Ликбез: кампания массового обучения грамотности в ссср

Оглавление

Сезон

Как уже говорилось выше, правильный аромат наделён характером и эмоциональным посылом. И, если вы надушитесь тёплым обволакивающим парфюмом, а потом окунётесь в пекло июльского воздуха, запросто сможете возненавидеть и парфюм, и лето! Хотя тот же аромат, но в хрустящем воздухе зимы, играет гранями, будто драгоценность! И зиму-то можно полюбить при таком ольфакторном сопровождении. У автора статьи такой печальный опыт состоялся при знакомстве со знаменитой Эйфорией от Calvin Klein: этот бархатный аромат с настроением восточной сказки был воспринят тяжёлым и «неподходящим» на много лет, поскольку первый тест произошёл случайно в душном помещении местного магазинчика во время летнего променада.

Комментарий profiok.com

«В Советском Союзе вся политика строилась осознанно: ликвидация безграмотности проводилась, конечно, не для абстрактного повышения всеобщего культурного уровня, а для решения вполне конкретных задач, стоящих перед страной. И задачи эти были решены, – комментирует директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – Кстати, не надо думать, что руководство страны в первой половине прошлого века не думало о долгосрочной перспективе. Сейчас уже мало кто помнит, но в 1920-е годы, например, развернулась нешуточная борьба между сторонниками политехнического и монотехнического профессионального образования: одни хотели максимально быстро штамповать узких специалистов, другие – готовить более или менее всесторонне развитую личность, способную к работе в разных секторах промышленности.

На мой взгляд, основные проблемы в нашей стране – как раз с постановкой задачи, а также с поиском системного подхода к её решению. В формировании человека задействовано слишком много факторов: сколько ни тверди о пользе чтения, если дома не принято брать в руки книгу, ребёнок не будет этого делать. Сколько ни исправляй ошибки, если все кругом говорят и пишут неправильно, все усилия будут тщетны. Должно измениться всё общество, у страны должны появиться чёткие цели развития, мы должны понять, какими мы хотим стать и какими бы хотели видеть будущие поколения. И тогда уже шаг за шагом, формируя среду, перестраивая систему образования, меняясь сами, мы сможем попытаться не потерять будущие поколения.

Замечу, что системность подхода подразумевает наличие целостной государственной политики. Не букета слабо согласованных между собой госпрограмм и проектов, а ясного видения целей и необходимых шагов для их достижения. Повторюсь: действия должны быть системными. Прошёл на федеральном телеканале сериал «Идиот» – в книжных магазинах расхватали Достоевского. Сходил Путин на выставку Серова – через день началась катавасия с выносом дверей и полевыми кухнями. Посещать музеи стало модно – выстроились очереди. И пусть лучше, как говорит наш министр культуры, молодёжь фотографируется на фоне картин Караваджо, чем на фоне пивного ларька

Причинно-следственная связь между «сделали» и «получили» тут очевидна, но крайне важно действовать не точечно, а по всему спектру, чтобы было модно и престижно быть квалифицированным специалистом, знать историю, грамотно писать и говорить, любить и знать свою культуру и свой язык

В этом смысле прозвучавшая на коллегии Минпромторга просьба вице-премьера Рогозина не называть ОПК «драйвером» и подбирать для выражения своих мыслей русские слова видится мне знаковой. Помните декабристов, страшно далёких от народа? Для некоторых из них пришлось даже переводить на французский допросные листы, настолько плохо они говорили на языке народа, во имя счастья которого подняли мятеж. Так что с общим языком как основой взаимопонимания, пожалуй, всем поспокойнее будет – и нынешним поколениям, и будущим.

Впрочем, не надо сгущать краски: и молодёжь у нас хорошая, и общность культурного кода налицо. Начиная работу над книгой «История, рассказанная народом», в которой мы публикуем материалы об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла, мы не ожидали получить такое количество писем от совсем юных граждан России. Эти ребята вдумчиво и душевно рассказывают о своих прадедушках и прабабушках, передают их воспоминания, говорят, что помнят их и гордятся.

А что до бескультурья… Просто надо работать, не только совершая некие системные действия, но и подавая личный пример. Многое зависит от семьи и от школы, но и от конкретных чиновников, от деятелей культуры зависит не меньше. Да и государству как институту давно пора всерьёз подключаться». 

Двигатель мирового созидания

По словам историков, сотрудникам Наркомпроса первоначально не хватало самого необходимого: учебных пособий, письменных принадлежностей, оборудования. Кроме того, обучение миллионов людей чтению, письму и счёту требовало разветвлённой структуры специализированных учреждений.

  • Надежда Крупская
  • РИА Новости

19 июля 1920 года вышел новый декрет Совнаркома — о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез). А 12 ноября того же года на базе внешкольного отдела Наркомпроса был учреждён Главный политико-просветительный комитет, которому была переподчинена комиссия по ликбезу. Председателем комитета стала Надежда Крупская. В её ведение передали организацию курсов ликбеза, подготовку учителей и издание учебной литературы. Содействие комиссии и комитету осуществляли советские писатели и поэты, помогавшие с подготовкой учебных пособий.

В каждом населённом пункте, в котором проживали свыше 15 человек, не умеющих читать и писать, создавалась школа, известная также как пункт ликвидации безграмотности. Сначала тех, кто посещал ликпункты, обучали преимущественно основам чтения, счёта и письма. Позже программа была расширена — в неё включили, в частности, изучение дробей, процентов и диаграмм, а также вопросы строительства советского государства.

Также по теме

«Вопреки мифам»: как пятилетки изменили экономику СССР

90 лет назад в Советском Союзе была принята резолюция о пятилетнем планировании развития народного хозяйства, которая создала основу…

В 1920—1924 годах были выпущены два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской. Вскоре появились Рабоче-крестьянский букварь для взрослых В. Смушкова и Букварь для рабочих Е. Голанта. Учебная литература издавалась на языках примерно 40 национальностей, проживавших в Советской России (а позже в СССР).

С 1923 года помощь государственным органам просвещения стало оказывать добровольное общество «Долой неграмотность» под руководством Михаила Калинина. Оно насчитывало 11 тыс. ликпунктов.

С 1917 по 1927 год органы Наркомпроса и общественные организации обучили грамоте около 10 млн граждан Советского Союза (из них 5,5 млн — в РСФСР). При этом Крупская призывала отказаться от принуждения в вопросах образования и опираться на помощь общественности. В 1928 году был развёрнут культпоход по ликвидации безграмотности.

Важной формой просвещения населения стали избы-читальни, при которых действовали библиотеки и кружки. В 1940-е годы их количество в СССР достигало примерно 48 тыс

В послевоенный период их постепенно вытеснили клубы и дома культуры.

  • Советские плакаты о ликвидации безграмотности

В 1930 году в Наркомпросе прошли масштабные реформы. ЦИК и СНК издали постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Вместо Главполитпросвета в Наркомпросе был создан сектор массовой работы. А функции ВЧК ликбеза были переданы Центральному штабу ликбез-похода.

По словам Андрея Кошкина, к 1936 году в СССР были обучены грамоте уже около 40 млн человек, а в 1939 году уровень грамотности в стране приблизился к 90%.

«Декрет «О ликвидации безграмотности» наравне с декретами о земле и о мире стал одним из самых важных и известных документов советской власти. Благодаря его реализации СССР, несмотря на потери и разрушения времён Гражданской войны, стал одним из двигателей мирового созидания в области науки и искусства. В результате воплощения декрета в жизнь вся страна зачитала, записала, начала конструировать», — заявил в беседе с RT Андрей Лукутин.

По его словам, без декрета «О ликвидации безграмотности» СССР не состоялся бы как самая читающая страна в мире.

«Изменения, принесённые декретом «О ликвидации безграмотности», были даже масштабнее, чем это может показаться на первый взгляд. Декрет был ступенькой к индустриализации, победе в Великой Отечественной войне, освоению космоса. Благодаря этому возникла могучая сверхдержава и мир стал биполярным», — подчеркнул Андрей Кошкин.

  • Занятия по ликвидации неграмотности, Чебоксары, 1930-е годы

По словам экспертов, важным результатом распространения грамотности в СССР стала возможность получения «вторичной» информации. Умение читать, в частности, позволяло советским гражданам получать информацию о вакцинации, нормах гигиены и здоровом образе жизни.

«Декрет позволил сделать рывок буквально во всех сферах. Он предопределил развитие нашей страны как минимум на 100 лет вперёд. Это была настоящая интеллектуальная платформа для развития государства», — подытожил Кошкин.

Кампания большевиков по обучению грамоте

Население научилось читать и писать. Чебоксары , 1930-е гг.

Население научилось читать и писать. Шоркасы ( КАССР ), 1930-е гг.

Когда в 1917 году к власти пришла партия большевиков , они столкнулись с рушащейся империей, печально известной своей кажущейся отсталостью и плохой системой образования. В 1917 году на оставшихся царских территориях примерно 37,9% мужского населения старше семи лет были грамотными и только 12,5% женского населения были грамотными. Взгляды Ленина на грамотность основывались на ее экономических и политических преимуществах. «Без грамотности, — заявил он, — не может быть политики, могут быть только слухи, сплетни и предрассудки». Кампания Ликбез была начата 26 декабря 1919 года, когда Владимир Ленин подписал Указ о советской власти «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» ( «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР»). Согласно этому указу, все люди в возрасте от 8 до 50 лет должны были овладеть грамотой на родном языке. Было организовано 40 000 ликвидационных пунктов (ликпункты), которые служили центрами обучения и повышения грамотности.

Борясь за время и средства во время последовавшей Гражданской войны 1917-1923 годов в России, Наркомпрос , советское министерство образования, быстро сформировал ЧК Ликбез (аббревиатура от «Чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности»), которая должна была отвечать за подготовка учителей грамотности, а также организация и распространение кампании по распространению грамотности. От крестьян до профсоюзов, конкретные квоты процента грамотности были установлены для различных слоев советского общества. Например, профсоюзная кампания была направлена ​​на достижение 100% грамотности своих рабочих к 1923 году. Большевики также считали, что с помощью литературных кампаний они могут легко продвигать партийную идеологию и формировать мировоззрение населения. Женщины, учитывая их низкий уровень грамотности, рассматривались как имеющие самый высокий потенциал для того, чтобы стать «модернизаторами» советского общества. Воспитанием крестьянок большевики надеялись сломить патриархальное господство в сельском обществе. Ленин писал в «Освобождении женщин», что неграмотность женщины подорвет «боевой дух» мужчин-членов партии и помешает женам ухватиться за идеалы своих мужей. В Азербайджанской Советской Социалистической Республике кампания по повышению грамотности женщин в основном проводилась членами Клуба Али Байрамова , женской организации, основанной азербайджанскими женщинами-большевиками в Баку в 1920 году.

Чтобы еще больше охватить крестьянскую общину, большевики построили читальные залы в деревнях по всей стране. Выступая в роли пропагандистского центра, а не библиотеки, грамотный крестьянин будет действовать как «красный читатель» комнаты и вести обсуждения текстов, отправленных директивой партии, с членами местного сообщества. Посещение было чаще всего обязательным, поскольку читальные залы оказались одним из самых успешных инструментов пропаганды партии, где проводились кампании, и местные жители слышали о событиях во внешнем мире.

К 1923 году, однако, стало ясно, что у кампании есть недостатки. Во-первых, Наркомпросу было трудно бороться за финансирование от Политбюро . Бюджет Наркомпроса на обучение грамоте сократился с 2,8% в 1924/1995 году до 1,6% в 1927/8 году. Ликбезские литературные школы не были созданы на местах по приказу партийной элиты — вместо этого они в значительной степени полагались на массовый спрос. Наркомпросу также было трудно найти образованных учителей, действительно желающих жить в изолированных условиях сельской местности.

Во многих случаях ученики-крестьяне и пролетариаты враждебно встречали своих педагогов и учителей грамотности из-за их «мелкобуржуазного» происхождения. Чтобы решить эту проблему, местные органы власти установили систему поощрений для рабочих, посещающих занятия, предоставляя им особые привилегии. В некоторых крайних случаях, во время голода 1922 года , многие районы требовали от неграмотного мужского и женского населения посещать школу грамотности, чтобы заработать свои продовольственные баллы. Опасаясь, что они не обращаются к населению и вызывают у публики безумие чтения, на которое они надеялись, Политбюро решило в значительной степени финансировать и продвигать клубы и общества, такие как общество «Долой неграмотность».

Группы ароматов или семейства

Мы уже публиковали несколько статей, посвящённых конкретным семействам. Так что в этот раз коротенько:

Зелёные. Свежие ароматы с выраженным травяным или лиственным запахом.

Фруктовые, цветочные, древесные. Тут тоже всё ясно – ароматы, где солирующую партию играют ноты фруктов, цветов или древесины.

Пряные. Как правило специи используют, чтобы не оттенить или подчеркнуть другие компоненты. Но в ароматах семейства «пряные» именно на специях сделан акцент.

Водяные. В таких композициях используются химические компоненты, имитирующие воду или морскую воду. Такие запахи звучат «влажно» и «прохладно».

Фужерные. От французского слова fougere – папоротник. Такая вот эта нота особенная, что для ароматов, содержащих её, даже выделили отдельную группу.

 Шипровые. Шипр — это дубовый мох, добываемый для парфюмерии на Кипре (Chypre). Соответственно, шипровые — это ароматы, которые содержат эту ноту в высокой концентрации.

Восточные. Это не то, что приезжает к нам из ОАЭ или Омана, а  скорее «что-то в этом роде». Мастера Востока изготавливали аттары – ароматические смеси на основе эфирных масел (без спирта, в отличие от европейцев). А потому маслянистые духи, тяжелые и плотные, принято считать восточными. Также, помимо характерной «текстуры» запаха, в ароматах этой группы всегда содержатся компоненты, присущие Востоку: удовая древесина, специи и т.п.

Гурманские. В них зачастую соло играют «вкусные» ноты, которые способны вызвать скорее аппетит, чем желание любоваться вами. Как в Montale Chocolate Greedy – до такой степени аппетитный парфюм, что хочется съесть и его и того, кто им надушен.

Это ключевые элементы «колеса Майкла Эдвардса» — общей классификации, предложенной в 1983 году. Колесо напоминает компас и, также, как и он, подразумевает деление не только на прямые направления север, юг и т.д., но и на средние, как северо-восток. Ароматы также могут быть не только древесными или цветочными, но и древесно-цветочными, древесно-водяными и т.д.

ликбез

ликбез

ликбе/з, -а

Слитно. Раздельно. Через дефис.. Б. З. Букчина.

Синонимы:

Книги

  • Ликбез по педиатрии для молодых родителей: натуропатия, гомеопатия, академическая медицина, Архипова Дария Владимировна. Автор, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, в простой и доступной форме представляет свой взгляд на различные подходы к лечению наиболее распространенных детских заболеваний. Книга… Подробнее Купить за 436 руб
  • Ликбез по педиатрии для молодых родителей. Натуропатия, гомеопатия, академическая медицина, Архипова Дария Владимировна. Автор, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, в простой и доступной форме представляет свой взгляд на различные подходы к лечению наиболее распространенных детских заболеваний. Книга… Подробнее Купить за 418 грн (только Украина)
  • Ликбез по педиатрии для молодых родителей. Натуропатия, гомеопатия, академическая медицина, Архипова Дария Владимировна. Автор, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, в простой и доступной форме представляет свой взгляд на различные подходы к лечению наиболее распространенных детских заболеваний. Книга… Подробнее Купить за 323 руб

Крестьянская страна

По словам заведующего кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Плеханова Андрея Кошкина, в конце XIX — начале XX века читать и писать умели около четверти жителей Российской империи.

«Согласно результатам переписи 1897 года, о своей грамотности заявили около 21% населения Российской империи. В дальнейшем уровень грамотности несколько подрос, и точно сказать, каким он был во время Первой мировой войны, сложно. Существуют разные оценки, но большинство исследователей склонялись к тому, что писать и читать перед революцией 1917 года умели около трети российских подданных», — рассказал собеседник RT.

Также по теме


«Реформы ко всеобщей радости»: как Крестьянский банк пытался улучшить жизнь народа в Российской империи

10 апреля 1883 года в России заработал Крестьянский поземельный банк. Новое финансовое учреждение было призвано решить земельный…

В свою очередь, замдиректора городского методического центра Департамента образования Москвы Андрей Лукутин отметил, что относительно невысокий уровень грамотности в Российской империи конца XIX столетия был обусловлен объективными историческими обстоятельствами.

«Сказать, что страна была тотально безграмотной, нельзя, это было не так. Просто она являлась преимущественно крестьянской

И было не очень важно, умеет читать или нет тот, кто выращивает хлеб», — подчеркнул эксперт

После революции 1917 года большевики рассматривали борьбу за всеобщую грамотность как одну из предпосылок для коренных социальных преобразований в России. Проводниками этой идеи стали народный комиссар просвещения РСФСР Анатолий Луначарский и руководитель внешкольного отдела Наркомпроса, жена Владимира Ленина Надежда Крупская.

Луначарский говорил о необходимости организации сети школ, внедрения всеобщего бесплатного образования и поощрения всестороннего развития человека. Осенью 1917-го нарком просвещения подготовил несколько обращений к учителям и молодёжи с призывом помочь Советам.

Однако на фоне проблем, связанных с формированием органов власти, переговоров с Германией и Гражданской войны процесс распространения грамотности не мог идти так быстро, как того хотелось большевикам.

Слоги в слове «ликбез» деление на слоги

Количество слогов: 2

По слогам: ли-кбез

По правилам школьной программы слово «ликбез» можно поделить на слоги разными способами. Допускается вариативность, то есть все варианты правильные. Например, такой:

лик-без

По программе института слоги выделяются на основе восходящей звучности:

ли-кбез

Ниже перечислены виды слогов и объяснено деление с учётом программы института и школ с углублённым изучением русского языка.

  • ли — начальный, прикрытый, открытый, 2 буквы
  • кбез — конечный, прикрытый, закрытый, 4 буквы

    к примыкает к этому слогу, а не к предыдущему, так как не является сонорной (непарной звонкой согласной)

ГРАМОТНОСТЬ В ЦАРСКОЙ РОССИИ к 1917 году.

Подробно я писал об этом в отдельной статье «Грамотность и образование в царской России» (здесь в ЖЖ и на Проза.ру) — здесь коротко суммирую основные данные.

Оценки среднего уровня грамотности населения в России в целом к 1914−1915 гг году достаточно сильно разнятся: от 35−38% к 1915 году до 43% в 1917, но применительно только к европейской части собственно России, исключая детей, не достигших 10 лет. Бывший министр просвещения П. Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России (на 1916 год). По данным исследования Института этнологии и антропологии РАН под руководством д. и.н., профессора М. М. Громыко реальная грамотность крестьян была заметно выше данных официальной статистики, поскольку многие (особенно старообрядцы) не считали нужным записывать при обследованиях свою грамотность, и по ряду других причин(c.59−60). Отмечается также, что тяга крестьян к грамоте, интерес к книгам и периодическим изданиям постоянно росли, особенно быстро после 1906 года.

Развитие начального школьного образования значительно ускорилось с конца 1907 года. В течение 1908−1915 гг. кредит на постоянные нужды начального образования увеличивался следующим образом: в 1908 — на 6 900 000 р., в 1909 — на 6 000 000 р., в 1910 — на 10 000 000 р., в 1911 — на 7 000 000р., в 1912 — на 9 000 000 р., в 1913 — на 10 000 000 р., в 1914 — на 3 000 000 р., в 1915 — на 3 000 000 р.(с.144) — как видно, кредит на нужды начального образования увеличивался даже во время ПМВ. Не только финансирование, но все мероприятия по развитию начального образования (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917 года. Тем не менее, уровень грамотности взрослого населения и развитие школьного образования в регионах с преимущественно инородческим населением (особенно в Средней Азии) к 1917 году был еще очень низок.

По состоянию на 1914 г. в разных уездах и городах РИ (всего в РИ было 441 у.е.здных земств): «осуществлено всеобщее обучение в 15 земствах; совсем близки к осуществлению 31 земство«(с.146) (то есть более чем в 10% земств). Там же указано также, что в 1914 году 88% земств осуществляли (переход) к всеобщему образованию по согласованию с МНП, причем «62% земств предстояло менее 5 лет до всеобщего обучения, 30% — от 5 до 10 лет, и лишь в 8% — свыше 10 лет». Ожидалось, что всеобщее начальное образование на территории европейской России будет достигнуто между 1919 и 1925 годами (более чем в 90% земств всеобщее обучение могло быть введено к 1924 году).

Имевшие место в России в 1896—1917 гг. неуклонный рост грамотности населения, быстрый рост числа начальных и средних школ и учащихся (см. Грамотность), средних и высших учебных заведений и числа студентов, а также техников, инженеров, специалистов во всех областях хозяйства и учёных (см. Образование в Российской империи), — эти процессы, лишь замедлившиеся в годы Первой мировой войны(с.59) прервались и обрушились в годы Гражданской войны и массового голода начала 1920-х годов.(с. 71)(с.803).

Примеры использования слова ликбез в контексте

  • . Что же касается Потапа, так он, видно, понял это по-своему, и еще раза два в газете появлялись коротенькие заметки о выселковцах: одна о том, что в деревне хорошо работает

ликбе́з
, а другая — о важности сбора золы на удобрение

Уж, конечно, запомнила она и все другие, кто был в тот вечер в нетопленой школе — парни да мужики, что собрались на ликбе́з
, и среди них только две женщины, Степанида Богатька и Анна Богатька, или, как ее звали в деревне, Анюта. . В сумерках Катя пошла на ликбе́з
, — пробиралась под самыми заборами, чтобы как можно меньше замочить ноги, в отчаянии останавливалась на перекрестках, не зная, как перебраться через улицу. . В начале минувшей осени Анютка уговорила ее пойти на ликбе́з
, убеждала: стыдно быть неграмотной, когда вся страна учится. . Ладимир был человек не самый бедный в деревне, но и не богатый, земли имел, может, на какую десятину больше, чем она с Петроком, с его младшей дочерью Анютой Степанида ходила на ликбе́з
и сидела за одним столом в школе.

Согласно ему, все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности . Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса.

Женщины и пропаганда грамотности

В частности, женщины стали мотивом советской пропаганды грамотности. В пропаганде грамотности приверженность большевиков грамотности женщин использовалась, чтобы подчеркнуть приверженность партии делу улучшения положения женщин в советском обществе. Женотдел , женская секция Российской Советской партии, была особой силой в распространении брошюр и плакатов в поддержку грамотности в разгар кампании Ликбеза.

Использование женщин в качестве главных героев было ключевым элементом пропагандистской литературы эпохи Ликбеза. Сюжетная линия о женщинах, улучшающих свое положение в советском обществе посредством грамотности, была впервые представлена ​​в широко распространенных рассказах домашних работников о превращении из грязи в богатство в начале 1920-х годов. Так , например, по случаю пятой годовщины российского указа о грамотности (декабрь 1924), Государственный ввод в эксплуатацию корпус Иваново-Вознесенске ( губернского ) опубликовал брошюру , которая связана лаг женщин в достижении полного равенства к своим мужьям с женщинами незнанию и безграмотность. Достигнув грамотности, главная героиня брошюры Рябнкова может получить автономию и вырваться из тисков властного мужа, чтобы стать активным членом советского общества.

Более того, изображения женщин стали центральным элементом советских пропагандистских плакатов в поддержку грамотности во время кампании Ликбеза. На этих плакатах было показано, как женщины распространяют книги, учат детей читать и в целом придерживаются советских идеалов образования и грамотности. До 1920 года изображение женщин на политических плакатах было в основном аллегорическим. Лишь в 1920 году советские художники создали женскую копию часто используемых образов мужчин-рабочих или кузнецов, которые получили широкое распространение в пропаганде после Гражданской войны. После 1920 года образ женщин на пропагандистских плакатах стал меняться на работницу, новую советскую женщину. Хотя некоторые аллегорические изображения женщин существовали в пропагандистских плакатах и ​​произведениях искусства до начала 1920-х годов, новые изображения женщин, найденные на плакатах эпохи Ликбеза, были женщинами в простой одежде, «трудолюбивыми работницами и крестьянками, строящими социализм вместе со своими коллегами-мужчинами. » На протяжении всей кампании Ликбеза построение социализма, в котором женщины изображались как принимающие участие, было распространением грамотности. Хотя представительство женщин-работниц уменьшилось в своем преобладании в политической пропаганде во время НЭПа , представление женщин и книг оставалось опорой пропаганды Ликбеза в поддержку грамотности на протяжении 1920-х и 1930-х годов.

Женщины, учитывая их низкий уровень грамотности, рассматривались государством как имеющие самый высокий потенциал для того, чтобы стать «модернизаторами» советского общества. Отчеты об успехах в образовании и грамотности женщин, самой большой демографической группы в неграмотном сегменте советского общества, использовались в качестве пропаганды в отчетах Советского государства как символы государственной власти для улучшения положения даже самых уязвимых и нуждающихся. своего общества.

Кампания для не говорящих по-русски

В нерусскоязычных регионах советского населения Наркомпрос продвигал политику коренизации (буквально «пустить корни») в отдельных автономных областях и республиках до такой степени, что преподавание русского языка считалось контрреволюционным преступлением. Для отдельных национальностей Иерархия ABCD, система, которая ранжировала 120 языков Советского Союза в соответствии с их передаточной значимостью, наметила конкретный план достижения грамотности каждой национальности. В 1924 году учебники печатались только на 25 языках Советского Союза. Однако к 1934 году они были напечатаны на 104 языках.

ЛИКБЕЗ

ЛИКБЕЗ ЛИКБЕЗ

ЛИКБЕ́З, ликбеза, муж. (неол.). Сокращение слов: ликвидация безграмотности.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

Синонимы:

Книги

  • Ликбез по педиатрии для молодых родителей: натуропатия, гомеопатия, академическая медицина, Архипова Дария Владимировна. Автор, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, в простой и доступной форме представляет свой взгляд на различные подходы к лечению наиболее распространенных детских заболеваний. Книга… Подробнее Купить за 436 руб
  • Ликбез по педиатрии для молодых родителей. Натуропатия, гомеопатия, академическая медицина, Архипова Дария Владимировна. Автор, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, в простой и доступной форме представляет свой взгляд на различные подходы к лечению наиболее распространенных детских заболеваний. Книга… Подробнее Купить за 418 грн (только Украина)
  • Ликбез по педиатрии для молодых родителей. Натуропатия, гомеопатия, академическая медицина, Архипова Дария Владимировна. Автор, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, в простой и доступной форме представляет свой взгляд на различные подходы к лечению наиболее распространенных детских заболеваний. Книга… Подробнее Купить за 323 руб