Оглавление
Вдоль побережья. Бунт
Первое кругосветное путешествие Магеллана, для большинства членов команды так и не завершившееся, началось в 1519 году. Из испанской гавани Сан-Лукар вышло пять кораблей, на которых находилось 265 человек из разных стран Европы. Несмотря на шторма, флотилия относительно благополучно добралась до берега Бразилии и стала «спускаться» вдоль него на юг. Фернан надеялся отыскать пролив в Южное море, который должен был находиться, согласно его сведениям, в районе 40 градуса южной широты. Но в указанном месте оказался не пролив, а устье реки Ла-Плата. Магеллан велел продолжать движение на юг, а когда погода совсем испортилась, корабли встали на якорь в бухте Св. Юлиана (Сан-Хулиан), чтобы перезимовать там. Капитаны трех судов (испанцы по национальности) подняли мятеж, захватили корабли и приняли решение не продолжать первое кругосветное путешествие, а взять курс на мыс Доброй Надежды и от него — на родину. Людям, верным адмиралу, удалось сделать невозможное – отвоевать корабли и отрезать мятежникам путь к бегству.
Память
В честь знаменитого путешественника были названы Магелланов пролив и залив рядом с островом Себу.
Магелланов пингвин, места обитания его в Патагонии открыл португальский мореплаватель.
Кратер Магеллана на Луне, название присвоено в 1935 году.
Кратер Магеллана на Марсе площадью 21,2 тыс. кв. км. Считается, что он образовался в результате удара о поверхность планеты крупного метеорита.
Магеллановы облака.
Межпланетная станция НАСА носила название Магеллан. С 4 мая 1989 г по октябрь 1994 года она провела радиолокацию и составила картографию Венеры.
Подводная возвышенность Магеллана возле Маршалловых островов в Тихом океане.
На острове Мактан в месте гибели Фернандо Магеллана на одной площади стоят монумент знаменитому мореплавателю и памятник вождю Лапу-Лапу, национальному герою, борцу за освобождение от колониального гнета, который убил Магеллана.
Первое кругосветное путешествие: предпосылки
В 16 веке португальские и испанские мореплаватели и купцы соперничали друг с другом за контроль над Ост-Индией, богатой пряностями. Последние делали возможным консервирование продуктов, и обойтись без них было сложно. Уже существовал проверенный путь к Молуккским островам, где находились самые большие рынки с самыми дешевыми товарами, но путь этот был неблизким и небезопасным. Из-за ограниченности знаний о мире открытая не так давно Америка представлялась мореходам препятствием на пути в богатую Азию. Никто не знал, есть ли пролив между Южной Америкой и гипотетической Неведомой Южной Землей, но европейцам хотелось, чтобы он был. Они еще не ведали, что Америку и Восточную Азию разделяет огромный океан, и думали, что открытие пролива обеспечит быстрый доступ к азиатским рынкам. Поэтому первый мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие, наверняка был бы удостоен королевских почестей.
Значение
Магеллан не только открыл короткий и прямой путь в Индию, его плаванье имело большое значение для географической науки в целом. Он первым обогнул южную часть Америки и указал на преобладание водной глади над сушей. После его экспедиции впервые было доказано, что все океаны соединены между собой в единый Мировой.
Другие результаты кругосветного путешествия:
- открытие и исследование Патагонии,
- открытие пролива из Атлантического океана в Тихий,
- Испания получила право на вновь открытые Марианские и Филиппинские острова и стала претендовать на Молуккские.
Почти через 50 лет второе кругосветное путешествие совершил английский конкистадор Френсис Дрейк. Россия тоже не осталась в стороне. Честь совершить кругосветное плавание в 1803–1806 году была предоставлена российским мореплавателям Ивану Крузенштерну на линкоре Надежда и Юрию Лисянскому на шлюпе Нева.
Цели русской экспедиции были такие:
- исследование Дальнего Востока России,
- поиск морского торгового пути в Китай и Японию,
- доставка необходимых товаров населению Аляски,
- отправка дипломатического представителя Российской Империи в Японию.
Исследования мореплавателей — это история нашей планеты, интерес к которой никогда не угасает. Об этом на страницах своей книги написал Валерий Субботин в 1998 году.