Оглавление
Сокрытие информации и мифологизация
А что выучено? Ни одна из катастроф подобной «Курску» никогда, ни при каких условиях не будет впредь обсуждаться открыто. Все аналогичные расследования будут и уже засекречены. А в 2015 году президент подписал указ, согласно которому данные о потерях личного состава в Вооруженных силах в мирное время отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, хотя раньше они были доступны.
Кроме выводов официального следствия по делу о гибели экипажа «Курска» и моего адвокатского расследования, появились многочисленные публикации, интервью, документальные фильмы, книги, в которых исследуются многочисленные версии о гибели корабля и экипажа Я остановлюсь только на самых значимых.
Их можно условно разделить на три части. Первая — это вышедшие до окончания расследования уголовного дела, где многочисленные версии возникали и множились из-за недостатка информации. Морские писатели Владимир Шигин, Николай Черкашин поторопились опубликовать свои версии. Книга Роберта Мура «Время умирать» более всех приближена к действительным обстоятельствам. По этой книге снят бельгийский фильм «Курск» режиссёра Томаса Винтерберга и продюсера Люка Бессона.
Вторая группа фильмов, книг и публикаций, появившихся после окончания расследования, — сокрытие действительных обстоятельств и виновных. Большинство тех, кто выдвигает версии об атаке «Курска» ракетами с «Петра Великого», российскими береговыми противокорабельными комплексами или «чеченским следом», не знакомы с обстоятельствами гибели корабля и экипажа, а их мотивы — желание заявить о себе, прославиться. Но и после окончания расследования ряд авторов и интервьюеров пытаются сгладить острые углы, представить события 20-летней давности как цепь случайных событий.
Тот же Владимир Шигин выпускает в 15-летнюю годовщину еще одну, третью книгу «Гибель «Курска». Неизвестные страницы трагедии». Никаких неизвестных страниц я не обнаружил, как не нашел откровенной лжи. Но некоторые действительные обстоятельства маскируют правду. Приведу только один пример. Автор пишет: «01 час 04 минуты. «Михаил Рудницкий» отошел от причала и начал движение в район поиска. При установленной готовности к выходу в четыре часа экипаж спасательного судна управился всего за три часа тридцать минут, перекрыв все установленные нормативы».
Действительно, спасательное судно «Михаил Рудницкий» отошел от пирса в 01:04 13 августа, но автор умалчивает, что судно в соответствии с телеграммой начальника Главного штаба ВМФ России адмирала Виктора Кравченко должно было находиться в районе учений. Не пишет Шигин, что даже формально готовность судна к выходу в море при проведении учений должна составлять 1 (один) час. А приказ о часовой готовности командир судна получил только в 20:20, спустя 8 часов 50 минут после взрыва. Не пишет он и о том, что при допросе 28 августа 2000 года командир спасательного судна, капитан II ранга Юрий Костин показал, что он слышал о запланированных учениях в августе, но точные сроки ему известны не были и никаких задач о вступлении в силы ПСО ни ему, ни экипажу не ставились. А прибыло судно к месту обнаружения «Курска» только в 11 часов и 11 минут 13 августа.
Единственным профессиональным и честным публицистическим исследованием, как я считаю, стала книга вице-адмирала Валерия Рязанцева «В кильватерном строю за смертью. Почему погиб «Курск». Рязанцев участвовал в деле «Курска» в качестве эксперта, у него была возможность знакомиться с некоторыми материалами уголовного дела, не со всеми, к сожалению. У меня есть свое, отличное от Рязанцева, мнение в отношении сроков жизни 23 моряков и причиной детонации части боезапаса, но что касается готовности корабля и экипажа, то и экспертиза, и книга честны и объективны.
«Не гоните волну!»
С каждой озвученной версией прибавлялось у страны вопросов, главный из которых – «Почему их не спасли?» – не дает и сегодня спать родным погибших моряков. После того как и без нас была проработана сотня версий, мы не будем строить 101-ю. Мы поговорим с участниками спасательной операции. Один из них живет в Благовещенском районе. Глава Леньковского сельсовета Александр Гринчук сразу поставил условие: он расскажет, все, что знает, а журналисты не будут гнать волну. Александр Михайлович – офицер запаса, с 1983 по 1995 год служил в составе Северного флота в Североморске, близ Видяево, где базировался погибший «Курск». 13 августа 2000 года он, тогда еще старший лейтенант и борттехник спасательного вертолета К-27, в составе других экипажей отдельного противолодочного вертолетно-корабельного полка работал в районе бедствия. Вот как ответил на главный вопрос Александр Гринчук:
– Александр Михайлович, самая страшная и безбожная из опубликованных версий звучит примерно так. Людей могли спасти, но не спасали специально, дабы не оставлять живых свидетелей столкновения с американской субмариной и не осложнять отношений с Америкой…
– Да, живые на «Курске» в первые сутки после аварии оставались. Но то, что их специально не спасали, – бред полный. Не могли спасти по стечению роковых обстоятельств. Сильный шторм, который не давал близко подойти к аварийной АПЛ, лишь одно из них. Самое главное – отсутствие аппаратов для работы на стометровой глубине. Если честно, мы не были к такому готовы. В 90-е корабли, в том числе и спасательные, списывали без разбору. Случилась беда с «Курском», и люди одумались, и стали оснащать флот специальными спасательными агрегатами. Увы, вся история ВМФ и авиации написана кровью российских мужиков. Не приведи бог, случись что-то подобное в наше время, моряков достанут с любой глубины, в любую погоду.
– По официальной версии, «Курск» погиб из-за детонации торпед в отсеках. Но было много и неофициальных, от которых не отмахнуться. Какой из них придерживаетесь вы?
– Даже в нашей профессиональной среде военных я слышал много и правдоподобного, и не очень. Государственная комиссия работала долго и тщательно, ни у одного военного человека нет повода не верить ее выводам о том, что в торпедных отсеках сдетонировали торпеды. Но свое мнение, конечно, было у каждого, кто участвовал в спасательной операции. Мое личное, считайте его субъективным, основано на анализе характера повреждений корпуса «Курска». Они дают повод предположить, что случилось столкновение. Утверждать, с субмариной американцев или иной страны НАТО, не буду – не хватает для этого достоверных фактов.
К слову, сказанное Александром Гринчуком в одном из комментариев после окончания расследования трагедии подтвердил и руководитель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Кудрин: «Не могу себе представить ситуацию, когда наша подводная лодка где-то терпит бедствие, а ее никто не ищет и не оказывает ей помощи. Этого просто не может быть».
Отверстия от повреждения торпедой – это не торпедные пробоины
Сейсмологи предоставили данные о двух толчках, зафиксированных множеством приборов, что и дало ключ к разгадке.
При рассмотрении отверстий, якобы оставленных от торпедного залпа американской подлодки, эксперты высказали мнение, что это совсем иное оружие.
Даже если бы эта была кумулятивная торпеда, она бы прожгла внешний облегченный корпус, затем бы наступил взрыв. Следы взрыва обязательно бы сохранились и были бы видны, но их нет.
Отверстие в броне не соответствует первоначальной версии
Отверстие в корпусе выглядит так, что предмет туда вошел не под прямым углом, а слегка сбоку, как бы «догоняя» “Курск”. Эксперты выдвигают мнение: «Отверстие могла оставить торпеда “Шквал”. Именно этой торпедой стреляла подводная лодка на учениях, стараясь показать силу нового вооружения. Если в момент движения по траектории торпеда касается лодки “Мемфис” (которую потом ремонтировали), она меняет траекторию и врезается в бок “Курска”. Затем происходит непоправимое – в отсек с торпедами попадает расплавленное топливо, все боеприпасы детонируют. В конечном итоге подводная лодка и весь ее экипаж гибнут.
Таким образом, причиной гибели является трагическая случайность при учебных испытаниях новейшего оружия. Именно эта версия сегодня соответствует всем фактам и данным.
Описание конструкции
Подлодка с наименованием «Курск» являлась предметом гордости и главным флагманом российского ВМФ. Она была задействована в широкомасштабных и профильных учениях, в одиночку ликвидировала корабли НАТО на учениях в Средиземном море (1999 г.). Такие показатели обеспечила ее конструкция, силовой агрегат и вооружение.
Корпус
Особенность подводной лодки — двойной усиленный цилиндрический корпус, разделенный на 9 отсеков. Он был достаточно легким, с покрытием противогидролокационного типа. Скорость поднятия на поверхность в море со льдинами обеспечивала усиленная закругленная крыша боевой рубки.
Энергетическая установка и ходовые качества
«Курск» — современная и маневренная на свое время лодка с силовым агрегатом:
- атомной энергетической установкой ОК-650 с двумя реакторами водо-водяного типа. Тепловая мощность составляла 2×190 Мегаватт, мощность по валу — 2×50 тыс. л.с.;
- 2-мя паровыми турбинами по 90 тыс. лошадей каждая;
- 2-мя винтами с 7-ю лопастями.
Субмарина могла опускаться на максимальную глубину 500 м, рабочее погружение составляло 420 м. Подводная скорость АПЛ — 33 узла, надводная — 15 узлов. В автономном режиме находилась 120 суток.
Вооружение
АПЛ «Курск» вооружилась ракетами «Гранит» и торпедами для противодействия атомным подводным лодкам противника. Являясь малозаметным судном, с низким уровнем шума, она могла доставить противнику массу неудобств одним своим нахождением в акватории базирования вражеских кораблей. Вооружение подводной лодки было самым современным и позволяло наносить высокоточные удары как по надводным, так и подводным целям.
Размеры субмарины впечатляли. Ее длина составляла исполинские 154 метра, а водоизмещение в режиме погружения оценивалось почти в 24 тысячи тонн.
Список предсказаний Ванги за прошедшие годы
Неплохо бы для начала ознакомиться с тем перечнем предсказаний Ванги, которые уже успели сбыться, поскольку касались событий, случившихся в недалеком прошлом. К ним не относится нашумевшее в 2010-2012 годах изречение о Третьей мировой, напугавшее легковерных людей. Это было намеренной ложью провокаторов и дельцов, желающих поднять себе популярность на тематических сайтах. Люди закупались припасами, бункерами, лазали по сайтам в поисках советов. Разумеется, продавцам это очень на руку.
Распад СССР
Если брать во внимание только проверенные предсказания Ванги о России по годам, список, который сбылся, стоит вспомнить, что ей принадлежали слова о скором развале СССР, сказанные в 1990 году, незадолго до этих событий, перевернувших страну с ног на голову. Она же предрекла людям в 90-х крайнюю бедность на грани выживания. Как мы с вами знаем, дело обстояло действительно так, если не принимать во внимание тех, кто сказочно разбогател на национальных ресурсах
Как мы с вами знаем, дело обстояло действительно так, если не принимать во внимание тех, кто сказочно разбогател на национальных ресурсах. Пока ведутся споры, к чему можно отнести эти слова, есть множество версий
Одна из них гласит, что это касается горьких событий на Украине, другая – что речь идет о пропаганде внутри России. А возможно, оно пока не сбылось, а касается событий недалекого будущего
Пока ведутся споры, к чему можно отнести эти слова, есть множество версий. Одна из них гласит, что это касается горьких событий на Украине, другая – что речь идет о пропаганде внутри России. А возможно, оно пока не сбылось, а касается событий недалекого будущего.
Некоторые специалисты, основательно занимающиеся толкованием пророчеств, уверяют, что дело наверняка касается некоей Гражданской войны в России, которая, пусть и неизвестно, когда, но обязательно нагрянет. Что между людьми будут возгораться конфликты, что никто не захочет слушать чужую позицию, что они разделятся, и будут бороться друг против друга, как бы близки до этого не были.
Приход к власти Путина
Никто и подумать не мог, что человек, находящийся в тени Анатолия Собчака, – как показывают многочисленные фотографии – следующий незаметно за ним по пятам, вдруг окажется президентом, и причем на долгие годы. Удивительно, не так ли? Так же есть еще одно ее предсказание, гласящее, что новым президентом страны станет некая личность с именем Владимир.
Ясновидица предсказала, что в 1999 году Россия «похудеет». Специалисты предполагают, что речь шла о попытке Дагестана и Чечни отделиться, чего не произошло благодаря успешным действиям властей. Было и еще одно загадочное предсказание в 1999 году, и звучало оно так «добро будет внутри, а опыт снаружи».
Толкование фразы довольно интересное, и касается оно порядка в России. Дескать, первая часть о внутреннем добре – это многообразие и богатство страны: горы, реки, чистый воздух и протяженные леса, залежи нефти в глубине шахт, алмазы в Якутии и многое другое. А вот смысл второй части об опыте довольно печален. Речь идет о многочисленных высококвалифицированных специалистах, которые в период кризиса оказались не нужны стране: ученые, инженеры, архитекторы и многие другие. Они мигрировали в другие места, где их приняли.
Мы видим, что часть предсказаний Ванги для России по годам, безусловно, сбылась.
Затопление Курска
Ей принадлежит и одно очень известное предсказание о Курске за 2000 год. «Курск утонет, многие будут очень опечалены по этому поводу». Люди считали, что дело касается города, но все сложилось куда интереснее. Речь шла о подводной лодке, историю о гибели которой знает каждый. Также она обещала, что жизнь в России с 2000 улучшится, но ненадолго. А случится это благодаря приходу обновленной власти, смене устоявшихся порядков.
Беспорядки в стране
Ванга подробно описывала переходы власти в 2008 году, предупреждала о кризисе, говорила о беспорядках в 2011-2012, связанными с приходом прежнего президента В. В. Путина. Говорилось о негативе, нарастающем вместе с западным влиянием, что своих отечественных марок мало, всюду мельтешит иностранная продукция. И Россия, тем самым, попадает в зависимое положение.
После 2012 года Ванга предрекла начало еще больших беспорядков, связанных с тем, что не все будут довольны властью и ее действиями. Начнутся конфликты, в сердцах людей усилится ожесточение к органам, будь то судебные, правоохранительные или законодательные. Постепенно сбывается и это предсказание.
ВЗРЫВ
В 11:28 пусковой баллон внутри торпеды разрывается. Тут же детонируют 1,5 тысячи тонн смеси перекиси водорода и керосина. Мощный взрыв фиксирует сейсмическая станция в Норвегии.
Фиксация взрыва в норвегии
Семеро подводников в 1-м отсеке умирают мгновенно от взрывной волны. Через дыру в крышке торпедного аппарата отсек заливает водой.
7 погибших
111 в живых
Теоретически жертв трагедии могло быть только семь. Лодка перешла бы в аварийный режим и всплыла. Но этого не случилось.
У подводных лодок класса «Антей» есть особенность конструкции. При залпе (стрельбе из нескольких орудий) давление в торпедном отсеке возрастает настолько, что моряки рискуют получить контузию. Поэтому незадолго до стрельб торпедисты разгерметизировали свой отсек — открыли вентиляцию между отсеками — в точном соответствии с инструкцией.
Через вентиляцию ударная волна взрыва проникает во второй отсек: здесь находится командный пункт корабля. Она приходит ослабленной, но её силы хватает, чтобы 36 моряков получили тяжёлую контузию и, вероятно, погибли.
7
3643 погибших
75 в живых
Из-за взрыва реакторы и турбины автоматически выключаются. «Курск» останавливает ход и движется по инерции. Вода заполняет первый отсек, лодка начинает опасно крениться носом.
Спасательный отсек
Подводники перебираются в 9-й — спасательный — отсек и выполняют герметизацию. Но в отсеке уже есть вода, попавшая через технические трубопроводы. Вместе с водой в отсек попадает мазут и техническое масло, которые разлились по кораблю после взрыва.
Пока моряки устраняют протечки, тонкая мазутно-масляная плёнка оседает на деталях отсека.
Моряки не предпринимают никаких действий, чтобы покинуть лодку: они уверены, что их спасут. Но помощи нет. Температура воздуха падает до +4–7 градусов. Кислорода не хватает, морякам трудно дышать. Аварийные аккумуляторы разряжаются, свет в отсеке гаснет.
Журналы и самописцы подводной лодки «Курск»
По словам главкома ВМФ РФ Владимира Куроедова, в 5-м отсеке атомохода, где находился пульт управления главной энергетической установкой «Курска», обнаружен самописец и сильно повреждённая водой вахтенная документация. По его словам, вёлся поиск самописца и вахтенной документации в 3-м отсеке, где находились боевые посты радистов, химиков и радиометристов. Расшифровку 22 кассет магнитофонных записей с атомохода «Курск» выполняли специалисты петербургского «Центра речевых технологий».
Было установлено, что в день аварии была отключена аппаратура магнитофонной записи «Снегирь», записывающая переговоры по громкой связи, соответствующий тумблер находился в положении «выключено». По регламенту во время подготовки учебной атаки аппаратура «Снегирь» должна быть включена. Также выяснилось, что на атомоходе не была включена сигнализация аварийного буя и несколько лет была отключена система аварийного выброса антенны. С аварийного буя не было снято заводское крепёжное устройство, которое не позволило бую всплыть.
Были обнаружены журналы центрального атомного поста, черновой вахтенный журнал, вахтенные журналы управления левого и правого борта АПЛ. Записи об аварийной обстановке или нештатной ситуации в них отсутствовали. Также были обнаружены три записки подводников. На основании одной из записок было сделано предположение об отсутствии света и задымленности 9-го отсека.
Официальная версия гибели и передача Доренко
Официально власти дали разумное объяснение: «гибель экипажа вследствие испытания нового оружия». По словам источников, признанная небезопасной торпеда из-за утечки топлива в момент выстрела взорвалась. Первый взрыв стал причиной пожара, что вызвало детонацию остальных торпед. Второй взрыв разрушил и уничтожил отсеки подводной лодки, люди погибли.
Но правдивость и полноту информации, «выданной» на ТВ, опроверг С. Доренко. Журналист собрал сведения о том, как жили подводники, тонко подметил промахи и ошибки официальной версии и показал на ОРТ свою версию.
Авторская программа прошла с огромным успехом, но после нее С. Доренко уволили.
«Работа одного дня»
Подтверждение версии о том, что на момент аварии у ВМФ Росси просто не оказалось технологий для спасения подводников, мы находим в статье «Гибель подлодки «Курск» старшины второй статьи в запасе, журналиста Олега Лурье: «Я помню все, что тогда говорили о гибели «Курска» всевозможные специалисты, проверяющие и руководящие. До каждого слова, до интонации. Было больно и противно слышать, как чиновники и адмиралы со скорбными лицами врали, что никогда у Северного флота не было техники, способной поднять выживших моряков со дна целыми и невредимыми. Врали и тогда, когда заявляли, что спасательные работы на такой глубине россиянами никогда не проводились… Неужели они посчитали, что никто уже не помнит о том, что на Северном флоте еще за пятнадцать лет (!!!) до гибели «Курска» существовала уникальная аварийно-спасательная глубоководная служба (АСС), для которой спасение оставшихся в живых подводников «Курска» было бы обычной работой и заняло бы один день».
С 1981 по 1984 год Олег Лурье служил в той самой АСС, базировавшейся в Североморске. Водолазы АСС «Алтай», «Трефолев», подлодки «Ленок» (940 проект) не раз выводили подводников из затонувших субмарин. Лурье называет и номер «никогда не существовавшей» в/ч № 39199, базы АСС «Алтай». Из открытых источников известно, что у ВМФ СССР до 1990 года было 310 кораблей-спасателей. За 10 лет, с 1991 по 2000 год, на вооружение флота не поступило ни одного корабля такого класса, многие при этом были списаны или пущены «под нож», среди них – «Алтай», «Ленок», «Трефолев». На всем флоте оставалось всего 23 таких судна (включая и «прадедушку» субмарин, построенного еще в Первую мировую войну), разбросанных по всей стране, от Черного моря до Тихого океана. «Курску» не повезло…
К слову, за год до своей гибели субмарина была удостоена звания «Лучшая подлодка Северного флота» за выполнение особо важного задания. В августе 1999-го в автономке «Курск» прошел через Атлантику и Гибралтар в Средиземное море для скрытного наблюдения за группировкой Шестого флота ВМС США, с одного из авианосцев которой самолёты НАТО бомбили Сербию
Отработав пять условных атак по реальным целям, «Курск» исчез так же внезапно, как и появился. «Это был не прорыв, а песня!» – скажет по возвращении подводников на базу командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов о том ударе, что нанесли русские по американскому самолюбию. После похода 72 члена экипажа были представлены к правительственным наградам.
Версии
Поиски затонувшей подводной лодки в безбрежном океане вышли долгими. Единственная зацепка – маршрут перехода и данные гидроакустических систем. АПЛ «Скорпион» нашли 29 октября 1968 года, почти через пять месяцев после того, как она была объявлена погибшей.
Буксируемые камеры поискового судна «Мизар» сделали фотоснимки подлодки «Скорпион», наполовину зарытой в ил и песок, разломанной на две части, которые едва скреплялись небольшой полоской металла. Носовая половина машинного отделения вошла внутрь, а часть другой половины сложилась как телескоп внутрь отделения вспомогательных механизмов. Гребной винт и вал оказались отделенными от корпуса. Отдельно находился и рубочный руль. Около подлодки лежал секстан подлодки «Скорпион», древний символ навигации. Никого из погибших членов экипажа разглядеть не удалось. Было невозможно заглянуть внутрь лодки и даже рассмотреть ее подробнее снаружи, хотя камеры «Мизар» находились всего в нескольких метрах над корпусом подлодки. Снимки выглядели так, будто их делали в густом тумане. Версий выдвинули много, но доказательств оказалось мало.
Следственная комиссия состояла из семи военно-морских офицеров под председательством отставного вице-адмирала Брюса Остина, который вел в свое время расследование по поводу гибели подлодки «Трешер». В январе 1969 года в пресс-релизе ВМС сообщалось, что следственная комиссия после шести месяцев расследования пришла к выводу, что причина катастрофы подлодки «Скорпион» остается тайной, она не может быть установлена на основании собранных на сегодняшний день данных.
И все же, когда подробные сведения, полученные следственной комиссией, были опубликованы в 1993 году, они уже свидетельствовали о том, что три основных причины гибели подлодки «Скорпион» связаны с аварией торпеды.
Реакция властей
Правительство РФ, узнав о катастрофе, не хотело допускать иностранцев к операции по причинам нарушения секретности. Только 16 августа командованию ВМФ выдано разрешение президента на задействование зарубежной техники — у России не было необходимых спасательных средств.
По поводу опубликованных газетой «Версия» снимков американской лодки начато уголовное дело. Редактор отдела расследований Д. Филимонов выступал как свидетель.
Официальная причина трагедии — взрыв торпеды — озвучена правительственной комиссией 29 июня. Теория не устроила многих и они, по мнению В. Путина, стали предаваться любимой забаве — искать виноватых. Наказания не понес никто, хотя, по сути, есть виновники: развалившие флот, закрывшие глаза на сигналы бедствия, безынициативные (хотя, за оплату 1,5-3 тыс. руб. инициативы быть не может) сотрудники. Обвинять этих людей бессмысленно даже сейчас: начав поиски с момента получения сигнала, спасатели не смогли бы оказать помощь экипажу.
Тактико-технические характеристики (ТТХ)
Длина, м | 154 |
Ширина, м | 18 |
Осадка, м | 9.3 |
Высота, м | 18.2 |
Скорость над водой, морских узлов | 15 |
Скорость под водой, морских узлов | 33 |
Водоизмещение, тонн | 14720/23690 |
Глубина погружения (макс), м | 500 |
Экипаж, чел | 130 |
Отсек, шт. | 10 |
Тип энергетической установки | Атомная ОК-650 |
Тепловая мощность энергетической установки, МВт | 2 Х 190 |
Мощность на валу, л.с. | 50 000 |
Мощность паровой турбины, л.с. | 2 Х 90 000 |
Стоимость на момент производства, руб. | 228 000 |
Кроме все прочего, подлодка была способна ложиться на грунт. Длительность автономного пребывания под водой составляла до 4 месяцев, с запасом плавучести в 30 %.
Про подводную лодку «Курск» говорили, что она была в состоянии контролировать целые районы океанов и сухопутных территорий.
Кроме того, 3 крейсера и ударный авианосец против одной «К-141» являлось нормальным соотношением сил для ведения боя. По подавляющему большинству показателей эта подводная лодка превосходила в несколько раз передовые образцы иностранных ВМС.
Причины бедствия
«Курск» находят на дне только в 04:51 следующего дня. Становится очевидно, что ее уже не спасти. Флот не располагает необходимым техническим оснащением, подготовка спасателей на недостаточно высоком уровне. В этом время выжившие 23 моряка еще находились в корме, но они прекрасно понимали, что, скорее всего, погибнут. Об этом свидетельствуют записки, оставленные капитан-лейтенантом Дмитрия Колесникова. В них он приводит имена уцелевших членов экипажа, а также сообщает, что «шансов выжить у нас, похоже, немного, 10-20%».Чтобы избежать затопления потерпевшей бедствие подлодки, экипаж повысил давление, но ситуация с каждой минутой ухудшалась, вода медленно, но верно пробиралась в девятый отсек.
Из записки, оставленной капитана-лейтенантом Садиленко, можно понять, насколько кошмарными были последние часы жизни моряков:
« Нас 23 человека в 9 отсеке. Чувствуем себя плохо, ослаблены действием угарного газа. Кончаются регенерационные патроны. При выходе на поверхность не выдержим компрессии. Еще протянем максимум один день».
Вскоре произошло событие, которое стало для моряков фатальным. На пластины аварийной системы регенерации воздуха попало машинное масло, что привело к возгоранию, но пожар быстро погас. Проблема была в том, что огонь выжег кислород, а девятый отсек наполнился угарным газом. Это означало, что к началу спасательной операции спасать уже было некого.
Один из вопросов, который тревожил и до сих тревожит людей, – что стало причиной бедствия? Официальные версии скептики практически сразу же отбросили. Наиболее широко распространилась версия о том, что «Курск» столкнулся с НАТОвской подлодкой. Они находились в Баренцевом море в тот момент, обе американские подводные лодки в теории могли столкнуться с «Курском», но они намного меньше российской подлодки, это значит, что удар и торпедирование неминуемо привело к их уничтожению. Поэтому данная версия довольно быстро отпала.
Намного правдивей выглядит версия о торпедировании российской подлодки. Даже публиковали фотографии погибшей подлодки, на которой видно большое круглое отверстие на борту. Но здесь есть важный момент: торпеды не оставляют круглых отверстий с ровными краями. В случае с «Курском» края были действительно ровными. К тому же внутри не были обнаружены следы от инородной торпеды. Внутри «Курска» обнаружили только деформации, ставшие следствием внутреннего взрыва. К тому же было бы довольно сложно не обнаружить поблизости НАТОвскую подлодку. Поэтому версия о торпедировании тоже не выглядит правдоподобной. Впрочем, есть немало людей, которые склоняются именно к этой версии.
Что же произошло на самом деле? Вероятней всего, произошла детонация учебной торпеды. В используемой в тот день на «Курске» торпеде 65-76 задействован пероксид водорода и керосин. При контакте с керосином пероксид водорода делится на воду и кислород с обильным выделением тепла. Проще говоря, взрывается. Именно такие следы взрыва были обнаружены на уцелевших и поднятых со дна обломках торпеды.
Память
23 августа 2000 года — день траура общенационального масштаба. В честь годовщины подъема на 4 линии Васильевского острова (г. Санкт-Петербург) открыта интерактивная выставка. Особняк Боссе, предоставленный А. Розенбаумом, оформлен в виде бортов лодки, на экранах показывали кадры подводной съемки, экспонатами были реальные вещи с судна.
Фрагмент рубки установлен у Мурманске в 2009 году на площадке храма Спаса на Воде. Там же открыт памятник морякам, погибшим в мирное время. И в других городах чтят память о «Курске»:
- ЗАТО Видяево (порт-приписка АПРК) — ежегодные памятные мероприятия;
- г. Сестрорецк — в память о моряках построена часовня Николая Чудотворца;
- с. Лоскутово Кировского р-на г. Томска — мемориальная доска А. Неустроева (служил на подлодке по личной инициативе);
- г. Емва Республики Коми — памятная табличка А. Ларионова (жил в доме на ул. Первомайской, 26);
- г. Нижний Новгород — памятник установлен на кладбище Марьина Роща (похоронено трое подводников);
- дер. Герасимово Суворовского р-на Тульской обл. — часовня с траурной мемориальной доской, на которой — фото 118-ти человек. 12 августа 2003 года открыт памятник с якорем, присланным ВМФ;
- г. Волгоград — в честь бывшего ученика Г. Лячина названа ОШ № 85 и открыт музей;
- г. Марганец, Днепропетровская обл., Украина — на СШ № 11 находится мемориальная доска в честь бывшего ученика В. Белогуня;
- г. Энергодар, Запорожская обл., Украина — памятник С. Логинову рядом с гимназией «Гармония», где он учился.
Кусок металла с обшивки служит мемориалом и одновременно экспонатом «Музея катастроф на воде» в церкви-маяке в с. Малореченское (Крым).
Версии гибели подводной лодки Курск
Среди множества других версий встречалась и такая, согласно которой атомная подводная лодка взорвалась, так как наткнулась на мину времен Второй мировой войны. Однако всерьез эту версию никогда не рассматривали, так как подлодки наподобие Курска считались непотопляемыми. При этом ряд экспертов полагает, что если подлодка наткнулась на американскую мину Mark-60 Captor, то круглая пробоина в передней части подводной лодки появилась именно по этой причине. Есть еще одна версия, согласно которой «Курск» столкнулся с американской подлодкой – известно, что они обладают высокой скрытностью и могли вести слежку за российскими подлодками. Однако нет никаких следов на месте трагедии, которые могли бы подтвердить правдивость этой версии. Так что же произошло на борту «Курска»?
Вероятно, события развивались следующим образом: утечка перекиси водорода стала причиной возгорания, из-за которого взорвался 900-фунтовый двигатель типа 65-76А. Что, вероятно, стало причиной появления дыры в корпусе над торпедным отсеком. Второй взрыв, вероятно, был детонацией оставшихся торпед на борту подводной лодки. Согласно записке датированной двумя часами позже второго взрыва, которую оставил один из офицеров подлодки капитан-лейтенант Дмитрий Косельников, выжили 23 члена экипажа. Однако несмотря на поспешно организованную спасательную операцию, к которой в итоге подключились британские и норвежские спасательные команды, вовремя связаться ни с одним из выживших не удалось. Так или иначе, трагическая гибель экипажа атомной подводной лодки является свидетельством того, насколько опасно увлечение ядерным оружием и «военным» мышлением, назовем это так.
Фильм как спецоперация ФСБ
В 2005 году мне позвонили от имени съемочной группы французского режиссера Жана-Мишеля Карре и попросили об интервью к документальному фильму о гибели «Курска». К этому времени я хорошо был знаком с материалами дела и выводами следствия. В интервью я изложил свое видение причин гибели корабля и экипажа, указав на противоречия и претензии, которые у меня были к следствию, и мотивы, по которым я от имени потерпевших ставил вопрос о продолжении расследования. В 2007 году в Сахаровском центре я был на просмотре этого фильма, получившего название «Подводная лодка в мутной воде», и обнаружил, что возрожден полностью протухший миф одной из первоначальных версий – «Курск» потопили американцы. Путин был представлен миротворцем, предотвратившим III мировую войну, получившим от США 10 миллиардов долларов, а поводом для атаки «Курска» американской торпедой МК-48, по версии авторов фильма, послужил срыв испытаний торпеды-ракеты «Шквал», которую якобы Россия собиралась продать Китаю. Из моего интервью в фильме осталось только несколько общих фраз. Этот фильм и сейчас присутствует в открытом доступе в интернете с пометкой «Запрещенный к показу в РФ», хотя еще в июне 2007 года он был показан в Государственной Думе.
Не вызывает сомнения, что этот фильм — «активное мероприятие» ФСБ России. Достаточно того, что в фильме демонстрируются кадры скрытой съемки ФСБ передачи профессором Анатолием Бабкиным чертежей торпеды-ракеты «Шквал» американскому разведчику Эдмонду Поупу в гостинице. Сама съемка, как и весь процесс по делу Поупа, был засекречен, получить эти кадры, на которых стоят технические отметки «Images KGB 1998), можно только на Лубянке
Заслуживает внимание и кадры интервью самого Поупа, который рассказывает, из-за чего американцы утопили «Курск». Поуп был арестован в апреле 2000 году, суд на ним начался в конце июля того же года за две недели до катастрофы, а Поуп все это время содержался в следственном изоляторе Лефортово
Источник его информирования вопросов вызывать не может. Не может возникнуть вопрос и об источниках финансирования съемок этого фильма – бюджет России.
После этого фильма появляется несколько его ремейков, где повторяется тот же идиотизм американской версии.
Лидеры голосования
ДжекБот 240
Длина, см: 240
Оценка читателей: 65.8
Всего голосов: 845
Фантазия
Длина, см: 420
Оценка читателей: 65.0
Всего голосов: 1,186
Лидер 500
Длина, см: 500
Оценка читателей: 64.9
Всего голосов: 1,044
ProfMarine PM 300
Длина, см: 300
Оценка читателей: 63.6
Всего голосов: 961
Волжанка 65
Длина, см: 650
Оценка читателей: 62.8
Всего голосов: 1,166
Spinningline 470 / SL 470
Длина, см: 478
Оценка читателей: 62.7
Всего голосов: 1,589
Аквамаран 300 НДНД
Длина, см: 300
Оценка читателей: 62.5
Всего голосов: 12
J.Silver 300
Длина, см: 300
Оценка читателей: 59.9
Всего голосов: 1,674
Catfish 310
Длина, см: 310
Оценка читателей: 59.8
Всего голосов: 1,141
Ultraskiff 360
Длина, см: 182
Оценка читателей: 59.6
Всего голосов: 1,105