Оглавление
Приоткрывая завесу тайны
Свет на эти загадку пролил намного позже начальник Четвертого (диверсионно-разведывательного) управления НКВД генерал-лейтенант Павел Судоплатов, знаменитый «ликвидатор» тех времен, написав книгу «Разведка и Кремль». В ней то и таились основные причины, из-за которых Коненковы были обласканы Советской властью после возвращения.
Маргарита Коненкова.
«Жена известного скульптора Коненкова, наш проверенный агент, сблизилась с крупнейшими физиками Оппенгеймером и Эйнштейном в Принстоне. Она сумела очаровать ближайшее окружение Оппенгеймера. После того как Оппенгеймер прервал связи с американской компартией, Коненкова постоянно влияла на Оппенгеймера и еще ранее уговорила его взять на работу специалистов, известных своими левыми убеждениями, на разработку которых уже были нацелены наши нелегалы и агентура… Существенной была роль в разведывательной операции по выходу на близкие к Эйнштейну круги ученых-специалистов, занятых разработкой в то время никому не известного «сверхоружия». Через супругов Коненковых к нам поступала важная информация о перспективах нового «сверхоружия», обсуждавшихся в Принстоне при участии Ферми и Оппенгеймера.»
Маргарита Коненкова и Альберт Энштейн.
Теперь как будто становилось все на свои места, и многое становилось понятным. И то, что модная мастерская знаменитого скульптора была лишь прикрытием. И то, что советская разведчица Маргарита Коненкова была ключевым звеном в раскрытии суперсекретного «сверхоружия» – атомной бомбы. И то, почему Сергей Коненков так хладнокровно относился к любовным связям своей жены. Все это и многое другое можно узнать из мемуаров Судоплатова.
Память
- В 1974 году, к столетию скульптора, в Москве, в доме, где он прожил свои последние 24 года, был открыт музей, названный Мемориальный музей-мастерская Конёнкова. В него входят собственно мастерская, где работал мастер, его квартира, кабинет, а также холл и вестибюль. Интерьер выполнен по проекту Конёнкова.
- На стене музея установлена мемориальная доска-барельеф
- Также именем Конёнкова названы улицы в Москве, Смоленске, Рославле, Новошахтинске.
- Смоленский музей изобразительных искусств имени С. Т. Конёнкова.
Вход в Дом-Музей в МосквеМогила С. Т. Конёнкова на Новодевичьем кладбище в МосквеМузей скульптуры Сергея Конёнкова в СмоленскеПочтовая марка СССР, 1973 год: портрет Конёнкова, художник Корин, Павел ДмитриевичБюст Коненкова в Смоленске
Мастерская
Основная музейная экспозиция находится в мастерской автора. Интерес посетителей вызывает «Лесная серия» — выполненные из дерева фигуры Лесовика, Старенького старичка, Жар-птицы, Вакха с малахитовыми глазами и пр. Каждому вошедшему в глаза тут же бросается Паганини со скрипкой и артистично поднятым смычком.
Зал музея с произведениями скульптора, Российская академия художеств
Особого внимания заслуживает галерея скульптурных портретов, в которых С. Конёнкову удалось воссоздать эмоционально-психологическое состояние той или иной личности. К лучшим работам относятся портреты Эйнштейна, И. Павлова, М. Горького, С. Рахманинова, а вершиной мастерства считается бронзовая скульптура Ф. Достоевского. Примечательны портреты Баха, Тургенева и Циолковского, а также внучки, правнучки и матери Горького.
Ряд работ Конёнкова посвящен библейской тематике. Христос изображен в дереве и гипсе, Иоанн и Иаков — в терракоте. Эти произведения относятся к американскому периоду Сергея Тимофеевича. После возвращения на родину, скульптор продолжил плодотворно трудиться. Коллекция его поздних работ является самой объемной.
Отели Москвы рядом с Мемориальным музеем-мастерской С. Т. Конёнкова
Работа в США
В 1928–1929 скульптор посетил Италию, где встретился и поработал над портретом советского писателя Максима Горького . У него была персональная выставка в Риме .
В американский период Коненков создал большое количество работ, посвященных библейским темам, в частности, Апокалипсису . Он создал произведение , изображающее Иисус Христос и христианские пророк и апостол .
В 1935 году Принстонский университет заказал ему скульптуру Альберта Эйнштейна . Говорят, что Эйнштейн интересовался творчеством русского скульптора, но больше его интересовала его жена Маргарита Коненкова. Эйнштейн и Маргарита, которые также были знакомы с физиком Робертом Оппенгеймером , предположительно имели любовную связь, судя по «девяти явно искренним любовным письмам великого ученого, написанным в 1945 и 1946 годах». Были утверждения, что Маргарита работала в те годы на советское правительство, но никаких конкретных доказательств в поддержку этой теории представлено не было.
Примечания
- ↑ 12 Мемориальный музей-мастерская С.Т. Коненкова. TimeOut. Проверено 26 февраля 2020.
- ↑ 123 Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова». Музеи России. Проверено 26 февраля 2020.
- Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова». История здания. Российская академия художеств. Проверено 26 февраля 2018.
- Вострышев, 2011, с. 850.
- Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова».. Российская академия художеств. Проверено 26 февраля 2020.
- ↑ 123 Мемориальный музей-мастерская С.Т. Коненкова. Профиль постоянной экспозиции, ключевые экспонаты. Российская академия художеств. Проверено 26 февраля 2020.
- ↑ 123 Сергей Конёнков. Портрет Серебряного века. Литературная газета (29 июня 2016). Проверено 26 февраля 2020.
- Крауц, 1986, с. 10, 13.
- Крауц, 1986, с. 18.
- Крауц, 1986, с. 22—23.
- Крауц, 1986, с. 29.
- Крауц, 1986, с. 31—33.
- Крауц, 1986, с. 41, 54.
- Лауреаты Премии им. Юрия Орехова. К пятилетию учреждения Премии. Музеи России (2009). Проверено 26 февраля 2020.
- Самые интересные выставки недели: 10-16 декабря. Москва24 (10 декабря 2012). Проверено 26 февраля 2020.
- Искусство: главное за неделю. Colta (25 марта 2012). Проверено 26 февраля 2020.
Работы В. И. Мухиной
в Москве
- Монумент «Рабочий и колхозница» рядом с ВВЦ.
- Скульптура «Наука» установлена у здания МГУ.
- Скульптуры «Хлеб» и «Плодородие» (другое название-«Урожай») около Водного стадиона.
- Скульптуры «Земля» и «Вода» (другое название-«Море») в Лужниках.
- Памятник П. И. Чайковскому у здания Московской консерватории.
- Памятник Максиму Горькому у Белорусского вокзала.
- Памятник Максиму Горькому у Института мировой литературы.
- Семь надгробий на Новодевичьем кладбище.
В других городах
- Скульптурная композиция «Фархад и Ширин» (арх. И. Ю. Каракис) для комплекса Фархадской ГЭС.
- Памятник Максиму Горькому в Нижнем Новгороде и т. д.
Награды и премии
- Сталинская премия первой степени (1941) за скульптурную группу «Рабочий и колхозница» на ВСХВ (1937).
- Сталинская премия второй степени (1943) за скульптурные портреты полковников Б. А. Юсупова и И. Л. Хижняка (1942).
- Сталинская премия первой степени (1946) за скульптурный портрет академика А. Н. Крылова.
- Сталинская премия второй степени (1951) за скульптурную группу «Требуем мира!(с соавторами).
- Сталинская премия первой степени (1952) за памятник М. Горькому у Белорусского вокзала в Москве.
Место скульптора в послереволюционной России
Первые три выставки на Пресне в 1917 году явились открытием талантливого скульптора в художественной жизни Москвы. Скульптор Коненков после революции оказался среди участников создания пролетарской скульптуры. Он был введен в комиссию, занимающуюся уничтожением старых памятников, не отвечавших времени и событиям в стране. Коненков принимает участие в принятом революционном плане монументальной пропаганды. Но «специалисты» от власти очень настороженно отнеслись к ярким экспрессивным работам автора. В 1918 году скульптор в дереве вырезает «Ватагу Стеньки Разина».
В 1923 году Коненков едет в Ригу как сопровождающий художественной выставки, а оттуда с выставкой отправляется в Америку. Но на выставку Коненков едет со своей женой Маргаритой.
1900-1922 период
Он побывал в Италии, Франции, Египте , Греции и Германии.
Во время русской революции 1905 года Коненков был с рабочими на баррикадах, вскоре после создания портретов героев восстания в Москве .
Когда Коненков посетил дом коллекционера Ивана Морозова , свидетельство очевидца говорит, что он был очень пренебрежительным: он утверждал, что работы Мориса Дени , Мане , Дега и Аристида Майоля были хламом. Морозов ответил, что просто любит Коненкова, но тот ответил, что ему все равно. Когда Морозов показал Коненкову работы Врубеля и Виктора Борисова-Мусатова , которые он хвалил, но задавался вопросом, почему они прячутся в спальне Морозова.
Перед войной Коненков продал Морозову три скульптуры: пара под названием « Торс из мрамора» и скульптура, созданная Ришаром Гино, помощником Майоля, и резьба по дереву Коненкова « Молодая женщина» . Во время войны он продал Морозову еще двоих.
Коненков поддерживал русскую революцию 1917 года . После захвата власти большевиками Коненков начал работу в Наркомпросе , новом Народном комиссариате просвещения. В этом качестве он вернулся в особняк Морозовых, чтобы передать ордер на консервацию художественной коллекции Ивана Морозова.
Личная жизнь
Коненков настолько был увлечен всегда своей работой, что фактов о личной жизни его не очень много даже в его мемуарах. Он был женат на дочери кочегара и фабричной работницы Татьяне Коняевой, было у него двое детей. Но на момент, когда в его жизни появилась Маргарита, он с семьей не жил. Он увидел девушку на фотографии и был поражен ее внешностью и красотой ее рук. По его просьбе, Сергея познакомили с Маргаритой.
С момента знакомства он увлекся этой провинциалкой. На протяжении шести лет она была его и музой, и моделью, и гражданской женой. Скульптор Коненков был настолько влюблен в Маргариту, что другой модели своих ваяний он не представлял. Он предложил зарегистрировать официально их брак, но было отказано в руке дочери родителями Маргариты. Их смущала разница в возрасте в 22 года. Но в 1922 году Маргарита и Сергей стали супругами.
Чем знаменит дом по проекту Мордвинова?
Дом интересен, кроме архитектурных особенностей, и знаменитыми людьми, которые жили в нем. В разное время его обитателями являлись А.Б. Гольденвейзер, музыкант, квартира которого является сегодня филиалом музея им. Глинки, М.И. Гудков, авиаконструктор, Г.И. Горин, сатирик и драматург.
До 1950 года памятник А.С. Пушкину находился в начале Тверского бульвара. Он был создан А.М. Опекушиным, знаменитым скульптором, в 1880 году. Этот памятник нравился Сергею Тимофеевичу. Очень был рад тому, что может видеть его из окон мастерской, и скульптор Коненков.
Музей-мастерская, расположенная сейчас на месте жилого дома, имеет свою историю. Расскажем о том, как он был создан.
Портреты современников
Смотреть галерею
Сергей Тимофеевич за долгую творческую жизнь создал прекрасную галерею портретов различных его современников, выдающихся деятелей науки и культуры, в которых проявился его уникальный дар тонко чувствовать особенности духовного богатства и характера личности, ее индивидуальность. Среди них можно отметить психологические портреты Альберта Эйнштейна, Ивана Павлова, Чарльза Гильдера, Сергея Рахманинова, Надежды Плевицкой, Николая Фешина, Максима Горького, а также известные портреты внучки этого писателя, Пешковой Марфы Максимовны, и Ниночки, ее дочери — произведения, которые характеризуются богатством эмоциональных нюансов. Все они полны состояния внутреннего покоя и чистоты.
В 1935 году Сергей Коненков, скульптор, без сомнения, талантливый, создал портрет Альберта Эйнштейна. Он считается и до сегодняшнего дня одним из самых удачных изображений этого великого ученого. Выполненный в 1933 году портрет Федора Достоевского считается вершиной творчества Коненкова. В нем мастеру удалось передать всю сложную гамму различных эмоциональных состояний и создать полный внутреннего психологизма и трагизма образ.
Смотреть галерею
Из биографии С.Т. Конёнкова
П. Корин. Портрет С. КонёнковаСергей Тимофеевич Конёнков родился 10 июля 1874 г. в селе Караковичи (ныне Рославльского района Смоленской области) в крестьянской семье. По национальности белорус. Творческие способности у мальчика проявились рано и были замечены родными. Его отправили учиться в гимназию Рославля, где он добился больших успехов в рисовании.В 1892-1899 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в 1899-1902 гг. в Петербургской академии художеств. Уже тогда будущий мастер начал поиски нового пластического языка, позволяющего не только рассказывать сюжет, но и выражать эмоциональный смысл образа.С конца 1890-х и в течение 1919-х годов в его творчестве преобладали два цикла: фантастический, фольклорный мир сказочных лесных существ, и древнегреческий.В первые годы советской власти скульптор участвует в осуществлении плана монументальной пропаганды: исполняет из цветного цемента барельеф «Павшим в борьбе за мир и братство народов»; ставит на Лобном месте деревянного «Степана Разина со своей ватагой» (1918). Скульптуры этой группы близки по характеру к его фольклорным работам.
С. Конёнков. Барельеф «Павшим в борьбе за мир и братство народов» для Кремлёвской стены (1918). Подкрашенный цемент. Государственный центральный музей современной истории России (Москва)В 1923 г. Конёнков вместе с женой уехал с выставкой своих работ в Америку и остался там на 22 года. И здесь главным его жанром становятся портреты, которыми он занимался и раньше, но теперь они стали преобладающей темой его творчества. Во время жизни в Нью-Йорке он продолжает и свою «Лесную серию».Американцы приняли творчество Конёнкова с интересом, а его работы в дереве стали для них настоящей сенсацией: дерево как скульптурный материал не был здесь известен.В 1945 г. 70-летний С. Конёнков с женой вернулись в Советский Союз и вновь поселились в Москве.В дальнейшем он, несмотря на преклонный возраст, создал множество работ во всех жанрах. Лучшая из них – автопортрет в мраморе.
С. Конёнков. Автопортрет (1954). МраморКоненков любил музыку и русскую классическую литературу. Он пользовался любой возможностью, чтобы побывать на концертах в консерватории, поэтому портреты писателей и композиторов получались у него особенно выразительными и психологически точными.
С. Конёнков. Портрет композитора М.П. Мусоргского. Мемориальный музей-мастерская Коненкова (Москва)К образу Л.Н. Толстого Конёнков обращался неоднократно и говорил: «… для художников Толстой – неисчерпаемая тема». Известны несколько вариантов эскизов памятника Льву Николаевичу, созданные художником.
С. Конёнков. Портрет Л.Н. Толстого (1953)На этом портрете великого русского писателя отражена напряжённая мысль и мудрый взгляд.В круг его общения входили Л. Толстой, В. Суриков, К. Коровин, В. Ленин, В. Мейерхольд; друзьями в разные годы были поэты С. Клычков, С. Есенин, художники П. Кончаловский, П. Корин, музыканты Б. Сибор, Г. Ромашков, Ф. Шаляпин, учёные П. Капица и Л. Ландау, писатели В. Вишневский, М. Пришвин, кинорежиссер А. Довженко.С. Конёнков. Портрет Маяковского (1947). Гипс тонированный. Литературный музей (Москва)После возвращения из Америки Конёнков стал работать в стиле социалистического реализма. Он считал, что вернулся в мир победившего социализма, справедливости, в страну радости, счастья и идеального мира, который он рисовал в своём сознании. В Москве из-под резца Конёнкова появляются образы колхозниц, рабочих и крестьян, портреты великих деятелей русской истории и культуры. Патетический стиль, характерный для той эпохи, присутствовал и в его работах. Но в то же время в его работах присутствует и символизм, приобретая социалистическую окраску, передающую ощущение радости бытия.В это атеистическое время Конёнков не отрицал религии, но религия у него была «своя»: он пытался соединить сюжеты Библии, Евангелия, верования древнего Египта – и всё это превращается у него в новую сверхрелигию, религию космоса.Последний период жизни Конёнкова был не закатом творчества, а возрождением. Он был полон новых идей.
Умер С.Т. Конёнков в 1971 г., в возрасте 97 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. На его могиле установлен знаменитый автопортрет, за который он был удостоен Ленинской премии.
Могила С.Т. Конёнкова и М.И. Конёнковой
- < Назад
- Вперёд >
Экспозиция музея[ | ]
Помещение музея поделено на две части: мастерскую, в которой работал Конёнков, и мемориальные комнаты: спальня, кабинет, холл и гостиная. В квартире удалось сохранить прижизненный интерьер, спроектированный Конёнковым. В собрании музея хранится более пяти тысяч экспонатов. Экспозиция состоит из произведений скульптора, книг, фотографий.
Вестибюль на втором этаже окрашен в синий цвет. В нём установлен гипсовый автопортрет, созданный Конёнковым к своему 80-летию. Рядом находится бюст его жены Маргариты Конёнковой и скульптура «Магнолия» — фигуры обнажённой женщины. В комнате также выставлена мебель, созданная мастером в 1930-е годы в США.
В холле, где Конёнковы принимали гостей, стены украшают рисунки хозяина квартиры «Моя родословная» с изображением семьи скульптора, и рисунок «Паганини» — изображение скрипача Никколо в полный рост. В кабинете находится библиотека: книги Александра Пушкина, Николая Гоголя, Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Оноре де Бальзака, Стендаля. В ней также представлены книги, подаренные Сергею Конёнкову писателями Леонидом Леоновым, Сергеем Михалковым, Петром Вершигора, художником Евгением Кацманом. В центре комнате стоит письменный стол, а у окна лежит посмертная маска скульптора, отлитая в бронзе.
Московская мастерская является копией его мастерской в Нью-Йорке и представляет собой светлый зал с пятиметровыми окнами. В ней собраны работы автора разных периодов: «Читающий татарин», «Камнебоец», «Самсон», портреты Иоаганна Баха, Никколо Паганини, Владимира Ленина. В центре мастерской находится скульптуры «Лесной серии»: «Старенький старичок» (1909), «Лесовик» (1909), «Вакх с малахитовыми глазами» (1916), «Мы — ельнинские» (1942), рельеф «Пиршество» (1910) и другие.
В музее собрана коллекция портретов современников скульптора: Сергея Рахманинова, Чарльза Гильдера, Надежды Плевицкой, Максима Горького, Фёдора Достоевского. Среди них наиболее известен портрет Альберта Энштейна. В мастерской представлен его гипсовый отлив, а итоговый портрет в мраморе выставлен в Третьяковской галерее. В 1920-е годы Конёнков создал скульптуры Евангельского цикла, из них в мастерской хранятся «Пророк», «Иоанн», «Иаков», изображения Христа. Одним из последних произведений Конёнкова является неоконченная композиция «Космос»: центральная фигура олицетворяет Космическое пространство, а символы — созвездия.
Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова». История здания
Здание, в котором располагается Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова», является объектом культурного наследия, памятником истории и культуры.
Раньше на этом месте стояла церковь святого великомученика Дмитрия Солунского. Храм был основан в 1625 году и перестроен в начале ХIХ века в стиле ампир, задавая архитектурный тон всей Страстной площади (ныне Пушкинская). Здесь же (рядом с церковью) в 1920-е годы находилось известное литературное кафе имажинистов «Стойло Пегаса», частыми посетителями которого были С. Есенин, А. Мариенгоф, А. Дункан, Н. Клюев, А. Таиров и др.
В 1934 году церковь была разобрана и на ее месте в 1939-1941 гг. построен жилой дом. Спроектировал его известный архитектор А.Г. Мордвинов, который также является автором ряда зданий на Тверской. Массивные стены сделали из светлого кирпича. Фасад украсили затейливыми рельефами, балконами, эркерами и башенками восточного типа. Угловую башню дома венчала статуя балерины (автор- скульптор Г.И. Мотовилов). В конце 1950-го года по причине плохой сохранности статуя была демонтирована.
Интересен дом и своими знаменитыми обитателями. Здесь в разное время жили музыкант А.Б. Гольденвейзер (его квартира теперь является филиалом музея им. Глинки), авиаконструктор М.И. Гудков, драматург и сатирик Г.И. Горин.
До 1950-го года в начале Тверского бульвара стоял памятник А.С.Пушкину, созданный в 1880 году знаменитым скульптором А.М.Опекушиным. Коненкову нравился этот памятник и был очень рад, что из окон его мастерской открывается замечательный вид на Тверской бульвар и памятник поэту.
С 1947 по 1971 год в доме №17 по Тверской улице жил и работал С.Т. Коненков. После смерти скульптора вышло Постановление Правительства («Об увековечивании памяти С.Т.Коненкова») и в том числе о создании в его квартире-мастерской мемориального музея. Работу по формированию коллекции музея, его экспозиции проводили Министерство культуры СССР и Академия художеств СССР, в структуру которой вошел музей. В 1974 году, к столетнему юбилею мастера музей был открыт.
Музей включает помещение мастерской и мемориальную часть: жилые комнаты второго этажа, кабинет, холл и гостиную. Удалось сохранить все особенности интерьера, выполненного по личному проекту самого Коненкова.
Постоянная экспозиция музея-мастерской С.Т.Коненкова является на сегодняшний день самым крупным и значительным собранием работ мастера, наиболее полно представляющим все этапы творческой биографии классика русской скульпторы. Большую ценность представляет обширная библиотека, фонд фотографий, включающих изображение произведений Коненкова, оставшихся в США, записные книжки Коненкова, рукописи статей и книг.
Сегодня музей сотрудничает с выставочными залами и галереями страны. В его залах проходят выставки работ не только Коненкова, но и его учеников, произведений членов Российской академии художеств, а также молодых скульпторов и художников.
версия для печати
Мероприятия
В музее проходят выставки произведений молодых скульпторов и художников, научные конференции. В 2009 году в мастерской состоялась выставка лауреатов премии имени Ю. Г. Орехова в области скульптуры. В 2012-м прошла выставка фотографа Елены Важениной «11 Монро», а через год — выставка 40 японских фотографов, приуроченная к 10-летию Японского института фотоиндустрии.
В 2016-м в музее был представлен выставочный проект «Сергей Конёнков и Степан Эрьзя: великие соратники, великие соперники», знакомивший посетителей с творчеством мастеров. На выставке была впервые показана модель надгробного памятника, выполненная в 1961 году Конёнковым в память о Степане Эрьзя.
Мемориальный Музей-мастерская С.Т.Коненкова. Профиль постоянной экспозиции, ключевые экспонаты
Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова» (Москва, Тверская 17)
В настоящее время собрание музея насчитывает более пяти тысяч экспонатов. В вестибюле расположен знаменитый автопортрет Коненкова (гипс, 1954), отмеченный Ленинской премией и портрет жены мастера Маргариты Коненковой (дерево, 1918) – один из наиболее утонченных и поэтических женских образов. Здесь же представлена выполненная из пней и корней оригинальная авторская мебель (кресла «Лебедь», «Сова», «Удав» и др.), в которой формы и образы заимствованы из природы. Этот уникальный гарнитур является одной из достопримечательностей музейного собрания.
Основная экспозиция размещена в помещении мастерской. Здесь можно увидеть самые ранние произведения ученического периода: «Читающий татарин» (1893), «Камнебоец» (1897), работы «серебряного века»,среди которых произведения, вошедшие в сокровищницу русской скульптуры, такие как «Бах» — жемчужины музея, где автор поднялся до необычайного по силе обобщения синтетического монументального образа, ряд композиций на тему «Паганини» , «Самсона».
Неизменный интерес посетителей музея вызывает знаменитая «Лесная серия», раскрывающая русский национальный характер и демонстрирующая высочайшее мастерство обработки дерева: «Старенький старичок» (1909), «Лесовик» (1909), «Вакх с малахитовыми глазами» (1916), «Мы – ельнинские» (1942), рельеф «Пиршество» (1910) и др. Однако дерево в творчестве Коненкова было не только материалом для фантастических или сказочных образов. Мастерски используя его пластические свойства, скульптор создал полный обаяния портрет М.И. Коненковой (1918) и гармонически совершенную женскую фигуру «Магнолия» (1934).
За свою долгую творческую жизнь Коненков создал великолепную галерею портретов своих современников, выдающихся представителей мировой культуры и науки, в которых проявился его необычайный дар тонко чувствовать индивидуальность, особенности характера и духовного богатства личности. Это – блестящие психологические портреты Ивана Павлова, Альберта Эйнштейна, Сергея Рахманинова, Чарльза Гильдера, Николая Фешина, Надежды Плевицкой, Максима Горького известные портреты внучки писателя Марфы Максимовны Пешковой и ее дочери Ниночки – произведения удивительные по богатству эмоциональных нюансов, полные ясного состояния внутренней чистоты и покоя.
Портрет Альберта Эйнштейна 1935 года до сегодняшнего дня считается одним из лучших изображений великого ученого. Вершиной портретного творчества мастера считается портрет Федора Достоевского (1933), в котором скульптору удалось передать всю гамму эмоциональных состояний модели и создать образ, полный трагизма и внутреннего психологизма.
В конце 1920-х годов в творчестве Коненкова появляются совершенно новые сюжетные и пластические мотивы – он обращается к религиозным образам. Евангельский цикл – единственно полное и всеобъемлющее выражение в скульптуре религиозных поисков Коненкова. В музее находятся «Пророк» (гипс, 1928), «Иоанн (терракота, 1928), «Иаков» (терракота, 1928), изображения Христа в дереве и гипсе.
Работы последних лет жизни Сергея Коненкова отмечены пластическими экспериментами, стремлением соединить разные виды искусства, выразившимися в синтезе скульптуры и живописи, в попытке соединить движение, звук и скульптуру. Все это нашло свое воплощение в музыкальном скульптурном инструменте «Космос», который можно назвать одной из первых инсталляций в русском искусстве 1950-х годов.
До конца своей жизни Коненков оставался смелым новатором и экспериментатором в искусстве, человеком широчайшей эрудиции, мыслителем, глубоко переживающим события своего времени. Недаром завершающий литературный труд скульптора назван «Мой век».
В музее проходят научные конференции, круглые столы и семинары, посвященные вопросам истории искусств, актуальным проблемам художественной жизни, встречи с современными мастерами изобразительного искусства.
версия для печати
использованная литература
- ^ Необычное видение Сергея Коненкова. п. 5.
- ^
- Мартин Кеттл, «Письма раскрывают компрометирующую страсть ученого: роман Эйнштейна со шпионом из Москвы; доказательства, обнаруженные в России, показывают, что у отца современной физики были давние отношения с советским агентом, который пытался извлечь ядерные секреты, в то время как США развивались. атомная бомба, » Гардиан» , 2 июня 1998 г., стр. 3.
- Деннис Овербай, «Новая книга описывает ФБР преследование Эйнштейна,» New York Times News Service, Deseret News (Солт Лейк Сити), 7 мая 2002.
- Фред Джером, Файл Эйнштейна: Секретная война Дж. Эдгара Гувера против самого известного ученого в мире .
- Филип Марриотт, «Друг Эйнштейнов», Московские новости , 22 сентября 2004 г.
Вернуться в россию
По прямому приказу Иосифа Сталина в 1945 году в Нью-Йорк был отправлен корабль, чтобы доставить Коненкова обратно в СССР . Скульптору была предоставлена большая мастерская на улице Горького в центре Москвы. Он «снискал достаточно расположение режима, чтобы его попросили создать мемориальную доску в честь первой годовщины Октябрьской революции на Сенатской башне Кремля».
Коненков создал скульптуры Александра Пушкина , Антона Чехова , Льва Толстого , Федора Достоевского , Ивана Тургенева , Владимира Маяковского , Константина Циолковского , Василия Сурикова , Иоганна Баха , Паганини и многих других. Он также делал деревянные резные кресты и другие предметы для Марфо-Мариинского женского монастыря в Москве.
Коненков отмечен многочисленными советскими наградами, в том числе золотой звездой Героя Социалистического Труда , орденом Ленина и званием Народного артиста СССР.
Похоронен в Новодевичьем монастыре Москвы .
Именем Коненкова названа улица в Северо-Восточном районе Москвы.
Биография
Скульптор был рожден 28 июля по старому стилю (10 июля – по новому). Местом его рождения стала деревня Караковичи, что расположена в Смоленской губернии (сейчас это Смоленская область, Ельнинский район). Семья была достаточно зажиточной, хоть и являлась крестьянской. Мать Коненкова Сергея Тимофеевича умерла, когда мальчику было четыре года. После ее смерти он рос в доме своего дяди, который достаточно рано заметил необычные способности племянника.
По решению дяди Сергей был отправлен на обучение в прогимназию. Она располагалась в городе Рославле. Именно там стали проявляться первые достижения в живописи. Окончив курс, он жил в семье знакомых дяди – помещиков Смирновых. За время проживания у них он наравне с их сыном получал знания от домашних учителей. После проведения выпускных экзаменов Коненков Сергей Тимофеевич уехал в Москву, где прошел вступительные экзамены в училище ваяния и зодчества. Но после вступительных экзаменов выяснилось, что он был зачислен на отделение скульптуры. Так как юноша не мог ни у кого просить помощи, ему пришлось совмещать учебу и работу. Он берется за частные заказы. Одним из таких становится оформление фасада. Дом принадлежал чаеторговцу Перлову. Сергей Тимофеевич также создает эскизы оформления хлебного магазина.
В дальнейшем Коненков Сергей Тимофеевич, биография которого весьма интересна, путешествовал по таким странам, как Германия, Франция, Италия, в 1897 году. Его покорили творения Родена. В поездке Коненков много рисует и лепит. После поездки он создает свою первую работу — «Камнебоец» (в 1898 году), которую впоследствии отливает в бронзе.
Далее Сергей Тимофеевич решает продолжить свое обучение. Для этого он выбирает Санкт-Петербургское высшее художественное училище.
Но обучение стало одним их непростых этапов в жизни скульптора. Источником конфликтов в академии нередко становился сам Коненков Сергей Тимофеевич. Скульптуры молодого человека зачастую выполнялись в духе роденовских произведений, что не всегда устраивало его наставников. А его выпускная работа – статуя «Самсон» – вызвала бурю эмоций и ожесточенную дискуссию профессоров. Избыток экспрессии, модернистский подход к интерпретации сюжета, отступление от классических пропорций – все это привело к неоднозначной оценке работы Коненкова.
Скульптор скончался в 1971 году, причиной тому стало воспаление легких. Похоронен Сергей Тимофеевич в Москве. Место захоронения – Новодевичье кладбище.