Леонид борисович красин

Оглавление

История длиною в век

В начале XX века в России назрел вопрос о необходимости проведения арктических полярных исследований. Для реализаций таких масштабных планов требовалась постройка новых, технически оснащенных и мощных кораблей-ледоколов. Одним из первых таких кораблей и стал будущий «Красин». Будущий – потому что изначально он носил название «Святогор».

«Святогор» строился по образу и подобию своего старшего брата, ледокола «Ермак», но даже превзошел его по характеристикам. Почти полвека «Святогор» — «Красин» был самым мощным арктическим ледоколом не только в России, но и в мире.

Судьба ледокола в первые годы существования складывалась трагично. Недолго прослужив в Северном Ледовитом океане на проводке судов, ледокол был затоплен в бухте у Архангельска. Сделано это было намерено с целью предотвратить вторжение интервентов Антанты и защитить боеприпасы, находившиеся в городе, от захвата. В 1920 году англичане подняли затопленный ледокол и увели его за собой.

Страна не могла смириться с такой потерей. Несмотря на то, что англичане сдали захваченное судно в аренду для проведения операции по спасению другого застрявшего во льдах русского ледокола, правительство нашей страны хотело вернуть мощное судно в родную флотилию.

Это удалось сделать лишь в 1922 году при активном участии Леонида Борисовича Красина — советского дипломата и торгового представителя в Англии. Именно в его честь посмертно ледокол был переименован в 1927 году.

В 1928 году настал звездный час советского ледокола. Весной итальянская научная экспедиция во главе с Умберто Нобиле потерпела крушение. Дирижабль, на котором ученые обследовали северные земли, упал на льдину. Оставшихся в живых членов экспедиции спасали всем миром, но только «Красину» оказалось под силу пройти сквозь толщу арктических льдов и вызволить из ледяного плена ученых. Ледокол был награжден орденом и стал знаменит на весь мир.

Watch this video on YouTube

Позднее, в 1969 году, об этой уникальной спасательной операции был снят фильм «Красная палатка», а в капитанской каюте ледокола сегодня стоит сделанный из стекла «ледяной торос» с изображением этого знаменательного события.

Cделанный из стекла «ледяной торос»

Watch this video on YouTube

В 1930-е годы ледокол работал на проводке грузовых судов в северных морях, использовался для периодических научных исследований и проведения спасательных операций.

В годы войны «Красин» продолжал нести службу в качестве конвойного корабля: на корабле перевозили оружие, продовольствие и лекарства для военных. В один из таких походов экипажу корабля пришлось вступить в бой с противником: в битве зенитчиками были сбиты два немецких самолета.

В послевоенные годы ледокол вернулся к мирной работе, но к началу 1950-х годов стало ясно, что судно требует срочной реконструкции.

Перерождение «Красина» происходило на территории ГДР, где у корабля изменили в конструкции практически все, кроме корпуса: были заменены энергетические установки, вместо двух труб установлена одна, корабль дополнили современной надстройкой со служебными, бытовыми и хозяйственными помещениями-каютами. Реконструкция длилась долго – лишь в 1960 году корабль вернулся в строй.

В северных морях Арктики и Дальнего Востока ледокол прослужил еще 10 лет. После этого он был переквалифицирован в судно для научных исследований и до конца 1980-х годов работал на Министерство геологии.

Радиопеленгатор «Рыбка» 1987 годГиросфера гирокомпаса «Курс-3» 1958 год

Годы перестройки стали сложным периодом в жизни ледокола. Отсутствие финансирования и даже попытки продать ставшее никому не нужным обветшавшее судно чуть не привели «Красина» к гибели.

Благодаря усилиям неравнодушных людей, энтузиастов нашлась организация, которая была готова спонсировать восстановление исторического корабля и превращение его в музей на воде.

История «Святогора»

Советский Союз предоставил для спасательной экспедиции два ледокола — «Малыгин» и «Красин». Первый, вышедший 12 июня из Архангельска, 20 июня был зажат льдами в Баренцевом море и не смог помочь итальянцам.Второй, «Красин», вышел из Ленинграда 16 июня. Этот ледокол был построен по заказу российского правительства в Англии, на верфи города Ньюкасл. Строили его ударными темпами — в январе 1916 года было принято решение о строительстве, 3 августа состоялся его спуск на воду, 1 октября он был зачислен в списки ВМФ России в классе морских ледоколов под именем «Святогор», а 31 марта 1917 года над ним был поднят Андреевский флаг.

Судьба «Святогора» была чрезвычайно интересной — в разгар Гражданской войны ледокол был затоплен красными на мелководье вблизи устья реки Чижовки при её впадении в Северную Двину в Архангельске. Таким образом большевики пытались не пустить в порт корабли интервентов, но успеха не добились.

Больше того — англичане подняли «Святогор» и, уходя из Архангельска в феврале 1920 года, увели ледокол с собой.

В 1922 году «Святогор», самый мощный ледокол своего времени, был выкуплен Советской Россией у Англии. Огромную роль в переговорах сыграл советский торгпред в Великобритании Леонид Красин. Именно в память о дипломате в 1927 году «Святогор» был переименован.

Спасательную экспедицию на «Красине» возглавлял полярный исследователь Рудольф Самойлович, капитаном «Красина» был Карл Эгги. На судне был размещён самолёт «Юнкерс» ЮГ-1, который пилотировали лётчики Борис Чухновский и Георгий Страубе.

Личная жизнь [ править ]

Вместе с его женой они были родителями трех дочерей, в том числе:

  • Любовь Красина, вышедшая замуж за французского политика и дипломата Гастона Бергжери , основателя Frontist Party , с которым она развелась в 1928 году. После войны она вышла замуж за французского политика и журналиста Эммануэля д’Астье де ла Вигери .
  • Людмила Красин, которая, как сообщается, была помолвлена ​​с герцогом де Ла Рошфуко в 1927 году. Она вышла замуж за Джона Матиссена Матиаса (1906-1963), сына Роберта Морица Матиаса.

Пока Красин вел переговоры об официальном признании большевистского правительства Соединенным Королевством и Францией и, несмотря на лекарства, предложенные его старым другом, врачом Александром Богдановым , он умер от болезни крови. Похоронная процессия Красина через три дня включала 6000 человек, многие из которых сочувствовали большевикам; он был кремирован в крематории Голдерс Грин, а затем похоронен в некрополе у Кремлевской стены в Москве .

Почести и наследие

Во время Великой чистки и до смерти Сталина в 1953 году он практически не упоминался в истории Коммунистической партии и Советского правительства.

Два ледокола (спущенный на воду в 1917 году и один в 1976 году ) увековечили память Красина.

«Агент 007» стал полярным героем в СССР

Судьбы участников спасательной экспедиции сложились по-разному. Начальник спасательной группы Рудольф Самойлович, удостоенный ордена за спасение итальянцев, попал под «Большой террор», в июле 1938 года был арестован по обвинению в шпионаже и антисоветской деятельности. Его расстреляли весной 1939 года. В 1957 году Самойлович был посмертно реабилитирован.

Лётчик Борис Чухновский, также награждённый за спасение группы Нобиле, продолжил служить в полярной авиации, в годы Великой Отечественной участвовал в боях в Заполярье.

Генерал Умберто Нобиле, которого в родной стране обвинили в катастрофе, а многие сочли «предателем» за отлёт из ледового лагеря, в 1931 году уехал из Италии в Советский Союз и в течение пяти лет строил дирижабли в Стране Советов. Уже после войны и падения режима Муссолини все обвинения в адрес генерала были сняты.

В 1969 году Умберто Нобиле открыл памятник в норвежском городе Тромсё, посвящённый всем погибшим в ходе экспедиции «Италии». На нём высечены фамилии восьми членов экипажа дирижабля, шести членов экипажа «Латама» и трёх итальянских лётчиков.

В том же 1969 году на экраны вышел совместный советско-итальянский фильм «Красная палатка», посвящённый истории спасения экспедиции Нобиле. Режиссёром фильма стал знаменитый победитель Каннского фестиваля Михаил Калатозов, а главные роли, помимо советских актёров, сыграли звёзды мирового кино, такие как итальянка Клаудия Кардинале и сам легендарный «агент 007» Шон Коннери, сыгравший Руаля Амундсена.

На премьере фильма в Италии присутствовал Умберто Нобиле. Великому учёному и путешественнику была суждена долгая жизнь — он умер в Риме в 1978 году в возрасте 93 лет.

Обложка: Ледокол «Красин». Фото: www.russianlook.com

Карьера [ править ]

Леонид Красин Баку около 1903 года

В 1903 г. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) раскололась на меньшевистскую и большевистскую фракции; Красин поддержал последнего и в том же году был избран в ЦК большевиков .

Освободившись из ссылки в 1900 году, он переехал в Баку на Каспийском море, где в то время также действовал «Коба» Джугашвили (позже известный как Иосиф Сталин ). В Баку Красин использовал свои финансовые связи для создания нелегальной типографии; это Нина типография стала на период основного средства для В.И.Лениной газеты «s Искры . Красин уехал из Баку в 1904 году, чтобы работать главным инженером Саввы Морозова .

Его деятельность во время революции 1905 года в первую очередь заключалась в привлечении финансирования для большевиков-революционеров, в том числе в организации ограблений банков . Красин участвовал в планировании ограбления тифлисского банка в 1907 году , кровавого преступления, которое произошло в центре Ереванской площади , в результате чего сорок человек погибли и 50 получили ранения.

Красин наслаждался азартом терроризма . [ необходима цитата ] Его дом был главной лабораторией, в которой производились бомбы, которые использовались для нападения на премьер-министра Петра Столыпина (в кабинете: 1906-1911).

Погоня за азартом привела к разрыву с Лениным. Ленин, который в таких обстоятельствах обычно был резким, оставался комплиментарным по отношению к Красину и продолжал призывать его вернуться в партию.

В 1908 году Красин уехал из России и в 1909 году сотрудничал с Александром Богдановым в создании фракции « Вперед» РСДРП. Позже он на долгие годы отошел от политической деятельности. Он сделал успешную карьеру в качестве инженера-электрика, работал на Siemens в Германии и в России и стал миллионером. После Февральской революции 1917 года он вернулся в лоно большевиков. В правительстве России большевистского Красин служил наркома по внешней торговле с 1920 по 1924 год .

Дипломатическая карьера

Красин встретился с Э. Ф. Уайсом в Копенгагене в апреле 1920 г. Вайс представлял Высший экономический совет Антанты ; с ним [ необходима цитата ] Красин вел переговоры по англо-советскому торговому соглашению , подписанному в марте 1921 года. В 1924 году Красин был избран в Центральный комитет Коммунистической партии , и занимал этот пост до своей смерти в 1926 году.

В 1924 году он стал первым советским послом во Франции. Год спустя он уехал, чтобы стать уполномоченным Советского Союза в Лондоне, где и умер. Его роль в Лондоне исполнил Кристиан Раковский после его смерти.

Роль в проекте могилы Ленина

Леонид Красин (справа) с Александром Шляпниковым , фото 1924 года.

Красин, в традициях Николая Федорова , верил в увековечение научными средствами. На похоронах Льва Карпова в 1921 году он сказал:

Ленин умер в январе 1924 года. Вскоре после этого Красин написал статью «Увековечение Ленина» и предложил памятник с трупом Ленина, который стал бы центром паломничества, как Иерусалим или Мекка . Красина, вместе с Анатолием Луначарским , объявляет конкурс на конструкцию постоянного памятника / мавзолей . Красин также попытался — безуспешно — криогенно сохранить тело Ленина .

Ленинский мавзолей и кончина Красина[править | править код]

Красин являлся одним из инициаторов сохранения тела Ленина и возведения мавзолея на Красной площади. Существуют данные, что Красин верил в грядущее воскрешение покойных «великих исторических личностей» (об этом свидетельствуют мемуары большевика Михаила Ольминского) . По мнению Красина, решающую роль в этом воскрешении должны были сыграть достижения науки и техники. Ещё в эмиграции Красин был некоторое время близок к Александру Богданову (Малиновскому), занимавшемуся опытами по переливанию крови с целью омолаживания и даже возможного достижения бессмертия.

Скончался в Лондоне, где был советским полпредом. После смерти в 1926 был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

История ледокола Красин

Появление ледокола относится к началу XX века. Именно поэтому история корабля, настолько тесно переплелась с историей России. В 2018 году про петербургский ледокол был снят документальный фильм, который был показан зрителям. Теперь это музейный экспонат, но при этом это наследник традиций, которые передавались из поколения в поколение.

Построен он был в 1917 году, на средства выделенные правительством. Изначальная цель строительства была в расширении исследований и проведении работ на арктических широтах. Строили наш корабль англичане, которые на то время были лидерами в освоении данного производства. Первое его название было «Святогор» и он был вторым, после знаменитого «Ермака». 31 марта над ним был поднять Андреевский флаг, а дата прочно закрепилась за ним, как дата основания известного в дальнейшем судна.

Музей-корабль

Мощность его была просто огромная, он с легкостью преодолевал ледяную гладь, которая составляла до 2,5 метров. Если говорить о мощности, то именно данное судно на протяжении двух десятилетий считалось самым мощным в мире по указанному показателю.

Теперь, музейный экспонат прошел все. Он видел революцию, войны, но, несмотря на это прекрасно сохранился до наших дней и притягивает большое количество посетителей со всего мира.

В 1918 году, корабль был затоплен в результате ожесточенного боя, но уже в 1920 году, его подняли со дна в качестве трофея. Но спустя пару месяцев он опять оказался в российских водах. Но, несмотря на это, до 1921 года, он принадлежал англичанам. И поле того, как за него было заплачено 75 тысяч фунтов, он был возвращен на Родину.

Ледокол в начале XX века

В 1928 году он вновь отличился, так как судно отправилось на спасение покорителей Северного полюса, дирижабль которых обледенел и с силой упал на лед Севера. Для спасения путешественников, отправлялись на поиски 18 судов, 21 самолет, но все попытки найти их были тщетны. И только «Красин» смог справиться с поставленной задачей.

Кроме того, с ледокола велись постоянные исследования, благодаря чему появлялось все большее количество информации об Арктике.

Во время Великой Отечественной войны, он проводил корабли с продовольствием, по непроходимым льдам. В 1942 году судно серьезно пострадало, но несмотря на это, на данный момент он является одним из кораблей, которые участвовали в Великой Отечественной войне и до сих пор находятся на плаву.

Машинное отделение

В 1950 году, он был отправлен на реконструкцию в ГДР, и это было его второе рождение. При исследованиях Арктики, корабль проработал в течение 54 лет. В 1980-х годах прошлого века, судно постепенно было выведено из эксплуатации.

Учитывая то, что он стоял без присмотра и ухода, судно начало постепенно умирать, но в 2004 году, было принято решение о его передаче в Музей Мирового Океана. Ледокол музей Красин в Питере — место с большой историей. Сюда стремятся туристы, а также жители нашей страны, которым не безразлична Российская история. Теперь посетить его может каждый желающий, достаточно воспользоваться экскурсионным обслуживанием по кораблю. Экскурсий много, поэтому, каждый может подобрать для себя то, что ему больше подходит по духу.

Подвиги

В мае 1928 года выдающийся итальянский дирижаблестроитель и путешественник генерал Умберто Нобиле возглавил экспедицию на дирижабле к Северному полюсу. Успешно добравшись до цели и спустившись до высоты 100 метров, члены экспедиции сбросили на лед итальянский флаг и деревянный крест, который им передал папа Пием XI. На обратном пути 25 мая дирижабль потерпел катастрофу и передал сигнал бедствия. 25 июня шведский пилот Лундберг снял с дрейфующей льдины в районе Земли Франца Иосифа получившего травмы генерала У. Нобиле. Ледокол «Красин» 12 июля сумел пройти к льдине и спас оставшихся в живых членов экспедиции.

Этим же летом команда получила сигнал бедствия от столкнувшегося с льдиной пассажирского лайнера «Монте-Сервантес». Матросы помогли устранить пробоины в корпусе судна и провели лайнер в порт Норвегии.

В 1929 году ледокол «Красин» принимал участие в Карской операции, когда через льды Карского моря был проведен караван судов. В 1932 году судно освободило из ледового плена теплоход «Ленин», на борту которого находилось 120 человек. За годы своей работы оно побывало в районах крайнего Севера, куда ранее не заходили корабли в свободном плавании. В 1933 году оказывалась всяческая помощь работающим на Новой Земле промысловикам. Им доставлялись грузы, в том числе продовольствие и медикаменты, оказывалась медицинская помощь и забирались тяжелобольные. Судно дошло до мыса Желаний и Русской Гавани, Крестовой Губы, проводило караван судов к берегам Тикси и Нордвик, где шла добыча нефти.

Во время Великой Отечественной войны ледокол «Красин» стал военным кораблем и участвовал в проведении северных морских конвоев, во время которых доставлялись грузы союзников с берегов Великобритании и Исландии в Мурманск и Архангельск. Авиация и подводные лодки фашистской Германии базировались на оккупированной захватчиками территории Норвегии и постоянно атаковали проходящие рядом полярные конвои. Героически проявили себя моряки во время конвоя PQ-15, когда в караван было включено 26 транспортов, следовавших из Рейкьявика в Мурманск. «Красин» отбивал непрерывные атаки немецких самолетов и прикрывал следующий за ним плохо вооруженное судно «Монткальм». К сожалению, до Мурманска дошли только 22 судна каравана

Какое важное значение имели морские конвои, говорит тот факт, что Гитлер обещал наградить высшей наградой Германии — железным крестом того, кто потопит или выведет из строя ледокол

В 1942–1943 годах судно провело десятки судов сквозь льды Карского, Белого моря и моря Лаптевых. В 1942 году оно участвовало в конвое десяти судов с грузом леса и руды для Дальнего Востока и Чукотки, следующих из Архангельска по Северно-морскому пути. Во время атаки немецкого линкора «Адмирал Шеер» оно увело караван во льды северных широт и спасло их. Более 300 его моряков за мужество и отвагу, проявленные в годы войны, были награждены правительственными наградами.

Все на защиту отечества

Война вписала новые страницы в историю советского ледокола. Все имеющиеся ледоколы стали военными судами, которые обеспечивали проводку конвоев в ледовых условиях. Немцы понимали, сколь высоко значение ледоколов в условиях сурового климата Арктики, за выведение их из строя были объявлены высокие награды. Но этого не произошло, советские войска не дали нарушить конвойные операции. В 1941 году «Красин» выполнял очень интересную миссию. Он был откомандирован в США для помощи в организации высадки десанта в Гренландии. На следующий год он уже в составе военного конвоя PQ-15 вернулся на родину. По пути конвой был атакован немецкими самолетами. Пять было сбито кораблями конвоя, а два – непосредственно «Красиным». Ледокол и сам получил повреждения. Однако после ремонта продолжил водить полярные конвои.

Красин на картине капитана дальнего плавания и художника мариниста Николая Штуккенберга

SOS, принятый деревенским любителем

Больше недели мир, наблюдавший за экспедицией Нобиле, был в неведении о его судьбе. Но 3 июня случилось невероятное — сигнал, посылаемый со льдины радистом экспедиции Джузеппе Бьяджи, принял на самодельный приёмник советский радиолюбитель Николай Шмидт, житель деревни Вознесенье-Вохма Северо-Двинской губернии.

Шмидт передал информацию в Общество друзей радио в Москве, а спустя сутки Советский Союз известил об этом правительство Италии.

В СССР был создан Комитет помощи «Италии», который возглавил заместитель наркома по военным и морским делам СССР Иосиф Уншлихт.

После новости о том, что «Италия» потерпела крушение, принять участие в спасении полярников вызвались представители нескольких стран мира. К дрейфующей льдине, где находилась группа Нобиле, выдвинулись ледоколы разных стран, добраться до лагеря пытались самые известные лётчики.

Это была первая в истории человечества международная спасательная операция, в которой участвовало 18 кораблей и 21 самолёт из шести стран.

Попытки спасения итальянцев не обошлись без жертв. Руаль Амундсен, бывший друг и заклятый соперник Нобиле, 18 июня 1928 года вылетел на Шпицберген на гидросамолёте «Латам-47», чтобы принять участие в поисках, однако сам пропал без вести вместе с экипажем из пяти человек. Погибли три итальянских пилота, также участвовавших в поисковых работах.

Экскурсии на ледоколе

Сотрудники музея проводят большой перечень обзорных, сезонных и тематических экскурсий для взрослых и детей разных возрастов.

Экскурсии для всех категорий посетителей

Обзорные экскурсии проводятся ежедневно в дни работы музея с 11:00 и далее каждый час до 17:00. Группы из одиночных посетителей формируются непосредственно перед началом экскурсии. В случае, если экскурсантов набралось много и свободен экскурсовод, экскурсия начинается раньше.

Группы небольшие, от 5 до 15 человек.

На экскурсии посетители знакомятся с историей ледокола, осматривают верхние палубы, несколько кают, рулевую и штурманскую рубку.

Интерактивная семейная программа «Салажата-морские ребята» рассчитана на семьи с детьми. Во время экскурсии дети и взрослые не только слушают экскурсовода, но и выполняют различные задания, а также знакомятся со спасательным оборудованием корабля. О возможности участия в интерактивной программе необходимо уточнить заранее перед посещением по телефону или через электронную почту.

Экскурсии для взрослых

Для посетителей старше 14 лет есть возможность попасть еще на одну интересную сборную групповую экскурсию «Сердце корабля». Она проводится в среду и четверг в 16:30, а также в выходные в 13:00 и 15:00.

На этой экскурсии гости знакомятся с машинным отделением ледокола.

Программы для детей

Посещение музея рекомендовано для детей старше пяти лет, однако и более маленьких детей в сопровождении взрослых пропускают на корабль.

Дети могут пойти с родителями на обзорную экскурсию или принять участие в адаптированных программах:

  • Экскурсионный цикл «Наш север» рассчитан на 6 занятий для групп детей дошкольного (до 7 лет) и младшего школьного возраста (7-9 лет). Каждое занятие посвящено темам, связанным с историей исследования северных территории и с культурой и традициями народов Севера. Актуальное расписание и режим проведения занятий по программе можно уточнить в группе ВКонтакте https://vk.com/topic-51269613_39456567
  • «На далеком Севере» — программа для дошкольников в формате игры, в процессе которой дети могут почувствовать себя настоящими моряками-исследователями. Рассчитана на детей 5-7 лет.
  • «Юнги-вперед» — еще одна программа в формате игры с наградой в виде удостоверения юнги и значком-якорем, ориентирована на младших школьников 7-9 лет.
  • «По местам стоять» — интерактивная программа для школьников среднего возраста (9-11 лет), в процессе которой дети в теории и на практике знакомятся с устройством корабля.

Индивидуальные и сезонные программы

В музее можно принять участие в новогоднем празднике – соответствующие программы организуют в декабре каждого года.

На ледоколе можно провести день рождения, а также пойти на индивидуальную экскурсию. Об организации таких мероприятий необходимо договариваться заранее с администрацией музея.

Примечания [ править ]

  1. ^ Glenny, Майкл (октябрь 1970). «Леонид Красин: Годы до 1917 года. Очерк». Советские исследования . Тейлор и Фрэнсис, Ltd. 22 (2): 192–221. DOI : 10.1080 / 09668137008410749 . JSTOR  150054 .
  2. Фельштинский, Юрий (2003). Предисловие к Леониду Красину: Письма жене и детям(на русском). Архивировано из оригинала на 2011-07-11.
  3. Адам Улам Сталин: Человек и его времена
  4. ^ «Англо-советское торговое соглашение, март 1921 года», М. В. Гленни, Журнал современной истории , Vol. 5, No. 2. (1970), pp. 63-82.
  5. Тумаркин, Нина (1981). «Религия, большевизм и истоки культа Ленина». Русское обозрение . 40 (1): 35–46. DOI10.2307 / 128733 . JSTOR 128733 .
  6. Джон Грей , Комиссия по бессмертию , 2011, стр. 161-166.

  7. ^ «Леонид Борисович Красин, советский большевистский политический деятель, и его жена …» www.gettyimages.co.uk . Getty Images . Дата обращения 13 ноября 2020 .
  8. ^ «Генерал д’Астье де ла Вигери умирает; офицер авиации был помощником де Голля» . Нью-Йорк Таймс . 11 октября 1956 . Дата обращения 13 ноября 2020 .
  9. ^ «ЛЮДМИЛЛА КРАСИН ВЫБРАТЬ ФРАНЦУЗСКОГО ГЕРЦОГА; дочь покойного Леонида Красина, советского посланника в Англии, в среду де Рошфуко» . Нью-Йорк Таймс . 5 августа 1927 . Дата обращения 13 ноября 2020 .
  10. Перейти ↑ Pound, Ezra (2015). Эзра Паунд и журнал «Глобус»: полная переписка . Bloomsbury Publishing. п. 69. ISBN 978-1-4725-8961-3. Дата обращения 13 ноября 2020 .
  11. Рой Медведев , Пусть история рассудит , 1971