Свобода. рождества пресвятой богородицы коренная пустынь

Оглавление

МЫ И СЛЕПЫХ КОРОВ БЕРЕМ!

Справедливости ради скажу, что в обитель ехали не только люди, отверженные обществом: рафинированные эстеты и высоколобые интеллектуалы, бросив свои науки и служенье музам, отправлялись в Рыльск, где с упоением драили туалет, орудовали лопатой и ломом, убирали навоз за коровами, которых в монастыре было далеко за сто голов. 

Коровы были предметом особой любви батюшки, который любил их, умел доить и был приучен ходить за ними с детства: он покупал у местных жителей всех подряд коров – даже хромых и тех, которые уже давно перестали доиться. Удивительно, но попав в монастырь, они снова начинали давать молоко. Однажды монастырь даже купил быка крутого нрава, с которым не могли совладать его хозяева. Рассказывают, что увидев настоятеля, бык сразу обмяк и утих, опустившись на колени. «Покаялся!», – сказал батюшка и самолично отвел буяна на скотный двор.   

Один из братьев рассказал историю, что хитроумные жители соседнего села привели в монастырь слепую корову, рассуждая по пути, заметит ли это настоятель. Они были поражены, когда отец Ипполит, которому было всё открыто, с улыбкой встретил их у ворот монастыря: «Зря вы так боялись! Мы и слепых коров привечаем!». И еще дал за нее денег намного больше, чем полагалось.

С деньгами отец Ипполит обращался легко, шокируя монастырского казначея: раздавал их, не считая, как св. Иоанн Кронштадтский, который одной рукой брал деньги, а другой тут же их отдавал. «Чем больше отдашь, тем больше вернется», – говорил он.  

И ведь вернулось: за довольно короткий срок удалось не только восстановить из руин двухэтажный Николаевский храм, но также привести в божеский вид церкви, колокольню, построить трапезную и паломнический корпус, значительно расширить хозяйство монастыря. Более того, старец основал еще пять скитов в ближайших селениях, из которых им был особенно любим Казанский скит в селе Большегнеушево, ставший женским монастырем.

Как добраться

Адрес

: Россия, Курская область, пос. Свобода, ул. Советская, 11

Добраться до Курской Коренной пустыни можно из Курска — или на электричке до станции Свобода, или с Северного автовокзала города до поселка Свобода. Время в пути — около одного часа. Если вы хотите в тот же день вернуться в Курск, будьте внимательны: из Свободы последний автобус уходит довольно рано, в седьмом часу вечера.

На автомобиле

из Курска следует выезжать по ул. Дубровинского. До монастыря от города — около тридцати километров. Поворот к нему следует искать сразу после села Долгого. Коренная пустынь находится несколько в стороне от дороги, поэтому рассчитывать на то, что она будет заметна с трассы, не стоит.

Об обители

Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор является Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь.

Расположена она над высоким песчаным берегом реки Тускарь в поселке Свобода, что неподалеку от города Курска. Основана обитель в 1597 году по указу царя и великого князя Фёдора Иоанновича на месте обретения чудотворной иконы «Знамение» Курской Коренной. Первым настоятелем монастыря был игумен Евфимий. Названа обитель в честь иконы Пресвятой Богородицы, найденной у корня дерева, и посему называемой Коренной.

Сегодня монастырь насчитывает 35 насельников. Священноархимандритом обители является высокопреосвященный Герман, митрополит Курский и Рыльский. Его наместник – игумен Серафим (Котельников). Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед списком чудотворного образа Божией Матери «Знамение».

Не по человеческому произволению или «случайному» стечению обстоятельств было избрано это место для спасения душ человеческих. Сама Царица Небесная указала на него чудесным явлением Своего Образа на опушке глухого леса. С тех самых пор уже более семи столетий не умолкает здесь молитва.

Сету

Сету, также известные как «псковская чудь», преимущественно проживают на территории юго-востока Эстонии и в Печорском районе Псковской области. На территории России к 2010 году их осталось всего 214, тогда как в Эстонии — более 13 тысяч. Жилища сету — дома с застекленной верандой и замкнутым двором с высокими воротами. Их традиционная одежда — косоворотки и сарафаны с геометрическим орнаментом. В XV—XVI веках представители сету приняли православие (до этого их религией было язычество).

Фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Radaja_Seto_Festival_(2016)_-_048.jpg

ОСЕТИЯ СПАСЕТСЯ МОНАСТЫРЯМИ

Рыльск стал вторым домом для многих жителей христианской Осетии. Многочисленная осетинская делегация в этом году, как и всегда, приехала на день памяти старца. Но где, казалось бы,  Курская область и где Осетия?! Что их связывает?  

Сейчас уже никто точно не скажет, что заставило отца Ипполита взять на себя подвиг православного просвещения целого народа, но утверждают, в том числе и осетинские паломники, что сама Богородица, которая не раз являлась батюшке, велела ему молиться о многострадальной Осетии, находившейся в неблагоприятном окружении. Ведь с юга она граничит хоть и с единоверной, но недружественной Грузией, а с востока и запада – с чуждым по духу магометанским миром.  

В конце 90-х отец Ипполит благословил создать в Осетии два монастыря – мужской и женский.

А будущую игуменью женского монастыря монахиню Нонну (Багаеву) он разглядел еще в то время, когда она работала корреспондентом на Осетинском телевидении и приехала в Рыльск на съемки фильма о батюшке. «А ты знаешь, что будешь монахиней?», – неожиданно сказал он ей, тогда, в миру, еще Наталье. – У тебя, как и у всех монахов, во лбу крестик светится!»  

Прозорливый батюшка предвидел беды, которые обрушатся на Осетию, в частности, обвал ледника Колка в Кармадонском ущелье в 2002 году. Осетины-паломники, которым довелось быть в Рыльске летом 2002, рассказывают: «Батюшка Ипполит, начиная с июля, просил нас связаться с родственниками в Осетии, дабы предупредить их, что в ближайшие месяцы горы будут очень опасны». Все так и вышло: 29 сентября ледник рухнул, похоронив под собой много местных жителей и съемочную группу Сергея Бодрова-младшего. Предвидел батюшка и, случившуюся уже после его ухода из земной жизни, страшную трагедию в Беслане 1 сентября 2004 года, когда вооруженное зверьё захватило школу в Беслане с тысячей заложников.   

И едва ли случайно мужской осетинский монастырь, который первоначально организовали в Беслане, расположился всего в 250 метрах от той школы, где произошел этот страшный теракт, который можно сравнить, пожалуй, только с избиением воинами царя Ирода младенцев в Вифлееме две тысячи лет назад. И эта трагедия стала для осетинского народа Голгофой, постоянно напоминающей ему о жертве, принесенной  Иисусом Христом.

УСТАЛ Я ОТ АПЕЛЬСИНОВ, КУРСКОЙ КАРТОШКИ ХОЧЕТСЯ

О жизни отца Ипполита на Святой Горе сохранилось мало сведений, да и сам он не любил об этом говорить. Известно, что он жил в той же келье, где ранее подвизался и молился старец Силуан Афонский  и так же, как и его предшественник, исполнял обязанности казначея и эконома. Отношение к Силуану Афонскому в те годы на Афоне было неоднозначным, и отец Ипполит сделал всё для того, чтобы сохранить мощи подвижника, которые его хулители и завистники пытались спрятать так, чтобы их потом не нашли.

В течение четырех лет Ипполит представлял свой монастырь в Священном Киноте – управляющем совете Афона, что говорит об уважении к нему со стороны братии. Утверждают также, что батюшка, который в совершенстве овладел греческим, регулярно духовно окормлялся у самого Паисия Святогорца, жившего неподалеку.

Считается, что главная причина, по которой батюшка уехал с Афона – состояние его здоровья, которое в начале 80-х резко ухудшилось. Оно, и в самом деле, было не блестящим: афонский климат с его жарой и постоянно высокой влажностью был противопоказан его легким, проблемы с которыми были еще в молодости.

Тем не менее, помимо проблем со здоровьем, была и другая причина, не менее важная – тоска по Родине. В своих письмах он не раз писал: «Дорожите тем, что ты живете в России. Целуйте родную землю». К тому же в те годы на Афон массово поехали насельники из России, которые устанавливали свои порядки, что порождало всяческие нестроения. «Молодые приехали, и старцев слушаться не стали», – писал батюшка.  

Сам же отец Ипполит на вопрос, почему уехал с Афона, отделывался шутками: «Устал я от афонских апельсинов, хоть и сладкие они – хочется поближе к родной картошке. Уж больно она у нас на Курщине вкусная!». В августе 1983 г. старец вновь оказался в России, вернувшись  домой в стареньком плаще и с чемоданчиком в руках, в котором уместились все его нехитрые пожитки.  

Необходимо было живое слово

   Отец-наместник поделился еще одним воспоминанием. Когда его только рукоположили, у него появился целый массив вопросов, связанных с исповедью. В некоторых моментах он, не имевший опыта, не мог определиться. Духовную литературу, конечно, читал и читал много, однако ему было необходимо услышать живое слово. Молодой священнослужитель обратился к своему духовному отцу в Курске, который вел его до монастыря. Ответы мирского батюшки были мудрыми, но в то же время отец Серафим чувствовал, что разрешить некоторые серьезные сомнения может только духовно опытный монах. И направился к духовнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варфоломею (Калугину). «Я приехал к нему Великим постом: «Батюшка, что делать? Так и так…», – пытаюсь с ходу сообщить о том, что меня волнует. «Давай мы с тобой завтра после полунощницы встретимся», – отвечает он. Мы с ним встретились, я у него поисповедовался, и батюшка мне сказал: «Запомни: сейчас век любви. Надо напомнить человеку, что есть канонические правила, которые говорят: за такой грех, за такой-то поступок накладывается такая-то епитимья. Но так как Господь – любящий Отец, ждущий исправления человека и приемлющий даже его желание покаяться, стать лучше, то поступай по законам христианской любви». Почти восемь лет прошло с той нашей встречи. Я всё тогда воспринял и стараюсь, с Божией помощью, следовать совету отца Варфоломея в своей жизни. Действительно, накажи сейчас кого-то строго, он может больше не прийти в храм. А человек должен через церковнослужителей, через общение с верующими почувствовать, что Господь его любит и призывает к исправлению».

   Живое слово в Курской Коренной пустыни звучит постоянно – из уст маститых архипастырей и пастырей. Но и печатное слово здесь в большом почете. Несущий послушание библиотекаря в монастырской библиотеке иеродиакон Диодор (Юрченко) стал называть книги, которые постоянно «на руках». Это литература по Афону. И особо востребованным стал трехтомник «Новый Афонский патерик», готовившийся на Святой Горе Афон в течение 30 лет, а недавно переведенный на русский язык в Свято-Преображенском скиту Данилова ставропигиального мужского монастыря. Что-то из трехтомника читается за трапезой, что-то братия читают в тиши своей кельи. Кто-то из насельников спрашивает «Древний патерик», кто-то – Толкование на Евангелие или Толкование на Апокалипсис. Многие интересуются трудами святителя Игнатия (Брянчанинова) «Аскетические опыты». Берут книги о новомучениках, пострадавших за Христа. Раздел «Подвижники благочестия XX века» постоянно пополняется…

   Сейчас в Коренной пустыни насчитывается 45 человек братии. Монастырь живет по уставу Троице-Сергиевой лавры. Есть в нем и «монахи-келлиоты». По причине физической немощи, вызванной болезнями, они почти не выходят из келий, но их сосредоточенная, углубленная молитва, их духовный опыт и человеческая мудрость помогают созданию сплоченной монашеской семьи. К слову сказать, в пополнении монашеского братства обители под Курском сыграл немаловажную роль и старец схиархимандрит Илий (Ноздрин), который направлял сюда людей, изъявлявших желание посвятить себя Богу.

Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков

Также представлены снимки

из архива монастыря

Ссылка на статью.

Святые лики

Курская Коренная относится к типу «Знамение» (другое название – «Богоматерь Воплощение»). Смысл слова – откровение и знание о Спасителе. Первой известной иконой такого типа на Руси стала Новгородская Богоматерь Знамение 1170-го года.

Описание

Курская Коренная икона «Знамение», обретенная в XIII в., очень невелика: ее длина и ширина составляет 16х16,5 сантиметров.

Богословский смысл

Такие образы, одни из древнейших, с IV в. встречаются в римских катакомбах, с V-VI вв. получают распространение в Византии. Богородица представлена имеющей на лоне Своем Сына – Иисуса, воплотившегося для спасения мира.

Этот богословский смысл особенно подчеркнут в Курской Коренной иконе: на окладе образа в XVI в. были сделаны изображения Бога Отца с исходящим от Него Св. Духом, и ветхозаветных пророков. В их руках – свитки со словами о пришествии Мессии и пророчествами о Матери Божией. Это подчеркивает полноту соединения Ветхого и Нового Закона, Божества и Человечества во Христе, осуществленное через Богородицу.

Миру Ходатаица

Крестный ход с иконой в Курске

Вспоминая о возрожденном крестном ходе со святыней на её Родине, секретарь Курской Епархии отметил подъем всей духовной жизни Курска. 

Курская Коренная, маленькая икона в скромном окладе – свидетель жизни России, взлетов и падений, засилья безбожия и религиозного возрождения. Чудеса, творимые образом до сего дня, продолжают давать людям надежду на то, что в самых тяжелых обстоятельствах есть Богородица, Которая пребывает с христианами, прося Господа об их нуждах.

Ижорцы

266 оставшихся в 2010 году в России ижорцев жили на территории Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Карелии, Московской, Новгородской и Мурманской областей. Представители этого финно-угорского народа родственны, в частности, карелам, вепсам и финнам. Исповедуют они православие и лютеранство. Средний рост ижорцев составляет 165-168 сантиметров, волосы могут быть как темными, так и светлыми, глаза преимущественно светлые. Их традиционные жилища в основном состояли из двух изб и сеней. Антропологи издавна отмечали спокойствие, аккуратность, трудолюбие и гостеприимство ижорцев.

Фото: https://nazaccent.ru/content/30985-izhorcy-tayushij-narod.html

Тазы

Тазы, родственными народами для которых считаются китайцы, нанайцы и удэгейцы, живут в Приморском крае. По внешности напоминают маньчжуров. Сейчас тазы в основном исповедуют православие, однако издавна среди них были распространены буддизм, шаманизм, маньчжурская народная религия и китайский культ предков. Традиционное жилище представителей этой народности — китайская фанза (каркасно-столбовой дом со стенами из кирпича, соломы или самана). Занимались тазы в основном огородничеством, охотой и собирательством. По данным 2010 года, их в России осталось всего 274 человека.

Фото: https://magazine.neftegaz.ru/articles/sotsproekty/547284-10-malochislennykh-narodov-severa/jr/pr/mr/pr/

НЕ ГОВОРИТЕ ЯЗЫКОМ – ЕГО ЧЕРВИ СЪЕДЯТ

В Николаевском и Крестовоздвиженском храмах монастыря и сегодня ведутся тетрадки, в которых паломники записывают свидетельства помощи, оказанной батюшкой Ипполитом, в самых разных ситуациях – таких тетрадок многие десятки и этим свидетельствам нет конца.

Еще в 90-х вся Россия узнала о способности отца Ипполита помочь любому горю: нелады в семьях прекращались, безнадежные наркоманы и конченые алкоголики возвращались к нормальной жизни, отступали онкологические болезни и СПИД, злые Бастинды и Гингемы становились добрыми Стеллами и Виллинами. По молитвам батюшки останавливались поезда, чтобы дождаться опоздавших пассажиров, двигатели автомобилей с фатальными дефектами вдруг заводились, навигаторы начинали показывать правильное направление, а один рыбак наловил более центнера рыбы там, где она никогда не водилась. Ну как тут не вспомнить рыбаков – будущих апостолов с Генисаретского озера? Когда чудеса случаются, это в порядке вещей, странно, когда их нет. Чаще они малозаметны, а многие, увы, ждут хождения по водам. 

Паломники, которые помнят батюшку, рассказывают, что первый раз ехали в Рыльск, ожидая, что увидят величественного благообразного старца, который будет изрекать красивые слава. А встречал их монах-простец в рваных кедах, перетянутых веревочкой, и латаном-перелатанном подряснике. Многие честно признаются, что первое время даже разочаровывались: «Разве мы такого старца искали?»

Отец Ипполит – великий молитвенник и молчальник – книг после себя не оставил, проповеди говорить не умел, дара красноречия был лишен начисто.  «Не говорите языком, его черви съедят, говорите сердцем», – повторял он. Терпеливо выслушав паломников, хотя и без их рассказа ему было все открыто, он говорил в ответ очень мало и тихо, нередко так невнятно, что сказанное им было трудно понять. Но одно слово  было понятно всегда и всем: «Помолимся!»

И его молитва делала и продолжает делать чудеса – она угодна на небесах.

На могиле отца Ипполита в Рыльске, где установлен бронзовый крест на гранитном постаменте, день и ночь горит неугасимая лампада и лежат свежие цветы, которые не вянут даже в лютые морозы. И стоит чемоданчик для записок батюшке Ипполиту, в которых паломники излагают свои просьбы старцу и делятся своими проблемами. Кому-то, возможно, это может показаться детской игрой в письма Санта-Клаусу, но это работает. Я тоже оставил такую записку, скорее, даже не с просьбой, а пожеланием. И оно уже исполнилось.

МК Регионы

  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Анадырь
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Белгород
  • Брянск
  • Великий Новгород
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Екатеринбург
  • Иваново
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калуга
  • Кемерово
  • Киров
  • Кострома
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Курск
  • Кызыл
  • Ленинградская область
  • Магадан
  • Магас
  • Марий Эл
  • Махачкала
  • Мурманск
  • Нальчик
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пенза
  • Пермь
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Псков
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Салехард
  • Саратов
  • Севастополь
  • Серпухов
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Ставрополь
  • Тамбов
  • Тверь
  • Томск
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Черкесск
  • Элиста
  • Чита
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ярославль

Река Тускарь и источники

Река Тускарь небольшая, и можно только подивиться, как такая, в общем-то, невидная река имеет такие высокие берега и соединяет два высоченных кряжа – на одном из этих кряжей стоит Курск, на другом – Курская Коренная пустынь.

Лестница по склону горы спускается к купальням: слево — женская, справо — мужская:

Напротив купален — образ иконы «Знамение»:

На месте обретения иконы выстроена церковь Знамения

Набережная вдоль Тускарь обихожена, выложена плиткой, вдоль нее установлены лавочки.

Есть спуск в воду и места для переодевания.

С обеих сторон от набережной отходят тропы. Обязательно пройдитесь вдоль берега и в левую сторону, и в правую.

И с левой, и с правой стороны обустроены по три источника. С правой: «глазной», «кожный» и Иоанна Крестителя. С левой – Николая Угодника, Пантелеймона Целителя и Серафима Саровского.

Мы пошли сначала направо (по течению реки). Местность здесь открытая. Вдоль реки – кусты.

«Глазной» источник еле сочится. Но мимо не пройдешь – напротив него дерево с разноцветными лоскутами.

Источники «кожный» и Иоанна Крестителя следуют друг за другом. Струи сильные. От источников отходят ручьи.

За третьим источником вдоль склона поднимается лестница. Наверху – хороший сосновый лес.

Возвращаемся назад к купальням и идем вдоль берега против течения.

Замечательный вид на монастырь.

Первый источник – Николая Угодника. При нем – небольшая купальня.

Купальня

Входим в лес. По лесу проложены деревянные мостки.

Лес пронизан ручьями.

Второй источник – Святого Пантелеймона-Целителя.

Деревянные мостки заканчиваются у третьего источника – Серафима Саровского. Там же – небольшая часовенка.

Возвращаемся.

Народ меж тем прибывает. Уже стоит очередь у купален и у источников.

Поднимаемся к монастырю.

ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РЫЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ

Многое повидал за тысячу лет Рыльск! Город, который младше Москвы лишь на четыре года, не раз стирали с лица земли монголы и крымцы, но он восставал из пепла. Одно время Рыльск был под Литовским княжеством, в Отечественную – почти два года под немцами. Только в гражданскую войну здесь пять раз менялась власть! 

Хотя первое летописное упоминание о Рыльске относится к 1152 году, к Ипатьевской летописи, где сказано, что князь Юрий Долгорукий «иде на Новгород на Северский, оттуда же иде к Рыльску», город, как считают местные краеведы, намного древнее. 

В честь какого «рыла» получил свое не совсем благозвучное название город, на гербе которого изображена «черная отрезанная кабанья голова с червлеными глазами и языком», – вопрос открытый. Одни связывают его с некой дикой свиньей, которая будто бы роясь в земле, случайно откопала источник, давший начало коротенькой речке Рыло, впадающей в Сейм рядом со Свято-Николаевским монастырем, что напротив Рыльска, в поселке Пригородная Слободка. 

По другой версии, название города произошло от имени уже упомянутого Иоанна Рыльского – болгарского святого, аскета, подвизавшегося в горах Рила, что на юго-западе Болгарии. После его кончины в 946 году болгарские монахи, гонимые греками, взяв с собой частицу мощей святого – его десницу, или, говоря на привычном нам языке, правую руку, в конце X в. бежали в Киевскую Русь, где и основали монастырь, на месте которого появился город Рыльск.

«Коренная пустынь – третий духовный центр России»

Коренная Курская обитель,Коренная курская земля!Кто здесь святости особой не увидел,Не бывал у стен монастыря.

Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор была Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь. Это один из первых монастырей в курском крае.Монастырь Коренная пустынь – это место обретения Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» Курской Коренной. И город Курск, и знаменитая Коренская ярмарка своим существованием обязаны святыне. Коренная пустынь расположена на правом берегу реки Тускарь в 30 километрах от Курска по направлению на север. В темной синеве обширного коренского леса сияли золотом кресты монастырских церквей, белокаменные своды стройными уступами спускались к реке и надкладезной церкви Живоносного Источника, напоминая сходы в пещеры Киево-Печерской лавры или прибрежные афонские монастыри.Не случайно было избрано это место для спасения душ человеческих. Из глубокой древности до нас дошли сведения о явлении в этих краях чудотворного образа Богородицы. Произошло это в бедственную для русских людей пору, когда многие города и селения были разорены, опустошены и обезлюдены нашествием монголо-татарских полчищ Батыя. Этой горестной участи не избежал и Курск с его окрестностями. Неиссякаемым источником благодатной помощи в это время для русского человека были чудотворные иконы, в значительном числе явленные во время монгольского владычества. И конечно, в этом ряду стоит Курская Коренная икона Божьей Матери «Знамение», и на протяжении семи веков она является покровительницей и заступницей Курской земли.В 1295 году, 8 сентября два охотника промышляли в лесу в 28 километрах от Курска.  Вдруг один из них увидел, утверждает летописец, «близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это, оный муж поставил честно обретенную им икону «Знамение» Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси».

Чудеса и знамения, связанные с Курской Коренной иконой, настолько поражали всех своей божественной силой, что слава о них прошла по всей Руси, и постепенно этот образ стал общенациональной святыней. Эта икона стала одной из самых популярных, списки с нее (точные копии) богато украшались и распространялись в храмах, монастырях, в войсках.Когда в 1689 году, во времена русско-турецких войн, русские ратники отправлялись в Крымский поход, изображение этой иконы украсило полковые знамена с надписью: «Все упование наше на Тебе возлагаем, Мате Божия. Ты нас благоволи от всех наших врагов своим непобедимым — дивным воеводством, хранити присно в своем крове».Список с чудотворной иконы Курской Коренной в 1812 году был отправлен курянами в действующую армию князя Михаила Кутузова, и на протяжении всей войны с французами он охранял русских воинов.В 1769 году под сенью этого образа окреп здоровьем преподобный Серафим Саровский — один из величайших, наряду с преподобным Сергием Радонежским, русский святой. За свою долгую историю икона много путешествовала. Так, в 1597 году, на исходе 16-го столетия, икона была отправлена в Москву, где ее встречал царь Федор Иоаннович вместе с патриархом Иовом, всем соборным духовенством и войском.После возвращения иконы в Курск царь Федор Иоаннович незадолго до своей кончины издал Указ о сооружении на месте явления иконы мужского монастыря. Вот уже на протяжении четырех веков этот монастырь известен православному миру как Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь.Этот монастырь не только православная святыня, но и памятник архитектурного искусства, так как на его территории находятся храмы Рождества Пресвятой Богородицы, Живоносного источника, Всех святых, богадельня, крытая галерея, ведущая к источнику, пруды, хозяйственные постройки, живописные окрестности. Регулярно сюда стекалось много народа во время крестного хода и всемирно известной Коренной ярмарки, считавшейся крупнейшей наряду с Макарьевской под Нижним Новгородом и Ирбитской на Урале.Посетивший эту обитель в сентябре 1991 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II назвал Курскую Коренную пустынь третьим духовным центром России наряду с Троице-Сергиевской лаврой и Дивеевской обителью Серафима Саровского в Нижегородской области.

КРАСНЫЙ ПОП ЕДЕТ НА АФОН

В Глинской пустыни он поселился в одной келье с архимандритом Иоанном Масловым, ставшим старцем в 33 года, и был духовным чадом ныне прославленного в соборе Глинских святых схиархимандрита Андроника (Лукаша), прошедшего жестокие пытки и лагеря. Как-то Сергей спросил своего духовного отца, кто станет старцем после него. «Да ты им и будешь!», – ответил прозорливый наставник.

Однажды в Глинской пустыни Сергей Халин, схватив крупозное воспаление легких, был в критическом положении, находясь между жизнью и смертью. Для послушника уже срубили гроб, но он выжил по молитве старца Андроника. Выжил, но умер для  жизни. «Глинская пустынь – звезда России»,- говорил отец Ипполит.  Возможно, он уже тогда прозревал, что спустя годы, совсем рядом, в Рыльске, его трудами зажжется еще одна звезда – Свято-Николаевский монастырь.  

Тем не менее, в Глинской пустыне будущий старец задержался ненадолго – ему было отказано в прописке, и он отправился в Псково-Печерский монастырь, где в 1959 г. был подстрижен в мантию с именем Ипполит, а затем в течение года был рукоположен  в иеродиаконы и далее в иеромонахи.  

Во Пскове отец Ипполит, уже напитавшийся в Глинской пустыни духом благодатного старчества, окормлялся у других старцев, не менее великих – иеромонаха Симеона (Желнина), ныне причисленного к лику святых, и у старцев Михаила (Питкевича) и Николая (Монахова). В то время у молодого монаха возникали мысли поступить в духовную семинарию, но старцы его не благословляли, говоря, что «монастырь – вот твоя семинария и академия». 

Впрочем, вскоре жизнь отца Ипполита изменилась самым невероятным образом: в 1966 году в числе четырех «советских» монахов он был отправлен на Афон, в русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Духовная жизнь в монастыре, где прежде подвизались сотни русских монахов, практически угасла и возникла угроза того, что он отойдет к грекам, поскольку его престарелые насельники были немощны, и служить на церковно-славянском языке там было уже некому. 

Всеми правдами и неправдами с греками удалось договориться, а Патриарх Алексий I смог убедить ЦК КПСС, что негоже терять столь важный плацдарм на Балканах, пусть даже идеологически не соответствующий имиджу СССР. Вопрос решался на уровне Политбюро и получил одобрение! Это было из области фантастики: после свержения Хрущева, который обещал показать по телевизору последнего в СССР попа, прошел только год с небольшим.  

Отец Ипполит прибыл на Афон 11 июля 1966 года.  К «красным попам», как их прозвали, там относились с  подозрением, поскольку в каждом из них грекам виделся агент КГБ и «коммунистическая опасность».