Конституция ссср. 1977 г

Оглавление

Потепление международной обстановки

В международной политике для брежневской эпохи было характерно достижение кратковременного улучшения международной обстановки:

  • улучшились советско-американские отношения, регулярными стали встречи руководителей СССР и США; состоялись первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Советский Союз; подписан ряд важных договоров по ограничению вооружений;

  • в 1975 г. состоялся советско-американский космический полет — стыковка в космосе кораблей «Союз» и «Аполлон»;

  • августа 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 стран Европы, включая СССР, а также США и Канады, был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, согласно которому были подтверждены принципы мирного существования и нерушимость послевоенных границ в Европе.

Косыгинская экономическая реформа и ее провал

Первым крупным шагом нового советского руководства, пришедшего после 1964 г., было провозглашение так называемой косыгинской экономической реформы в 1965 г. и начало ее прове­дения.

Целью косыгинской реформы было нахождение новых резервов социализма, замена административных методов поощрения (соцсоревнование и т. д.), уже не дававших результатов, новыми, экономическими. Для этого началось предоставление большей свободы предприятиям, введение хозрасчета. Был ослаблен диктат министерств и ведомств; предприятия получили свободу в выборе форм хозяйствования, деловых партнеров, зарабатывании денег и их расходовании. Началось строительство «самоуправляемой советской экономики».

Косыгинская реформа, по мере ее проведения, дала взаимоисключающие результаты — положение отдельных предприятий действительно улучшилось, но ухудшилась ситуация в экономике в целом, началась дезорганизация налаженных годами административных связей. Например, отдельный завод получил свободу хозяйствования (хозрасчет); стал выпускать ту продукцию, которая выгодна только ему, успешно ее продавать, зарабатывать деньги, повышать зарплату работникам, получать прибыль, но перестал делать то, что он делал раньше по плану — в другой отрасли начинало чего-то не хватать и т. д. В итоге в стране, несмотря на улучшения на отдельных предприятиях, стал возникать дефицит, нарушались прежние связи, возникала неразбериха.

Плановую систему не удалось совместить с отдельными приемами рынка. В результате, к концу 1960-х гг., косыгинская экономическая реформа была свернута. Государство вновь перешло к диктату в экономике, предприятия жестко подчинены плану, а отраслевые министерства вновь стали всесильными.

Этапы застоя

Во время застоя советская власть предпринимала попытки устранить его. Это разделило период на несколько этапов

Этап I

Этап длился с 1965 года по 1970 год. Государственный деятель Косыгин в 1965 году сделал попытку провести экономическую реформу. Какие проводились преобразования:

  • самостоятельность предприятий повышалась;
  • продукты закупались ровно на 5 лет;
  • колхозникам гарантировалась оплата труда;
  • с подсобных хозяйств все ограничения снимались;
  • закупочные цены повышались;
  • на сверхплановую продукцию налагались надбавки;
  • на сельское хозяйство в целом был выделен большой капитал;
  • в сфере управления система министерств была восстановлена.

Предпринятые меры сказались положительно на экономике. Но партийное руководство не поддержало реформу. Поэтому положительные результаты были временны. Еще одной причиной провала реформы являлось то, что идеология была в приоритете в отличие экономики.

Еще одной отличительной чертой экономической реформы стало совмещение двух путей, опасных для экономики – был поставлен курс на максимальную прибыль и использован принцип затратного хозяйства.

Со временем постепенно стала набирать обороты инфляция. Росло число неотоваренных денег. Советские деньги уже не имели реальную стоимость.

Этап II

В 1979 году руководство решило усилить контроль над экономикой и хозяйственными механизмами. Усиление контроля вводилось, чтобы улучшить экономическую ситуацию. Но результата достигнуто не было из-за принятия «Продовольственной программы» в 1982 году

Основное внимание при действии программы уделялось созданию агропромышленных комплексов (АПК). Предполагалось использование новых технологий, производство продукции должно было увеличиться в 2,5 раза

В итоге наблюдались лишь небольшие изменения. Серьезных результатов программа не дала.

Этап III

В 1980-х годах в партийном руководстве наконец появилось осознание того, что советское общество находится в кризисном состоянии. С 1982 года по 1984 год государственный деятель Андропов провел ряд изменений. К ним относилось укрепление государственной дисциплины, перестановка кадров и борьба с коррупцией. Эти меры применялись для улучшения общественной сферы.

В 1983 году советская власть предприняла эксперимент. Этот эксперимент был направлен на улучшение экономики. Проводился он в широких масштабах. Это была последняя попытка советской власти преодолеть кризис. Эксперимент представлял собой введение жесткой трудовой дисциплины при помощи силовых ведомств.

В 1985 году наблюдался возврат к брежневским традициям, в результате чего снизились экономические показатели.

Если сравнить Основные Законы страны

Новая Конституция отличалась от предыдущей тем, что уже не определяла экономическую основу государства как сформированную путем ликвидации капиталистической системы хозяйствования и частной собственности. Принятый документ утверждал социалистическую собственность, а экономика успешно двигалась вперед благодаря успешному применению научно-технического прогресса во всех отраслях производства и технической оснащенности народного хозяйства.

В Конституции 1977 года содержатся 174 статьи. А открывает ее преамбула, чего не было раньше в Основном Законе

Эта вводная часть, которая была впервые введена в документ, имеет важное значение, так как благодаря ей можно узнать из краткого обзора о значимых событиях советского государства и об обществе развитого социализма.
В предыдущем Основном Законе 146 статей, разделенных на 13 глав. А его преемница имеет главы и заголовки, чтобы легче было ориентироваться, а еще 75 статей, которых прежде не было.
И хотя 99 статей уже раньше существовали, но только 17 перешли в новый документ, не претерпев никаких изменений.
Если раньше в конституциях утверждалось, что рабочему населению государства или трудящимся принадлежит власть, то теперь появилась иная формулировка: власть «принадлежит народу».
Советский Союз на мировой арене всегда являлся сильной державой

А новая Конституция могла лишний раз продемонстрировать мощь страны, укрепить ее позиции, но и доказать, что существует социалистическое содружество.

Не все так идеально в Конституции 1977 года

В Конституции, принятой в 1977 году, есть много положительного, но все же некоторое несоответствие между статьями и теми фактами, которые происходили в те времена в Советском Союзе, имеются.

  • В первых статьях документа говорится о том, что СССР – это общенародное государство. То есть народу принадлежит власть. Ее он осуществляет через Советы народных депутатов, они в свою очередь являются политической основой страны. Но далее в Законе говорится о том, что основой политической системы является КПСС, а все самые важные вопросы государственного значения – политические, экономические, международные – решаются на высшем партийном уровне. Советы остаются в стороне.
  • К отрицательным фактам можно отнести и принудительную службу в армии. Причем призывникам грозила уголовная ответственность за отказ от воинской повинности, не учитывались никакие факторы – ни религиозные, ни идейные.
  • Не была четко прописана норма, позволяющая уехать за рубеж, отказавшись от советского гражданства. Значит, советский человек не обладал подлинной свободой и демократическими правами, как утверждалось в Конституции.
  • Несмотря на уверения Основного Закона, нельзя было устраивать шествия или демонстрации, митинги или собрания, высказывать убеждения, не соответствующие идеологии Коммунистической партии. А свобода слова контролировалась, пресекаясь партийными цензорами.
  • Все так же за рабочим классом сохранились приоритеты как ведущей силы общества.

Укреплений позиций Л. И. Брежнева

В брежневскую эпоху произошли существенные изменения в системе власти:

  • фактически в стране правило трио Брежнев — Подгорный — Косыгин;

  • но постепенно началось укрепление статуса Л. И. Брежнева;

  • в 1966 г. на XXIII съезде партии пост Первого секретаря ЦК КПСС преобразовывается в должность Генерального секретаря ЦК КПСС; Л.И. Брежнев становится вторым человеком после Сталина, занявшим эту должность спустя 32 года;

  • тем не менее, внутри партии устанавливаются товарищеские демократические отношения; особое влияние приобретает корпус первых секретарей обкомов партии, которые при Брежневе становятся самостоятельной силой внутри страны и получают большую самостоятельность в управлении своими областями. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. складывается брежневское окружение — группа высших руководителей, которая реально управляла страной как единый коллектив, от которого Л.И. Брежнев зависел. Руководители, не вписавшиеся в брежневскую систему (А. Шелепин, В. Семичастный, Н. Егорычев и др.) были удалены со своих постов. При этом Л. Брежневым был создан прецедент гуманного отношения к бывшим противникам (если при Сталине побежденных соперников расстреливали, при Хрущеве — предавали забвению, то при Брежневе их стали назначать послами за границу или переводить на высокие, но не ключевые должности).

Ключевыми соратниками Л.И. Брежнева становятся:

  • Ю.В. Андропов — в 1967 — 1982 гг. председатель КГБ СССР;
  • В.В. Щербицкий — в 1972 — 1989 гг. первый секретарь ЦК Компартии Украины;
  • Д.А. Кунаев — в 1964 — 1986 гг. первый секретарь ЦК Компартии Казахстана;
  • В.В. Гришин — в 1967 — 1985 гг. первый секретарь Московского горкома партии;
  • А А. Громыко — в 1957 — 1985 гг. министр иностранных дел СССР;
  • Д.Ф. Устинов — в 1976 — 1984 гг. министр обороны СССР;
  • К. У. Черненко —. секретарь ЦК КПСС;
  • М.А. Суслов — секретарь ЦК КПСС;
  • иные.

Особенностью отношений Л.И. Брежнева с соратниками было то, что каждый из них был полным хозяином в своей «вотчине» (например, Андропов — в делах КГБ; Устинов — в оборонных вопросах; Кунаев — в Казахстане и т. д.). Это выгодно отлича­ло его от Н.С. Хрущева, который пытался руководить всем и всеми и постоянно вмешивался в работу соратников, мешал им работать. Подобная кадровая политика стала одним из секретов политического долголетия Л.И. Брежнева, руководившего страной 18 лет. Его соратники, а также многочисленные первые секретари обкомов и союзных республик, почувствовав самостоятельность в работе и стабильность своего положения, сами были заинтересованы в сохранении Л. И. Брежнева у власти. Через 13 лет после его образования, в 1977 г., начал рушиться триумвират Брежнев — Подгорный — Косыгин.

В 1977 г. шла подготовка проекта новой Конституции, по которой пост Председателя Президиума Верховного Совета приобретал более весомое значение — главы государства. Л.И. Брежнев постоянно испытывал неудобства, особенно при переговорах с руководителями других государств, поскольку фактическим руководителем страны был он, а официально вся деятельность шла через Подгорного. Кроме того, сам Н. Подгорный начал предпринимать попытки подготовить смещение больного Брежнева. В 1977 г. Н. Подгорный был освобожден от своей должности, а Л.И. Брежнев одновременно стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, что стало первым в истории СССР случаем объединения высшего партийного и официального президентского поста. В 1980 г. в связи с тяжелой болезнью находящийся при смерти А.Н. Косыгин был освобожден от должности Председателя Совета Министров СССР, которую он занимал 16 лет.

Особенности Конституции СССР 1977 г.

  • Утверждала впервые в истории СССР окончатель­ное построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства;

  • Общегосударственная цель поданной Конституции — формирование бесклассового коммунистического общества, где все будут равны и по правам, и по обязанностям;

  • Впервые данная Конституция вводила некоторые формы непосредственной демократии, а именно: всенародное обсуждение законопроектов и референдум по важнейшим вопросам; гражданские права (право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство), но, естественно, всем этим правам всегда сопутствовали обязанности;

  • Коммунистическая партия по-прежнему была проводником официальной политической идеологии, ей принадлежала руководящая и направляющая роль;

  • Конституция 1977 г. провозглашала принцип демократической централизации органов власти, что означало их выборность на всех уровнях, подотчетность народу, их вертикальную соподчиненность, подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим.

Устанавливалась обязанность органов Советского государства соблюдать социалистическую законность.

Устанавливались трудовые гарантии и гарантии трудовым и профессиональным союзам — например, право коллективов организации участвовать в решении и обсуждении общественных и государственных дел.

Национальное устройство

С самого становления советского государства все народы, проживающие в стране, наделялись равными правами. В предыдущих Конституциях это было отражено. Закреплялось это тем, что каждая крупная нация имела свои республики. За ними были закреплены права на самоопределение. Ни одна национальность не подвергалась дискриминации. Принятие Конституции развитого социализма внесло в этот вопрос некоторые изменения.

В ней был сделан упор на формирование единого советского народа. Обосновывалось это тем, что большинство жителей, проживающих на территории страны, родилось после Октябрьской революции. Весь народ рассматривался как единая историческая общность людей, которые родились, росли в равных условиях. Другими словами говорилось не о равенстве наций, а об их единении. Возможно, это было несколько преждевременно.

Подготовка и принятие Конституции

После принятия в 1936 году сталинской Конституции много воды утекло. Мир изменился, люди нуждались в иных целях. Поэтому Леонид Ильич отдал распоряжение собрать Конституционную комиссию для разработки главного документа страны

В новой версии важно было отобразить все изменения, которые произошли в национальной, экономической и социальной сфере. Важное условие – документ должен соответствовать нормам международного права

Проект новой Конституции опубликовали 4 июня. Была добавлена статья о наказах избирателей, а также внесены изменения в 118 статей. Официально в обсуждении нововведений участвовали 140 млн. человек. Но эта цифра явно завышена, поскольку многие принимали участие лишь формально. 7 октября прошла внеочередная сессия ВС СССР. На ней и утвердили основной закон страны.

Роль гражданина

В статье 59 Конституции говорится, что осуществление гражданами своих прав неотделимо от выполнения ими своих обязанностей. Статьи с 60 по 69 определяют эти обязанности. Граждане были обязаны работать и соблюдать трудовую дисциплину. Юридический кодекс объявил уклонение от работы преступлением « тунеядство » и предусмотрел за это наказание. Конституция также обязывала граждан защищать социалистическую собственность и противостоять коррупции. Все граждане проходили военную службу как долг по защите и «повышению могущества и престижа Советского государства». Нарушение этого долга считалось «предательством Родины и тяжким преступлением». Наконец, Конституция требовала от родителей приучать своих детей к общественно полезному труду и воспитывать их достойными членами социалистического общества.

Конституция и другие законодательные акты защищали и закрепляли советское гражданство . Законодательство о гражданстве предоставляет равные права гражданства натурализованным гражданам, а также рожденным по рождению. В законах также оговаривается, что граждане не могут свободно отказываться от своего гражданства. Граждане должны были обращаться за разрешением на это в Президиум Верховного Совета , который мог отклонить заявление, если заявитель не проходил военную службу, не имел судебных обязанностей или отвечал за членов семьи. Кроме того, Президиум может отклонить заявление о защите национальной безопасности или лишить гражданства за клевету в отношении Советского Союза или за действия, наносящие ущерб национальному престижу или безопасности.

Система государственных органов по Конституции 1977 г.

  • Народ являлся единственным источником власти в государстве;

  • Советы народных депутатов — единая система органов государственной власти: Верховный Совет, Союзный Совет, Совет автономных республик — выс­шие органы власти (срок их полномочий — пять лет; в составе Верховного Совета формировался также Президиум); местные Советы народных депутатов (срок их полномочий — 2,5 года);

  • Высший исполнительно-распорядительный орган — Совет министров СССР. Компетенция Верховного Совета СССР — это все вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР.

Полномочия Совета Союза и Совета автономных республик — право законодательной инициативы в Верховном Совете.

Новая метла метёт по‑новому

— Почему процесс разработки и принятия Конституци так растянулся – с 1962-го по 1977-й?

— Период нахождения Никиты Сергеевича у власти был отмечен масштабными реформами партии, госаппарата и системы хозяйствования на всех уровнях. Чем больше реформ проводилось, тем дальше страна уходила от того общества, в условиях которого принималась Конституция 1936 года, тем меньше прежний документ соответствовал реалиям.

В начале работы над новым проектом Конституции Хрущёв обозначил важными роль общественных организаций, новый перечень прав граждан, усиление Советов всех уровней, расширение прав союзных республик, а также проработку вопросов хозяйственно-экономического развития, социалистической собственности, планирования, управления, распределения материальных благ. Работа в 1962–1964 годах была проведена колоссальная, но после отставки Никиты Хрущёва весь проект надолго встал на паузу.

— Что же изменилось спустя десятилетие и привело к реанимации проекта?

— Во‑первых, к 1970-м годам сталинская Конституция объективно не отвечала ни духу времени, ни состоянию советского общества и государства, ни сложившимся экономическим отношениям.

Во‑вторых, в 1971 году Леонид Ильич был повторно избран на пост генерального секретаря, его противники были побеждены.

Наконец, минувшая восьмая пятилетка 1966–1970 годов была признана самой успешной за всю историю СССР и улучшила благосостояние советских граждан. Налицо были и необходимость нового Основного Закона страны, и возможность утвердить его в самый благоприятный момент, в том числе лично для Брежнева.

Поэтому работа была возобновлена с новой силой. Как и его предшественники, Леонид Ильич внёс в проект свои собственные идеи и мысли, например концепцию «развитого социализма», сформулированную им ещё в 1967 году. 

Предпосылки

Необходимость принятия новой Конституции СССР – Конституции развитого социализма — назревала давно. Ещё во времена Сталина было дано указание начать работу по подготовке нового проекта Конституции, но его смерть не позволила этого сделать. Во времена Хрущёва этот вопрос был поставлен вновь. Была создана специальная Конституционная комиссия, которую возглавил Н. С. Хрущёв. Подготовка проекта была начата. В августе 1964 года был представлен проект, который не был принят, так как требовал серьёзной доработки. В этом же году место председателя данной комиссии занял Л.И. Брежнев и в неё были включены 33 новых члена взамен выбывших.

Необходимость изменения Основного закона состояла, прежде всего, в том, что старая Конституция, принятая в 1936 году, не соответствовала тому обществу, тем общественным отношениям, которые сложились сорок лет спустя. Произошло слишком много изменений, в связи с этим политический режим трансформировался в сторону смягчения. Его никак нельзя было сравнить с тем, что был во времена Сталина.

Юристам, входившим в комиссию по подготовке Основного закона, необходимо было отойти от трёх основных догм, на которых базировалась прежняя Конституция – это классовая борьба, диктатура пролетариата и буржуазия как основной враг. Диктатура пролетариата, как переходная фаза, была установлена, классовая борьба на тот момент отсутствовала, так же как и буржуазия.

Экономическая система

Принятие Конституции развитого социализма происходило в тот момент, когда плановая экономика была на подъёме. Плановая система производства, пятилетки из сталинских времён перешли в семидесятые годы двадцатого века. В новой Конституции было записано, что вся союзная экономика подлежала государственному планированию. Для достижения экономического успеха, как и прежде, должны использоваться централизация производственного управления, инициатива самих предприятий и хозяйств. Это было закреплено в ст. 16, гл. 2

Экономика советского государства – это единый комплекс народного хозяйства. В статье 10-й той же главы было зафиксировано, что социалистическая собственность является основанием всей экономической системы и имеет всего две формы: государственную и колхозно-кооперативную.

Несмотря на утверждение о том, что буржуазия как класс полностью ликвидирована, в новой конституции все же присутствует упоминание индивидуальной деятельности в виде всевозможных промыслов, сельскохозяйственного производства и оказания услуг в сфере обслуживания.

Кроме декларированного права на труд, Конституция указывала и на необходимость общественно-полезного труда. Давая человеку право на гарантированную работу, государство строго наказывало за уклонение от неё. В Советском Союзе судили за тунеядство.

Поправки к Конституции 1977 года

В октябре 1988 г. проект изменений и дополнений к Конституции 1977 г. был опубликован в советских СМИ для общественного обсуждения. После процесса общественного рассмотрения Верховный Совет принял поправки и дополнения в декабре 1988 года. Поправки и дополнения существенно и коренным образом изменили избирательную и политическую системы. Хотя советские официальные лица расхваливали эти изменения как возврат к «ленинским» формам и функциям, ссылаясь на то, что Съезд народных депутатов предшествовал Съезду Советов , они были во многих отношениях беспрецедентными. Должность председателя Верховного Совета была официально назначена и наделена особыми полномочиями, в частности, руководством по законодательной повестке дня, правом отдавать приказы (rasporiazheniia) и формальным правом вести переговоры и подписывать договоры с иностранными правительствами и международными организациями. Комитет по конституционному надзору, состоящий из людей, не входивших в Съезд народных депутатов , был создан и наделен формальными полномочиями по проверке конституционности законов и нормативных актов центрального и республиканского правительств и внесению предложений о приостановлении их действия и отмене. По конституции избирательный процесс был открыт для нескольких кандидатур, но не для многопартийных. Законодательный орган — Верховный Совет — должен был собираться на очередные весенние и осенние сессии, каждая продолжительностью от трех до четырех месяцев. Однако, в отличие от старого Верховного Совета, новый Верховный Совет избирался населением косвенно, из числа членов Съезда народных депутатов.

Процесс внесения поправок

Советский сувенирный лист 1977 года в честь принятия Конституции 1977 года.

Принятие Конституции было законодательным актом Верховного Совета. Законодательным актом этого органа также были приняты поправки в Конституцию. Поправки требовали одобрения большинством в две трети депутатов Съезда народных депутатов и могли быть инициированы самим съездом; Верховный Совет, действующий через свои комиссии и комитеты; Президиум или председатель Верховного Совета; Комитет по конституционному надзору; Совет министров; республиканские советы; Комитет народного контроля; Верховный суд; Прокуратура; и главный государственный арбитр. Кроме того, руководящие органы официальных организаций и даже могли инициировать внесение поправок и в другое законодательство.

В советские конституции часто вносились поправки, и они менялись чаще, чем в конституции большинства западных стран. Тем не менее, в Конституции 1977 г. была предпринята попытка избежать частого внесения поправок путем установления правил для государственных органов (особенно списков министерств, государственных комиссий и других органов в конституции 1936 г.) в виде отдельного, но в равной степени авторитетного и уполномочивающего законодательства, такого как Закон о Совет министров от 5 июля 1978 года. Другие законодательные акты включали закон о гражданстве, закон о выборах в Верховный Совет, закон о статусе депутатов Верховного Совета, постановления Верховного Совета, постановление о комиссиях, постановление о местное самоуправление, а также законы о Верховном суде и прокуратуре. Законодательные акты предусматривают конкретные и изменяющиеся правила работы этих государственных органов.

Схемы

Третья конституция Союза СССР

Как и предыдущие Конституции, Конституция 1977 года распределяла полномочия между союзными и республиканскими органами власти. В Основном законе также были гарантированы важнейшие права человека и гражданина и регламентированы основы правосудия.

Третья и последняя Конституция СССР была принята в 1977 году на внеочередной сессии Верховного Совета. Она состояла из преамбулы и восьми глав.

Осуществление государственной власти СССР

Формально высшим органом власти в СССР был Верховный Совет. Однако фактически и Верховный Совет, и Совет министров выполняли решения Политбюро и Центрального комитета партии. Во всех эшелонах власти дублировались функции парткомов и исполкомов.

Конституция СССР 1977 г. закрепляла руководящее положение Коммунистической партии и обеспечивала слияние государственных и партийных структур.

Органы государственной власти и управления СССР по конституции 1977 г.

Высшим органом каждой республики и автономной республики был Верховный Совет. Ему соответствовал исполнительный орган – Совет министров. При областных, краевых, окружных, районных, городских и сельских советах депутатов действовали исполкомы.

Руководящую роль в государстве выполнял Верховный Совет СССР, который состоял из Совета Союза, Президиума Верховного Совета и Совета национальностей. Исполнительную функцию власти по Конституции 1977 года выполнял Совет Министров СССР.

Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Союзные республики

Четырнадцать советских республик были унитарными, хотя некоторые из них и включали автономные территориальные образования (АО и АССР). Единственной федерацией в составе СССР была Россия. Число республик оставалось неизменным до 1991 года.

Советский Союз по Конституции 1977 года состоял из пятнадцати республик, единственной федеративной из которых была РСФСР. Крупнейшими национально-государственными образованиями оставались Российская СФСР, Украинская ССР и Белорусская ССР.

Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Автономные республики и области в составе РСФСР

АССР обладали признаками государственности. Автономные области и округа входили в состав областей и краёв и не имели признаков государственности, хотя были образованы по национальному признаку. Все они были представлены в Совете Национальностей.

По Конституции 1977 года некоторые республики СССР включали в себя другие автономные области и республики. Так, РСФСР состояла из Башкирской, Бурятской, Дагестанской, Калмыцкой, Карельской, Мордовской, Марийской и других автономных республик.

Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Автономные республики и области в составе других союзных республик

В составе Грузии существовали две АССР и одна автономная область, в составе Азербайджана – одна АССР и одна автономная область. В составе Таджикской СССР существовала Горно-Бадахшанская АО, а в составе Узбекистана – Каракалпакская АССР.

По Конституции 1977 года некоторые республики СССР включали в свой состав другие автономные республики и области. Так, Нагорно-Карабахская автономная республика входила в состав Азербайджанской ССР, а Аджарская – в состав Грузинской ССР.

Судебная система СССР по конституции 1977 г.

Основными кассационными инстанциями были верховные суды союзных республик. Наивысшей кассационной инстанцией был Верховный Суд СССР, которому в обход системы республиканских, областных, краевых и окружных судов подчинялись военные трибуналы.

Верховный Суд СССР по Конституции 1977 года возглавлял всю судебную систему государства, ему подчинялись суды всех национально-государственных образований. Верховный Суд также имел прямую власть над Военными трибуналами в Вооружённых Силах.

Брежнев как реформатор

— Какие ещё новшества принесла нашим людям брежневская Конституция-1977?

— В значительной степени она учитывала те наработки, предложения и идеи, которые готовились ещё для хрущёвской. В политической сфере подчёркивалась роль профсоюзов и массовых общественных организаций. В экономике – государственная и колхозно-кооперативная собственность на средства производства. В государственном планировании сочеталось централизованное управление с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий и колхозов, использование ими хозрасчёта.

Поскольку многое из наследия хрущёвского периода было пересмотрено, то и в текст 1977 года вошло далеко не всё. Были отброшены упоминания об общенародном государстве, о передаче функций госуправления общественным организациям, о коммунистическом самоуправлении.

Новая Конституция

После отстранения Хрущева от власти политический курс в стране постепенно стал меняться. Он уже не был направлен на построение коммунизма. В результате попытки построения коммунизма в обществе появились трудности. Их нужно было как-то объяснить. Так возник термин «реальный социализм» и в 1967 году появилась «концепция развитого социализма». Основной ее целью было соотношение фундаментальных положений развития с тем, что получилось в результате. Также «концепция развитого социализма» предполагала сохранение деления общества на классы, сохранение форм собственности и товарно-денежных отношений, а главное, сохранение самого государственного аппарата. Для общества концепция объясняла отход от больших проектов развития к более спокойным.

Всё это привело к необходимости изменения Конституции СССР. Была намечена внеочередная сессия Верховного Совета СССР. В результате 7 октября 1977 года была принята новая Конституция. Основные её положения:

Построение вводной части было хорошо продумано. В ней наблюдался высокий уровень юридической техники. Конституция имела доктрину общенародного государства. В политической сфере отразилось то, что социальная однородность советского общества была достигнута. Это выражалось в том, что за политическую основу были взяты Советы народных депутатов. Отныне государственность строилась в принципе демократического централизма

Социалистическая законность была под особым вниманием. КПСС объявлялась ядром политической системы

Она занимала руководящую роль и направляла силу общества. Социалистическая собственность на средства производства стала основой экономики. Личной собственностью граждан были приняты трудовые доходы. Устанавливалась абсолютное равенство всех граждан независимо от социального или имущественного положения, принадлежности к полу, национальности, расе, религии, места жительства и рода занятий. В Конституции закреплялись и другие права граждан – на охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости, на жилье, на отдых, на образование.

Однако действующим законом новая Конституция не стала. Реальное управление государством было в руках высших партийных органов.

Смотрите также:

  • Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы
  • XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста
  • Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности
  • СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы