Букварь: как деградировала главная книга первоклассника за 50 лет

Оглавление

Как учредили Московский печатный двор

К середине XVI века книгопечатание стало насущной необходимостью на Руси. Рукописных книг не хватало, да и ценились они без преувеличения на вес золота. Церковь была недовольна лавиной ошибок и лакун в богослужебных книгах и летописных сводах, а при частом переписывании неточностей становилось всё больше, что приводило (или могло привести) к разночтениям и ереси. Помимо того, Иван Грозный уже успел покорить немало земель, народы которых нужно было обратить и «перевоспитать». А как это сделать без книг?

Начало первого раздела Стоглава (23 февраля 7059 года, то есть 23 февраля 1551 года)

В сборнике решений Стоглавого собора 1551 года — Стоглаве, кроме политических и церковных вопросов, были отдельно оговорены правовые нормы, регулирующие труд переписчиков. В частности, было указано «дозирать» по храмам над тем, чтобы богослужебные книги переписывались с «добрых переводов». Но вычитка каждой книги — это дополнительное время и труд, и от разночтений это могло и не уберечь. И только книга, отпечатанная с утверждённых печатных форм, могла ни в чём не уступать оригиналу с каноническим текстом.

Иван Грозный от Максима Грека уже знал о венецианском издателе Альде Мануции. Чем же русские люди и русский царь хуже венецианцев?

На этом месте находился Печатный двор (Никольская улица, дом 15, музейно-образовательный комплекс ИАИ РГГУ)

И в 1553 году Грозный учредил Московский печатный двор, который расположился в Китай-городе на Никольской улице, по соседству с Николо-Греческим монастырём. 

И тут внимание! С 1553 года в Москве было напечатано семь книг, но без выходных данных, то есть без указания года и места издания. Их создание принято относить к деятельности так называемой Анонимной типографии

То есть «Апостол» Фёдорова — первая книга, в послесловии к которой были приведены выходные данные типографии. Но не первая печатная книга на Руси.

История создания

Первое напечатанное издание стало результатом трудов наиболее образованных представителей нации на тот период. Молодой правящий царь задался целью объединить многочисленные православные народы, проживающие по соседству, в единое могущественное государство. Для этого требовалось светское и церковное просвещение, поэтому священству нужно было предоставить печатные качественные носители информации.

Подготовительный этап к книгопечатанию составил практически десятилетие. Перед печатанием первого экземпляра проводилось строительство типографии с последующим ее обустройством. Уже в 1563 году изобретатель и печатник Иван Федоров вместе со своим другом Петром Мстиславцем приступил к созданию уникальной на тот момент и не имеющей аналогов книжки, которая стала называться «Апостол».

Внушительный по весу и размерам том был помещен в деревянный оклад, поверх обтянутый тонкой натуральной кожей и украшенный золотым тиснением. Заглавные буквы были декорированы цветами и травами. Началом книгопечатания в России по дате и веку официально считается 1 марта 1564 года. Если говорить о современной истории РФ, то день православной книги отмечают 14 марта. Уникальный экземпляр «Апостол» сохранился в прежнем виде до настоящего времени, его можно увидеть в Историческом музее Москвы.

Работа в Москве

В 1563 году был организован Печатный двор в Москве. Первой русской книгой стал «Апостол», работа над которым велась в период с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564. Кроме того, в экземпляре впервые появились выходные сведения: были указаны год и фамилии работавших над ним мастеров (Федорова и его сподвижник Петра Мстиславца).

Сама книга была в разы лучше предыдущих анонимных: улучшился как текст, так и полиграфические характеристики. Она была украшена 22 буквицами и 46 орнаментами в виде виноградных лоз и шишек, выпущена в 2 цветах. Мастер хотел, чтобы его творение было похоже на рукописный вариант, ему вполне это удалось. На следующий год был выпущен «Часовник».

Иван Фёдоров является изобретателем пробела между словами, также он ввел несколько новых букв и слов. Будучи довольно грамотным человеком, Москвитин желал нести просвещение в народ, способствовать его развитию и духовности (неслучайно первыми книгами стали религиозные тексты).

Существует 2 объяснения:

  1. Нападки духовенства на мастерскую и ее поджог. Об этом писали сам Иван и английский дипломат того времени. Однако версия вызывает некоторые сомнения: например, специалисты отрицают сожжение мастерской, поскольку Федоров смог вывезти инструменты. Возможно, речь шла о прошлой, «анонимной» мастерской. Причины для вражды также называют разные. Дипломат считал, что священники не хотят обнаружить собственное невежество. Другой вариант выглядит более убедительно: переписывающие вручную книги монахи начали терять деньги, что вызвало их недовольство.
  2. Академик Тихомиров считает, что версия с враждой неправдоподобна, поскольку изначально Печатный двор был открыт с благословения митрополита, а дипломат писал спустя несколько лет и основывался на слухах. По его мнению, Федоров был уволен, так как принадлежал к белому духовенству и после смерти жены пренебрег правилами и не постригся в монахи.

В пользу последней версии говорит следующий факт: книгопечатание с отбытием Федорова не прекратилось, а руководить мастерской с 1568 года стал его ученик Андроник Невежа. Впрочем, Иван Федоров придерживался первой версии: в послесловии к Львовскому Апостолу (1574) он писал о притеснениях со стороны не царя, а священников и начальников, которые якобы завидовали ему и хотели уничтожить печатное дело.

Начало книгопечатания

После выхода в свет первого издания «Деяния и послания апостолов» (другое название) в московской типографии первопечатники старорусского мира продолжили трудиться над очередной церковной книгой «Часовник». Ее создание заняло немного времени по сравнению с предыдущим трудом — всего несколько недель.

Одновременно с печатью православной литературы началась работа над учебником по русскому языку «Азбука». Эта книга для детей была издана на машинке в 1574 году. Именно с этого момента можно датировать возникновение книжной печати с первыми нерукописными нецерковными изданиями. Учебник для обучения стал решающим в развитии и становлении славянской словесности, письменности и полиграфии.

Происхождение и юность

Точная дата рождения Ивана Фёдорова не установлена, даже год остается загадкой. Ученые считают, что он родился между 1510 и 1530 годами. Место рождения также неизвестно, однако сам Ваня всегда подписывался «москвитин» и писал, что родился и жил в Москве.

Определенные проблемы возникли даже с определением фамилии, поскольку на тот момент в нашем понимании она еще не существовала.

В разных документах первый русский первопечатник подписывался по-разному:

  1. Иван (Иоанн в греческих текстах) Фёдоров — указано на московском «Апостоле», с добавлением «из Москвы» — на Острожской Библии. Это традиционное наименование по роду: Фёдоров — сын Фёдора.
  2. Иван Федорович Московский (Москвитин) — можно увидеть на других книгах, например, на Псалтыре 1570 года и в латинских документах.

Известно имя только старшего сына — Ивана Друкаревича (сына друкаря), который именуется в документах старшим. Сын умер в 25 лет (через 3 года после отца) вскоре после помещения в долговую тюрьму при таинственных обстоятельствах. Он был женат на Татьяне, с которой прожил последние 6 лет, и по всей видимости не имел детей, так как наследником стала жена. По непроверенным сведениям, у печатника также был сын Демьян.

Конец жизни

Иван Федоров славился не только своим отношением к распространению печатного дела. Также он занимался отливом пушек и даже изобрел многоствольную мортиру, у которой были взаимозаменяемые части. Именно с этим открытием он отправился в Европу, где объездил много городов, демонстрируя его заинтересованным людям.

Поездка оказалась долгой и сложной, а самому Федорову к тому времени уже было немало лет. Считается, что именно перенесенные трудности подкосили здоровье изобретателя. В результате 5 декабря 1583 года недалеко от Львова он умер и был похоронен на кладбище местного Святоонуфриевского монастыря.

Важнейшая книга

В Острог мастера пригласил князь Константин Константинович Острожский, основатель местной типографии. В 1581 году, получив благословение игумена Иова, Иван Москвитин напечатал знаменитую «Острожскую Библию». Ее значение до сих пор огромно:

  1. Это было первое полное издание Библии на церковнославянском языке. Она включала в себя 76 книг Ветхого и Нового Заветов, в которые входило «Послание Иеремии» (6 глава «Книги пророка Варуха»).
  2. Среди источников указываются «Геннадиевская Библия» (конец XV века) и переводы Франциска Скорины.
  3. В ее издании принимал участие сам князь Константин и круг ученых Островской школы, предисловие написал писатель Герасим Смотрицкий, отец писателя Мелетия.
  4. Известно несколько экземпляров, которые датируются 12 июля 1580 года, хотя на всех известных книгах стоит дата «12 августа 1581 год». Ответ прост: некоторые исследователи считают, что это разные издания, другие — что из-за затянутых сроков и исправления ошибок часть листов перепечатывали, указав другую дату.
  5. Сама книга выполнена безупречно. Она набрана мелким, но удобным для чтения шрифтом, текст размещен в 2 колонки.
  6. Было напечатано от 1 до 1,5 тысяч экземпляров — для тех времен огромный тираж. Федоров забрал при отъезде 400 штук, по переписи его имущества, составленного через 2 года после смерти, имелись 120 полных экземпляров и 80 неполных (недостающие листы были допечатаны другим шрифтом).
  7. В литературе описаны около 450 Библий, из них сохранилось около 350. В то время книга имелась у многих ученых и деятелей разных стран, сегодня экземпляр находится в библиотеке Оксфорда.

Для своего времени «Библия» имела огромное значение. Она была распространена на территории России, Украины и Белоруссии, ее использование в образовании позволяло противостоять сильному влиянию католической церкви и связать верующих с православием.

Обсудим!

1. Сравните современные и старопечатные книги.

Современные книги печатать много легче, для их набора используются компьютеры.

А в старину книги набирали вручную, составляя литеры в слова и страницы.

Зато старинные издания были намного красивее.

Они обтягивались кожей, каждая буковка шрифта была очень аккуратной, заглавные снабжались завитушками, а на страницах имелось много орнамента.

Современные книги часто даже иллюстраций лишены, и представляют собой просто непрерывный текст.

Зато они очень дешёвы и доступны каждому.

2. Как повлияло появление печатных книг в России на развитие просвещения и культуры?

Появление напечатанных в типографиях книг и особенно букварей, сделало обучение грамоте более простым.

Всё больше людей умело читать и писать, а это поднимало общий уровень культуры и просвещения.

Стала развиваться наука, торговля, ремёсла.

Грамота была нужна везде.

Азбука 1 класс 1983 год

2. Картинки гармоничные, люди изображены естественно в естественных одеждах. Нет хулиганства. Цветовая гамма естественная.

3. Мало картин, где женщины и мужчины выполняли бы свои обязанности.

4. Нет картин, где дети бы хулиганили.

5. Меньше стало картин, где дети и взрослые взаимодействуют с природой.

6. Частично картинки, где показана учеба, труд, взаимопомощь, ЗОЖ, заменяются животными вместо людей.

7. Нет глупых картин.

8. На всех картинках взрослые, дети и животные счастливые.

9. Убрали каллиграфическое написание и оставили просто образ прописной буквы, без прописи. Нет ни одного слова или предложения с письменными буквами.

Азбука в картинах Александра Бенуа

 Созданная в 1904 году веселая и добрая книга, в которой в отличие от букваря нет слогов и слов. Только краткие пояснения под иллюстрациями, но какими роскошными! Александр Бенуа иллюстрировал азбуку картинами на тему театра, истории, жизненных ситуаций и сказок и своих воспоминаний. Посмотреть полную коллекцию иллюстраций азбуки можно на сайте «Библиотекарь.Ру»

 
                
 

Своей азбукой Бенуа положил начало новому
направлению книгоиздания – детским иллюстрированным книгам. Через несколько
лет, в 1911 году, Мстислав Валерианович Добужинский начинает работу над своим
вариантом азбуки, которая называется «Азбука мира искусств». Иллюстрация к
букве «А» в этой азбуке посвящена Александру Дюбуа.

Азбука в 36 рисунках Владимира Конашевича

 
 

Раз уж зашел разговор об азбуках,
не могу не рассказать о замечательной азбуке Владимира Конашевича. Этот
художник рисовал иллюстрации к книгам Маршака, Хармса, Зощенко.

Как вспоминала дочь художника, «Азбука»
родилась из писем, которые Конашевич писал жене: «Папа писал маме письма, а мне
присылал картинки. На каждую букву алфавита. Мне было уже четыре года, и
очевидно он считал, что пора уже знать буквы».

Позднее эти картинки были изданы
под заглавием «Азбука в рисунках Вл. Конашевича».

В азбуке есть и старое и новое
написание букв, а также не забыты и непривычные нам буквы «фита» и
«ижица» . Мне нравятся эти иллюстрации, а вам?

                
 

                
 

                
 

                
 

                
 

Первая русская типография

Книгопечатание в России началось в 1552 году, когда царь Иван Грозный посоветовался с митрополитом Макарием и решил начать выпуск российских книг. Для этого он обратился к королю Дании и Норвегии Кристиану III с просьбой прислать специалистов. Последний отправил в Россию датчанина Ганса Миссингейма (Бокбиддера), из Польши были выписаны буквы и печатный станок.

Король Кристиан прислал также лютеранскую Библию и 2 катехизиза. Он предлагал духовенству рассмотреть возможность перевода и распространения этих книг в количестве нескольких тысяч экземпляров, если монарх сочтет их полезными для общества. Иван IV отказался от этого, но в благодарность позволил лютеранам построить собственную церковь.

Первые книги в 1550-х годах выходили без каких-либо выходных сведений, а потому опознать, кто был печатником и где они выпущены, практически невозможно. Историки считают, что руководил «анонимной» мастерской сам Мессингейм, хотя в 1556 году царь отправил в Новгород мастера Марушу Нефедьева (его имя упоминается в сопроводительном письме к дьякам). Последний должен был привести в Москву резчика Васюка Никифорова, который стал первым русским гравером.

Смерть и место погребения

В 1575 году Иван был назначен управляющим украинского Дерманского монастыря, но продолжал работать. Помимо книгоиздания, мастер приобрел определенную известность как оружейник — он изобрел монтиру с несколькими стволами и взаимозаменяемыми частями, также занимался отливкой пушек.

В первой половине 1583 он отправился в Вену, где показал изобретение императору Священной Римской империи Рудольфу II. На протяжении всего года печатник работал в Кракове и Вене, возможно, еще в Дрездене, поддерживал тесное общение с просвещенными европейцами. Доказательством последнего факта служит письмо от 23 июля 1583 года к саксонскому курфюрсту Августу, которое свидетельствует о регулярной переписке.

Первый книгопечатник на Руси умер 15 декабря 1583 года после возвращения из трудной поездки. Смерть застала его подо Львовом, похоронен он был на кладбище Святоонуфриевского монастыря. Точное место его погребения было утеряно.

Даже после смерти мытарства печатника не закончились. Через некоторое время кладбищенские плиты в том числе Фёдорова принесли в храм и использовали для мощения пола. В конце XIX века при замене пола плита Ивана Москвитина была расколота и выброшена. Точное место его погребения было утрачено чуть раньше.

В 1977 году в храмовом дворе (на тот момент в монастыре был открыт музей Фёдорова) установили плиту и памятник Ивану и его ученикам Петру Мстиславцеву и Андронику Невеже. В 1990-х музей был уничтожен при захвате храма монахами-базилианами. Последние выбросили на улицу все экспонаты в том числе уникальные книги, которые сильно пострадали из-за мокрого снега. Памятник пришлось перенести. Сегодня он распложен перед зданием Музея искусства старинной книги Украины.

Типографское дело появилось в России при Иване Грозном в середине XVI века. Первым печатным мастером стал Иван Федоров. Его имя впервые появилось на выходных сведениях. Однако жизнь мастера сложила неудачно. Он пережил несколько гонений, вынужден был часто переезжать и даже заложил типографию. Краткая биография первопечатника Ивана Фёдорова для детей позволяет увидеть в нем человека, делом жизни которого стало просвещение народа. Мастера не следует путать с Иваном Евграфовичем Федоровым, советским летчиком.

Развитие великого дела

Но 1 марта 1564 года стало датой начала книгопечатания в России, зарождения отечественного типографского ремесла. Остановить этот процесс не удалось ни боярам, ни противникам от Церкви, ни переписчикам. Печатный двор возобновил свою деятельность в 1568 году. Дело мастера продолжили (предположительно ученики Федорова) Тимофеев и Тарасиев.

В это время Федоров и Мстиславец находились в имении Заблудово, под покровительством литовского государственного деятеля Г. А. Ходкевича. Он разрешил опальным печатникам организовать типографию в собственном имении. 10 месяцев потребовалось Федорову и Мстиславцу на издание новой книги – «Евангелие учительное». Других книг в Заблудове напечатано не было, потому что Ходкевич принял решение покончить с книгопечатанием, однако за труды пообещал Федорову пожаловать одну из деревень. Печатник отказался от щедрого дара.

Позднее Федоров перебрался во Львов, где попытался продолжить печатное дело. Он организовал новую типографию и приступил к повторному изданию «Апостола» в феврале 1573 года. А в 1574 году был издан первый Букварь. Но развития типография не получила. Федоров погряз в долгах. Его материальное положение резко ухудшилось.

Мстиславец тем временем организовал типографию купцов Мамоничей в Вильно. Первая книга, отпечатанная там, называлась «Псалтырь».

Происхождение и юность

Точная дата рождения Ивана Фёдорова не установлена, даже год остается загадкой. Ученые считают, что он родился между 1510 и 1530 годами. Место рождения также неизвестно, однако сам Ваня всегда подписывался «москвитин» и писал, что родился и жил в Москве.

Определенные проблемы возникли даже с определением фамилии, поскольку на тот момент в нашем понимании она еще не существовала.

В разных документах первый русский первопечатник подписывался по-разному:

  1. Иван (Иоанн в греческих текстах) Фёдоров — указано на московском «Апостоле», с добавлением «из Москвы» — на Острожской Библии. Это традиционное наименование по роду: Фёдоров — сын Фёдора.
  2. Иван Федорович Московский (Москвитин) — можно увидеть на других книгах, например, на Псалтыре 1570 года и в латинских документах.

Известно имя только старшего сына — Ивана Друкаревича (сына друкаря), который именуется в документах старшим. Сын умер в 25 лет (через 3 года после отца) вскоре после помещения в долговую тюрьму при таинственных обстоятельствах. Он был женат на Татьяне, с которой прожил последние 6 лет, и по всей видимости не имел детей, так как наследником стала жена. По непроверенным сведениям, у печатника также был сын Демьян.

Работа в Москве

В 1563 году был организован Печатный двор в Москве. Первой русской книгой стал «Апостол», работа над которым велась в период с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564. Кроме того, в экземпляре впервые появились выходные сведения: были указаны год и фамилии работавших над ним мастеров (Федорова и его сподвижник Петра Мстиславца).

Сама книга была в разы лучше предыдущих анонимных: улучшился как текст, так и полиграфические характеристики. Она была украшена 22 буквицами и 46 орнаментами в виде виноградных лоз и шишек, выпущена в 2 цветах. Мастер хотел, чтобы его творение было похоже на рукописный вариант, ему вполне это удалось. На следующий год был выпущен «Часовник».

Иван Фёдоров является изобретателем пробела между словами, также он ввел несколько новых букв и слов. Будучи довольно грамотным человеком, Москвитин желал нести просвещение в народ, способствовать его развитию и духовности (неслучайно первыми книгами стали религиозные тексты).

Существует 2 объяснения:

  1. Нападки духовенства на мастерскую и ее поджог. Об этом писали сам Иван и английский дипломат того времени. Однако версия вызывает некоторые сомнения: например, специалисты отрицают сожжение мастерской, поскольку Федоров смог вывезти инструменты. Возможно, речь шла о прошлой, «анонимной» мастерской. Причины для вражды также называют разные. Дипломат считал, что священники не хотят обнаружить собственное невежество. Другой вариант выглядит более убедительно: переписывающие вручную книги монахи начали терять деньги, что вызвало их недовольство.
  2. Академик Тихомиров считает, что версия с враждой неправдоподобна, поскольку изначально Печатный двор был открыт с благословения митрополита, а дипломат писал спустя несколько лет и основывался на слухах. По его мнению, Федоров был уволен, так как принадлежал к белому духовенству и после смерти жены пренебрег правилами и не постригся в монахи.

В пользу последней версии говорит следующий факт: книгопечатание с отбытием Федорова не прекратилось, а руководить мастерской с 1568 года стал его ученик Андроник Невежа. Впрочем, Иван Федоров придерживался первой версии: в послесловии к Львовскому Апостолу (1574) он писал о притеснениях со стороны не царя, а священников и начальников, которые якобы завидовали ему и хотели уничтожить печатное дело.

Букварь Кариона Истомина


 

Букварь называется «Букварь славянороссийских писмен уставных и скорописных, греческих же, латинских и польских со образованиями вещей и со нравоучительными стихами: Во славу Всетворца Господа Бога, и в честь Пречистыя Девы Богородицы Марии, и всех святых».

Рукописный экземпляр, расписанный золотом и красками, Карион Истомин поднес в 1692 году матери Петра I, царице Наталии Кирилловне, для ее внука, царевича Алексея. Другой экземпляр рукописного букваря получили двоюродные сестры царевича, малолетние дочери царя Иоанна Алексеевича.

Краткаясправка

Карион Истомин – известный издатель, педагог, переводчик, общественный деятель XVII века. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии. На Московском Печатном Дворе работал писцом, чтецом (корректором), справщиком (редактором) и, наконец, издателем. Преподавал греческий и латинский языки в типографской школе.

 

Печатное издание «Букваря» толщиной в 44 листа, вышло в 1694 году в Московском Печатном Дворе тиражом 106 экземпляров.
 
 
    

Происхождение

Точное место рождения Ивана Федорова и даже дата его появления на свет исследователям не известны. Они могут только делать предположения, исходя из отрывочных сведений, найденных в различных исторических документах.

Так, велика разбежка лет, в которые мог родиться книгопечатник, однако историки склоняются все-таки ближе к 1510 году. Что касается родины, то сам Федоров своим отечеством называет Москву. Проведенные исследования его типографского знака говорят о том, что он мог находиться в родстве с древним белорусским шляхетским родом Рагоза. Конкретным местом чаще всего называют Дзержинский и Вилейский районы Минской области.

Согласно версиям некоторых ученых, Иван Федоров был зачислен в студенты Краковского университета и записан как «Johannes Theodori Moscus» и обучался там с 1529 по 1532 год. Это очень похоже на правду, особенно учитывая совпадение имен. В начале 1530-х годов Федоров служит под началом московского митрополита Макария в должности диакона.

Это интересно: 1163,Доклад про Ивана Грозного: излагаем во всех подробностях

Культурное наследие

«Книги Ивана Фёдорова сами по себе были произведениями искусства. Помимо церковных книг, он издал славянский букварь — первую печатную книгу, позволявшую учиться грамоте как в школе, так и дома, в семье», — рассказал Ужанков.

По его словам, книгопечатание вывело на новый уровень распространение знаний в русских землях.

«Роль Ивана Фёдорова в этом процессе сложно переоценить», — говорит эксперт.

В 1977 году неподалёку от предполагаемого места захоронения Ивана Фёдорова (точное место расположения могилы было утрачено в XIX веке) ему установили памятник. Незадолго до этого, в 1972—1974 годах, во Львове открыли музей Ивана Фёдорова. Однако в 1990-м здание было захвачено католическими монахами-базилианами, музей уничтожен, а уникальные книги, хранившиеся в нём, выброшены на улицу под мокрый снег, из-за чего они сильно пострадали. Памятник демонтировали и перенесли в Музей искусства старинной украинской книги.

В Москве монумент Ивану Фёдорову был открыт в 1909 году. В память о книгопечатнике сняли два художественных фильма, выпустили юбилейную монету. Его имя носят Московский государственный университет печати и Московский издательско-полиграфический колледж, а также улицы в различных городах бывшего Советского Союза.

Откуда взялись Иван Фёдоров и Петр Мстиславец?

И. Томашевич. «Диакон Иван Федоров» (1904 год)

О русских первопечатниках известно мало. Нельзя даже с точностью утверждать, что они были русскими. Предположительная дата рождения Ивана Фёдорова — 1510 год. Место рождения — Южная Польша, скорее всего, Львов. Но почти достоверно установлено, что в 1529 –1532 годах Фёдоров обучался в Краковском университете. 

Памятник Петру Мстиславцу в Мстиславле (Беларусь)

Чем занимался будущий первопечатник в 1530–1540-х годах, исследователи пока не знают. Скорее всего, в этот период он был представлен митрополиту Макарию, который позже пригласил Фёдорова в Москву. В столице Фёдоров был рукоположен во диакона церкви Николы Гостунского при Московском Кремле.

Петр Мстиславец оставил после себя ещё меньше сведений. Место рождения – древний город Мстиславец в Смоленской земле, на территории современной Беларуси, или же белорусский город Мстиславль. Но самый важный вопрос – где первопечатники обучились своему ремеслу — остаётся без ответа до сих пор. 

Первая печатная азбука

Первые печатные азбуки, или буквари, появились в XVI веке. В 1574 году первопечатник Иван Фёдоров издал во Львове свою «Азбуку», адресат книги — «возлюбленный честный христианский русский народ».
Тираж, вместе со вторым зданием — острожским, составил около 2 000 экземпляров. Второе издание содержало не только буквы (символы), но и упражнения для тренировки в чтении.

Сохранилось всего три книги из первых азбук Фёдорова. Одна «Азбука» 1574 года принадлежала С. П. Дягилеву (1872 – 1929) — русскому театральному деятелю, организатору парижских «Русских сезонов» и «русского балета Дягилева». Когда владелец умер, реликвия стала собственностью библиотеки Гарвардского университета.

Две другие «Азбуки» 1578 года хранятся в копенгагенской Королевской библиотеке и Государственной библиотеке в Готах в Германии.

«Азбука» Ивана Фёдорова построена на римской и греческой буквослагательной системе обучения. Сначала в ней помещён алфавит из 46 букв. Далее — обратный (от «ижицы» до «аз») алфавит, алфавит в восьми вертикальных столбцах. За ним — слоги из двух букв, слоги из трёх букв (возможные сочетания всех гласных со всеми согласными).

Такое расположение материала в книге отображает систему обучения грамоте, при которой сначала твёрдо заучивались изображения и названия символов, затем — слоги, а уж после ученик приступал к чтению текстов, взятых из Библии.

Тексты были не просто религиозными, но всегда — поучительными, воспитывающими. Надо отдать должное первопечатнику, поучения адресовались не только чадам, но и родителям, например: не раздражать чад своих. Возможно, это в какой-то мере определило общую направленность русской литературы и по сей день.

Wikimedia Commons / Anntinomy (CC BY-SA 4.0)

В 1596 году в Вильно выходит собственно первый букварь «Наука ку читаню…» Лаврентия Зизания. В 1634 году Василий Бурцов издаёт в Москве «Букварь языка Словенска». С тех пор печатание азбук-букварей становится массовым.

Устройство Московской типографии

Когда в 1552 году в Москве начались работы по организации первой типографии, Иван Федоров стал учеником при прибывшем из Дании мастере. В последующие несколько лет были выпущены несколько экземпляров книг, в которых не были указаны никакие выходные данные. Но главное дело было еще впереди, для него требовалась долгая подготовка.

В 1564 году московский «Апостол» наконец-то увидел свет. В нем были указаны имена создателей: самого Ивана Федорова и помогавшего ему в работе Петра Мстиславца.

Несмотря на организацию в Москве Печатного двора и успехи, которых добился первопечатник, спустя некоторое время он неожиданно покинул Москву и отправился в Великое княжество Литовкое.

Официальная версия гласит, что произошло это из-за недовольства переписчиков книг, которые опасались остаться без работы и даже сожгли типографию. Однако современные исследователи видят и другие возможные объяснения. Например, к описываемым годам Федоров овдовел и по правилам белого духовенства должен был принять монаший постриг. По каким-то своим причинам он этого не сделал, поэтому от типографской деятельности его отстранили.

Сам Федоров пишет, что покинуть Отечество его вынудила злоба и зависть государственных начальников и священников.

Первые учебники на Руси

Развитие образования было делом важным для становления Российского государства. Книги, переписанные вручную, отличались большим количеством ошибок и искажений. Их авторы не всегда были хорошо образованы сами. Поэтому для обучения детей грамоте понадобились хорошо читаемые, понятные, нерукописные учебники.

Первой книгой для обучения детей грамоте стал печатный том Ивана Федорова «Часовник». Довольно продолжительное время дети учились читать именно по этой книге. До наших дней дошли два экземпляра этого издания. Один том находится в Бельгии, другой – в Ленинградской библиотеке. Позже в Москве будет напечатана «Азбука», ставшая первым учебником для детей. На сегодняшний день этот редкий экземпляр древнего книгопечатания находится в США.

Царь Иван Грозный, при всем неоднозначном к нему отношении, понимал, что не построить сильного развитого государства без умных образованных людей. Необходимо идти в ногу со временем и не отставать от передовых государств. Источником истинных правдивых знаний во все времена была и будет книга. Только читающие, грамотные, образованные люди смогут построить передовую державу и внедрить технологии, согласно требованиям времени.

Основатель книгопечатания на Руси – Иван Федоров – гений своего времени, который смог сдвинуть Россию с точки невежественности и скудоумия, направить ее по пути просвещения и развития. Несмотря на опалу и гонения, обрушившиеся на него, Иван Федоров не оставил дело своей жизни и продолжал работать на чужбине. Его первые печатные издания стали основой письменности и словесности 16–17 веков.

https://youtube.com/watch?v=PfwlMR-8sOc

ВконтактеFacebookTwitterGoogle+Мой мир