Марина раскова. крестная мать «ночных ведьм»

Оглавление

Рекордный полет и «экстрим-тур» по тайге

Самолёт АНТ-37 «Родина» с женским экипажем взлетел с подмосковного аэродрома в Щёлкове 24 сентября 1938 года. Сказать, что полёт складывался трудно, это значит не сказать ничего. Почти сразу «Родина» оказалась в густом слое облаков, и вести самолёт штурману Расковой приходилось исключительно по приборам. 

Затем началось обледенение. Чтобы сбить лёд с лопастей пропеллера, лётчицы до предела увеличили обороты винта. Самолёт летел в условиях почти непрекращающейся болтанки. 

После того как «Родина» прошла Урал, радиосвязь стала обрывочной, а затем пропала вовсе. 

В этих условиях лётчицы миновали и Хабаровск, и Комсомольск-на-Амуре. Когда из облачности всё-таки удалось вырваться, оказалось, что самолёт летит уже над Охотским морем. 

Гризодубова развернула «Родину» к берегу, однако шансов на благополучный исход становилось всё меньше — у самолёта заканчивалось горючее. Когда топлива осталось на полчаса, командир приняла решение совершить вынужденную посадку в тайге. 

Проблема, однако, была в том, что такая посадка грозила верной гибелью штурману, стеклянная кабина которого находилась впереди внизу. Поэтому Расковой была отдана команда прыгать с парашютом. 

Марина приземлилась в глухой тайге, где на несколько суток пути не было ни одного человека. С револьвером, ножом и двумя плитками шоколада штурману Расковой предстояло спасать себя самой. Распугивая диких зверей, превозмогая ночной холод, Марина шла 10 дней, пока не встретила людей.

Подвиг летчицы

В сентябре 1938 года население наблюдало за судьбой самолета «Родина», производившего беспосадочный перелет по рейсу Москва – Дальний Восток. В его составе значились: Гризодубова, Раскова, Осипенко. За некоторое время до полета они составили рапорт для Сталина, где пообещали принести новую победу для Родины. Но перелет с самого начала не задался. Впоследствии оказалось, что Гризодубова ошиблась при расчете высоты полета.

После старта прошло 9 часов, и связь с летчицами прервалась. В это время девушки боролись за выживание в таежных условиях. Нельзя рассчитывать на благоприятные погодные условия при длительных перелетах, но экипаж «Родины» готов был противостоять циклонам и повышенной облачности.

Перед Уралом крылья самолета покрылись льдом, а машину стало трясти. Чтобы избежать болтанки, летчицы решили вести самолет над облаками. До наступления утра летели на высоте 7500 метров. Передаточная и приемная радиостанции перестали исправно работать, связь с землей была потеряна. Вблизи уже виднелась Маньчжурская граница, но запас бензина стал стремительно заканчиваться.

Гризодубова отдала приказ Расковой прыгать с парашютом. Марине не хотелось совершать прыжок, но ослушаться приказа девушка не могла. Она взяла револьвер, карманный нож, компас, коробочку мятных лепешек, шоколадку и решительно выпрыгнула в пустоту.

Парашют завис на пихтовых ветках, а летчица повисла в пяти метрах над землей. Она перерезала стропы и опустилась на твердую поверхность. Девушка увидела, как над ее головой пролетает самолет. Моторы уже отказали, только выла сирена, предупреждающая о необходимости выпустить шасси. Наступила тишина, вскоре прерываемая тремя звуками выстрела. Летчица по компасу засекла направление звуков, но позже оказалось, что она пошла в направления эха.

Пробираться сквозь бурелом было очень сложно: сучья норовили разорвать меховой костюм, поэтому приходилось ползком преодолевать препятствия. Спустя пять суток показалась густая марь, покрытая травой. Марина Михайловна попыталась переходить с кочки на кочку, но провалилась по пояс, а после по горло. Звать на помощь бессмысленно, пришлось срочно придумывать, как выбраться из ледяной воды. Она вспомнила о фильме, в котором героиня воспользовалась палкой, и попыталась повторить трюк

Она поместила палку промеж кочек и осторожно подтянулась на ней. Неожиданно ей это удалось

Продрогшая и мокрая, но живая. Она решила передохнуть и обсушиться.

Раскова провела одна в тайге 10 дней, хотя Гризодубову с Осипенко быстро нашли. На исходе сил Марина увидела самолеты и услышала звуки выстрелов. Она, опиралась на палку, самостоятельно вышла к людям.

При розыске женского экипажа разбились два поисковых самолета, но про смерть 16 человек сталинская пресса от публики утаила. Трупы лежали возле разбитых самолетов, их даже не спешили похоронить. А героинь перелета в Москве встречал сам Сталин. О том, что перелет закончился провалом, быстро забыли. Страна рукоплескала Гризодубовой, Осипенко и Расковой, получивших звание Героев Советского Союза.

Марина Раскова, подвиг которой достойный уважения, недолгое время провела в больнице, где успела написать книгу «Записки штурмана». Впереди ее ожидали пылающие военные фронты.

Музыкальное наследство

У родившейся в семье Михаила и Анны Малининых 28 (15 по ст. ст.) марта 1912 года дочери Марины довольно рано обнаружили абсолютный слух. В этом не было ничего удивительного, ведь семья была музыкальной: отец довольно долго служил на оперных подмостках, был артистом знаменитой Частной оперы под патронатом купца Саввы Мамонтова, а мать, хоть и была преподавателем французского, тоже отличалась тонким знанием музыки. И поначалу девочке прочили вокальную карьеру; во всяком случае, ее рано отдали в Пушкинскую музыкальную школу, а позднее она сумела поступить на детское отделение Московской консерватории. Но гибель отца в 1919 году и небольшие заработки матери привели к тому, что сразу после окончания девятилетней школы Марина вынуждена была идти зарабатывать. В 1928 году она устроилась практиканткой в лабораторию Бутырского анилинокрасочного завода, а после сдачи квалификации получила должность химика-лаборанта-аналитика. На заводе она и познакомилась с будущим мужем — Сергеем Расковым, за которого через год вышла замуж, а уже в 1930-м в их семье появилась дочь Таня.

Роман и Марина Малинины и их мать Анна Малинина, 1913 год

Библиография

  • Коттам, Казимира (1998). Женщины в войне и сопротивлении: избранные биографии советских женщин-солдат . Ньюберипорт, Массачусетс: Focus Publishing / R. ISBN компании
  • «Многие нацистские самолеты стали жертвами российских женщин-летчиц-истребителей». New York Times , 17 января 1944 года.
  • Пеннингтон, Рейна (2003). Амазонки летчикам-истребителям: Биографический словарь военных женщин . Гринвуд Пресс. ISBN   0313291977 .
  • Пеннингтон, Рейна (2001). Крылья, женщины и война: советские летчицы в боях Второй мировой войны . Университетское издательство Канзаса. ISBN   978-0-7006-1554-4 .
  • Сакаида, Генри (2003). Героини Советского Союза: 1941–45 . Osprey Publishing. ISBN   978-1-84176-598-3 .
  • Сорокина, М.А. «Люди и процедуры: к истории расследования нацистских преступлений в СССР», Критика : Исследования в истории России и Евразии , Том 6, Выпуск 4, (2005) 797–831.
  • Стреби, Эми Гудпастер. «Американские женщины-летчицы ВВС и советские летчицы Второй мировой войны». Приказ № 1418728, Государственный университет Сан-Хосе, 2003 г.
  • «РОССИЙСКАЯ ЖЕНЩИНА ФЛИЕР УБИВАЕТСЯ ПРИ ДЕЙСТВИИ: МАЙОРРАСКОВА, ГЕРОИНА СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ВСЕГО ИЗВЕСТНАЯ». New York Times , 10 января 1943 года.
  • Персли, Саша Д. «Родина-мать зовет: Таманская гвардейская женская авиация в годы Великой Отечественной войны». Заказ № 3098757, Калифорнийский университет, Санта-Крус, 2003 г.

Биография

Родилась в 1912 году в Москве. Русская. Из семьи педагогов.

В 1928 году окончила школу-девятилетку в Москве.

В 1931-1932 годах училась на заочном факультете Ленинградского авиационного учебного комбината по специальности «аэронавигация». В 1933 году — штурман Черноморской аэрографической экспедиции. С 1934 года после окончания Ленинградского института инженеров Гражданского воздушного флота работала в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского в должности преподавателя и одновременно освоила штурманскую специальность, окончив в 1935 году школу лётчиков при Центральном аэроклубе в Тушино.

В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году – в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.

24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир – В.С. Гризодубова, второй пилот – П.Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва–Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км. При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.

За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза.

До недавнего времени являлся малоизвестным факт, что к моменту присвоения М.М. Расковой звания Героя, она являлась штатным сотрудником контрразведывательного отдела ГУГБ НКВД СССР; с февраля 1939 года работала в качестве уполномоченного в органах военной контрразведки – сначала в 4-м отделе ГУГБ НКВД, а затем, с февраля 1941 года – во 2-м отделе 3-го Управления НКО СССР.

Ко времени перехода в Наркомат внутренних дел Марина Михайловна работала инструктором в аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии. На базе академии проводились разработки в области самолетостроения, совершенствования вооружения, тактики применения авиации, ее взаимодействия с другими видами войск

Несомненно, что к этому учебному и научному центру было приковано внимание со стороны иноразведок. На пути разведывательных устремлений противника требовалось поставить надежный заслон, чтобы не допустить утечки важных оборонных секретов за границу

Для решения этих задач Марине Расковой и было сделано предложение перейти на работу в органы безопасности.

В 1940г. она была назначена старшим уполномоченным во 2-ое отделение 4-го отдела ГУГБ НКВД СССР по контрразведывательному обеспечению авиации. К тому времени она уже имела большой опыт контрразведывательной работы. М. Раскова быстро освоилась в новой должности, зарекомендовала себя «оперативно грамотным, хорошо освоившим методы профессиональной работы офицером». Этому также способствовали ее положительные качества «инициативность, находчивость и требовательность».

С началом Великой Отечественной войны, оставаясь числиться в кадрах военной контрразведки, Марина Михайловна приступила к организации женских авиационных полков, в октябре 1941 года добилась издания соответствующего постановления Государственного Комитета обороны СССР. С 1942 года, она — командир 587-го женского бомбардировочного авиационного полка на самолётах Пе-2. Отправила две эскадрильи на фронт под Сталинград.

Майор Раскова М.М. погибла в авиакатастрофе 4 января 1943 года при перелёте в сложных метеоусловиях на фронт во главе третьей эскадрильи полка. Ее прах захоронен в Москве на Красной площади в Кремлёвской стене.

М.М. Раскова награждена двумя орденами Ленина , орденом Отечественной войны 1-й степени , знаком «Заслуженный работник НКВД».

В мае 1943 года за успешные боевые действия на Донском и Северо-Кавказском фронтах 587-му бомбардировочному авиационному полку присвоено имя Героя Советского Союза Марины Расковой, а в сентябре 1943 года полк был переименован в 125-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк имени Героя Советского Союза Марины Расковой. В период войны летчицы полка совершили 134 боевых вылета, сбросив на врага 980 тонн бомб.

Имя М.М. Расковой носит Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков, в котором установлен ее бюст. Именем М.М. Расковой названы улица, площадь и переулок в Москве, а также улицы во многих городах бывшего СССР.

Поиск призвания

  • В 1928 г. девушка окончила школу и пошла работать. Началась ее трудовая деятельность на Бутырском анилинокрасочном заводе в должности лаборантки, затем – химика-аналитика. Здесь произошло ее знакомство с инженером Сергеем Расковым, за которого в 1929 г. она вышла замуж и сменила фамилию. В 1930-м родила дочку.
  • В 1932 г. Раскова устроилась в Военно-воздушную академию им. Жуковского на должность чертежницы: деятельная натура не позволила ей сидеть дома и заниматься хозяйством. Девушка хотела строить коммунизм и трудиться на благо страны, как призывали газетные лозунги. Здесь, в академии, началось ее увлечение небом. Она посещала лекции и практические занятия, изучала навигационные приборы, читала спецлитературу.
  • В 1934 году Раскова с отличием сдала квалификационные экзамены по специальности «штурман» в Ленинградском институте инженеров воздушного флота. Годом позже окончила летную школу Центрального авиаклуба и стала пилотом. В тот же период молодая женщина начала преподавать штурманское дело в академии им. Жуковского, чем поначалу раздражала своих учеников – офицеров-летчиков.

Марина Раскова в 1932 г.

10 дней в тайге

Хотя Марина Раскова совершала лишь третий прыжок в своей жизни, ей удалось успешно приземлиться на сосну. Когда 26-летняя девушка слезла на землю, она поняла, что оказалась в трудной ситуации.

«Необитаемая на сотни и тысячи километров тайга. В кармане у Расковой револьвер, коробка непромокаемых спичек, две плитки шоколада и семь мятных конфет. В таком положении не был ни один из описанных в романах робинзонов», – пишет Николай Верзилин в книге «По следам Робинзона».

Расковой нужно было либо самой выйти к севшему самолёту, либо подавать сигналы, чтобы её нашли другие члены экипажа. Она слышала выстрелы Осипенко и Гризодубовой и сама стреляла в воздух, а затем стала продвигаться к предполагаемому месту посадки «Родины». Путь преграждали километры болот.

Раскова экономила скудную провизию, съедая в день лишь по одной конфете и два кусочка шоколада «Золотой ярлык». От усталости и голода амуниция стала казаться ей тяжёлой. Лётчица сбросила с себя одежду и основную часть пути проделала в егерском белье и шерстяном свитере.

Голод женщина утоляла преимущественно ягодами – рябиной и клюквой

Однажды она попыталась приготовить на костре сыроежки, но по неосторожности устроила лесной пожар. Страдала лётчица и из-за нехватки воды

Поначалу она пробовала лизать росу с деревьев, но затем ей стали попадаться лесные водоёмы. Однажды Раскова чуть не утонула, провалившись по шею в скрытое слоем почвы озерцо.

«Вспоминаю кадр из кинофильма «Девушка с Камчатки» и действую точно так, как героиня этого фильма, – описывала Раскова этот случай в книге «Записки штурмана». – Беру палку в обе руки, накидываю палку сразу на несколько кочек и таким образом подтягиваюсь. С большим трудом удаётся выбраться из воды».

Поход осложнялся тем, что на болотистой местности разводить костёр и сушить одежду удавалось не всегда. Однако самым страшным испытанием для лётчицы стала встреча с медведем, который внезапно поднялся из кустарника в 15 метрах от девушки. Сначала её парализовал страх, но затем Раскова воспряла духом и сделала несколько выстрелов из «Вальтера». Резкие звуки напугали зверя.

Примечания

  1. Раскова Марина Михайловна // Авиационная энциклопедия в лицах / Отв. А. Н. Ефимов. — М.: Барс, 2007. — С. 503. — 712 с. — ISBN 978-5-85914-075-6.
  2. Родные сёстры Анны Спиридоновны — известные народницы-революционерки Ольга и Вера, оперная певица Татьяна и театральный деятель Клавдия.
  3. ↑ В. Гризодубова. Героическая дочь Родины. К 70-летию со дня рождения М. Расковой // «Красная звезда». — 1982, 28 марта.
  4. Автобиография старшего лейтенанта государственной безопасности М. Расковой от 3 июня 1941 года. // Военно-исторический журнал. — 1989. — № 3. — С.80-81.
  5. Прибыльская Людмила Борисовна. Звёзды Марии Долиной // Советская Латвия : газета. — 1990. — 9 мая. — С. 3.
  6. ↑ Прямицын В. Н. Последний полёт «Сталинской ласточки». Военно-исторический журнал. 2016. № 1. С. 37.
  7. ↑ Прямицын В. Н. Последний полёт «Сталинской ласточки». Военно-исторический журнал. 2016. № 1. С. 39.
  8. Прямицын В. Н. Последний полёт «Сталинской ласточки». Военно-исторический журнал. 2016. № 1. С. 40.
  9. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 6 октября 2017.
  10. . school93.lbihost.ru. Дата обращения: 7 декабря 2016.
  11. . Телеканал «Вести» (2 февраля 2020). Дата обращения: 2 февраля 2020.
  12.  (укр.). www.novakom.com.ua. Дата обращения: 23 февраля 2018.

Память

  • Саратовская школа № 93 г. имени М.М. Расковой
  • Памятники Марине Расковой в Энгельсе, Расково
  • Мемориальная доска в поселке Расково
  • Улицы, переулки и площади Марины Расковой во многих городах бывшего СССР
  • Посёлок Расково в Саратовском районе Саратовской области и в Сусуманском районе Магаданской области
  • Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Марины Расковой
  • 125-й гвардейский Борисовский орденов Суворова и Кутузова пикировочно-бомбардировочный авиаполк
  • Пароход «Марина Раскова»
  • Самолёт для тренировок штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации «Марина Раскова» типа Ту-134Ш

Биографические сведения

В семье учителя вокала 28 марта 1912 года появилась на свет прелестная малышка Марина. Ее папа Михаил Малинин работал артистом оперы и антрепренером, а мать Анна Спиридонова была учительницей. Девочка радовала учителей и родителей блестящими вокальными талантами, все прочили ей карьеру оперной певицы. Поэтому кроме средней школы она занималась на детском отделении консерватории. Но мечтам не суждено было сбыться, они разбились о непоправимую трагедию, которая оборвала жизнь главы семейства. Марина Раскова приняла решение пойти зарабатывать, чтобы помочь матери материально, а также поднять на ноги младшего брата.

Девушка недолго думала, куда попроситься на работу, ведь совсем рядом с домом находился Бутырский химический завод. Именно там для нее нашлось место лаборантки, хотя вначале такая должность не вызвала у нее ничего, кроме разочарования

На заводе ее внимание привлек молодой инженер Сергей Иванович Расков, и вскоре Марина вышла за него замуж. Произошло знаменательное событие весной 1929 года, спустя год у них родилась дочь Татьяна

Чтобы ухаживать за ребенком, Раскова на год оставила работу. Ее семейная жизнь дальше не заладилась — брак распался в 1935 году.

Детство и юность

Марина Малинина (Раскова — фамилия в замужестве) родилась 28 марта 1912 года в Москве, столице СССР. Глава семейства Михаил Дмитриевич зарабатывал на жизнь творчеством — выступал в опере и обучал других петь. Одной из подопечных стала и его единственная дочь, которая от природы обладала приятным голосом.

Герой Советского Союза Марина Раскова

Кто знает, как сложилась бы биография Марины, если бы Михаил Малинин довел свою задумку до конца и сделал бы из нее оперную певицу. Но мужчины не стало в октябре 1919 года: его насмерть сбил мотоцикл.

Забота о детях, Марине Малининой и ее старшем брате Романе (1908 г. р.), легла на плечи матери — учительницы Анны Спиридоновны (в девичестве Любатович). Зарплаты едва хватало, чтобы обеспечить безбедную жизнь, поэтому ребятам пришлось рано выйти на работу.

С 17 лет Марина трудилась на Бутырском химическом заводе. Здесь же она познакомилась с привлекательным инженером Сергеем Расковым и, стремясь облегчить патовое положение своей семьи, вышла замуж.

Сверхдальняя «Родина»

Главным авиационным рекордом Марины Расковой, который прославил ее имя на весь Советский Союз, стал сверхдальний перелет женского военного экипажа на самолете «Родина». В это воздушное путешествие Марина отправилась с двумя уже хорошо знакомыми ей по предыдущим рекордным перелетам летчицами — командиром экипажа Валентиной Гризодубовой и вторым пилотом Полиной Осипенко. Полет стал во многом экстремальным, отчего и завершился вынужденной посадкой в тайге неподалеку от поселка Керби, но самые тяжелые испытания выпали на долю именно Расковой. Перед тем как идти на вынужденную, командир «Родины» приказала Марине прыгать с парашютом: штурманская кабина находилась в носовой части самолета и наверняка пострадала бы при жесткой посадке, а перехода из нее в основную часть фюзеляжа не было. В итоге штурман Раскова десять дней блуждала по тайге, имея при себе только две плитки шоколада и пистолет, стрельбой из которого она отпугивала медведей. К тому же во время приземления летчица потеряла один унт и вынуждена была сооружать обувку из подручных материалов.

Штурман-радист «Родины» Марина Раскова занимает место в штурманской кабине, 24 сентября 1938 года

Рекордсменка Раскова

Именно как член московского аэроклуба Марина Раскова стала участницей своего первого рекордного полета. В августе 1935 года ее как штурмана и летчика, уже имевшего неплохой опыт (в мае Расковой даже было доверено сидеть за штурвалом одного из самолетов, участвовавших в параде и пролетавшего над Красной площадью), пригласили участвовать в единственном в истории мировой авиации групповом женском перелете. На шести легких самолетах АИР-6 конструкции Александра Яковлева женская команда под руководством Агнессы Кадацкой перелетела из Ленинграда в Москву. 25 июля 1937 года на таком же АИР-6, как и два года назад, она участвовала в групповой воздушной гонке по маршруту Москва – Севастополь – Москва, а всего через три месяца, 24 октября в качестве штурмана вместе с летчицей Валентиной Гризодубовой совершила дальний перелет Москва – Актюбинск на легком гоночном самолете АИР-12. Женский экипаж за 7 часов 23 минуты преодолел без посадки 1444 км, что вдвое превысило прежний международный рекорд. А 2 июля 1938 года Марина Раскова в качестве штурмана-радиста участвовала в рекордном беспосадочном перелете по маршруту Севастополь – Киев – Новгород – Архангельск на самолете-амфибии МП-1 — пассажирском варианте морского разведчика МБР-2. Экипаж под командованием летчицы Полины Осипенко и со вторым пилотом Верой Ломако преодолел расстояние в 2416 км за 10 часов 33 минуты, поставив сразу два мировых рекорда: скорости и времени беспосадочного перелета.

Экипаж гидросамолета МП-1 (снизу вверх) Полина Осипенко, Марина Раскова и Вера Ломако возвращается в Москву после рекордного перелета на по маршруту Севастополь-Архангельск, 1938 год

Не долетевшая до войны

Пройдя курс реабилитации после перелета, Марина Раскова возглавила Управление международных линий СССР, одновременно оставаясь в кадрах НКВД. В контрразведке она служила с 1937 года, а в 1940 году была назначена уполномоченным во 2 отделение 4 отдела ГУГБ НКВД СССР по контрразведывательному обеспечению авиации. После начала Великой Отечественной войны легендарная летчица, которой благоволил Сталин, добилась разрешения на создание женских авиачастей. 15 октября 1941 года по приказу наркома обороны Раскова начала формирование трех авиаполков: 586-го истребительного, 588-го ночного бомбардировочного и 587-го бомбардировочного, причем последний она сама же и возглавила. Этот полк поначалу учился летать на легких бомбардировщиках Су-2, но когда в апреле 1942-го первые 16 экипажей закончили обучение, эти самолеты уже практически перестали применяться в бомбардировочных частях, и девушкам пришлось переучиваться на пикирующие бомбардировщики Пе-2. На одном из них 4 января по пути из Энгельса на фронт и разбилась майор ВВС Марина Раскова. Весь личный состав со всеми самолетами уже перелетел к месту базирования под Сталинград, а командир полка осталась принимать после ремонта последние три машины. Во время полета в густой облачности ее Пе-2 врезался в крутой берег Волги; весь экипаж погиб. Прах Марины Расковой был торжественно захоронен в Кремлевской стене 12 января 1943 года, а среди тех, кто нес погребальную урну, был и маршал Советского Союза Семен Буденный.

Вынос урны с прахом Марины Расковой на Красную площадь, 12 января 1943 года. На переднем плане (справа налево): командующий кавалерией Красной армии маршал Советского Союза Семен Буденный, командующий войсками Московского военного округа генерал-полковник Павел Артемьев, секретарь ЦК и МК ВКП(б) Александр Щербаков, начальник Главного управления формирования и укомплектования ВВС генерал-майор авиации Алексей Никитин и народный комиссар авиационной промышленности Алексей Шахурин

Слава и развод

Но Марине было мало и этого. Она получила у руководства разрешение на прохождение обучения в школе лётчиков при Центральном аэроклубе. В 1935 году она окончила ее и за штурвалом самолета приняла участие в авиационном параде в честь Первомая.

Среди этих радостных событий произошло и одно не самое приятное — осенью 1935 года Марина развелась с мужем. Инженер Расков интересов жены-летчицы не разделял.

Во второй половине 1930-х Марина Раскова участвует в дальних перелетах. В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году — в установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.

Но главным в её жизни становится перелет по маршруту Москва — Дальний Восток, совершенный в составе женского экипажа.

Летом 1938 года разрешение на подобный перелет получила одна из лучших советских летчиц Валентина Гризодубова. Вторым пилотом стала её извечная соперница и конкурентка в борьбе за авиационные рекорды Полина Осипенко. Кандидатура штурмана напрашивалась сама собой — женщины в этой профессии опытнее, чем Марина Раскова, просто не было.

Марина Раскова и Полина Осипенко. 1938г. Фото: РИА Новости/ Иван Шагин