Герб россии — coat of arms of russia

Оглавление

Геральдика: значение символов на гербе России

Рассмотрим более детально значение символов на гербе и узнаем, почему были выбраны именно они. Геральдика государства – подробно подбираемое сочетание элементов.

Автор макета современного герба – Евгений Ухналев. Он придумал сочетать несколько эпох на одном полотне.

Георгий Победоносец

На Руси в период раздробленности было принято наносить на печать княжества основателя рода – великого воителя.

У московского княжества был Георгий Победоносец. После объединения земель, он стал символом новообразованного государства.

Ранее на печатях изображалось животное – лев, побеждающий дракона.

Двуглавый орел

Символ двуглавой птицы используется для герба не только Россией, но и рядом других стран. В древности подобного орла считали богом, поэтому образ древний.

Использование на гербе связано с чертами, приписываемыми птице: отвага, величие, стремление к развитию и победе.

До завоевания Ивана Грозного, орел, используемый на печати, был другим: приглаженные крылья и перья, закрытый клюв. После выдвижения теории о Москве, как о третьем Риме, и воцарения Романовых, формируется современный облик.

Три короны

До правления Ивана Грозного корона была одна и символизировала сильную власть. Потом появились еще две небольшие, которые венчали головы орла.

Существует несколько трактовок именно этого количества корон:

  • присоединение трех государств – Астрахани, Казани и Сибирского ханства,
  • православный символ – Святая Троица,
  • три ветви власти (современная теория) – законодательная, исполнительная и судебная.

Скрепление лентами было произведено в 2000-м году. Данное введение иногда связывают с условным объединением России, Казахстана и Беларуси.

Скипетр и держава

Держава и скипетр издавна были символами самодержавия. В течение двадцатого века они, как и короны, отсутствовали на гербе. В некоторых версиях орел держит не их, а лавровый венок и факел.

Возвращение на герб скипетра и державы в 1993 году, очевидно, не отражает самодержавие. Скорее это акцент на силу страны и ее единство. Информация об этом факте обсуждается многими историками.

Символика герба Российской Федерации

Центральная фигура герба — двуглавый орел — заимствована из культуры Византии, с которой у России были тесные политические, экономические и культурные отношения. Также немаловажен тот факт, что именно из этой страны пришла на Русь новая религия — христианство. Но еще до появления этого символа в Римской империи, изображения двуглавого орла встречаются и в более ранний период: археологи их находят на территории Хеттского государства во втором тысячелетии до н.э. и на землях Мидийского княжества. А эмблемой Византии он становится при Константине Великом, когда произошло объединение Восточной и Западной империй, гербом каждой из которых был одноглавый орел. Помимо единства Востока и Запада, хищная птица с двумя головами, смотрящая в противоположные стороны, обозначает также две части света — Европу и Азию. Не случайно Россия и сейчас воспринимается как синтетическая страна, в менталитете которой переплелись азиатские черты с европейскими.

Золотой цвет, в который окрашен двуглавый орел и все присущие ему атрибуты, тоже не случаен. Его любили многие правители, он издавна считался цветом роскоши, богатства, процветания и, конечно, солнца, которому в древнем мире немало народов поклонялось как верховному божеству.

Скипетр и держава всегда олицетворяли высшую политическую власть, сначала княжескую, затем — монархическую, а в наше время они выступают обобщенным символом государства, демонстрируя его значимость и ценность.

Корона тоже является традиционным царским атрибутом. Однако почему этих головных уборов именно три? Дело в том, что когда-то они обозначали количество тех татарских ханств, которые сумели объединить московские правители под своим началом: Казанское, Сибирское и Астраханское. Сейчас короны символизируют триаду ветвей власти: законодательной, судебной и исполнительной.

На малом щите, красующемся на груди орла, изображен Георгий Победоносец — один из самых почитаемых христианских святых-великомучеников, который, пройдя через нечеловеческие пытки и страдания, сумел сохранить верность своим религиозным идеалам и в итоге умереть за них. Змей (или дракон) трактуется и как символ язычества, и как образ дьявола, олицетворяющего все мировое зло, победу над которым одерживает Георгий. Этот византийский святой издавна воспринимается как защитник России, оберегающий ее от всех бед. Изображение Георгия Победоносца присутствует также на эмблеме Москвы.

Появление двуглавого орла как символа в России

Первые изображения двуглавого орла обнаруживаются в период правления Ивана III (1462-1505). Однако в качестве основного элемента герба этот образ стал использоваться не сразу. Некоторое время он являлся оттиском царской печати, которой Иван III скреплял важные внутригосударственные и международные документы. Ранее, кстати, на печати был изображен лев, убивающий дракона, который через какое-то время трансформируется сначала во всадника, а затем и в Георгия Победоносца — центрального персонажа малого щита, расположенного на теле орла.

Причина появления двуглавой хищной птицы в России до сих пор не установлена. Однако доминирует версия, высказанная еще известным русским историком и литератором Карамзиным Н.М., согласно которой это стало следствием женитьбы Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Брак был заключен в 1472 году. Рисунок орла с двумя головами, в частности, находят на троне, который невеста привезла с собой в Россию.

В пользу представленной версии говорит то, что в это время как раз происходило активное формирование Русского государства. Монголо-татарское иго было окончательно побеждено и все княжества объединялись вокруг Москвы под руководством единого правителя. Был создан и начал действовать общий для всей страны сборник законов, который получил название «Судебник». Росло влияние России и на внешнеполитической арене, укреплялись ее связи с другими государствами, что, в свою очередь, способствовало мощному экономическому и культурному развитию нашей страны. Таким образом, у Ивана III были все основания воспринимать себя в качестве преемника византийского императора, а двуглавый орел являлся атрибутом и символом этой высшей монархической власти. Ведь не случайно же родилось такое выражение:»Москва — третий Рим«.

Однако справедливости ради стоит сказать, что эта фраза стала употребляться только после смерти Ивана III. К тому же Софья жила довольно далеко от Византийской столицы — Константинополя. Да и изображение двуглавого орла начало использоваться как печатный рисунок не сразу после бракосочетания монарших особ, а многими годами позже.

Но как бы там ни было, именно в период царствования Ивана III двуглавый орел приобрел в России важное государственное значение

Расшифровка визуализации дополнительных гербовых знаков

Сложный конгломерат символов, составляющий имперский герб, требует отдельного объяснения. Среди символов, отвечающих за ту или иную область, княжество или царство, есть отдельные или составные гербы, каждый из которых следует рассмотреть, как самостоятельное образование.

Сибирский

Герб Сибирского царства оформлен в горностаевом меху. Внутри расположены два ценных меховых зверька — соболи.

царство Сибирское

Они, обращённые друг к другу, держат в своих передних лапках корону и лук с двумя стрелами. Конечно, без венца из имперской шапки не обошлось и здесь: знак оформлен сверху парчовой шапкой с золотыми запонами и крестом, которая также принадлежала Иоанну, но включалась в его так называемый третье облачение.

Астраханский

Указанный герб расположился на лазурном фоне. Здесь изображён восточный меч с золотом покрытой рукоятью и с короной (расположена снизу), имеющей пятидужные имперские драгоценные планки по кругу и зелёную подкладку.

Герб царства Астраханского

Эта корона — копия той, что принадлежала царю Михаилу Фёдоровичу, а именно составляла его первый наряд. Отделка этого царственного головного убора сделана с помощью финифити, то есть стекловидной эмали на металлической подложке, с добавлением множества драгоценных камней.

Казанский

Герб этого царства визуализируется, как схематичная графическая картинка коронованного Зиланта, татарского мифологического существа, с ярким раскрасом: ярко-красные части тела, такие, как хвост, крыло, язык, золотые когти с клювом, оперение — тёмное.

Герб царства Казанского

Вся композиция заключена в серо-серебристый щит и сверху увенчана золотистой шапкой, филигранным уникальным произведением русского ювелирного искусства, которую И.Грозный подарил хану Казани Едигере (в наши дни она находится на хранении в кремлёвской Оружейной палате).

Херсонский

Херсонское таврическая область также отображена на общем имперском русском гербе в виде 2-х главого орла, оснащённого двумя коронами. Золотыми на данном гербовом символе являются когти, фон герба, клювы и восьмиконечный крест, располагающийся на груди орла в лазуревом гербе.

царство Херсониса Таврического

Сверху херсонско-таврической геральдической композиции — шапка Петра Первого из его второго царского наряда.

Финляндский

Возглавляемый короной красный щит содержит золотистого львиного создания с короной и мечами. Вокруг вся композиция украшена восемью розами, расположенными в свободном порядке.

княжество Финляндское

Польский

Данный царственный герб имеет своим фоном часто встречающуюся на основном гербе червлёнь, то есть насыщенный красный цвет, и серебряного одноголового орла с короной на голове и золотыми клювом и когтями.

Герб царства Польского

Сверху расположилась роскошная корона Анны Иоанновны, неподражаемым образцом работы группы ювелиров, созданная в 1730 году.

Внешний вид герба с 1990 года по сегодняшнее время

В последний год существования Советской власти уже началась разработка основных государственных символов. За основу были взяты герб и флаг Российской империи.

Соответствующее Постановление было принято правительством РСФСР 5 ноября 1990 года. В результате создается специальная комиссия, которая после длительных дискуссий рекомендовала правительству утвердить флаг, состоящий из трех горизонтальных полос — синей, белой и красной, и герб с изображением двуглавого орла на красном щите.

Это было сделано, но только тремя годами позже, в 1993-м, когда первый российский президент Б. Н. Ельцин издал Указ, законодательно закрепляющий ту государственную символику, которую мы имеем и сегодня. В Конституции это также прописано.

А в 2000 году был принят Федеральный закон о «Государственном гербе РФ», в котором закреплялся его статус, давалось подробное описание и регламентировались места и случаи допустимого использования этого символа.

На сегодняшний день далеко не все принимают тот герб, который достался нам в наследство от Российской империи и имеет статус официального в нашей стране. Основной аргумент его противников состоит в том, что нынешний герб не отражает тот политический строй, который есть сейчас — президентскую республику, в этом символе слишком много монархических элементов, поэтому необходимо либо подвергнуть двуглавого орла серьезной трансформации, либо вообще заменить на другой образ. Однако сторонники существующего варианта герба утверждают, что он воплощает в себе многовековую богатую историю Российского государства и служит предметом национальной гордости, а значит, в замене не нуждается.

Щиты[править | править код]

Над сенью главного щита помещались шесть щитов.

Княжества и области Великороссийскиеправить | править код

Гербы:

  • псковский: в лазуревом поле идущий барс, сверху выходящая божья десница.
  • смоленский: в серебряном поле пушка черная, станок золотой, на пушке птица золотая без ног.
  • тверской: в червлёном поле золотой трон, на нём царская на зелёной подушке корона.
  • югорский: в серебряном поле выходящие из лазуревых облаков руки в червлёной одежде, держащие серебряные копья.
  • нижегородский: в серебряном поле червлёный олень.
  • рязанский: в золотом поле стоящий князь с мечом и ножнами.
  • ростовский: в червлёном поле серебряный олень с золотым ошейником.
  • ярославский: в серебряном поле чёрный медведь с золотой алебардой.
  • белозерский: в лазуревом поле две серебряные рыбы в косой крест под серебряным же полумесяцем, в главе справа золотой крест с шариками на концах.
  • удорский: в чёрном поле серебряная лисица с червлёными глазами и языком.

Княжества и области Юго-Западныеправить | править код

Гербы:

  • волынский: в червлёном поле серебряный вольный крест.
  • подольский: в лазуревом поле под серебряным крестом золотое солнце.
  • черниговский: в серебряном поле чёрный коронованный орёл, держащий в левой лапе длинный золотой крест.

Княжества и области белорусские и литовскиеправить | править код

Гербы:

  • литовский: в червлёном поле серебряный всадник с мечом на серебряном коне, покрытом червлёным ковром с золотой каймой, на щите всадника восьмиконечный крест.
  • белостокский: щит рассечён, в первом червлёном поле выходящий серебряный орёл, во втором золотом поле лазуревый всадник с мечом на чёрном коне, покрытом червлёным ковром с золотой каймой, на круглом серебряном щите всадника червлёный восьмиконечный крест.
  • самогитский: в золотом поле чёрный медведь с червлёными глазами и языком.
  • полоцкий: в серебряном поле всадник в чёрном вооружении на чёрном коне, покрытом червлёным ковром с золотой каймой, держащий червлёный меч с золотой рукоятью, на серебряном щите всадника восьмиконечный крест.
  • витебский: в червлёном поле всадник с мечом на коне, на щите всадника восьмиконечный крест.
  • мстиславский: в серебряном поле червлёный волк головой влево.

Области прибалтийскиеправить | править код

Гербы:

  • эстляндский: в золотом поле три лазуревых леопардовых льва.
  • лифляндский: в червленом поле серебряный гриф о четырех ногах с крыльями и хвостом, в передних ногах меч, на груди имя Его Императорского Величества.
  • курляндский и семигальский: щит четверочастный. В первой и четвертой частях — герб Курляндский: в серебрянном поле червленый лев в червленой короне. Во второй и третьей частях — герб Семигальский: в лазоревом поле выходящий серебряный олень, с шестью отростками на рогах, увенчаный герцогской короной.
  • карельский: в червлёном поле две выходящие руки в серебряных латах, держащие серебряные мечи.

Северо-восточные областиправить | править код

Гербы:

  • пермский: в червленом поле белый медведь, над ним Евангелие золотое, а над ним крест серебряный.
  • вятский: в золотом поле выходящая вправо из лазуревых облаков в червлёной одежде рука, держащая червлёный же натянутый лук со стрелою; в правом углу червлёный с шариками крест.
  • болгарский: в зелёном поле, разделённым белым крестом, серебряный идущий агнец с красной хоругвью, древко золотое.
  • обдорский: в серебряном поле чёрная лисица с червлёными глазами и языком.
  • кондинский: в зелёном поле дикий человек с дубовым поясом и венком, держащий серебряную булаву.

Значение герба Российской Федерации

Современный герб – это сочетание многих элементов из прошлых образов. Он олицетворяет силу страны, ее единство и многовековую историю. Три ряда перьев – это сочетание добра, истины и красоты.

Интересным фактом относительно скипетра является то, что на нем изображен точно такой же орел со скипетром. Это отражает бесконечность и будущее России. Герб состоит из взаимосвязанных элементов.

Герб России – один из базовых символов страны. Каждый элемент продуман и имеет глубокое значение. Для изучения надо обращаться не только к значениям элементов, но и к истории становления России. Происхождение расшифровки связывают с имперским периодом.

Изменения герба в первую половину царствования династии Романовых

Династия Романовых начала править в России с 1613 года. При первом царе, Михаиле Федоровиче, прозванном «Тишайший», меняется направление движения Георгия Победоносца, изображенного на малом щите. Раньше он двигался в правую сторону, которая обозначала восток, там жили главные враги Древней Руси — монголо-татары. Но с появлением новой опасности в лице Польши, которая находилась на западе и хотела насадить в России католическую веру, взор всадника и его коня также становится обращенным в сторону нынешних противников.

Сын Михаила Федоровича Алексей Михайлович продолжил дальнейшее реформирование государственной эмблемы, вложив в лапы орла символы царской власти — скипетр и державу. Кроме того, именно в годы его правления вышел Указ, в котором был на юридическом уровне закреплен статус российского герба. Двуглавый орел, который начал изображаться с расправленными крыльями, также украсил башню Московского Кремля, что свидетельствовало о повышении значимости этого государственного символа.

Великий реформатор Петр ∣ провел свои преобразования внешнего вида герба. Во-первых, поменял его цветовое оформление. Отныне орел стал изображаться в черном цвете, за исключением лап, клювов и глаз, которые оставались золотыми. Еще за несколько лет до провозглашения Петра I императором короны приобрели «имперский» вид, а центральная увеличилась в размерах по отношению к остальным. Всадник окончательно стал именоваться Георгием Победоносцем и изображаться в серебряном цвете, а дракон (змей), которого он убивает, рисовался черной краской.

Именно Петр I приказал утвердить гербы городов Российской империи. Отныне каждый местный административный центр должен был иметь свою собственную эмблему. Придумать ее нужно было, исходя из отличительных особенностей того или иного города. Например, Тула славилась своим оружейным заводом, поэтому основной фигурой ее герба стал ствол ружья, который дополнили два клинка и пара молотков, расположенные крест накрест. Также гербы городов Российской империи заимствовались из различных книжных источников. Таковым являлся, например, «Титулярник», который можно считать первым русским гербовником, содержащим эмблемы княжеских земель, он был издан в 1672 году. Также существовали всевозможные военные или, как их тогда называли, «знаменные» гербовники, из которых также можно было почерпнуть интересные идеи.

Кроме того, при Петре Великом обязательными стали дворянские гербы Российской империи: каждому знатному роду, если его благородное происхождение доказано, предписывалось иметь свою уникальную символику. Каждая эмблема должна была включать такие элементы как щит, шлем, корону, мантию, девиз тоже входил в их число. Хотя существовали определенные стандарты, простора для творчества было также предостаточно.

Дальнейшее развитие геральдики происходило в эпоху Павла I. Он инициировал создание Общего Всероссийского Гербовника, который был издан в 1797 году. Это был сборник, который включал в себя полный перечень гербов дворянских родов Российской империи.

Что же касается главного государственного символа, то в период царствования Павла I он подвергся следующим изменениям. Связаны они были в первую очередь с важным политическим событием — захватом англичанами Мальты, которой покровительствовал российский император. Вследствие этого орел приобрел еще один дополнительный элемент — мальтийский крест, который обозначал претензии российского императора на эту территорию. Располагался он на груди орла под красным щитом.

Также Павел I начал процесс создания большого герба Российской империи. В 1800 году был принят специальный Манифест, в котором макет нового проекта был довольно подробно расписан. Так, он представлял собой размещенный в центре основной государственный герб, который окружали 43 эмблемы значительно меньшего размера — это были гербы областей Российской империи, существовавших на тот момент. Располагались они на прямоугольном щите, под которым находился еще один мальтийский крест, а за ним — рыцарский шлем с надетой на него императорской короной. Держат всю эту конструкцию архангелы Гавриил и Михаил, стоящие на синем постаменте. Поверх композиции наброшена распахнутая царская мантия, увенчанная короной. Примерно так выглядел проект большого Герба Российской империи. Однако он так и не был завершен, поскольку жизнь Павла ∣ внезапно оборвалась в результате дворцового заговора.

Новому императору — новый символ

Работа над новой гербовой системой России началась сразу же, как только Александр II вступил на престол, — в 1855 году. Из этого нетрудно сделать вывод, насколько большое значение император придавал тому, с какими именно символами будет ассоциироваться его царство и его правление. Для разработки изображений гербов, печатей и всего, что за ними следует, была отряжена специальная комиссия, которую возглавил Борис (Бернгард) Кёне, на тот момент — хранитель нумизматического отделения Эрмитажа. И он взялся за дело с истинной страстью человека, который получил возможность наконец-то проявить себя в той сфере, которую считал своим призванием, — геральдике.

На разработку нового рисунка гербов и печатей ушел год с лишним. Первым 8 (по ст. ст.) декабря 1856 года был утвержден рисунок Малого герба, который выполнил художник Гербового отделения Департамента герольдии Александр Фадеев. Ему же чуть раньше, 8 марта того же года была поручена работа над рисунком Государственного знамени к коронации Александра II, которая состоялась 26 августа (по ст. ст.) 1856 года в Москве. Примечательно, что уже на этом знамени можно увидеть многие черты нового государственного герба, утверждение которого состоится полгода спустя. Двуглавый орел уже имеет характерно поднятые крылья с растопыренными перьями, вокруг него и на крыльях видны гербы царств, княжеств и волостей, головы его венчают три короны с развевающейся лентой. Но заметны и отличия: цвет щита московского герба красный, а не золотой, и святой Георгий на нем скачет слева направо, согласно устоявшейся к тому времени российской практике. Направление движения справа налево он чуть позже сменил по решению Бориса Кёне, который ориентировался на западноевропейскую геральдическую традицию.

Спустя полтора месяца после того, как император Александр II утвердил изображения новых составляющих российской гербовой системы, 31 мая (по ст. ст.) 1857 года указ с описанием новых гербов и норм их употребления опубликовал Сенат. За этим последовало еще множество разных государственных актов, которые определяли, как, где и каким образом должны и могут использоваться новые изображения российского герба. А создатель всей новой гербовой системы Борис Кёне в знак признания его заслуг в этом непростом деле стал начальником гербового отделения департамента герольдии.

В виде, утвержденном Александром II, новый российский герб просуществовал до самого конца существования самой Российской империи. Сын Александра Освободителя, царь Александр Миротворец, в свое царствование внес лишь некоторые изменения в рисунок большого герба. За счет небольшого увеличения размеров гербовых щитов и появления лавровых ветвей, окружающих герб снизу и с боков, он стал выглядеть полностью завершенным рисунком.

Что изображено на гербе РФ

Каждый объект и прорисованная деталь являются неотъемлемой частью общей концепции, олицетворяющей единство независимого государства, его исторически сформированные ценности, приверженность традициям и сохранение самобытности. Фоновой основой является геральдический щит с чётко очерченными верхними и закруглёнными нижними краями, внизу по центру — заострённый пик.

Многоцветный без геральдического щита

Доминантное изображение на щите — двуглавый орёл с расправленными крыльями. Каждая голова венчается короной, сверху по центру — корона большего размера, соединённая с двумя малыми — лентой. В когтях левой лапы орёл держит золотой шар с крестом, именуемый державой, когти правой — сжимают укороченный жезл.

Интересно: за счёт особенностей верхнего окончания скипетра герб России можно обоснованно называть настоящим фракталом. Древнейший символ власти венчает вновь двуглавый орёл, идентичный по внешнему виду тому, что в более крупном размере изображен на щите. Интересная особенность, отображающая ярко выраженное подобное множество, возвела герб РФ в статус самого фрактального во всём мире.

На груди, между распростёртыми орлиными крыльями изображён очередной щит, идентичный по форме базовому, на нём — сюжетная композиция в виде всадника, поражающего копьём дракона. Поверженное мифическое чудовище лежит на спине под копытами коня.

Современная трактовка

История России складывается из огромного числа разнообразных ключевых событий, повлиявших на тип государственного устройства. Изменения находили отражение и в символике. Смена исторических эпох, однако, не оказала существенного влияния на основные атрибуты, что обусловлено необходимостью сохранения преемственности в приоритетах развития страны.

Актуальный вид герба России демонстрирует примечательное сочетание консервативных и современных черт. Трактовать следует, исходя из понимания действительных реалий с учётом глубокой взаимосвязи с историческим прошлым. Основа, представленная широким щитом, означает надёжную защиту целостности государства.

Важно: Орёл знаменует высшую власть. Символическое значение в базовом понимании сохранилось со времён античности

В условиях современности, учитывая особенности географического расположения и геополитических тенденций, величественная двуглавая птица на гербе России означает ориентирование на конструктивную политическую активность в двух направлениях, готовность к диалогу с Западом и Востоком.

Герб Русского царства. 1667 г.

Держава, в старину именуемая золотым яблоком, олицетворяет могущество. Скипетр считается символом независимости (в узком конкретном значении используется как знак торжества над интервентами и захватчиками).

На гербе России нет случайных нюансов: 3 ряда перьев на крыльях птицы также наделены особым значением. Они олицетворяют приверженность к основам просвещенного общества, где есть место воплощению красоты, добра и истины. Совокупное обобщенное значение символов заключается в единстве, что имеет прямое отношение не только к территориальной целостности, но и к ментальному единению народов, населяющих самую большую по площади (в актуальных условиях) страну в мире.

Исторические версии

Геральдический аппарат России пережил три основных периода в своей истории, претерпев серьезные изменения при переходе между Российской империей , Советским Союзом и Российской Федерацией . Использование двуглавого орла в качестве российского герба восходит к 15 веку. С падением Константинополя и концом Византийской империи в 1453 году великие князья Московии стали считать себя наследниками византийского наследия, и эта идея подкрепляется браком Ивана III с Софией Палеолог (отсюда и выражение « Третья. Рим »для Москвы и, соответственно, для всей Императорской России). Иван запечатлел на своей печати золотого византийского двуглавого орла, впервые задокументированного в 1472 году, что ознаменовало его прямые притязания на римское имперское наследие и выдало себя равным суверену и соперником Священной Римской империи . В 1497 г. он был проштампован в грамоте о долевом участии и распределении владений независимых князей. Примерно в то же время, образ позолотой, двуглавый орел на красном фоне появились на стенах Грановитой в Московском Кремле .

Еще один главный герб России — изображение Георгия Победоносца, убивающего дракона, — современно. В своей первой форме, как всадник, вооруженный копьем, он встречается на печати Василия I Московского в 1390 году. Во времена Ивана III дракон был добавлен, но окончательная ассоциация со Святым Георгием была сделана только после 1730 г., когда он был описан как таковой в императорском указе. Со временем Святой Георгий стал покровителем Москвы (и, как следствие, России).

После того, как предположение о названии царя по Ивану IV , два слоя найден в сочетание с орлом , несущим обрамление с изображением St George на груди. С учреждением Московского Патриархата в 1589 году патриархальный крест был добавлен на время между головами орла.

Основные элементы знака

На рассматриваемом гербе 1882 года визуализировались такие элементы:

золотистый щит с 2-главым орлом, каждая голова увенчана короной императора, а клюв головы открыт и имеет высунутый длинный красный язык (в центре композиции);

  • одна имперская корона (соединяла обе орёл-головы);
  • лента от ордена св. апостола Андрея (также соединяла собой обе орлиные головы);
  • скипетр и держава в золотом исполнении, символы власти, первый из них представлял собой прообраз пастушьего посоха, а второй — шар с короной или крестом наверху, являлись знаками, которые должны были символизировать абсолютность императорской власти (держал в руках орёл: скипетр — в правой, шар-державу — в левой);
  • герб московский с Георгием Победоносцем, скачущем на коне (скакун наряжен в ярко-багряную накидку-попону с позолоченной бахромой) и убивающем золотого зелёнокрылого змея, изображённый в виде мученика-святого на красном, то есть червлёном фоне, одетый в торжественное лазурное облачение — мантию (герб располагался на груди орла, копьё победителя венчает восьмиконечный крест);
  • шлем А.Невского, всем известного князя града Новгорода (венчает шит, на котором расположена центральная фигура императорского герба — орёл);
  • намёт чёрно-золотой (специальная ткань, покрывающая шлем рыцарей для того, чтобы их не раскаляло палящее солнце);
  • апостольская цепь Андрея Первозванного (вокруг шлема Невского);
  • архангелы Гавриил и Михаил, большие фигуры, величиной боле центрального двуглавого орла, имеющие большие белые ангельские крылья (справа и слева центрального орла соответственно);
  • золотая сень или шатрообразная конструкция из ткани, покрывающая некий объект, сверху которой также располагается усыпанная дорогими драгоценными каменьями императорская корона с накидкой, выложенной чёрными геральдическими обозначениями меха горностая, снабжённая кистями и голубой лентой, а сверху сплошь покрытая изображениями орлов (покрывает всю вышеописанную композицию вместе с орлом и апостолами по бокам);
  • надпись на древнерусском языке «С нами Бог!» червлёного цвета (на передней части наверху большой императорской короны, под сенью которой располагаются архангелы и орёл);
  • хоругвь государства, религиозное знамя (венчает герб, располагаясь над золотой сенью);
  • герб среднегосударственный (нанесён хоругви, находящейся сверх всей композиции);
  • пятнадцать щитов с обозначениями геральдики волостей, в некоторых местах на фоне зелёной веточки (располагались вокруг, некоторые из них были соединены в один).