Оглавление
Современная Конституция и ее трансформации
Новому государству требовались новые законы, и 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, где была прописана необходимость создания первой российской Конституции. Для этого была создана Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которую возглавил Борис Ельцин (на тот момент – Председатель Верховного Совета РСФСР).
Однако из-за сложной политической ситуации в стране и постоянного противоборства различных сил процесс работы над новым сводом законов затягивался. Изначально за основу была взята действующая на тот момент Конституция РСФСР, но из-за внесения многочисленных поправок в ней образовалось множество противоречий. Эта несогласованность привела к ожесточенному противостоянию законодательной и исполнительной ветвей власти.
Пиком этого конфликта стали осенние события 1993 года, которые вылились в вооруженные столкновения на улицах Москвы и роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета. В условиях политического и конституционного кризиса принятие новой Конституции было особенно важным: этот документ должен был обеспечить базу для установления стабильности в обществе. Всенародное голосование по проекту Конституции состоялось 12 декабря 1993 года, а 25 декабря закон вступил в силу.
Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле говорится о том, что российский народ принимает данную Конституцию, закрепляются демократические и гуманистические ценности, определяется место российского государства в современном мире. Первый раздел включает в себя 9 глав и состоит из 137 статей, в которых закреплены основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.
Еще одним важным изменением Основного закона стало увеличение срока полномочий президента страны с 4 до 6 лет, а депутатов Государственной думы – с 4 до 5 лет. Данные поправки были приняты 30 декабря 2008 года. В том же году были приняты поправки, обязывающие правительство ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Госдумой.
Кроме того, 5 февраля 2014 года в Конституцию была внесена поправка, упразднившая Высший Арбитражный суд и передавшая его полномочия Верховному суду РФ. Также были расширены полномочия главы государства по кадровым решениям в прокуратуре: президент получил возможность назначать заместителей генпрокурора, прокуроров субъектов Федерации и др. А 21 июля 2014 года глава страны получил право своим указом напрямую назначать до 10% членов Совета Федерации РФ.
Полномочия СССР и союзное гражданство в Конституции 1924 года
Договор об основании СССР предусматривал разделение властных полномочий между центром и властями союзных республик. Сфера компетенции центральных органов власти конкретно была обрисована в первой главе второй части основного закона. Итак, московские власти отвечали за:
— взаимоотношения с иностранными государствами;
— кредитную политику как внутри страны, так и за ее пределами;
— вопросы войны и мира;
— вопросы торговли с иностранными партнерами и внутри страны;
— за советскую армию, ее обеспечение и развитие;
— транспортное сообщение и почтовое дело;
— судебную, здравоохранительную и образовательные системы.
Первая Конституция СССР вводила понятие общесоюзного гражданства. Глава 2 Договора устанавливала, что суверенитет союзных республик распространялся на всю их территорию. В каждой республике существовало свое собственное гражданство. Такая юридическая форма государства, как союз, автоматически подразумевает распространение суверенитета союза на всю его территорию. Соответственно, граждане союзных республик автоматически получали советское гражданство, дающее право беспроблемного проезда по всей территории огромного государства.
Особенности избирательной системы в 1918 году
В отличии от системы выборов, применявшейся в российской Империи, а также в период между революциями, право голоса в РСФСР получили граждане, относящиеся к пролетариату, и которые были старше 18 лет. при этом впервые в истории России женщины получили при голосовании равные права с мужчинами. К пролетариату по Конституции относились следующие категории граждан:
- Солдаты и матросы.
- Рабочие и служащие, крестьяне и казаки. Все, кто не использует наемный труд и не извлекает прибыль, могли голосовать.
- Представители предыдущего пункта, которые в результате своей работы получили инвалидность.
Источники и дополнительный материалпо теме:
- «Год 1918-й» — Мини И.И. Москва, 1982
- «Рождение Советского государства» — Городецкий Е.Н. Ленинград, 1987
Разработка и принятие Конституции 1918 года
ЦК Коммунистической партии 30 марта 1918 года поручил Я.М. Свердлову провести организацию комиссии для разработки Конституции. 1 апреля из членов ВЦИК была создана комиссия в количестве пяти человек и шести народных комиссаров. Позже в комиссию вошло еще несколько человек.
Комиссия по разработке Конституции была многопартийной и включала большевиков, левых эсеров и эсер-максималиста. Председательствовал Я.М. Свердлов, его заместителем стал М.Н. Покровский, а секретарем — В.А. Аванесов. В разработке Основного Закона принимали участие видные государственные деятели и крупные ученые.
Готовый проект Конституции был опубликован 3 июля 1918 года в «Известиях ВЦИК». Проект рассматривала специальная комиссия ЦК РКП(б), которая внесла свои поправки и дополнения. Дополнительно проект Конституции был рассмотрен комиссией, образованной на заседании V Всероссийского съезда Советов. Окончательно проект Конституции был принят 10 июля 1918 г., а 19 июля окончательный вариант Закона опубликовали в «Известиях ВЦИК».
Зачатки Конституции
Некое подобие конституционной монархии в России можно было наблюдать еще в начале XVII века. Так, власть царя Василия Шуйского ограничивала так называемая крестоцеловальная запись – документ о принятии присяги, сопровождавшейся целованием креста. Этот документ в числе прочего гарантировал представителям всех сословий законное судебное разбирательство, защиту от произвола, запрещал преследование родственников виновных и т.д. Принятие царем такой присяги, как ясно из названия, сопровождалось целованием креста.
Были и такие самодержцы, которые сами хотели ввести в России конституцию. К примеру, Александр I в начале своего правления мечтал дать своим подданным конституционное устройство, которое гарантировало бы им личную свободу и гражданские права. Здесь важную роль сыграл известный русский реформатор, законотворец Михаил Сперанский. В 1809 году он разработал «План государственного преобразования». В нем шла речь о введении конституционной монархии, ограниченной властью парламента, публичном ведении всех судебных дел, свободе печати и отмене крепостного права. Однако молодой император довольно быстро охладел к идеям о преобразованиях, а Сперанского и вовсе отправил в ссылку из-за его чрезмерной самоуверенности и излишне смелых проектов. В итоге лишь в 1830 году, уже при Николае I, под руководством Сперанского было разработано «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах. В него вошли законы, начиная с «Уложения» царя Алексея Михайловича 1649 года до конца правления Александра І. А в 1832 году был составлен 15-томный «Действующий свод законов Российской империи». В годы царствования царя-реформатора Александра II Россия была как никогда близка к принятию конституции. Ее проект уже был подготовлен министром внутренних дел с Михаилом Лорис-Меликовым, однако в 1881 году накануне подписания манифеста о проведении реформ Александр II был убит народовольцами, и конституционный процесс был прерван.
После Февральской революции Временное правительство начало разрабатывать проект Конституции Российской демократической республики. Однако ему не суждено было воплотиться в жизнь: как мы все прекрасно знаем, в 1917 году к власти пришли большевики и Россия была провозглашена советской республикой.
Глава седьмая
О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик
43. В целях утверждения революционной законности на
территории Союза Советских Социалистических Республик при
Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских
Социалистических Республик учреждается Верховный Суд, к
компетенции которого относятся:
а) дача верховным судам союзных республик руководящих
разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
б) рассмотрение и опротестование перед Центральным
Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических
Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза
Советских Социалистических Республик постановлений, решений и
приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям
противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку
ими затрагиваются интересы других республик;
в) дача заключений по требованию Центрального
Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических
Республик о законности тех или иных постановлений союзных
республик с точки зрения Конституции;
г) разрешение судебных споров между союзными республиками;
д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц
Союза в преступлениях по должности.
44. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик
действует в составе:
а) пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик;
б) гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий
Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик;
в) военной и военно-транспортной коллегий.
45. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик
в составе его пленарного заседания образуется из 11-ти членов, в
том числе председателя и его заместителя, 4-х председателей
пленарных заседаний верховных судов союзных республик и одного
представителя Объединенного Государственного Политического
Управления Союза Советских Социалистических Республик, причем
председатель и его заместитель и остальные пять членов
назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета
Союза Советских Социалистических Республик.
46. Прокурор Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик и его заместитель назначаются
Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик. На обязанности прокурора Верховного
Суда Союза Советских Социалистических Республик лежит дача
заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного
Суда Союза Советских Социалистических Республик, поддержание
обвинения в заседании его и, в случае несогласия с решениями
пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик, опротестование их в Президиум
Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик.
47. Право направления указанных в ст. 43 вопросов на
рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских
Социалистических Республик может иметь место исключительно по
инициативе Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик, его Президиума, прокурора Верховного
Суда Союза Советских Социалистических Республик, прокуроров
союзных республик и Объединенного Государственного Политического
Управления Союза Советских Социалистических Республик.
48. Пленарные заседания Верховного Суда Союза образуют
специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения:
а) уголовных и гражданских дел исключительной важности,
затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных
республик, и
б) дел персональной подсудности членов Центрального
Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза
Советских Социалистических Республик.
Принятие Верховным Судом Союза Советских Социалистических
Республик к своему производству этих дел может иметь место
исключительно по особым на каждый раз постановлениям Центрального
Исполнительного Комитета Союза или его Президиума.
КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон)РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Принята V Всероссийским съездом Советовв заседании от 10 июля 1918 года
- ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА.
-
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ
ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. -
КОНСТРУКЦИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
- О Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских,
красноармейских и казачьих депутатов. - О Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете
Советов. - О Совете Народных Комиссаров.
- О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. - О съездах Советов.
- О Советах депутатов.
- О предметах ведения органов Советской власти
на местах.
- О Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских,
-
АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.
- О производстве выборов.
- О проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов.
- БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО.
-
О ГЕРБЕ И ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ
СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918
года Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе
с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией
Советской Республики составляют единый основной закон Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики.
Этот основной закон вступает в действие с момента его
опубликования в окончательной форме в «Известиях Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета Советов». Он должен быть
распубликован всеми местными органами Советской власти и
выставлен во всех советских учреждениях на видном месте.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА
Глава первая
1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих,
солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на
местах принадлежит этим Советам.
2. Российская Советская Республика учреждается на основе
свободного союза свободных наций как федерация Советских
национальных республик.
Глава вторая
3. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой
эксплуатации человека человеком, полное устранение деления
общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров,
установление социалистической организации общества и победы
социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов
рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:
а) В осуществление социализации земли частная собственность
на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется
общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого
выкупа, на началах уравнительного землепользования.
б) Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а
равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и
сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным
достоянием.
в) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов,
рудников, железных дорог и прочих средств производства и
транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской
Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о
Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти
трудящихся над эксплуататорами.
г) III Всероссийский съезд Советов рассматривает советский
закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных
правительством царя, помещиков и буржуазии, как первый удар
международному банковому, финансовому капиталу, выражая
уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути
вплоть до полной победы международного рабочего восстания против
ига капитала.
д) Подтверждается переход всех банков в собственность
рабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождения
трудящихся масс из-под ига капитала.
е) В целях уничтожения паразитических слоев общества и
организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность.
ж) В интересах обеспечения всей полноты власти за
трудящимися массами и устранения всякой возможности
восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение
трудящихся, образование Социалистической Красной Армии рабочих и
крестьян и полное разоружение имущих классов.
Глава третья
4. Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из
когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью
в настоящей преступнейшей из всех войн, III Всероссийский съезд
Советов всецело присоединяется к проводимой Советской властью
политике разрыва тайных договоров, организации самого широкого
братания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий
и достижения во что бы то ни стало революционными мерами
демократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций, на
основе свободного самоопределения наций.
5. В тех же целях III Всероссийский съезд Советов настаивает
на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации,
строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных
нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в
Азии, в колониях вообще и в малых странах.
6. III Всероссийский съезд Советов приветствует политику
Совета Народных Комиссаров, провозгласившего полную независимость
Финляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу
самоопределения Армении.
Глава четвертая
7. III Всероссийский съезд Советов Рабочих, Солдатских и
Крестьянских Депутатов полагает, что теперь, в момент решительной
борьбы пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорам не
может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна
принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их
полномочному представительству — Советам Рабочих, Солдатских и
Крестьянских Депутатов.
Местное самоуправление
Местными органами государственной власти являлись местные съезды советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, которые также не являлись постоянными органами и созывались местными исполнительными комитетами. Постоянные губернские советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в тех губерниях, в которых они были, распускались и заменялись непостоянными съездами советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Местными органами государственной власти в городах и сёлах являлись городские советы рабочих и красноармейских депутатов и сельские советы крестьянских депутатов, которые являлись постоянными органами. Они избирались рабочими и крестьянами сроком на 3 месяца. При этом члены этих советов могли быть отозваны избирателями.
Это интересно: Принятие Соборного Уложения — рассматриваем со всех сторон
Особенности избирательной системы в 1918 году
В отличии от системы выборов, применявшейся в российской Империи, а также в период между революциями, право голоса в РСФСР получили граждане, относящиеся к пролетариату, и которые были старше 18 лет. при этом впервые в истории России женщины получили при голосовании равные права с мужчинами. К пролетариату по Конституции относились следующие категории граждан:
- Солдаты и матросы.
- Рабочие и служащие, крестьяне и казаки. Все, кто не использует наемный труд и не извлекает прибыль, могли голосовать.
- Представители предыдущего пункта, которые в результате своей работы получили инвалидность.
Конституция СССР 1936 г.
Известна также как «сталинская» и «Конституция развитого социализма». Была принята 8-м чрезвычайным съездом Совета СССР 5 декабря
Ее задачей было выражение важного этапа в истории государства — построение социализма
Историк О.В. Хлевнюк высказался о том, что эта Конституция по сравнению с Конституцией СССР 1924 г. носит более демократический характер, так как хочет добиться симпатии к Советскому Союзу со стороны международного общества для совместной борьбы с усиливающимся фашизмом.
Активное участие в создании текста Конституции принимали Сталин и Бухарин. Официально ее опубликовали 6 декабря.
Конституция 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей. Общественное устройство СССР было утверждено в 12 статьях 1-й главы. Рассмотрим содержание Конституции:
- основа экономики — плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и производственные средства;
- у всех граждан советского государства впервые появились равные права:
- всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;
- право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и при болезни, право на бесплатное образование;
- была объявлена свобода слова, совести, печати, собраний и митингов, неприкосновенность личности и тайна переписки;
- средства связи, транспорт, земля, вода и многое другое было объявлено всенародным достоянием; занимаемая колхозами земля была отдана им в вечное пользование;
- партия большевиков была объявлена главным представителем всех общественных и государственных организаций;
- Верховный Совет СССР был провозглашен высшим законодательным органом власти, в перерывах между сессиями эти функции выполнял его Президиум;
- Совет народных комиссаров СССР (позднее Совет министров) считался высшим исполнительным органом.
27 февраля 1947 г. была утверждена новая версия Конституции с внесенными изменениями. В 1962 г., согласно решению Верховного Совета СССР, была основана комиссия во главе с Н.С. Хрущевым, занимавшаяся созданием проекта новой Конституции СССР. В конце 1964 г. эту комиссию возглавил Л.И. Брежнев.
7 октября 1977 г. была принята новая («брежневская») Конституция СССР. 5 декабря был объявлен Днем Конституции — официальный государственный праздник.
Литература
- Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. — Изд. 2-е, доп. — М.: Политиздат, 1987.
- Портнов В. П., Славин М. М. Становление и развитие конституционного законодательства Советской России 1917—1920 гг. / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М.: Наука, 1987.
- Мезенцев Д.Е / «прогулки по истории» под редакцией Айтасова Ж.И 2016 гг
- Чистяков О. И. Конституция РСФСР 1918 года. — Изд. 2-е. — М., 2003. — 224 с. — (Памятники советского законодательства). — ISBN 5-94373-061-3.
- Фролова О. Е. Конституция РСФСР 1918 г.: лингвистический портрет текста / О. Е. Фролова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2018. — Т. 20, № 3 (178). — С. 27-43.
Структура власти
Вся власть в стране принадлежала Всероссийскому съезду Советов. Съезды проводились дважды в год (при необходимости чаще), а между ними страной руководил ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет).
Всего в РСФСР создавало 18 Народных Комиссариатов (Наркомов). Ниже приведены их названия и первые руководители
Обращаем внимание, что это не первый состав Правительства РСФСР, а руководители Народных Комиссариатов, которые были в должности на момент принятия Конституции 1918 года, либо если должность была вакантной — получили пост после принятия Конституции
- Внутренних дел — Петровский Г.И.
- Иностранных дел — Чичерин Г.В.
- Военных дел — Троцкий Л.Д.
- Морских дел — Троцкий Л.Д. Примечательно, что изначально армия и флот были разделены на 2 независимых ведомства, но потом объединились в одно. Сам Троцкий возглавлял оба наркомата, но очень скоро их покинул, возглавив комиссариат путей сообщения, где провернул свою знаменитую аферу с золотыми паровозами.
- Юстиции — Стучка П.И.
- Здравоохранения — Семашко Н.А.
- Просвещения — Луначарский А.В.
- Труда — Шляпников А.Г.
- Социального обеспечения (ранее — Государственного призрения) — Винокуров А.Н.
- Земледелия — Середа С.П.
- Продовольствия — Цюрупа А.Д.
- Путей сообщения — Невский В.И.
- Промышленности и торговли — Бронский М.Г.
- Финансовых дел — Гуковский И.Э.
- Государственного контроля — Ландер К.И.
- Национальных дел — Сталин И.В.
- Почты и телеграфа — Подбельский В.Н.
- Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) — Рыков А.И.
Каждый наркомат был в подчинении Председателя СНК — Ленина.
Общая же структура власти в РСФСР по Конституции 1918 года базировалась на следующих ветвях:
- Законодательная власть — Всероссийский Съезд Советов
- Исполнительная власть — Совет Народных Комиссаров (выступал в роли современного правительства)
- Судебные полномочия — Народный суд
Конституция РСФСР 1918 г
ИОГП
Декреты II съезда Советов в были первыми актами конституционною характера, т.к. в них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы. Это 1 этап(октябрь 1917 г). 2 этап начинается с принятием на III съезде Советов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.)- носила программный характер. Заключительный этап- Основной закон Республики. ВЦИК разработал проект Конституции за 4 месяца. Обсуждению подвергались вопросы: 1) о федеративном устройстве (адм- территориальный принцип гос. устройства, предоставлять каждому субъекту широкие права по самоопределению и управлению своей территорией; 2) о системе Советов(ликвидировав нижние звенья этой системы, заменить их традиционными сельскими сходами. Местные советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы). 3) о СНК. Либо объединить с ВЦИК, либо изъять у СНК законодательные полномочия. 4) о социально-экономических преобразованиях. Радикалы (эсеры-максималисты) настаивали на тотальной социализации собственности.
Принятие Конституции РСФСР 1918 года
Все предложения были отвергнуты созданной в июне 1918 г. комиссией во главе с Лениным. Были внесены поправки, вошла Декларация, проект был дополнен статьями о правах и обязанностях граждан, внесены изменения в избирательное право. 10 июля 1918 г. V съезд Советов принял первую Советскую Конституцию и избрал новый состав ВЦИК, большевистский по составу.
Принципы Конституции РСФСР 1918 года
сформулированы в ее шести разделах: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Конституция Советской власти в центре и на местах; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР. В Декларации определялась диктатура пролетариата и система советов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования в национализации. Срок действия Конституции определялся как «переход от капитализма к социализму».
Государственное устройство по Конституции РСФСР 1918 года
носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось создание областных союзов. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов. Съезд избирал ответственный перед ним ВЦИК. ВЦИК формировал Правительство РСФСР -СНК, состоявший из народных комиссаров, которые возглавляли отраслевые народные комиссариаты. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы. Компетенция: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществлял утверждение и изменение Конституции, принятие в состав, объявление войны и мира, руководство внешней, внутренней и экономической политикой, налоги и повинности, организация вооруженных сил, судоустройства и судопроизводство, формирование общегосударственного законодательства.
Избирательная система по Конституции РСФСР 1918 года.
К выборам допускались лишь трудящиеся. Значительная часть была лишена избирательных прав( лица, использующие наемный труд в целях прибыли; живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы и посредники; представители духовенства, служащие жандармерий, полиции и охранного отделения. Представительство не было равным. Городские советы имели преимущество для обеспечения малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти. Кроме того, рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, но и в партийных и профсоюзных организациях. Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы. Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе представительства и делегирования.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Предыдущие статьи:
- Изменения в государстве и праве в период ВОВ
- Конституция СССР 1936
- Образование СССР
- Кодификация законодательства в период НЭПа
- Правоохранительные органы в период НЭПа
Следующие статьи:
- Возникновение советского государства
- Изменения в государстве и праве в феврале- октябре 1917г.
- Изменения в государственном аппарате страны в годы Первой мировой войны
- Изменения в государственном строе в годы первой русской революции
- Контрреформы 80 – 90-х гг. XIX в.
Следующая страница >>
Основные положения первой советской конституции
12 съезд РКП(б) сформировал новую задачу — создание Конституции новообразованного государства. Над первой Конституцией СССР работала учрежденная после 12-го съезда партии конституционная комиссия, которую возглавлял М. И. Калинин. В процессе разработки основного закона большое значение придавалось правам союзных республик
Комиссия уделяла внимание замечаниям и поправкам, которые выдвигали республики, и конечный вариант Конституции должен был вполне соответствовать представлениям о ней всех народов Союза
Принятие первой Конституции СССР ознаменовало собой окончательное оформление союзных республик в единое государство. Многонациональный народ СССР получил полное правовое равенство, была закреплена определенная независимость союзных республик. Высшим органом государственной власти признавался Съезд Советов СССР, имеющий исключительное право на пересмотр основных положений новой Конституции. Республика могла по собственной инициативе выйти из состава СССР, в Конституции был закреплен суверенитет республик. К исключительному ведению Советского Союза были отнесены самые важные функции: осуществление внешней государственной политики, произведение торговых операций, управление вооруженными силами единой страны, планирование экономической и бюджетной сфер, разработка и создание законодательной базы. На всей территории Советского Союза устанавливалось единое гражданство. Также Конституция закрепила новый государственный флаг, герб и столицу.
Конституция 1924 года, однако, не охватывала ряд вопросов. Были решены самые основные задачи, непосредственно связанные с оформлением республик в единое целостное государство. Права и обязанности граждан, полномочия и функционирование органов местного самоуправления, избирательное право – все это отдавалось в ведение республик и закреплялось их отдельными конституциями.
РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ О ГЕРБЕ И ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Глава семнадцатая
89. Герб Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца
золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками
книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью:
а) Российская Социалистическая Федеративная Советская
Республика и
б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
90. Торговый, морской и военный флаг Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из
полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого,
у древка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись:
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.
10 июля 1918 г.