Преподобный максим грек: он не боялся обличать самого царя

Оглавление

УТЕШЕНИЕ СЕБЕ

В Иосифо-Волоцком монастыре, самом центре иосифлянства, где Максим Грек провел первые, самые тяжелые, шесть лет заточения, он составил для себя утешение. Напоминая ему о нестяжательстве, монахи нарочно содержали его дурно. 15 лет его не допускали причащаться Святых Тайн. До самой смерти он просил митрополитов, одного и другого царя, всесильных фаворитов отпустить его на Афон. Но даже когда книжник был уже глубоким стариком, боялись его отъезда. Жизнь Максима Грека, приехавшего на Русь просвещать, была сломана и навряд ли он прожил 30 лет в чужой стороне под замком, если бы не то самое его „утешение“.

»Не тужи, не скорби, не тоскуй, любезная душа моя, о том, что страдаешь без вины от тех, от которых следовало бы тебе принять все блага… Напротив, благодари Владыку твоего, хвали и славь Его сознательно, что Он сподобил тебя в настоящей жизни временными скорбями воздать с избытком весь долг свой и те значительные таланты, какие ты была Ему должна. Смотри же, не считай это время— временем сетования, а напротив—временем божественной радости».

Афонский посол

В XVI века в Русскую церковь захватила дискуссия об имущественных владениях монастырей, вошедшая в историю как спор «стяжателей» и «нестяжателей». Для разрешения вопроса обратились к греческим книгам из библиотеки великого князя Василия Ивановича, однако перевести их не смогли. Поэтому в 1515 году на Афон было направлено посольство с просьбой о выделении монаха, который смог бы помочь в этом деле. Выбор пал на Максима, и это решение круто изменило его жизнь.


А.Теве. Портрет Василия III

В помощь Максиму дали двух писцов, один из которых, болгарин, знал церковнославянский язык. Предполагалось, что он обучит Максима, поскольку при всей своей грамотности, тот не владел русским. Больше двух лет монахи добирались до Москвы, пока, наконец, в 1518 году они достигли русской столицы.

Приезд в Москву Максима Грека.Миниатюра Лицевского летописного свода. XVI в.

Гостей окружили почётом и уважением, снабдили толковыми помощниками. Работу организовали так, что Максим переводил тексты с греческого языка на латынь, которая была ему отлично знакома, а ещё два московских толмача – с латыни на русский. Довольно быстро – за полгода – справились с Толковой Псалтирью, и начали просить отпустить их в обратный путь

Великий князь, однако, сознавая важность миссии и высокую квалификацию Максима, удержал его при себе, предложив заняться проверкой и корректировкой богослужебных книг, и позволил вернуться только его соработникам

Максим Грек

Борьба иосифлян и белозерских старцев была во всем разгаре, когда является новый сильный борец против иосифлян – Максим Грек. Это был афонский монах, весьма образованный, начитанный и умный человек. Он побывал и в Париже, и во Флоренции, слушал знаменитых ученых богословов. Особенно сильно подействовал на Максима Иероним Саванарола, который в то время увлекал народ во Флоренции своим пламенным красноречием и беспощадно громил в смелых проповедях роскошь и безнравственность, царившие тогда в Италии. Максим Грек приехал в Москву в 1518 году. У великого князя было огромное собрание разных греческих рукописей; надо было разобрать их, привести в порядок, а на Руси тогда нельзя было найти человека, который смог бы это сделать, – вот зачем понадобился ученый грек Максим великому князю. Кроме того, надо было перевести некоторые сочинения на русский язык (Толковую псалтырь, Толкования деяний апостольских, Беседы Златоуста и др.). Дела было очень много. Максим Грек, сначала и занялся тем, для чего его призвали, но мало-помалу невольно втянулся в церковные дела и споры, которые тогда волновали всех мыслящих русских людей. К нему, как к ученому, обращались часто за разрешением различных вопросов и споров, да и сам Максим Грек был не такой человек, чтобы сторониться от жизни. Приглядевшись к русской жизни да освоившись с русским языком, немедля принял он участие в разных церковных вопросах.

Написал Максим Грек очень много сочинений: писал против магометан (от частых сношений с татарами могли заходить к русским некоторые особенности магометанства), против латинян, потому что в это время папа снова пытался склонить русских к церковной унии. Сильно обличает он различные суеверия, которые в то время господствовали на Руси (гадание по звездам, верования в различные приметы, волшебство и т. д.). Как верное средство освободиться от грубых суеверий, затемняющих ум человеческий, мешающих разумной жизни, он указывает на просвещение, на сближение с западными, более образованными народами.

Максиму Греку, как человеку умному, и притом свежему, еще не успевшему сжиться с русскими порядками, должно было, конечно, броситься в глаза, что набожные русские люди, строго исполняя все обряды, соблюдая все посты, в то же время жили совсем не по-христиански, творили спокойно всякие неправды к тяжкие грехи. Плохая нравственность, прикрытая внешнею набожностью, возмущала Максима. В своих посланиях он обличает тех, которые не ели мяса по понедельникам, но готовы были целый день пить вино, соблюдали все посты, а терзали бедных подручников. В одном сочинении Максима Грека Господь говорит людям, что они только гневят Его, предлагая Ему доброгласное пение, звон колоколов, драгоценные украшения икон, а не милуя нищих и сирот, не отставая от неправды, лихвы и проч. «Вы книгу Моих словес (Евангелие) и внутри, и извне обильно украшаете сребром и златом, силу же писанных в ней Моих велений не приемлете и не исполняете».

С самого же начала своей деятельности Максим Грек стал на сторону белозерских старцев и Вассиана и постоянно, подобно им, утверждал, что инок должен быть «странен, незнаем, бездомен и безымянен». В нескольких сочинениях сильно корит он монастыри за то, что они владеют поместьями, а в одном из своих трудов «Повести страшной о совершенном иноческом жительстве» доходит даже до проклятий монахам-вотчинникам.

Эти резкие обличения и смелые нападки, конечно, не прошли Максиму Греку даром: у него явилось множество врагов, и притом – врагов сильных. Большая часть высших духовных лиц были иосифляне. Сам митрополит был последователем Иосифа. Не только в среде духовенства, но и между сильными мирянами нашлось не мало недругов смелому обличителю. Он в своих сочинениях между прочим беспощадно обличал и мирские власти, говорил, что такого неправосудия, как у православных русских, нет даже у латинян ляхов. Эти резкие выходки оскорбляли не только отдельных лиц, но и вообще русское чувство.

Невзлюбил Максима Грека и сам великий князь. Василий Иванович не имел детей, приходилось ему признать наследником брата своего Юрия Ивановича; но великий князь недружно жил с ним, считал его и следующего брата Андрея неспособными управлять государством и очень хотел иметь сына-наследника, задумал даже развестись с бездетной своей супругой и жениться на другой. Митрополит дал церковное разрешение на развод, но Вассиан Косой и Максим Грек сильно осуждали намерение государя. Он, конечно, не посмотрел на них – женился на Елене Глинской, но в сердце его закралось недоброе чувство к противникам его воле…

День ангела Максима по церковному календарю

Свое начало имя берет в Древнем Риме. В то время название Максимус принадлежало знатной родовой династии. Потом появился другой вариант, похожий по звучанию, сходный по значению – Максимилиан.

Многие считают, что Максимилиан — это полное имя, а Максим стал упрощенным вариантом. Но если обратиться к истории, то эти два имени появились независимо друг от друга, носят разные значения, отмечают свои именины в разных датах.

Для православного календаря актуальным является имя Максим, для католического – Максимус и Максимилиан.

В Православии день ангела Максима отмечается несколькими датами. Но для человека, главной будет та, что приближена ко дню рождения

Также стоит обратить внимание на святого, кому посвящены именины. Считается, что именно этот святой будет помогать, к нему нужно обращаться

Нужно знать, когда почитаются святые и соблюдать:

Зимний период. В декабре – 5 и 19 числа. В январе отмечаются 26, 29, 31

В феврале – 3, 12, 19.
Весной отмечаются следующие дни: в марте стоит обратить внимание на 4 и 19 число, в апреле будет актуальным 2 и 23. Май самый насыщенный месяц – 4, 11, 13, 27.
Летний сезон: 01.06, 30.06, 04.07, 12.08, 13.08, 24.08, 26.08.
Осень: 01.09, 06.09, 18.09, 28.09, 08.10, 22.10, 05.11, 10.11, 12.11, 20.11, 24.11.

Возникает вопрос почему так много дат. За всю историю православия стало известно о многих носителях имени Максим: мученики, преподобные, епархии.

Скорее всего, Вам пригодится статья о том, когда именины Марии.

Молитва вторая преподобному Максиму Греку

О, священная главо, преподобне отче,
преблаженне авво Максиме, не забуди убогих твоих до
конца, но поминай нас всегда во святых твоих и
благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже
сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за
ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй
дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко
Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя.
Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не
престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть
благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще
бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив
сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас
от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней
диавольских, пастырю наш добрый. Ведуще убо тя воистину
и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся:
молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и
испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от
земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных
князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго
Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от
века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже
подобает всякая слава, честь и поклонение, со
Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и
Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Многомудрый переводчик с Афона

Тысячу лет спустя, в
семье богатого греческого сановника, жившего на Балканах, родился сын. Мальчик
получил блестящее греческое образование, побывал в университетах Венеции,
Флоренции и Парижа, где ознакомился с трудами западных богословов и учёных, а
также освоил несколько языков. Вернувшись на родину, Максим постригся в монахи
и ушёл в монастырь Ватопед на святой горе Афон.

Когда афонитам
понадобилось попросить помощи в Москве, в состав монашеского посольства был
включён и преподобный Максим. В 1518 году преподобный прибыл в Москву, где его
приблизил к себе митрополит Варлаам. По поручению владыки, Максим Грек занялся
переводом на славянский язык Толковой Псалтири, а затем толкований на книгу
Деяний апостольских. Позднее он также перевёл с греческого толкования на
Евангелия от Матфея и Иоанна.


Преподобный Максим Грек

Святой Максим Грек
известен не только переводами, но и собственными сочинениями. Он оказал большую
помощь Московскому митрополиту, составив полемические письма против магометан,
язычников, монофизитов, лютеран и ереси папизма. Сидя в тюрьме, преподобный
Максим написал знаменитый канон Святому Духу. Также им были оставлены и другие
полемические и нравственные труды.

Назначение в Москву

Первым крупным произведением Максима в России был перевод Псалтири вместе с русскими переводчиками (в том числе ученым Дмитрием Герасимовым ) и писцами , который должен был быть торжественно одобрен русским духовенством и самим великим князем. После того, как Василий III отклонил его просьбу вернуться домой, Максим продолжил работу над переводами и исправлением книг для богослужения . Наблюдая за «изъянами» и несправедливостью московской жизни, которые ему казались прямо противоположными его христианским идеалам, Максим стал разоблачать их и критиковать власть, привлекая разных людей с похожими взглядами, таких как Иван Берсен-Беклемишев , Вассиан Патрикеев , и другие. Что касается монашеских имений, которые уже разделили русское духовенство на два антагонистических лагеря (Собственников и Не-собственников), Максим встал на сторону Нилуса Сорского и его старцев , которые возглавили лагерь не-собственников. Это сделало бы его одним из злейших врагов иосифян , которые отстаивали право монастырей владеть землей. Максим и его последователи свободно обсуждали недостатки внутренней и внешней политики России, критиковали образ жизни российского духовенства, эксплуатацию крестьян и систему поддержки местных властей путем «доения» крестьян (так называемое кормление или кормление ). .

Википедия

Подробности
Родительская категория: Житие преподобного Максима Грека
Категория: Жизнеописания

МАКСИМ ГРЕК (в миру — Михаил Триволис) (1470, Арта, Греция — 21 января 1556, Троицкий монастырь, Сергиев Посад)— первый русский религиозный публицист, один из первых православных писателей и переводчиков. Канонизирован Русской церковью в лике преподобных, память совершается 21 января (3 февраля) и 21 июня (4 июля) (обретение мощей в 1996 г.).

Жизнеописание Ранние годыМаксим Грек был послан в Италию, чтобы изучить древние языки, священнослужение и философские работы. Здесь, он познакомился с некоторыми видными фигурами эпохи Возрождения: Альдом Мануцием и Константином Ласкарисом, который стал его преподавателем. Максим Грек был под влиянием проповеди доминиканского священника Иеронима Савонаролы. После возвращения в 1507 году из Италии принял монашество в Ватопедском монастыре на Афоне. В 1515 году Великий князь Василий III попросил игумена монастыря послать ему монаха Савву для перевода духовных книг. Однако последний был настолько стар, что монахи решили послать вместо него энергичного Максима Грека. Максим не говорил по-русски, но, поскольку монахи ручались за него, отправился в Москву и был встречен там с большой честью.

Миссия в Москве Первой большой работой Максима Грека в России был перевод Псалтыри вместе с русскими переводчиками и писцами Дмитрием Герасимовым и Власом Игнатовым, который был одобрен русским духовенством и великим князем. Василий III отклонил его просьбу вернуться домой, Максим продолжал переводить и позже создал княжскую библиотеку и исправил книги для богослужения.

Борьба Наблюдая «дефекты» и несправедливость русской жизни, которая была в прямой оппозиции его христианским идеалам, Максим Грек начал критиковать власти, привлекая различных людей с подобными представлениями, как Ивана Берсень-Беклемишева, Вассиана Патрикеева, Фёдора Жарено́го и других. Относительно вопроса монашеских состояний, которые уже разделили все русское духовенство на два антагонистических лагеря, Максим Грек стал на сторону Нила Сорского и его старцев. Это сделало его одним из худших врагов иосифлян, которые поддерживали право монастырей иметь землю. Максим Грек и его последователи, осуждая недостатки внутренней и внешней политики России, критиковали образ жизни русского духовенства, эксплуатацию крестьян и систему поддержки местных властей, «дойку» крестьян. Отношения Максима Грека с Вассианом Патрикеевым, Иваном Берсень-Беклемишевым и турецким послом Скиндером, враждебность митрополита Даниила к нему и отрицательное отношение Грека к намерению Василия разводиться со своей женой решили его судьбу. Собор 1525 года обвинил Максима Грека в ереси, в сношениях с турецким правительством; он был отлучён от причастия и заточен в Иосифо-Волоцкий монастырь. Условия заточения были очень суровы. В 1531 году он был вторично вызван на Собор: ему были предъявлены новые обвинения, в частности в «порче» богослужебных книг. Максима сослали в Тверской Отроч монастырь под надзор Тверского епископа Акакия, который весьма уважал его («яко и на трапезу ему седети вкупе со Святителем и ясти с единаго блюда») и предоставил возможность читать и писать; но только в 1541 году ему было разрешено причащаться Святых Тайн. В 1551 или 1547 году, после неоднократных обращений Восточных Патриархов и митрополита Макария, Максима Грека перевели на покой в Троице-Сергиев монастырь. Святитель Макарий внёс часть его поучений в Великие Четьи-Минеи (всего перу преподобного принадлежит до 365 текстов) .

Кончина и прославление Максим Грек скончался в Троицком монастыре в день памяти своего небесного покровителя преподобного Максима Исповедника. Был погребён в Троицком монастыре, у северо-западной стены церкви Сошествия Святого Духа. Прославлен в лике преподобных на Поместном соборе 1988 года. 24 июня 1996 года, после молебна преподобному Максиму, были начаты археологические изыскания у северо-западной стены Свято-Духовского храма. 3 июля 1996 года мощи преподобного были обретены и во временной раке помещены в Свято-Духовской церкви Лавры. Сейчас мощи пребывают в Успенском Соборе Троице-Сергиевой Лавры.

Максим Кавсокаливит афонский, преподобный

С рождения Максим был связан с храмом. Воспитание проходило в г. Лампсаке, в храме Пресвятой Богородицы. Достигнув 17-летнего возраста, юноша принял постриг, ушел в монашество и путешествовал по святым местам.

Свое второе имя «Кавсокалевит» получил из-за того, что при переходе на новое место предавал огню построенные им каливы или травяные шалаши

Чтобы меньше обращать внимание на собственные подвиги, монах вел себя как юродивый. После встречи с Григорием Синаитом, монах решил оставить путешествие и осесть на одном месте

К нему приходило много людей, в том числе и императоры. Делал много чудес и пророчествовал. Умер в старости — 95 лет.

Именины отмечаются 26 января.

Сочинения

Изображение из рукописи, помещенное в первом печатном издании сочинений прп. Максима Грека 1859 года.

В XVII веке, в период Церковной реформы, вокруг двух из них разгорелись споры между реформаторами и старообрядцами. Дело в том, что в них Максим Грек изложил учение о двоеперстном перстосложении и о сугубой аллилуйи. В целях очернения древних чинов реформаторы объявили в XVII веке эти два сочинения без всяких оснований подложными, поскольку считали старые обряды еретическими. Историки Голубинский и Каптерев опровергли ошибочную точку зрения о подложности этих двух сочинений. В дореволюционные печатные издания по цензурным соображениям эти два сочинения Максима не включали.

Сочинения Максима до 1917 года издавали дважды. В трёх томах, издание 1859—1862 года, текст рукописей набран послереформенными литерами:

И издание трёх томов в русском переводе 1910—1911 года:

В сочинении «Сказание отчасти недоуменных неких речений в слове Григория Богослова» (ок. 1530) Максим Грек впервые на русском языке сообщил об открытии Америки:

Издания

  • Максим Грек. Духовно-нравственные слова. — Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2006. — 408 с.
  • Максим Грек. Слова и поучения / Предисл., сост. и коммент. Проф. А. Ф. Замалеева. (Русская наука о душе). — СПб., Тропа Троянова, 2007. — 374 с.
  • Максим Грек, преп. Сочинения. Т. 1. — М.: Индрик, 2008. — 568 с.
  • Максим Грек, преп. Сочинения. Т. 2. — М.: Индрик, 2014.
  • Максим Грек. Непрочитанное / Перевод с церковнославянского, предисловие и комментарии И. М. Грицевской; перевод с греческого Д. М. Буланина и Б. Л. Фонкича. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2021. 288 с. ISBN 978-5-86007-959-5.

Последствия бескомпромиссности

На дальнейшую судьбу книжника Максима повлияла политическая конъюнктура. Великий князь, мечтавший о наследнике, решил развестись с бесплодной женой. Не получив благословения от митрополита Варлаама, он заменил его на нового – Даниила. С этого момента на Максима обрушились гонения со стороны светских и церковных властей.

Всё началось с того, что Максим разделил позицию митрополита Варлаама в отношении развода. После этого он отказался переводить на русский язык книги, содержащие еретические письма. Однако формально для заключения в тюрьму требовалось провести суд, который не замедлил состояться.

Поступили в лучших традициях придворного мифотворчества – неуправляемого книжника оклеветали, припомнив двусмысленные толкования его переводов, допущенные из-за незнания особенностей русского языка, а также поддержку «нестяжателей» в том самом споре, из-за которого он был приглашен в Россию.

Ссылка в Тверской Отрочь-Успенский монастырь

В 1531 году

преподобный Максим опять предстал перед соборным судом. На этот раз митрополит Даниил выступил с

обвинениями в измене, в колдовстве и хульных выражениях,

якобы обнаруженных в сделанных им за 10 лет до суда переводах. Ко времени суда преподобный уже хорошо владел русским языком и отмел все измышления.

Отроч Успенский монастырь

Преподобного Максима перевели из Иосифа монастыря в

Тверской Отроч

под наблюдение епископа Акакия, известного своей подвижнической жизнью.

Здесь он провёл более 15 лет

. Тверской епископ Акакий был человек добрый. К преподобному Максиму он относился милостиво и сострадательно. Будучи в Москве, упросил великого князя оказать милость заключенному ради новорожденного наследника престола Ивана — снять с него оковы. Преосвященный Акакий приглашал преподобного в архиерейский дом и делил с ним трапезу, разрешал ему приходить в церковь, что вызвало недовольство в Москве. Епископ дозволил осужденному держать при себе книги, перо, бумагу и чернила.

В Отрочем монастыре преподобный составил толкования на книгу Бытия, Псалмы, книги Пророков, на Евангелие и Апостол.

Краткая биография Максима Грека

Максим появился на свет в эпирском городе Арта, в греческой аристократической семье, в 1492 году он отправился в Италию, где побывал во многих культурных центрах. Под влиянием проповедей доминиканца Джироламо Савонаролы Максим Грек стал монахом монастыря Св. Марка (1502— 1504). От итальянского периода сохранилось шесть его писем. 

Оставив Италию, он перебрался на Афон и постригся в иноки православного Ватопедского монастыря под именем Максима. На Афоне он углублял свое знакомство с православной патристикой, сочинил изысканные греческие эпитафии, канон и эпиграмму Иоанну Крестителю. По просьбе Василия III отправился в Москву и с 1518 г., проживая при кремлевском Чудовом монастыре, приступил к переводу Толковой Псалтыри (с помощью толмачей Дмитрия Герасимова, Власия). Перевод был высоко оценен, Максима Грека привлекли к переводу других богослужебных книг. 

В Москве ученый грек участвовал в полемике с пропагандистом астрологии и православно-католической унии Н. Булевым, общался с вельможами, жаждавшими просвещения и «философских» бесед, и вождем «нестяжателей» Вассианом Патрикеевым. На церковных соборах 1525 и 1531 годов Грек был осужден за внесение в богослужебные книги «еретических» исправлений, за критику монастырского землевладения, практики поставления Московских митрополитов без благословения Константинопольского патриарха, за тайные сношения с Турцией, что было грубым наветом, и хулу на великого князя. Он был заточен сперва в Иосифо-Волоколамский, через некоторое время в Тверской Отроч монастырь, ему запрещали причащаться, писать и читать. В 1540-е годы положение Максима Грека облегчилось: он снова мог писать, распространять свои сочинения, а на рубеже 1540—1550-х годов, благодаря хлопотам троицкого игумена Артемия, был допущен к причастию и чуть позже переведен в Троице-Сергиев монастырь. 

В последние годы жизни Грека к его советам прислушивались митрополит Макарий, вельможа А. Адашев, Сильвестр Благовещенский и Иван IV. Переписывались сборники его сочинений. Вероятно воздействие Грека на такие важные события, как «Стоглавый» собор и заведение книгопечатания. Святым он почитался уже при жизни, существует множество вариантов и списков его жития, богатая иконография. Как общерусский святой канонизирован на поместном соборе русской православной церкви 1988 г.

Рука и язык как жертва Господу

В эти годы Византийская
империя теряла территории под натиском арабов. Раздоры православных с
монофизитами добавляли проблем и императоры объявили монофелитство
государственным исповеданием веры, чтобы на его базе воссоединить страну. Так
богословский спор стал политическим. Многие защитники Православия подверглись
ссылке, а церковную кафедру в Константинополе занял патриарх-еретик.


Вопросы и ответы к Фалассию

Преподобный Максим не мог
согласиться с торжеством ереси и отправился в Рим, чтобы просить помощи у папы
Мартина. Святой Мартин созвал Латеранский собор. 150 епископов Запада и 37
делегатов с Востока поддержали преподобного Максима и православное исповедание
веры и осудили ересь монофелитства. Разгневанный император приказал схватить
папу и преподобного и привезти на суд.

Византийские
военачальники пленили святых и отдали их в руки еретиков. После суда папа
Мартин был сослан в Крым, где и умер вскоре от тяжких трудов в каменоломнях. А
преподобному Максиму отрубили правую руку и вырвали язык, чтобы он не мог
говорить и писать, и сослали на Кавказ. Житие подвижника говорит нам о том, что
чудом Божиим здесь он вновь обрёл дар речи и освоил письмо. За свою твёрдость в
вере преподобный получил прозвище «Исповедник».

Преподобный Максим Грек. Иконография

В многочисленных списках сочинений и переводов Максима Грека XVI, XVII и XVIII вв. нередко встречаются его изображения. Обычно это миниатюры, представляющие пожилого человека в монашеской одежде, с широкой и длинной бородой, чаще всего в профиль оплечно, иногда по пояс, впрямь, иногда же и в рост, порою с письменными принадлежно­стями, за перепиской книг. Однако эти условные «портреты» Максима Грек не остались единственными его изображениями. Трудно назвать какого-либо другого деятеля древнерусской письменности и литературы, изображению которого было бы уделено столько же внимания в XVI — XVIII вв. Здесь и миниатюры в рукописных книгах, и многочисленные иконы, отличающиеся разнообразием иконографических прототипов, и, наконец, фрески, украшающие стены соборов и церквей. При всем богатстве этого материала легко заметить различие между теми изображениями Максима Грека, в которых он представлен как писа­тель, публицист, мыслитель, и другими, в которых ему придавали значение святого, подчеркивая это не только нимбом вокруг его головы, но и надписью «Преподобный Максим Грек».

Максим Грек. Миниатюра и начало догматического сочинения «Исповедание православной веры» в сборнике сочинений Максима Грека. XVIII в.

Преподобный Максим Грек. Икона

Преподобный Максим. Икона. Россия. XVIII в. ЦАК МДАПреподобный Максим Грек. Икона. Русский Север. Конец XVIII в.

Несомненно, самыми ранними из всех дошедших до нас его изображений являются три рисунка в списках его сочинений Соловецкого собрания. Обычно их датируют концом XVI — началом XVII в. Если это и не прижизненные изображения Максима Грека, то во всяком случае они восходят к какому-то неизвестному устойчивому прототипу, который пере­дает не только вообще монашеский облик Максима Грека, в профиль, с бородой, в клобуке, но и индивидуальные его черты: загнутый книзу крючковатый нос, резкие складки на щеках, пониже скул, пышно расту­щую бороду.

Преподобный Максим Грек. Середина XVIII в., Поморье

О том же, что современники Максима Грека смотрели на него прежде всего как на писателя и мыслителя, позволяет судить уже упоминавшееся изображение его на фресках 1564 г., всего лишь через 8 лет после его смерти, в галерее Благовещенского собора московского Кремля. Таким образом, первый этап в истории изображения Максима Грека составляют его условные «портреты» как автора многочисленных сочинений и перево­дов, созданных им во время его почти сорокалетнего (1518-1556) пребы­вания на Руси.

Преподобный Максим Грек. Икона

Чрезвычайно интересно, что мно­гие из его требований, выраженных им в различных литературных произ­ведениях, были приняты еще на Стоглавом Соборе. Все это рисует нам Максима Грека как умного, смелого и резкого в суждениях писателя и публициста, который с твердым убеждением отстаивал свои взгляды, слагавшиеся в борьбе «нестяжателей» и «иосифлян». Обладая недюжин­ным темпераментом публициста, Максим Грек представлял собой яркую, хотя и несколько трагичную фигуру в русской культуре XVI в.

Праведный Иоанн Фёдоров, преподобный Максим Грек, преподобный Андрей Рублев

Нестяжатели и иосифляне при Василии III

В княжение Василия Ивановича споры о монастырских вотчинах и казни еретиков продолжались. Иосифляне (сторонники Иосифа Волоцкого) стояли за мнения своего наставника, а противники их – белозерские старцы, последователи Нила Сорского (нестяжатели), – в своих сочинениях сильно нападали на Иосифа и его сторонников. Спорили горячо, дело доходило даже до колкостей. Суровый Иосиф, требуя беспощадной казни еретиков, ссылается, например, на апостола, по молитве которого Симона-волхва постигла смерть. Белозерские старцы в своем послании в ответ Иосифу насмешливо напоминают о разнице между ним и апостолами, которые не требовали, чтобы люди казнили еретиков, а молитвою поражали их, и прибавляют: «И ты, господине Иосифе, сотвори молитву, чтобы земля пожрала еретиков…» Думают, что это послание написано учеником Нила, Вассианом Косым (бывший боярин, князь Патрикеев). Он был самым сильным противником иосифлян и написал несколько посланий, где резко изобразил все язвы и пороки в монашестве, происходившие потому, что монастыри были богаты, владели поместьями. Вассиан, как и все нестяжатели, сильно нападает на роскошь в монастырях, на корыстолюбие монахов, на тяжбы их, попрошайство, угодничество сильным и богатым, обременение своих крестьян тяжелыми оброками, лихоимство и пр.

О БЕСЧИНИЯХ ЦАРЕЙ И ВЛАСТЕЙ

Ненависть не только царя, но и всей правящей верхушки Максим Грек заслуживал долго и упорно. История с разводом Василия, скорее всего, стала последней каплей. Приехавший из Греции, книжник считал себя вправе не только поучать, но и обличать всех. Он не стеснялся в выражениях, критикуя высших сановников. В одном из поучений он рисует образ женщины, уныло сидящей на распутье в окружении диких зверей.

Женщина олицетворяет государство. На вопрос путника она отвечает: «Меня… стараются подчинить люди, которые все славолюбцы и властолюбцы… большая часть их, одолеваемая сребролюбием и лихоимством, мучат своих подданных всякими истязаниями, денежными поборами, отяготительными постройками пышных домов, вовсе ненужных к утверждению их державы и только служащих к угоде и веселью их развратных душ».