы к этой теории не относились серьезно, так как устройство дописьменных обществ было невозможно восстановить.

Касатки

Еще один подвид животных с интересным укладом жизни и продуманной иерархией. Лидером семейной группы касаток является самая взрослая самка. Когда она из категории «взрослой и опытной» переходит в разряд «старых и слабых», то передает бразды правления одной из своих дочерей. Сама же бывшая предводительница отправляется на покой и занимается воспитанием молодняка.

Самцы касаток менее приспособлены к выживанию, чем самки. Поэтому логично, что у них принят матриархат. Причем старейших самок тщательно оберегают и защищают другие члены стада. Иначе, если они погибнут, некому будет воспитывать подрастающее поколение.

Книги про матриархат

Если хотите пофантазировать на тему о главенстве представительниц прекрасного пола, тогда можно обратиться к литературе. Популярные о матриархате книги:

  1. «Повстанец» Т.П. Шульгина. Женщины изменили мир, став главными, а мужчины у них являются лишь средством для воспроизведения потомства и служения. При этом дамы не чувствуют себя счастливыми.
  2. «1000 и один день» А. Громов. История о матриархате будущего – мир амазонок в ХХIII веке. Мужчины порабощены, но возникает угроза из космоса, с которой может справиться только сильный пол.
  3. «Руины Изиды» М.З. Брэдли. Роман, рассказывающий о планете, на которой правят женщины, убежденные в гуманности и справедливости матриархата.

Что такое матриархат простыми словами?

Матриархат (гинекократия) — так называют главенствующую роль матери в политике, в своём доме, семье и общественной жизни. Учитывая тот факт, что большинство здоровых женщин могут стать матерями (и становятся ими) они обладают определённой властью над всеми людьми. В том случае, когда им предоставлены определённые льготы и привилегии в управлении государством, то такое общество называют матриархальным.

Своему появлению термин обязан двум греческим словам. «μήτηρ» («μάτηρ»), которое можно дословно перевести на русский язык, как «мать» и «ἀρχή» — «власть», «господство» или «начало».

Как можно определить основные свойства и признаки? Здесь всё просто. Если мы видим, что командиром является женщина, а мужчины у неё в подчинении, то это самый настоящий матриархат. Так сложилось с доисторических времён. Не зря же существует такое выражение, как «хранительница домашнего очага».

Они всегда занимали высокое положение в обществе. Вспомним цариц в Древнем Египте и Вавилоне. Жрицы в храмах и монастырях, предсказательницы и пифии, знахарки и ведуньи. Мужчинам не нравилось такое положение дел. Они вечно пытались всё изменить и взять власть в свои руки.

Всё это существовало с очень древних времён. Можно вспомнить мифы и сказания о воинственных амазонках. Они активно участвовали в легендарной Троянской войне. После того, как они попали в плен к грекам, оставшихся в живых, вывезли на 3-х кораблях в Грецию.

По пути они смогли перебить охрану, но управлять кораблём не умели. Ветер и течение принесли их к берегам теперешнего Крыма. Именно там они сошлись со скифами и основали племя савроматов.

Каковы основные признаки и свойства?

Если мы выйдем на улицу, то сразу поймём, кто стоит во главе угла в той или иной семейной пары. И дело тут даже не в том, кто несёт полные пакеты и сумки. Это может быть просто врождённым чувством такта и желании помочь с тяжёлой ношей. Всё ясно по манере общения и принятию решения. За кем остаётся последнее слово, тот и самый главный.

Учёный из Швейцарии И. Я. Бахофен считает, что всё началось ещё в Древнем Египте. Исида – Верховная Мать (женское начало), доминировала над своим мужем и одновременно братом Осирисом. Он использовал тогда другие термины «материнский закон» и «гинократия».

Он поделил ту раннюю историю становления человечества на несколько этапов. Самым первым, по его мнению, был «гетеризм». Тогда самую большую роль отдавали богине Афродите. Институт брака полностью отсутствовал. Процветали беспорядочные половые связи. Вполне нормальным считали «промискуитет».

Вторым он считает такую форму отношений, когда стал важен брак. Но при этом преимущество положения женщин сохранялось. Бахофен назвал это «гинократией». Это был период эры Деметры. Богини, которая была главной ответственной за сельское хозяйство и брак. Женщину представляли аналогом земли, а мужчина был пахарем, который её оплодотворяет.

Тот переход между этими этапами он характеризовал «бунтом материнства» — «амазонством». Для того чтобы улучшить условия проживания и упорядочить свою личную жизнь, дать отказ желаниям похотливых кобелей, они решили взять власть в свои руки.

Наши дни

Не стоит путать такие понятия, как матриархат и феминизм. Феминистки борются за равноправие во всех отраслях. Ведь ни для кого не секрет, что существуют условия при которых выполняя одну и туже работу, женщины получают гораздо меньшую заработную плату. Существует дискриминация в разных сферах жизнедеятельности.

Буквально совсем ещё недавно им даже не давали право голоса на выборах. «Kinder, Küche, Kirche» (дети, кухня, церковь) именно этими тремя словами до недавнего времени ограничивали их круг интересов.

В современное время в социальной сфере этот термин нигде уже практически не используют. Он фигурирует лишь только в историческом контексте. В широком значении слова так называют доминирующее господство прекрасной половины человечества в хозяйственной, общественной, а также и семейной жизни. Некоторые считают его отражением в мировоззрении и духовной культуре.

Признаки матриархата

Прежде чем перейти к признакам гинекократии, необходимо немного остановиться на антиподе данного уклада – патриархате. В частности на ценностях этих двух формах социального устройства. Их ценности завязаны на функции воспроизводства. При этом патриархат силится подчинить себе опцию воспроизводства свойственную женскому роду, тогда как матриархат желает подчинить все функции воспроизводства.

Проще говоря, патриархат представляет собой чистую, ничем неприправленную, мужскую власть, которая для этой формы уклада является самоцелью. Изначально власть заключает в себе благие намерения. Однако в дальнейшем власть ради власти приводит своих приверженцев к тоталитаризму, узурпации, отсутствию рационального управления и разделения ресурсов.

Ключевая ценность матриархата заключается в продолжение рода, что включает рождение потомства и заботу о его выживании.

Женские социальные роли в матриархальном обществе от мужских при патриархате не отличаются. Мужчина является снабженцем и защитником, тогда как основополагающая женская функция – это воспроизведение потомства и воспитание. При этом власть, наследство, ценности передаются по линии матери. Нуклеарной семьи в общем понимании ни при патриархальном социуме, ни при матриархальном укладе не существует. При матриархальном социуме дочери Евы получают материальные блага не от супругов. Они имеют собственный доход, имущество и другие ресурсы.

Социумом управляют женщины – матриархи. Они вырабатывают стратегию, намечают цели, распоряжаются ресурсами, награждают и наказывают. Для девушек престижно иметь большое потомство. Вероисповедания связаны с женским естеством, началом. Все важные управленческие посты и религиозные должности принадлежат женщинам.

В матриархальных сообществах блага всех членов ставятся выше желаний одного индивида. Отпрыски женского рода являются ценностью, а особи мужского – считаются расходным материалом, который служит для обслуживания нужд матерей.

Считается, что первобытные общины изначально были матриархальными. А формой половых взаимоотношений был промискуитет. Родственные узы определялись по матери. Об отпрысках заботилось всё сообщество. При этом функции прекрасного пола не ограничивались деторождением. Женщины занимались земледелием, собирательством.

Матриархату свойственен гуманизм, рабство и деспотизм больше присущ патриархальным сообществам. Общество совершило переход от матриархата к патриархату вследствие механизации земледелия, неготовности людей мирно сосуществовать и развиваться.

Однако сегодня превалирует воззрение, отрицающее существование матриархальных общин в чистом виде. При этом всё же признаётся факт, что в эпоху воцарения земледелия матрицентрированные сообщества существовали.

Матриархат в современном мире

Матриархат и сейчас господствует у некоторых народностей Африки, Индии, Китая и Вьетнама. Вот, к примеру. Китайская народность Мосо. Там распространены исключительно «гостевые браки». Одна барышня и у ней мужей несколько. Все они живут не с ней. А навещают, предположим по пятницам или воскресеньям.

А всё остальное время проживают каждый в своём клане – с матерью, главой семейства и многочисленной роднёй. Родится ребенок – останется не с отцом, а с матерью. И также будет наследовать и права, и происхождение от неё.


Giphy

А во Вьетнаме?

А вот, пожалуйста. Вьетнам. Народность Чам. Почти как амазонки. Все рождённые девочки живут с матерью, получают наследство и сами выбирают женихов. На мальчиков право наследования не распространяется, и они «с горя» уходят в монастырь. Нет, это не фигура речи, а сложившаяся практика у народов Вьетнама Чам.

И даже Италия? Ну-ну…

Вот, предположим, Европа. В солнечной Италии также культ матери, и её авторитет неоспорим. Да что там, ребёнок (взрослый мужчина) не женится, покуда любящая Madre не даст добро. Это ли не матриархат? Ну, может, его негромкие отголоски.

Матриархат = права и свободы женщин

Пожалуй, в нашем современном обществе матриархат завуалирован под права и свободы женщины. Юридическая защищённость, когда дети остаются после развода родителей с матерью. А теперь и внушительный «материнский капитал» всё это даёт женщине большую уверенность, твёрдую почву под ногами. А также возможность понимания своей решающей роли в этих вопросах. И уж не так сильно расстраиваться в разных обстоятельствах.


Фото Ava Sol on Unsplash

Но матриархат в семье и свои особенности накладывает. Мальчики видят авторитет матери и невольно перенимают женское отношение к жизни. Жалобы и капризы вместо выдержки и стойкости.

Фильмы, шутки как пример

Если хочешь, вспомни такой советский фильм «Любовь и голуби». Вот там красочно показан кусочек матриархата. Когда загулявший Василий силится угодить Раисе Захаровне и с треском проваливает операцию. И бессолевая еда на подносе, и услужливо включённый Массне делают своё дело. Вася сбегает.

«Ну не могу я, не могу я, Раис Захаровн… Ну отпусти ты меня!» «Василий, ну хочешь, я пироги научусь печь?! Я их сама люблю, Василий!» Но никаких уговоров. Бегом к семье и детям. К простой и понятной Надюхе. А Раиса Захаровна осталась в своём одиночестве. С вечным оттенком матриархата.

И всё-таки, если бы в настоящее время где-то шествовал фестиваль матриархата, то фильм «Чего хотят женщины» отлично вписался в первый презентационный день. Вот Мел Гибсон в очередной раз угадывает мысли и желания непоследовательных современниц. А вот мы расцениваем это как ещё одну попытку понять загадочную и прекрасную половину человечества. И слегка угодить нам, девочкам.

И вот же – популярная шутка в интернете. Про этот самый, про матриархат. «Хочу матриархат! Повздорили с благоверным, отвернулась к стенке и сплю. А он весь в слезах собирает свои вещички и к маме, к маме!»


Фото Dale de Vera on Unsplash

А возвращаясь к самой первой строчке этого текста, представь, что слышишь эту залихватскую фразу из соседней двери напротив. Ну, соседи шумные. Серьёзно, ты удивишься? Я бы, честно, не спешила этого делать.

Знаешь, всякое бывает. И даже в городском подъезде очертания и фразы призрака матриархата порой прослеживаются. Как думаешь? «Власть женщины» именно так расшифровывается матриархат. Хорошо это или плохо? Ни то и не другое, это матриархат, детка.

Современный матриархат

Представления современного общества о мужественности кардинально изменились за последние 40-50 лет. В странах Запада лишь около 2% молодых мужчин в возрасте до 25 лет считают себя достаточно мужественными, чтобы считаться мужчинами в классическом смысле слова: сильными, выносливыми, решительными, бесстрашными и т.д. Остальные 98% даже не помышляют ассоциировать себя с такими типажами, поскольку считают их морально устаревшими. Сейчас в моду вошел мужчина в чем-то женоподобный: мягкий, отзывчивый, сострадающий, физически нейтральный, душевно неустойчивый, иногда плаксивый и т.д.

В разных странах представление о мужественности разное. Социальный менталитет более «мужских» стран по-прежнему отдаёт предпочтение таким качествам, как амбициозность, богатство, власть. В них четко разграничены взаимоотношения полов, в то время как более «женские» страны разыгрывают гендерные роли поровну между мужчинами и женщинами, а также придают бóльшее значение таким вещам, как скромность, толерантность и качество жизни.

Мачизм и женоподобие

Например, в Мексике поколениями взращивалась культура мачизма, которая ассоциируется там с мужской гордостью и могуществом. Однако, дошло до того, что общество смертельно устало от бесконечного насилия и требует изменения устоявшихся порядков. Напротив, в Южной Корее многие мужчины перенимают повадки женщин и активно пользуются косметикой и прочей женской атрибутикой, вроде массажа лица или пилинга кожи. Это стало их жизненной потребностью и частью повседневного ритуала по уходу за собой. 

В Швеции популярна политика гендерного равенства. Отпуск по уходу за ребенком в стране делится между родителями, и все больше мужчин, известных по прозвищу «молочные папаши», примеряют на себя роль няньки собственных, а часто и посторонних, отпрысков. 

А как в России?

Если говорить о России, то тенденции нового матриархата проявляются главным образом в больших мегаполисах, тесно связанных через средства современных коммуникаций со всем остальным мировым социумом. Этому же способствует концентрация населения в больших городах и, как следствие, концентрация либеральных настроений, которые созвучны общепланетарному тренду. Российский креативный класс сейчас ничем не отличается внешне и внутренне от такового в Америке, Европе или продвинутой части Азии. И напротив, в провинции сильны проявления традиционного общества с четко обозначенными представлениями о женщине, мужчине и их жизненных ролях. Это, как бы, две России, которые противостоят друг другу, словно исторические антиподы. Какая их этих Россий победит, та и определит дальнейшую судьбу российского общества, растерянно стоящего на перепутье дорог.

Кризис мужественности

Несмотря на новые тенденции в так называемых развитых странах, многие мужчины, тем не менее, не желают расставаться с прежними представлениями о мужественности. Это заставляет их прятаться под маской толерантности, маскируя свои истинные чувства и эмоции. Такое положение дел вызывает рост мужской депрессии и самоубийств на почве раздвоения личности. Очевидно, что общество столкнулось с кризисом мужественности или даже – самоидентификации.

С позиций западной психологии как науки традиционные мужские ценности вроде стоицизма способны разрушать психику мужчин и вредить их отношениям в обществе и в семье. Наука призывает общество поощрять новую модель мужественности – более терпимую, либеральную и многомерную. Но она же и признает, что это чревато психическим и физическим вырождением мужчины, а вслед за ним и самого человечества, поскольку природу обмануть невозможно. Следовательно, придется искать компромисс между желаемым и возможным.

Приживется ли новый матриархат?

Сейчас в либеральном социуме активно обсуждается гипотеза о частичном возрождении матриархальных отношений. Это может произойти только если тенденции развития общества сами двинутся в этом направлении. Как выяснилось, проявлениями нового матриархата можно умело манипулировать, если это кому-то нужно. Яркий пример – сексуальные скандалы в Голливуде, когда женщины выдвигают обвинения своим бывшим боссам в якобы совершенном моральном или физическом насилии над ними много лет назад. И такие явления входят в моду по всему миру, что не сулит ничего хорошего, поскольку лишь дезориентируют общество и ставят ему ложные цели.

Продолжение в статье “Патриархат – символ собственности”