Рюрик ii (1906)

Оглавление

Конструкция

Энергетическая установка

Вместо установки средней машины экономического хода, как на «России», были установлены три машины равной мощности.

Энергетическая установка включала три четырёхцилиндровые паровые машины тройного расширения общей индикаторной мощностью 14 500 л. с. на 120 об/мин, рассчитанные на достижение крейсером 19-узловой скорости; три трехлопастных гребных винта. На испытаниях машины развивали 15 496 л.с. (11 555 кВт) и крейсер развил на мерной мили 20,1 узла. Носовое машинное отделение, где размещались бортовые машины, разделялось 9,5-мм продольной переборкой. Пар вырабатывали 32 водотрубных котла Бельвиля (рабочее давление 17 кг/см²) модели 1894 года, установленных в четырёх котельных отделениях.

Постройка и испытания

«Рюрик» в достроечном бассейне.

Постройка «Рюрика» началась задолго до начала подписания официального контракта — настолько острой была потребность в новых тяжёлых кораблях для обескровленного Цусимой русского флота. К моменту его подписания в январе 1906 г. общий вес выставленных корпусных конструкций достигал внушительной цифры 2600 т. Уже к этому времени проект оброс множеством усовершенствований. Поэтому в появившейся в начале 1906 г. спецификации крейсера оговаривалось, что «все старания будут приложены для приведения судна к нормальному водоизмещению в 15000 т». Этим условием Морское министерство стремилось всячески избежать перегрузки корабля, однако уже к моменту появления спецификации перегрузка достигла 200 т, которые складывались следующим образом: бронирование котельных кожухов (52,5 т); разделительные переборки батареи и траверзы (увеличены до 25 мм) (47,0 т); мелкокалиберная артиллерия с боезапасом (30,25 т); вспомогательный руль с приводами и литыми частями (27,5 т); доведение толщины кормовой боевой рубки до 203 мм, её трубы до 127 мм (1З,0 т); увеличение толщины крыши башен 10″ орудий на 12,5 мм (11,0 т); увеличение веса корпуса вследствие вышеописанного (18,75 т).

5 мая 1906 г. на крейсер прибыл постоянный командир, капитан 1 ранга Н.О. Эссен, герой обороны Порт-Артура, боевой офицер и бывалый моряк. Его приезд не добавил спокойствия англичанам — Эссен сразу выдвинул целый ряд конструктивных новаций. Самой первой и зримой его инициативой стал отказ от бронированных рубок бортовых дальномерных постов, предусмотренных побортно на полубаке подле второй и третьей дымовых труб. Сначала по инициативе Н.0. Эссена и К.А. Теннисона МТК поставил перед «Викерс» вопрос отказа от кормовой (толщина стенок 76 мм, крыши 38мм), а затем и от носовой (127 и 38 мм)пары этих рубок. Дальномеры же перенесли в боевые рубки, расширив их до размеров, допускающих размещение инструментов. Были добавлены также новые помещения для экипажа — кубрики для команды и каюты для кондукторов, прачечная, сушильня, хлебопекарня.

«Рюрик» перед его уходом из Англии в Россию.

В дальнейшим в ходе строительства вносились ещё много изменений, но они уже были незначительны. Спуск корабля состоялся 4 ноября 1906
г., событие это прошло гладко и без особого шума. Зимой 1906/1907 гг. шла достройка корабля на плаву. Весной эти работы были завершены и по инициативе компании приступили к ходовым испытаниям крейсера. 6 июля 1907 г. крейсер вывели в море и у Глазго сделали несколько пробегов на
разных скоростях. Вибрации не наблюдалось. Из 14 пробегов, в ходе которых скорость корабля постепенно увеличивали с 9,9 уз. до наибольшей, четыре последних были на полный ход. Он составил в среднем 21,4 уз. при зафиксированной мощности машин 20591 л.с. и 143 оборотах. Водоизмещение крейсера в начале испытаний составляло 15133 т (средняя осадка 7,96 м), в конце — 15040 т (7,91 м).

В конце августа 1908 г. крейсер (с годичным опозданием против контракта из-за проблем с орудийными башнями, условно принятый по ходатайству «Виккерс», совершенно уверенной в благополучном исходе повторных испытаний стрельбой в Балтийском море, поднял Андреевский флаг и вышел на Родину, где уже русскими инженерами были исправлены все недочеты английской фирмы.

Сноски [ править ]

Заметки

  1. ^ Даты, используемые в этой статье, соответствуют новому стилю.
  2. ^ Революция началась 25 октября по старому стилю календаря, отсюда и ее название.

Цитаты

  1. Перейти ↑ Dodson , pp. 78, 100.
  2. ^ Додсон , стр. 100.
  3. ^ a b c d e f g h i j Гардинер , стр. 191.
  4. ^ a b c Ватт , стр. 101.
  5. ^ a b c d e f Додсон , стр. 235.
  6. ^ a b Фридман , стр. 258.
  7. ^ a b c Инженерное дело , стр. 346.
  8. ^ Фридман , стр. 259-260.
  9. ^ Фридман , стр. 263.
  10. ^ Фридман , стр. 348.
  11. ^ а б Додсон , стр. 100, 235.
  12. ^ Engineering , стр. 346-347.
  13. Перейти ↑ Dodson , pp. 113–114.
  14. ^ а б Хальперн , стр. 185.
  15. ^ Персонал , стр. 105.
  16. ^ Персонал , стр. 104.
  17. ^ a b Додсон , стр. 124.
  18. Перейти ↑ Halpern , p. 186.
  19. Перейти ↑ Halpern , p. 187.
  20. ^ Персонал , стр. 105–106.
  21. ^ а б Хальперн , стр. 194.
  22. ^ Персонал , стр. 106.
  23. ^ Персонал , стр. 110.
  24. Halpern , стр. 194–195.
  25. ^ Персонал , стр. 110–113.
  26. ^ Персонал , стр. 118–120.
  27. Додсон , стр. 124–125.
  28. ^ Персонал , стр. 120–122.
  29. ^ Додсон , стр. 125.
  30. Перейти ↑ Dodson , pp. 134–135.
  31. Перейти ↑ Dodson , pp. 135, 235.

Схватка с японской эскадрой. Гибель «Рюрика»

На рассвете 11 августа 1904 г. крейсера «Россия» (командир капитан 1-го ранга А.Андреев), «Рюрик» (командир капитан 1-го ранга Е.Трусов) и «Громобой» (командир капитан 1-го ранга Н.Дабич) под руководством командира отряда контр-адмирала К.Иессена вышли в море, чтобы в соответствии с полученным приказом поддержать прорыв кораблей Порт-Артурской эскадры во Владивосток. Однако приказ припоздал — эскадра, сильно потрепанная в бою, уже вернулась в Порт-Артур, так и не сумев прорваться. И «Россия», «Рюрик» и «Громобой» шли к Цусиме, не зная, что встречать им было уже некого…

Рано утром 14 августа Владивостокский отряд крейсеров в Корейском проливе в 40 милях от порта Фузан (Пусан) перехватила японская эскадра и всей своей мощью навалилась на русские корабли, отрезая пути отхода. «Россия», «Рюрик» и «Громобой» оказались в западне. Японцы превосходили в численности, артиллерии, скорости и прочности брони. В ожесточенном бою «Рюрику», шедшему концевым, пришлось тяжелее всех. Именно на нем японцы сосредоточили основной огонь. «Россия» и «Громобой», сами получив увечья, пытались облегчить его участь, прикрывая собой, а затем стали отходить на север, надеясь отвлечь от «Рюрика» японцев. Но враг вцепился в него мертвой хваткой.

Справка. «Рюрик» — головной корабль серии океанских броненосных крейсеров-рейдеров. Построен на Балтийском заводе в Петербурге и вступил в строй в 1895 г. Для эскадренного боя малопригоден, т.к. для улучшения мореходных качеств имел неполную броневую защиту корпуса и почти не имел ее у палубных орудий для защиты от осколков комендоров. Водоизмещение 11 690 т, скорость 18 узлов. Дальность плавания 6 700 миль. Вооружение: 4 орудия — 203-мм, 16 — 152-мм, 6 — 120-мм, 6 — 47-мм, 10 — 37-мм орудий и 6 торпедных аппаратов. Экипаж 763 чел.

…Истерзанный в ходе неравного боя, оседающий в море кормой, окутанный паром из разбитых котлов, «Рюрик» казался японцам легкой добычей. Они надеялись захватить его. Однако возглавивший крейсер после гибели командира и старших офицеров младший артиллерийский офицер лейтенант Константин Иванов и оставшиеся в живых офицеры и матросы флаг спускать не собирались. Они стояли насмерть. Когда орудия «Рюрика» вышли из строя, японцы пошли на сближение. Но экипаж русского крейсера внезапно предпринял отчаянную попытку таранить их ближайший корабль, а в крейсер «Идзумо» пошла торпеда…

Отпрянув назад, японские корабли вновь открыли огонь. К концу схватки их было 14 против одного. К 10 час. утра, после пятичасового(!) боя («Варяг», заметим, только час участвовал в бою и смертельных повреждений не имел) «Рюрик» был превращен в груду искореженного железа и только чудом держался на плаву. К неподвижному крейсеру вновь стали приближаться японцы. Дабы «Рюрик» не достался врагу, лейтенант Иванов приказал открыть кингстоны. Адмирал Камимура, поняв, что капитуляции со стороны русских не будет, пришел в ярость и приказал обрушить на крейсер шквал огня. Перед затоплением корабля лейтенант К.Иванов приказал всем покинуть агонизирующий «Рюрик», а раненых сбросить за борт. Такова была суровая необходимость.

В 10 час. 42 мин. 14 августа 1904 г. броненосный крейсер русского флота «Рюрик» с поднятым Андреевским флагом и взвившимся сигналом «Погибаю, но не сдаюсь!» скрылся под водой… На «Рюрике» погибло 204 человека и 305 моряков было ранено (на «Варяге» в бою убиты 22 моряка, 12 умерли от ран). Павшие рюриковцы так и остались навсегда там, где приняли свой последний бой, — на дне Корейского пролива. «Россия» и «Громобой» в той схватке потеряли 129 нижних чинов и офицеров. Историки тогда писали: «Нужно быть железными существами, чтобы выдержать такой адский бой».

С гибелью «Рюрика» легендарные рейды Владивостокского отряда крейсеров практически прекратилась. До осени «Россия» и «Громобой» находились в ремонте. Потом поступил приказ из главного морского штаба: «Корабли Владивостокской крейсерской эскадры следует сохранить для второй эскадры. Крейсерские операции с риском новых повреждений следует избегать». И только наши миноносцы иногда совершали набеги на коммуникации противника, потопив еще несколько японских шхун. 25 апреля 1905 г. «Россия» и «Громобой» совершили свой последний совместный рейд, выйдя к Сангарскому проливу, где потопили несколько японских шхун. 28 апреля они вернулись в базу. А 2 мая «Громобой», выйдя в море для испытания радиотелеграфа, подорвался на мине и встал в ремонт до конца войны. «Россия» осиротела.

Любопытная деталь. После войны 1904-1905 гг. в состав Балтийского флота вошел корабль, нареченный «Рюрик II». Имя же «Варяг» ни при царе, ни в сталинскую эпоху не было присвоено ни одному военному кораблю…

Первый поход

В первый поход крейсера отправились в Сангарский пролив. Планировалось, что следующей целью будет город Гензан (современный Вонсан). Однако в пути корабли попали в шторм. Так как на календаре была зима, вода, попавшая в орудия, вскоре превратилась в лед. Из-за этого эскадра стала небоеспособной. Погодные и климатические условия действительно были не из лучших. Для того чтобы покинуть Владивосток, крейсерам пришлось дожидаться, когда ледокол откроет им путь через замерзшую бухту.

Именно это неудобство заставило российское руководство занять китайскую крепость Порт-Артур. Ее порт не замерзал. Стратегически важный и удобный Порт-Артур хотели получить и японцы. Город и корабли, находившиеся в нем, были блокированы. Эскадра «Рюрика» должна была рассредоточить силы противника, чтобы облегчить положение порта, пока на подмогу шли корабли Балтийского флота. Из-за обледенения орудий отряд ненадолго вернулся во Владивосток.

Общие сведения

Николай ІІ на юте «Рюрика», 1908 г.

В годы, предшествующие Первой мировой войне, вряд ли мог найтись на Балтике более притягивавший взгляды тяжёлый корабль, чем броненосный крейсер «Рюрик». Его грациозный и вместе с тем мощный силуэт, в отличие от уходящих в прошлое форм -«Цесаревича» и «Славы», архаичных силуэтов «России» и «Громобоя», тяжеловесных «Андрея Первозванного» и «Императора Павла І» каждый раз приковывал взоры сотен людей — когда маленькая балтийская эскадра под руководством неутомимого адмирала Н.О. Эссена, неизменно державшего свой флаг на «Рюрике», выходила в море на манёвры или учебные стрельбы. Крейсеру выпала редкая судьба. Задуманный в России и исполненный в Англии, «Рюрик» в части конструкции воплощал целую серию передовых идей, учитывавших свежий опыт русско-японской войны. Первенец среди русских тяжёлых кораблей послевоенного поколения, он долгие годы оставался флагманским кораблём Морских сил Балтийского моря, пользуясь особым расположением царя Николая ІІ, регулярно посещавшего крейсер. Во время мировой войны «Рюрик» был неизменным участником всех крейсерских операций флота, многих дальних минно-заградительных операций и действий по обеспечению лёгких сил. Дважды ему случалось получать весьма чувствительные повреждения и быть на краю гибели. Однако переменчивое военное счастье берегло крейсер — последним из тяжёлых кораблей Балтийского флота в марте-апреле 1918 г. закончил он Ледовую эпопею, встав на прикол в Кронштадте, чтобы никогда уже не выйти в море.

Предпосылки к созданию

Самое раннее обоснование необходимости создания нового броненосного крейсера прослеживается из доклада Николаю ІІ по Главному морскому штабу, представленного императору в конце 1903 г. В докладе говорилось, что «к 1 января 1905 г. надлежало вполне закончить постройку и боевое снабжение всех судов старой программы , а в текущем 1903 г. следовало начать судостроение в счёт будущей программы». Эта программа, реализовать которую Морское министерство планировало за период 1904 — 1914 гг., в главной своей части была представлена 16 эскадренными броненосцами (7 для чёрного моря и 9 для Балтики) — на них отводилось 268 млн. руб. (72% будущих ассигнований) — и только 44 млн. руб. (менее 12%) предполагалось истратить на 4 крейсера — два бронепалубных для Чёрного моря («по образцу «Богатыря») и два броненосных для Балтийского. Наряду с отнесёнными этим актом к постройке двумя броненосцами (они стали «Андреем Первозванным» и «Императором Павлом І») в списке фигурировал и броненосный крейсер. Однако, если водоизмещение линейных кораблей сохранялось (по 16630 т), то тоннаж крейсера значился уже как «от 12 до 14 тыс

тонн» разумная, нельзя не признать, оговорка, принимая во внимание необходимость совершенствования типа броненосного крейсера по опыту текущей войны.

Таким образом, идея постройки нового крупного броненосного крейсера прослеживается уже с конца 1903 г. Документы не выявляют никакой связи задачи создания этого корабля именно взамен геройски погибшего 1 августа 1904 г. броненосного крейсера «Рюрик». Напротив, во всех источниках единогласно указывается, что в качестве экстренной замены последнего, равно как и в качестве замен «Варяга» и «Боярина», Морское министерство, начиная с октября 1904 г., планировало постройку крейсера типа «Баян».

Постройка и испытания

Схема крейсера «Рюрик».

Схема крейсера «Рюрик». Вид сверху.

Закладка «Рюрика» состоялась 19 мая 1890 года на Балтийском заводе, в присутствии государя императора Александра lll, членов императорской семьи и многих других почетных гостей. В днищевой части заложили серебряную доску с именами присутствующих и названием крейсера. На самом деле, первые работы на стапеле начались еще в сентябре-октябре 1889 года, выполняли сборку конструкции вертикального киля. Однако работы были остановлены в связи с многочисленными бюрократическими проволочками и техническими доработками.

Следует отметить, что в то время практически отсутствовало прогнозирование развития техники, отечественные разработки зачастую были несовершенны, а информация об иностранных новшествах приходила с опозданием. Внедрение новинок увеличивало трудоемкость, стоимость и сроки постройки, и самое главное перегруз кораблей. Сверх предусмотренных проектом добавлялись веса брони, артиллерии, механизмов, устройств. Не смог обойти сложившийся «порядок» и крейсер «Рюрик». В процессе постройки крейсер претерпел много конструкторских и технических изменений. Сказалась и новизна крейсера — первый по величине, по составу вооружения и конструктивному типу.

Итак, к закладке корабля были выполнены следующие работы: к деталям вертикального киля присоединили прилегающие флоры, получили участок днищевой части корпуса, где между 56 и 57 шпангоутом и была заложена памятная серебряная доска.

После закладки работы возобновили лишь 1 августа 1890 года, наращивая днище и собирая детали килей (вертикального и горизонтального), кильсона и стрингеров. Выставили первые шпангоуты и листы наружной обшивки.

К маю 1891 года шпангоуты поднялись до уровня жилой и батарейной палуб, была отлита рулевая рама и ахтерштевень.
С сентября того же года начали последовательное испытание водонепроницаемости днищевых, а затем и других завершившихся клепкой и чеканкой отсеков.
В феврале 1892 года начали сборку котельных фундаментов и фундаментов под упорные подшипники.

Спуск крейсера «Рюрик» на воду.

В сентябре 1892 года завершили установку последних шпангоутов и палубную настилку, так же был установлен правый гребной вал и на него установлен винт.

Корпусные работы завершились в октябре, и разворачивался монтаж устройств и дельных вещей: стопоров, битенгов, якорных клюзов, швартовых кнехтов, рулевой машины, румпеля, иллюминаторов. Одновременно шел монтаж спускового устройства, выполненное с учетом всех замечаний. 21 октября спусковое устройство освидетельствовала комиссия Петербургского порта. Предложив несколько страховочных мер, комиссия решила: «Рюрик» к спуску готов.

Спуск состоялся в назначенное время — 22 октября 1892 года в строгом соответствии с церемониалом.

Насыщение крейсера устройствами, приборами и механизмами продолжалось еще два года и 25 сентября 1884 года крейсер 1 ранга «Рюрик» начал свой первый поход. В октябре проводили испытания достигнув скорости 18,8 уз., при осадке 6,8 м носом и 7,78 м кормой. Официальные ходовые испытания состоялись 5 сентября 1895 года: средняя скорость четырех пробегов по мерной миле составила 18,4 уз.

В ноябре 1894 года — апреле 1895 года заказали последние листы брони и весь комплект противоторпедных сетей.

По решению МТК крейсер получил два 51- футовых минных катера и был введен в состав флота 16 октября 1895 года.

Подвиг героев так и не увековечен

Печально, но факт: памятника, который увековечил бы подвиг рюриковцев, у нас по сей день так и нет. Очевидно, командованию ТОФ не хватило 100 лет, чтобы сделать это не на словах, а на деле. А от улицы, названной в честь крейсера «Рюрик» еще при царе-батюшке, которая пролегала от Покровского кладбища вниз к Амурскому заливу, нынче практически ничего не осталось…

Быть может, флот и новая городская власть, в отличие от своих предшественников, найдут время и рассмотрят вопрос по увековечиванию памяти крейсера «Рюрик» во Владивостоке. Очень хотелось бы на это надеяться.

Историческая дата: 14.08.1904

Приказ Иванова-Тринадцатого

В самом начале сражения погиб капитан «Рюрика» Евгений Трусов. Смертельное ранение получил и старший офицер, который должен был его заменить. Всего из 800 человек в команде погибло 200 и еще около 300 были ранены. Последним выжившим старшим офицером оказался Константин Иванов. По окончании пятичасового боя, когда его исход уже был ясен, этот человек принял командование.

Тем временем японцы стали подавать сигналы о том, что они готовы принять капитуляцию противника. Эскадрой командовал адмирал Хиконодзё Камимура. Он как раз возвращался после погони за «Россией» и «Громобоем» и теперь ждал ответа окруженного экипажа. Когда Иванов понял, что все средства сопротивления исчерпаны, он приказал затопить корабль. Обычно русский флот использовал для этой цели специальные заряды, которые подрывали судно. Однако в этот раз они были повреждены. Тогда экипаж решил открыть кингстоны – специальные задвижки. После этого вода хлынула в корабельную систему еще сильнее. «Рюрик» (крейсер 1892 года) быстро затонул, сначала опрокинувшись на левый борт, а потом полностью оказавшись под водой.

Океанские крейсеры во Владивостоке: состав, цели и противник

Владивостокский отряд крейсеров был официально образован 17 июня 1903 г. В случае войны с Японией основной целью отряда являлись действия на коммуникациях противника, нападения на порты и отвлечение на себя японских броненосных крейсеров с целью ослабления основных сил врага. К началу боевых действий в январе 1904 г. отряд состоял из трех броненосных крейсеров «Россия» (флагман), «Громобой» и «Рюрик», бронепалубного крейсера 1-го ранга «Богатырь», вспомогательного крейсера «Лена» и 11 небольших номерных миноносцев.

Броненосные крейсеры Владивостокского отряда отличались неплохой мореходностью, большой автономностью и строились изначально как истребители вражеской торговли с возможностью длительного нахождения в океане. Недостатком серии крейсеров «Рюрик» — «Россия» — «Громобой» было неудачное размещение артиллерии главного калибра, состоявшее из четырех палубных 203-мм. орудий. В случае эскадренного боя три русских крейсера могли вести огонь из шести восьмидюймовок — т. е. орудий одного борта. В то же время японские броненосные крейсера, имевшие также восьмидюймовые орудия главного калибра, расположенные в башнях, могли задействовать по одной цели все четыре орудия главного калибра. Этот фактор станет одной из причин неудачного для русского отряда боя в Японском море 1 августа 1904 г.


Схема действий Владивостокского отряда крейсеров. (nozdr.ru)

Одновременно японские крейсеры имели преимущество в броневой защите и небольшое превосходство в скорости хода (на 2−3 узла), но проигрывали по крейсерским качествам и с трудом действовали при океанском волнении.

А зачем?

Главной задачей такого корабля было уничтожение одиноко бредущих по океану вражеских торговых посудин. Всего один броненосный крейсер мог раздолбать целый конвой (которые появятся только к концу Первой мировой), а при появлении подмоги удрать от тяжёлых крейсеров и броненосцев врага

В Российской Империи, одержимой идеей борьбы с Англией на море, этому типу крейсеров уделяли повышенное внимание, поскольку русский флот был гораздо меньше и слабее британского и в открытом бою победить его при всём желании не мог, а с помощью быстроходных крейсеров можно было попытаться парализовать английскую морскую торговлю. Поначалу в России строили полудеревянные лёгкие крейсерки типа «Забияки» и «Разбойника», однако вскоре стало ясно, что они немногим круче вооружённых пароходов, охранявших тогда караваны торговых судов

Крейсер «Забияка», Россия, 1878 г.

Против крупных настоящих боевых кораблей противника эти лоханки не выстояли бы и часа. При таком раскладе шансы навести шороху среди англицких купцов были невелики (50 на 50 в лучшем случае). Поэтому русским конструкторам поставили задачу сделать корабль, способный не только топить купеческие корыта, но и драться с боевыми судами противника, гоняющимся за ним. В итоге появилась целая армада таких кораблей: «Князь Пожарский», «Минин», «Алексанр Невский», «Герцог Эдингбурский», «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской», «Адмирал Нахимов», «Память Азова». Однако к рубежу XIX—ХХ в. посудины успели изрядно устареть, и понадобился новый монстр для устрашения злых и коварных англов. Им и стал построенный в 1892 г. на Балтийском заводе в Питере броненосный крейсер «Рюрик».

Бой в Симоносекском проливе

В последний день весны 1904 года три крейсера вновь отправились в боевое плавание. Перед входом в Симоносекский пролив они наткнулись на японские транспортные корабли. Радисты умело поставили радиопомехи, из-за которых противник не смог подать сигнал бедствия адмиралу Камимуре. Японские суда бросились врассыпную. С утра сквозь туман на горизонте показался дозорный крейсер «Цусима».

Корабль попытался скрыться и добраться до берега. Началась всеобщая погоня. Российской эскадре удалось настигнуть транспортное судно «Идзумо мару». Оно было потоплено после интенсивного обстрела. С корабля сняли порядка ста человек. Остальные уплыли в разных направлениях. Экипажи «Рюрика» и «России» не решились разлучиться с «Громобоем» и прекратили погоню.

У входа в Симоносекский пролив загорелся еще один вражеский транспорт. Корабль даже попытался пойти на таран «Громобоя», но ничего не вышло. Он был расстрелян в упор и напоследок добит торпедой. Судно затонуло. На нем было около тысячи солдат и восемнадцать мощных гаубиц, которые японцы собирались использовать для осады Порт-Артура. Положение окруженного города становилось все хуже. В этих условиях Владивостокская эскадра почти не покидала моря, а если останавливалась в своем порту, то только для того, чтобы быстро пополнить запасы. Времени на ремонт и замену изношенных деталей не было.

История создания

Теоретический чертеж крейсера «Рюрик».

В 1881 году при разработке 20-летней судостроительной программы было указано, что крейсерcкая война продолжает оставаться «почти единственным и сильным средством для нанесения существенного вреда торговым интересам неприятеля, обладающего значимым коммерческим флотом». По программе планировалось создать крейсерский флот из 30 крейсеров: 21- корветского ранга и 9- фрегатского. Корабли фрегатского ранга дали миру новый тип броненосного крейсера, с поясом брони по ватерлинии. После крейсера «Генерал-Адмирал» (4750 т, 1873 г.) появились крейсеры типа «Владимир Мономах» (5750 т, 1882 г.), «Память Азова» (6060 т, 1888 г.) и «Адмирал Нахимов» (8270 т, 1885 г.). Опыт создания этих кораблей должен был воплотить новые, более мощные крейсера. Первым таким кораблем нового типа стал «Рюрик».

История крейсера 1 ранга «Рюрик» начинается на Балтийском заводе, где был разработан первоначальный проект крейсера. Интересно, что завод не получал технического задания от Морского технического комитета (МТК). Однако 14 июня 1888 года проект был представлен управляющему Морским министерством вице-адмиралу Н. М. Чихачеву. Автором был корабельный инженер, старший помощник судостроителя Н. Е. Родионов.
Для того времени проект был оригинальным, последний из построенных крейсеров («Память Азова») имел водоизмещение 6700 т, а «Рюрик» 9000 т., Н. Е. Родионов рассчитывал повысить мореходность корабля и гарантировать достаточно высокую скорость (18,5 уз) при любом состоянии моря. Камнем преткновения стало отношение длины к ширине (6,88) и длины корпуса (128 м по КВЛ и 131 м полной). По мнению инженеров МТК такие показатели больше соответствовали быстроходным почтовым пароходам

Инженеры Балтийского завода привели множественные доводы в защиту проекта, но МТК рекомендовал «Высшему морскому начальству» осторожно отнестись к разработке.

Без требований о дальнейшей доработке, брат императора Александра lll, генерал-адмирал Алексей Александрович проект Н. Е. Родионова отклонил, а разработку поручил МТК.

Итогом обсуждений в МТК с привлечением представителей плавающего состава флота стал новый проект (журнал МТК № 96 от 25 мая 1889 г.). Крейсер имел увеличенное до 10000 т водоизмещение, уменьшенную до 118,9 м длину. Сохранялось минимальное парусное вооружение. Бронирование приняли бортовое, протяженность около 80 % длины корпуса и увеличили с 203 до 252 мм в средней части. Разработкой руководил член МТК Н. Е. Кутейников. Одобренные императором Александром lll чертежи были направлены в Главное управление кораблестроения и снабжений, для оформления заказа на постройку.