Лубок

Оглавление

Значение

Появившись в России в XVI веке, лубки понравились представителям всех сословий — от придворной знати до неграмотных крестьян. Картинки с незамысловатым сюжетом висели в каждом доме, лавке, постоялом дворе. Этот жанр изобразительного искусства стал популярным в России по нескольким причинам.

Триумф Наполеона, императора французов

Первая — лубки заменяли крестьянам книги. На листах печатали простой сюжет понятный каждому. А вдохновлялись мастера Евангелием или повседневной жизнью. Но иногда умельцы пересказывали сказки, новости из газет, главы учебников. Даже азбуку можно было выучить по таким картинкам.

Вторая — лубки стали прообразом агитационных плакатов и листовок. Позже картинки стали использовать для пропаганды, информирования крестьян о общественных движениях. Нередко листки были карикатурного, сатирического содержания. Лубочная живопись послужила основой для пропагандистских буклетов.

Зиму провожают, пляшут, гуляютМарина Русанова

Третья причина — незамысловатые картинки были доступны всем слоям населения. Дорогие картины были доступны высшему сословию. Иконы также могли позволить себе не все. А лубок стоил недорого, так как затраты на производство были минимальными. Изображения не всегда были качественными, хорошо прорисованными. Но они все равно служили украшением дома.

В современное время лубочная живопись дает возможность лучше понять быт и нравы общества того времени. Преимущественно, как развивалось изобразительное искусство у крестьян. Изучение живого народного искусства позволяет понять настроения простых людей.

Не видит сова сама каковаМарина Русанова

Однако многие художники не считали лубки одним из направлений живописи. Они видели лишь грубые мазки, небрежность исполнения, грубость. Но живописцы не замечали наличие идеи в образах, силу народного духа в содержании простых картинок.

Кого высмеивали лубки про Бабу-ягу

Некоторые исследователи лубка высказывают предположение, что картинки про Бабу-ягу имели сатирический характер. Лубочные изображения «Яга-баба едет с коркодилом дратися» и «Баба-яга на свинье», по их мнению, являются пародией на Петра I и его отношения с Екатериной I. Дмитрий Ровинский считал, что Баба-яга одета в «чухонский» костюм, а это намекает на происхождение Екатерины I.

Фото: архивы пресс-служб 

Чухонцами на Руси называли прибалтийско-финские народы, а Екатерина I, до принятия православия носившая имя Марта Скавронская, родилась в Ливонии – на территории современной Латвии. Второй намек, по мнению исследователя, кроется в изображенном в углу картинки кораблике – очевидном атрибуте петровского правления.

Другого мнения придерживается филолог и фольклорист Константин Богданов. Он говорит, что простой люд не мог быть настолько осведомлен о личной жизни императора, чтобы увидеть в этом сюжете намеки.

Фото: архивы пресс-служб 

Представленные листы – это копии картинок, выполненные художниками и исследователями лубка Дмитрием Афанасьевым и Виктором Пензиным.

Пик научного интереса к лубочной картинке в России приходится на 1970–1980-е годы. В 1972 году был опубликован научный труд Ольги Балдиной «Русская народная картинка», основанный на ее диссертации, иллюстрации к которой выполнил Дмитрий Афанасьев. В 1982 году в Москве возникло товарищество художников «Мастерская народной графики “Советский лубок”». Это был клуб энтузиастов, которые изучали и возрождали древнее полузабытое искусство. Во главе мастерской стоял Виктор Пензин, который занимался реконструкцией лубка в формах, приближенных к каноническим, и параллельно разрабатывал стилистику современной народной картинки.

Как этому научиться

Бесспорно: умение развивать чувство юмора и пользоваться им на благо себе и окружающим не приходит из ниоткуда. Конечно, кто-то классно юморит и развлекает других и себя уже с малых лет, ведь наследственность есть наследственность. Такие люди, кстати, очень часто посвящают юмору свою жизнь и становятся профессиональными комиками, да и учиться быть смешными им не обязательно (хотя даже они оттачивают свое мастерство и повышают скилл, как сейчас говорят). Остальным же требуется трудиться, чтобы «выловить рыбку из пруда», стараться, заниматься и развиваться. Но и воспринимать этот процесс, как непроходимую преграду, не нужно – научиться можно всему, причем своими силами – было бы желание.

Как и в любой другой теме, в развитии чувства юмора существуют две стороны:

1  
Теоретическая сторона – включает в себя информацию теоретического характера, требующуюся для создания базы для практики.
2  
Практическая сторона – использование теоретической информации в практической деятельности.

Сложность, правда, нередко состоит в том, что многие люди, освоив теорию, бросают начатое на полпути, и так и не переходят к практике. И причина здесь кроется не только в индивидуальных особенностях каждого человека. Дело в том, что любой обучающий курс, любой тренинг, любой теоретический материал должен создаваться с основой на последующую практику. В противном случае знания просто запылятся на полках памяти, покроются паутиной, задвинутся в дальние углы и не принесут никакой пользы.

Руководствуясь этой идеей, мы и разработали представленный курс по развитию чувства юмора. Мы преследуем две цели: первая – это снабдить вас качественным материалом для прочтения и изучения, а вторая – научить использовать его в жизни. Поэтому и каждый из уроков курса отличается двусторонней направленностью: в них есть и теория, без которой практика просто невозможна, и практика – советы, рекомендации, упражнения и приемы – инструменты для перехода от слов к делу.

Почему запрещали

Церковные служители были недовольны массовым тиражированием лика Христа. Единственным разрешенным изображением святых были иконы. Священники призывали изымать из продажи «немецкие листки», в которых они усмотрели элементы ереси.

А в 1723 году было запрещено печатать лица царских особ, потому что их лик должен быть благопристойным. Эти ограничения стали причиной появления мастеров-кустарей. Они тайно печатали и распространяли их в обществе.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Позже надзор за выпуском лубочных изображений стала осуществлять полиция. Власти поняли, что такие листовки могут быть частью пропаганды. Это может стать причиной народных восстаний, недовольства в обществе. Красочные рисунки стоили недорого, поэтому их могли купить простые люди. А простота сюжета делала его понятным для неграмотных крестьян.

Но ограничения кустовые мастера игнорировали. Они организовали подпольные типографии и распространяли рисунки среди населения. В период Гражданской войны лубок будут использовать для агитации.

Лубочные жанры

Фольклорист Дмитрий Ровинский известен своей работой с категоризацией лубок. Его система очень подробная и обширная, и его основные категории: «иконы и иллюстрации к Евангелию ; добродетели и пороки женщин; обучение, алфавиты и числа; календари и альманахи; легкое чтение; романы, сказки и легенды о героях; рассказы». о Страстях Христовых , Страшном суде и страданиях мучеников ; популярное развлечение, включающее масленичные гуляния, кукольные комедии, пьянство, музыку, танцы и театральные постановки; анекдоты и сатиры, связанные с Иваном Грозным и Петром I ; сатиры, заимствованные из зарубежных стран. источники, народные молитвы и спонсируемые правительством иллюстрированные информационные листы, включая прокламации и новости «. Есть и еврейские образцы, в основном украинские. Многие лубки можно разделить на несколько категорий.

Сюжеты

На первых лубочных картинках были изображены народные предания, жизнеописания святых, статьи из газет. Яркие «потешные листки» заменяли крестьянам чтение. Их сюжеты были понятны даже неграмотным крестьянам. Часто картинки сопровождали разъяснительные подписи. («Медведь с козою прохлаждается»; «Алеша Попович»)

Медведь с козою прохлаждается

Мастера часто заимствовали сюжеты из европейских переводных газет. Популярностью пользовались поучения, картинки о нравственных и семейных ценностях. Их приобретали купцы и зажиточное население. Обществу нравилось высмеивание общественных пороков, поэтому сатирические картинки были широко распространены.

Сильный Алеша Попович

Русские лубочные мастера часто изображали подвиги богатырей и прославляли силу духа. Народ охотно приобретал рисунки на религиозную тематику, церковные календари. Лубок стал доступной заменой дорогим иконам. Мастера копировали фрески, печатали притчи из Евангелия. Иногда к картинкам делали подписи какому святому нужно молиться в конкретном случае.

Со временем лубочное искусство стали использовать в политических целях. Во время войн их распространяли для поднятия боевого духа. Тайные общества использовали в качестве агитационных листовок. Поэтому власти стали следить за тем, чтобы члены царской семьи были изображены благопристойно. («Куликовская битва»)

Конек-горбунок

Народ любил фантастические истории, поэтому часто мастера рисовали сюжеты сказок, литературных произведений. Крестьянам нравились истории как старый человек становился молодым. Или как богатырь побеждает чудовище и спасает прекрасную царевну. Лубочные изображения были главным источником знаний для простого народа. («Конек-горбунок»)

Каким был телевизор XIX века

Раек – пожалуй, самый популярный аттракцион ярмарок дореволюционной России. С конца XVIII века его можно было встретить на ярмарочных площадях в Москве, Нижнем Новгороде, Саратове, Ярославле и других городах. Самое исчерпывающее описание райка дал в середине XIX века искусствовед Дмитрий Ровинский:

«Раек – это небольшой, аршинный во все стороны ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, “по копейке с рыла”, глядят в стекла, – раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые».

Фото: архивы пресс-служб 

Успех представления во многом определялся и прибаутками, которыми раешники сопровождали показ картинок. Комментарии могли быть весьма фривольными, да и сами картинки имели подчас скабрезное содержание. Раек справедливо называют прадедом современного телевидения – с его помощью народ узнавал новости, дивился приключениям героев авантюрных романов и подвигам былинных богатырей.

На представленной здесь литографии изображен раешник за работой. Перед его райком столпились зеваки, разглядывающие картинки и слушающие его комментарии: «Вот, извольте видеть: султан машет платком, ему грозят штыком, завязалась кутерьма, огнем горят дома, гром пушек, кваканье лягушек…»

Задний план

Русские лубки стали популярным жанром во второй половине XVII века. На русский лубок в первую очередь повлияли «ксилографии и гравюры, сделанные в Германии, Италии и Франции в начале 15 века». Его популярность в России была результатом того, насколько дешево и довольно просто было скопировать отпечаток с помощью этой новой техники. Любоксы обычно продавались на различных рынках представителям низшего и среднего класса. Этот вид искусства был очень популярен среди этих двух социальных слоев, потому что они давали им недорогую возможность выставлять произведения искусства в своих домах. Религиозные темы были видны до 1890 года, когда светские темы стали более распространенными. В 1914 году тираж лубка достиг 32 000 наименований, тираж — 130 миллионов.

Современный сельский сарай с лубочной отделкой

Первоначально лубки были гравюрами на дереве. Корен Picture-Библия, 1692-1696 создал самый видный стиль, «старый русский» оказание международной иконописи и предметов, наиболее тесно связаны с фресок Верхней Волги. Однако к середине 18 века гравюры на дереве в основном были заменены гравировкой или офортом , что позволило оттискам быть более детализированными и сложными. После печати на бумаге картину раскрашивали вручную разбавленными темперными красками. Хотя сами принты, как правило, были очень упрощенными и не украшенными, конечный продукт с добавлением темперной краски был на удивление ярким с яркими цветами и линиями. Драматический колорит ранних гравюр на дереве был в некоторой степени утерян с переходом к более детальным гравюрам.

Помимо изображений, эти народные гравюры также включали в себя рассказ или урок, который соотносился с представляемым изображением. Русский ученый Александр Богуславский утверждает, что стиль лубка «представляет собой сочетание традиций русской иконописи и рукописной живописи с идеями и сюжетами западноевропейской ксилографии». Обычно художник лубка включает минимальный текст, который дополняет большую иллюстрацию, которая покрывает большую часть гравюры.

История возникновения в России и других странах

Первыми создавать лубочные картинки стали китайские мастера. До VIII века они рисовали их вручную, но затем появились гравюрные изображения на дереве.

Такие картинки в Индии были частью буддизма. В Тибете их называли «цакли и использовали для проведения буддистских церемоний. (Цакли с изображением Хаягривы, Тибет)

Цакли с изображением Хаягривы, Тибет

В Европе лубочные изображения появились только в XV веке в Германии. Мастера создавали их в технике ксилографии. Незамысловатые картинки и понятные тексты позволяли донести мысль до народа. («Семь женщин борются за пару штанов», Германия) Самый известный пример той эпохи — «Библия для бедных», созданная в 1462 году. Проповедники считали, что лубочные изображения помогут необразованным крестьянам лучше понять Священное Писание. Пояснительные подписи были сделаны на языке страны, в которой распространяли это творение.

Семь женщин борются за пару штанов

Лубок широко использовали для народной пропаганды, его можно назвать прообразом агитационных листовок. Появились юмористические сюжеты, которые стали предпосылками появления жанра карикатуры.

Семь баб про штаны дерутся, а что в них – до того не доберутся

В XVI веке яркие картинки попали в Россию, известные как «эстампы» — означает оттиск на бумаге печатной форме. Было распространено другое название — «фряжские листы». Но есть свидетельства о том, что лубочное искусство возникло в России ранее. На ярмарках и у монастырей распространяли бумажные иконы.

Раскольник и цирюльник

В начале XVII века их стали печатать в Киево-Печерской Лавре. Теперь к религиозным сюжетам добавились сцены из повседневной жизни. Простому народу нравились такие яркие понятные картинки. Лубочные изображения покупала местная знать для украшения интерьера. («Раскольник и цирюльник»; «Мужик лапти плетет»)

Мужик лапти плетет лубок

На рынках можно было купить листы, повторяющие популярные европейские сюжеты. Их печатали в придворной типографии. Но церковные служители усмотрели в «немецких листах» элементы ереси, и стали их запрещать. (Василий Корень, «Адам и Ева»; лубок «Архангел Михаил»)

Адам и Ева лубокВасилий Корень

Для печатания лубка приходилось получать разрешение в Изуграфской палате. Однако, умельцы игнорировали это требование. На ярмарках удавалось найти картинки вольного содержания и низкого качества.

Архангел Михаил

В XVIII веке мастера стали массово открывать печатные фабрики. У знати «немецкие листы» вышли из моды. Но купцы продолжали их охотно раскупать. До середины XIX лубок оставался единственной формой живописи доступной представителям всех сословий. («Мыши кота погребают»; «Шут Фарнос верхом на осле»; «Аптека духовная»)

Мыши кота погребают

Во время войны 1812 года эти картинки использовали для официальной пропаганды. Главной темой стало высмеивание французских солдат и поднятие боевого духа у соотечественников. В 1822 году надзор за печатанием лубочных изображений осуществляла полиция. Часть лубков была уничтожена, потому что их содержание было слишком вольным. («Василиса Кожина — командир партизан»; «Генерал-майор Александр Сеславин»)

Шут Фарнос верхом на осле

Тогда же появились новые техники печатания — ксилография, литография. Постепенно они вытеснили привычный способ из массового производства.

В XIX веке лубочные изображения пользовались спросом у крестьян. Яркие картинки украшали почти каждую избу. Дворяне и художники пренебрежительно относились к лубку, считая его низкокачественным народным творчеством. Но это не повлияло на распространение «потешных листов»: их тиражи исчислялись тысячами. («Савоська и Парамошка играют в карты»; «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Аптека духовная

Новое развитие лубочному стилю дали художники-авангардисты вместе с В. Маяковским и К. Малевичем во время Первой Мировой Войны. Они рисовали антигерманские и антиавстрийские листовки и агитационные плакаты. Позже авангардисты будут использовать этот прием для пропаганды большевистского движения.

Генерал-майор Александр Сеславин

После Октябрьской революции и Гражданской войны лубок окончательно утратил свои позиции. Новая власть решила развивать более прогрессивные технологии. Поэтому кустарные фабрики стали закрывать по всей стране.

Лубочная живопись в XXI веке

В современное время этот стиль не так популярен, как в эпоху Российской империи. Но это искусство не исчезло окончательно. Его используют в иллюстрации, для создания театральных декораций. Из современных художников выделяют Марину Русанову («Русские пословицы»), Андрея Кузнецова («Аникейка») и Павла Варунина (серия «Потешные листы старообрядцев»).

В таком стиле расписывают интерьеры, выпускают посуду, календари. Работы русских мастеров вдохновляют дизайнеров, которые создают одежду, аксессуары с элементами лубочного орнамента. Еще одно яркое проявление — графический роман или комикс.

Виды

За время существования лубочного искусства возникло несколько его направлений:

  • духовный — на картинках изображали библейские сюжеты, жизнеописания святых;
  • философский — рисунок носил нравственно-поучительный характер. С его помощью мастера просвещали народ о вреде пороков;
  • исторический — умельцы рисовали сцены из летописей, народных сказаний. Или изображали правдивые события из жизни общества;
  • сказочный — сюжет-фантазия с явным или скрытым воспитательным смыслом;
  • политический — использовали для пропаганды;
  • сатирический — направление, запрещенное властями. В своих работах мастера высмеивали пороки общества.

Несмотря на большой тираж лубковых изображений, художники не относились к этому виду творчества несерьезно. Рисунки были не всегда высокого качества, а для их создания не требовался талант.

Не красна изба углами, а красна пирогамиМарина Русанова

Однако искусствоведы считают лубок одним из самых интересных и самобытных жанров народного творчества. Красочные картинки показывали жизнь простых людей, что позволяет лучше узнать его быт и обычаи.

Подробное описание

Термин произошел от досок особого пиления, которые назывались луб. В XV веке на них писали планы, чертежи, наброски. Позже народные умельцы стали изображать картинки, которые стали называть лубок. Мастера работали в техниках ксилографии, литографии, гравюры, потом их раскрашивали вручную. С развитием жанра появились новые виды лубков.

Солнце на лето, зима на морозМарина Русанова

Отличительная черта незамысловатых картинок — простота исполнения, минимальное использование изобразительных средств. Умельцы писали грубыми мазками, цвета для своих рисунков выбирали яркие. Часто лубок представлял собой подробное повествование с пояснительными подписями. Такие картинки нередко были дополнением к основному изображению.

Русский лубок обладает отличительными чертами, выделяющими его среди других видов народного творчества:

  • использование ярких красок для прорисовки контура изображения;
  • грубые мазки;
  • ограничение в размерах оттиска и формы;
  • поясняющая подпись, для которой выбирали мелкий шрифт.

Много выбирать — женатым не бывать

Позже лубочную живопись приобрела политическую направленность. Но этот жанр оставался любимым у крестьян, так как заменял им газеты. Сюжеты стали усложняться, мастера стали высмеивать пороки общества. Поэтому производство картинок контролировала полиция. В современном искусстве лубок почти не встречается. Но труды народных умельцев можно увидеть в музеях и на выставках.

Лубок в России

В Российской империи лубок как народное творчество возник в XVII столетии. Для сюжетов заимствовались западные гравюры, дошедшие из Польши. В лубках XVIII-XIX веков превалировали клерикальные мотивы, но светские картинки также имели место. Лубочную технику применяли А. Г. Венецианов, И. И. Теребенев, И. А. Иванов и другие.

В конце XIX столетия увеличилось число лубков, посвященных городскому романсу. Вплоть до начала следующего века наиболее популярными были портреты императоров и изображения исторических и легендарных событий.

В XX веке лубок стал одной из тем для художников, работающих в стиле авангардизма. Например, Кандинский писал лубки в альманахе «Синий всадник». Также лубковая техника повлияла на творчество Шагала, Гончарова, Ларионова и Мавриной. Владимир Маяковский использовал приемы лубка при создании агитплакатов.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Примечания

  1. Лубок // Большой Энциклопедический словарь. — 2000. // Большой Энциклопедический словарь. 2000.
  2. «Само название этих листов „немецкими“ или „фряжскими“ указывает на их происхождение: они вывозились к нам с Запада» — Забелин И. Е. Домашняя жизнь русских царей — М.: Эксмо, 2008, 448 с. ISBN 978-5-699-13829-6
  3. Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005 стр. 173—177. ISBN 5-9578-2773-8
  4. ↑ Народная литература // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. К. И. Коничев «Русский самородок. Повесть о Сытине». Лениздат. 1966.
  6. . Л.Ф.Гарин. «Художник и карты». (Панорама искусств. Вып. 11: М.: Советский художник, 1988). Дата обращения: 3 апреля 2016.
  7. Фрязин (иск. франк) — старорусское название выходцев из Южной Европы романского происхождения, обычно итальянцев (ср. с современным англичанин и датчанин). Многие известные итальянцы, в основном архитекторы, работавшие в России в XV и XVI веках, носили прозвище „Фрязин“. Подробнее можно прочитать в статье Итальянцы в Московской Руси

О музее:

С момента создания в 1998 году Музей русского наивного искусства был расположен в уникальном здании стиля модерн в московском районе Новогиреево. В 2014 году к нему присоединили выставочный зал «Арт-Измайлово». А в конце 2015 года решением Департамента культуры Музей наивного искусства был объединен с Московским музеем народной графики под новым названием Музей русского лубка и наивного искусства. Основным здание музея стала постройка в Малом Головине переулке в Красносельском районе столицы. А в Новогиреево развернулось интерактивное выставочное пространство Арт-Наив-Парк и Музейно-выставочный центр «Дача». В выставочном зале Арт-Измайлово регулярно проводятся выставки лубка и наивного искусства.

Производство лубков

Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге чёрные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешёвой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети.

Копирование досок называлось переводом. Доски изначально липовые, затем кленовые, грушёвые и пальмовые.

Знаменованием называлось нанесение рисунка и раскрашивание.

Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-гравёры. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске.
Примерно в XVI (или в XVII) веке знаменование разделилось на знаменование и гравировку. Знамёнщик наносил рисунок, гравёр вырезал его на доске, или металле.

В России гравёры назывались «фряжских резных дел мастерами» (в отличие от русских «обычных» резчиков по дереву). В Москве в конце XVI века первым гравёром был предположительно Андроник Тимофеев Невежа.

Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.

Чувство юмора на практике

После всего, сказанного выше, вы наверняка не станете спорить с тем, что чувство юмора относится к главнейшим качествам, которыми должен обладать человек. Но все же есть смысл сказать еще несколько слов о его практическом применении.

В первую очередь хотелось бы указать на то, что оно позволяет очень быстро расположить к себе собеседника, и не важно: понравившаяся это девушка или парень, потенциальный партнер по бизнесу, коллега по работе или простой сантехник, недовольно зашедший в дом, чтобы поменять унитаз

Человек, способный умело и красочно пошутить, всегда будет отличаться остроумием и обращать на себя внимание, заводить компанию, привносить в общество положительный настрой. Помимо прочего, чувство юмора можно отнести и к качествам лидера и того, к кому часто, если уж не всегда, будут прислушиваться и считаться с его мнением

Но обладать чувством юмора – это значит не только уметь шутить и острить, но и понимать юмор других людей, быть восприимчивым к шуткам в свой адрес, обладать способностью вести себя комично, парировать колкие замечания и сохранять лицо в любой каверзной ситуации. Также желательно владеть навыком выражения юмора на письме и даже в рисунках – это ощутимые бонусы в копилку тому, у кого хорошо подвешен язык.

Практическое чувство юмора – это еще и умение отличать одну форму комического от другой. Вы, например, можете отличить иронию от сарказма, прикол от стеба, стендап от миниатюры? Опытный юморист знаком со многими комическими формами, жанрами и приемами.

В итоге, чтобы смело считать себя остроумным человеком с хорошим чувством юмора, нужно обладать рядом определенных качеств, а именно: быстрой реакцией, развитым мышлением (кстати, загляните сюда), ироничным отношением и позитивным восприятием окружающего, уверенностью в себе. Для кого-то чувство юмора является даром, но для людей, работающих над собой, это просто очередной навык, которым они в состоянии овладеть. Но вот делать это нужно не абы как, не спонтанно, не хаотично, а регулярно, осознанно и систематизированно. Если и вы твердо решили для себя, что хотите научиться шутить и повысить качество своего чувства юмора, то вы на верном пути – мы расскажем обо всем, что нужно делать.

Как Бова Королевич из Франции на Русь пришел

От раешника можно было услышать иноземный сказ о сильном и храбром воине Бове Королевиче. «Повесть о Бове Королевиче» восходит к французской поэме времен крестовых походов, но на Русь она проникла в XVI веке с Балкан через белорусские земли и стала одной из самых популярных в жанре «легкого чтения». Дмитрий Ровинский полагал, что лубки на сюжет иноземной авантюрной повести о Бове Королевиче были даже популярнее, чем листы с образами русский витязей.

Фото: архивы пресс-служб 

Сюжет посвящен странствиям и подвигам сильного и храброго воина Бовы Королевича, поборника христианства и защитника прекрасной принцессы Друженевны. Бове удается вызволить свою любовь из рук коварного короля Мракобрута, но тот насылает на героя войско во главе с кентавром-богатырем Полканом. На лубочной картинке, которую вы видите здесь, изображен разгар поединка Бовы и Полкана, а из текста читатель узнает, что Бова одержал победу, после чего богатыри заключили союз и дальше сражались плечом к плечу.