Культурная революция в ссср: цели, суть, итоги

Оглавление

Период индустриализации и коллективизации (1924–1937)

В декабре 1925 года на XIV съезде партии был взят курс на индустриализацию, которую планировалось провести в максимально сжатые сроки.

Главной целью явилось стремление ликвидировать гигантскую пропасть в экономическом развитии между СССР и западными странами.

Был разработан первый пятилетний план – на 1928–1932 годы. В управление народным хозяйством вносились плановые начала, на предприятиях разворачивалась борьба за экономию ресурсов и финансов, с тем чтобы направить сэкономленные средства на строительство новых заводов и фабрик. Основу новой экономики должен был составить государственный сектор, частнику же в ней места не было. За первую пятилетку намечалось осуществить крупнейшие вложения в развитие тяжелой промышленности. Развитие легкой и пищевой промышленности в это время отходило на второй план.

В это же время страна переходит и к массовой коллективизации сельского хозяйства. Одной из ее причин стало изыскание средств для финансирования индустриализации. Деньги было решено взять из деревни. Коллективизация проводилась жесткими, часто насильственными методами. Сегодня индустриализация и коллективизация в СССР именуются Великим переломом.

Результатом неимоверных усилий Советского Союза стал гигантский рывок в развитии промышленности. С 1929 по 1940 год было построено 8,5 тыс. крупных предприятий. Среди них: Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, Нижегородский автомобильный завод, Запорожсталь, Азовсталь, Уралмаш, Криворожский и Новолипецкий металлургические заводы и многое другое. В это время в основном была выполнена программа электрификации страны (ГОЭЛРО). Завершалась культурная революция.

Темпы роста промышленного производства были в три раза выше, чем в Российской империи в начале века. Это позволило СССР стать не только индустриальной державой, но и выйти в лидеры среди промышленно развитых стран.

Но наряду с вопросами экономического развития приходилось решать вопросы и защиты Отечества от проявлений внешней агрессии.

В 1929 году начался Советско-китайский конфликт. Это вооруженное столкновение было спровоцировано китайской стороной из-за совместного пользования Китайско-Восточной железной дорогой, которая была построена в конце XIX века Российской империей.

Начались провокации на границе СССР, КВЖД была захвачена, 200 граждан Советского Союза, обслуживающие дорогу, были арестованы. Для защиты от китайской агрессии была создана Особая Дальневосточная армия под командованием В. К. Блюхера, которая разгромила китайские войска, и по Хабаровскому протоколу восстановилось прежнее положение на КВЖД.

В 1938 году японские милитаристы провели проверку боеспособности Советского Союза в районе озера Хасан в Приморском крае. Три японские дивизии, кавалерийский полк и механизированная бригада сделали попытку вторгнуться на территорию СССР. 6–9 августа советские войска разгромили вторгшуюся японскую армию и восстановили границы в прежнем положении.

Наиболее масштабным стал вооруженный конфликт на реке Халхин-Гол в 1939 году. Здесь началась боевая операция японских милитаристов против Монголии. Их целью был разгром противостоящей советской группировки. В ходе трехдневных боев японцы были отброшены на прежние позиции. Боевые действия продолжались до 15 сентября. В результате советско-монгольскими войсками были уничтожены японские подразделения, участвовавшие в боевых действиях.

О масштабности проведенных операций советских и монгольских войск говорит тот факт, что за эти бои 73 участника были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Многие командиры воинских частей, принимавших участие в этих боях, выросли в крупных военачальников и командиров. Г. К. Жуков стал Маршалом Советского Союза, И. И. Федюнинский – генералом армии, К. Н. Абрамов и Г. М. Штерн – генерал-полковниками.

Что представляет собой

Сама идея изменений пришла в голову правителю ЦК КПК, Мао Цзэдуну еще в 1950 году. Он для того, чтобы укрепить свою власть, решил поднять бедных крестьян против своих угнетателей, буржуев и капиталистов. Дата начала культурной революции в Китае май 1966 года.

Началась повальная пропаганда граждан и чистки в рядах партии. Враг обрисовывался как типичный феодал, который не заботится о судьбе простого народа. Людям в голову вбивали мысль, что для того чтобы жить лучше, необходимо устроить революцию и уничтожить врага.

Идея революционеров

Основной идеей революции, которую преследовал лидер Китая, это воспитание удобного для себя народа. Сторонники должны были слепо верить в благонамеренность своего вождя, не жалея времени и сил для претворения в жизнь его идей.

Для этого пропагандировалась идея социалистического устройства государства. Отсутствие господ и вышестоящих начальников грезилось людям в их воображении. Для того чтобы прийти к такому обществу нужно было в начале революции искоренить:

  • Нежелательные идеи.
  • Ошибочные культурные ценности.
  • Старые ритуалы и обычаи.
  • Вредные привычки.

Основные события в России в феврале 1917 года

К началу года сложилась сложная обстановка внутри страны. Продолжение войны, экономическая разруха, приведшая к нехватке основных продуктов питания, привели к революции в России 1917 года. Если в сельской местности, где личные хозяйства поддерживали крестьянские семьи, обстановка с продуктами была более или менее сносной, то в городах не хватало хлеба. Цены росли каждый день. Многие семьи недоедали.

Солдаты в окопах мерзли и нередко голодали. Не хватало снарядов и патронов. Получая письма от родных, они читали о том, что без мужчин хозяйства разваливаются. Некому пахать и сеять. Под действием пропаганды агитаторов, они уходили домой. Не стало идеалов, за которые стоило терпеть такие лишения. Повальное дезертирство стало нормой. Фронт держался на честном слове.

Высокие цены на продукты питания заставляли рабочих прибегать к забастовкам с требованиями повысить зарплату. Но они оставались не удовлетворенными. Тиф косил тысячи людей. Не хватало лекарств и медицинского персонала. Все это вызывало недовольство и вело к революции 1917 года.

Всестороннее развитие человека

Сферой осуществления культурной революции являлись все стороны жизни общества, единственная цель которого – всестороннее развитие человека, превращение его в сознательного творца истории. Все остальное было подчинено этой вели­кой цели, являлось основой и средством ее достижения.

Конечно же, культурная революция имела и положительные, и отрицательные стороны.

Целями культурной революции в СССР в 1920-е – 1930-е гг. было формирование нового типа культуры как части строительства социалистического общества, в том числе:

1) ликвидация безграмотности;

2) создание новой государственной системы образования, обеспечение минимального уровня образования;

3) формирование социалистической интеллигенции за счет увеличения доли выходцев из пролетарских классов;

4) превращение литературы и искусства в инструмент идеологического воздействия на массы, утверждение в них метода социалистического реализма;

5) превращение науки в рычаг социалистического строительства.

Период устойчивого развития и Перестройка (1953–1991)

Новый этап в жизни советского государства начинается со смертью И. В. Сталина в марте 1953 года. Этот период в развитии советской государственности характеризуется началом демократизации общества. Прекращаются репрессии, ликвидируется ГУЛАГ. Начинается процесс реабилитации невинно пострадавших.

Демократизация государственной жизни нашла отражение в мерах, направленных на повышение роли Советов, активизацию их деятельности и упрочение связей с народными массами.

В рассматриваемый период принимаются меры по повышению эффективности управления народным хозяйством. Происходят изменения в трудовом законодательстве, в направлении повышения материального и социального обеспечения граждан. Принимается план построения материально-технической базы коммунизма.

Активно развивается атомная энергетика и электроника. Первый человек отправлен в космос. Начинается освоение целинных и залежных земель, расширяется доля легкой промышленности. 

Напряженности в международных отношениях способствует холодная война, начатая бывшими союзниками, против Советского Союза. Формируется лагерь социалистических стран, создается Варшавский договор.

В этот период страна втягивается в затяжную войну в Афганистане, которая продолжалась более десяти лет. Она началась в 1979 году и была вызвана

обязательствами нашей страны по советско-афганскому договору, а также объективной угрозой нашим границам. Военные действия стали и защитой советских стратегических интересов в этом регионе. 

Трагическим итогом войны стали 13 835 погибших советских солдат. 86 солдат и офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза.

К сожалению, эта война не принесла желанного мира на землю Афганистана. В 1992 году Демократическая Республика Афганистан была окончательно ликвидирована исламистами.

К середине 80-х годов нарастает напряженность в экономическом секторе, снижается уровень жизни населения, усиливается коррупция, ухудшается трудовая дисциплина.

Начинается период перестройки. Одной из ее задач стала попытка перевести централизованное планово-экономическое хозяйство на рыночную, товарно-денежную основу.

В это время появляются законы об индивидуальной трудовой деятельности.

Периоду способствует и кризис политической власти, вводятся элементы парламентаризма, и происходит разделение властей. Состоялся первый съезд народных депутатов.

Из статьи В. И. Ленина «О кооперации»

Нам наши противники не раз говорили, что мы предпринимаем безрассудное дело насаждения социализма в недостаточно культурной стране. Но они ошиблись в том, что мы начали не с того конца, как полагалось по теории (всяких педантов), и что у нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы, все-таки, теперь стоим.

Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной, но для нас эта культурная революция представляет неимоверные трудности и чисто культурного свойства (ибо мы безграмотны), и свойства материального (ибо для того, чтобы быть культурными, нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база).

В. И. Ленин, Сочинения, т. 33, стр. 435.

Цели культурной революции

После такого чудовищного потрясения реформы были просто необходимы, требовалось не только преодолеть последствия разрухи, но и провести массовую разъяснительную работу среди населения, обосновав закономерность произошедшей общенациональной трагедии. Задача осложнялась тем, что большинство населения не воспринимало агитационной информации по очень простой причине: высокий процент граждан новой Советской России (примерно 68%) не владел элементарной грамотностью. Подъему экономики мешал недостаток специалистов. Не хватало инженеров, квалифицированных рабочих, военных командиров, учителей, профессоров, врачей, в общем, представителей всех специальностей, освоение которых требует долгой учебы. Тех, что были, разметал ветер Гражданской, иные погибли, другие нашли применение своим талантам в Парижах и Нью-Йорках. Им там было плохо и тоскливо, но оставшимся на родине чаще всего приходилось еще хуже.

Вслед за масштабной социальной требовалась действительно великая культурная революция.

Причины

Многие историки утверждают, что события, произошедшие в октябре 1917 года, были неизбежными и в то же время неожиданными. Почему? Неизбежными, потому что к этому времени в Российской империи сложилась определенная ситуация, предопределившая дальнейший ход истории. Это было обусловлено рядом причин:

  • Итоги Февральской революции: её встретили с небывалым восторгом и энтузиазмом, которые вскоре переросли в обратное – горькое разочарование. Действительно, выступление революционно настроенных «низов» – солдат, рабочих и крестьян, привело к серьезному сдвигу – свержению монархии. Но на этом достижения революции и закончились. Ожидаемые реформы «зависли в воздухе»: чем дольше Временное правительство откладывало рассмотрение насущных проблем, тем быстрее росло недовольство в обществе;
  • Свержение монархии: 2 (15) марта 1917 года Российский император Николай II подписал отречение от престола. Однако, вопрос о форме государственного правления в России – монархия или республика, оставался открытым. Временное правительство постановило рассмотреть его во время очередного созыва Учредительного собрания. Такая неопределенность могла привести только к одному – анархии, что и случилось.
  • Бездарная политика Временного правительства: лозунги, под которыми прошла Февральская революция, её стремления и достижения были фактически похоронены действиями Временного правительства: участие России в Первой мировой продолжилось; большинством голосов в правительстве были блокированы земельная реформа и сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов; не было аннулировано самодержавие;
  • Участие России в Первой мировой войне: любая война – это крайне затратное мероприятие. Она буквально «высасывает» из страны все соки: люди, производство, деньги – всё идёт на её поддержание. Первая мировая война не была исключением, и участие в ней России подорвало экономику страны. После Февральской революции Временное правительство не отступило от своих обязательств перед союзниками. Но дисциплина в армии была уже подорвана, и в армии началось повальное дезертирство.
  • Анархия: уже в названии правительства того периода – Временное правительство, прослеживается дух времени – порядок и стабильность были разрушены, и на смену им пришла анархия – безвластие, беззаконие, неразбериха, стихийность. Это проявлялось в во всех сферах жизни страны: в Сибири было сформировано автономное правительство, которое не подчинялось столице; Финляндия и Польша провозгласили независимость; в деревнях крестьяне занимались самовольным переделом земли, жгли помещичьи усадьбы; правительство в основном занималось борьбой с Советами за власть; разложение армии и многие другие события;
  • Стремительный рост влияния Советов рабочих и солдатских депутатов: во время Февральской революции партия большевиков не относилась к самым популярным. Но со временем данная организация становится главным политическим игроком. Их популистские лозунги о немедленном прекращении войны и проведении реформ нашли большую поддержку среди озлобленных рабочих, крестьян, солдат и милиции. Не последней была и роль Ленина, как создателя и вождя большевистской партии, совершившей Октябрьскую революцию 1917 года.

Рис. 1. Массовые забастовки в 1917 году

Ликвидация неграмотности, создание системы образования

Для борьбы с тотальной необразованностью населения, в 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.  Произведена перестройка системы образования. Все учебные заведения были национализированы, а также ликвидирована сословная система обучения. Теперь бесплатное образование могли получить все желающие. Классы были общими для мальчиков и девочек. Для взрослых были открыты вечерние школы и созданы «рабфаки» (рабочие факультеты) для подготовки молодежи к поступлению в ВУЗы.  В 1925 году была создана Академия наук СССР.

Политика ликвидации безграмотности быстро дала свои результаты. Уже в 1926 году уровень грамотности людей составил 51%, тогда как до революции – 20%. 

В  1930 году правительством было введено положение о всеобщем обязательном начальном образовании. В сельской местности обязательным было обучение в течение четырех лет. Для городов и промышленных районов срок обучения составлял семь лет. 

К середине 1930-х гг. утвердили общие учебники для учащихся. После окончания обучения, выдавались аттестаты, дипломы единого образца. Стремительно возросло количество ВУЗов.

Смотрите также:

  • Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г
  • Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация
  • Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны
  • Причины, этапы Великой Отечественной войны

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-х гг.

Последствия революции 1917 года и последовавшей после нее гражданской войны носили катастрофический характер для всех сфер жизни страны. Огромное количество образованных людей и интеллигенции выехало за границу, попутно увозя с собой ценные произведения искусства. Экономика пришла в упадок. Политика «военного  коммунизма» и неурожай привели страну к голоду и эпидемиям 1921-1922 годов. Важным шагом для восстановления страны из руин, стало принятие в 1921 году новой экономической политики (НЭП) и образования в 1922 году СССР. После отказа от нэпа  в конце 1920-х годов началась глобальная индустриализация, которая проходила за счет разорения деревень. Как итог – начались проблемы с продовольствием и новый голод 1932-1933 гг. 

Советское общество 1920-30-х годов переживало сложный период и строилось на идеологии марксизма-ленинизма. При таком подходе, в любых направлениях общественной жизни, главным является классовый подход.  Сфера культуры и искусства того времени находилась под сильным идеологическим прессингом:

  • Партия контролировала духовную жизнь людей. Проводилась пропаганда атеистических взглядов
  • Сознанием людей манипулировали посредством искусства, журналов, листовок
  • Инакомыслящие физически уничтожались

Были созданы идеологические организации, такие как Агитпроп, Пролеткульт, Союз безбожников. Их члены занимались пропагандой советской идеологии и нравственности, отрицали культуру прошлого, навязывали атеистические взгляды. 

В искусстве и культуре 1920-1930-х гг. официальным методом творчества был социалистический реализм(соцреализм). Он предполагал под собой создание произведений, которые изображали действительность в соответствии с идеалами социализма. Все, что ставило под сомнения основы советской идеологии, было под строжайшим запретом. Инакомыслие порицалось и наказывалось.

Культура теперь стала доступна  всем слоям общества, а не только представителям высших сословий, как это было в дореволюционной России. Произошла ее демократизация. Открывались новые клубы, дома культуры и музеи.  И люди с удовольствием туда потянулись.

Развивалась эстрада и кинематограф. В 1931 году был снят первый советский фильм со звуком «Путевка в жизнь». Следом появилось на свет множество других произведений кинематографа, где главными героями выступают рабочие люди, а сам фильм проникнут уверенностью в завтрашнем дне. Многие из них за их оптимизм и жизнерадостность, пересматриваются до сих пор представителями разных поколений.

Октябрьская революция 1917 года в России

Причины октябрьской революции 1917 года:

  • усталость от войны;
  • промышленность и сельское хозяйство страны оказались на грани полного развала;
  • катастрофический финансовый кризис;
  • нерешенность аграрного вопроса и обнищание крестьян;
  • оттягивание социально-экономических реформ;
  • противоречия Двоевластия стали предпосылкой для смены власти.

3 июля 1917 в Петрограде начались волнения с требованием свержения Временного правительства. Контрреволюционные части по указу правительства для подавления мирной демонстрации применили оружие. Начались аресты, восстановлена смертная казнь.

Двоевластие окончилось победой буржуазии. События 3-5 июля показали, что буржуазное Временное правительство не намерено выполнять требования трудящихся, и большевикам стало ясно, что мирным путем взять власть уже нельзя.

На VI съезде РСДРП(б), который состоялся с 26 июля по 3 августа 1917 г., партия взяла ориентир на социалистическую революцию путем вооруженного восстания.

На августовском Государственном совещании в Москве буржуазия намеревалась объявить Л.Г. Корнилова военным диктатором и приурочить к этому событию разгон Советов. Но активное революционное выступление сорвало планы буржуазии. Тогда Корнилов 23 августа двинул войска на Петроград.

Большевики, проводя большую агитационную работу среди трудящихся масс и солдат, разъясняли смысл заговора и создавали революционные центры для борьбы с корниловщиной. Мятеж был подавлен, а народ окончательно понял, что большевистская партия – это единственная партия, которая отстаивает интересы трудящихся.

24 сентября большевики получили 51% голосов в районные думы. Буржуазные партии и Временное правительство терпели глубокий кризис, не имея опоры в массах.

В середине сентября В.И. Ленин разработал план вооруженного восстания и пути его осуществления. Главной целью октябрьской революции было завоевание власти Советами.

12 октября был создан Военно-революционный комитет (ВРК) – центр по подготовке вооруженного восстания. Зиновьев и Каменев, противники социалистической революции, выдали сроки восстания Временному правительству.

Восстание началось в ночь на 24 октября за день открытия II съезда Советов. Правительство сразу же удалось изолировать от верных ему вооруженных частей.

25 октября В.И. Ленин прибыл в Смольный и лично руководил восстанием в Петрограде. В ходе октябрьской революции были захвачены важнейшие объекты такие, как мосты, телеграф, правительственные учреждения.

Утром 25 октября 1917 г. ВРК объявил о свержении Временного правительства и передаче власти Петроградскому Совету рабочих и солдатских депутатов. 26 октября был захвачен Зимний дворец и арестованы члены Временного правительства.

Октябрьская революция в России свершилась при полной поддержке народных масс. Союз рабочего класса и крестьянства, переход вооруженной армии на сторону революции, слабость буржуазии определили итоги октябрьской революции 1917 года.

25 и 26 октября 1917 г. прошел II Всероссийский съезд Советов, на котором был избран Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) и образовано первое Советское правительство — Совет Народных Комиссаров (СНК). Председателем СНК был избран В.И. Ленин. Он выдвинул два Декрета: «Декрет о мире», который призывал воюющие страны прекратить военные действия, и «Декрет о земле», выражающий интересы крестьян.

Принятые Декреты способствовали победе Советской власти в регионах страны.

3 ноября 1917 г. со взятием Кремля Советская власть победила и в Москве. Далее Советская власть была провозглашена в Белоруссии, Украине, Эстонии, Латвии, в Крыму, на Северном Кавказе, в Средней Азии. Революционная борьба в Закавказье затянулась до конца гражданской войны (1920-1921 гг.), которая явилась последствием октябрьской революции 1917 года.

Великая октябрьская социалистическая революция разделила мир на два лагеря — капиталистический и социалистический.

Накануне объединения

Первая мировая война, из которой Россия вышла не сразу после революции, вынудила правительство перевести столицу страны из Петрограда в Москву, так как была велика вероятность немецкой оккупации столичного города.

Именно в Москве ковался новый стальной план объединения постимперских территорий в новое единое государство. На этом пути было множество препятствий в виде национального сепаратизма закавказских республик, иностранных интервентов и политических противников внутри государства.

В разговорах о том, зачем создали СССР, часто забывают, что главной целью Октябрьской революции для социалистов было создание справедливого государственного, а позже и мирового устройства. Такие значительные преобразования не могли проходить просто и безболезненно для ключевых участников процесса.

В то же время, когда говорят о том, кто создал СССР, часто забывают о том, что в декларации это прямо указывается: «…согласно воле народов» и т. д. Спорить с этим историческим фактом странно. Год, в каком был создан СССР, навсегда войдет в историю как один из ключевых в двадцатом веке.

Мао Цзэдун против конфуцианства

Мао был хитрым и дальновидным политиком. Он желал создать в КНР культ собственной личности. Но ему мешала сама идеология Китая. Культ поклонения предков тогда был главенствующим направлениям, благодаря которому сохранялись традиции и обычаи. А конфуцианство содержало в себе такие постулаты, которые противоречили идеям Мао.

Поэтому опальный друг Цзэдуна Линь Бяо, ранее бывший министром обороны, обвинялся в том, что он приверженец учения Конфуция. А во время щепетильного обыска в его доме были обнаружены газетные вырезки с изречениями Великого Китайского Учителя.

Как Мао боролся с конфуцианством? Для его искоренения он применил следующие шаги:

  • Наладил выпуск брошюр с критикой основных тезисов учения;
  • Привлек к высмеиванию Линь Бяо и конфуцианства все газеты и журналы в стране;
  • Организовал во всех главных учебных заведениях курсы острой критики конфуцианства и освоения марксизма для рабочих и крестьян;
  • Завербовал выдающегося деятеля Фэн Юланя, заставив его отказаться от прежних неоконфуцианских взглядов публично. Этот шаг для общества имел эффект «разорвавшейся бомбы»;
  • Обвинил видных политиков того времени в буржуазном происхождении.

Для критики конфуцианства привлекались школьники, студенты, учителя, преподаватели и рабочие. Мао считал, что образование – это пустая трата времени для большинства, что все проблемы легко решаются насилием. Он был убежден, что физический труд возвышает человека, а духовная и интеллектуальная деятельность опускают его на самый низкий уровень. В последствие Мао некоторое время лояльно относился к интеллигенции и буржуазии, но делал это лишь для собственной выгоды и удержания контроля. Однозначную оценку событиям пятидесятилетней давности затрудняются дать не только сами китайцы, но и историки других стран. Так как слишком много противоречивых процессов происходило в то время.

Итоги культурной революции в СССР

К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды.

Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия.

С другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и приходят к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным. На это указывает и капиталистическая реакция, которая началась в начале шестидесятых с

  • подменой так называемой рентабельностью государственного планирования,
  • заменой распределения из общественных фондов потребления личным обогащением,
  • превращением понятия воровства в мещанское «умеет жить»,
  • карьерный конформизм вступления в комсомол и партию
  • прививание принципов потребительского общества

и закончилась отказом от коммунистического и возвратом на капиталистическое производство и распределение.

Thank you for helping!

Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

Thanks for reporting this video!

`result`.`lang` `result`.`T`

No matching articles found

Search for articles containing: `search`.`query`