Каз-608 «колхида»: технические характеристики

Оглавление

Примечания и ссылки

  1. Академия наук (Франция). (1849 г.). Воспоминания Академии наук Института Франции. Париж: Didot frères, fils et cie. стр.67
  2. (in) на сайте Национального музея Грузии (доступ 28 августа 2018 г. ) .

История Кавказа

древность Албания  · Армения  · Киммерийский  · Колхида  · Иберия  · Лазика
От Римской империи до конца средневековья Грузия  · Имерети  · Кахети
От конца Византийской империи до русской революции Персия  · Османская империя  · Карабахское ханство  · Российская империя  · Кавказская война
В XX — го  века Горная республика Северного Кавказа  · Федеративная Демократическая Республика Закавказье  · Горная республика ССА  · Грузино-Осетинская война 1918-1920 гг.  · Советское вторжение в Грузию  · Конфликт в Северной Осетии 1992 г.  · Первая чеченская война  · Вторая чеченская война  · Вторжение в Дагестан (1999)  · Кризис Панкиси

История Грузии

древность Колхида (1350 г. до н.э.. — 164 . До н.э. )  · Diaokhi ( XII — й гр. Н. — 760 . До н.э. )  · Лазика ( я ул с. Н.VII — й . С . Н.э. )  · Королевство Iberia (299 г. до н.э.. — 600 г. н.э. )
Средний возраст Княжество Иберия (588-786) (813-891)  · Эмират Тбилиси (736-1122)  · Королевство Абхазия (780-1008)  · Тао-Кларджети (888-1008)  · Королевство Грузия (1008-1490)
Современная эра Королевство Кахети ( суверен ) (1465-1762)  · Королевство Картли ( суверен ) (1466-1762)  · Королевство Имерети ( суверен ) (1260-1810)  · Королевство Картли-Кахети (1762-1801)
Современный период Российская империя (1801-1917)  · Демократическая Республика Грузия (1918-1921)  · Советское вторжение в Грузию (1921)  · Грузинское дело  · Грузинская Советская Социалистическая Республика (1936-1991)  · Верховный Совет (1990-1991) / Республика Грузия ( 1991-1992)  · Военный совет Грузии / Республика Грузия (1992)  · Штат Джорджия (1992)  · Грузия (1992-)
  • Портал Грузии
  • Портал греческой мифологии

Оценка проекта

Седельные тягачи Škoda-706 RTTN, поставлявшиеся в СССР из Чехословакии, внешне немного похожи на «Колхиды», но по классу были больше, а по качеству значительно лучше.

Седельные тягачи «Колхида» отличались невысоким качеством изготовления, что усугублялось низкой культурой эксплуатации автомобилей на многих автотранспортных предприятиях (АТП), потому эти грузовики редко переживали одну «пятилетку». Сказывались и конструктивные недостатки: в частности, очень короткая колёсная база (2900 мм — всего на 100 мм больше, чем у ГАЗ-24) в определённых условиях ухудшала управляемость автомобиля, слишком близко расположенные к заднему мосту выхлопные трубы иногда провоцировали перегрев масла в нём, а из-за неудачной трансмиссии грузовик обладал плохой динамикой.

Водители всячески старались избавиться от «Колхид» — кроме того, в АТП на «Колхиды» часто сажали провинившихся шофёров или молодёжь. Большим плюсом было то, что «Колхида» (а точнее, модели КАЗ-608 и КАЗ-608В) по основным узлам и агрегатам была унифицирована с семейством ЗИЛ-130, и поэтому КАЗы часто становились «донорами».

Низкие тяговитые качества автомобиля породили шофёрскую поговорку: «Курица не птица, а „Колхида“ не тягач».

Тем не менее, несмотря на эти недостатки, «Колхиды» внесли немалый вклад в развитие советской экономики. Кутаисский автозавод покрывал большую потребность в седельных тягачах, которая возникла в связи с началом массового выпуска полуприцепов различного назначения в 1960-х годах. Несмотря на то, что из-за большого числа недостатков из «Колхид» не получилось настоящих «дальнобойщиков», как это первоначально предполагалось, эти тягачи активно использовались для перевозки огромного числа самых разных грузов. Немалую роль в увеличении разнообразия автотранспортного потока 1960-х — 1980-х годов сыграл и их оригинальный и запоминающийся внешний вид.

Колхидское царство — древнейшее государство

Одним из первых государственных образований на территории современной Грузии и Абхазии было легендарное Колхидское царство. Оно занимало выгоднейшее географическое и экономическое положение, разделяя мир кочевников и земледельцев на территориях Закавказья, Каспийского региона и Ближнего Востока. Два крупнейших города Колхиды — порт Фасис и Диоскуриада — были средоточием закавказской торговли. Спустя некоторое время изначальные греческие колонии-поселения стали превращаться в самостоятельные государства (с местной ликвидной валютой «колхидки» III-II вв. до н. э.), а локальная аристократия получала все больше и больше власти. Благодаря выходу к морю Колхидское царство раньше крепнет как государственное образование по сравнению с восточным соседом — Иберией. И ко II веку на территории Колхиды появляется множество небольших племенных союзов с центрами-полисами по побережью Черного моря.


Статуя. (pinterest.ru)

В исторической науке традиционно принято считать, что Колхидское царство располагалось на восточном побережье Черного моря, впервые появляясь в исторических сочинениях Пиндара и Эсхила в середине I тысячелетия до н. э. Между прочим, официальная грузинская историография полагает, что населявшие царство колхи обладали настолько высокоразвитой культурой, что смогли постепенно вытеснить греческих колонистов из сферы политического управления, разрешив им беспошлинную торговлю. Отметим, что многочисленные археологические экспедиции, проводимые в Восточном Причерноморье, не нашли каких-либо признаков существования государства на территории древней Колхиды. Несмотря на это, легендарная земля не раз упоминалась в перипетиях древнегреческой мифологии, становясь местом действия самых насыщенных и невероятных событий.

КАЗ-608 и КАЗ-608В[править | править код]

Седельный тягач КАЗ-608 (с круглой кабиной), 1978 год

КАЗ-608 «Колхида»КАЗ-608В «Колхида»
Общие данные
Производитель Кутаисский автомобильный завод
Годы производства
Сборка Кутаисский автомобильный завод
Двигатель
ЗИЛ-130Я5
Массово-габаритные характеристики
Длина 5155 мм
Ширина 2360 мм
Высота 2445 мм
Клиренс 275 мм
Колёсная база 2900 мм
Колея задняя 1790 мм
Колея передняя 1800 мм
Масса 4000 кг
Динамические характеристики
Максимальная скорость 70-80 км/ч
Другая информация
Расход топлива 40 л/100 км
Объём бака 250 л

КАЗ-606
КАЗ-608В

Сразу после начала выпуска КАЗ-606А в 1962 году в конструкторском бюро завода началась работа над следующей моделью седельного тягача КАЗ-608 с использованием узлов и агрегатов от новейшего тогда автомобиля ЗИЛ-130. На тягач должен был устанавливаться V-образный восьмицилиндровый слегка изменённый двигатель ЗИЛ-130Я5 (отличался конструкцией воздушного фильтра), рабочим объёмом 6 литров и мощностью 150 л. с. Опытный образец новой «Колхиды» был готов в 1963 году, однако завод имени Лихачёва нашёл возможность обеспечивать КАЗ двигателями только к 1967 году, после чего сразу начался серийный выпуск обновлённого автомобиля.

Увеличился максимальный вес буксируемого полуприцепа, который достиг 15 500 кг при максимальной скорости 70 км/час. Правда, эксплуатировать автомобиль с такой нагрузкой рекомендовалось лишь по равнинным дорогам с усовершенствованным покрытием. Максимальная скорость с полуприцепом 10 500 кг составила 80 км/час.

Помимо более мощного двигателя, автомобиль получил ряд дополнительных нововведений: двигатель был смещён назад, а для доступа к нему кабина откидывалась вперёд на 45 градусов. Конструкция отличалась ненадёжностью, и бывали случаи, когда она, при резком торможении, самопроизвольно откидывалась во время движения, провоцируя аварии.

Благодаря смещению двигателя назад появилась возможность увеличить количество пассажирских мест в кабине до трёх. Рычаг переключения передач стал располагаться традиционно — на полу, справа от водителя. Для облегчения управления автомобилем рулевая система была оборудована гидроусилителем.

Характерной чертой автомобиля было наличие двух глушителей и двух выхлопных труб, то есть каждый ряд V-образного двигателя имел свою выпускную систему.

Специально для тягача заводом-изготовителем был спроектирован и выпускался двухосный полуприцеп КАЗ-717 собственной массой 4000 кг и грузоподъемностью 11,5 т. Однако для автомобиля он был слишком тяжёл и зачастую заменялся другими, более лёгкими и менее грузоподъёмными полуприцепами.

Несколько изменился и внешний вид. КАЗ-608 получил обновлённое оформление передней части кабины. Площадь фальшрешётки была уменьшена, изменилась и её форма. На поздних машинах вместо панорамных боковых стёкол стали устанавливать ограниченные, не заходящие на заднюю часть кабины. И, пожалуй, самое главное — кабина 608-го стала откидывающейся, что позволяло лучше и удобнее обслуживать узлы и агрегаты автомобиля. Выпуск КАЗ-608 продолжался до 1976 года включительно.

Седельный тягач КАЗ-608В (с прямоугольной кабиной), выставка ретро-авто в 2021 году

В начале 1970-х годов КБ КАЗа начало разработку более совершенного тягача КАЗ-608В, опытный образец которого был готов к 1971 году. Его производство началось в 1976 году. Было учтено основное требование потребителей — новая и более надёжная кабина. Прежняя отличалась плохой герметичностью и прочностью из-за большой площади остекления и плохого качества изготовления стекольных уплотнителей. Дизайн кабины приобрёл угловатые, квадратные формы, были улучшены технические характеристики. С передней части исчезла надпись «Колхида» в грузинском стиле, которую заменили разнесённые по всей длине передка буквы «КАЗ», взятые от КамАЗа.

Порой можно было встретить переделанные КАЗ-608 и КАЗ-608В, на которые авторемонтными хозяйствами и автозаводами устанавливались самосвальные кузова (обычно ЗИС/ЗИЛ-ММЗ-585) или бортовые платформы.

В конце 1960-х годов были построены небольшой партией аэродромные , в 1971 году на удлинённое шасси КАЗ-608 устанавливались аэродромные автолифты. В 1986 году начался выпуск тягача КАЗ-608В2, который получил усовершенствованные агрегаты от ЗИЛ, но на внешнем облике это практически не сказалось.

Производство тягачей КАЗ-608В и КАЗ-608В2 было прекращено в 1989 году.

Мифология

Колхидские религиозные культы, возникшие задолго до эпохи эллинизма, являются одними из наиболее ранних форм грузинской мифологии. Большая часть древнеколхидских верований сохранилась у народностей колхидской (занской) группы картвельской языковой семьи, а именно у мегрелов, лазов, а также у сванов. К ним относятся такие божества, как очокочи, гвелвешапи, очопинтри, богиня Дали и Амирани. Традиционно колхидскими являются также культ коня, обряд воздушного погребения, культ дерева и священной рощи (Диди Чкони). В качестве религиозного обряда инициации и для подготовки воинов колхами использовалось плавание с завязанными руками и ногами, представленное сегодня национальным грузинским (колхидо-иберийским) стилем плавания[источник не указан 874 дня].

География и топонимы [ править ]

Спутниковый снимок Колхиды: Черное море , Колхидская низменность, Кавказские горы .

Colchís, Kolkhís или Qulḫa , которые существовали от c. 13–1 вв. До н.э. считается ранним этнически грузинским государством; название колхийцев использовалось как собирательный термин для обозначения ранних картвельских племен, населявших восточное побережье Черного моря в греко-римской этнографии .

Считается, что название Колхида произошло от урартской Кулхи . В конце восьмого века до нашей эры, Сардури II, царь Урарту , записал свою победу над Кулхой на стеле; однако точное местонахождение Куллы оспаривается. Некоторые ученые утверждают, что название Кулча (Колхида) первоначально относилось к земле к западу от Грузии.

По словам ученого-кавказоведа Кирилла Туманова :

Второй южнокавказский племенной союз возник в XIII веке до нашей эры на берегу Черного моря. [ требуется уточнение ] Согласно большинству классических авторов, район, который был ограничен [ необходимо пояснение ] на юго-западе Понтом , на западе — Черным морем до реки Коракс (вероятно, нынешний день река Бзыбь , Абхазия , Грузия ), на севере у хребта Большого Кавказа , лежащего между ним и Азиатской Сарматией , на востоке у Иберийского царства и Монтеса Мошичи.(ныне Малый Кавказ ), а на юге — Арменией . Западная протяженность страны рассматривается разными авторами по-разному: Страбон заставляет Колхиду начинать в Трабзоне , а Птолемей , с другой стороны, расширяет Понт до реки Риони . [ необходима цитата ]

Греческое имя Колхис ( Κολχίς ) впервые используется для описания географической области в трудах Эсхила и Пиндара . Ранее авторы говорят о «Kolchian» ( Κολχίδα ) людей и их мифического короля Aeetes ( Αἰήτης ), а также его одноименном городе AEA или Айа ( Αἶα ) , , но не делают явные ссылки в колчийскую нацию или в регион. Главная река была известна как Фасис (ныне Риони).) И был, по мнению некоторых авторов южной границы Колхиды, но более вероятно , пропущенного через середину этой страны с запада Кавказа в Euxine , и Anticites или Atticitus (ныне Кубань ). Арриан называет многих других по именам, но, похоже, они были немногим больше, чем горные потоки: наиболее важными из них были Charieis, Chobus или Cobus, Singames, Tarsuras, Hippus, Astelephus, Chrysorrhoas, некоторые из которых также были замечены Птолемеем. и Плиний . Главными городами были Диоскурия или Диоскурис (при римлянах Севастополис, ныне Сухуми ) на побережье Эвксина, Сарапана (нынеШорапани ), Фасис (ныне Поти ), Питьюс (ныне Пицунда ), Апсарос (ныне Гонио ), Суриум (ныне Вани ), Археополис (ныне Нокалакеви ), Махейрезис и Цита или Кутазисиум или Айя (ныне Кутаиси ), традиционное место рождения Медея . Скилакс упоминает также Малу или Мале, которую он, в отличие от других авторов, делает местом рождения Медеи . [ необходима цитата ]

экономия

Первые греческие торговые посты на побережье возникли в 7 веке до нашей эры. Они соединили Колхиду с древним миром, особенно с Грецией и Малой Азией, и привели к процветанию экономики. Однако греческие колонии практически не оказывали политического влияния, ограничиваясь торговлей. Основными городами были Диоскурия , Фазис и Гьенос . Центрами внутренней торговли были Даблагоми, Вани и Кутаиси . Торговля также подтверждается многочисленными находками монет, таких как монеты из Самоса и Синопа . Отдельная монета, так называемые «Колхури тетри», также была отчеканена по наущению государства. Это было широко распространено в торговых центрах на побережье и внутри страны и продолжалось до II века до нашей эры. В обращении.

В первую очередь импортировались предметы роскоши, в том числе ценная посуда, вино, специи и украшения. Экспортными товарами были дерево, льняное масло, смола и воск, золото и железо, а также фазаны, лошади и лен. Колхида была известна своими полотнами. Говорят также, что вначале в Колхиде выращивали вино . Кроме того, экспортировались рабы.

О древней золотодобыче ходили легенды, как гласит легенда аргонавтов. На самом деле золото, вероятно, промывали в реках Сванетии с помощью бараньих шкур. Особенно в эллинистический период, при царе Саулакисе, в Сванетии добывали большое количество золота. В 2004 году геологи из Рурского университета в Бохуме обнаружили самый старый в мире золотой рудник в деревне Сакридиси, в 50 км к юго-западу от Тбилиси . Золото добывалось под землей. Также ведутся раскопки поселения на 2000-3000 человек, сформировавшегося вокруг шахты. Начиная с 19 века, были сделаны многочисленные находки золотых предметов, особенно на побережье Черного моря, которые доказывают высокое качество металлического искусства колчанов. Храмовые украшения с гранулированным золотым жемчугом, диадемы, чеканные подвески в виде газели или черепахи сегодня можно увидеть в Грузинском национальном музее в Тбилиси.

Название[ | код]

Название области впервые было упомянуто в XIII веке до н. э. в ассирийских и урартских клинописях, таких как «Кулха», «Колха» и относилось к сильному государственному образованию, созданному проживавшими здесь древними грузинскими племенами — колхами, которые сыграли значительную роль в формировании единой грузинской нации и государства, поэтому Колхиду принято считать древней грузинской исторической областью[].

Современное наименование Колхида (дословно переводимое как «земля колхов») стало употребляться древними греками, а затем — и античными авторами (в частности, Пиндаром и Эсхиллом) лишь в середине I тысячелетия до н. э.. После ослабления Колхиды термин применялся уже не к государственному объединению, а к исторической области, на территории которой в VI веке до н. э. возникли милетские торговые колонии-полисы, основанные на месте древних колхидских городов, разрушенных скифо-киммерийским нашествием. Среди них самые крупные: Питиунт (совр. Пицунда), Батус (совр. Батуми), Гераклея (совр. Анаклия), Диоскуриада (в период римского владычества город стал называться Себастополисом; совр. Сухуми), Фазис (совр. Поти), Гюэнос (совр. Очамчира), Несис или Никопсия (ныне Россия, совр. Туапсе[источник?]), Апсарос (совр. Гонио) и Ризос или Ризея (ныне Турция, совр. Ризе).

Наиболее ранее описание Колхиды встречается у отца древнегреческой истории — Геродота, а также у Страбона и Ксенофонта.

Местное (картвельское) наименование этой исторической области — Эгриси. Оно происходит от названия самого крупного колхского племени эгров (современные мегрелы). Сегодня большую часть центральной Колхиды занимает регион Самегрело, который является прямым топонимическим, генетическим, историко-культурным наследником Колхиды-Эгриси.

В мифологии [ править ]

Ясон и аргонавты прибывают в Колхиду. « Аргонавтика» рассказывает миф об их путешествии за Золотым руном . Эта картина находится в Версальском дворце .

В классической греческой мифологии Колхида была домом для Ээта , Медеи , Золотого руна , огнедышащих быков Халкотауроев и местом назначения аргонавтов .

Колхида также считается возможной родиной амазонок . Также говорили, что амазонки скифского происхождения из Колхиды.

Согласно греческой мифологии, Колхида была сказочно богатой землей, расположенной на загадочной периферии героического мира. Здесь, в священной роще бога войны Ареса , царь Ээт вешал Золотое руно, пока его не схватили Ясон и аргонавты . Колхида также была землей, где мифологический Прометей был наказан, будучи прикованным к горе, в то время как орел ел его печень за то, что он открыл человечеству тайну огня.

Аполлоний Родосский назвал Эю главным городом ( Argonautica , passim). Основными мифическими персонажами Колхиды являются:

  • Абсирт , сын Ээта
  • Ээт , царь Колхиды, сын бога солнца Гелиоса и Океанида Персея (дочь Океана ), брат Цирцеи и Пасифаи и отец Медеи , Халкиопы и Абсирта
  • Халкиопа , дочь царя Ээта
  • Цирцея , сестра короля Ээтеса
  • Идия , царица Колхиды, мать Медеи, Халкиопы и Абсирта
  • Медея , дочь царя Ээта
  • Пасифаэ , сестра Ээта

Колхидское царство[править | править код]

Ещё задолго до появления греков, в XVI — VIII веках до н. э. в Колхиде было хорошо развито ремесло по изготовлению изделий из бронзы.

Есть также сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары через Эвксинский Понт (Εύξεινος Πόντος, др.-греч. назв. Чёрного моря). Это подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников среднеазиатского Междуречья и Кавказа.

Грекам Колхида стала известна благодаря торговле и основанию здесь в VI веке до н. э. греческих колоний Диоскуриада и Фасис. В древнегреческой мифологии Колхида и Кавказ представляли собой труднодостижимый «край света». На Кавказе был прикован к скалам Прометей, цари, правившие в Колхиде, были потомками бога солнца Гелиоса. В Колхиду отправились Аргонавты за золотым руном.

В VI веке до н. э. Колхидское царство — политическое образование на территории современной Западной Грузии. По определению греческого географа Скилака, принятому и позднейшими географами, Колхида простиралась от Диоскуриады до Апсаре, а далее жили уже отдельными группами небольшие племена колхов. Племена, жившие здесь, по Арриану: апсилы, абазги, санны, махелоны, гениохи, зидреты, лазы и саниги. Птолемеем упоминаются и манралы (мингрельцы). Греческие города-полисы на Колхидской низменности были расположены в долине реки Риони, в районе современных населённых пунктов Даблагоми, Вани.

В Колхидском царстве ведущей отраслью хозяйства было земледелие. Древняя Колхида была очень плодородна: здесь греки получали вино, фрукты, корабельный лес, коноплю, лён, воск и смолу, а также золотой песок. Также высоко развитыми были металлургия железа, обработка льна, обработка дерева, керамическое производство, ювелирное ремесло. Чеканились монеты. Жители отличались умеренностью.


Статуэтка богини Ники, найденная в Вани, Грузия

В конце VI — первой половине V веков до н. э. в регионе установилось господство Персидской Державы Ахеменидов. Однако статус Колхиды и колхов остаётся спорным. По сообщению Геродота, колхи не подчинялись персам, но колхи посылали ко двору персидского царя рабов и рабынь:

Однако нет никаких данных о персидской администрации на территориях колхов. Тем не менее колхи упоминаются в персидских документах того времени, как данники, но не Ахеменидского государства в целом, а непосредственно царя. Значит, речь идёт об особой форме зависимости, чего-то вроде личной унии двух стран, или, адаптируя на современный юридический язык, «свободной ассоциации» с Персией, а «подати в виде добровольных даров», описанные Геродотом, скорее всего, процент от военных трофеев и заключённые из тюрем, обращённые в рабов. Так или иначе, но факт: в конце VI и первой половине V веков до н. э. влияние Персидской Державы в жизни региона было доминирующим.

В конце II века до н. э. Колхидское царство вошло в подчинение Понтийскому царству, а позднее, в I веке до н. э. — Римской империи как провинция Лазика.

В I-II веках на месте распавшегося Колхидского царства возникло Лазское царство.

Карта Колхиды и Иберии по Христофору Целлариусу, изданная в Лейпциге в 1706 году.

В III веке Лазика получила достаточно широкую автономию и в конце III века на её территории образовалось Лазское царство (Эгриси), которому постепенно удалось подчинить себе население Северной Колхиды. Оно существовало 250 лет, пока в 562 году не было поглощено Византией как провинция Лазика с центром в Фасисе.

В конце VII века в Лазику приходят арабы, которые устанавливают в ней свою власть. Поход Марвана Глухого закрепляет власть арабов до Анакопии.

В IX веке, после ослабления арабского влияния в Закавказье, здесь существовало Абхазское царство со столицей в Кутаиси.

Оценка проекта[править | править код]

Седельные тягачи Škoda-706 RTTN, поставлявшиеся в СССР из Чехословакии, внешне немного похожи на «Колхиды», но по классу были больше, а по качеству значительно лучше.

Седельные тягачи «Колхида» отличались невысоким качеством изготовления, что усугублялось низкой культурой эксплуатации автомобилей на многих автотранспортных предприятиях (АТП), потому эти грузовики редко переживали одну «пятилетку». Сказывались и конструктивные недостатки: в частности, очень короткая колёсная база (2900 мм — всего на 100 мм больше, чем у ГАЗ-24) в определённых условиях ухудшала управляемость автомобиля, слишком близко расположенные к заднему мосту выхлопные трубы иногда провоцировали перегрев масла в нём, а из-за неудачной трансмиссии грузовик обладал плохой динамикой.

Водители всячески старались избавиться от «Колхид» — кроме того, в АТП на «Колхиды» часто сажали провинившихся шофёров или молодёжь. Большим плюсом было то, что «Колхида» (а точнее, модели КАЗ-608 и КАЗ-608В) по основным узлам и агрегатам была унифицирована с семейством ЗИЛ-130, и поэтому КАЗы часто становились «донорами».

Низкие тяговитые качества автомобиля породили шофёрскую поговорку: «Курица не птица, а „Колхида“ не тягач».

Тем не менее, несмотря на эти недостатки, «Колхиды» внесли немалый вклад в развитие советской экономики. Кутаисский автозавод покрывал большую потребность в седельных тягачах, которая возникла в связи с началом массового выпуска полуприцепов различного назначения в 1960-х годах. Несмотря на то, что из-за большого числа недостатков из «Колхид» не получилось настоящих «дальнобойщиков», как это первоначально предполагалось, эти тягачи активно использовались для перевозки огромного числа самых разных грузов. Немалую роль в увеличении разнообразия автотранспортного потока 1960-х — 1980-х годов сыграл и их оригинальный и запоминающийся внешний вид.