Оглавление
Пора кончать
Группа «Пора кончать» была образована студентами МИИТа еще осенью 2005-ого года, однако в нынешнем составе функционирует только с июня 2007ого. Изначально музыканты ориентировались в основном на панк-рок и гараж типа ГО, Iggy Pop and Stooges, Sex Pistols, Ramones и т. д. Но со временем стилистика группы эволюционировала до атмосферного пост-панка в духе Joy Division, Bauhaus и д.р., что не могло не отразиться на изменениях состава, поскольку из первого состава в группе играет только Тёма (также играет Данила, но уже в качестве барабанщика).
Свою задачу группа видит в донесении до слушателей своего уникального взгляда на изменчивый мир, полный с одной стороны гнетущего негатива, раздражения, ангедонии, депрессии, страдания, но с другой, мира в котором каждый, кто ищет и борется, находит свое место в нем.
«Живые выступления группы обычно отличаются большим выплеском энергии, эмоциональностью и неожиданностью, полностью лишенной карнавальности и граничащей с чем-то потусторонним, духом сродни шаманизму. Этому способствует как совершенно невообразимое поведение на сцене вокалиста/басиста Артёма, так и несколько отстранённая загробно-праздничная музыка группы, похожая на дождь льющий внутрь ваших душ, заставляющая вспомнить легенд 80-х с Туманного Альбиона Joy Division, Bauhaus, The Cure, Siouxsie and the Banshees, Sisters of Mercy…»
В общем тем кто еще эту группу не видел и не слышал, хотя бы раз поглядеть и послушать их стоит – впечатление будет неизгладимое – гарантировано.
Тёма Igguana – голос, бас-гитараArty Type — гитараДаня ian – барабаныАнтон Nevermore — клавиши
Янка Дягилева
Янка Дягилева — одна из немногих представительниц слабого пола, сумевших сделать себе имя на отечественной панк-сцене. Конечно, и здесь не обошлось без вездесущего Егора Летова, который всячески двигал в массы творчество талантливой певицы. В основном, Янка Дягилевапела свои песни под гитару, но благодаря Егору Летову и спонтанно собранной группе «Великие Октябри» её композиции обрели бессмертие и в электрическом варианте. Трогательные и разрывающие душу песни Янки Дягилевой вызывают не меньше эмоций, нежели стихи классиков. Жаль только, что как и большинство по-настоящему талантливых людей Янка Дягилева умерла в самом расцвете сил. И смерть талантливой певицы до сих пор считается одной из самых загадочных в истории русского рока.
Агата Кристи
советская и российская рок-группа, одна из наиболее популярных в стране в середине и во второй половине 1990-х годов. Основана в 1985 году в Свердловске Вадимом Самойловым, Александром Козловым и Петром Маем под названием ВИА «РТФ УПИ», официально же история группы отсчитывается с концерта 20 февраля 1988 года. Во время записи альбома «Второй фронт» в начале того же года к группе примкнул младший брат Вадима Глеб. Впоследствии состав группы неоднократно менялся, но её лидерами и вокалистами неизменно оставались братья Самойловы. Они же, вместе с Александром Козловым, являются авторами всех песен «Агаты Кристи».
Творчество группы неоднородно и пересекается со многими направлениями рок-музыки — готик-рок, постпанк, альтернативный рок, психоделический рок, глэм-рок, арт-рок, хард-рок и другие.
К наиболее известным песням группы можно отнести такие композиции, как «Viva Kalman!», «Как на войне», «Истерика», «Опиум для никого», «Сказочная тайга», «Чёрная луна», «Моряк», «Ковёр-вертолёт» и «Секрет».
На счету у группы десять студийных альбомов, пять сборников, два альбома с ремиксами, три макси-сингла, восемнадцать видеоклипов. В 2009 году музыканты объявили о прекращении существования коллектива и отправились в заключительное турне по России и ближнему зарубежью. К лету 2010 года был записан последний альбом группы — «Эпилог», а также поставлена точка в одноимённом туре — группа отыграла прощальный концерт на фестивале «Нашествие».
После распада «Агаты Кристи» Глеб Самойлов совместно с клавишником Константином Бекревым и ударником Дмитрием Хакимовым, игравшими в «Агате» с 2008 года, создал группу «Глеб Самойлоff & The Matrixx» (впоследствии просто The Matrixx).
«Автоматические Удовлетворители»
Принято считать, что «Автоматические Удовлетворители» («АУ») является первой панк-группой в СССР, а её лидер и основатель Андрей «Свин» Панов — первым панком. Именно панком, а не панк-рокером. Конечно, «Автоматические Удовлетворители»выпускали альбомы и даже гастролировала по стране, но Свин не ставил музыку на первое место. Для него главным был сам дух бунтарства и наплевательское отношение на окружающую действительность. Как и положено панкам, музыканты «Автоматических Удовлетворителей»не старались совершенствовать свои таланты и просто пытались играть слаженно, что у них, честно говоря, не всегда получалось. Однако песни Свина поражали в то время своей новизной и действовали магически на неокрепшие умы советской молодёжи, породив целую массу подражателей
Панк-рок времен перестройки
С 1985 года, когда перестройка дала возможность сформироваться отдельным рок- организациям, панк-рок разделился на нью-вэйв, то есть новую волну, и самостоятельный панк. Приверженцам панка было сложнее получить доступ на официальные концертные сцены из-за специфического внешнего вида исполнителей и грязного звучания их музыки.
Однако это не помешало пополнению рядов панк-коллективов такими энтузиастами, как «Диогены», позже сменившими свое название на «Тупые», «Бригадным подрядом», «Объектом насмешек», «НИИ Косметики» «Чудо-Юдо» и «Уксус-бендом», а также сибирскими «Путти и Коба».
Между 1987 и 1989 годами на сцену вышли «Матросская Тишина», «Пого», «Юго-запад», «Сектор газа», однако, большая часть коллективов, за исключением немногих, ушли на покой во времена распада страны. На плаву остались только такие «монстры» панк рока как «Сектор газа» и «Автоматические удовлетворители», другие же, даже продолжая выступления, постепенно уходили в тень.
В начале девяностых годов в Москве действовал панк-клуб, объединивший многие подпольные московские коллективы, в принципе представлявшие собой разные направления панк рока конца восьмидесятых.
В это время активно выступали: «Резервация здесь», «Соломенные еноты», «Лисичкин хлеб», «Н. О. Ж.», «Брешь безопасности», «Банда четырёх», «Огонь», «Ожог» и «Регион-77».
«Объект насмешек»
Тяжело отнести к панк-року группу, музыканты которой умеют играть на своих инструментах. Но ради «Объект насмешек» можно сделать исключение. Их песни-протесты являются чистейшим панком, даже если учесть то, что исполнены они профессионально и вполне качественно. Альбомы «Объект насмешек» — это всегда задорно, живенько и, как говорится, на злобу дня. Правда, до современной молодёжи вряд ли дойдёт смысл их песен. Это потому, что ей уже никогда не понять, кто такие люберы, зачем был нужен комсомольский билет и что такое гласность. Однако это вовсе не значит, что «Объект насмешек» можно сбросить со счетов и вычеркнуть из списка. Ведь недаром говорят, что история повторяется. И кто знает, может быть в скором времени песни группы снова обретут новую жизнь.
Сруб
Новосибирский «Лютый славянский пост-панк» проект Игоря Шапранского. Автор, по его собственному заявлению, вдохновлялся славянскими оккультными обрядами и старался воссоздать в своих песнях наиболее исконную русскую атмосферу. Как легко заметить, колоссальное влияние на «Сруб» также оказала ростовская группа «Утро»: тут и вокал, и мрачный, даже несколько пугающий звук. По словам Шапранского, если бы «Утро» продолжали записывать альбомы, то создавать «Сруб» просто не было бы смысла. Имеют в своём активе один полноформатный альбом, 2 миньона, сингл и много внеальбомовых записей, доступных для прослушивания ВКонтакте. Состав группы: Игорь Шапранский — Вокал Елизавета Шапранская — Клавишные Герман Креденс — Бас Константин Притыченко — Гитары Глеб Гофман — Ударные
«Сектор газа»
Большинство поклонников панк-рока не воспринимают «Сектор газа» в качестве серьёзного коллектива, играющего классический панк. Но, как уже было сказано выше, панк — это состояние души. И лидер группы Юрий «Хой» Клинских был самым что ни на есть настоящих панком в душе и по жизни. Да, его песни — это нагло передранные хиты зарубежных групп или откровенная попса, тексты изобилуют крепкими словечками, а музыка поражает своей эстрадностью. Но всё-таки это панк-рок, причём во многих его проявлениях — от хоррор-панка до рэпа и фолка. По существу, «Сектор газа» больше любили те самые гопники, которые не давали прохода неформальным молодёжным группировкам, нежели сами панки и рокеры, но это вовсе не принижает вклад Юрия Хоя в отечественный андеграунд.
Влияние и развитие прочих направлений
Punk rock стал основой для развития других музыкальных жанров более позднего времени:
- Alternative rock. Андеграундный панк-рок вдохновил большое количество групп, которые эволюционировали в сторону альтернативного рока. Появлялись независимые проекты индустриальной направленности. Музыканты сохраняли субкультурную идентичность. Проекты Sonic Youth, Pixies завоевывали популярность, а крупные лейблы стремились извлечь выгоду.
- Emo. Первоначально рассматриваемое движение было частью панк-сцены, которая затрагивала эмоциональную лирику и более мягкое звучание. Название emocore впервые проявился в композициях коллективов Embrace, Rites of Spring. В 90-х большинство проектов причислял к инди-року и поп-панку.
- Riot Grrrl. Это направление завязано с феминистическим движением, которое перенимало ценности и риторику панк-рока. Представителями этого явления считаются Mecca Norma, Heavens to Betsy, Bikini Kill. Лирика посвящается неравенству между полами, культурологические проблемы.
Существуют и другие поджанры, которые прямо или косвенно перенимали основы punk rock.
ДК ПОСТОРОННИХ
Очень мрачный и истеричный coldwave с русскими текстами — нервная пост-панк готика в духе ранних Clan of Xymox и The Cure. Шизодидная драм-машина и высокий суицидальный вокал. ДК ПОСТОРОННИХ — уже успевший себя зарекомендовать колдвейв-дуэт, непривычно нервный и импульсивный для обозначенного самими музыкантами жанра. Яркие представители современной пост-панк сцены. Аскетичные драм-машинки, резкая и звонкая гитара, синты и экзистенциализм самой высокой пробы. Группа может похвастаться рядом отличных выступлений. Среди них выступление на фестивале Return To The Batcave, концерты с легендами колдвейва Trisomie 21, фестиваль SKIF 2018 и ряд концертов в рамках осеннего тура по России резидентов клуба IONOTEKA.
Панк-рок в лихие 90-ые
Во второй половине девяностых панк рок-группы русские активно появляются в Питере и в столице. Набирает обороты популярность целого ряда коллективов, исполняющих панк-рок во всем его разнообразии поджанров и ветвей: «НАИВ», «F.P.G.», «Тараканы!», «Бригадный подряд», «Король и Шут», «Пурген», «Индульгенция», «Ник Рок-н-ролл», «Plov-Gotov», «Элизиум», «Харакири», «Тринадцатое Созвездие». Развивается и ска панк, самыми яркими представителями которого стали «Ленинград», «Distemper» и «Элизиум».
Отдельно стоит остановиться на некоторых самых необычных и популярных группах того времени.
1. «Наив».
Коллектив был основан в рядах советской армии осенью 1988 года, что для панк-группы это является весьма нетипичным. Основателями «Наива» стали Саша Иванов по прозвищу Чача и максим Кочетков. Эта московская группа уже через год после своего создания вошла в состав «Московской Рок-Лаборатории», а еще год спустя выпустила свой первый студийный альбом ««Switch-Blade Knaife».
2. «Сектор Газа».
Эта рок-группа была основана в Воронеже в 1987 году. Создатель коллектива Юрий Клинских дал ему название в честь одного из районов родного города, прозванному из-за множества расположенных в одном месте заводов «Сектором газа». После того как коллектив вошел в состав местного рок-клуба, его популярность начала стремительно расти не только среди горожан, но и за пределами Воронежа. Тексты песен, описывающие повседневные будни молодежи, нашли и отзыв, и признание в широких кругах.
3. F.P.G.
Создатель этого коллектива искал себе соратников еще с 14 лет. Причем критериями отбора были не уровень владения инструментом, а схожесть взглядов на жизнь вообще и творчество в частности. В поисках Пух из родного Нижнего Новгорода добрался до Санкт-Петербурга, однако, такой подход к подбору будущих соратников привел к появлению странного коллектива, в котором никто не умел хорошо исполнять даже панковскую музыку.
4. «Элизиум».
Впервые группа провела свой концерт в одном из клубов Нижнего Новгорода в 1995 году. Через два года коллектив стал самым популярным и авторитетным среди местных рок-групп, и возглавил рок движение города. Первое официальное признание «Элизиум» получил в 1997 году, когда группе был присвоен титул лучшей группы Нижнего Новгорода и выдан настоящий диплом.
5. «Гражданская оборона».
Эту возникшую в Омске в середине восьмидесятых группу можно по праву считать первой среди российских панк групп, полностью соответствовавших не только музыкальной эстетике, но и идеологии панк рока. Предысторией «Гражданской обороны» был коллектив «Посев», созданный в 1982 году Игорем Летовым.
Полный идей и энергии музыкант дал группе такое название с особым умыслом и некоторым вызовом, ведь «Посевом» назвалось западное русскоязычное издательство.
6. «Король и Шут».
Российская группа, исполняющая панк-рок в достаточно необычном стиле, была основана в Питере в конце восьмидесятых. Создавшие ее одноклассники Горшенёв, Балунов и Щиголев первоначально дали группе название «Контора», которое затем было изменено на «Король и Шут», или сокращенно «КиШ».
Ее запоминающиеся песни, напоминающие собой фентезийные рассказы в жанре «хоррор», представляют собой законченные истории. Наложенная на мистические или исторические тесты панк-музыка, особый ритм и пугающий грим исполнителей создают особую атмосферу на концертах.
КИНО
Одна из самых популярных советских рок-групп 1980-х годов. Лидером и автором почти всех текстов и музыки неизменно оставался Виктор Цой, после смерти которого коллектив, выпустивший, в общей сложности, за девять лет на студийных альбомах более ста песен, несколько сборников и концертных записей, а также большое количество неофициальных бутлегов, прекратил существование.
Стилистически группа ушла от многих традиционных элементов русского рока — в частности, вместо обычных ударных установок нередко использовались разнообразные программируемые эффекты, создаваемые посредством драм-машин, что порой придавало звучанию налёт «дискотечности» или «попсовости». Тематическая составляющая лирики на раннем этапе творчества отражает подростковую обыденность и драматические переживания по поводу любви, благодаря чему музыканты удостоились звания «новые романтики»; в более же поздних текстах героика и протест сочетаются с трагичностью мироощущения.
Популярность «Кино» с годами постоянно росла, и если вначале музыканты играли лишь на квартирниках и подвергались жёсткой критике как со стороны официальной, так и подпольной прессы, то в конце десятилетия их пластинки распространялись миллионными тиражами, а на концерты собирались целые стадионы поклонников. Группа породила феномен «киномании», усилившийся после трагической гибели Виктора Цоя и существующий по сей день — место работы музыканта стало объектом паломничества многочисленных фанатов со всех стран постсоветского пространства; в Кривоарбатском переулке (Москва) появилась так называемая «стена Цоя», которую поклонники исписали цитатами из песен и признаниями в любви к творчеству группы. «Кино» часто находит отражение в массовой культуре, оставленное ими наследие высоко оценивается сегодняшними обозревателями и музыковедами.
Алексей Степанович Дегтярь (Иванов Даун)
Алексей «Макет» Дегтярь закончил Киевский институт музыки имени Р. М. Глиера , по классу баяна. Вначале 90-х стал известным своим участием в группе «Ivanov Down». Группа, возникшая из глубин андеграунда, ярко вспыхнула перед лицом узкого круга слушателей.
В 1991 году в Киеве культура без всяких денежных вливаний совершала очень мощное подземное движение, которое рано или поздно должно было вырваться наружу, и Макет предложил свою звуковую дорожку к механическому апокалипсису, демонстрируя чистую разрушительную энергию.
Это не были песни в привычном понимании, а скорее завоевание пространства. «Даун-рок» разум людей не мог абсорбировать.
Их дебютное выступление на фестивале «Ёлки-Палки-90» привлекло особое внимание любителей психоделической, отчасти даже галлюциногенной музыки, и они мгновенно превратились в звезд. Дадаистическая музыка «Ivanov Down» была замечена в Европе и за океаном
Их композиции издавались в различных западных сборниках альтернативной рок-музыки, также они вошли в российский сборник «100 магнитоальбомов советского рока»
Дадаистическая музыка «Ivanov Down» была замечена в Европе и за океаном. Их композиции издавались в различных западных сборниках альтернативной рок-музыки, также они вошли в российский сборник «100 магнитоальбомов советского рока».
После того как Макет поколесил по Европе, он пару лет жил в Москве, затем вернулся в Киев, продолжая экспериментировать с электронной и компьютерной музыкой.
Воплощаясь в различных проектах: от авангардных и танцевальных
(DJMaket, дуэт Maket&Allegra) до вполне коммерческих
(Maket&DownTown, звуковые дорожки к рекламным роликам).
В 2008 году Алексей дебютировал в роли композитора полнометражных фильмов.
Летом 2012 года группа «Ivanov Down» выступила в Мыстецком Арсенале, на закрытии Первого Киевского международного биеннале современного искусства.