Оглавление
Судебная система
Сталинская конституция Советского союза 1936 года систематизировала суды. Вводилась иерархия, когда дела, разделенные по приоритетам, рассматривались в определенных учреждениях. Например, незначительные происшествия рассматривали суды в городе и селах, более значимые происшествия разбирались на областном уровне, а преступления государственного масштаба и значимости разбирались в Москве, в Верховном суде. Судебная иерархия снизу вверх представлена в виде судов:
- Народный.
- Окружной.
- Краевой.
- Верховный.
Конституция наделяла Верховный Совет правом формировать особые суды для разбирательства с важнейшими делами. В дальнейшем, например, такие суды формировались для изучения деталей Чернобыльской катастрофы.
Вне зависимости места проведения заседания, все суды в СССР должны были стать открытыми и прозрачными. Каждый судья должен был действовать объективно. Судья избирался на 5 лет, назначаясь «сверху». Проведение судебных заседаний было запрещено без привлечения народных заседателей. Причем они привлекались вне зависимости от типа судебного учреждения. Заседатели были простыми трудящимися, выдвигаемыми от коллективов. Каждый заседатель выбирался на свой пост на 2 года, частично освобождаясь от своих трудовых обязанностей на время работы в суде.
Судебная система СССР в целом фиксировала свою независимость и самостоятельность. На бумаге заявлялось о принципах прозрачности и объективности, но реально вводился еще 1 орган, который контролировал суды — прокуратура. Прокуратуры также действовали по иерархии: Генеральная прокуратура в Москве, региональная, областная, народная. Генеральный прокурор назначался решением Верховного Совета на 5 лет. В функции прокуратуры входил контроль за соблюдением законности действий судов. Если о судах нельзя говорить о независимости, поскольку над ними был контрольный орган, то о прокуратуре можно говорить как о полностью независимом органе. Они не подчинялись никаким органам власти, неся ответственность только перед Генеральным прокурором.
Гражданские свободы и права
Сталинская конституция стала передовым документом своей эпохи именно благодаря «гражданским» положениям из 10-ой главы. Можно сколько угодно рассуждать, что права и свобод, провозглашенные конституций, чаще всего не выполнялись, но факт заключается в другом — до 1936 года ни в одной стране мира подобный права и свободы не были официально закреплены за всеми гражданами. Это была победа социализма над капитализмом, и этого западные страны не простят никогда. Даже если рассматривать современную конституцию США, то там, с учетом всех поправок, у граждан очень мало прав и они сильно урезаны по сравнению с тем, что было в СССР. Что касается разговоров, что свободы остались на бумаге, то это сравни разговорам, что СССР спровоцировал Германию на атаку. За этим нет ничего, кроме сильного желания других стран принизить историю России и СССР. Ни в одной стране мира конституция не выполнялась на 100%. Но претензия сегодня к СССР не столько из-за того, что гражданские права и свободы умилялись, а в том, что они оказались записанными в официальный документ.
Основные права граждан СССР по конституции:
- На отдых. Это выражалось в законодательном закреплении 8-ми часового рабочего дня, а также предоставлением каждому человеку ежегодного отпуска, который оплачивался государством.
- На работу (труд). Это выражалось в предоставлении каждому человеку гарантированного рабочего места. Безработица была минимальной и стремилась к нулю.
- На образование. Конституция объявила любое образование в стране бесплатным. При этом вводилась обязательная программа (8 классов) и дополнительная (училища и ВУЗы).
В конституции указывалось, что каждый гражданин СССР является неприкосновенным и получает гарантии безопасности. Также ему предоставляется гарантия неприкосновенности и целостности жилища. Важная особенность конституции СССР 1936 года — в стране устанавливались равные одинаковые права для мужчин и женщин. Сегодня это кажется обыденным и логичным, но до середины 20 века случай СССР был уникальным. В других странах женщинам гражданские права давали крайне ограниченно.
Каждый гражданин был обязан:
- Защищать Родину. Служба в армии была обязательной и почетной обязанностью каждого.
- Соблюдать законы. Это требование относилось не только к Конституции и Кодексам, но и к дисциплине на производстве, правилам совместного проживания. Последнее было крайне актуальным, поскольку подавляющая часть населения проживала в общежитиях.
- Защищать и оберегать социалистическую собственность. Любой человек, восхищавший государственную собственность, или наносящий серьезный вред производству, приравнивался к изменнику. По законам того времени это была смертная казнь.
Глава седьмая
О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик
43. В целях утверждения революционной законности на
территории Союза Советских Социалистических Республик при
Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских
Социалистических Республик учреждается Верховный Суд, к
компетенции которого относятся:
а) дача верховным судам союзных республик руководящих
разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
б) рассмотрение и опротестование перед Центральным
Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических
Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза
Советских Социалистических Республик постановлений, решений и
приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям
противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку
ими затрагиваются интересы других республик;
в) дача заключений по требованию Центрального
Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических
Республик о законности тех или иных постановлений союзных
республик с точки зрения Конституции;
г) разрешение судебных споров между союзными республиками;
д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц
Союза в преступлениях по должности.
44. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик
действует в составе:
а) пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик;
б) гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий
Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик;
в) военной и военно-транспортной коллегий.
45. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик
в составе его пленарного заседания образуется из 11-ти членов, в
том числе председателя и его заместителя, 4-х председателей
пленарных заседаний верховных судов союзных республик и одного
представителя Объединенного Государственного Политического
Управления Союза Советских Социалистических Республик, причем
председатель и его заместитель и остальные пять членов
назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета
Союза Советских Социалистических Республик.
46. Прокурор Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик и его заместитель назначаются
Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик. На обязанности прокурора Верховного
Суда Союза Советских Социалистических Республик лежит дача
заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного
Суда Союза Советских Социалистических Республик, поддержание
обвинения в заседании его и, в случае несогласия с решениями
пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик, опротестование их в Президиум
Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик.
47. Право направления указанных в ст. 43 вопросов на
рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик может иметь место исключительно по
инициативе Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик, его Президиума, прокурора Верховного
Суда Союза Советских Социалистических Республик, прокуроров
союзных республик и Объединенного Государственного Политического
Управления Союза Советских Социалистических Республик.
48. Пленарные заседания Верховного Суда Союза образуют
специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения:
а) уголовных и гражданских дел исключительной важности,
затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных
республик, и
б) дел персональной подсудности членов Центрального
Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза
Советских Социалистических Республик.
Принятие Верховным Судом Союза Советских Социалистических
Республик к своему производству этих дел может иметь место
исключительно по особым на каждый раз постановлениям Центрального
Исполнительного Комитета Союза или его Президиума.
Основные положения первой советской конституции
12 съезд РКП(б) сформировал новую задачу — создание Конституции новообразованного государства. Над первой Конституцией СССР работала учрежденная после 12-го съезда партии конституционная комиссия, которую возглавлял М. И. Калинин. В процессе разработки основного закона большое значение придавалось правам союзных республик
Комиссия уделяла внимание замечаниям и поправкам, которые выдвигали республики, и конечный вариант Конституции должен был вполне соответствовать представлениям о ней всех народов Союза
Принятие первой Конституции СССР ознаменовало собой окончательное оформление союзных республик в единое государство. Многонациональный народ СССР получил полное правовое равенство, была закреплена определенная независимость союзных республик. Высшим органом государственной власти признавался Съезд Советов СССР, имеющий исключительное право на пересмотр основных положений новой Конституции. Республика могла по собственной инициативе выйти из состава СССР, в Конституции был закреплен суверенитет республик. К исключительному ведению Советского Союза были отнесены самые важные функции: осуществление внешней государственной политики, произведение торговых операций, управление вооруженными силами единой страны, планирование экономической и бюджетной сфер, разработка и создание законодательной базы. На всей территории Советского Союза устанавливалось единое гражданство. Также Конституция закрепила новый государственный флаг, герб и столицу.
Конституция 1924 года, однако, не охватывала ряд вопросов. Были решены самые основные задачи, непосредственно связанные с оформлением республик в единое целостное государство. Права и обязанности граждан, полномочия и функционирование органов местного самоуправления, избирательное право – все это отдавалось в ведение республик и закреплялось их отдельными конституциями.
«Инструмент совершения мировой революции»
Эксперты называют процесс принятия Советским Союзом Конституции 1924 года закономерным.
«Происходило учреждение молодого государства, СССР, с точки зрения нормативной функциональности, и это требовало принятия основного закона. Конституция была достаточно небольшой и не охватывала таких серьёзных вопросов, как, например, права человека. Они отражались в республиканских конституциях, а на союзном уровне были зафиксированы только в новой Конституции 1936 года», — отметил в беседе с RT член Российской РАЮН, доктор юридических наук, профессор Сергей Комаров.
Как подчеркнул в беседе с RT заведующий кафедрой истории государства и права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор Владимир Томсинов, принципы формирования государства, заложенные в первой Конституции СССР, в какой-то мере создали предпосылки для грядущего распада страны.
По его мнению, принятый закон не был направлен на решение внутренних проблем нового государства и это стало слабым местом Конституции 1924 года.
«Авторы Конституции изначально смотрели на СССР не как на самостоятельное государство, а лишь как на инструмент совершения мировой революции. Соответственно, вместо того чтобы решать внутриполитические, правовые, экономические вопросы, все силы и средства должны были бросаться на новые революции», — отметил Томсинов.
С точки зрения эксперта, созданием самодостаточного государства в СССР занялся Иосиф Сталин.
Фактически в конце 1920-х — начале 1930-х годов в Советском Союзе произошла новая революция, в ходе которой большевики-почвенники победили большевиков — сторонников мировой революции, отчаянно сопротивлявшихся принятию нового основного закона», — рассказал Томсинов.
Конституция СССР 1936 г.
Известна также как «сталинская» и «Конституция развитого социализма». Была принята 8-м чрезвычайным съездом Совета СССР 5 декабря
Ее задачей было выражение важного этапа в истории государства — построение социализма
Историк О.В. Хлевнюк высказался о том, что эта Конституция по сравнению с Конституцией СССР 1924 г. носит более демократический характер, так как хочет добиться симпатии к Советскому Союзу со стороны международного общества для совместной борьбы с усиливающимся фашизмом.
Активное участие в создании текста Конституции принимали Сталин и Бухарин. Официально ее опубликовали 6 декабря.
Конституция 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей. Общественное устройство СССР было утверждено в 12 статьях 1-й главы. Рассмотрим содержание Конституции:
- основа экономики — плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и производственные средства;
- у всех граждан советского государства впервые появились равные права:
- всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;
- право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и при болезни, право на бесплатное образование;
- была объявлена свобода слова, совести, печати, собраний и митингов, неприкосновенность личности и тайна переписки;
- средства связи, транспорт, земля, вода и многое другое было объявлено всенародным достоянием; занимаемая колхозами земля была отдана им в вечное пользование;
- партия большевиков была объявлена главным представителем всех общественных и государственных организаций;
- Верховный Совет СССР был провозглашен высшим законодательным органом власти, в перерывах между сессиями эти функции выполнял его Президиум;
- Совет народных комиссаров СССР (позднее Совет министров) считался высшим исполнительным органом.
27 февраля 1947 г. была утверждена новая версия Конституции с внесенными изменениями. В 1962 г., согласно решению Верховного Совета СССР, была основана комиссия во главе с Н.С. Хрущевым, занимавшаяся созданием проекта новой Конституции СССР. В конце 1964 г. эту комиссию возглавил Л.И. Брежнев.
7 октября 1977 г. была принята новая («брежневская») Конституция СССР. 5 декабря был объявлен Днем Конституции — официальный государственный праздник.
Конституция Российской Федерации: что это такое
Конституция, в том виде, каком она известная нам сейчас, вступила в силу 12 декабря 1993 года, много лет назад, когда наше государство приняло известную уже сегодня форму Федерации. Однако, формироваться она начала раньше.
Так, еще во времена царствования монархов, а если говорить точнее, в период правления царя Василия Шуйского, появились в законе нашей страны первые конституционные элементы, ограничивающие правящего самодержца крестоцеловальной записью.
Главная задача Конституции заключается не только в том, чтобы регламентировать права и свободы граждан, а также представителей властных структур, но также и в том, чтобы наделить нас всех определенными обязательствами друг перед другом, и перед самой Россией
Дальнейшее развитие конституционные наработки получили только при императрице Российской империи Анне Иоанновне, которая вынуждена была считаться с «кондициями», определяющими некоторые важные ограничения для царствующих особ.
После ввести полноценную Конституцию в России хотели не один раз:
- во времена правления Екатерины Великой;
- в период царствования Александра Первого;
- в срок нахождения на троне Александра Второго и т.д.
Однако, в каждом случае какие-либо обстоятельства становились тому препятствием. Что и говорить, ведь в те далекие времена наша страна, которая, к сожалению, развивалась куда медленнее европейских государств, была просто-напросто не готова к тому, чтобы ограничить в чем-то самодержцев, к тому непривыкших. Кроме того, в силу геополитических особенностей расположения границ нашей страны, и сформированных под влиянием искомых особенностей черт менталитета обычного русского человека, остро искомый вопрос никогда не стоял.
Посему, впервые настоящая Конституция была принята еще в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике, на пятом съезде Советов, в июле 1918 года.
Первая Конституция, изданная в 1918 году, вместо наделения свободами жителей страны, закрепляла тотальную власть правящей партии
Однако, вопреки истинному значению искомого документа, призванному устанавливать нормы и ограничения власти, данный документ, скорее, закреплял диктатуру пролетариата.
С тех пор прошло немало лет до того, как и в нашей стране Конституция приобрела свое истинное значение, наделив правами не только власть, но и народ, а также наградив и тех и тех священными обязанностями.
Конституция РСФСР 1918 г
ИОГП
Декреты II съезда Советов в были первыми актами конституционною характера, т.к. в них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы. Это 1 этап(октябрь 1917 г). 2 этап начинается с принятием на III съезде Советов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.)- носила программный характер. Заключительный этап- Основной закон Республики. ВЦИК разработал проект Конституции за 4 месяца. Обсуждению подвергались вопросы: 1) о федеративном устройстве (адм- территориальный принцип гос. устройства, предоставлять каждому субъекту широкие права по самоопределению и управлению своей территорией; 2) о системе Советов(ликвидировав нижние звенья этой системы, заменить их традиционными сельскими сходами. Местные советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы). 3) о СНК. Либо объединить с ВЦИК, либо изъять у СНК законодательные полномочия. 4) о социально-экономических преобразованиях. Радикалы (эсеры-максималисты) настаивали на тотальной социализации собственности.
Принятие Конституции РСФСР 1918 года
Все предложения были отвергнуты созданной в июне 1918 г. комиссией во главе с Лениным. Были внесены поправки, вошла Декларация, проект был дополнен статьями о правах и обязанностях граждан, внесены изменения в избирательное право. 10 июля 1918 г. V съезд Советов принял первую Советскую Конституцию и избрал новый состав ВЦИК, большевистский по составу.
Принципы Конституции РСФСР 1918 года
сформулированы в ее шести разделах: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Конституция Советской власти в центре и на местах; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР. В Декларации определялась диктатура пролетариата и система советов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования в национализации. Срок действия Конституции определялся как «переход от капитализма к социализму».
Государственное устройство по Конституции РСФСР 1918 года
носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось создание областных союзов. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов. Съезд избирал ответственный перед ним ВЦИК. ВЦИК формировал Правительство РСФСР -СНК, состоявший из народных комиссаров, которые возглавляли отраслевые народные комиссариаты. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы. Компетенция: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществлял утверждение и изменение Конституции, принятие в состав, объявление войны и мира, руководство внешней, внутренней и экономической политикой, налоги и повинности, организация вооруженных сил, судоустройства и судопроизводство, формирование общегосударственного законодательства.
Избирательная система по Конституции РСФСР 1918 года.
К выборам допускались лишь трудящиеся. Значительная часть была лишена избирательных прав( лица, использующие наемный труд в целях прибыли; живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы и посредники; представители духовенства, служащие жандармерий, полиции и охранного отделения. Представительство не было равным. Городские советы имели преимущество для обеспечения малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти. Кроме того, рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, но и в партийных и профсоюзных организациях. Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы. Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе представительства и делегирования.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Предыдущие статьи:
- Изменения в государстве и праве в период ВОВ
- Конституция СССР 1936
- Образование СССР
- Кодификация законодательства в период НЭПа
- Правоохранительные органы в период НЭПа
Следующие статьи:
- Возникновение советского государства
- Изменения в государстве и праве в феврале- октябре 1917г.
- Изменения в государственном аппарате страны в годы Первой мировой войны
- Изменения в государственном строе в годы первой русской революции
- Контрреформы 80 – 90-х гг. XIX в.
Следующая страница >>
Положения первой Конституции СССР
Согласно главному закону, Союз определял:
- внешнюю политику;
- внешнюю торговлю;
- вопросы объявления войны и заключения мира;
- распоряжение армией и флотом;
- бюджет и общие экономические вопросы;
- направления для развития законодательной базы.
Вносить изменения в основной закон мог только Съезд Советов СССР.
Союзные республики сохраняли право свободного выхода из объединения, их границы могли изменяться исключительно с их согласия. Конституция устанавливала единое гражданство в рамках Союза.
Главным органом СССР становился Съезд Советов. Он избирался от городских советов и губернских съездов. Выбор делегатов осуществлялся по непрямой системе.
В перерывах работы Съезда Советов главным органом объявлялся ЦИК СССР — Центральный исполнительный комитет СССР. Он формировался из Союзного совета и Совета национальностей. Первый образовывался на избирательной основе из республиканских представителей пропорционально населению. Второй — из представительств автономных и союзных республик.
В перерывах работы ЦИК законодательную функцию выполнял Президиум ЦИК. Он имел право:
- приостанавливать действие документов, принятых на съездах;
- отменять постановления ЦИК, СНК, наркоматов и СНК.
ЦИК определял состав главного исполнительного и распорядительного органа СССР — Совета народных комиссаров. Он состоял из председателя СНК, его замов и десяти народных комиссаров.
При образовании СССР положение союзных республик изменилось. Они стали частями федеративного государства, то есть попали в подчинение органов верховной власти. Интересы республик отражались через Президиум ЦИК, Совет национальностей, а также их представительства. Таким образом, новый основной закон давал право центру контролировать периферию. Однако в нем же отражались компромиссные принципы между всеобщим коммунизмом и национальными особенностями.
СССР
- Список правителей СССР по порядку и годы их правления
- Периоды развития Советского Союза. Самое главное
- Кратко о распаде СССР
- Перестройка в СССР: предпосылки, этапы, значение
- Массовые репрессии в СССР
- Массовая индустриализация в СССР
- Коллективизация в СССР: причины, ход, итоги
- Как появился СССР: предпосылки и проекты
- Гражданская война: причины, этапы, итоги
- Культурная жизнь в XX веке
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ