Оглавление
Виды лада: мажор и минор
Итак, лад – это всегда целая команда звуков, которые неустанно трудятся над созданием песен всяких настроений. Ладов в музыке очень много, но есть два самых главных. Они называются мажор и минор.
Мажорный лад или просто мажор – это лад света и веселья. Годится он для создания музыки радостной, бодрой и веселой. Минорный лад или просто минор – это мастер печальной и задумчивой музыки.
Мажорный лад – это яркое солнце и чистое голубое небо, а минорный лад – это алый закат и темнеющие под ним пики елового леса. Мажорный лад – это ярко-зеленая весенняя трава на лужайке, которой с огромным удовольствием лакомится серая козочка. Минорный лад – это наблюдать из окна вечером, как падают осенние листья и капают осенние хрусталики-дождинки. Красота бывает разной, и мажор с минором – два художника, которые своими звуками готовы нарисовать любую картину.
СОВЕТ. Если вы занимаетесь с детьми, то полезно будет поработать с картинками. Покажите ребенку ряд картинок, пусть он представит, как они могли бы звучать – мажорно или минорно? Готовую подборку вы можете скачать у нас. В качестве творческого задания ребенку можно предложить создать свою галерею мажорных и минорных образов. Это пробудит в нем творческое воображение.
ПОДБОРКА КАРТИНОК «МАЖОР И МИНОР» — СКАЧАТЬ
В мажорном ладу сочинены такие известные песни, как «В лесу родилась елочка», торжественный Гимн Российской Федерации, солнечная «Улыбка». В минорном ладу сложены песни «В траве сидел кузнечик» и «Во поле береза стояла».
ВИКТОРИНА. Послушайте два музыкальных фрагмента. Это два танца из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Один танец называется «вальс», другой – «мазурка». Как вы думаете, какой из них написан в мажоре, а какой в миноре?
Фрагмент №1 «Вальс»
Фрагмент №2 «Мазурка»
Правильные ответы: «Вальс» — это мажорная музыка, а «Мазурка» — минорная.
Лады в античности
Для выводов о специфике античных ладов (по-гречески называвшихся «то́нами» или «тро́пами») нотированные памятники музыки (древнегреческие сохранились по большей части во фрагментах, древнеримские не сохранились) недостаточно репрезентативны. Поэтому современные представления об античных ладах основываются на научных и учебных текстах греков (Аристоксена, Аристида Квинтилиана, Клеонида, Алипия) и римлян (прежде всего, Боэция). Единственное в античности целостное учение о ладах создал (в трактате «Гармоника») греческий учёный Клавдий Птолемей.
В античных гармониках генезис ладов описывался как проекция видов октавы («форм», «схем», в терминологии Платона и неоплатоников — «гармоний») на реальный, существовавший в практике «материал», так называемую Полную систему. При этом номенклатура видов (этнонимы «дорийский», «фригийский», «лидийский», «миксолидийский», а также производные от них «гиподорийский», «гипофригийский», «гиполидийский» и т. д.) экстраполировалась на названия самих ладов (отсюда «дорийский тон», «фригийский троп» и т. д.). Количество выводимых конкретных ладов у теоретиков колеблется от семи (у Птолемея) до пятнадцати (у Аристида Квинтилиана). При этом любой новый звукоряд сверх семи представляет собой структурную дублировку одного из предыдущих — в связи с тем, что уникальных по структуре разновидностей октавы не может быть больше семи.
Ладам (то есть музыке, написанной в том или ином конкретном ладу, а не «звукорядным табличкам») греки и римляне приписывали определённый «внемузыкальный» характер и мощный нравственный эффект (этос). Притом что конкретных ладов у античных писателей описывался зачастую непоследовательно и даже противоречиво, сам факт различения ладов по этическим и функциональным свойствам несомненен.
В античных текстах (как научных, так и литературных), которые так или иначе касаются ладов, звукоряд и этос описываются чаще всего и лучше всего ныне изучены. Другие категории ладовой структуры (особенно так называемый др.-греч. δύναμις, «дю́намис», по одной из точек зрения — ладовая функция) — предмет полемики в музыкальной науке, не прекращающейся последние два столетия.
Словарь имён собственных
Лада,-ы (с., Мордовия, РФ)ЛАДА Йозеф, Лады Йозефа Ладан,-а (пгт, Черниговск. обл., Украина)ЛАДА (стар.-рус. ж. имя)Ладва, -ы (пгт, Карелия, РФ)ЛАДИНСКИЙ Антонин, Ладинского АнтонинаЛадожское озеро (Карелия и Ленинградск. обл., РФ)ЛАДУХИН Николай, Ладухина НиколаяЛадушкин,-а (гор., Калининградск. обл., РФ)Ладыженка, -и (нп, Казахстан)ЛАДЫЖЕНСКАЯ Ольга, Ладыженской Ольги (рос. математик)ЛАДЫЖЕНСКИЙ Владимир, Лады-женского ВладимираЛадыжин,-а, -ом (гор., Винницк. обл., Украина)Ладыжинка,-и (с., Черкасск. обл., Украина)ЛАДЫНИНА Марина, Ладыниной Марины (рос. киноактриса)
Положение в пантеоне славянских богов
Лaдa бoгиня cлaвян занимала четвертое место среди всех кумиров. Ее изображение вырезалось из дерева. Традиционно считалось, что это должна быть порода:
- береза;
- яблоня;
- ива;
- рябина;
- ольха.
В зависимости от региона выбиралось одно из этих деревьев. На изображении присутствовали элементы украшения ― венок, тонкий венец. В руках часто была чаша или сноп колосьев. В некоторых найденных изваяниях присутствует верхняя арка или символ радуги. Это символ того, что она озаряет небосвод после дождя этим красочным явлением. Располагалась бoгиня Лaдa по левую сторону от центра, если в пантеоне присутствовала группа кумиров.
По своей значимости она имела вес не меньший, чем Род или Сварог. На обрядах служения присутствовали два представителя жречества. К Ладе требы относила только женщина, общее служение велось верховным жрецом.
Поклонения и праздники в честь славянской богини любви
Как и для многих божеств, для Лады славяне строили храмы. Отличительной чертой их были стены, окрашенные в зеленый цвет. Материалом для постройки служило дерево, которое украшали резными узорами, подобными кружеву. Обязательным атрибутом была статуя (или идол) Лады, невероятно красивая и высокая, к ней подносили свежие цветы. Известно, что храм языческой богини Лады находился неподалеку от Ладожского озера. Причем его местоположение было в гуще болота. Только волхвы могли найти ее храм. Лада – это славянская богиня любви и красоты, Лада в славянской мифологии Языческая наклонность древних славян, разумеется, предполагала проведение различных обрядов. И для Лады также были свои ритуалы. Цель их была в улучшении отношений в семье, в нахождении своей любви и другом. Также Ладу можно было попросить о благополучном течении родов, ведь она помогала всем «рожаницам». День богини Лады праздновали раньше восьмого-девятого сентября (по современному календарю – двадцать второго). Однако похвалы и воспевание Лады было неоднократно, а несколько раз в году. Также праздником Лады было Ладодение, отмечавшееся в начале весны. В этот день не смолкали веселые песни, не заканчивались озорные игры и хороводы. Все в этот день дышало любовью и согласием. Из угощений подавали оладьи (даже в этом слове есть «лад») с медом. Они олицетворяли солнце. Так как Лада – это богиня еще и урожая и зрелости, то славяне верили, что она ходит по полям и благословляет их будущий урожай. В славянской мифологии богиня любви могла превращаться в прекрасного белого лебедя или проворную синицу. Вообще все мифы о славянской богине Ладе восхваляют ее и видят ее заслугу в каждом проявлении жизни: и в капле росы, и в солнечных лучах, и в пении птиц…
Лады народной музыки и аккорды-функции
Помните в статье гармония писалось о тонике, субдоминанте и доминанте? Сейчас, руководствуясь информацией, приведенной выше, о ладах мы расставим многие точки над «и» в этой теме. Вы уже знаете что тоника — это первая ступень, доминанту можно брать от 3-ей, 5-ой, 7-ой ступеней, субдоминанту от 4-ой, 6-ой и 2-ой, но какие именно аккорды от этих ступеней строить? Заметьте — мы перечислили ступени, которые соответствуют всем нотам главной тональности (которая тоника). Вы уже наверно догадались о чем речь. Если нет то скажу — каждому ладу соответствует своя функция, проверьте это с нашей главной сегодня тональностью ре-мажор… первый аккорд — тоника, ре-мажор, или ионийский лад, затем субдоминанта (2-ая ступень — ми-минор) или дорийский, третий — доминанта, т.е. фа-диез минор или фригийский и так далее…
Тот порядок, в котором мы перечисляли лады народной музыки в начале статьи выбран не случайно, это поступенный порядок построения аккордов-функций в мажорной гамме, в нашем случае от «ре» до «ре» или от тоники до тоники. В минорной гамме, тональности си-минор (параллельная тональности для ре-мажора), порядок нот, а соответственно и ладов такой же, только они идут подряд от «си» до «си».
Названия аккордов по теории музыки
Нужно еще отметить чтобы не было путаницы. Если вы уже знаете теорию музыки, то вас может удивит то почему мы называем вторую ступень например субдоминантой, третью доминантой. Для начала я объясню почему мы так называем — это просто для упрощения, чтобы когда вы играете вы особо не заморачивались и легче запомнили бы какие аккорды можно брать в доминанте или субдоминанте, для практичности. В теории же музыки каждая ступень гаммы (а соответственно и аккорд, отстроенный от неё) имеет свое название:
На рисунке вы видите название каждой ступени гаммы пройдемся по ним. Приставка «суб-» перед названиями означает нижний, то есть ниже относительно тоники. Так, медианту от шестой ступени — называют субмедиантой, потому что она ниже тоники чем медианта от третьей ступени, также с доминантой и субдоминантой, верхний вводный тон тоже называется так потому что вторая ступень выше тоники, а седьмая ниже поэтому 7-ую называют нижним вводным тоном:
Почему 2 и 7 ступени вводные? Потому что они обе тянутся в тонику, «вводят» в неё, с помощью них можно услышать какая тоника у нас, особенно сильно притягивается к тонике седьмая ступень, ведь она ближе к ней чем вторая. Да, еще интересно то, что обе вводные присутствуют в доминантовом аккорде в случае с тональность ре-мажор это аккорд A7, а мы знаем, что доминантовый септаккорд «тянется», требует разрешения в тонику — вот теперь знаем и за счет каких ступеней.
Насчет аккордов, которые мы строили в начале статьи работают все те же принципы — мы строили септаккорды, поэтому они по-научному будут называться так же как и ступени гаммы, от которых мы их строили, например септаккорд от второй ступени будет называться «септаккордом верхнего вводного тона» и так далее. Почему же мы так назвали их вначале странно — доминантами и субдоминантами? Потому что так проще — дело в том, что септаккорды от 5-й, 7-й, 3-ей ступеней очень похожи по звуковому составу — разница у них лишь в одной ноте, поэтому они звучать очень похоже и они в гармонии взаимозаменяемы, получается их все можно взять вместо доминанты. Аналогично и для септаккордов от 2-ой, 4-ой и 6-ой ступеней.
Кому покровительствует Лада?
Бoгиня Лaдa заботится и поддерживает молодых влюбленных, будущий жен и мужей. Она ведет человека от его рождения и до седин. В ее власти защищать брак, рождение и плодородие. Для всего Мира Лaдa бoгиня cлaвян является живой силой природы, прободающей окружающее к росту и размножению.
Рассматривая сохранившиеся источники и собранные исследователями этнографические данные можно сделать вывод, что ей поклонялись:
- женщины всех возрастов;
- влюбленные пары;
- аграрии.
Любой посев и жатва проходили с чествованием имени богини. Лaдa бoгиня любви сопровождала уходящих в дальнее странствие. Она сохраняла связь человека с его родом, и уберегала от опасностей. Ей давалась власть эта власть, поскольку этим она сохраняла любовные узы.
Таблица «Тональности и их знаки при ключе»
А теперь, как и обещалось вначале, предлагаем вам таблицу тональностей с их ключевыми знаками. В таблице параллельные тональности с одинаковым количеством диезов или бемолей записаны вместе; во втором столбце приводится буквенное обозначение тональностей; в третьем – указывается число знаков, а в четвёртом – расшифровывается, какие конкретно знаки в той или иной гамме.
ТОНАЛЬНОСТИ |
БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ | ЧИСЛО ЗНАКОВ |
КАКИЕ ЗНАКИ |
ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ |
|||
До мажор // ля минор | C-dur // a-moll | нет знаков | |
ДИЕЗНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ |
|||
Соль мажор // ми минор | G-dur // e-moll | 1 диез | Фа |
Ре мажор // си минор | D-dur // h-moll | 2 диеза | Фа, до |
Ля мажор // фа-диез минор | A-dur // fis-moll | 3 диеза | Фа, до, соль |
Ми мажор // до-диез минор | E-dur // cis-moll | 4 диеза | Фа, до, соль, ре |
Си мажор // соль-диез минор | H-dur // gis-moll | 5 диезов | Фа, до, соль, ре, ля |
Фа-диез мажор // ре-диез минор | Fis-dur // dis-moll | 6 диезов | Фа, до, соль, ре, ля, ми |
До-диез мажор // ля-диез минор | Cis-dur // ais-moll | 7 диезов | Фа, до, соль, ре, ля, ми, си |
БЕМОЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ |
|||
Фа мажор // ре минор | F-dur // d-moll | 1 бемоль | Си |
Си-бемоль мажор // соль минор | B-dur // g-moll | 2 бемоля | Си, ми |
Ми-бемоль мажор // до минор | Es-dur // c-moll | 3 бемоля | Си, ми, ля |
Ля-бемоль мажор // фа минор | As-dur // f-moll | 4 бемоля | Си, ми, ля, ре |
Ре-бемоль мажор // си-бемоль минор | Des-dur // b-moll | 5 бемолей | Си, ми, ля, ре, соль |
Соль-бемоль мажор // ми-бемоль минор | Ges-dur // es-moll | 6 бемолей | Си, ми, ля, ре, соль, до |
До-бемоль мажор // ля-бемоль минор | Ces-dur // as-moll | 7 бемолей | Си, ми, ля, ре, соль, до, фа |
Эту таблицу также можно скачать для распечатывания, если вам необходима шпаргалка по сольфеджио – СКАЧАТЬ. После небольшой практики работы с разными тональностями большинство тональностей и знаки в них запоминаются сами собой.
Предлагаем вам посмотреть видео по теме урока. В видео предлагается ещё один похожий способ запоминания ключевых знаков в различных тональностях.
Метр и гармония
Метром называется пульсация, то есть равномерная смена слабых и сильных долей. Если записывать это в нотном выражении, то указывается размер, такт и отдельные тактовые черты.
Гармония — последовательность звучания объединённых звуков в аккорды или же созвучия. Основным элементом является аккорд. Это сочетание трёх и более звуков.
По интервальному строению аккорды подразделяются на такие:
- Секундовый.
- Терцовой.
- Квартовой.
- Квинтовой.
Современная музыка часто предполагает резкое звучание гармонии. Это называется диссонансом. В классической в основном используются трезвучия.
Диссонанс может быть довольно сложным, так как очень часто применяются нестандартные созвучия, например, одновременное сочетание разных размеров.
Происхождение этого средства выразительности в музыке связывают с многоголосым пением. Есть свидетельства, что оно существовало уже в Средние века.
Список ладов народной музыки
Ионийский
Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:
C – D – E – F – G – A – B
Данный лад параллелен Эолийскому минору.
Фригийский
Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:
E – F – G – A – B – C — D
Лидийский
Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:
F – G – A – B – C – D — E
Дорийский
Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.
D – E – F – G – A – B — C
Миксолидийский
Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:
G – A – B – C – D – E — F
Эолийский
Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:
A – B – C – D – E – F — G
Локрийский
Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:
B – C – D – E – F – G – A
Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.
Принципы лада
Русское понятие лада основано на парных оппозициях «устой»/«неустой» и «тяготение»/«разрешение». Эти термины метафоричны и относятся не к музыке, а к её психофизиологическому восприятию. В качестве примеров ладового устоя (и неустоя) обычно называют один тон (звук) или созвучие (интервал, конкорд, аккорд), или сонор. В широком смысле устоем может считаться и звукоряд (в старомодальной и новомодальной музыке) и серия (в музыке XX века).
Всё историческое многообразие ладов современная наука возводит к двум фундаментальным принципам — модальности и тональности. «Модальные лады — те, которые <…> опираются на ладовые звукоряды (а тяготение к центральному тону может отсутствовать). Тональные лады — те, которые <…> опираются на тяготение к центральному звуку или созвучию (а определённость звукоряда может отсутствовать)» (Холопов).
Модальность как принцип лада не исключает тональности или, как говорят, модальность некоррелятивна тональности. Это означает, что модальные и тональные признаки («физические проявления» ладовых категорий и функций) в конкретной музыкальной пьесе могут как угодно смешиваться. Преобладающим принципом лада может быть модальность (как, например, в западном григорианском хорале или в русском знаменном распеве) или тональность (как, например, в музыке периода венской классики и романтической музыке XIX века), но преобладание одного принципа лада над другим вовсе не означает их дихотомии. В музыкальной науке прошлого превалировала точка зрения, объяснявшая вытеснение модальности тональностью в западноевропейской музыке как «историческую смену» ладовых принципов или как «переход» от одного принципа к другому. О многоголосной музыке XV—XVII веков видный музыковед Гуго Риман писал:
Такой «мажоро-минорный» центризм в ладовой трактовке старинной музыки ныне считается анахронизмом.
В истории западноевропейской музыки были протяжённые периоды, когда модальный и тональный «векторы» проявлялись в равной мере. Отсутствие ярко выраженной гармонической тональности и ярко выраженной модальности в музыке эпохи Возрождения (например, в мадригалах итальянцев К. Монтеверди и К. Джезуальдо), и точно так же, как бы на новом витке спирали, в неомодальных сочинениях XX века (например, в музыке О. Мессиана и И. Ф. Стравинского) — не свидетельствует о «недоразвитости» или о «разложении» ладовой системы, а лишь отражает одно из многоразличных (более или менее сложных для «теоретических» объяснений) исторических состояний лада.
Натуральный мажор
Это простейшая гамма, построенная по такому принципу чередования тонов и полутонов: «2 тона – полутон – 3 тона – полутон». Всего в такой гамме восемь музыкальных ступеней (I, II, III, IV, V, VI, VII и снова I).
И, согласно формуле строения этой гаммы, между I и II ступенями должно быть расстояние в один целый тон, между II и III ступенями также должен быть целый тон, III и IV ступени отстоят друг от друга на половину тона (полутон). Далее по той же формуле между IV и V, V и VI, VI и VII ступенями также нужно взять целый тон, чтобы все получилось. Наконец, замыкает цепочку полутон между VII и повторенной наверху I ступенью.
Очень подробно технику построения гамм по этой формуле мы уже разбирали в уроке «Лад в музыке: мажор и минор» – там можно найти и примеры, и разъяснения по поводу тонов и полутонов.
Сейчас для краткости рассмотрим только один пример. Допустим, нам нужно получить гамму Ля мажор (буквенное обозначение – A-dur). Гамма эта начинается со звука ЛЯ и заканчивается им же. Соответственно, для начала мы можем просто написать звукоряд нот от ЛЯ до следующей, более высокой ЛЯ, то есть сделать своеобразную заготовку.
Затем, нужно навести порядок в этой гамме, по формуле. Возможно, появятся какие-нибудь знаки альтерации – диезы или бемоли. Для удобства и наглядности при работе с тонами и полутонами на этом этапе обычно предлагается воспользоваться фортепианной клавиатурой.
Итак, приведем расстояние между ступенями нашей заготовки в соответствие с формулой натурального мажора.
СТУПЕНИ | РАССТОЯНИЕ ПО ФОРМУЛЕ |
КОРРЕКЦИЯ |
I-II | Тон | ЛЯ и СИ – между этими нотами один целый тон, так и должно быть, здесь никаких изменений не нужно, идём дальше. |
II-III | Тон | СИ и ДО – между этими звуками полутон, но по формуле необходим целый тон, поэтому здесь требуется коррекция. Так как нам до целого тона не хватает еще одного полутона, мы добавляем его путем повышения ноты ДО – берем ДО-ДИЕЗ, тем самым расстояние увеличивается, и у нас возникает первый знак. |
III-IV | Полутон | ДО-ДИЕЗ и РЕ – полутон: так и должно быть. Как видим, изменение на предыдущей позиции благотворно сказалось и здесь: в результате у нас полный порядок с обеих сторон. |
IV-V | Тон | РЕ и МИ – целый тон, так и должно быть, идем далее. |
V-VI | Тон | МИ и ФА – полутон, а нужен целый тон. Устраняем этот недостаток, повышаем ступень ФА, берем вместо нее ФА-ДИЕЗ, и теперь расстояние между ступенями МИ и ФА-ДИЕЗ стало целотонным. |
VI-VII | Тон | ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ – снова полутон, и снова по формуле требуется тон. Поступаем также – добавляем недостающее, и получаем, таким образом, СОЛЬ-ДИЕЗ. |
VII-I | Полутон | СОЛЬ-ДИЕЗ и ЛЯ – полутон, так и должно быть, здесь все нормально. |
В ходе работы над гаммой у нас появились три новых знака, три диеза – ФА-ДИЕЗ, ДО-ДИЕЗ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Причина их появления – соответствие отношений звуков формуле мажорной гаммы. Если бы хотя бы один из этих знаков не принять, то настоящей мажорной гаммы не получится, то есть она будет звучать или минорно, или еще как-нибудь иначе.
Однако для того, чтобы узнать какие диезы или бемоли должны присутствовать в той или иной гамме натурального мажора, совсем не обязательно каждый раз заново выстраивать гамму по формуле. Можно использовать таблицу уже готовых результатов – так называемый квинтовый круг тональностей, а также научиться мгновенно определять знаки в тональностях по способу, предложенному нами в уроке «Как запомнить знаки в тональностях». Профессиональный музыкант ни на секунду не должен задумываться о том, какие знаки есть в той или иной гамме, а должен просто это знать «как дважды два» (выучить, вызубрить, освоить).
Натуральный мажор очень часто встречается как в народной музыке, так и в классической музыке, сочиненной композиторами. Так, например, в тональности натурального До мажора записана мелодия Государственного гимна Российской Федерации.
Преимущества сервиса LADA
Оптимальная стоимость обслуживания
Мы постоянно совершенствуем технологии обслуживания, чтобы обеспечить вам качественные материалы и сервис по привлекательным ценам.
Калькулятор ТО
Гарантия качества выполненных работ
Официальный сервис LADA – это не только сохранение гарантии производителя на ваш автомобиль, но и уверенность в высоком качестве любых работ. Каждый официальный дилер LADA прошел сертификацию и оснащен современным оборудованием. Для работ применяются только оригинальные запасные части LADA.
Оригинальные запасные части
Официальные дилеры LADA предложат вам те же детали, что поставляются на сборочный конвейер. Они имеют фирменную упаковку с элементами защиты и уникальный каталожный номер АО «АВТОВАЗ».
Сертифицированные специалисты
В официальных сервисных центрах LADA работают сертифицированные специалисты, которые регулярно проходят обучение и повышают квалификацию в соответствии с высокими современными стандартами АО «АВТОВАЗ».
Найти дилера
Использование дорийского лада
Использование дорийской гаммы оправдано, в первую очередь, в джазовой и фанковой импровизации
Стоит сказать, что аккорды, которые выстраиваются через дорийские ступени, относятся к диссонантным, и использовать их надо очень осторожно. Если же ваша задача – играть соло, то чтобы заставить звучать композицию интереснее, как раз можно использовать дорийский лад
Неслучайно это одна из самых популярных гамм в поп-музыке.
Кроме этого, дорийский лад можно использовать для создания этнического звучания, и стилизации песни под греческие композиции или средневековые баллады. Данный тип минора дает грустное звучание, в котором время от времени появляются нотки радости.
Урок №7 (ТЕМА №1.7 Виды мажорных ладов)
- Знать названия и определения видов мажорного лада.
Один из них вы изучили и знаете, что можно построить его от любой ступени, главное — соблюдать правильные интервалы между ступенями. Скажем больше: меняя интервалы между ступенями, вы будете менять и сам лад, а значит и характер музыки (ведь лад это в первую очередь основной характер музыки). Т.
е. как бы много видов ладов не существовало, у каждого из них будет свой вполне определённый набор интервалов. Вроде бы что такого: взять и вместо полутона построить тон? Ан нет! На звучание, даже лучше сказать «настроение» произведения, такие изменения влияют крайне сильно. Как у художников есть огромная палитра цветов, так и у музыкантов есть огромный набор ладов.
Начиная с этой главы, мы расскажем Вам про существующие лады, их «изюминку», где и как обычно они используются. Осталось совсем чуть-чуть, но для того чтобы разобраться во всех остальных ладах. Нужно выучить все мажорные тональности.
Привет музыкант! Если ты всё выучил, то идём дальше.
Существуют три вида мажора: натуральный, гармонический, мелодический.
С натуральным мы уже разобрались. НАТУРАЛЬНЫЙ – это вид, в котором ничего не меняется (тон-тон-полутон- 3 тона- полутон). ГАРМОНИЧЕСКИЙ – при движении вверх и вниз понижается шестая ступень на полтона.
МЕЛОДИЧЕСКИЙ – при движении вверх как натуральный вид, а при движение вниз понижается шестая и седьмая ступени на пол тона.
Гармонический вид мажора
В До-мажоре появился Ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В Соль-мажоре появился знак Ми-бемоль, а в Фа-мажоре – Ре-бемоль.
Так что же даёт понижение VI ступени на полтона? Это увеличивает тяготение VI ступени к V ступени. На слух начинает улавливаться лёгкий оттенок минора. И это в мажорной тональности!
Гармонический До-мажор:
Гармонический мажор в деле — мелодия из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».
Мелодический вид мажора
В мелодическом До-мажоре в нисходящем движении появляются два бемоля – Си-бемоль и Ля-бемоль. В Соль-мажоре мелодического вида сначала отменяется Фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой Ми (понижается шестая ступень). В мелодическом Фа-мажоре появляются два бемоля: Ми-бемоль и Ре-бемоль.
В Мелодическом виде звучание очень близко к минорному. Применяется мелодический мажор, как правило, при движении мелодии в нисходящем направлении.
Если гармонический мажор используется довольно широко, особенно в классической музыке, то мелодический мажор используется гораздо реже, и как правило для смены тональности (звучит очень красиво).
Мелодический До-мажор
Проверка:
- Дать определение гармоническому виду мажора
- Дать определение мелодическому виду мажора
- Определить тональность и вид
- Найдите ошибку и определите вид
- Определить вид
Богиня Лада в славянской мифологии
Главной богиней для женщин в древности была Лада, которую считают покровительницей домашнего уюта и семейного счастья.
- Возносили ей прошения одинокие девушки, которые хотели встретить свою вторую половинку, а замужние женщины просили стабильности и счастья.
- Лада – богиня славян, которая способна наделить представительниц прекрасного пола красотой, притягательностью и другими важными женскими качествами.
- Ее связывали со всеми весенними ритуалами и праздниками, и особенно со свадьбами.
- Лада – это богиня, которая имеет некое отношение к земледелию, но только исключительно к посевам и весенней пахоте, поскольку ее время года – весна.
- На празднование дня Лады обязательно пекли хлеб в виде журавликов, но его не ели, а использовали в качестве мощного оберега.
Таблица параллельных тональностей с их знаками
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ |
ИХ ЗНАКИ |
||
МАЖОР |
МИНОР | СКОЛЬКО ЗНАКОВ |
КАКИЕ ЗНАКИ |
ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ (1//1) |
|||
До мажор | ля минор | нет знаков | нет знаков |
ТОНАЛЬНОСТИ С ДИЕЗАМИ (7//7) |
|||
Соль мажор | ми минор | 1 диез | фа |
Ре мажор | си минор | 2 диеза | фа до |
Ля мажор | фа-диез минор | 3 диеза | фа до соль |
Ми мажор | до-диез минор | 4 диеза | фа до соль ре |
Си мажор | соль-диез минор | 5 диезов | фа до соль ре ля |
Фа-диез мажор | ре-диез минор | 6 диезов | фа до соль ре ля ми |
До-диез мажор | ля-диез минор | 7 диезов | фа до соль ре ля ми си |
ТОНАЛЬНОСТИ С БЕМОЛЯМИ (7//7) |
|||
Фа мажор | ре минор | 1 бемоль | си |
Си-бемоль мажор | соль минор | 2 бемоля | си ми |
Ми-бемоль мажор | до минор | 3 бемоля | си ми ля |
Ля-бемоль мажор | фа минор | 4 бемоля | си ми ля ре |
Ре-бемоль мажор | си-бемоль минор | 5 бемолей | си ми ля ре соль |
Соль-бемоль мажор | ми-бемоль минор | 6 бемолей | си ми ля ре соль до |
До-бемоль мажор | ля-бемоль минор | 7 бемолей | си ми ля ре соль до фа |
Эту же табличку вы можете скачать в более удобном для пользования виде как шпаргалку в формате pdf для распечатывания – СКАЧАТЬ
На этом пока всё. В следующих выпусках вы узнаете, что такое одноимённые тональности, а также о том, как быстро и навсегда запомнить знаки в тональностях, и о том, какой есть метод скорейшего определения знаков, если вы их забыли.
Ну а теперь предлагаем вам посмотреть рисованный анимационный фильм с удивительной музыкой Моцарта. Как-то раз Моцарт выглянул в окно и увидел, что по улице проходит военный полк. Самый настоящий военный полк в блестящем обмундировании, с флейтами и турецкими барабанами. Красота и величие этого зрелища так потрясли Моцарта, что он в тот же день сочинил свой знаменитый «Турецкий марш» (финал фортепианной сонаты №11) — произведение, известное во всём мире.
Тембр и динамика
Тембром называется звуковой окрас. У разных людей и музыкальных инструментов свой тембр. С помощью этого выразительного средства человек может различать голоса и различные инструменты, не глядя на них.
Женские и мужские голоса бывают:
- Высокими.
- Средними.
- Низкими.
В оркестре музыкальные инструменты распределяются по типам. Всего их существует четыре:
- Ударные.
- Медные духовые.
- Струнные.
- Деревянные духовые.
Динамикой называется громкость музыки. Тихое музыкальное произведение ассоциируется со спокойствием или лёгкой грустью, а громкое выражает напряжённые или энергичные образы.
Динамика нарастает, когда нужно усилить напряжение или подготовить слушателя к кульминации. Динамическая кульминация является высшей точкой напряжения. Когда она ослабевает, создаётся ощущение успокоения.
Давайте разберемся с тонами и полутонами
Если вы забыли, что такое тона и полутона, то давайте это повторим. Полутон – это кратчайший промежуток от одного звука до следующего. Очень наглядно полутона между звуками нам показывает клавиатура фортепиано. Если играть все клавиши подряд, не пропуская ни белых, ни черных, то при переходе от одной клавише к следующей мы как раз будем проходить расстояние в один полутон.
Как видите, полутон можно сыграть, поднимаясь с белой клавиши на ближайшую черную, или спускаясь с черной на белую, которая тут же, рядышком. Кроме того, которые образуются только между «белыми» звуками: это МИ-ФА и СИ-ДО.
Полутон – это половинка, а если воссоединить две половинки вместе, то получится нечто целое, получится один целый тон. На клавиатуре фортепиано целые тона можно легко найти между двумя соседними белыми клавишами, если их разделяет черная. То есть ДО-РЕ – это тон, и РЕ-МИ – тоже тон, а вот МИ-ФА – это не тон, это полутон: эти белые клавиши ничто не разделяет.
Чтобы получить целый тон от ноты МИ в пару нужно взять не простую ФА, а ФА-ДИЕЗ, то есть добавить еще полтона. Или можно оставить ФА, но тогда придется понизить МИ, взять МИ-БЕМОЛЬ.
Что касается черных клавиш, то на пианино они расположены группами – по две или по три. Так вот, внутри группы две соседние черные клавиши тоже удалены друг от друга на один тон. Например, ДО-ДИЕЗ и РЕ-ДИЕЗ, а также СОЛЬ-БЕМОЛЬ и ЛЯ-БЕМОЛЬ – это все сочетания нот, которые дают нам целые тона.
А вот в больших промежутках между группами черных «кнопочек», то есть там где между двумя черными клавишами помещены две белых, расстояние будет уже полтора тона (три полутона). Например: от МИ-БЕМОЛЯ до ФА-ДИЕЗА или от СИ-БЕМОЛЯ до ДО-ДИЕЗА.
Еще больше подробностей о тонах и полутонах можно узнать из статьи «Знаки альтерации».