Искусство во время великой отечественной войны

Оглавление

Кампания 1945 года

Подписание капитуляции Германии

Капитуляция Германии

Основные статьи: Операция «Тирдроп», Операция «Ганнибал»

Авиация союзников начала наносить регулярные удары по портам и базам Германии. Подводные лодки и надводные корабли Германии уничтожались прямо в базах и на верфях.

К началу 1945 г. немцы имели 544 подводные лодки — наибольшее количество за всю войну. Однако благодаря новым вооружениям и возросшим силам ПЛО потери союзников в тоннаже были минимальны, а потери немецких подводных лодок достигли катастрофических размеров. Немцы с января по май 1945 г. потеряли 145 подводных лодок, при этом потери в лодках почти в 2,5 раза были больше их поступления. Ставка германского командования на лодки новых серий и карликовые лодки себя не оправдала — они имели множество дефектов и не оказали никакого влияния на ход войны.

В ночь с 8 на 9 мая немецкое командование подписало акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Действия в Тихом океане

Подписание капитуляции Японии

Действия в Тихом океане

Основные статьи: Битва за Иводзиму, Битва за Окинаву, Операция «Тэн-Го», Советско-японская война

Обладая подавляющим превосходством в силах, американские вооружённые силы в напряжённых боях в 1945 году сломили упорное сопротивление японских войск и овладели островами Иводзима и Окинава. Для десантных операций США привлекали огромные силы, так флот у берегов Окинавы состоял из 1 600 кораблей. За все дни боёв у Окинавы было повреждено 368 кораблей союзников, ещё 36 (включая 15 десантных кораблей и 12 эсминцев) было потоплено. У японцев было потоплено 16 кораблей, включая линкор .

В 1945 г. налеты американской авиации на базы и береговые объекты Японии приобрели систематический характер, причем удары наносила как морская авиация берегового базирования, так и стратегическая авиация и ударные авианосные соединения. В марте — июле 1945 г. американская авиация в результате массированных ударов потопили или повредили все крупные японские надводные корабли.

8 августа СССР объявил войну Японии. Тихоокеанский флот с 12 по 20 августа 1945 г. провел серию десантов, захвативших порты Кореи. 18 августа была начата Курильская десантная операция, в ходе которой советские войска заняли Курильские острова.

2 сентября 1945 года на борту линкора был подписан акт о капитуляции Японии, завершившей Вторую Мировую войну.

Драматургия

Драматические произведения К. Симонова, Л. Леонова, А. Корнейчука демонстрируют душевное благородство русских людей, их нравственную чистоту и духовную силу. Истоки их героизма отображены в пьесах «Русские люди» К. Симонова и «Нашествие» Л. Леонова. История противоборства двух типов военных руководителей полемически обыгрывается в пьесе «Фронт» А. Корнейчука. Драматургия в период Великой Отечественной войны – это очень эмоциональная литература, наполненная героическим пафосом, свойственным эпохе. Она вырывается из рамок соцреализма, становится ближе и понятнее зрителю. Актеры уже не играют, они изображают свои же будни на сцене, переживают свои же трагедии заново, чтобы люди внутренне вознегодовали и продолжили мужественное сопротивление.

Всех сплотила литература военных лет: в каждой пьесе главной идеей становился призыв к единению всех общественных сил перед лицом внешней угрозы. Например, в пьесе Симонова «Русские люди» главный герой – интеллигент, казалось бы, чуждый пролетарской идеологии. Панин – поэт и очеркист – становится военкором, как когда-то сам автор. Однако его героизм не уступает отваге комбата Сафонова, который искренне любит женщину, но все равно посылает ее на боевые задания, ведь его чувства по отношению к родине не менее значимы и сильны.

Окончание ВОВ – кратко

Крупнейшими боями за время 1945 года принято считать:

  1. Берлинское сражение. Восточную часть Германии полностью оккупировали войска СССР, они взяли столицу, ликвидировали правительство. Антигитлеровская коалиция победила в сражении.
  2. Венский бой. Солдаты освобождают Вену и всю Австрию.
  3. Будапештские противостояния. Бои длились практически полгода, в итоге Венгрия и ее столица были освобождены от фашистских захватчиков.

Война закончилась победой Советского Союза девятого мая 1945 года. Государство капитулировало. Все европейские страны были освобождены, нацистский режим свергли. В процессе военного конфликта Союзу удалось значительно усовершенствовать свою армию. Благодаря уверенным действиям солдат держава стала мировым лидером. 

Подготовка СССР к войне

Несмотря на то, что между Советским Союзом и Германией был заключен пакт о ненападении, Иосиф Сталин догадывался, что в скором времени его государство будет втянуто в войну.

В связи с этим СССР еще в 1938 г. начал разрабатывать 5-летний план подготовки к будущему глобальному противостоянию.

Иосиф Сталин

В Советском Союзе активно строились военные заводы, железные дороги, тепло- и гидроэлектростанции. Страна взяла курс на масштабную милитаризацию.

Фабрики, выпускающие ту или иную продукцию, могли в течение нескольких часов перестроиться на производство военного оборудования или боеприпасов. Также в советских республиках усиленно добывалась нефть и разрабатывались шахты по добыче угля и полезных ископаемых.

В скором времени в стране появились усовершенствованные виды оружия и военной техники. Некоторые специалисты трудились на заводах практически без выходных.

Каждый советский гражданин должен был иметь специальное образование. За малейшее нарушение дисциплины человек мог получить серьезный выговор или понести более серьезную ответственность.

В начале 1941 г. обычные рабочие трудились по 11-12 часов в день, вместо положенных 8 часов. Однако советскому руководству так и не удалось в полной мере реализовать свои планы.

21 июня 1941 г. Сталин приказал мобилизовать все виды войск, но его распоряжение оказалось запоздалым, так как уже на следующий день немецко-фашистские войска вероломно вторглись в СССР.

Проза

Крупные произведения появились только в конце войны, после перелома. Никто уже не сомневался в победе, а советское правительство обеспечило писателям условия для творчества. Военная литература, а именно проза, стала одним из ключевых направлений информационной политики страны. Народ нуждался в поддержке, ему необходимо было осознать величие того подвига, цена которому – человеческие жизни. В качестве примеров прозы времен ВОВ можно назвать роман В. Гроссмана «Народ бессмертен», роман А. Бека «Волоколамское шоссе», эпопею Б. Горбатова «Непокоренные».

Известные прозаики времен войны:

Слайд 8

Леонов Леонид Максимович
(1905.1899—8.08.1994)

Леонов Леонид Максимович — писатель, драматург, публицист. Леонов родился в семье известного поэта-суриковца Максима Горемыки.. Окончил Петровско-Мясницкое городское училище (1909), 3-ю Московскую гимназию (1918). Романы Леонова 30-х — «Соть» (1930), «Скутаревский» (1932), «Дорога на Океан» (1935) — отражали, по словам самого писателя, «историю столкновения наступающей новизны с российской архаикой, историю первой встречи машины с дремучими недрами». Во время Великой Отечественной войны Леонов был в эвакуации в г. Чистополе, занимался драматургией и публицистикой, неоднократно выезжал на фронт в качестве корреспондента газет «Правда» и «Известия». В пьесах «Нашествие» (1942) и «Ленушка» (1943) нашло свое отражение символическое осмысление народного подвига и народного горя, причиненного войной.

«У войны — не женское лицо» Светлана Алексиевич

«У войны — не женское лицо» — одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война показана глазами женщины. Роман был написан в 1983 году, но долгое время не печатался, так как его автора обвиняли в пацифизме, натурализме, в развенчании героического образа советской женщины. Однако Светлана Алексиевич писала совсем о другом: она показывала, что девушки и война — понятия несовместимые, хотя бы потому, что женщина даёт жизнь, тогда как любая война — прежде всего убивает. В своём романе Алексиевич собрала рассказы фронтовичек, чтобы показать, какими они были, девчонки сорок первого годка, и как уходили на фронт. Автор провела читателей по страшному, жестокому, не женскому пути войны.

«У войны — не женское лицо» Светлана Алексиевич

«У войны — не женское лицо» — одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война показана глазами женщины. Роман был написан в 1983 году, но долгое время не печатался, так как его автора обвиняли в пацифизме, натурализме, в развенчании героического образа советской женщины. Однако Светлана Алексиевич писала совсем о другом: она показывала, что девушки и война — понятия несовместимые, хотя бы потому, что женщина даёт жизнь, тогда как любая война — прежде всего убивает. В своём романе Алексиевич собрала рассказы фронтовичек, чтобы показать, какими они были, девчонки сорок первого годка, и как уходили на фронт. Автор провела читателей по страшному, жестокому, не женскому пути войны.

Особенности литературы во время войны

Война заставляла задуматься не только о настоящих проблемах, но и об истории России. Именно в это время появляются работы А. Толстого «Родина», «Петр Первый», повесть «Иван Грозный», а также «Великий государь», пьеса В. Соловьева .

Появилось такое понятие, как произведение, написанное «По горячим следам». То есть буквально вчера вечером написанное стихотворение, очерк или рассказ, сегодня мог появиться в печати. Большую роль играла публицистика, так как благодаря ей виделась возможность задеть патриотические чувства русских людей. Как говорил А. Толстой, литература стала «голосом русского народа».

Стихотворениям о войне уделялось то же внимание, что и обычным политическим или светским новостям. Печать регулярно публиковала отрывки из творчества советских поэтов

Поэзия

Поэзия становится голосом Родины Матери, которая взывала к сынам с плакатов. Наиболее музыкальные стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были незаменимы, как лекарства или оружие. Литература периода великой отечественной войны (1941-1945) для большинства советских людей – это стихи, ведь они в формате песен облетали даже самые удаленные уголки фронта, возвещая о стойкости духа и непримиримости воинов. Кроме того, их было легче декларировать по радио, разбавляя фронтовые сводки. Их же печатали в центральной и фронтовой прессе в период Великой Отечественной войны.

По сей день любима народом песенная лирика М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц, Н. Тихонова, М. Алигер, П. Когана, Вс. Багрицкого, Н. Тихонова, А. Твардовского. Проникновенное национальное чувство звучит в их стихах. У поэтов обострилось чутье, взгляд на родные широты стал сыновьим, почтительным, нежным. Образ Родины – конкретный, понятный символ, который перестал нуждаться в красочных описаниях. Героический пафос проник и в интимную лирику.

Мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью и декларационно-ораторской речью очень скоро распространяется на фронтах и в тылу. Расцвет жанра логически обусловлен: было необходимо эпически отразить картины героической борьбы. Военная литература переросла стихотворения и вылилась в национальный эпос. В качестве примера можно прочитать А. Твардовского «Василий Теркин», М. Алигер «Зоя», П. Антокольского «Сын». Поэма «Василий Теркин», знакомая нам со школьных времен, выражает всю тяжесть военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата. Таким образом, поэзия в период ВОВ приобрела огромное значение в культурной жизни народа.

Основные жанровые группы военных стихов:

  1. Лирическая (ода, элегия, песня)
  2. Сатирическая
  3. Лирико-эпическая (баллады, поэмы)

Самые известные поэты военного времени:

  1. Николай Тихонов
  2. Александр Твардовский
  3. Алексей Сурков
  4. Ольга Берггольц
  5. Михаил Исаковский
  6. Константин Симонов

Сочинение Великая отечественная война в произведениях писателей 20 века (Быков, Шолохов, Твардовский)

Годы войны с 1941 по 1945 стали, ужасными, страшными и не забываемыми по сей день. Ведь такое событие невозможно забыть, это событие останется в памяти не у одного поколении. Про события Великой Отечественной Войны можно найти огромное количество литературных произведений, так же множество стихов и прозы. В те годы литераторы внесли незабываемую лепту в литературу. Поэты старались рассказать народу в своих произведениях обо всех ужасах войны. Так же некоторым из всех известных по сегодняшний день литераторов приходилось принимать личное участие в боевых действиях на фронтовых участках, по освобождению родины от фашистов.

В 21 веке до сих пор помнят известных литераторов того времени. Таких, как Толстой, Василий Быков, Константин Симонов, Шолохов, Теркин, Фадеев, Андрей Платонов, безусловно, их творчество было связано с событиями Великой Отечественной Войны. Среди всех известных и незабываемых имен можно выделить некоторых. Например, Василий Быков, он в своих произведениях не писал про кровопролитные годы, он старался делать акцент на поведении и характере персонажа в экстраординарной ситуации. Так же не делал определенных оценок своим персонажам, таким образом, давая возможность читателю рассуждать о его творчестве и делать свои выводы. Примером к этому стало его известное произведение «Сотников».

Однозначно не возможно оставить без внимания стихи про боевые действия, про отважных солдат, про долгожданную победу, про слезы матерей Константина Симонова. Его стихи помогали в то тяжелое время бойцам на передовом фронте. Вдохновляя их на победу и убеждая их в отваге и мужестве. В наше время его произведения считаются шедеврами военного времени. А стихи известными такие как, например стихотворение «Жди меня» до сих пор помнят наизусть многие люди. И со слезами на глазах рассказывают.

Не забываемым остается также и творчество Теркина, в своих произведениях он писал про отважные подвиги красноармейцев, простых и смелых парней, которые вступили на защиту своей отчизны.

Несмотря на то, что от окончания Великой Отечественной Войны прошло очень много лет. Эти тяжелые времена для всего народа остаются, в памяти и по сей день. Все произведения знаменитых и всеми любимых литераторов не потеряли актуальность и уже в наступившем 21 веке. Так как в них заключается сила нашего народа, с помощью которой они смогли в то время победить фашистов. Безусловно, память о том времени сплотил многонациональный народ России, оставляя возможность смотреть позитивно в будущее. И прилагать все усилия, для того чтобы это страшное мировое событие больше не повторилось.

Ведь при одном произношении слов «Великая Отечественная война» сразу перед глазами вырисовывается бой и сражение за родину. Не смотрю на то, что прошло, много лет боль в душе осталась, у многих кто потерял своих близких и родных. Кто родился во время войны. Поэтому и читаются литературные произведения, смотрятся исторические фильмы, про подвиги наших бабушек и дедушек.  А самое главное и долгожданная всеми событие это стала победа. Ведь день победы считается легендарным днем, это гордость за всех людей которые смогли, обеспечить, защиту не опасаясь за свою жизнь. А смело, отважные солдаты пошли на защиту своих жен, матерей и детей.

Оборона Ленинграда

Оборона Ленинграда является одной из самых героических и тяжелых событий Великой Отечественной войны.

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 г. и завершилась только 27 января 1944 г. Город был отрезанным от каких-либо источников продовольствия.

Единственным путем к спасению ленинградцев стала так называемая «Дорога жизни», проходящая по поверхности замерзшего озера Ладоги.

Благодаря этому пути в Ленинград было доставлено порядка 250 000 тонн продовольствия, а также эвакуировано около 1 млн. человек. Стоит отметить, что «Дорога жизни» постоянно подвергалась бомбежкам. Тем не менее, это был единственный шанс иметь связь с городом.

Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 г., благодаря чему город начал в бо́льшем объеме снабжаться продуктами и оружием.

В целом жителям Ленинграда пришлось в течение 872 дней испытывать тяжелейшие трудности и голод, постоянно находясь на грани жизни и смерти.

По мнению историков за время блокады Ленинграда погибло от 600 000 до 1 500 000 советских граждан. При этом лишь 3% из них погибли от бомбежек, тогда как остальные 97% умерли от голода.

Слайд 24

ГРОЗА Косым, стремительным угломИ ветром, режущим глаза,Переломившейся ветлойНа землю падала гроза.И, громом возвестив весну,Она звенела по траве,С размаху вышибая дверьВ стремительность и крутизну.И вниз. К обрыву. Под уклон.К воде. К беседке из надежд,Где столько вымокло одежд,Надежд и песен утекло.Далеко, может быть, в края,Где девушка живет моя.Но, сосен мирные рядыВысокой силой раскачав,Вдруг задохнулась и в кустыУпала выводком галчат.И люди вышли из квартир,Устало высохла трава.И снова тишь.И снова мир.Как равнодушье, как овал.Я с детства не любил овал!Я с детства угол рисовал!20 января 1936 

Всевобуч во время Великой Отечественной

Руководство системой всевобуча во время Великой Отечественной войны было возложено на Главное управление всеобщего военного обучения при Наркомате обороны СССР. На местах военным обучением будущих призывников занимались военкоматы, которым подчинялись начальники военно-учебных пунктов, созданных на предприятиях, в организациях и колхозах.

С 1 октября 1941 года к обучению приступили около 2,5 млн будущих призывников. Прошедшие подготовку в рамках всевобуча советские граждане массово вступали в народное ополчение. В Москве за короткий срок было сформировано 15 дивизий народного ополчения, в Ленинграде — десять дивизий и 14 отдельных артиллерийско-пулемётных батальонов.

Также по теме

«В нечеловечески тяжёлых условиях»: как блокадный Ленинград стал символом стойкости в борьбе с нацизмом

80 лет назад началась блокада Ленинграда нацистскими войсками и их союзниками. Она продолжалась почти 900 дней и унесла жизни, по…

Стандартная программа подготовки будущего призывника была рассчитана на 110 учебных часов и пять месяцев занятий. Она включала в себя огневую, тактическую и строевую подготовку, рукопашный бой, сапёрное дело, ознакомление с уставами. Самым крупным по объёму курсом была огневая подготовка. Те, кто проходили военное обучение, должны были научиться пользоваться стрелковым оружием и гранатами, перебегать, переползать и окапываться на поле боя, использовать особенности местности и бороться с бронетехникой противника.

«Ценность программы всевобуча заключалась в том, что она была заточена под подготовку человека к конкретной войне, к боевым действиям», — заявил Юрий Никифоров.

По словам экспертов, обеспечить полное прохождение программы было не всегда возможно. В прифронтовых областях срок обучения сокращался до одного месяца. Во время боёв на подступах к Ленинграду, программу военного всеобуча в городе сократили до 42 часов.

  • Всеобщее военное обучение ополченцев в парке «Сокольники». Москва, 1941 год

Помимо военных дисциплин, в рамках всевобуча при необходимости изучался русский язык. Был даже подготовлен специальный учебник. С начала войны и до лета 1943 года русский язык по линии всевобуча изучали 486 тыс. человек.

Большой проблемой всевобуча на начальном этапе войны стала острая нехватка учебно-боевого оружия. Например, в Ключевском районе Алтайского края 1078 человек нужно было подготовить к службе в Красной армии, используя при этом всего пять винтовок. Производство учебного оружия и оборудование городков для занятий налаживалось самими рабочими промышленных предприятий на местах.

  • Бойцы всевобуча идут по улице Москвы, возле стадиона «Автомобилист». СССР, Москва
  • РИА Новости

С 1942 года в рамках военного всеобуча началась массовая подготовка снайперов, автоматчиков, пулемётчиков, истребителей танков, миномётчиков и стрелков из противотанковых ружей. А с 1943 года при подготовке в рамках всевобуча был сделан упор на обучение будущих призывников наступательным действиям.

По мере освобождения от нацистов оккупированных территорий на них разворачивалась сеть военно-учебных пунктов. По словам экспертов, вопреки историческим мифам, призывников из освобождённых областей и республик старались тщательно подготовить к участию в боевых действиях ещё до начала службы в Красной армии. Опытные сотрудники всевобуча оказывали новым коллегам методическую помощь. Например, московский горвоенкомат взял шефство над военно-учебными пунктами Киева.

  • Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Блокада Ленинграда. Резервы отправляются на фронт
  • РИА Новости

«Всевобуч сыграл в нашей стране огромную роль. И если удаётся сформировать, вооружить и послать на фронт новые формирования, то это происходит только потому, что люди приходят в армию, уже кое-что знаючи», — говорил во время войны первый секретарь Московского обкома ВКП(б) Александр Щербаков.

За годы Великой Отечественной войны подготовку по программам всевобуча прошли почти 6,5 млн стрелков и свыше 1,5 млн бойцов-специалистов. Общая численность выпускников подразделений всевобуча и Осоавиахима оценивается историками примерно в 18 млн человек.

  • Организация всеобщего военного обучения

«Всевобуч сыграл важнейшую роль в годы Великой Отечественной войны. Молодые люди массово шли на фронт, имея определённую подготовку», — заявил Михаил Мягков.

По словам экспертов, во многом благодаря тщательно разработанной системе подготовки будущих призывников профессионализм действий Красной армии стремительно возрастал.

«Воевать стали не числом, а умением

Подготовка военных кадров, и в том числе всевобучем, — это важное слагаемое нашей победы в Великой Отечественной войне», — подытожил Юрий Никифоров

Слайд 11

Михаил Александрович Шолохов
(1905 — 1984)

Шолохов Михаил Александрович (1905 — 1984), прозаик. Родился 11 мая на хуторе Кружилинском станицы Вешенской в крестьянской семье. Учился в церковноприходской школе, затем в гимназии, окончив четыре класса. Начавшаяся революция и Гражданская война помешали продолжить образование.В 1930-е продолжает работу над романом «Поднятая целина», завершает третью и четвертую книги «Тихого Дона», публикует статьи о литературе и культуре.Во время Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении», рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую популярность. Во время войны начал публикацию глав из нового романа «Они сражались за Родину» (доработанный вариант — 1969).

Список популярных книг

О крушении простого человеческого счастья в военных реалиях расскажут книги:

  1. «Просто любовь» В. Василевской,
  2. «Это было в Ленинграде» А. Чаковского,
  3. «Третья палата» Леонидова.
  4. «А зори здесь тихие» Б. Васильева
  5. «Судьба человека» М. Шолохова

Книги о героических подвигах в условиях самых кровопролитных сражений в период ВОВ:

  1. «В окопах Сталинграда» В. Некрасова,
  2. «Москва. Ноябрь 1941 года» Лидина,
  3. «Июль – Декабрь» Симонова,
  4. «Брестская крепость» С. Смирнова,
  5. «Они сражались за родину» М. Шолохова

Советская литература о предательстве:

  1. «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева
  2. «Сотников» В. Быкова
  3. «Знак беды» В. Быкова
  4. «Живи и помни» В. Распутина

Книги, посвященные блокаде Ленинграда:

  1. «Блокадная книга» А. Адамовича, Д. Гранина
  2. «Дорога жизни» Н. Ходзы
  3. «Балтийское небо» Н. Чуковского

О детях, участвующих в войне:

  1. Молодая гвардия – Александр Фадеев
  2. Завтра была война – Борис Васильев
  3. До свиданья мальчики – Борис Балтер
  4. Мальчики с бантиками – Валентин Пикуль

О женщинах, участвующих в войне:

  1. У войны не женское лицо – Светлана Алексеевич
  2. Мадонна с пайковым хлебом – Мария Глушко
  3. Партизанка Лара – Надежда Надеждина
  4. Девичья команда – П. Заводчиков, Ф. Самойлов

Альтернативный взгляд на военное руководство:

  1. Жизнь и судьба – Василий Гроссман
  2. Штрафбат – Эдуард Володарский
  3. На войне как на войне – Виктор Курочкин

Слайд 23

Биография: В 1922 году вместе с родителями переехал в Москву.В 1936—1939 годах учился в ИФЛИ, затем также занимался и в Литературном институте им. Горького. При жизни не публиковался, хотя его стихи были популярны в кругу московской литературной молодёжи. Совместно с другом Георгием Лепским сочинил несколько песен, в том числе песню «Бригантина» (1937), с которой позже, уже в 1960-е годы, началась его известность.Ещё школьником дважды исходил пешком центральную Россию. Побывал в геологической экспедиции в Армении (где его застала война). Хотя по состоянию здоровья имел бронхит, стал военным переводчиком, дослужился до звания лейтенанта.Коган и возглавляемая им разведгруппа попали в перестрелку на сопке Сахарная Голова под Новороссийском 23 сентября 1942 года, Коган был убит.Творчество:Гроза. — 1960.Имена на поверке. —1963.Стихи «Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне». 1965.

Павел Коган (1918-1945)

Поэму Александра Твардовского Василий Теркин читать онлайн

Хорошие книги о войне вот уже много десятилетий пользуются любовью и уважением. Ведь именно эти книги позволяют нам по-новому взглянуть на современность и оценить ценность мира. И то, что этот список не добавляется новыми произведениями скорее плюс, чем минус. Ведь сложно написать хорошую военную книгу, не окунувшись в весь тот ужас, который пережили наши деды.

Поэма «Василий Теркин» Александр Твардовский Год издания книги: 1942 Поэма Александра Твардовского «Василий Теркин» не нуждается в представлении.

Имя главного героя поэмы уже давно стало нарицательным, а само произведение приобрело всенародную любовь.

Поэма «Василий Теркин» множество раз ставилась на сцене самых разнообразных театров и даже дважды экранизировалась. Его по праву считают одним из лучших

Александр Твардовский

Поэму Александра Твардовского Василий Теркин читать онлайн

Хорошие книги о войне вот уже много десятилетий пользуются любовью и уважением. Ведь именно эти книги позволяют нам по-новому взглянуть на современность и оценить ценность мира. И то, что этот список не добавляется новыми произведениями скорее плюс, чем минус. Ведь сложно написать хорошую военную книгу, не окунувшись в весь тот ужас, который пережили наши деды.

Поэма «Василий Теркин» Александр Твардовский Год издания книги: 1942 Поэма Александра Твардовского «Василий Теркин» не нуждается в представлении.

Имя главного героя поэмы уже давно стало нарицательным, а само произведение приобрело всенародную любовь.

Поэма «Василий Теркин» множество раз ставилась на сцене самых разнообразных театров и даже дважды экранизировалась. Его по праву считают одним из лучших

Александр Твардовский

Публицистика

Выдающиеся публицисты военного времени: А. Толстой («Что мы защищаем», «Москве угрожает враг», «Родина»), М. Шолохов («На Дону», «Казаки», рассказ-очерк «Наука ненависти»), И. Эренбург («Выстоять!»), Л. Леонов («Слава России», «Размышления у Киева», «Ярость»). Все это статьи, опубликованные в тех газетах, которые солдаты получали в окопах фронта и читали перед боем. Изможденные непосильным трудом люди жадно сверлили усталыми глазами эти же строки. Публицистика тех лет имеет огромную литературную, художественную и историческую ценность. Например, статьи Бориса Васильева, призывающие к установлению приоритета национальной культуры над политикой (пример чему подал сам Васильев, выйдя в 1989 из КПСС, в которой состоял с 1952, а с начала 1990-х отойдя и от участия в «перестроечных» политических акциях). Его журналистские материалы о войне отличаются здравой оценкой и максимально возможной объективностью.

Основные публицистические жанры военного времени:

  1. статьи
  2. очерки
  3. фельетоны
  4. воззвания
  5. письма
  6. листовки

Самые известные публицисты:

  1. Алексей Толстой
  2. Михаил Шолохов
  3. Всеволод Вишневский
  4. Николай Тихонов
  5. Илья Эренбург
  6. Мариетта Шагинян

Самое главное оружие публицистики тех лет – факты насилия немецко-фашистских оккупантов над мирным населением. Именно журналисты отыскивали и систематизировали документальные доказательства того, что вражеская пропаганда во всем расходится с правдой. Именно они убедительно аргументировали сомневающимся патриотическую позицию, ведь только в ней заключалось спасение. Никакие сделки с врагом не могли гарантировать недовольным свободу и благоденствие. Народ должен был осознать это, узнавая чудовищные подробности расправы над детьми, женщинами и ранеными, которые практиковали солдаты Третьего рейха.

Роль литературы в годы войны

Литература периода Великой Отечественной войны (1941-1945) отличается целенаправленностью: все писатели, как один, стремятся помочь своему народу выстоять под тяжелым бременем оккупации. Это книги о Родине, самопожертвовании, трагической любви к своей стране и долге, которым она обязывает каждого гражданина защищать отечество любой ценой. Безумная, трагическая, беспощадная любовь открывала в людях потаенные сокровища души, а писатели, как живописцы, точь-в-точь отображали то, что видели собственными глазами. По словам Алексея Николаевича Толстого, «литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа».

Писатели не отделялись от фронтовиков и тружеников тыла, они стали понятны и близки всем, поскольку война объединила нацию. Авторы мерзли и голодали на фронтах в качестве военных корреспондентов, культработников и умирали с бойцами и медсестрами. Интеллигент, рабочий или колхозник – все были заодно. В первые годы борьбы шедевры рождались за один день и оставались в русской литературе навсегда. Главная задача этих произведений – патетика обороны, пафос патриотизма, поднятие и поддержание воинского духа в рядах Советской армии. То, что сейчас называется «на информационном фронте», тогда было действительно нужно. Причем, литература военных годов – не государственный заказ. Писатели вроде Симонова, Твардовского, Эренбурга получались сами собой, впитывая впечатления на передовой и перенося их в записные книжки под звуки разрывающихся снарядов. Поэтому этим книгам действительно веришь. Их авторы выстрадали написанное и рисковали жизнью, чтобы передать эту боль потомкам, в руках которых должен был быть мир завтрашнего дня.

Слайд 12

ГОРБАТОВ БОРИС ЛЕОНТЬЕВИЧ
(1908-1954)

(1908-1954)Горбатов Борис Леонтьевич — прозаик, публицист, драматург.Родился в семье служащего. Детство и юность провел в Донбассе. Во 2-й пол. 30-х гг. Горбатов работал на Крайнем Севере, впечатления этого времени легли в основу книги «Обыкновенная Арктика» (1940). В 1939 г . участвовал в военных действиях в Западной Белоруссии и на Карельском перешейке — в качестве командира батальона, а затем военного корреспондента. С начала Великой Отечественной войны — корреспондент фронтовых газет, специальный корреспондент «Правды». В течение всей войны писал очерки (цикл «Письма товарищу», 1941-1942 гг.), очерковый характер носит и известная новелла Горбатова «Алексей Куликов, боец…», 1942.