Государственный строй древнего рима в период империи

Первое предложение об аграрном законе

В числе причин недовольства плебеев было исключение их из пользования государственными землями. Среди самих патрициев нашелся человек, который стал на сторону плебеев и предложил в их пользу первый аграрный закон, как стали называться в Риме законы об участии в пользовании государственными землями. Это был консул 486 г. Спурий Кассий, которого патриции не замедлили обвинить в стремлении к захвату царской власти. Консул был призван на суд куриатных комиций и подвергнут казни. Плебеев сенат при этом успокоил обещанием отдать им в пользование часть государственных земель, но преемники Спурия Кассия и не думали исполнять это обещание. Через тридцать лет трибун Генуций привлек к суду плебса всех консулов, бывших после Спурия Кассия, но патриции отделались от энергичного трибуна посредством убийства.

Архаическая история

Самое раннее использование комиции в качестве места политического собрания, наряду с возникновением самого Рима, размывается между легендой и археологическим открытием. Традиционные истории о царе Сервии Туллии и Ромуле имеют много общего в отношении происхождения Комиций, из-за чего Ромула часто интерпретируют как копию Туллия. Оба были тесно связаны с богом Вулканом , играли роль в организации комиций и изображались основателями Рима. Другие противоречивые или «дуэльные» мифы включают предполагаемую гробницу Ромула, который был убит во время сабинского конфликта и был похоронен под вулканом Вулканал . Альтернативные легенды гласят, что он был только ранен, и именно в этом месте был убит Фаустул, разделяя близнецов во время боя. Многие легенды сами перешли в комитум с Палатина. Например, помериам, где, как говорят, спал Ремус, а также фикус руминалис и скульптура волчицы, кормившей близнецов, имеют конкурирующие легенды. Первоначальное Палатинское поселение, Рома-Катрата , хранило мощи Ромула. Продолжение квадратного города можно увидеть в » Септимонтиуме «, первоначальных семи холмах. Древние легенды предполагают, что Тарпея черпала здесь воду из источника, когда впервые увидела Татиуса .

Комиций содержит самый ранний из сохранившихся документов римского государства, циппус или пьедестал с надписью, найденный на втором этаже Комиция и датированный 450 годом до нашей эры. Эта надпись информирует граждан об их гражданском долге. Римские трибуналы проводились в комиции до того, как стали приемлемыми другие альтернативные места. В конце концов, такие испытания будут перенесены в Базилики или Форум, за исключением более сложных дел. В Комиции было несколько временных деревянных построек, которые можно было снести во время паводка. Суд обычно состоит из магистрата, осужденных (обычно содержащихся в клетке под возвышенной платформой), представителя осужденных и прокурора. Vetera Ростра был постоянным судом в конце концов сделал в военный памятник , но все еще в пределах Комиций Темплум. Сама ростра могла считаться храмом. Солнечные часы, которые какое-то время стояли на ростре, в конечном итоге были заменены более новыми устройствами. Сайт использовался для смертной казни, а также для демонстрации тел и конечностей побежденных политических противников и похорон. И Форум, и Комиций использовались для публичных выставок.

В своем исследовании 1912 года Фрэнсис Макдональд Корнфорд объясняет, что римский комиций был открыт как храм, имеющий форму квадрата и ориентированный на четыре угла неба. Но Плутарх описывает круглое место, начертанное Ромулом при основании Рима с помощью гадания , после того как он послал за людьми Этрурии, которые научили его необходимым священным обрядам. В земле была вырублена круглая траншея, в которую помещались подношения и образцы земли из родных земель каждого человека. «Ров называется мундус — этим же именем назван небосвод (Ολυμπος)». Из центра этого круга обозначался и вспахивался контур городской стены. Все в этой области было священным. Это был традиционный центр города, как и в первоначальном Палатинском поселении. Пупок Urbis Romae отмечает центр Рима. Совет сената, вероятно, начал собираться в старом этрусском храме на северной стороне комиции, который был идентифицирован как принадлежащий Курии Гостилии с седьмого века до нашей эры. По преданию, это здание построил или отремонтировал Тулл Гостилий . Королевский комплекс мог существовать рядом с Домом весталок на одном конце Римского форума .

Виды народных собраний в Древнем Риме

В Римской республике существовали три вида народ­ных собраний — центуриатные, трибутныо и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кру­гов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий — по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях выс­ших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центу­риях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Второй вид народных собраний представляли трибут-ные собрания, которые в зависимости от состава жителей Триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ог­раниченной- Они избирали низших должностных лиц (квес­торов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получи­ли и право принятия законов, что привело к росту их зна- » чения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в ре­зультате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего ста­ло 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце:Концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председатсльствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было откры­тым и только в конце республиканского периода было вве­дено тайное голосование (участникам собрания раздава­лись специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло-то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат по­лучил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически на­правлять деятельность собрания.

Археология

Комиций в Риме

Археологический рисунок раскопок Комиция в 1899 году. Это текущий уровень, открытый сегодня.

В средние века артефакты древнеримской цивилизации вызывали любопытство у коллекционеров. Ранние раскопки по всей Европе сводились к разрушительной охоте за сокровищами и грабежу могил. Формальная археология в Риме началась только в 19 веке с основания Института корриспонденции и работ Эдварда Герхарда . Начав с музеев, а не с раскопок, археологические работы начались с изучения и каталогизации существующих коллекций в качестве базовых знаний для филологического изучения древности.

Несколько немецких археологов присоединились к Герхарду, чтобы нанести на карту Рим, Форум и Комиций, имеющие большое значение как топографический центр. К нему присоединились шевалье Бунзен , Эрнст Платнер , Вильгельм Рёстель , Б.Г. Нибур и Фридрих Хоффманн в написании книги Beschreibung der Stadt Rom в 1817 году, которая была опубликована в 1832 году. Представленные теории не получили полной поддержки со стороны своих коллег. В своей книге «Словарь греческой и римской географии», опубликованной в 1854 году, сэр Уильям Смит заметил:

До рубежа веков никаких крупных раскопок Комиция не проводилось. Предыдущие раскопки имели только открытые уровни, относящиеся к поздней империи. Так было в 1870 году, когда позже были обнаружены тротуары или сооружения, и раскопки были остановлены по просьбе осмотра и изучения и больше никогда не возобновлялись. В 1898 году был создан комитет для изучения и изучения более ранних архитектурных фрагментов, чтобы установить заказ на восстановление древних зданий. Вывод этого исследования состоял в том, что необходимы новые и более подробные раскопки. В том же году Г. Бони потребовал убрать трамвай перед церковью Сант-Адриано-аль-Форо . Его просьба была удовлетворена в октябре, и на продолжительные раскопки были выделены значительные новые средства. В декабре 1898 года начались раскопки. Между 1899 и 1903 годами Бони и его сотрудники обнаружили Лазурит Нигер («Черная скала»), а также другие артефакты во время раскопок Комициума. В средневековый период Комиций был преобразован в христианское кладбище, а часть Курии — в катакомбы. Следовательно, во время раскопок было обнаружено и перемещено более 400 тел.

В « Американском журнале археологии» , вторая серия, том 4 за 1900 год, было опубликовано письмо Сэмюэля Болла Платнера от 1 июля 1899 года. В письме он заявил:

Комиции других городских центров

В 1953 году американские раскопки на римской латинской колонии в Коше , 138 км (86 миль) к северо — запад от Рима вдоль побережья Италии в современной Тоскане , идентифицированные останки Комиций города и нашли округленные шаги амфитеатра непосредственно перед местным сенатом жилой дом. Это открытие побудило к дальнейшим раскопкам в Риме на месте Комиция в 1957 году. Коза была основана в 237 году до нашей эры как военный форпост на недавно завоеванной территории этрусков. Городской порт и городские особенности были заложены в третьем веке до нашей эры с использованием обычных планов города с пересекающимися под прямым углом улицами и форумом и культовым центром на .

Расширение прав трибутных комиций

После замены децемвиров снова консулами и восстановления трибуната плебеям сделаны были новые уступки. Виновниками их были консулы 449 г. Луций Валерий и Марк Гораций, по имени которых сделанные ими предложения подучили название валериевых и горациевых законов (leges Valeriae Horatiae). Этими законами подтверждалась неприкосновенность личности трибунов и возобновлялся закон о провокации к народу, которую должен был давать теперь и диктатор, а главное – постановления плебса в трибутных комициях получили обязательную силу для всего народа (ut quod tributim plebs jussisset populum teneret). Другими словами, к трибутным комициям перешло одно из очень важных прав комиций центуриатных, за которыми, однако, все‑таки еще и теперь оставалось исключительное право выбирать магистратов и судить по всем преступлениям, каравшимся смертью.

Такое расширение прав трибутных комиций было особенно важно потому, что в них голоса подавались не по центуриям, – способ, дававший перевес патрициям, – а по местным трибам, где подавляющее большинство принадлежало плебсу. Это дало возможность последнему с большим успехом проводить свои дальнейшие требования

Патриции, чтобы не остаться совсем без влияния на издание новых законов, начали сами принимать участие в трибутных комициях. Через два года после валериевых и горациевых законов у консулов взято было заведование государственною казною, и для этого была создана новая патрицианская должность двух квесторов, выбиравшихся, однако, в трибутных же комициях.

Функция

В Комиции проходила большая часть политической и судебной деятельности Рима . Именно здесь собираются Куриатские комиции , старейшее народное собрание республики . Позже там в свою очередь собираются поданные комиции и плебейский совет . Комиций связан с курией (с Джулией курии , которая до сих пор существует и здания , которые предшествовали ему), место встречи в сенат и политический центр Рима.

Таким образом , в рамках Республики Комиций и связанные с ним здания объединяют три органа римской власти:

  • народное собрание, которое собирается на трибунах под открытым небом;
  • Сенат, который встречается в Гостилия курии и в соседней Senaculum области ;
  • что судьи , которые имеют свой собственный форум ( Ростра Vetera ).

Он был политическим центром Рима до конца республики, периода, в течение которого различные функции, выполнявшиеся до тех пор Комициумом, были распределены между окружающими зданиями. Комиции больше не используются для выборов отдельных судей , за исключением. Постепенно власть этих магистратов ослабевает, и Комиций постепенно покидает.

Возможно, что Комиций мог использоваться для первых гладиаторских боев, круглая форма его ступеней, возможно, повлияла на архитектуру первых амфитеатров .

Децемвиры

Особенно плебеи были недовольны также и тем, что во всех обыкновенные гражданских и уголовных делах судили одни патрицианские магистраты и притом по обычаям и законам, которые они держали в тайне, как хранили в тайне и свои религиозные обряды. Плебс поэтому стал добиваться, чтобы составлены были во всеобщее сведение писаные законы, подобно тому, как требовал писаных законов и афинский демос в конце VII века. В 461 г. об этом сделано было предложение в трибутных комициях одним трибуном (Гаем Терентилием Арсою), и так как патриции на это не давали согласия, то плебс десять лет сряду выбирал постоянно одних и тех же трибунов, пока их упорство не увенчалось успехом. Патриции уступили и, по преданию, даже послали нескольких сенаторов в Грецию, чтобы собрать сведения о законах тамошних городов и в особенности Афин.

Для написания законов в 451 г. была образована комиссия децемвиров, т.е. десяти мужей (decemviri legibus scribundis), которые получили на все время своих занятий этим делом и консульскую власть. Таким образом, децемвиры должны были и управлять государством; даже должность трибунов временно была также отменена. В 450 г. полномочия комиссии были продолжены, и в состав её вошло несколько плебеев. Когда законы были наконец готовы и вырезаны на двенадцати медных досках, децемвиры удержали за собою власть под тем предлогом, что составленные ими и принятые народом законы нуждаются еще в дополнениях.

Во главе децемвиров стоял честолюбивый и властолюбивый Аппий Клавдий, начавший действовать совершенно произвольно. По преданию, он задумал овладеть дочерью одного почтенного плебея, Виргинией, и судебным приговором приказал отдать ее одному своему клиенту, объявившему, что она его беглая рабыня. Отец Виргинии, не желая, чтобы его дочь досталась Аппию Клавдию, сам убил ее на форуме, и это было сигналом к новому взрыву народного негодования, выразившемуся опять в уходе на Священную гору. Тогда децемвиры сложили с себя власть, и между патрициями и плебеями состоялось примирение (449).

Вопрос Государственный строй Древнего Рима

Два консула избирались на один год. Они обладали высшей военной властью, отвечали за бе­зопасность Рима, обладали правом созывать Сенат и народные собрания, а также издавать эдикты по вопросам управления и тол­ковать право. Консулы имели право суда и назначения наказаний, включая смертную казнь. Смертный приговор консулов мог быть обжалован в центуриатном собрании.

Преторы осуществляли управление городом, осуществляли пра­воохранительные и судебные функции.

Цензоры избирались сроком на пять лет.

Два цензора состав­ляли списки граждан по имущественным разрядам и трибам.

Народные трибуны обеспечивали защиту интересов плебса, их полномочия действовали только в черте города Рима. Число народ­ных трибунов колебалось от 2 до 10человек.

Квесторы осуществляли финансовое управление (заведовали казой, вели расходные и приходные книги), хранили государ-ственные документы.

Эдилы (2 патрицианских и 2 плебейских) поддерживали обще-ственный порядок в городе, следили на продовольственным снаб­жением города, наблюдали за торговлей.

Иерархия священства

Если было бы неправильно говорить от имени цыганского духовенства publici populi об официальной и организованной иерархии, то в не меньшей степени противоречило бы исторической реальности отрицание между ними существования иерархических отношений, установленных, одни по традиции, а другие — самой историей образования. поклонение.

Похоже, что при царствовании все жрецы зависели от Короля, и они были разделены между собой в соответствии с рангом, присвоенным богу, чье поклонение им было доверено.

Часто цитируемый текст из Феста говорит нам, что традиционный ordo sacerdotum был следующим: «Величайший кажется царем; затем идет пламя Юпитера; после него жрец Марса, на четвертом месте — жрец Квирина, в пятом ряду — великий понтифик. Таким образом, на пирах царь сидит в одиночестве на кровати над всеми. Точно так же жрец Юпитера занимает свое место над Марсом и Квирином, а Марс — над последним. Аналогично все берут. место выше понтифика » . Аулу-Гелле и Сервий подтверждают указания, данные Фестом, и в то же время свидетельствуют о выживании под Империей этой древней иерархии, к тому же весьма внешней.

Под Республикой, жреческая организация характеризуется бесспорным преобладанием понтифика  : среди колледжей и содалитов, понтифики, то предвещает , то Septemviri Epulonum , то Дуумвиры (тогда децемвиры , а затем Квиндецемвиры священнодействия ) образовали Quattuor amplissima коллегий . Более того, очевидно, что Pontifex maximus обладал особой властью над священниками и жрицами, над фламинами, над назначенными им весталками, которых он наделил их священническими функциями; точно так же жрицы Цереры и жрецы Матери богов зависели от Дуумвири и т. д., sacris faciundis .

При Империи император, благодаря своему титулу pontifex maximus , был, как и король в примитивной организации города, главой официальной религии.

Подчиненные агенты культа

Колледжи, содалиты, люди инвестировали священник отдельного Духовенство привязывало большой штат младших офицеров и служителей культа, apparitores ( пристава ), calatores (глашатаи), Camilli , cultrarii , lictores , popae , tibicines (игрок флейта), viatores и т.д. .

Законодательные собрания Римской республики

Законодательные собрания Римской республики были политическими учреждениями в древней Римской республике . Было два типа римского собрания. Первым из них были комиции , собрание римских граждан. Здесь римские граждане собирались принимать законы, избирать магистратов и рассматривать судебные дела. Вторым типом собраний был совет ( concilium ), который представлял собой собрание определенной группы граждан. Например, « плебейский совет » был собранием, на котором плебеи собирались для избрания плебеев магистратов, принятия законов, которые применялись только к плебеям, и рассмотрения судебных дел, касающихся плебеев. Конвенция ( conventio ), напротив, была неофициальным форумом для общения, где граждане собрались для обсуждения законопроектов, кампании для офиса, и решать судебные дела. Избиратели сначала собирались на съезды для обсуждения, а затем они собирались в комитеты или советы, чтобы фактически проголосовать. В дополнение к куриям (семейным группировкам) римские граждане также были разделены на века (для военных целей) и племена (для гражданских целей). Каждый собрался в собрание для законодательных, избирательных и судебных целей. Centuriate собрание было собранием Центурий, в то время как Tribal собрание было собрание племен. Только блок избирателей (Century, Tribe или Curia), а не отдельные избиратели, подает формальный голос (один голос на блок) перед собранием. Большинство голосов в любом столетии, племени или курии решало, как проголосовало это столетие, племя или курия.

Центуриатское собрание было разделено на 193 (позднее 373) века, каждое столетие принадлежало к одному из трех классов: офицерскому классу, пехоте и невооруженным помощникам. Во время голосования Центурии голосовали по одному в порядке старшинства. Председателем Центуриатного собрания обычно был римский консул (главный магистрат республики). Только Центуриатское собрание могло избирать консулов, преторов и цензоров , объявлять войну и утверждать результаты переписи. В то время как он имел возможность пройти обычные законы ( Leges ), он редко делал так.

Гай Гракх , народный трибун, председатель Плебейского совета

Организация Племенного Собрания была намного проще, чем Организация Центуриатного Собрания, напротив, поскольку его организация была основана только на тридцати пяти Племенах. Племена были не этническими или родственными группами, а скорее географическими подразделениями (похожими на современные округа в Конгрессе США или парламентские округа Содружества). Президентом Племенного собрания обычно был консул, и под его председательством ассамблея избирала квесторов , курулов эдилов и военных трибунов . В то время как он имел возможность пройти обычные законы ( Leges ), он редко делал так. Собрание, известное как Плебейский Совет, было идентично Племенному Собранию с одним ключевым исключением: только плебеи (простые люди) имели право голосовать перед ним. Члены аристократического класса патрициев были исключены из этого собрания. Напротив, оба класса имели право голоса в Племенном собрании. Под председательством плебейского трибуна (главного представителя народа) плебейский совет избирал плебейских трибунов и плебейских эдилов (помощника плебейского трибуна), принимал законы, называемые плебисцитами , и председательствовал в судебных делах с участием плебеев. Первоначально законы, принятые плебейским советом, применялись только к плебеям. Однако к 287 г. до н.э. законы, принятые плебейским советом, приобрели полную силу, и с этого момента большинство законодательных актов исходило от совета.

Борьба за государственные должности

Главным препятствием к дозволению браков между плебеями и патрициями и к допущению плебеев избираться в консулы была патрицианская религия, участие в обрядах которой было доступно лишь членам старых родов, как это было и в Греции. В 445 г. трибуну Канулею удалось добиться закона (lex Canuleja), устанавливавшего право плебеев вступать в законный римский брак (jus conubii) с членами патрицианского сословия и выбираться на высшую должность в государстве. Делая последнюю уступку, патриции, однако, выговорили для сената право заменять, когда он это найдет нужным, избрание консулов избранием военных трибунов с консульскою властью (tribuni militum consulari potestate) и только к этой должности допускать плебеев. В течение сорока лет около двадцати раз выбирались консулы из одних патрициев и около двадцати военные трибуны, но так как избрание совершалось в центуриатных комициях, где главное значение принадлежало самому богатому классу, то лишь в 400 г. в первый раз плебей был избран в эту должность.

Предвидя, однако, что рано или поздно это все‑таки может случиться, патриции еще в 443 г. отделили от консульства в исключительное обладание своего сословия новую должность цензора, или оценщика имущества граждан для распределения их по центуриям и классам, т.е. для определения их политических прав. Цензоров было два, и выбирались они сначала на пятилетний срок, соответственно со сроком переоценки имуществ (этот период времени назывался lustrum), но потом пребывание их в должности было ограничено 18 месяцами. Так постепенно расчленилась царская власть на новые магистратуры (сначала одни консулы, потом прибавились квесторы, после них еще цензоры), как это происходило и в Афинах.

Должность цензоров получила важное значение. Они не только распределяли граждан по классам, но и наблюдали за их нравами, за верностью их национальным преданиям и обычаям, за образом их жизни и даже могли наказывать за отступления от добрых нравов

Это права цензоров распространялось и на «отцов», заседавших в сенате, назначение членов которого стало зависеть от усмотрения цензоров. Допущение новых граждан и исключение из гражданства тоже зависело от цензоров. (Можно сказать, что права и обязанности, сопряженные с этою должностью по наблюдению за поведением граждан, были те же, какими в Афинах пользовался ареопаг). Вынужденные (в 421 г.) уступить плебеям право избрания в квесторы, патриции особенно охраняли цензуру, как достояние своего сословия. И впоследствии, когда в середине IV в., вместо военных трибунов с консульскою властью, снова стали выбирать консулов и один из них непременно должен был быть плебей, патриции отделили от консульства исключительно для себя еще новые должности (которые, однако, тоже сделались впоследствии доступными плебеям, как и сама цензура).

Новые комиции

С 287 года до н. э. важнейшую роль в жизни Древнего Рима играли трибутные комиции, которые созывались по территориальному признаку. Уже упомянутый Сервий Туллий разделил свою столицу на тридцать округов. Они получили название трибов, а позже также стали называться соответствующие комиции.

На протяжении своего существования этот институт народной власти пережил несколько своих реинкарнаций. Поначалу к компетенции трибутных комиций относилось только вопросы местного характера (сбор налогов и призыв в армию). Постепенно, вместе с усилением влияния все возрастающего плебса, они получали новые полномочия. В конце концов, центуриатные комиции остались только в качестве органа, необходимого для дипломатического взаимодействия с соседними странами. Трибутные же собрания получили в свое ведение внутреннюю повестку дня.