Оглавление
Современный вариант
Однако они вновь прожили недолго. Когда в середине XIX века их осмотрел специалист, он пришел к плачевному выводу: состояние кремлевских курантов оставляют желать лучшего.
Железные детали истерлись, деревянные лестницы, полы и фундамент скоро осыплется. Сразу же началось создание нового механизма: чертежом занялась датская фирма братьев Бутенопов, завод которых располагался в России. Они уже имели опыт в создании часовых «гигантов»: пару лет назад они установили часовой механизм в дворцовом куполе Кремля.
Полностью обновили, применив особый стойкий сплав, и они стали выглядеть как современный вариант, внутри установили маятник. Мастера заменили циферблат, числа, были обозначены деления, покрыли их медью и позолотили. Одновременно провели реконструкцию башенной постройки. Работами руководил архитектор Тон.
В это же время сменили мелодию часов. По указу Николая I часы исполняли «Марш Преображенского полка» и молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Любопытно, но предложение выбрать гимн страны отверг сам император.
В честь трехсотлетия правящего дома механизм отреставрировали. Все это время за ним следили мастера фирмы братьев Бутеноп.
Описание часов
По свидетельству современников того времени, это были чудесные городские часы, сделанные из железа. Благодаря своей красоте и устройству они были знамениты во всем мире, а их благородный звук был слышен больше чем за 10 верст. Циферблат был окрашен в голубой цвет. Главная и центральная части его круга оставались неподвижными, в то время как внешняя сторона, в ширину достигавшая 1 метра, вращалась. На часах были буквы из славянского алфавита, вес часов равнялся 3 400 кг.
Часы на Спасской башне отмеряли дневное и ночное время, обозначенное славянскими цифрами и буквами (медными, покрытыми позолотой), и играли музыку. Вместо стрелок было солнце с длинным лучом, прикрепленное в верхней части самого основного большого циферблата. Диск был разделен на 17 равных частей, что было обусловлено максимальной долготой дня летом. Середина диска была покрыта голубой эмалью, а по ней разбросаны серебряные и золотые звезды и изображения солнца и луны. Циферблатов (диаметром по 5 метров) было два. Один был обращен в сторону Кремля, другой выходил на Китай-город.
Спасские куранты
На башне установлены знаменитые часы – куранты. Дебют часов состоялся спустя год после возведения. Первые часы с музыкальным механизмом смонтированы в 16 веке. С тех пор они несколько раз видоизменялись. Мелодии тоже были разные.
Главным создателем часов с боем является английский механик Аристарх Галовей. Механизм показывал на удивление точное время, работал без сбоев и даже исполнял музыкальные мелодии. Время отображалось при помощи цифр, стрелок тогда еще не было. Эти часы прослужили недолго, они пострадали во время пожара.
В 1705 году Петр Первый распорядился установить на башне голландские часы с немецким циферблатом. По воле руководящего работами мастера Фатца куранты были настроены играть немецкую песенку.
За всю историю кремлевских курантов это единственный период, когда они играли иностранную музыку. К 1852 году износ часов достиг критического уровня. В этом же году создание важнейшего часового механизма Кремля было доверено московским купцам братьям Бутенопам.
С задачей они справились блестяще, Используя часть старого механизма и применяя современные достижения, мастера изготовили новые куранты, которые украшают Спасскую башню по сей день.
Это единственные полностью механические часы в мире и самые древние в Европе. Чугунный литой корпус и механические детали из стойких сплавов помогают переносить колебание температур в течение года.
Игральный вал обеспечивал мелодичный перезвон. До революции 1917 года они исполняли «Марш Преображенского полка» утром и «Коль славен наш Господь…» вечером. Во время штурма Кремля большевиками часы были повреждены. Восстановленные по указанию Ленина, до 1938 года исполняли революционные гимны – «Интернационал» и «Вы жертвою пали». В последующие годы звучал только перезвон по часам и четвертям.
Циферблаты кремлевских курантов выходят на четыре стороны. Диаметр каждого из них 6,12 метра. Устройство весом 25 тонн и длиной стрелки почти 3 метра заняло три этажа. На звоннице Спасской башни 11 колоколов, у каждого из которых своя нота звучания.
Главный колокол озвучивает время каждый час и весит 2160 кг. Вес маятника 32 кг. Каждые 15 минут – перезвон 9 колоколов. Бой часов производит молоток, соединенный с колоколом. Часы заводят с помощью электромоторов.
В 1999 году после крупной реставрации были позолочены стрелки и цифры часов. С января 2001 года Кремлевские куранты на Спасской башне в 00:00, 06:00, 12:00, 18:00 вызванивают строку из Гимна России.
Новый год приходит в полночь 31 декабря с началом перезвона колоколов за 20 секунд до первого удара главного тяжелого колокола.
Десятки лет часы показывают правильное время. Для этого куранты связали подземным кабелем с контрольными часами института имени Штернберга.
Технические данные
В настоящее время Кремлёвские куранты — единственные полностью механические башенные часы в мире, они работают в одном режиме уже более 150 лет, являясь самыми древними в Европе. Масса механизма без колоколов составляет 25 тонн. Он состоит из нескольких тысяч деталей. Точность хода достигается благодаря маятнику массой 32 кг. Высота часового механизма — около 3 м, диаметр больших шестерён — до 1,5 м. Механизм стрелок приводится в действие тремя гирями массой от 160 до 224 кг и уходит вглубь стены почти на 20 метров. Главный колокол Спасской башни весит 2160 кг. Музыкальный механизм выглядит как программный медный цилиндр, который вращает 200-килограммовая гиря. Барабан заставляет штифты нажимать на клавиши, связанные тросами с колоколами на звоннице.
Существует мнение, что удары главного колокола, звучащие в полночь 31 декабря, возвещают наступление нового года. На самом деле новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов, то есть за 20 секунд до первого удара этого колокола.
История появления
Стройные башни часов кажутся старинными, однако первая из них украсила Ташкент только в 1947 г. Мелодичный перезвон впервые прозвучал с неё 9 мая во вторую годовщину победы в Великой Отечественной Войне.
Сами часы намного старше сооружения, которое они украшают. Куранты родом из Восточной Пруссии, где на одной из площадей небольшого городка Алленштайн они венчали здание ратуши. В ходе советского наступления здание получило серьёзные повреждения. Из-за угрозы обрушения его было решено снести.
Однако часы на башне заметил сержант Александр Эйзенштейн. Он был искусным часовщиком, а потому убедил командование снять часы до подрыва. Куранты стали даром его родному городу от полка, где служил Эйзенштейн. Они были переправлены в Ташкент, проделав путь протяженностью более четырёх тысяч километров. Здесь мастер полностью восстановил куранты.
Abdullais4u
В Ташкенте к размещению этого замечательного трофея подошли вдумчиво. На проект часовой башни объявили конкурс. Архитектор Мухамедшин создал небольшое здание, увенчанное башней. Высота новой ташкентской достопримечательности составила 30 метров. Местом размещения был выбран вход в сквер в центре города.
Декором здания занимался Усто Ширин Мурадов. Умелый резчик по ганчу (традиционной для Узбекситана работе с сырым алебастром) украсил башню воздушным белоснежным кружевом.
Икона Спасителю Смоленскому
Икона Спасителю Смоленскому изображена на Спасских воротах со стороны, обращенной к Красной площади, на надписью на латинском языке. На иконе написан Иисус Христос, дарующий благословение двум святым — Сергию Радонежскому и Варлааму Хутынскому. Фигура выполнена в полный рост, с открытым текстом из Евангелия.
В начале XVIII века у иконы был вывешен небольшой свечной светильник по указу царевны Марии. Тут же располагался человек, который продавал свечи для лампы и ставил их туда.
В тот период икона служила для проведения молебнов. В 1737 году икона пострадала при пожаре, и достаточно сильно была обожжена, но к 1738 году ее восстановили, при этом был установлен защитный навес и икона была прикрыта стеклом, открывавшимся лишь в дни церковных праздников.
В начале XIX века икону приукрасили соответствующей религиозной символикой и к своду были пристроены колонны. А уже ближе к концу века изображения и украшения вокруг иконы опять были изменены, ряд элементов был заменен другими символами, а что-то совсем было решено убрать.
В 30-ые годы прошлого столетия, согласно коммунистическим принципам, икона была изолирована от всеобщего обзора — на нее была наложена решетка, поверх штукатурка. Получилось просто ровное место на стене.
В таком виде Спасские ворота простояли вплоть до апреля 2007 года, когда стал подниматься вопрос о восстановлении первозданного вида, и реставрации икон. Все работы были закончены реставраторами уже к августу 2010 года. И сейчас Спасские ворота сияют своей исконной красотой и великолепием.
Внешний вид
Куранты находятся на восьмом, девятом и десятом этажах – последний расположен прямо под верхним шатром. Высота дисков составляет более 6 метров. Размер чисел – 72 см, стрелка имеет длину 2,97 метров, минутная – 3,3 м. Вся конструкция имеет довольно внушительный вес — 25 тонн.
Принцип работы такой же, как у обычных ходиков: завод происходит при помощи поднятия трех гирь, ход осуществляется движением маятника. Внутри состоит из 4 валов, он расположился на девятом этаже.
Вал, отвечающий за минуты, спускается на восьмой этаж, музыкальная составляющая – на десятом. Последняя состоит из молотка и десятка колоколов: самый большой отвечает за отбивание при стрелке, указывающей на 12, остальные – когда стрелка указывает на 3, 6 и 9.
Важно знать: одна из главных особенностей заключается в том, что прибор полностью механический. Мелодии проигрываются при помощи медного цилиндра диаметром в 2 метра и весом в 2 центнера
Действие подобно музыкальным шкатулкам: на поверхности цилиндра нанесены выемки и выпуклости. При вращении они нажимают на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам и проигрывается нанесенная мелодия
Мелодии проигрываются при помощи медного цилиндра диаметром в 2 метра и весом в 2 центнера. Действие подобно музыкальным шкатулкам: на поверхности цилиндра нанесены выемки и выпуклости. При вращении они нажимают на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам и проигрывается нанесенная мелодия.
Однако из-за значительного отставания от нужного темпа мелодии не всегда узнаваемы. Теперь там забиты гимн России (он бьет каждые 6 ч., начиная с 12 ч.) и «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя» (проигрывается каждые 6 ч., начиная с 3 ч.).
Любопытно отметить, что наступление нового календарного периода в жизни людей и страны происходит не с последним боем курантов, а с первым перезвоном. К моменту окончания звона проходит целая минута.
Музеи и кафе
Оба здания часовых башен ранее использовались в музейных целях. В новой башне можно было увидеть разнообразные ювелирные изделия, как исторические, так и современные. Экспозиция старой была посвящена различным старинным предметам узбекского искусства и быта. Здесь были представлены одежда украшения, чеканка, резьба по дереву. Часть предметов найдены во время археологических раскопок. Самые ранние датируются VI в.
На сегодняшний день в комплексе работает кафе. Оно также носит название «Куранты». Это одно из любимых мест встречи горожан, хотя многие отмечают, что цены здесь выше средних по городу.
Abdullais4u
О кремлевской звезде
В это трудно поверить, но до 1935 года знаменитая пятиконечная звезда на Спасской башне ещё не была установлена. На её вершине красовался двуглавый орел. Потом, в 1935-ом году появилась первая звезда — медная, покрытая позолотой и украшенная уральскими самоцветами. Первая версия кремлёвской звезды отличалась от сегодняшней размерами — она была ненамного больше. Затем звезда потускнела, и как-то стало заметно несоответствие её рамеров размерам башни. В 1937 году звезду поменяли второй раз на рубиновую и больше не меняли. Подсветка кремлёвской звезды осуществляется круглосуточно с помощью мощной 5-ти киловатной электрической лампы. Кстати, звезда может вращаться как флюгер, и менять свое положение в зависимости от того, куда дует ветер. Ну а те, кто сгорает от желания увидеть предыдущую версию кремлевской звезды, могут без труда это сделать — стоит лишь пойти на московский Северный речной вокзал и посмотреть на шпиль его здания.
После реставрации фрески Спаса Смоленского в 2010 году было несколько заявлений с требованием убрать со Спасской башни звезду и заменить её на двуглавого орла. Однако реальных подвижек в этом направлении пока не происходило.
Почему московские куранты называются именно так.
История в повседневной жизни и повседневная жизнь в истории. Выпуск No 19 2011-04-15 Почему куранты или рингтоны XVIII века.Доброго времени суток, уважаемые читатели рассылки. Сегодня разговор вновь пойдет о часах на Спасской башне Кремля. Честно говоря, когда писал я статью о московских курантах. мне даже и в голову не пришло поинтересоваться происхождением этого слова. Но как это обычно и бывает, стоит только коснуться какой-либо темы, как выясняется, что и самые простые вещи способны нас удивлять. Если проводить среди людей опрос: «Что значит слово куранты?» – уверен, что большинство ответит: башенные часы или часы с боем. Да, в современном значении «куранты — это старинное название башенных или больших комнатных часов с набором настроенных колоколов, издающих бой в определённой мелодической последовательности. Обычно куранты исполняют небольшую музыкальную фразу каждый час, полчаса, четверть часа, иногда в первую четверть часа фраза исполняется один раз, во вторую — два, в третью — три.» Иноземное происхождение этого слова несомненно, но ни в одном из европейских языков башенные часы с музыкальным боем не называются курантами: Откуда же появилось это слово? В Росси часы с музыкальном боем появились при Петре I (в частности на Петропавловской крепости), но назывались они боевые или колокольные часы. Первоначально слово danse courante появилось во Франции и означало буквально «бегущий танец» (то есть быстрый танец в противоположность церемониальным танцам с раскланиваниями). Танец это был очень модным и популярным. Его мелодии часто использовались в часах на ратушах европейских городов. Со временем сам танец вышел из моды и забылся, хотя слово «куранты» (в значение танец) можно встретить и в литературе XIX века, например у Пушкина или Салтыкова Щедрина. А вот мелодии, как правило К середине XVIII века курантами стали называть сам механизм музыкального боя в часах (в том числе и комнатных). Именно в таком виде его зафиксировал Словарь Академии наук в 1847 году: «Куранты. 1. Музыка в часах. Часы с курантами…». По-видимому, именно тогда кремлевские часы стали называться часами с курантами, то есть часы с музыкальным боем. Но со временем комнатные часы с музыкальным боем стали исчезать из быта и сейчас встречаются лишь как антиквариат. А название часы с курантами как-то незаметно сократилось до одного слово «куранты». Теперь оно прочно срослось со Спасской башней Кремля и приобрело налет торжественной государственности. За сим прощаюсь. Ну вот вроде на сегодня и все! Жду от вас пожелания и замечания, а возможно и критику! |
Звезды Спасской башни
До 1935 года башню венчал золоченый двуглавый орел, который был демонтирован. На его месте установили пятиконечную звезду из нержавеющей стали и красной меди. В центре звезды уральскими самоцветами был выложен серп и молот, покрытый золотом.
Такие же звезды водрузили еще на 4 наиболее значимые башни. Однако они очень быстро потускнели, да и выглядели в общем архитектурном ансамбле Кремля громоздко и неуклюже.
2 ноября 1937 года их заменили. С тех пор светящаяся рубиновая звезда сияет на вершине башни. Размах лучей – 3,75 м, вес – около тонны. Вращающаяся звезда в виде многогранной пирамиды с подсветкой изнутри состоит из двух слоев стекла. Внутренний слой – из стекла молочного цвета, наружный – из рубинового. Внутри автономные лампы с вентиляционной системой для предохранения их от перегрева.
С распадом Советского Союза появились призывы к восстановлению двуглавого орла над Спасской башней Кремля. Официальных заявлений на этот счет со стороны власти нет.
Кремлевские куранты
Одним из главных символов Спасской башни являются куранты. Судьба их была нелегкой. Первые часы на башне появились еще в XVI веке — на службе при воротах находились часовщики. В 1625 английский механик Галлоуэй установил на башне необычные часы. В центре циферблата располагалось солнце, к которому была прикреплена неподвижная стрелка. Вокруг находились цифры, обозначенные славянскими буквами. Именно они двигались по направлению к стрелке.
Затем Петр I купил для первопрестольной новые часы в Голландии, которые, правда, быстро пришли в негодность. К 1770 на башне появились английские часы, которые, как ни удивительно, напевали «Ах, мой милый Августин». Правда, во время пожара 1812 года и они были разрушены. Те часы, которые мы знаем сейчас, были созданы в середине XIX века братьями Бутенопами. До 1917 Красная площадь попеременно оглашалась звуками «Марша Преображенского полка» и «Коль славен наш Господь в Сионе». Мастера хотели набрать на вал часов «Боже, Царя храни!», но Николай II выступил против. Во времена СССР с башни раздавались звуки «Интернационала» и «Вы жертвою пали…». В 1999 куранты начали исполнять официально принятый российский гимн.
Звонница на Спасской башне, конец XIX в. (pinterest.com)
Спасские ворота — святое место для каждого москвича
Спасские ворота в давние времена были поистине культовым местом — они считались святыми в прямом смысле этого слова. Мужской половине населения вменялось в обязанность, проходя через Спасские ворота, снимать головные уборы
. Если уборы по каким-то причинам снимать отказывались или забывали это делать, то нужно было искупить вину 50 земными поклонами. Также Спасские ворота были местом встречи московских князей и их представителей с иностранными послами. И, конечно же, ни один кремлёвский крестный ход не мог миновать Спасские ворота, даже цари перед тем, как короноваться, тоже через них проходили.
Со Спасскими воротами и их святой силой связана одна интересная история. Было это в войну 1812 года. Именно в тот момент, когда французский император Наполеон, захватив Москву, решил проехать Спасские ворота, треуголка с его головы была сдута ветром. Его окружение расценило это, как нехороший знак, и как уже давно стало известно, знамение оправдалось. Достоверно известно и преступное решение Наполеона о взрыве этой башни. Взрыв был предотвращен благодаря вовремя подоспевшим донским казакам — «спецназу» того времени, которых французы панически боялись.
Вид на башню с Красной площади
Механизм Христофера Голлуэя
Часы Спасской башни Московского Кремля на то время были самыми примитивным, кроме того, они сильно страдали от частых пожаров, и тогда в Москву пригласили известного английского часовых дел мастера Христофера Голлуэя. Помогали ему русские кузнецы – Ждан, его сын Шумила и внук Алексей. В 1626 году часы на Спасской башне сгорели и заново были восстановлены Галлоуэем.
Русский художник Бажен Огурцов в 1636 году создал для них великолепнейший шатер, ставший украшением всего архитектурного ансамбля Кремля. Над производством часов трудились вологодские крестьяне — отец и сын Вирачевы, а руководил этим процессом Галлоуэй. Для «перечасья» литейщиком Кириллом Самойловым были отлиты 13 колоколов.
На то время жалование английского мастера за год составляло 64 рубля. Старый часовой механизм был продан за 48 рублей. Это говорило о том, что часовые мастера в Москве пользовались большим уважением и привилегиями, им платили большое жалование, особенно ценились те, кто следил за башенными часами. Для рабочих была создана даже специальная инструкция, в которой было написано, что в Спасской башне нельзя было пить, играть в карты, торговать табаком, вином и т. д.
Спасские ворота
Ворота в Спасской башне почитались как святыня. Мужчины, невзирая на сословную принадлежность и национальность, обязывались проходить через ворота только пешком и обнажать голову. Если же представитель сильного пола отказывался это делать, то взамен ему полагалось отбить 50 земных поклонов. Начало такой традиции положил Алексей Михайлович в 1648 году своим указом.
У Спасских ворот проводились встречи князей с иностранными послами. Долгое время лобным местом служила Красная площадь. А образ Спаса Смоленского на Спасских воротах был последним утешением для приговоренных к казни.
Долгое время через Спасские ворота могли проезжать лишь служебные машины, да и то лишь в торжественных случаях. Сейчас вы можете пройти через них во время обзорных экскурсий по Москве, а также прогулок по Красной площади от портала «Спутник».
О Спасских воротах хорошо известна одна легенда, относящаяся к войне 1812 года. Когда Наполеон Бонапарт пожелал проскакать через них, с его головы сдуло треуголку. Приближенные императора расценили это происшествие как дурной знак. В результате приказу завоевателя взорвать башню удалось помешать, благодаря вмешательству донских казаков.
Спасские ворота
Во все времена главными в Кремле считались ворота Спасской башни. Белокаменные доски, установленные над ними, на русском и латинском языках извещают о дате строительства. Исстари ворота считались святыми и особо почитались в народе.
Они были главным парадным въездом в Кремль, без повелений и указов каждый проезжающий мимо на лошади спешивался и в знак уважения скидывал шапку. Тех, кто нарушал это правило, народ заставлял класть 50 поклонов перед надвратной иконой.
Интересно, что эту традиции возвел в ранг закона своим указом царь Алексей Михайлович в 1648 году. Через ворота Спасской башни торжественно отправлялись полки в военные походы, через них въезжали в Кремль российские самодержцы, шли крестные ходы, выносили иконы и святые мощи.
Здесь же в Вербное воскресение проходило шествие «на осляти»: патриарх, подобно Христу, проезжал на ослике, ведомом под уздцы самим государем. Затем патриарх поднимался на гульбище Спасской башни, святил воду и кропил ею крепостные стены.
Все иностранные послы проходили возле святыни во время их торжественной встречи в Кремле.
Спасские ворота были ключевыми в обороне Кремля. Здесь на предмостках стояли орудийные батареи. Для защиты этого направления была изготовлена и поставлена при входе знаменитая Царь-пушка. Отлитая из бронзы, с весом ствола орудия 40 тонн и длиной ствола 5 метров, она своим видом приводила в смятение неприятеля.
Архитектура в истории башни
Строение очень интересно по своей конструкции. Исстари она считалась главной башней Кремля, свидетельство тому – ее устройство. Она имеет пять боевых ярусов. Между ними проложена лестница, спрятанная между двойными стенами.
Наружная отделка из красного обожженного кирпича. Полы, своды и лестницы – из белого известняка. На верхних площадках бойницы. Два каменных бастиона не сохранились до наших дней. Толщина оборонительных стен достигает 5 метров.
Это проездная башня. Ее ворота закрывались крепкими дубовыми полотнищами. С наружной стороны были пристроены башенки – стрельницы, проезды в которые защищались специальными спускающимися решетками – герсами.
В 17 веке сделали новые надстройки. Над башней соорудили шатер, который позднее снабдили гербом России – двуглавым орлом. Такой чести была удостоена только Спасская башня. На ней же издревле были башенные часы.
Конструкция украшена декоративными башенками, пирамидками, фигурками зверей, кружевами из белого камня. Вправо и влево уходят кирпичные стены огромной для того времени высоты.
У подножия начинался огромный 50 м длины и около 10 м ширины мост. Он был перекинут через внушительный ров, стены которого выложены белым камнем, а глубина достигала 22 метров. Этот огромный ров служил не только для обороны, но и преграждал путь огню во время губительных московских пожаров.
За рвом в 50 м от стен Кремля начиналась граница Красной площади. Высота башни 71 метр, периметр основания 61,8 метра.
Спасская башня в 17 веке
Высота Спасской башни сегодня равняется 67.3 метра без кремлёвской звезды и 71 метр с нею. Однако Спасская башня не всегда была такой высокой — её изначальная высота была меньше как минимум в 2 раза. Только в первой половине 17 века русский зодчий Бажен Огурцов и Христофор Галовей, английский архитектор, достроили башню многоярусным верхом, исполненным в готическом стиле. На самом верху башни был сооружен каменный шатер. Когда-то наверху были установлены каменные статуи и их даже наряжали в специально сшитые одеяния. Но, увы, до нашего времени статуи не дошли. Кроме статуй, фасады Спасской башни были украшены рельефами из белого камня. Один из них, каменный рельеф, на котором изображен св. Георгий Победоносец, можно увидеть в Третьяковской галерее.
Примерно в то же время к Спасской башне был пристроен арочный мост из камня, перекинутый через защитный ров. На этом мосту купцы продавали самые разные товары. В середине 17 века на шатре Спасской башни был установлен двуглавый орел
, являющийся гербом Российской Федерации в настоящее время. Правда, в то время орел символизировал ещё и самодержавие.
Вид башни со стороны Москвы-реки и Васильевского спуска
Двуглавые орлы были впоследствии установлены и на остальные башни Московского Кремля — Боровицкую, Троицкую и Никольскую. Причиной послужила их большая высота, так как орлы должны были быть хорошо видны большинству московских горожан.
По сторонам сначала Фроловских, а затем и Спасских ворот, были возведены две часовни — Смоленская и Спасская. Интересны их вторые названия: так, Спасскую часовню окрестили Великого Совета Ангел, а Смоленскую — Великого Совета Откровение. В самом начале 19 века деревянные часовни снесли и на их месте возвели новые, но уже из камня. И тут грянула война 1812 года. Как известно, Наполеон особо не церемонился с культовыми российскими сооружениями и безжалостно их разрушал. Архитектор Герасимов П.А. проводил работы по реставрации Кремля в 1862 году и во время их осуществления им были восстановлены эти 2 часовни: правда, по совершенно новому проекту. Вновь построенные и освященные в октябре того же года часовни попали под «юрисдикцию» Покровского собора. Снесли же часовни окончательно большевики — в 1925 году и больше их не восстанавливали.
Вид на куранты и рубиновую звезду
История
Удивительно, но куранты установили еще в XVI в. Уже тогда в Кремле существовала должность часовщика: их служба протекала на Спасских, Троицких и Тайницких воротах, позднее к ним прибавились Никольские.В начале XVII в., менее, чем через 40 лет службы, первый прибор с Фроловских (на тот момент) ворот был продан монастырю в Ярославле. Уже спустя 24 месяца на их месте появился новый прибор для определения времени. Над ним работали англичанин Галлоуэй (Галовей) и семья русских кузнецов Ждановы и Шумиловы. На первых были установлены 13 колоколов работы Самойлова.
Однако не суждено было простоять долго конструкции: мало проработав, они погибли при пожаре, но были быстро изготовлены заново тем же мастером Галовеем.
В 70-х г. этого же века прибор пережил серьезный ремонт. Теперь он мог проигрывать музыку, диск покрыли лазурью голубого цвета, на него нанесли изображения небесных светил. Вместо привычной подвижной стрелки на самом верху циферблата прикрепили изображение солнца, от которого вниз спускался длинный луч. Сам диск разделили на 17 отсеков, чтобы было удобно обозначать длинный летний день.
Главной особенностью являлся механизм: двигались не стрелки, показывая точное время, а циферблат: восход был первым дневным явлением, закат — последним. Таким образом, диск то двигался по движению стрелки, то против. Чтобы показания не отставали от движения солнца, прибор корректировали каждые 2 недели.
Обратите внимание: по этому поводу английский врач, работавший в столице, описал своему другу Москву и написал, что поступки русских совершенно непонятны – даже в их часах не стрелка бегает за цифрами, а наоборот. Появлению новых часов мы обязаны Петру Первому
Появлению новых часов мы обязаны Петру Первому
В начале XVIII века Петр I решил преобразить башню на европейский лад и приобрел в Голландии новый прибор. В нем уже был привычный нам циферблат с 12 цифрами. Установкой занимался часовщик Гарнов (Гарно). Но этот механизм оказался крайне ненадежен и постоянно ломался, пока после пожара в 1737 г. не вышел из строя окончательно.
Впрочем, это мало кого расстроило: столица перебралась в Санкт-Петербург, и обустройство затянулось. Пришлось прождать более четверти века, пока в Грановитой палате не обнаружили часы английской работы – их и установил на башню немец Фатц. Монтаж длился около 3 лет, и в 1770 г. над Красной площадью куранты проиграли слова немецкой песни «Ах, мой милый Августин» — впервые за все время существования. Спустя несколько дней мелодию сменили на привычную.
Не суждено было простоять долго описываемому прибору. Во время знаменитого московского пожара, случившегося при наступлении Наполеона, он пострадал. Когда их проверил часовщик Лебедев, то продолжительное время потратил на восстановление. После окончания ремонтных работ его наградили.
Петр I
К концу XVII века часы на Спасской башне Кремля, изготовленные когда-то Христофером Голлуэем, стали совсем непригодными, и тогда в 1704 году из Голландии по морю Петр I привозит новые. Их везли из Архангельска на тридцати подводах, из казны на это дело было выделено более 42 000 ефимков (западноевропейская серебряная монета). Вся страна в это время переходит на единый суточный отсчет времени. Через три года эти огромные часы с 12-часовым циферблатом были установлены на Спасской башне. За дело взялся Еким Гарнов и еще несколько подмастерий, которые отрегулировали и запустили механизм за 20 дней.