Оглавление
Смутное время
Первым крупным событием Смуты, которое случилось на Лобном месте, стало обращение Лжедмитрия I. 1 июня 1605 года его зачитали Гаврила Пушкин и Наум Плещеев. В своем письме самозванец обвинял Бориса Годунова в покушении на царевича Дмитрия, а наследника престола Федора II объявлял изменником.
20 июня 1605 года Лжедмитрий I приблизился к Москве. Его встретили на окраине города представители местной аристократии, а у Лобного места «спасённого царя» ждали горожане. Оттуда Богдан Бельский произнес торжественную речь, в которой благодарил Бога за чудесное спасение царя.
Менее чем год спустя толпа разгневанных москвичей убила Лжедмитрия I и истребила его сподвижников. Растерзанные тела стали сбрасывать на Лобное место. По воспоминаниям поляка-современника, трупы лежали в течение трёх дней.
Тело Лжедмитрия лежит на Лобном месте
После царём стал Василий Шуйский. Чтобы узаконить свой титул, он обратился с Лобного места к народу, который собрался на Красной площади. Новое правительство развенчало культ самозванца — был найден архив Лжедмитрия I, в котором были письма на польском языке для Юрия Мнишка. Документы быстро перевели на русский язык и публично зачитали с Лобного места.
В конце периода Смуты, в ноябре 1612 года после продолжительной осады новгородское ополчение освободило Московский Кремль от поляков. 27 ноября два крестных хода во главе с Мининым и Пожарским двинулись с разных сторон к Китай-городу. Оба шествия объединились у Лобного места, где троицкий архимандрит Дионисий провел молебен. Оттуда процессия отправилась на Соборную площадь Кремля.
21 февраля 1613 года Земский собор решил избрать нового царя. В тот день Лобное место в последний раз использовали, чтобы получить народное одобрение. Архиепископ Феодорит и боярин Василий Морозов спросили у людей, собравшихся на Красной площади, кому быть царём. Толпа поддержала Михаила Федоровича Романова. Несколько дней спустя там же прошло крестоцелование: так бояре и казаки присягнули новому монарху, который на тот момент находился в Костроме.
Василий Суриков “Утро стрелецкой казни”
История XX века
С приходом к власти Владимир Ильич Ленин разрабатывает план по монументальной пропаганде. В соответствии с ним в 1919 году на Лобном месте установили памятник «Степан Разин с ватагою», деревянный и раскрашенный под народную игрушку. Но погодные условия сыграли свою роль, поэтому ансамбль перенесли в крытый музей. В 1928 году на Лобном месте установили новую скульптуру — «Интернациональная солидарность», которая являлась частью комплексного оформления Красной площади к празднику 7 ноября. Вплоть до 1940 года в разных вариация скульптуру устанавливали каждый год к празднику. В
1945 году к июньскому параду Победы на Лобном месте соорудили грандиозный фонтан, на вершине которого располагались рабочий и колхозница, статуя с зеленью и живыми цветами. Выглядело это впечатляюще. Фото Лобного места того времени показывают все архитектурное богатство советского периода.
Что же сейчас? На текущий день Лобное место является одной из составляющих частей архитектурного ансамбля Красной площади и находится под государственной охраной. До недавнего времени туристы следовали интересной и распространенной во многих странах традиции — кидать внутрь сооружения монетку, для того чтобы еще раз вернуться в это место. Однако теперь они кидают их около знака «Нулевой километр России». Добраться до той части города, где Лобное место находится, можно на метро, ближайшими станциями к нему являются «Площадь Революции», «Театральная», «Охотный ряд». Достаточно воспользоваться картой и грамотно спланировать свой маршрут.
Почему считается, что при посещении Красной площади обязательно нужно увидеть Лобное место? История. Вот и весь ответ, простой и незамысловатый. Просто вдумайтесь, эти камни хранят более четырех веков истории, помнят немало самых разных событий: от жестоких казней до торжественных общегосударственных мероприятий. Если вы будете стоять когда-либо около Лобного места, вдумайтесь в тот факт, что четыреста лет назад здесь также стояли люди и слушали царя или его посланников, оглашавших такие новости, которые были способны в корне изменить жизнь простых людей. Историю нельзя забывать. Как известно у того народа, что не помнит своего прошлого, нет будущего.
Этимология
Шествие на осляти. Голландская гравюра XVII века Изначально термин «Лобное место» появился в русском переводе Евангелия от Иоанна: «И, неся крест свой, Иисус Христос вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски „Голгофа“». Это определение использовалось при описании Храма Гроба Господня в памятнике паломнической литературы XII века «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли».
Согласно мнению современных исследователей, идея возведения Лобного места в Москве принадлежала митрополиту Макарию. Концепция предполагала возведение на Красной площади комплекса, центром которого был Покровский собор, символизировавший Небесный Иерусалим. Это предположение подтверждается тем фактом, что в XVII веке храм иногда называли Иерусалимским, а Спасские ворота — Иерусалимскими.
Точная дата строительства Лобного места неизвестна. В летописях оно впервые упоминается в 1549 году, когда молодой царь Иван IV воспользовался площадкой для публичного обращения к выборным Земского собора, при этом формально царь свою речь адресовал митрополиту Макарию.
Впоследствии Лобное место использовалось во время христианского обряда Шествие на осляти, которое проходило в праздник Входа Господня в Иерусалим. В записках иностранцев существуют многочисленные описания церемонии. Станислав Немоевский, приехавший в столицу в 1606 году, пишет об этом как об устоявшейся традиции: «в ночь на Вербное воскресенье великий князь пешком, по обязанности, ведет коня под митрополитом , и отсюда уже тот благословляет народ».
Церемония до упразднения по решению Собора 1678 года считалась крупным событием столичной жизни. Причём посещать торжество в обязательном порядке должны были представители дипломатических миссий. Символом монаршей милости считалась передача посланникам праздничных блюд с царского стола. Примечательно, что в 1661 году вынужденными свидетелями церемонии стали польские аристократы, попавшие в плен в ходе Тринадцатилетней войны, и пребывавшие в московской тюрьме. Хотя царь не одарил пленников угощениями, он через Артамона Матвеева справился об их здоровье.
Литература
- Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времён Петра Великого. — СПб: Дмитрий Буланин, 2003. — 364 с. — ISBN 5-86007-374-7.
- Коненков С. Т. Мой век. О жизни, о себе. — М.: Политиздат, 1972. — 368 с.
- Кузнецов И. И. Покровский (Св. Василия Блаженного) собор в Москве. — М.: Типо-литография Н. И. Гройсман, 1900. — 65 с.
- Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. Кремль. Китай-город. Центральные площади. — М.: Искусство, 1983. — 504 с.
- Азаров В. Я. Предисловие к шестому тому // От солдата до генерала. Воспоминания о войне. — М.: Алгоритм, 2005. — Т. 6. — 416 с. — ISBN 5-9265-0131-8.
- Сарачева Т. Идея девятиглавого Покровского собора принадлежит митрополиту Макарию // Журнал московской Патриархии / Кириллова Л.И., Минервин Г.Б., Шемякин Г.А.. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2011. — 95 с.
- Стенникова П. А. Церковно-театрализованные действия в России XVI–XVII вв. (на примере «Пещерного действа» и «Шествия на осляти» в Вербное воскресенье) // Автореферат диссертации на соискание ученой ступни кандидата исторических наук. — Челябинск, 2006. — 26 с.
Почему — Лобное?
У историков нет единой точки зрения о происхождении названия старинного постамента. Одни считают, что здесь казнили провинившихся, то есть «рубили лбы». Другие убеждены, что такое название стало переводом еврейского имени «Голгофа» — голой библейской горы, похожей на череп человека. Есть также мнение, что место назвали по расположенному рядом спуску к реке Москве. Сейчас он именуется Васильевским, а в Средневековье назывался «Лбом».
С середины XVI столетия за помостом закрепилось имя «Царев», и его стали считать «царской кафедрой» или «царской трибуной». Здесь народу зачитывали самые главные государевы указы — о войне и мире, избрании нового патриарха, новых налогах и казнях.
Лобное место
В 30-е годы XVI века на Красной площади напротив Спасской башни был построен помост, получивший название Лобное место. В летописях это место впервые упоминается в 1549 году. Символизирует гору Голгофу, дословный перевод – «Лобное место». Помост служил трибуной для объявления важнейших правительственных указов и торжественных церемоний.
Здесь зачитывались царские указы, здесь выставлялись для почитания мощи святых и чудотворные иконы, чтобы все желающие могли им поклониться. В 1812 году здесь был отслужен молебен и символически освящена вся Москва после изгнания Наполеона. Вопреки распространенному ошибочному убеждению на Лобном месте никого и никогда не казнили. Около Лобного места на бревенчатых помостах иногда совершались казни.
В этом виде, в котором Лобное место сейчас находится, существует с 1786 года, после перестройки его по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Оно представляет собой круглое белокаменное возвышение с площадкой, чугунной оградой и лестницей.
На месте соборов и стен Кремля в древности был сосновый бор, который называли Боровицкий холм. Первое упоминание в летописях под именем Москва относится к 1147 году.
Это место и связанное с ним поверье об исполнении желаний известно любому москвичу и большинству приезжающих в столицу туристам.
Значительно позже деревянный постамент заменили на каменный, а свой нынешний вид Лобное место приобрело в конце XVIII века. С этого места оглашались государственные указы, объявлялись войны или перемирие. Также именно здесь народу показывался наследник престола, которому исполнилось шестнадцать лет, а на Вербное воскресенье именно здесь патриарх вручал государю освящённые вербовые ветки.
В древности Лобное место именовали «Царёвым» и считали его священным. Сегодня оно славится тем, что, по существующему поверью, достаточно попасть монетой в центр круга, и сбудется заветное желание. Составить представление о популярности этого места и связанной с ним традиции можно, присмотревшись к рассыпанным там монетам из самых разных стран мира.
Существует три основных версии происхождения названия места. В одной рассказывается, что Лобное место в переводе на славянский с еврейского означает «Голгофа» — небольшая скала, место казни, где складывали множество черепов еще в древнем Иерусалиме. Строение Лобного места напоминает своими контурами форму черепа. Другая версия гласит, что здесь часто проводили казни – «рубили лбы» или «складывали лбы». Хотя на самом деле на Лобном месте произошли лишь две казни: прилюдно лишили жизни Никиту Пустосвята и Степана Разина. Самая распространенная версия гласит, что Лобное место обязано своим названием лишь своему расположению: Васильевский спуск, на котором располагается памятник, в XV-XVI веках назывался «лбом».
История
Существуют также некоторые трудности с определением даты создания Лобного места. По преданию оно было воздвигнуто в 1521 году в честь избавления Москвы от татарского нашествия. Согласно некоторым древним документам какое-то время считалось, что оно возникло в Москве в 1540-е годы. Точнее, есть рукопись с речью еще юного Ивана Грозного, которую он якобы произнес с Лобного места в 1549 году. При дальнейшем изучении документа эта версия была поставлена под сомнение — он был составлен в начале 17 века и являлся не историческим фактом, а политическим памфлетом. Самое первое официальное упоминание о Лобном месте датируется 1599 годом. Оно описано в «Пискаревском летописце».
Более века Лобное место являлось основной трибуной Москвы, где объявлялись государственные указы, проводились публичные мероприятия. Дважды в год царь в обязательном порядке представлял народу своего наследника. Данное мероприятие продолжалось вплоть до достижения наследником своего совершеннолетия. Здесь же часто на всеобщее обозрение представлялись мощи почитаемых святых. Здесь начинались крестные ходы и здесь патриархи благословляли царей веточкой вербы. После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург Лобное место потеряло свое значение в жизни города и государства.
В 1751 году по указу Сената Лобное место было отреставрировано под началом главного архитектора Москвы Д.В. Ухтомского. Вторая реставрация, а точнее перестройка, прошла в 1786 году, во время которой Лобное место было сдвинуто немного восточнее от первоначального местоположения, приняв свой современный вид. Ранее это был помост из кирпича с деревянной решеткой и шатром на столбах.
В настоящее время Лобное место является элементом Красной площади, а у туристов существует традиция кидать на него монетки, чтобы снова возвратиться сюда.
Расположение и первое упоминание
Лобное место. Вид изнутри, 2005 год
«Кремль город» — план из «Космографии Блау». Лобное место изображено в нижней части листа, 1659 год Лобное место находится напротив Спасской башни у Покровского собора и представляет собой круглый в плане каменный помост диаметром 13 м и высотой 1 м с каменным парапетом. Изначально Лобное место было создано из кирпича, в 1599 году в правление Бориса Годунова перестроено в камне и окружено решёткой. В то же время рядом была установлена на деревянном лафете Царь-пушка. Факт её нахождения на площади подтверждён в описании шведского посланника Станислава Немоевского, который прибыл в Москву в 1606 году: «Вблизи… стоит большое и длинное орудие, в котором рослый мужчина может сесть, не сгибаясь, я сам это испытал». Также изображения Царь-пушки задокументированы в гравюрах и рисунках европейских путешественников XVII века. Нынешний вид Лобное место приобрело после реставрации 1786 года.
Самое раннее из известных изображений Лобного места относится ко времени правления Михаила Фёдоровича в альбоме Адама Олеария 1638 года. В 1659 году во втором томе «Космографии Блау» была опубликована подробная карта Москвы с перечислением основных достопримечательностей города. Под № 3 указано «Nalobnemeest», что является транслитерацией термина «Лобное место». В то время как в предыдущих документах иностранцы называли эту площадку «Theatrum Proclamationum», то есть «площадь для объявлений».
История
Исследователи считают, что первое Лобное место было сооружено в 1521 году, когда татарское войско под предводительством хана Махмет-Гирея бежало из-под Москвы и город был спасен от нашествия татар.
В летописи говорится о том, что в 1549 году Иван Грозный с этой трибуны обратился к враждующим между собой боярам и велел им помириться. С тех пор эта трибуна часто называлось Царевой, царской кафедрой и царским трибуналом.
Особенное значение Лобное место имело до правления Петра Первого, когда государь один раз в год появлялся здесь перед народом, а когда наследнику исполнялось 16 лет, он представлял его, также здесь оглашались важнейшие государевы указы.
Во время каждого крестного хода торжественная процессия останавливалась и архиерей, поднявшись на площадку, осенял народ крестным знамением. Здесь жители Москвы узнавали об избрании патриарха, о начале войны и заключении мира. И сейчас здесь продают вербы и проводятся гулянья.
1 мая 1919 года на Лобном месте был открыт памятник «Степан Разин с ватагою», выполненный известным скульптором Сергеем Коненковым. Композиция была оригинальной: она состояла из фигуры Разина в полный рост, а также деревянных голов его ближайших соратников на раскрашенных деревянных подставках и полулежащей персидской княжны, выполненной из цемента. Вскоре, чтобы уберечь памятник от неблагоприятного воздействия окружающей среды, его демонтировали и перенесли в Пролетарский музей, сейчас это Музей революции.
- 6 ноября 1942 года дезертир Савелий Дмитриев укрылся на Лобном месте, а затем стал стрелять по выехавшей из Спасских ворот Кремля правительственной машине, приняв ее за машину Сталина. Террорист был обезврежен, в происшествии никто не пострадал
- 25 августа 1968 года рядом с памятником прошла сидячая демонстрация в поддержку независимости Чехословакии. Восемь ее участников выразили протест против введения на территорию Чехословацкой республики войск СССР и стран Варшавского договора. Через несколько минут демонстранты были арестованы сотрудниками милиции и КГБ, избиты и доставлены в отделение милиции. Впоследствии двоих отправили на принудительное лечение в психбольницу, а остальные были осуждены.
Раньше существовала традиция, по которой, чтобы снова приехать в Москву, на площадку надо было закинуть монету. В 1996 году этот ритуал переместился к знаку «Нулевой километр России», установленному перед Воскресенскими воротами.
Лобное место на Красной площади — это уникальный памятник архитектуры, охраняемый государством.
XX век
Лобное в Москве перестало использоваться как место экзекуций в 1727 году. Тогда столица была перенесена в Санкт-Петербург, поэтому и все значимые события происходили в этом городе. Московское Лобное утратило свое значение.
Когда столицей вновь стала Москва, центр Красной площади стал использоваться для проведения православных обрядов и шествий. В XX веке на Лобном месте забурлила революционная жизнь: стали собираться митинги, выступать вожди революции.
После 1950-х годов Лобное превратилось в памятник архитектуры. Историческое место облагородили: поставили на нем фонтан со статуей колхозницы и рабочего. Позднее здесь произошло несколько политических инцидентов: покушение на Анастаса Микояна (1942), мирная антивоенная акция (1968) и пр.
История появления Лобного места на Красной площади
Следуя трактовке древних документов, ряд исследователей считает, что Лобное место было устроено в 1521 году в честь избавления города от нашествия татар. Впервые оно упоминается в некой рукописи от 1549 г., когда на Лобном месте двадцатилетний Иван Грозный держал речь перед горожанами, призывая примириться враждующих между собой бояр. С тех пор место часто называлось «Царевым», как царская кафедра или царский трибунал.
О Лобном месте на Красной площади также упоминается в «Пискаревском летописце» от 1599 г. и «Петровом чертеже» времен правления Бориса Годунова от 1600 г. По описаниям того времени, постройка была огорожена деревянной решеткой, имела шатер или навес на столбах и находилась напротив Фроловских (сегодня – Спасских) ворот Кремля.
Все последующее время, вплоть до переноса столицы Российского государства в Санкт-Петербург, постройка была главной городской трибуной, на которой народу объявлялись важнейшие указы царя; здесь дважды в год государь представлял своему народу наследника, (до тех пор, пока последний не достигал совершеннолетия); здесь объявлялось об избрании патриарха, о начале войны и о подписании мирного соглашения; около Лобного места были казнены взбунтовавшиеся стрельцы Петра I, а у его ступенек лежало обезображенное тело Лжедмитрия I.
Василий Суриков «Утро стрелецкой казни»
В 1753 г. Лобное место было отреставрировано архитектором Д.В. Ухтомским, а в 1786 г., по проекту русского зодчего Матвея Казакова, постройка была смещена в восточном направлении и частично перестроена.
С давних времен и вплоть до октябрьской революции около Лобного места останавливались крестные ходы, с его вершины архиерей осенял горожан крестным знамением. Когда праздновался «Вход в Иерусалим», патриарх восходил на Лобное место и с него раздавал царю, боярам и духовенству освященную вербу, а по завершению церемонии – уезжал с площади на осле, ведомого самим царем!
В 1919 г. на Лобном месте был установлен деревянный памятник «Степан Разин с ватагою», который, чтобы сохранить его от губительного воздействия окружающей среды, было решено демонтировать и перенести в Пролетарский музей (ныне – Музей революции).
В 1936 г. на Лобном месте была установлена Скульптура трудящихся, которая простояла здесь несколько лет (на фотографиях 1941 г. ее уже здесь не было).
Возле Лобного места в 1942 г. дезертир С. Дмитриев, приняв машину А. Микояна за машину И. Сталина, обстрелял ее из винтовки. Впоследствии был приговорен к расстрелу.
В 1968 г. у Лобного места проходила сидячая забастовка против ввода войск СССР на территорию Чехословакии, восставшей против социалистического строя.
На сегодняшний день Лобное место – составляющая часть архитектурного комплекса Красной площади и охраняется государством.
Известен интересный факт: до недавнего времени среди туристов существовала традиция – бросать внутрь сооружения монетки, чтобы когда-то еще раз вернутся сюда. Теперь таким местом стал знак «Нулевой километр России».
Примечания
- Михаил Юрьевич Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Викитека (2015). Проверено 18 марта 2020.
- Хожение Даниила, игумена Русской Земли. Восточная литература (2004). Проверено 15 марта 2020.
- Сарачева Т., 2011, с. 14—15.
- ↑ 123 Из архива Тайных Дел. Восточная литература (2015). Проверено 15 марта 2020.
- ↑ 12Мартин Бер. Летопись Московская. Восточная литература (2004). Проверено 15 марта 2020.
- ↑ 12 Кузнецов И. И., 1900, с. 34.
- Соловьев С.М. Правление боярское. ГПНТБ СО РАН (2013). Проверено 15 марта 2018.
- ↑ 12Станислав Немоевский. Записки. Восточная литература (2005). Проверено 15 марта 2018.
- Стенникова П. А., 2006, с. 18.
- Михаил Обухович. Дневник. Восточная литература (2005). Проверено 15 марта 2018.
- ↑ 12 Либсон В. Я., 1983, с. 403.
- Atlas Maior o Geographia Blaviana. Fondo Antiguo (2017). Проверено 15 марта 2020.
- Отрывки шведского дневника времён Царя Алексея Михайловича. Восточная литература (2004). Проверено 15 марта 2020.
- ↑ 12345 Книга называемая Новый летописец. Восточная литература (2005). Проверено 15 марта 2020.
- ↑ 12 Иное сказание. Восточная литература (2004). Проверено 15 марта 2018.
- Дневник Марины Мнишек. Восточная литература (2003). Проверено 15 марта 2020.
- Преодоление Смуты. Федеральное архивное агентство (2016). Проверено 15 марта 2020.
- Плигузов А. И. Иное сказание (Предисловие). Восточная литература (2004). Проверено 15 марта 2020.
- Станислав Жолкевский. Начало и успех Московской войны. Восточная литература (2004). Проверено 15 марта 2020.
- ↑ 12Соловьев С.М. Окончание междуцарствия. ГПНТБ СО РАН (2013). Проверено 15 марта 2018.
- Повесть о Земском соборе 1613 года. Восточная литература (2005). Проверено 15 марта 2020.
- ↑ 1234Лаврентьев А. В. Московское «столпотворение» конца XVII века. Восточная литература (2006). Проверено 15 марта 2020.
- ↑ 12Соловьев С.М. Московская смута 1682 года. ГПНТБ СО РАН (2013). Проверено 15 марта 2020.
- Фридрих Христиан Вебер. Преображенная Россия. Восточная литература (2006). Проверено 15 марта 2020.
- Иоганн Георг Корб. Дневник путешествия в Московское Государство. Восточная литература (2005). Проверено 15 марта 2020.
- ↑ 12 Кузнецов И. И., 1900, с. 37.
- Коненков С. Т., 1972, с. 228.
- Братья Стенберги. LiveJournal (2017). Проверено 15 марта 2018.
- От солдата до генерала, 2005, с. 18.
- Жиляев В. Кто покушался на Микояна. Российская Газета (2008). Проверено 15 марта 2020.
- Лобное место. Протесты на Красной площади. Это прямо здесь: Москва. Топография террора (2015). Проверено 15 марта 2020.
- «Сопротивляйся»: цепная реакция из трех протестных баннеров на Красной площади. Эхо Москвы (2013). Проверено 15 марта 2020.
- Анисимов Е. В., 2003, с. 210.
Современная история
После Октябрьской революции (7 ноября по старому стилю) 1917 года Красная площадь стала носить мемориальный характер. 10 ноября 1917 года здесь захоронили красноармейцев, павших в революционных сражениях в Москве. Год спустя, 7 ноября 1918 года В.И. Лениным была открыта мемориальная доска в память о павших, которая была снята в 1950 году во время реставрации Сенатской башни.
Красная площадь в Москве стала местом проведения торжественных военных парадов и демонстраций. После смерти Ленина в 1924 году на Красной площади был возведен деревянный мавзолей, куда поместили тело советского вождя, а в 1930 году по проекту архитектора А.В. Щусева был построен каменный Мавзолей В.И. Ленина. В этом же году Красную площадь замостили брусчаткой, установили трибуны, снесли Казанский собор и Воскресенские ворота (восстановлены в 1994-1996 годах), а памятник Минину и Пожарскому перенесли к Покровскому собору. Перед фасадом ГУМа было открыто движение транспорта. В 1938 году в состав Красной площади вошел Васильевский спуск.
Прямо с парада на Красной площади, состоявшегося 7 ноября 1941 года, солдаты уходили на фронт, и именно на Красной площади состоялся Парад Победы 9 мая 1945 года. В послевоенные годы гостевые трибуны заменили бетонными, у стен Кремля был образован Некрополь. В начале 70-х годов трибуны заменили на гранитные, Некрополь был также реконструирован. Брусчатку, которой была выложена Красная площадь, сняли, залили бетонное основание и на него заново уложили брусчатку.
В начале 90-х годов на Красной площади начали проводить различные концерты, устраиваться народные гуляния. В декабре 2000 года на Красной площади впервые был залит каток размером 30 на 15 метров, вход на который был бесплатным.
Реконструкции
Из плана города, составленного при Борисе Годунове известно, что первоначально помост был кирпичным и располагался западнее того места, где его привыкли видеть в наши дни. Потом трибуну возвели из белого камня. В документах XVII века написано, что она имела деревянную решетку и установленный на столбах шатровый навес.
В середине XVIII века, когда Российским государством правила императрица Елизавета Петровна, приметный помост перестроили под началом главного архитектора города князя Дмитрия Ухтомского. Чуть дальше от Кремлевской стены Лобное место перенесли в 1786 году при участии известного русского архитектора Матвея Казакова.
С приходом советской власти историческую трибуну ждали большие перемены. В 1919 году, в День международной солидарности всех трудящихся на помосте установили деревянный монумент в честь предводителя народного восстания Степана Разина и его товарищей. Необычный памятник был раскрашен как народные игрушки талантливым скульптором Сергеем Тимофеевичем Коненковым. Потом деревянная скульптура стала ветшать, и ее решено было перенести в музей.
В 1928 году молодое советское государство объявило конкурс на оформление главной площади к годовщине Октябрьского революции. Победителями конкурса стали художники-графики братья Владимир и Георгий Стенберги. По их проекту каменный помост украсила скульптурная группа, изображающая международную солидарность рабочих. Так как новый памятник был сделан из фанеры и ткани, он не мог находиться на Лобном месте постоянно. Однако, известно, что до 1940 году эту скульптуру устанавливали на историческую трибуну для каждого значимого праздника.
Внутри Лобного места
В 1945 году во время проведения Парада Победы оформление постамента поменяли. На нем соорудили огромный фонтан со статуями рабочего и колхозницы, декорированный зелеными ветками и цветами.
Кровавое Лобное место
Изначально возведенное в конце 16 в. Лобное место на Красной площади было площадкой для глашатаев и даже царя, с которой народу объявлялись самые важные указы, а также новости о ключевых событиях политической и религиозной жизни – о наследниках престола, о патриархах, войнах, прибытии святых мощей и т.п. Здесь, например, объявлял в 1612 г. о победе над иноземцами князь Дмитрий Пожарский. А за 6 лет до этого у Лобного места был вывешен растерзанный труп Лжедмитрия I. В 1610 г. на Лобном месте едва не вынесли смертный приговор еще одному царю Смутного времени – Василию Шуйскому. Но ему повезло – после свержения Шуйского лишь постригли в монахи. Здесь же, судя по всему, в 1682 г. отрубили голову Никите Пустосвяту, старообрядцу. После этого на Лобном месте смертных казней не было, хотя тут и проводились другие наказания. Здесь к позорному столбу привязали Салтычиху (помещицу Дарью Салтыкову), зверски убившую 139 крепостных крестьян.
В 19 в. Красная площадь стала прогулочным пространством, без рынка – лавки снесли, положили каменную мостовую, строили новые здания, в конце века провели электричество, установили фонари, в начале ХХ в. пустили трамвай. В 1917 г. Красной площади суждено было последний раз в истории стать ареной кровавых и трагических событий. С 26 октября по 3 ноября в Москве шли первые бои Гражданской войны – за город дрались большевики и рожденная в этих боях белая гвардия. Как указывают историки (например, П.С. Мельгунов), красногвардейцы вели с Красной площади артиллерийский обстрел Кремля. Погибших белых (юнкеров, кадетов, студентов, гимназистов, офицеров), проигравших «московскую войну», хоронили отдельно от их врагов – отпевали. Красногвардейцев без отпевания положили в 238 красных гробов и опустили их в могилах на Красной площади, у Сенатской башни. Много еще было исторически важных или просто интересных событий на Красной площади (парад 1941 г., приземление Матиаса Руста в 1987 г.) , но, к счастью, все они уже не были столь трагическими.
«Лобное место» в Петербурге
Традиция возведения Лобного места как христианского символа не распространилась на другие города России, за исключением Астрахани (где Лобное место непосредственно примыкает к кафедральному собору). Однако в петровском Петербурге так называли территорию у Сытного рынка, где проводились казни. В XVIII веке эшафот устанавливали за Кронверком, приблизительно на месте нынешнего Мьюзик-холла. В последний раз публичная казнь на этой площади состоялась 15 сентября 1764 года. Такую меру наказания определил суд по делу Василия Мировича, подпоручика Смоленского полка, который пытался освободить из Шлиссельбургской тюрьмы свергнутого наследника Иоанна Антоновича.
История знаменитого помоста
По сохранившемуся преданию исторический постамент появился в 1521 году, после того, как татары под предводительством Мехмет-Гирея оставили столицу Руси. В летописях о нем написали в 1549 году, когда молодой Иоанн IV Грозный вышел на возвышение возле стен Московского кремля и призвал враждующие боярские кланы к примирению.
Вид Лобного места сверху
Выражение «лобное место», как место казней, прочно закрепилось нашей речи, поэтому бытует мнение, что на протяжении нескольких веков исторический помост являлся главным эшафотом страны. Однако, это не совсем верно. Казнили здесь крайне редко. Большинство смертных приговоров приводили в исполнение на Болотной площади или так говорили в Средние века — на Болоте.
В мае 1606 года у ступеней помоста три дня лежал обезображенный труп самозванца Лжедмитрия I, убитого разъяренной толпой. После многочисленных надругательств тело человека, который выдавал себя за сына Иоанна IV Грозного, похоронили на кладбище за Серпуховскими воротами. Потом труп выкопали, сожгли и выстрелили прахом в сторону Польши.
В 1682 году на историческом постаменте лишили жизни священника Никиту Добрынина, рискнувшего выступить против церковных реформ, которые инициировал патриарх Никон. У своих противников суздальский раскольник получил имя Пустосвята, но старообрядцы до сих пор почитают мятежника, считая его «столпом православия».
В середине XVII века в Московию прибыло голштинское посольство, возглавляемое немецким путешественником и историком Адамом Олеарием. Иностранные гости в течение четырех месяцев знакомились со русской столицей и позже составили подробное описание увиденного. В своей книге Олеарий называет Лобное место по-латыни «Theatrum proclamationum», то есть «театром объявлений».
Центральная часть Лобного места с 11 ступеньками
Воспоминания о помосте оставили и послы из Польши. Они писали, что один раз в год царь появлялся там перед своими поданными. А когда наследнику престола исполнялось 16 лет, его с трибуны показывали собравшейся толпе.
Хотя с 1685 года существовал официальный царский указ о проведении казней на Лобном месте, новая кровь пролилась на каменный постамент только в конце XVII века. В октябре 1698 году молодой российский государь Петр I жестоко расправился со стрелецким бунтом. Тем не менее головы мятежникам отсекали не на Лобном месте, а на построенном рядом деревянном эшафоте.
Всего в Москве было казнено более тысячи человек, причем царь лично отрубил головы пятерым стрельцам. Страшные события, происходившие на Красной площади, ярко переданы на известном полотне художника В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».
Последнюю публичную казнь здесь провели при императрице Екатерине II. Палач на виду у всех переломил шпагу над головой дворянина по фамилии Истомин и ударил осужденного по щеке. Кроме того, возле исторического постамента стояла Дарья Салтыкова или Салтычиха, наказанная государыней за жестокое обращение в крепостными крестьянами.
Лобное место на фоне ГУМа
Многие века каменный помост почитался как святое место. До революционных событий 1917 года существовала традиция крестных ходов через Красную площадь. Во время них шествие с иконами и хоругвями останавливалось у Лобного места, церковный архиерей поднимался наверх и оттуда осенял собравшуюся толпу крестным знамением. Он дарил освященные ветки вербы государю и боярам, и продолжал ехать по площади на осле, которого держал под уздцы сам император.
История помоста сохранила покушение на главу государства. В конце осени 1942 года 33-летий ефрейтор Савелий Дмитриев спрятался на постаменте и три раза выстрелил из винтовки в выехавший из ворот кремля правительственный кортеж. Он целился в автомобиль Анастаса Микояна, приняв его за машину И. В. Сталина. Никто из ехавших не пострадал, а вооруженного ефрейтора схватили. Следствие длилось несколько лет, и в 1950 году ефрейтор был осужден и расстрелян.
В 1968 году возле исторического памятника прошла демонстрация, участники которой возражали против того, чтобы войска стран-участниц Варшавского договора были введены на территорию Чехословакии. Протестная акция прошла под лозунгом «За вашу и нашу свободу» и осталась в истории, как «демонстрация семерых».
Лобное место на фоне собора Василия Блаженного