Оглавление
5-11 КЛАСС
Дорогие ребята!
Познакомьтесь с заданиями, которые чаще всего встречаются в пособиях для подготовки к итоговой аттестации.
Постарайтесь выполнить эти задания.
1.Прочитайте текст
2.Всегда старайтесь запоминать автора и название произведения
. Это будет проявлением уважения к автору. В то же время это необходимо для итоговой аттестации, на которой нужно будет записать фамилии писателей и созданные ими произведения на ту или иную тему, например, о детях, о природе, о защитниках Отечества и т.д.
3.Подумайте, что вынесено в заглавие текста
- Тема – о ком или о чём говорится в тексте.
- Основная мысль – в чём автор хотел убедить читателя.
4.Определите жанр произведения
- народная сказка
- литературная сказка
- рассказ
- басня
- стихотворение
- былина
5. Где происходят события?
6.Назовите главных героев произведения
7.Чтобы выполнить этот тип задания – восстановите верную последовательность пунктов плана прочитанного текста – вам необходимо составить план прочитанного текста
Щур
Жили в комнате пятеро: малиновый щур, Прошка – волчишко, Харлашка – дог, Вася – чёрный кот и я. Щура я сеткой в лесу поймал, Прошку – волчонка у охотника купил, дога – Харлашку в гости взял, а Вася – кот сам пришёл.
Щур в клетке свистит, мурлычет Вася, Харлашка Прошку таскает за шиворот, то Харлашка Прошу, то Проша Хаарлашку. А я их всех рисую.
Вытащили Проша с Харлашей мой новый ботинок. Я рисую. Щур свистит. Вася со шнурком играет. Не успел я нарисовать ничего, стал мой новый ботинок старым. Достал я им мячик. Стали они его друг у друга отнимать, и, чтоб не достался он Харлаше, Проша его проглотил.
Дал я щуру-свистуну подсолнухов и плошку воды, Васе рыбку, Харлашке с Прошкой кашки в чашке. Щур щёлкает семечки. Вася у рыбы голову отъел, я Харлаша и Проша возле плошки стоят, друг на друга ворчат – друг другу есть не дают. Разлил я кашу по двум плошкам. Щур поел, посвистал, в воде выкупался. Стал не красным щуром, а мокрым обдергаем. Проша и Харлаша потолстели, раздулись и спать улеглись. А Вася сбоку. Всё-таки Вася их побаивался.
Пошёл и я обедать. Обратно прихожу – дверь забыл закрыть. Бросился к клетке. На клетке Васька сидит, к щуру лапами тянется… свалилась клетка! Щур из клетки – и в окно! Я Ваську шлёпать! Харлашка на Ваську лаять!
А Прошка в двери – шасть! Да по лестнице на улицу, да из города в лес. И бежал.
Щур улетел, Прошка-волчишко убежал, Харлашку из гостей домой забрали, Вася-кот сам ушёл. И остался в комнате я один. Назад в раздел
Художник, чарующий детей
Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября года в Вятке Урал. Благодаря тому, что мальчик воспитывался в семье архитекторов, он великолепно рисовал с детства. В доме Чарушиных всегда было много животных: певчих птиц, рыбок, собак, кошек. Мать черушина привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных. После средней школы Евгений пошел на службу в Красную Армию. Его направили на Восточный фронт, где он благодаря своему таланту рисовать до окончания Гражданской войны служил помощником декоратора при штабе. В году, возвратившись домой, он твердо решил стать профессиональным художником.
Евгений Иванович Чарушин стал известен прежде всего, как художник-анималист. Кто из советских детей не помнит его чудесных рисунков пушистых зверушек?
Хотя Евгений Чарушин прожил не очень долгую жизнь, биография выдающегося художника — редкий пример творца, сумевшего не изменить призванию, благополучно пережить войны и колебания партийного курса. Работы анималиста пережили создателя, а потомки Евгения Ивановича продолжают славную династию. В ноябре года в семье главного архитектора Вятской губернии Ивана Чарушина произошло радостное событие — на свет появился долгожданный сын Евгений. Через 6 лет супруги Иван Аполлонович и Любовь Александровна обзавелись еще одним наследником — Владимиром, но Женя остался семейным баловнем, увлечениям и шалостям которого умилялись как родители, так и старшие девочки — сводная сестра Катя и воспитанница Зина. Детство будущего анималиста было обеспеченным и счастливым. Мальчик рос в атмосфере любви, творчества и труда. Положение отца, построившего в Вятке и окрестностях свыше зданий светского и гражданского характера, позволяло жить в просторном доме, наполненном книгами и атласами, клетками с певчими птицами и аквариумами с рыбками, содержать охотничьих собак и лошадей.
На писательском поприще
К писательству же Чарушин пришел благодаря, можно сказать, случайному стечению обстоятельств, благодаря влиянию известного всему миру классику детской литературы С.Я.Маршаку. Случайно встретившись в редакции, молодой художник зачитал писателю несколько своих зарисовок с лесной прогулки родных краев.
После прочтения второй в полном восхищении от услышанного произнес: «Вам обязательно надо писать». С этого и началась творческая жизнь Чарушина как писателя. Так, ориентируясь на воспоминания детских лет, в его руках образовалась гора рукописных рассказов, которые по прошествии некоторого времени попадали в печать и быстро раскупались.
Большая часть постреволюционной литературы для детей имела очень нереалистичный и несколько слащавый характер. И так, кружок Маршака, решив вывести уровень таких книг на новый уровень, открыл совершенную иную культуру, в которой искренность, простота и доброта были самыми важными показателями хорошей книги для малышей. Сюда вклинился и Чарушин со своими удивительными героями, которые заиграли совершенно по-новому на страницах его рассказов. Именно за это мы и любим его книги и рисунки.
Презентация на тему: » Писатель знакомый с детства (1901-1965). Биография Чарушин – художник Е.И. Чарушин – писатель и художник Жизнь и творчество писателя.» — Транскрипт:
1
Писатель знакомый с детства ( )
2
Биография Чарушин – художник Е.И. Чарушин – писатель и художник Жизнь и творчество писателя
3
Детские годы Родился будущий писатель и художник в Вятке в семье губернского архитектора. В формировании личности мальчика огромную роль сыграла мать. Вместе с ней он ходил в лес, приносил оттуда различные интересные растения, превращая затем небольшой сад у дома в настоящее чудо. Сколько разных животных перебывало в их деревенском двухэтажном доме! А хотелось еще и еще ну, хотя бы жирафа или тапира. БЛАГОДАРЯ МОЕМУ ДЕТСТВУ!»
4
Чарушин рос, по собственному определению, «с карандашом и кистью в руках». Лет в четырнадцать Чарушин своими друзьями организовал союз поэтов и художников с веселым неуклюжим названием «Сопохуд» (Союз поэтов и художников). Правда, с поэзией у него не заладилось. Другое дело рисунки. Чарушин рос, по собственному определению,»с карандашом и кистью в руках». А на рисунках его чаще всего были все те же собаки, медведи и прочие замечательные звери.
5
Годы учебы Очень рано почувствовал будущий писатель желание сохранить убегающий миг увиденного- «на помощь пришло рисование… Художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже». Ничего удивительного не было в том, что, окончив школу, Евгений Чарушин поступил в Петроградскую Академию художеств, которую закончил в 1926г. по живописному факультету.
6
В годы войны Чарушин жил в родном Кирове. Рисовал плакаты, оформлял спектакли в Кировском театре драмы. А еще расписал один из детских садов города, превратив его в настоящее сказочное царство. В 1945 году Евгений Иванович вернулся в Ленинград. И снова работал над книгами и рисунками. Уже известный художник- иллюстратор он пробовал себя в скульптуре. И чарушинский фарфоровый заяц с морковкой был таким же теплым, мягким и как нарисованные «зверенки». ТВОРЧЕСТВО В ГОДЫ ВОЙНЫ
7
Чарушин Е.- ХУДОЖНИК Его влекло тогда многое: музыка и поэзия, театр и живопись. А за постоянную страсть к изобретательству друзья наградили молодого художника прозвищем «Евгеша-изобретатель». Вместе с этими друзьями «Евгеша» отправлялся в необыкновенные экзотические путешествия по Алтаю или просто на охоту, на рыбалку в недалекие леса.
8
Иллюстрации Чарушина И, конечно, рисовал. Одну работу приобрела даже Третьяковская галерея. В 1928 г. выходит первая книга с иллюстрациями Чарушина ( рассказ В.Бианки » Мурзук»). За ней последовал ряд других, среди которых были две собственные книжки- картинки «Вольные птицы» и «Разные звери».
9
Е.И.Чарушин — писатель и художник Его первой собственной книжкой со словами стал рассказ «Щур» (1930). Чарушин стремился «понимать животное понимать его движения и мимику». И передавать это в рисунке и слове. В его рассказах нет сказочного вымысла. Животные не делают того, что им не свойственно. Но книги от этого не становятся менее интересными.
10
Первые книжки
11
Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Он, по сути, создал новый тип анималистической книги для детей (маленький рассказ о маленьком животном для маленьких детей), Художник наблюдал за животными, часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры. ХУДОЖНИК — АНИМАЛИСТ
12
Книги, которые всегда с тобой Большие и маленькие. 10 книг для детей. Зверята: Папка иллюстраций. Как мальчик Женя научился говорить букву «Р». Кот Епифан. Моя первая зоология. Тюпа, Томка и Сорока..
Первые шаги к призванию
Возможно, мало кому известно, что Чарушин – это не только прекрасный детский писатель, но ещё и замечательный иллюстратор. Это поприще он долгое время считал основным в своей жизни, ведь рисовал то, что ему было близко и что находилось рядом: животных, их поведение и жизнь — Чарушину-художнику такая стезя изначально казалась основной в его творческом пути.
Главной и самой примечательной особенность рисунков Чарушина были глаза. Большие, полные дивной доброты и некоторой растерянной беспомощности. Именно они выстраивали весь образ маленьких жителей леса, наделяя их тем самым яркими качествами, которые и видели юные зрители в работах Чарушина: зайчата, притаившиеся в зарослях кустов; медвежата, с интересом наблюдающие за чем-то, что происходит вокруг; котята, испуганные приближением грозного пса. Все эти эмоции пушистых героев художник отображает в глазах: блестящих и живых, которые и стали отличительной чертой работ Евгения Чарушина.
Подробнее о творчестве Чарушина
С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев. Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров. Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами. Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С.Я.Маршак, В.В.Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский. Прожил Чарушин 64 года. Он умер в 1965 году. Но осталось много его книг и большая любовь к своей Родине. ———————————————————— Рассказы Евгения Чарушина о животных и о природе.Читаем бесплатно онлайн Читать все рассказы Чарушина Читать рассказы других авторов
Чарушин Евгений Иванович: краткая биография послевоенных лет
Художник в 1945 году вернулся в Ленинград. Кроме работы над книгами,он начал создавать серию эстампов, на которых изображены животные. Чарушин увлекся скульптурой еще до войны. Он расписывал чайные сервизы, а затем, уже в мирное время, создавал фигурки животных из фарфора и даже целые декоративные группы. Он попробовал иначе подойти к оформлению книг для детей. На рисунках Чарушина начала появляться перспектива, стало обозначаться пространство. Менялась также техника: он принялся работать акварелью и гуашью, но не широкими мазками, а прорабатывая очень тщательно мелкие детали. В 1945 году Чарушин стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР.
Последняя иллюстрированная им книга — «Детки в клетке» Самуила Яковлевича Маршака. Произведения Чарушина сегодня переведены на множество языков народов бывшего СССР, а также ряда зарубежных стран. Его эстампы, иллюстрации, книги, фарфоровая скульптура экспонировались на выставках в Париже, Лондоне, Софии. Общий тираж книг Евгения Чарушина превышает 60 млн экземпляров.
18 февраля 1965 г. в Ленинграде умер Евгений Чарушин. Его похоронили на Богословском кладбище.
Известные произведения Чарушина
Как автор, он сотворил много произведений для детского чтения, среди которых не только прозаические вещи, но и стихи. Список самых известных вещей у Евгения Ивановича составляет не менее десятка рассказов.
Можно выделить следующие из них:
- «Как мальчик Женя научился говорить» (из цикла «Про Женю»),
- «Про Томку»,
- «Яша»,
- «Кто как живет»,
- «Медвежата»,
- «Щур»,
- «Олешки»,
- «Волчишко»,
- «Путешественники».
Героями Евгения Ивановича часто выступают дети, которые взаимодействуют с животными. Нередко представители животного мира обладают качествами, которые восхищают писателя. Например, ворон в рассказе «Яша».
Краткая биография
- 11.1901 – Родился.
- 1907 – Начал учебу в коммерческом училище г. Вятки, которое давало престижное художественное образование, но проучился там недолго. Из-за шаловства мальчика вскоре перевели в гимназию, где он сдружился с Ю. Васнецовым, дружбу с которым пронес через всю жизнь.
- 1915 – Вместе с друзьями образовал сообщество художников и поэтов «Сопохуд», выпускавшее одноименный журнал.
- 1918 – После окончания школы призвали в армию. Благодаря умению рисовать удалось избежать отправке на фронт. Юноша стал помощником декоратора в Политотделе штаба Восточного фронта.
- 1922 – Завершив службу, стал учиться в декоративных мастерских губвоенкомата Вятки.
- Осень 1922 – Переехал в Петербург, где стал учиться в Академии художеств на живописном факультете.
- 1924 – Параллельно с получением профессионального образования работал в детском журнале «Мурзилка».
- 1927 – Пригласили работать в Детский отдел Госиздата. Редактор отдела В.В. Лебедев хотел создать новую детскую книгу – познавательную и хорошо оформленную. Он помог Чарушину сформировать индивидуальный стиль, связанный с рисунками животных. Художник с радостью взялся за дело, поскольку хотел поделиться охотничьими впечатлениями и наблюдениями за жизнью животных с маленькими читателями.
- 1928 – Женился. Стал сотрудничать с журналом «Еж». Проиллюстрировал книги В. Бианки «Мурзук» и А. Лесника «Волк». Рождается характерный «почерк» художника. Размывами туши и акварели точно переданы мех зверей, поза, выражения глаз, движения. Используется не более 4-х цветов, рисунки выполняются пятнами и штрихами, поэтому понятны и близки ребенку.
- 1929 – По совету С. Маршака начал писательскую деятельность. Создавал короткие рассказы о жизни животных для детей. Первую публикацию «Вольные птицы» тепло встретили не только дети, но и ценители книжной графики. Иллюстрацию рысенка даже приобрела Третьяковская галерея. В этом же году были опубликованы «Разные звери» и «Птенцы». Обилие выразительных, запоминающихся рисунков, поясняющих и дополняющих текст, помогало создать законченные литературные образы.
- 1930 – Опубликовал рассказы «Щур», «Разные звери». В рисунках передавал характер и настроение животного.
- 1935 – Увидел свет рассказ «Тетерев и петух», который Т. Габбе считала одним из лучших в творчестве автора. Простой, характерный для произведений Чарушина, сюжет начинается поэтическим описанием вида с крыши старого дома и картинки лесного царства и переходит к художественному описанию сцены боя дикого и домашнего петухов. Красочное описание детально выписано лаконичным, но выразительным и точным языком. Лирические портреты животных помогают ребенку разглядеть окружающий его диковинный и удивительно прекрасный мир.
- 1942 – Эвакуировался с семьей из Ленинграда в Киров, где оформлял спектакли для драмтеатра, работал учителем рисования. Появились картины на тему партизан, плакаты к «Окнам ТАСС». Продолжал писать рассказы и рисовать для детей.
- 1945 – Получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Вернулся в город Ленина. Помимо работы с книгами выполнил серию эстампов, изображающих животных.
- Остаток жизни – Изготавливал анималистические скульптуру и образцы фигурок зверей для изготовления изделий из фарфора. Создавал эскизы изображений на чайных сервизах фарфорового завода, по «почерку» подобные книжным иллюстрациям. Продолжал иллюстрировать книжки других авторов – В. Бианки, М. Пришвина, К. Чуковского, С. Маршака.
- 02.1965 – Умер от рака. Могила находится на Богословском кладбище.
Детство и юность
В ноябре 1901 года в семье главного архитектора Вятской губернии Ивана Чарушина произошло радостное событие – на свет появился долгожданный сын Евгений. Через 6 лет супруги Иван Аполлонович и Любовь Александровна обзавелись еще одним наследником – Владимиром, но Женя остался семейным баловнем, увлечениям и шалостям которого умилялись как родители, так и старшие девочки – сводная сестра Катя и воспитанница Зина.
Евгений Чарушин в детстве с отцом и братом
Детство будущего анималиста было обеспеченным и счастливым. Мальчик рос в атмосфере любви, творчества и труда. Положение отца, построившего в Вятке и окрестностях свыше 500 зданий светского и гражданского характера, позволяло жить в просторном доме, наполненном книгами и атласами, клетками с певчими птицами и аквариумами с рыбками, содержать охотничьих собак и лошадей. Мать Жени, в юности искусная наездница, после травмы сосредоточилась на воспитании детей и уходе за садом и оранжереей.
Сохранились семейные предания о духовном и физическом развитии мальчика в гармонии с природой. Так, плавать он научился, переплыв реку со стадом коров и держась за их хвосты, а произношение звука «р» одолел, подражая карканью ворон. Рисовать для Жени было таким же естественным, как дышать, разговаривать и шалить. На фото, сделанных в детстве и отрочестве, юноша выглядит положительным и серьезным, но на самом деле был большим проказником.
Евгений Чарушин в молодости
В 6 лет Евгения отдали в Вятское коммерческое училище, славящееся художественным образованием. Учебное заведение долго терпело проказы будущего художника, сошла с рук даже организация «подрыва печки» — учитывались не только обаяние и способности юного Чарушина, но и то, что его отец именно тогда возводил новое здание училища.
Но после того, как Евгений пририсовал гениталии ангелам в учебнике по Закону Божьему, вольнодумца перевели в менее престижную Вятскую гимназию, где он познакомился и на всю жизнь подружился с Юрием Васнецовым – дальним родственником автора «Аленушки» и «Трех богатырей». Подростки вместе ездили на охоту, занимались гимнастикой и создали литературно-художественную группу «Сопохуд».
Юрий Васнецов, Владимир Лебедев и Евгений Чарушин
После окончания среднего учебного заведения, к тому времени уже носившего имя Тургенева и называвшегося трудовой школой, Евгений Чарушин пошел служить в политотдел 3-й армии Восточного фронта, где очень пригодились навыки в рисовании и оформлении. В 1922 году молодой человек стал студентом Петроградской академии художеств, в которой уже обучался его друг Васнецов.
Не любящий системности, не терпящий канонов Чарушин считал, что прославленное учебное заведение ничего ему не дало, а намного больше пользы в становлении его как художника принесли частые визиты в зоопарк. По окончании кузницы живописцев Евгений некоторое время зарабатывал созданием вывесок для нэпманов и только после годичной службы в стрелковом полку под Лугой показал тетради с рисунками животных художнику Владимиру Лебедеву, работавшему в «ДЕТГИЗ».
Работа в Политотделе штаба, учеба в академии художеств
В 1918 году Евгений Чарушин окончил среднюю школу в Вятке. Он учился в ней вместе с Юрием Васнецовым. Затем Евгения Ивановича призвали в армию. Здесь его решили использовать «по специальности» — назначили помощником декоратора в Политотдел штаба. Отслужив 4 года, почти всю гражданскую войну, Евгений Иванович только в 1922-м возвратился домой.
Он решил учиться на художника. Зимой обучался в мастерских Вятского губвоенкомата, а в этом же году, осенью, поступил в ВХУТЕИН (Петроградскую Академию художеств), на живописный факультет. Пять лет занимался здесь Евгений Чарушин, в период с 1922 по 1927 гг. Учителями его были А. Караев, М. Матюшин, А. Савинов, А. Рылов. Однако, как впоследствии вспоминал Евгений Иванович, это были для него самые бесплодные годы. Чарушину были неинтересны поиски нового слова в живописи, а также академическое рисование. Намного приятнее было ходить на птичий рынок или в зоосад. Молодой художник в то время любил одеваться по моде. По воспоминаниям Валентина Курдова, его близкого друга, он ходил в пестрых чулках и гольфах, носил пыжиковую шапку и короткую пеструю шубу собачьего меха.
Чарушин Евгений Иванович — художник-анималист и детский писатель
Отец Евгения, известный архитектор того времени, передал своему юному отпрыску любовь к искусству, большой интерес к отображению мира посредством рисования, и незаурядные способности, определившие становление сына, как художника, изображавшего животных.
Иллюстрация Е.И.Чарушина к рассказу В.Бианки «Первая охота»
Евгений Иванович иллюстрировал рассказы Бианки, много работал над другими книгами, создавал портреты животных для детей.
Как детский писатель, Евгений попробовал себя в создании многих произведений, таких как сказки и рассказы о животных. Особенностью его творений была необычайная динамичность, передача действия глаголами (в рассказе «Лисята»), точное считывание повадок обитателей, населявших животный мир.
Впоследствии сочинитель отошел от простых предложений, однако в его текстах можно встретить очень много звукоподражаний животным, что делает их неподражаемыми для восприятия ребенком.
На пути к творчеству
Будучи в возрасте своих юных читателей, Чарушин зачитывался «лесными» рассказами Сетона-Томпосона, Лонга и Биара, которые дарили ему минуты отдыха и единения с той далекой природой неизведанных краев, развивали воображение.
И, может, именно благодаря этим долгим посиделкам с книгой мы знакомы с тем писателем, чьими произведениями дорожим сейчас? Ведь именно в детстве закладывается та картина видения мира, с которой человек шагает по жизни и будучи взрослым. И именно эти писатели, ставшие кумирами будущего писателя, словно бы взяли маленького Евгения за руку и привели его в мир такой искренней и открытой живой природы. Ему не нужны были захватывающие приключения с яркими красками – достаточно было образов леса.
Героями первых Чарушинских рассказов могли быть вполне реальные лесные жители, резво бегающие среди безграничных уральских лесов, или же домашние питомцы, которых было великое множество в родном доме маленького Жени: собаки, кошки, маленькие пушистые цыплята и поросята.
Всё вокруг было постоянно наполнено этими весёлыми и звонкими звуками, которые окружали мальчика постоянно, тем самым прививая способность видеть в домашних питомцах друзей, понимать их, наблюдая за их жизнью и повадками.
Особое место в жизни юного Чарушина занимал пёс, которого жизнь обделила способностью бегать и спокойно передвигаться. Незамеченный никем, он постоянно лежал на крыльце дома и смотрел по сторонам. И лишь только пока ещё будущий писатель смог стать ему настоящим другом. Может, именно в эти мгновения мальчик ощутил, что настоящая дружба может завязаться и между человеком и животным?
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа Е.И.Чарушина «Лисята»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группена тему«Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
Цель
учить детей связно, выразительно пересказывать рассказ Е. Чарушина«Лисята»Задачи
1)Познакомить детей с писателе Е.И.Чарушиным, Его рассказом «Лисята;учить детей придумывать загадки: подбирая по смыслу названия качеств(прилагательных) и действий(глаголы) ; упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
2)Развивать мышление, речь, память.
3) Воспитывать интерес к литературным произведениям
4)Активизация речи- ловкачи, за шиворот.
Материал: Книга Е. Чарушина с рассказом «Лисята»
, портрет.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Психологическая разминка.
В: Ребята, как рада я вас сегодня видеть. Давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся.
Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно Говорю тебе «Привет!» Улыбнись скорей в ответ. Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука, Здравствуй друг, здравствуй друг, Здравствуй весь наш дружный круг.
В: Ребята, сегодня утром в группе я нашла посылку. Мне было очень интересно посмотреть что там, но я без вас не стала. Вам наверно тоже интересно узнать что там? (да)
В: Хорошо. Тогда давайте все вместе посмотрим. (Открывают посылку)
Воспитатель достает из посылки книгу.
В: Ребята, что это? (Книга)
В: Но тут не только книга, а еще и письмо. Давайте узнаем, кто же нам отправил посылку. (Воспитатель читает письмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам Незнайка. Недавно я прочитал интересный рассказ Евгения Ивановича Чарушина «Лисята». Рассказ мне очень понравился. А вы знакомы с этим рассказом? Я очень хочу, чтобы вы познакомились.»
В: Ребята, знакомы вы с рассказом «Лисята»?
В: А что нужно сделать, чтобы познакомиться?
2.Основная часть.
В: Ребята, сегодня я предлагаю познакомиться с рассказом Е.И. Чарушина «Лисята». Но сначала немного расскажу вам об авторе рассказа. Этот рассказ написал Евгений Иванович Чарушин. (показ портрета писателя)
. В детстве он любил читать книги о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных, среди которых рассказ «Лисята».
В: Садимся поудобнее и слушаем внимательно.
(Чтение рассказа Е.Чарушина «Лисята»)
Беседа после чтения.
В: Как называется это литературное произведение?
— Кто его написал?
-О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах).
— Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи).
— Как играли лисята? (влезали на занавеску, залезали на шкаф).
— Куда лисята однажды спрятались? (залезали в сапог).
Сочинение «Мой любимый писатель Евгений Чарушин»
Чарушин – это один из моих самых любимых русских писателей.
Помимо произведений, мне нравятся его рисунки.
Иллюстрации Евгения Ивановича к книгам других знаменитых литераторов вызывают восторг талантом художника.
А рассказы Чарушина открывают нам особенный мир животных – такой неповторимый и уникальный.
Читая истории Евгения Ивановича, складывается впечатление, что он сам их пережил.
Это вызывает доверие к автору и его словам.
Все произведения Чарушина ассоциируются у меня с искренностью, новыми открытиями, любовью и теплотой к живой природе.
Простые и яркие образы позволяют полностью перенестись в мир птиц и животных.
Мне нравится, что произведения Евгения Ивановича не только интересные, но и полезные.
Поэтому я часто советую их своим друзьям.
Сотрудничество в журналах, первые иллюстрации к книгам
Евгений Иванович к тому времени (с 1924 года) уже трудился в «Мурзилке», детском журнале. Чуть позже он начал работать в «Еже» (с 1928 по 1935 год) и в «Чиже» (с 1930 по 1941 год). Евгений Чарушин получил в 1928 году свой первый заказ от ленинградского Госиздата — оформить рассказ «Мурзук» В. В. Бианки
Первая же книга с его рисунками привлекла внимание как юных читателей, так и знатоков книжной графики. Иллюстрация из нее была приобретена самой Государственной Третьяковской галереей
Чарушин в 1929 году проиллюстрировал еще несколько книг: «Вольные птицы», «Дикие звери», «Как мишка большим медведем стал». В этих работах проявилось в полной мере незаурядное мастерство Евгения Чарушина в передаче повадок животных. Осиротевший маленький медвежонок, сидящий на ветке; нахохлившаяся ворона, которая собралась клевать косточку; кабаны, бредущие с малышами… Все это и многое другое нарисовано выразительно, ярко, но вместе с тем емко и лаконично. Художник, создавая образ животного, смог выделить самые главные, характерные черты.
Личная жизнь
Главной любовью Евгения Ивановича были звери и птицы.
«Очень люблю зверюшек!», — признавался художник.
Анималист всегда делил кров с собаками и кошками, воронами и другими птицами. Даже к охоте Чарушин относился не как к промыслу, а как к единению с природой, познанию инстинктов. Кроме того, это увлекательное занятие настоящих мужчин манило творца ритуалами, легендами и терминологией.
Евгений Иванович запатентовал несколько изобретений – в частности, на колесо, бегающее по воде, любил мастерить различные поделки от игрушек до планера. В юности будущий художник и прозаик писал стихи, к которым во взрослом возрасте относился очень негативно. Чарушин любил плавание, а с появлением первого «Москвича» – вылазки за город на личном транспорте. Играл в шахматы, но и в них, как и в изобразительном искусстве, не любил «проверять алгеброй гармонию».
Евгений Чарушин с собакой и кошкой
Личная жизнь Евгения Ивановича была счастливой и спокойной. В 1928 году начинающий художник и писатель женился на землячке Наталье Зоновой, с женой жил дружно. Через 6 лет родился единственный наследник и продолжатель дела отца Никита. Любимый сын стал главным героем сборника рассказов Евгения Чарушина «Никитка и его друзья». Работы Н. Е. Чарушина, иллюстратора произведений, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, галереях зарубежных стран.
Евгений Иванович успел увидеть внучку Наташу. Наталья Никитична Чарушина-Капустина – член Союза российских художников, иллюстратор произведений Сельмы Лагерлеф, Виталия Бианки и Николая Сладкова, автор книг о природе для детей. Кроме того, внучка Евгения Чарушина увлекалась росписью оловянной миниатюры.
Правнучка Евгения Чарушина названа в честь деда. Она автор и иллюстратор детских книг, выступает с лекциями о жизни и творчестве представителей династии. В феврале-марте 2019 года в детской библиотеке на улице Марата Санкт-Петербурга пройдет персональная выставка Евгении Чарушиной-Капустиной «Таинственные тропинки».
Тяжелый труд в военные годы подорвал здоровье Евгения Чарушина. Во время выполнения Кировских росписей художник неоднократно терял сознание, поскольку работы выполнялись ядовитыми нитритными красками. После войны творец перенес инфаркт.
Могила Евгения Чарушина
Причиной смерти Чарушина, как и его отца, стало онкологическое заболевание. Однако если Иван Аполлонович перешагнул 80-летний рубеж, то Евгений Иванович прожил 63 года. Через несколько месяцев после смерти Чарушина работы художника завоевали золотую медаль на выставке в ГДР.
Могила Евгения Чарушина находится на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.
http://fb.ru/article/211180/evgeniy-charushin-biografiya-proizvedeniya-kartinyi-fotohttp://tvercult.ru/literatura/charushin-e-i-biografiya-hudozhnika-illyustratora-i-detskogo-pisatelyahttp://24smi.org/celebrity/83511-evgenii-charushin.html
Краткая биография художника-иллюстратора детских книг
Годы жизни: 1901.11.11 – 1965.02.18.
Детский писатель был рожден в 1901-м, 29-го октября (по старому стилю), в городе Вятка. Его день рождения ознаменовался приходом талантливого человека в окружающий мир.
Родители Е.И.Чарушина
Отец его был известным архитектором, а в семье царила творческая атмосфера, которая благосклонно сказывалась на подрастающем мальчике. Недалеко от семьи жила семья Васнецовых, с сыном которых, знаменитом в будущем художником, дружил Евгений в течение всей жизни.
В 1918-м Чарушин окончил школу и пошел служить в Красную Армию. По истечении четырех лет с этой даты, в 1922-м, он вернулся в родной город.
Поступил в этом же году на факультет живописи в Художественную Академию Петрограда, где в течение пяти лет постигал азы рисования. 1927-м Евгений Иванович завершил образование в учебном заведении и стал работать в Госиздате, при Детском отделе.
Благодаря Лебедеву В. В., который сильно повлиял на юношу, стал активно работать над своим стилем и иллюстрировать многие книги известных советских авторов. Помимо чужих, работал над своими, используя талант для отображения быта животных.
В 1930-м Евгений Иванович начинает работать в литературе для детей, как писатель. Создал практически два десятка книг, заслужив своим талантом похвалу от Горького М.
В 1941-м, в связи с начавшейся войной, эвакуировался из Петербурга в Киров. Здесь стал рисовать патриотические плакаты, писать картины, оформлять спектакли в Драмтеатре Кирова. Спустя четыре года с прошедшей даты, вернулся в Ленинградский край. Занимался графикой, скульптурой, анималистикой, создавал эстампы.
В феврале 1965-го он умер. Это случилось 18 числа.
Родители Евгения Ивановича
- Отец — Иван Аполлонович, главный губернский архитектор, создавший более трехсот зданий в разных городах.
- Мать — Любовь Алексеевна, садовод-любитель.
Детство
Благодаря отцу, Евгений с детства любил рисование. Иван Аполлонович привил сыну влюбленность к художественному творчеству, которое предопределило жизненный путь юного дарования.
Помимо батюшки, важную роль в становлении Чарушина, как художника, сыграл его друг Васнецов, бывший частым гостем в их доме.
С мамой Женя много ходил в лес, наблюдая природу родного края. Это родило в нем любовь к живому миру. Очень много мальчик читал о природе, особенно он любил книги о животных.
Став постарше, мальчик активно стал работать над переносом живой природы на бумажный лист, кистью выполняя рисунки зверей.
Образование и воспитание
Помимо самообразования с помощью книг, важную роль в этом действе сыграли родители Евгения Ивановича, благодаря которым маленький мальчик понял свои предпочтения. Мать его привила любовь к природе, отец – к живописи.
Однако, кроме семейного воспитания и самообразования, Чарушин много учился по интересующему его направлению.
В армии он активно работал над созданием рисованных изображений, после нее – поступил в 1922-м в Петербургскую Академию по художественному направлению, где, помимо образования по своему профилю, активно посещал занятия у другого преподавателя.
Обучение длилось пять лет, по прошествии которых (1927) Евгений Иванович вышел дипломированным специалистом.