Мангазея

Оглавление

Загадка исчезновения Мангазеи

Исчезнувшее великолепие.

Торговое великолепие, превратившее Мангазею в город-легенду, длилось очень недолго — около сорока лет. Еще какое-то время Мангазея влачила жалкое существование в качестве форпоста, но в 1672 г. гарнизон перевели на Енисей. И город исчез, ушел в ледяную заполярную землю. Лишь благодаря усилиям археологов, начавших здесь регулярные раскопки в 1960-х, мы знаем, что Мангазея— не миф, а реально существовавший город. Но что с ним случилось? Почему население, судя по результатам раскопок, просто ушло оттуда?

Мангазея.

Историки выдвигают как минимум три версии падения Мангазеи. Согласно первой, роковую роль сыграло то самое государство, которое и основало город: сперва царь Михаил Романов в 1720 г. запретил плавать по океану в Мангазею, а чуть позже, в 1729-м, два вновь прибывших воеводы, А.Палицын и Г.Кокорев, рассорились и устроили в городе гражданскую войну в миниатюре. Город начал хиреть и постепенно угас. Другая версия винит в гибели Мангазеи пожар 1642 г., действительно уничтоживший большую часть города. А согласно третьей версии, всему виной стало постепенное исчезновение пушного зверя вследствие слишком интенсивной охоты: нет товара — нечем торговать, не с чего жить горожанам.

Раскопки городища Мангазея.

Как было на само деле, мы не знаем, и вряд ли изыскания археологов когда-либо дадут точный ответ

Очевидно одно: Мангазея — один из первых в мире заполярных городов, и хотя ей не удалось долго продержаться, ее основание стало важной вехой в освоении природных богатств Сибири

Стоит сказать, что Россия – удивительная и богатая на достопримечательности страна. Эти 28 фотографий уникальных природных достопримечательностей стоят того, чтобы их увидеть, а возможно.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Первый русский заполярный город

В конце XVI и начале XVII века русские люди активно начинают осваивать Север. В это время у берегов Северного Ледовитого океана появляются десятки городских поселений. Первоначально они создавались как опорные пункты для дальнейшего продвижения на Восток, но постепенно превратились в центры промыслов, торговли и ремесел. Среди них особое место стал занимать город Мангазея, расположенный за полярным кругом, в нижнем течении реки Таз. Нельзя сказать, что это поселение появилось стихийно. Нет, уже в XV веке вездесущие поморы прокладывали морские пути в эти районы, а к концу XVI века эти плавания значительно участились, наладилась регулярная связь Поморья с бассейном реки Таз.

Нет единого мнения о происхождении названия города, и до сих пор существует несколько толкований слова «мангазея». По одним предположениям, оно происходит от имени местного князя Маказея (Монгкаси), по другим – от старинного названия реки Таз. А вот этнограф В.И. Васильев полагал, что молгонзеи – это современный самодийский народ энцы, и Монгкаси – энецкий род. Историк Н.И. Никитин считал, что «молгонзея» – это коми-зырянское слово, означающее «земля у моря». Но мы не возьмемся определять приоритетное мнение о происхождении названия, а расскажем, что в 1601 году вблизи енисейских волоков и в низовьях реки Таз был заложен «государев острог».

План-реконструкция М. И. Белова, Н. Г. Ракова. Кремль и посад Мангазеи

Казачий отряд для построения острога был послан ещё в 1600 году царём Борисом Годуновым. В дороге казаки подверглись нападению «воровской самояди», но в результате добрались до реки и заложили острог и церковь. Через шесть лет сюда пришёл воевода Давыд Жеребцов с подмогой, и окончательно был «зарублен город Мангазея». Перед городом была поставлена простая и чёткая задача – установить правительственный контроль за Мангазейским морским ходом, ведущим в богатый пушниной край, и создать базу для дальнейшего освоения Сибири.

Через несколько лет на неприютном берегу, покрытом кочками мха да низкорослыми деревцами, был построен город. В «Расписном списке города Мангазеи» за 1626 год было сказано: «над Тазом-рекою стоял красивый рубленый пятибашенный кремль-детинец…»

На берегу пустынных волн

Древний город на берегу реки.

Берега сибирской реки Таз и сегодня нельзя назвать оживленными — населенных пунктов на них мало, а природа поражает своей нетронутостью. А в XVI столетии, когда здесь появились поморы, эта местность и вовсе воспринималась как край света. В старинных книгах племена, живущие к востоку от Оби, называли «молгонзеями»: слово это происходит из старинного коми-зырянского языка и значит «народ окраины». Со временем название племен превратилось в название местности: на картах, составленных англичанином А.Дженкинсом, она обозначена как «Молгомзея». Позднее в форме «Мангазея» оно стало названием города.

Великолепная Мангазея.

Поморов в эти места привели дела судоходные: сперва они по океану шли к Ямалу, а потом, перетащив свои корабли по полуострову (это называлось «ямальский волок»), выходили на Обскую губу. Считается, что именно поморами было основано первое зимовье на реке Таз. Они же и поведали московским властям о неслыханных богатствах сурового Заполярья.

Старая карта – попробуй разберись.

А богатства и впрямь были велики: моржовые клыки, бивни мамонта, и, главное, пушнина. Одна соболиная шкурка, купленная у охотника на берегу Таза, обходилась купцу в 40 копеек; если в дело вступал перекупщик, за такую шкурку приходилось платить рубль. А на рынках Западной Европы за шкурку соболя можно было получить около трехсот рублей! Неудивительно, что государство вскоре пожелало наложить свою мощную длань на эти богатства и взять торговлю под свой контроль.

Почему исчезла Мангазея?

В 1671 году мангазейский гарнизон получил предписание покинуть город и вместе с жителями следовать в Туруханское зимовье. Здесь была основана Новая Мангазея. Сегодня она носит название Старо Туруханск.

новая мангазея Старо Туруханск

Что же послужило тому, что Мангазея была оставлена людьми?

Причины были следующими:

  • Основание города произошло в смутное время. Шла война с Речью Посполитой и самозванцами. В стране царило безвластие.
    Были перекрыты проходы к городу по реке с моря.
  • Город был основан государством для сбора ясака (налога), и как опорный пункт в освоении Сибири. Он давал русской казне огромные прибыли, так как большинство купцов, приплывающих в Мангазею, были иностранными.
  • Слух о «золотой» Мангазее, расположенной на практически не заселённых землях, дошёл до Германии, Голландии и Англии. Опасаясь, что иноземные государства могут силой захватить ямальские земли, был издан указ о перекрытии проходов в эти места. Ни один корабль не мог пройти к городу. За ослушание грозила смертная казнь.

Кроме того были и другие весомые причины:

  • В окрестностях города снизилось поголовье пушного зверя.
    Введены новые торговые правила, которые увеличили таможенную пошлину. В связи с этим, многие купцы не возвращались в город, так как пушнина не приносила былого дохода.
  • В 1641-1644 годы из-за сильных ветров в город приходило мало кочей с хлебом и солью. Начался голод, который резко снизил добычу пушнины.
  • Удалённость от России и безвластие в стране привели к тому, что воеводы почувствовали себя слишком вольготно, что привело к вооружённому противостоянию двух воевод: Кокарева и Палицына.

Именно эти причины привелили к тому, что некогда процветающая Мангазея стала покинутым городом. Постепенно поселения, покинутые людьми, разрушались, зарастали тайгой. Люди долго ещё хранили память о «злато кипящей» Мангазее.

Постепенно она превращалась в легенду. Попытки отыскать место расположения исчезнувшего города предпринимались многими людьми, но это сделать так и не удалось.

В 1900 году экспедиция русского путешественника В.О. Маркграфа обнаружила место, где когда-то кипела жизнь. Было найдено и описано городище. Эта находка подтвердила наличие за Полярным кругом богатого города Мангазея.

Золото и Мангазея:

Город богател год от года. Богатство ему приносили охотничий промысел и торговля соболиными шкурками, которую ещё называли «золотой рухлядью». Большую часть охотников, стекающихся в Мангазею со всего края, составляли аборигены.

торговля Мангазея и Ясак

Роль денег здесь выполняли меховые шкурки. Их обменивали на соль, алкоголь, муку, крупы, одежду, хозяйственную утварь. Продавая пушнину в Европе или России, купцы получали баснословные прибыли. Ясак так же платили шкурками, это  своеобразный на то время налог.

Особым спросом в Мангазее пользовались изделия из металла, сбруя, седла для лошадей. Поэтому много в городе было ремесленного люда. Кроме этого, процветало судоходство, рыбная ловля, разведение мясного скота. Город жил своей жизнью, не подозревая о том, что вскоре он будет подвергнут забвению.

Златокипящая

В городе завершался путь купеческих караванов из Европы в Сибирь. Эта трасса и получила название Мангазейского морского хода, старинная арктическая дорога связывала Поморье (Белое море) с Енисеем. В 1616 году в «златокипящие» края был проложен ещё один маршрут. Архангелогородцы через пролив Югорский Шар вышли в Карское море и по реке Мутной, протекающей через полуостров Ямал, вышли в Обскую губу. Мангазея стала и притягательным центром, куда спешили крестьяне со всей Руси. Здесь они искали свободы и возможности разбогатеть на соболином промысле.

Да и казна выиграла от создания города. Уже через 10 лет после основания в Мангазею стекался ясак не только от местных племён самоедов (ненцев) и остяко-самоедов (селькупов), но и от енисейских остяков и тунгусов (эвенков).

Город развивался очень бойко. Здесь торговые люди чувствовали себя привольно и активно действовали как зимой, так и летом. Товаров и денег было в изобилии, что позволяло вести активное строительство. Все постройки в городе возводились добротно, с перспективой на рост торговли. Слухи о богатствах Мангазеи быстро разлетелись по всей Руси. Именно это и позволило городу получить ещё и славу «златокипящей». Деньги помогали развивать город, они же были и причиной многих конфликтов. Например, в 1630 году на финансовой почве два мангазейских воеводы устроили между собой разборки, переросшие в артиллерийскую дуэль, в результате которой был даже разрушен гостиный двор.

На восток

В ходе движения поморов «встречь солнца» (на восток) на территории Сибири появляются постоянные селения — деревянные «крепостицы», зимовья и остроги. одним из первых таких городских поселений была Мангазея, построенная в низовьях реки Таза. Она стала первым заполярным морским и речным портом Сибири. И вел в нее Мангазейский морской ход. Так называли в те далекие времена первую арктическую магистраль, связывающее Белое и Баренцево моря с Карским.

Сказочное название, столь непривычное для русских городов хранит свою тайну. Есть лишь версия, согласно которой название «Мангазея» пошло от имени жившего в тех краях ненецкого племени Малгонзеи. Нет точной даты основания города, примерно известно, что он существовал уже в начале XVII века.

В зимнее время на нартах, а в летнее на кочах, карабасах и стругах через полярные моря, болота и мелкие притоки в Мангазею приходили большие массы торгового и промышленного люда. Люди называли Мангазею «златокипящей государевой вотчиной», имея в виду ее пушные богатства. Ради них сюда стремились отважные торговцы и охотники, готовы были терпеть лишения, лишь бы потом разбогатеть.

Литература[править | править код]

Книгиправить | править код

  • Белов М. И. Мангазея. — Л.: Гидрометеоиздат, 1969. — 128 с. — 37 000 экз.
  • Белов М. И. Раскопки «златокипящей» Мангазеи: Публичные лекции, прочитанные в лектории им. Ю. М. Шокальского. — Л.: Изд-во Географического общества СССР, 1970. — 40 с.
  • Белов М. И., Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея: Мангазейский морской ход. Ч. 1. — Л.: Гидрометеоиздат, 1980. — 164 с. — 3350 экз.
  • Белов М. И., Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея: Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI—XVII вв. Ч. 1-2. — Л.: Наука, 1981. — 148 с. — 2700 экз.
  • Бычков А. А. «Исконно русская» земля Сибирь. — М.: Олимп: АСТ: Астрель, 2006. — 318 с. — (Историческая библиотека). — ISBN 5-271-14047-4.
  • Дьяконов М. А. Путешествия в полярные страны. — Л.: Изд-во Всесоюзного Арктического ин-та, 1933. — 208 с. — (Полярная библиотека).
  • Дьяконов М. А. История экспедиций в полярные страны. — Архангельск: Архангельское обл. изд-во, 1938. — 487 с.
  • Кушелевский Ю. И. Северный полюс и земля Ялмал. Путевые записки. — СПб.: Тип. М. В. Д., 1868. — 155 с.
  • Никитин Н. И. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. — М.: Наука, 1987. — 176 с. — (Страницы истории нашей Родины). — 50 000 экз.
  • Никитин Н. И. Освоение Сибири в XVII веке. — М.: Просвещение, 1990. — 144 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-09-002832-X.
  • Обручев С. В. Таинственные истории. — М. Мысль, 1973. — 108 с.
  • Пасецкий В. М.. Арктические путешествия россиян. — М.: Мысль, 1974. — 230 с.: ил.
  • Пасецкий В. М. Русские открытия в Арктике. — Часть 1. — СПб.: Адмиралтейство, 2000. — 606 с.: ил. — (Золотое наследие России).
  • Ципоруха М. И. Покорение Сибири: От Ермака до Беринга. — М.: Вече, 2013. — 368 с. — (Моя Сибирь). — ISBN 978-5-4444-1008-0.

Художественная:

Елегечев И. З. Мангазея: Роман / Худож. Ю. А. Зибров. — Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1982. — 278 с.

Статьиправить | править код

  • Бахрушин С. В. Мангазейская мирская община в XVII в. // Бахрушин С. В. Научные труды. Т. III. М.: Изд-во АН СССР, 1955.
  • Белов М. И. Пинежский летописец о разведочном походе поморов в Мангазею (конец XVI в.) //Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского дома. — Л., 1972. — С. 279—285.
  • Буцинский П. Н. К истории Сибири: Мангазея и мангазейский уезд (1601 г.—1645 г.) // Записки Императорского Харьковского университета : журнал. — Харьков, 1893. — Вып. I. — С. 33—98.
  • Васильев В. И. Энцы // Народы России: энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 420—421. — 479 с. — ISBN 5-85270-082-7.
  • Вершинин Е. В. О соотнесении данных письменных источников и археологии при раскопках Мангазеи //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). — Тобольск, 2004. — С. 14-18.
  • Визгалов Г. П. Русское посадское домостроение на севере Западной Сибири в XVII веке (по материалам новых исследований Мангазеи) //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). — Тобольск, 2004. — С. 19-25.
  • Косинцев П. А., Лобанова Т. В., Визгалов Г. П. Историко-экологические исследования в Мангазее //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). — Тобольск, 2004. — С. 36-39.
  • Липатов В. М. Легенды и быль о Василии Мангазейском //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). — Тобольск, 2004. — С. 40-43.
  • Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири / Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. — М.: Профиздат, 1983. — С. 54—57. — 145 с.
  • Пархимович С. Г. Магические строительные обряды в Мангазее //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). — Тобольск, 2004. — С. 47-53.
  • Пархимович С. Г. Новые исследования Мангазейского городища //Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 2005. — Вып. 19. — Тюмень, 2006. — С. 159—167. — ISBN 5-88081-556-0
  • Пикуль В.С. Исторические миниатюры, Мангазея златокипящая. Издательство: АСТ, Вече, ISBN: 5-17-010666-1, 2002 г.

«Златокипящая» Мангазея

К своей цели — берегам Таза — отряду М.Шаховского и Д.Хрипунова пришлось пробиваться с боями: напали на них дорогой селькупские воины. Почти треть отряда пала в сражении, легла в холодную землю чужого края. Но выбора не было: не своей волей шли они в Заполярье, а по приказу царя Бориса Годунова. Уцелевшие в бою дошли и заложили в 1600 г. острог на пустынных доселе берегах. Так появилась Мангазея.

Мангазея развивалась с необыкновенной быстротой.

Перезимовали, а там и подмога пришла из Тобольска и Березова — двести служивых во главе с воеводами. Стало ясно: новому городу — быть. И впрямь, Мангазея развивалась с необыкновенной быстротой: за пару лет вырос большой деревянный кремль, появились церкви и дома. Хотя даже в период расцвета постоянное население Мангазеи было не так уж велико — не больше 1200 человек, город поражал благоустроенностью. Жители Мангазеи щеголяли в шелках и бархате, улицы были вымощены досками, а окна самого бедного дома были слюдяными — в европейской части России такое было доступно лишь самым богатым. Но, возможно, самым удивительным доказательством богатства города являются найденные археологами груды сливовых и вишневых косточек: в 17 в. мангазейцымогли себе позволить регулярную доставку в Заполярье свежих фруктов.

Мангазея: кого там только не было.

Еще сильнее, чем богатством, Мангазея удивляла пестротой уличной толпы. Рядом с селькупами и ненцами в малицах прохаживались богатые иноземные купцы в шляпах с перьями, а московская «акающая» речь смешивалась с архангелогородским говором. Днем и ночью шла в городе бойкая торговля мехами, приносившая огромные прибыли. Историками подсчитано, что в год из Мангазеи на запад вывозили до 30 тыс. одних только соболиных шкурок, а ведь были и песцовые, и куньи, и беличьи меха. За богатство и бурную деятельность Мангазею прозвали «Златокипящая».

Мангазея златокипящая

Уже в 1607 году растущая бурными темпами Мангазея по указу самозванца получила статус города. Мангазея представляла собой типичное северо-русское поселение. Главные административные здания — воеводский и гостиный дворы, государевы житницы, церкви — были обнесены деревянным кремлем с пятью башнями. Шестигранник главной башни возносился на 12 саженей (25,6 метров) и заканчивался смотровой площадкой. На вершину башни мангазейцы прикрепили изображение двуглавого орла — символ русской государственности гордо воспарил над тайгой.

Мангазея имела и чисто сибирские черты — в городе стояла аманатская изба, на которой русские держали взаперти заложников из числа местной родоплеменной знати. Заложники заставляли инородцев быть сговорчивыми и проворными при выплате ясака.

Все городские здания стояли на вечной мерзлоте, поэтому фундаменты приходилось укреплять слоями замороженной щепы. Под фундамент подкладывали берестяные листы, не пропускавшие весной грунтовую воду в подвал и защищавшие намороженный слой.

В свои лучшие годы городской посад разрастался до 500 домов, в которых проживали 1−1,5 тыс. человек. По избам ютились купцы, промысловики со своими семьями, служилые и обрусевшие инородцы. Большую часть года посад почти пустовал — мангазейцы уходили на промысел в тайгу, пробираясь далеко вглубь континента — вплоть до земель по Енисею и Лене. В городе оставались только служилые, воеводская дворня, ссыльные поляки с литовцами, да ремесленный люд. Они развлекали себя игрой в запрещенные шахматы и карты, попивали бражку, торговали в лавках и от скуки заглядывали в церковь.

Мангазея, руководившая освоением огромных просторов на севере Сибири, поражала современников своей красотой. Среди серой и убогой заполярной тайги возвышался прочный и основательный город. Глаз русского человека, истосковавшегося по родине, радовали островерхие макушки башен, позолоченные купола церквей, замысловатые коньки кровель. Мангазейцы постарались обустроиться на суровой чужбине по-домашнему, воссоздав уют далекой Руси.

Вольные промышленники и государевы служилые люди быстро стали антагонистами в Мангазее. Поморы ухитрялись выбивать или обменивать у инородцев лучших соболей еще до начала сбора государева ясака, оставляя для казны только «мяхкую рухлядь и невеликие соболи». Многие поморы переженились на самоедских и остяцких жонках, научившись от них местным языкам. По этим причинам воеводы часто не могли собрать с Мангазейского уезда доброго ясака, навлекая на себя гнев царя.

Для защиты общих интересов промысловики и торговый люд объединялись в мир. Общинное самоуправление выражалось в выборе на общем сходе целовальника, который, целуя крест, обещал твердо стоять за интересы посада перед воеводами. Целовальник собирал со всех вольных мангазейцев мирские деньги, которые шли на решение насущных городских задач и кормление воеводы с его многочисленной дворней. Немалую общинную казну берегли в трапезной церкви Успения. Воеводы, забравшись так далеко от Москвы, нередко вели себя, как маленькие царьки, заводя аристократические порядки. Как бы ни была сложна жизнь посадских людей на суровой чужбине, на родину с пустыми руками никто возвращаться не спешил. Стиснув зубы, промысловики терпели воеводский беспредел.

При удачном стечении обстоятельств промышленники могли рассчитывать на баснословные прибыли. При сравнительно небольшом вкладе капитала, требовавшегося на организацию плавания Мангазейским морским ходом и покупку необходимого снаряжения, самые удачливые промысловики возвращали потраченные деньги с доходом, в десятки или даже сотни раз превышающим потраченные средства. Слава о Мангазее как «златокипящей землице» быстро разошлась по всей Руси.

В далеком заполярном городе многие увидели Китеж-град и Беловодье, которые вышли в реальность прямо из сказки. Русские люди, закрывая глаза на смертельные опасности студеного моря и непредсказуемой тайги, отправлялись на чужбину с мечтой о кардинальной перемене своего социального положения. Мангазея представляла собой мощный социальный лифт, который мог за пару лет возвысить и озолотить человека или навсегда похоронить его в безмолвном таежном болоте.

Встречь солнцу

После того, как отчаянные ватаги ушкуйников проторили путь за Урал через «каменный волок» и открыли русским Югру, за дело взялись богатые новгородские купеческие и промышленные (от «промысел») династии. В отличие от ушкуйников, которые совершали точечные вылазки вглубь неизведанных территорий, прагматичные купцы попытались прочно утвердиться на столь щедрой земле.

С XIII века Великий Новгород официально включает Югру в перечень своих владений, регулярно снаряжая основательные экспедиции для сбора ясака с местной самояди.

Нанятые боярами-купцами промысловики рубили в полунощных (северных) землях первые робкие русские укрепленные городки. Обороняться было от кого: югорские инородцы не всегда покорно платили дань и нередко нападали на промышленников.


Ушкуйники. Новгородская вольница. (yandex.net)

После трагического падения вольного города в междоусобной борьбе с Москвой дело новгородских ушкуйников продолжили поморы, которые заменили ушкуй на более основательный кочуй и отправились «встречь солнцу» по студеному морю-окияну. Иностранцы всегда удивлялись русским кочам, называя их круглыми судами. Когда льды сковывали море, плоское дно корабля выжимало на поверхность. Позже Петр I, восхищенно смотревший на европейское судостроение, запретит рубить русские кочи, и секрет их создания будет забыт навсегда.

В 1600 году артель поморов выпросила у нового русского царя Бориса Годунова разрешение на поход в далекую Малгонзею, лежащую за Югорьскою землею. В этих краях, по преданию, жили «человецы незнаемые». Сказывали, что мангазейские самоеды едят мясо оленье и рыбу, да межи собою друг друга едят. Годунов, рассчитывая получить десятую часть от промысла поморов, разрешил им отправиться на край света трудным морским путем.

Однако чуть позже хитрые дьяки нашептали царю, что, дескать, лучше послать в Мангазею стрельцов с воеводой и взять тамошние богатства твердой московской рукою без всяких посредников. Возглавили государеву экспедицию в новые земли князь Мирон Шаховской и письменный голова Данила Хрипунов. Таким образом, Мангазея сразу заселялась двумя волнами: поморы шли морским путем, а воеводы со стрельцами — из Тобольска.

Когда воеводы, наконец, прибыли на реку Таз в месте впадения в нее речки Мангазейки, то увидели там многочисленные зимовья русских промысловиков. Тут было представлено все Поморье: пустозерцы, мезенцы, пинежане, кеврольцы и холмогорцы. Обе стороны не обрадовались, встретив друг друга. Промысловикам стрельцы грозили отъемом десятой части добытого, а воеводы тревожились, что поморы выбьют лучшего соболя из государева ясака. Тем не менее волю царя надо было исполнять: поморов оторвали от промысла и организовали рубить новый город — первый в заполярный части русской земли.

Василий Мангазейский

На исходе 1640-х годов неподалеку от одной из церквей медленно затухающей Мангазеи из земли вдруг выполз гроб. Горожане ахнули и сговорились поставить на месте явленного чуда часовню. Очевидно, в гробу лежал неведомый угодник Божий, так как многочисленный люд, притекавший к могиле, получал просимое исцеление. Позже мангазейцы припомнили, что давным-давно на этом месте был похоронен кроткий юноша, пострадавший за свое боголюбие и праведность.

В младые годы отрок Василий прибыл в Мангазею с богатым купцом, поступив к нему на службу управляющим. В те времена торговля в городе процветала и у юноши было полно работы. Помимо занятий в лавке Василий исправно присутствовал на всех церковных службах и подолгу молился дома. Однажды шальные людишки разграбили лавку купца, умыкнув оттуда весь товар. Но юноша, вместо того, чтобы стеречь хозяйское добро, по своему обыкновению стоял службу. Более того, он не пришел тут же на зов купца и не кинулся искать грабителей, оставшись в церкви до самого конца длинного пасхального богослужения.

В гневе обворованный купец заподозрил в причастности к преступлению кроткого Василия. Он сгреб девятнадцатилетнего юнца в охапку и потащил на воеводский суд. Воевода учинил допрос с пристрастием и крепко побил бедолагу, но никакой вины за ним не нашел. Тогда не смирившийся с потерей своего товара купец самостоятельно взялся за Василия. Однако ответом провинившегося работника стали лишь молчание и покорно склоненная голова. В гневе купец со всего маху ударил юношу связкой амбарных ключей. От несправедливой мужицкой руки Василий тихо скончался. По преданию, случилось это 4 апреля 1602 года.

Долгих 47 лет тело кроткого отрока пролежало в земле без должного погребения. Василий и после смерти продолжал смиренное существование, не мешая жить вечно суетным мангазейцам. Выйти на свет божий блаженный решился лишь тогда, когда гибнущая Мангазея остро нуждалась в подмоге и заступничестве.

Святой Василий никому не отказывал в помощи: он указывал путь потерявшимся охотникам и промысловикам, лечил недуги, хвори и слепоту, сохранял слабых духом мангазейцев от самоубийства в самые лихие годины. Даже местные инородцы — остяки, самоеды, тунгусы, эвенки и юраки — признали святость Василия и через него приходили к свету Христа, оставляя языческий мрак в таежных болотах.

Всю свою короткую земную жизнь Василий предпочитал мирским делам службу богу. Но даже святой чудотворец не смог отмолить грехи умирающей Мангазеи и спасти ее от гибели. В 1670 году мощи святого были перенесены в Троицкий Туруханский монастырь, поставленный на Енисее. Туруханск десятилетиями методично отнимал у Магазеи ее влияние, людей, промыслы и вот забрал и первого сибирского святого.