Оглавление
Ранняя жизнь [ править ]
Константин родился в Санкт-Петербурге в семье немецкого ювелира и был одним из трех братьев Тон, которые выросли до выдающихся архитекторов. Учился в Императорской Академии художеств (1803–1815 гг.) У архитектора в стиле ампир Андрея Воронихина , который больше всего запомнился работой над Казанским собором , расположенным прямо посреди Невского проспекта . Он изучал итальянское искусство в Риме с 1819 по 1828 год, а по возвращении домой был принят в академию в качестве ее члена (1830) и профессора (1833). В 1854 году он был назначен ректором архитектурного отделения академии.
Тон впервые привлек внимание общественности своим роскошным дизайном интерьеров здания Академии на набережной Невы. В 1827 году он представил царю свой проект церкви Святой Екатерины на Обводном канале , первый проект в стиле русского возрождения
Николай I, недовольный господствующим в русской архитектуре неоклассицизмом , заметил, что «у русских есть свои великие художественные традиции, и им не нужно передергиваться перед Римом». Проект Тона должен был стать почитаемым образцом для других церквей в Санкт-Петербурге и по всей России.
↑ Константин тон биография
Отец Тона был ювелиром. Немец по происхождению, имел свою ювелирную мастерскую в Санкт-Петербурге. В 1794 году, 26 октября, в семье ювелира родился мальчик, которого нарекли Константином.С раннего детства ребенок проявлял недюжие таланты. Отличался хорошим умом, все схватывал на лету. Обучение Костя начинал в Петришуле. Это была старая школа, с традициями и богатой историей, одна из лучших в столице Российского Империи того времени
В школе особое внимание он уделял искусству и зодчеству. Когда мальчик подрос, то продолжил обучение в Императорской Академии художеств
Наставниками Константина были знаменитые Захаров и Воронихин. Учителя были классицистами, поэтому неудивительно, что дебютные работы молодого мастера были выполнены в этом же стиле.На старших курсах юношу ждали первые награды. За проект инвалидного дома он получил серебряную медаль. Проект монастыря удостоился золотой медали. А проект здания сената получил малую золотую медаль. Академия была окончена в 1815 году.
При выпуске Тону было присвоено звание художника первой степени. Молодым людям с таким дипломом, полагалось поездка за границу, для продолжения обучения. Но в Академии начались проблемы с финансированием. Поездке не суждено было случиться. Поэтому наш герой отправился на работу в Комитет строений и гидравлических работ. Он устроился чертежником. На новом месте Константин быстро освоился.
В те годы знаменитые Василий Стасов и Карл России задавали вектор направления архитектурного развития Санкт-Петербурга. Тон работал вместе с большими мастерами, помогал им своими чертежами. Рядом с такими мастерами архитектуры, молодой человек рос, как профессионал, не по дням, а по часам.В это же время начинается самостоятельный путь Тона в архитекторском искусстве. Для влиятельного графа Платона Зубова он создает оранжерею. Ценность проекта в том, что при проектировке был придуман механизм, который позволял обогревать теплицу, в которой росли экзотические фрукты и хозяйственную постройку – прачечную.В 1818 году Тону все же удалось получить средства для поездки за границу. Мастер посетил Италию. Изучал памятники эпохи Возрождения, Античности. Увиденное оказало большое влияние на мировозрение и вкусы архитектора. Заграничная поездка длилалсь долгих десять лет — Франция, Швейцария, Германия, каждая страна дала архитектору мощные эмоции, новые знания и вдохновения для творчества.В Европе Тон не сидел спустя рукава. Им был составлен план реконструкции храма Фортуны в Пренесте, Дворца цезарей в Риме. Были и небольшие заказы от богатых и влиятельных людей. За годы путешествий Тон стал признанным, опытным мастером, которого ценили все европейские институты архитектуры. Константин стал избранным членом Римской археологической академии, Римской и Флорентийской академий художеств. Это большое достижение, признание талантов, навыков и заслуг архитектора.
Ле Корбюзье
Французский архитектор со швейцарскими корнями сделал огромный вклад в современную архитектуру. Его новый подход к пространству и формам был революционным.
Архитектор был сторонником свободных форм, площадей и пространств. Отличительной особенностью его нового стиля были блоки-формы в архитектуре, плоские простые формы зданий, простая грубая отделка, свободное пространство. Ле Корбюзье даже написал свой собственный кодекс архитектора, под названием «Пять отправных точек современной архитектуры», в который вошли следующие пункты:
• Столбы-опоры
• Плоские крыши-террасы
• Свободная планировка
• Ленточные окна
• Свободный фасад
Трудовая деятельность Ле Корбюзье насчитывает более полувека. За это время по его проектам было построено огромное количество зданий и сооружений во всех частях света. Скончался великий архитектор в возрасте 77 лет, оставив после себя огромное наследие для всего человечества.
История[ | ]
В начале 1842 года Николай I повелел приступить к строительству железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Инженеры корпуса путей сообщения полковники П. П. Мельников и Н. О. Крафт были утверждены его флигель-адъютантами. Председателем наблюдательного совета был объявлен цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II.
5 (17) мая 1847 года в 10.00 первый поезд отправился до деревни Колпино. Движение поездов было открыто за четыре года до торжественного открытия нового каменного вокзала. Рядом с местом, где впоследствии был возведён Николаевский вокзал
, стояла ничем не примечательная двухэтажная деревянная станционная постройка.
Николаевский вокзал
строился в 1844 — 1851 годах по проекту архитектора К. А. Тона, при участии Р. А. Желязевича, является «близнецом» построенного им же Ленинградского вокзала в Москве, от которого отличается некоторыми особенностями.
Активное участие в проектировании новой привокзальной (Знаменской) площади принимал и сам император, собственноручно добавивший к площади дополнительно места под № 1, 2, 3 и 4, «как отчеркнуто Его Величества карандашом», что сделало площадь не только обширнее, но и придало ей более «регулярный характер».
Первым начальником пассажирской станции и вокзала Петербурго-Московской железной дороги был назначен Н. И. Миклуха. Его квартира находилась в самом здании вокзала, кроме того здесь располагались конторы служащих, управление железной дороги, императорские помещения. Николай Ильич известен своими разработками эффективных методов борьбы со снежными заносами на железных дорогах. На участке пути Тверь — Вышний Волочек, открытым для опытной эксплуатации в 1847 году, он первым в России посадил «живой забор» из ёлок.
1 (13) ноября 1851 года состоялось официальное открытие движения по железной дороге, на всём протяжении от Санкт-Петербурга до Москвы. В 11 часов 15 минут из Петербурга отправился пассажирский поезд, который прибыл в Москву на следующие сутки в 9 часов утра. В пути он пробыл 21 час 45 минут.
В 1868 году в связи со значительно возросшим пассажиропотоком была начата реконструкция Николаевского вокзала. Был пристроен двухэтажный флигель для приёма багажа, правое крыло здания соединили с царскими покоями. В 1898 году со стороны Лиговского проспекта было пристроено здание Конторы Николаевской железной дороги из красного кирпича.
В 1912 году был объявлен конкурс на проект нового здания Николаевского вокзала
. Появлявшиеся новые технические устройства требовали новых помещений, старое здание уже не могло их обеспечить. Среди участвующих в конкурсе были В. А. Щуко, И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль. Сложность решения заключалась в том, что новый вокзал мог быть расширен только в сторону путей, Знаменская площадь к тому времени уже была сформирована. Одобрение получил проект В. А. Щуко. Было начато строительство корпуса прибытия, который должен был стать левым крылом нового здания. С началом Первой мировой войны строительство было прервано, старое здание избежало сноса.
В 1923 году, с переименованием Николаевской железной дороги в Октябрьскую, то же название получил и вокзал. Но уже в 1930 году вокзал стал именоваться Московским.
10 июня 1931 года от Московского вокзала отправился первый в СССР . В 1962 году, одновременно с электрификацией движения, в здании вокзала были сделаны подземные переходы с выходом в город и на станцию метро «Площадь Восстания».
В конце 1950-х годов по проекту архитектора В. И. Кузнецова здание Московского вокзала было реконструировано и расширено. К его правому крылу был пристроен новый флигель со вторым вестибюлем станции метро «Площадь Восстания».
В 1967 году был открыт новый «Световой зал» (также по проекту В. И. Кузнецова), что увеличило площадь вокзала на 2700 квадратных метров. Внутри зала был установлен памятник В. И. Ленину работы скульптора Л. А. Месса. В 1976 году площадка между перронами и световым залом была перекрыта алюминиевым навесом.
В 1993 году бюст В. И. Ленина в зале прибытия был заменён бюстом Петра I работы А. С. Чаркина и В. В. Оленева.
В начале 2000-х годов вокзал был отреставрирован и оснащён автоматизированной системой контроля оплаты проезда пассажирами пригородных поездов.
- Дебаркадер вокзала. 1851 год
- Под дебаркадером. 1851 год
- Николаевский вокзал. 1851 год
- Дебаркадер вокзала. 1844 год
Октавиано Манчини
Итальянский архитектор знаменит тем, что в 1633 году возглавил реставрационные работы Софийского собора в Киеве. К середине 40-х годов XVII столетия работы были завершены, и красивейший киевский храм приобрел новый вид в стиле украинского барокко. Купола из полусфер стали грушевидными, на фасаде церкви появилась лепнина, восстановили также уникальнейшие фрески древнего храма.
Софийский собор в Киеве, неоднократно реставрировавшийся и после великого итальянца, стал красивой визитной карточкой украинской столицы. О других достопримечательностях Киева most-beauty.ru написал интересную статью.
В это время в жизнь приходит прагматизм, что естественно отобразилось в архитектуре. Архитекторы Нового времени стали использовать новые приемы, а главное, новые материалы для создания своих шедевров.
Факты биографии:
Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года.
Он с детства играл на скрипке и, окончив школу, поступил в Гентскую консерваторию, но проучился там всего год, так как был отчислен из-за плохой дисциплины.
Архитектуру Виктор изучал в Гентской академии художеств. В 1878 году Орта уехал учиться в Париж, но возвратился в Гент два года спустя в связи со смертью своего отца. В 1881 году он переехал в Брюссель и поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств, где учился у архитектора Альфонса Бала, одновременно работая в его мастерской. Орта относился с огромным уважением к своему учителю на протяжении всей своей жизни.
После первых нескольких лет напряженной работы карьера Орта пошла в гору. В 1888 году архитектор стал членом масонской ложи «Les Amis Philanthropes», где познакомился с Эмилем Тасcелем, который заказал ему небольшой «hфtel de maоtre». Уже после завершения
этого проекта —
«отеля Тассель», шедевра ар-нуво, Виктор Орта был
вознесён на пик популярности.
Здание на будущей дороге
Другим поводом для жарких обсуждений стало размещение объекта на пересечении указанных улиц. Экспертов смутило то, что он стоит там, где можно было бы пустить широкую дорогу.
11 августа, 8:03
Церковь, дом, спорт. Что построят в барнаульском поселке Солнечная Поляна
Административно-спортивный квартал находится в коттеджном поселке. Это будет микс из спортивных, религиозных, коммерческих и, возможно, жилых зданий
Он предложил делать сообщения с коттеджным поселком в обход Павловского тракта. Для этого надо связать ул. Солнечную Поляну и ул. Геодезическую, в том числе по улицам Юрина, Г. Исакова, А. Петрова, Семенова.
На это заместитель главы администрации города Андрей Федоров сказал, что перспективу изъятия участка со зданием нельзя исключать, если в будущем возникнет необходимость и будет принято решение о развитии дорожной сети в той локации. Но сегодня большой вопрос – сможет ли мэрия позволить себе такой проект по расширению транспортных путей.
А председатель комитета по строительству, архитектуре и развитию Барнаула Антон Воробьев напомнил, что жители поселка Солнечная поляна категорически против, чтобы автомобильные потоки шли по их узким улицам. И они сейчас с этими транзитами активно борются, причем не всегда законными способами. Поэтому перспектива расширения ул. Г. Исакова на входе в коттеджный массив становится еще более туманной.
Проект на ул. Солнечная Поляна 24д
Фото: Платон Шипилов
Вальтер Гропиус
Известный немецкий архитектор, внесший большой вклад в развитие мировой архитектуры, один из основателей школы Баухаус. Начинал свою карьеру, работая в мастерской Петера Беренса в качестве дизайнера и архитектора. Здесь он знакомится с великими коллегами Ле Корбюзье и Людвигом Роэ.
Гропиус делает большие успехи в градостроительстве, а также в проектировании промышленных, административных, жилых зданий и выставочных пространств. Его первым крупным проектом была немецкая фабрика обуви «Фаргус», которую он спроектировал совместно с Адольфом Мейером. До сих пор фабрика сохранила свежесть и красоту.
В нашем рейтинге архитекторов не забудем и о знаменитостях архитектурного искусства современности, которые являются законодателями мод в строительстве и авторами новых архитектурных направлений и стилей.
Пассажирское движение[ | ]
Поезда дальнего следования, отправляющиеся с Московского вокзала, в большинстве случаев обслуживаются локомотивами ТЧЭ-8 Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский, территория которой примыкает к Московскому вокзалу, протянувшись вдоль Днепропетровской улицы.
По состоянию на начало 2020 года основной тяговой единицей для пассажирских составов является шестиосный электровоз постоянного тока ЭП2К, пришедший на смену чехословацким ЧС2Т, ЧС6, ЧС7 и ЧС200. Часть поездов обслуживается двухсистемными скоростными электровозами ЭП20, приписанными к ТЧЭ-6 Москва-Сортировочная-Рязанская или высокоскоростными поездми электрической тяги ЭВС1/ЭВС2 «Сапсан» и ЭС1/ЭС2Г «Ласточка» ТЧ-40 Дирекции скоростного сообщения (Металлострой).
Пассажирские платформы для пригородных поездов с мая 2003 года оборудованы турникетами для автоматической проверки билетов. Пригородные пассажирские перевозки на московском и северном направлениях с Московского вокзала осуществляет СЗППК электропоездами ЭТ2М ТЧ-10 локомотивного моторвагонного депо «Санкт-Петербург-Московское».
Все пассажирские вагоны поездов АО «ФПК» ОАО «РЖД», формирующиеся в Санкт-Петербурге приписаны к ВЧДЭ-6 Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский или ВЧДЭ-4 Бологое Октябрьской железной дороги.
Помимо ОАО «Российские железные дороги» перевозку пассажиров собственными железнодорожными вагонами на Московском направлении осуществляют частные , АО ТК «Гранд Сервис Экспресс», АО «ТКС» и ООО «РЖД-Тур».
- ЭВС1-07 «Сапсан» отправился с Московского вокзала. 2015 г.
- Электровоз ЧС200-009 с пассажирским поездом Санкт-Петербург — Москва. 2014 г.
- ЭС1-046 на перегоне между станциями ОЖД Мга и Горы. 2015 г.
- Электровоз ЭП2К — 213 с поездом проследовал ст. Колпино. 2015 г.
Перевозчики, направления и расписание
Перевозчик | Дистанция | Направления и расписание |
Российские железные дороги | Дальнее следование | Яндекс |
ТрансКласСервис | ||
Тверской экспресс | ||
Гранд Сервис Экспресс | ||
Северо-Западная пригородная пассажирская компания | Межрегиональное и пригородное сообщение |
Скоростное и ускоренное движение
Московский вокзал
Дистанция | Остановки | Протяжённость | Время в пути | Перевозчик | Тип поезда | Вагонов | |
Санкт-Петербург | |||||||
Дальнее скоростное движение | |||||||
Москва Ленинградский вокзал | Тверь, Вышний Волочек, Угловка, Окуловка, Чудово-Московское | 650 км | 4 ч. 10 мин. | РЖД (ДОСС) | ЭВС2«Сапсан» | 10/20 | |
Нижний Новгород Московский вокзал | Окуловка, Тверь, Москва-Курская , Владимир, Дзержинск | 1192 км. | 8 ч. 00 мин. | Talgo 250«Стриж» | 20 | ||
Межрегиональное и пригородное ускоренное движение | |||||||
Бологое | Обухово, Колпино, Тосно, Любань, Чудово-Московское, Малая Вишера, Торбино, Окуловка, Угловка, | 319 км. | 3 ч. 10 мин. | РЖД (ДОСС) | ЭС1, ЭС2Г«Ласточка» | 5/10 | |
Великий Новгород | Подберезье, Спасская Полисть, Трегубово, Чудово-Московское, Любань, Тосно, Колпино, Обухово, Сортировочная | 192 км. | 3 ч. 30 мин. | СЗППК | |||
Тосно | Сортировочная, Обухово, Колпино, Поповка, Саблино | 54 км. | 0 ч. 48 мин. |
См. также: Пригородные перевозки в Российской Федерации
Работает
Монументальный Храм Христа Спасителя в Москве
1885 г. Собор Рождества Христова, Ростов-на-Дону
- 1789–1840 гг. Завершение строительства колокольни Успения Пресвятой Богородицы в Рязанском Кремле в сотрудничестве с Андреем Вороничиным и И.О. Русско.
- 1837–1851 Большой Кремлевский дворец , Москва
- 1840–1845 гг. Церковь Преображения Христа на Аптекарском острове (Церковь во имя Преображения Господня на Аптекарском острове) в Санкт-Петербурге, оскверненная и сильно измененная в 1930-е гг.
- 1841-1842 Шевченко Национальный театр (национальный драматический театр имени Т.Г.Шевченко) в Харькове , переработан
- 1843–1851 Ленинградский вокзал , Москва
- 1843–1851 Московский вокзал , Санкт-Петербург (идентичен Ленинградскому вокзалу в Москве)
- 1843–1853 Зимняя Церковь Явления Христова (Богоявленский зимний собор) монастыря Явления Христова в Угличе.
- 1844–1851 Оружейная палата в Московском Кремле
- 1845-1848 Дворец губернатора (Губернаторский дворец) в Кремле в Казани совместно с Михаилом Korinfski и Александр песке
- 1845–1889 Церковь Вознесения Христова (Вознесенский собор) в Железе.
- 1845–1852 гг. Церковь Рождества Христова (Церковь Рождества Христова) в Арсамасе
- 1845-1853 Главный храм в честь иконы Божией Матери Владимирской (СОБОР Владимирской иконы Божией Матери) из в монастыре Рождества Богородицы (Рождество-Богородицкий Богородицкий Бонасткий монасткий монасткons
- 1849-1854 крепость Святого Александра Невского (Крепостной собор Св. Александра Невского) в Свеаборг (ныне Суоменлинна в Финляндии ), полностью изменилась в 1929 году
- 1849–1873 Церковь Боголюбовской иконы Божией Матери (Собор Боголюбской Богоматери) в Козлове (ныне Мичуринск ).
- 1860–1883 гг. Храм Христа Спасителя , Москва
- 1866–1877 гг. Церковь Вознесения Господня на Ильинке в Нижнем Новгороде.
- 1875 г. Церковь Николая Чудотворца в Верхнеуральске
- 1885 г. Собор Рождества Христова, Ростов-на-Дону
- Реконструкция Ипатиосского монастыря (южное келейное крыло, строительство церкви, расширение дворца Романовых), Кострома
- Малый театр , Москва
- Редизайн Петербургской Академии Художеств и инсталляция знаменитых Сфинксов , Санкт-Петербург
- Церковь св. Иоаким и Анна, Долгое (Солотоучинский район, Курская область)
Разрушенные постройки
Собор Святой Екатерины (Пушкин, 2010)
- Церковь Святой Екатерины Великомученицы (Церковь во имя Святой Великомученицы Екатерины) в Katharinenhof вблизи Санкт — Петербурга, построенный 1831-1837, снесен в 1929 году
- Церковь Святых Апостолов Петра и Павла (Церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла) в Петергофе под Санкт-Петербургом, построенная 1835–1839 гг., Снесена в 1930 г.
- Церковь Святой Екатерины (Собор во имя Святой Екатерины) в Царском Селе (ныне Пушкин ), построенная в 1835-1840 годах, разрушенная в 1939 году, перестроенная в 2006-2010 годах. Собор был заложен в июле 2010 года в день 300-летия Пушкина рукоположенным Патриархом Московским Кириллом .
- Полковая церковь в Успенском храма в Семеновском полку лейб гвардии (Собор во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб -гвардицы, построенный в 1933 году, Санкт — Петербург, 18-1937
- Церковь святителя Митрофана Воронежского на Митрофановском кладбище (Церковь во имя Святителя Митрофания Воронежского на Митрофаниевском, построена в Санкт-Петербурге в 1839 г., 18–47, снесена в Санкт-Петербурге).
- Памятник Гавриилу Дершавину (памятник Державину) в Казани, воздвигнут 1843–1846 гг., Разрушен в 1932 г., за исключением небольших остатков, восстановлен в 2003 г.
- Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка в Санкт-Петербурге, построенная в 1844–1849 годах, разрушенная в 1929 году.
- Собор Рождества Богородицы (Богородице-Рождественский кафедральный собор) в Красноярске , построен в 1845–1861 годах, снесен в 1936 году.
- Троицкий кафедральный собор в Томске , построен в 1845–1900 гг., Разрушен в 1934 г.
- Храм Христа Спасителя (Спасский собор) в Пятигорске , построен в 1846–1869 годах, снесен в 1936 году.
- Полковая церковь в священномученика Мирона из в лейб — гвардии Hunters полка (Церковь во имя Святого мученика Мирония лейб-гвардии Егерского полка, построенный в 1934 году, разрушен в Санкт — Петербурге 1849-1855
Черновики не выполнены
- 1831 г. перепланировка церкви Св. Иоанна Климака ( польский: Cerkiew św. Jana Klimaka) в Варшаве.
- 1834 г. Новый проект строительства Пулковской обсерватории под Санкт-Петербургом.
Аполлодор из Дамаска
Талантливейший древнеримский архитектор Аполлодор родился в Дамаске, но его архитектурные шедевры были возведены в Европе. Аполлодор в совершенстве овладел искусством скульптуры, познал тайны инженерии. Он был любимцем римского императора Траяна, для которого и возводил здания и мосты.
Первым его инженерным проектом стал мост через Дунай. Также построил знаменитую колонну Траяна в Риме, форум. Считается, что был одним из создателей римского Пантеона. Многие достижения римских архитекторов и скульпторов и сегодня радуют взгляд и впечатляют мастерством, чего только стоит Колизей.
↑ Чем еще знаменит Тон
В 1828 году Константин выпустил большой альбом со своими чертежами церквей. Его работал стала основой стиля, которого придерживались в России при строительстве деревянных и каменных церквей. Спустя четыре года Тон плотно занялся разработкой чертежей типовых домов для крестьянского населения.В 1854 году архитектор возглавил Академию Художеств. За время его деятельности были реализованы проекты по восстановлению Московского и Псковского Кремля, восстановлен Ипатьевский монастырь в Костроме.В стенах академии Константин Андреевич организовал Музей древнерусского искусства, экспозиции которого стали основой для будущего русского музея, основанного Александром III.
Литература[ | ]
- Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981. — Т. 1. — С. 282. — 368 с. — 100 000 экз.
- Батырев В. М. Вокзалы. — М.: Стройиздат, 1988. — 214 с. — (Всеобщая история архитектуры). — ISBN 5-274-00181-5.
- Васькин А. А., Назаренко Ю. А. Архитектура и история московских вокзалов. — М.: «Спутник +», 2007. — С. 42-52. — 338 с. — 1100 экз. — ISBN 978-5-364-00500-7.
- Васькин А. А. Чемодан-Вокзал-Москва: Чего мы не знаем о девяти московских вокзалах. — М.: «Спутник +», 2010. — С. 16. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9973-0700-4.
- Кн. 3: Столицы и провинция // Градостроительство России середины XIX — начала XX века: Общ. характеристика и теоретические проблемы / Редкол.: Кириченко Е.И. и др.. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — Т. 3. — 612 с. — ISBN 978-5-89826-333-1.
- Петроград и его окрестности: Илл. путеводитель и справочник. — Петроград: Кн-во б. М. В. Попова, 1915. — 336 с.
- Фролов А. И. Вокзалы Санкт-Петербурга. — СПб.: Глагол, 2003. — 123 с. — ISBN 5-89662-007-1.
- Тальберг Н. Д. Очерки истории Императорской России от Николая I до Царя-Мученика / сост., вступ. ст. С. Фомина. — М.: Литературная учеба, 1995. — С. 107. — 240 с.
- Чукарев А. Г. Генерал железных дорог империи: к 210-летию со дня рождения первого министра путей сообщения П. П. Мельникова (1804-1880). — М.: УМЦ ЖДТ, 214. — С. 90—92. — 327 с. — ISBN 978-5-89035-702-1.
Биография
Константин Андреевич Тон родился в Санкт-Петербурге 6 ноября 1794 года в зажиточной семье. Его отец содержал мастерскую ювелирных изделий. В октябре 1803 года мальчик был определен в Петербургскую Академию художеств, а с 1809 года начал специально заниматься архитектурой и очень успешно. В начале 1810-х годов он создает первые в своей жизни проекты крупных зданий: в 1811 году – «великолепное и обширное здание среди сада, удобное для помещения в нем всяких редкостей», в январе 1812 года – «план для общественного увеселения жителей столичного города». Учеба Тона в Академии художеств была плодотворной, и он из года в год получал медали, отмечавшие высокие достоинства его проектов: в 1812 году – проекта Дома Инвалидов, в 1813 году – проекта монастыря, в 1815 году – проекта «здания Сената в том месте, где он находится».После окончания академии в 1815 году с золотой медалью он был оставлен при ней «на правах и обязанностях учеников для продолжения образования», и в мае 1817 года проектировал по академической программе «загородный дом для богатого вельможи». В 1815 году началась его самостоятельная деятельность в Петербурге – в Комитете для строений и гидравлических работ.В период между 1815 годом – выпуском из академии – и 1819 годом – отправкой за границу в «пенсионерскую» поездку – были созданы проекты увеселительного заведения на Крестовском острове и «паровой оранжереи». Возведенная по заказу и на средства графа Зубова оранжерея для ананасов обогревалась паром, использовавшимся находившейся рядом прачечной. Этот проект сделал молодого зодчего знаменитостью.Тон учился в академии в пору высшего расцвета классицизма и мощного патриотического подъема, вызванного Отечественной войной. Тогда еще ничто не предвещало, что его творчество станет символом ведущего национального направления в послеклассический период развития архитектуры. Осенью 1819 года Тон вместе с П. Васиным отправился за границу. Проехав через Берлин, Дрезден, Вену, побывав в Венеции, Падуе, Флоренции, Сиене, изучив древности Помпеи, Геркуланума, Неаполя, Пестума, Агригента, Сегесты, Сиракуз, Болоньи, Равенны, Милана, Генуи, Павии, Тон основное время проводил в Риме, исследуя в Вечном городе сохранившиеся памятники античности.«Длинный Тон с короткой фамилией» – приметная фигура в русском кружке. Запоминающееся лицо с крупными мужественными чертами и мечтательно-улыбчивым выражением глаз, мягкая поза спокойного раздумья – таким описывает Тона Карл Брюллов в 1824 году. Есть и другой Тон, который «ругается, хвастает и ропщет, где только удается», и делает «эффектное лицо» при виде хорошенькой женщины – таким его видит Гальберг. Но главная его страсть – работа.Распространенной формой изучения древнего зодчества была в первой половине 19-го столетия реставрация памятников. Дань ей отдал и русский «пенсионер». Тон выполнил несколько проектов подобных реставраций. Среди них особенно замечательны два: проект реставрации дворца цезарей на Палатинском холме в Риме и проект храма Фортуны в Пренесте. Первый из них принес Тону звание академика Римской археологической академии, а по возвращении на родину в 1828 году за проект реставрации дворца цезарей Тон был зачислен на работу в кабинет его величества и в 1830 году удостоен звания академика Петербургской Академии художеств. В Риме же Тон проектирует церковь в форме готического храма, приспособленного к нуждам православного богослужения, – задача, волновавшая в то время многих русских зодчих.В 1830 году приняв от Тона отчет по строительным работам в Конференц-зале, А.Н. Оленин обнаружил, что архитектор не только уложился в смету, но и сэкономил крупную сумму для полной отделки помещений.
Страница 1 из 6 | Следующая страница
Другие биографии:
Тома де Томон | Бенуа Николай Леонтьевич | Щуко Владимир Алексеевич | Захаров Андреян Дмитриевич | Брюллов Александр Павлович |
Интересные факты
На противоположном конце своего железнодорожного маршрута в Москву вокзал имеет «близнеца» – здание Ленинградского вокзала, также спроектированное Константином Тоном
Одним из строителей и первым начальником Московского вокзала стал Николай Миклуха. Его сын, Николай Миклухо-Маклай известен как этнограф, биолог и путешественник
В работе по оформлению вестибюля вокзала принимала участие скульптор Вера Исаева, которая также является автором монумента «Матери Родины» на Пискаревском кладбище
В годы Великой Отечественной войны с Московского вокзала уходили поезда с эвакуированными жителями, оборудованием заводов и ценными экспонатами ленинградских музеев
Примечания
- ↑ Тон Константин Андреевич // Большая советская энциклопедия:
- Тон, Константин Андреевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Ю. С. Яралов. Зодчие Москвы. — М.: Моск. рабочий, 1981. — С. 302.
- Историческая записка о деятельности Московского архитектурного общества за первые тридцать лет его существования. — М.: Лито-типография О. В. Шейвель, 1897. — С. 11.
- , с. 121: «Большая часть учеников-архитекторов была очень предана Тону, они все его боялись и только его и слушали. Впрочем, иначе и быть не могло. Тон в архитектурном классе не берёг авторитета профессоров архитектуры, он, напротив ругал их при учениках на чём свет стоит, только разумеется, за глаза. Все поправки на чертежах учеников, сделанные не им, он уничтожал, называя их глупыми; он распоряжался как Юпитер громовержец, — говорили ученики, — и беда той программе, которая была представлена на экзамен, без предварительного одобрения Тона. Он без всяких церемоний рвал её с доски, что было сделано им не раз.».
- Список гражданским чинам первых четырёх классов на 1850 год, СПб., 1850, стр. 612; то же на 1856 год, СПб., 1856, стр. 427; Список гражданским чинам первых трёх классов на 1878 год, СПб., 1878, стр. 152—153.
- Тамаринский, Михаил Антонович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.