Княжество феодоро в крыму

Оглавление

История княжества Феодоро

В начале XIII века власть Византийской империи значительно ослабла. Земли, принадлежавшие ей в Крыму, переживали смутный период. Один из правителей, вершивших от имени империи власть на полуострове, создал новое государство. На бывших землях Византии и Крымской Готии зародилось княжество Феодоро. Оно сплотило людей разных культур и национальностей. Здесь мирно уживались вместе готы, греки, аланы, армяне и черкесы.

Все они были сплочены общей задачей – сохранить своё княжество среди опасных соседей. Православное княжество Феодоро в Крыму, занявшее земли в центре полуострова, стало костью в горле для мусульманской Османской империи и католиков-генуэзцев, имевших здесь свою колонию. Такое окружение требовало не только военной подготовки, но и хитрости и смекалки. Феодоро появилось на свет в непростое время, и этот факт сплотил его жителей, научил их держаться друг друга и быть мужественными в любых ситуациях.

В сердце полуострова

Туристы, отправившиеся в поход по Крыму, довольно часто проходят по территории некогда могущественного и самобытного средневекового княжества. Феодориты обосновались и заняли земли от крепости Чембало (Балаклава) до Алустона (Алушты). Они создали пещерные города и воздвигли мощные укрепления – крепости Каламита в устье Чёрной реки, Фуна у подножия Демерджи и многие другие. Столицей княжества стал одноименный город на вершине горы Мангуп.

Удивительно, но даже спустя несколько столетий многие города Феодоро по-прежнему на слуху. Эски-Кермен, Тепе-Кермен, Бакла – все их знают жители и гости полуострова. Ныне туристы восторгаются окрестными пейзажами, а для феодоритов это был дом. Все пещеры и церкви были выточены их руками, их ежедневным трудом. Некоторые монастыри, вырубленные в скале, действуют и поныне. Например, Шулдан или Челтер-Мармара.

Процветающее государство

Княжество Феодоро просуществовало более двухсот лет – по меркам средневекового Крыма это был очень долгий срок. Эти столетия принесли полуострову долгожданную стабильность. Население княжества достигало 230 тысяч человек.  В процветающем государстве развивалось сельское хозяйство, строительство, кораблестроение. Феодориты основали свой порт, что позволило им осуществлять торговлю с дальними землями.

Стабильность княжества сказалась и на его искусстве. Город приютил немало талантливых людей, искавших лучшей жизни. Иконописцы и зодчие создавали свои работы для церквей и монастырей. Путешественники, приезжавшие в столицу, удивлялись красоте мангупского дворца, мраморным скульптурам и белым башням.

К сожалению, маленькое княжество в сердце Крыма, не смогло устоять под натиском врага. Сопротивление превосходящим силам Османской империи было долгим и кровопролитным. Враги, несмотря на их численное превосходство, более полугода не могли сломить дух феодоритов, боровшихся за своё государство до последнего. Тем не менее, в 1475 году они потерпели поражение, перевернув очередную страницу истории Крыма.

Горы и долины полуострова были безмолвными свидетелями того, как зародилось и кануло в лету целое государство. Княжество Феодоро в Крыму официально исчезло более пятисот лет назад. Но фактически оно напоминает о себе повсюду – пещерные города, монастыри, крепости, названия из прошлого. На тропах, где прошли тысячи людей, и поныне чувствуется дыхание веков.

Цветущий крымский сад

Основой экономики Феодоро было сельское хозяйство. По всей территории раскинулись цветущие сады, богатые огороды и виноградники. Все необходимы потребност в гончарной, кузнечной и ткацкой продукции обеспечивали местные ремесленники. Феодориты прекрасно освоили строительное ремесло. Памятники крепостной, церковно-монастырской и хозяйственной архитектуры не уступали лучшим образцам других стран.

Касательно того, кто стоял во главе княжества, историки расходятся во мнениях. Есть мнение,что это представители знатного армяно-греческого рода Гаврасов, а вот другие относят их к византийским династиям Палеологов или Комнинов. То, что в населении преобладали готы, наложило свой отпечаток на то, что жители разговаривали на немецком диалекте, но в управлении сохраняли принципы византийского права и основы православия.

И еще одно очень важное замечание. Именно  к этим временам можно отнести и установление связей Руси с крымским княжеством со столицей в Мангупе

Княжество Феодоро сыграло значительную роль в системе династических связей православных государств. Хорошо известно, что княжна Мария Мангупская вышла замуж за Стефана Великого, господаря Молдавии, а ее сестра Софья Палеолог вошла в историю как жена московского государя Ивана III.

Нельзя забывать, что княжеству Феодоро  обязаны своему знатному происхождению и несколько знатных русских фамилий. Переселившиеся в Москву члены семьи Гаврасов дали начало боярской семье Ховриных. С XVI  века от Ховриных получили свое начало еще две фамилии, оставившие важный след в русской истории – Головины и Третьяковы. Так, что никуда не денешься, и  феодоритов вычеркнуть из русской государственности невозможно, как не возможно не замечать, и присутствии «русского мира» на полуострове Крым. 

Князья Феодоро

Каменная надпись княжества на крепости Фуна

Историк Александр Васильев идентифицирует первого князя как Деметрия, засвидетельствованного в битве на Синих Водах в ок.  1362/3 . По словам Васильева, его можно отождествить с гекатонархом Хуйтани, который примерно в то же время воздвиг каменную надпись с именем «Феодоро» на стенах Мангупа.

Плащаница Марии , сестры князя Исаака

Крепость Фуна

Князья, следующие за Деметрием, известны исключительно из русских источников. Князь Стефан («Степан Васильевич Ховра») эмигрировал в Москву в 1391 или 1402 году вместе со своим сыном Григорием. Его отчество подразумевает наличие отца по имени Василий, который, возможно, предшествовал ему как принцу (и в свою очередь, возможно, был сыном Деметрия). Стефан и Григорий стали монахами, а позже Григорий основал Симонов монастырь в Москве. Русские дворянские семьи Ховриных и Головиных заявляли о своем происхождении от них. В Готии за Стефаном наследовал другой сын, Алексиос I, правивший до своей смерти в 1444–45 или 1447 годах. Наследником Алексиоса был его старший сын Иоанн, женатый на Марии Асаниной , женщине, связанной с византийской имперской династией Palaiologoi и благородные линии Asanes и Tzamplakon . У пары родился сын, которого также звали Алексиос, который умер в молодости c. 1446/7, вероятно, в Трапезунде. Его эпитафия под названием « Сыну князя » ( τῷ Αὐθεντοπούλῳ ) была составлена Иоанном Евгеником и предлагает уникальные генеалогические данные о семье. Правление Иоанна оказалось очень коротким, а возможно, он и вовсе не правил — А. Васильев предполагает, что он уехал из Готии в Трапезунд, как только умер Алексиос I. . 1447 и правил до ок. 1458 г. Дочь Алексия I, Мария Готийская , стала в 1426 г. первой женой последнего трапезунтинского императора Давида .

Олюбей больше не упоминается после ок. 1458 г., и какое-то время князья не известны по именам; В генуэзских документах упоминается только «владыка Феодоро и его братья» ( dominus Tedori et fratres ejus ). В 1465 году упоминается принц Исаак, вероятно, сын Олюбея и, следовательно, возможно правивший уже с ок. 1458. Перед лицом нарастающей османской опасности он вступил в сближение с генуэзцами в Каффе и женил свою сестру Марию Асанину Палеологину на Стефане Великом , правителе Молдавии . Однако в последующие годы его все более проосманская позиция привела к свержению его братом Александром в 1475 году при поддержке Стефана Великого. Это произошло слишком поздно, чтобы спасти Феодоро: в декабре 1475 года, после завоевания других христианских опорных пунктов на побережье Крыма, османы захватили город после трехмесячной осады. Александр и его семья были взяты в плен в Константинополь, где князь был обезглавлен. Его сын был насильно обращен в ислам, а его жена и дочери вошли в гарем султана .

Хроники [13] ↑

  • 2021-09-11 Для строительства дворца на Мангупе использовали руины резиденции византийского наместника
  • 2021-07-31 Археологи ведут раскопки крепости Каламита
  • 2021-07-31 На Мангупе началось изучение здания, скрытого под княжеским дворцом
  • 2021-03-23 Реконструкция железной дороги в Инкермане может привести к гибели памятников, выстоявших века
  • 2020-11-29 В Инкермане разрушается крепость Каламита
  • 2020-09-20 Раскопки крепости Тягин – крымский след
  • 2020-09-17 Итоги археологического сезона-2020 на Мангупе: «Турецкая» стена оказалась византийской
  • 2020-08-31 Археологи открыли на Эски-кермене главную площадь города
  • 2020-08-23 В Алуште открылся музей «Крепость Алустон»
  • 2020-08-15 На Мангупе археологи нашли редкий византийский медальон
  • 2020-08-15 На Мангупе почтили память молдавских воинов, погибших в борьбе с турками
  • 2019-10-29 Условия использования материалов сайта
  • 2019-06-06 В Германии опубликована книга по исследованиям Алмалыкского некрополя

VII век[править | править код]

В конце VII-й века Крымский полуостров переживал один из драматических моментов своей истории: «И было в лето 4450 (по еврейскому летосчислению, т.- е. в 690 г. по Р. Х.), и усилилась борьба между измаильтянами и персами в ту пору, и были поражены персы ими (измаильтянами), и пали они под их ноги, и спасались бегством многочисленные евреи из страны Парас (Персия), как от меча, и двигались они от племени к племени, от своего государства к другому (чужому) народу и прибыли в страну Русию и землю Ашкеназ и Швецию и нашли там много евреев, особенно в городе Галле, где похоронен Мар Зутра, и основали там духовные академии (ешиботы), дабы приобщаться к Закону Божию, и был над ними главой р. Вениамин, сын р. Зераха».

Согласно этому сообщению Лев Гумилёв приходит к выводу, что: «Путь еврейских эмигрантов из Ирана пролегал не через северокавказские степи, в те годы обагрённые болгарской и аланской кровью, а только через Малую Азию и Черное море к устью Днепра и в Русию, а оттуда – в земли, где уже были колонии западной ветви евреев, оставшихся в Европе после распада Римской империи».

Надобно полагать, что хронист и врач Иосиф б. Иегошуа Га – Коген, которому приписывается авторство еврейской летописи, под Швецией имел в виду будущую Землю Новгородскую, которая в то время входила в состав Великой Швеции или Годхейма. Но добраться туда, а оттуда в Галле могли только очень богатые и не многие семьи. В то время это были почти непреодолимые расстояния для бедных эмигрантов, даже если делать по двадцать километров в день

К тому же, надобно принять во внимание, что без хорошей охраны двигаться на такое расстояние было довольно таки не безопасно

Киевская Русь в то время ещё не существовала, поэтому евреям нечего было искать на берегах Днепра. Однако в то время существовала Азово-Черноморская Русь с центром в Неаполе-скифском, куда евреи могли прибывать с южного побережья Чёрного моря прямым путём в Крым.

Никакой «земли» Ашкеназ на севере Германии никогда не было. Земля Ашкеназ, известное впоследствии как еврейское княжество Феодоро, находилось в горной части юго-западного Крыма. Вот туда-то и шёл основной поток еврейских эмигрантов. Они бежали к своим: к евреям-руси. Именно в то время как свидетельствуют археологические раскопки, и начинается массовое заселение Крыма.

«В конце VII века произошли события, приведшие к появлению массы оседлых и полуоседлых селищ в степи и по берегам пролива. Резко изменился характер культуры и тех поселений, которые существовали в 5-6 веках. Возрождаются посёлки на месте Тиритаки, Гермонасы (будущего Тмутараканя), Кеп, Патрея, Мермекия и других боспорских городов. Новые поселенцы буквально встраивают свои жилища в развалины покинутых в III-IV веках античных поселений».

Благодаря прибытию в эти края новой волны эмигрантов в этих местах наблюдается значительное развитие земледелия, расцвет ремесла и торговли, рост городов. С этого момента и вплоть до 10-го века жизнь в Таврике вступает в полосу экономического подъёма и обновления, и не малое значение для этого имело фактическое падение византийского господства в этом крае и усиление хазарского влияния в нём.

Воспользовавшись временным ослаблением Руси, княжество Феодоро вновь захватывает Корсунь. Надо полагать, что Корсунь в это время сам искал протекторат Феодоро в связи с усилением гонений против ариан в Византии и торжеством православия на Руси, в связи с победой Ярослава Мудрого.

Это Ярослав Мудрый, а не князь Владимир, утвердил православие на Руси. Причём, сделал это совершенно неприметным и безболезненным способом. Пользуясь полнейшим равнодушием народа к тонкостям религиозных доктрин в христианстве, он перевел Русь из арианства в православие: переосвятил церкви, заменил арианских священников на православных, завёз христианскую литературу из Греции, подчинил русскую церковь в административном отношении константинопольскому патриархату.

Всё это толкало херсонесцев искать защиты под сенью Хазарского каганата. Мощь Хазарии была подорвана в борьбе с Русью, а Византия набирала силы.

Падение Мангупа

Какое то время неприступной еще оставалась столица Феодоро город Мангуп. За стенами укрылось 15 тысяч жителей и беженцы из итальянских колоний. Город защищали стены и башни, а еще 6 километров неприступных обрывов плато.

Согласно сохранившимся источникам, турки семь раз штурмовали крепость, но каждый раз с большими потерями отступали. Каждый воин проявлял доблесть и решительность, так как понимал, что милости от турок ждать не приходилось. В самые напряженные моменты боя все церкви православной столицы били в колокола, что вдохновляло воинов  последнего осколка Византийской империи.

Осколок Великого переселения

История княжества Феодоро официально отсчитывается от середины XIV в. Однако его «непосредственным предком» является готское государство, возникшее на этой территории (Южнобережье, между современными Севастополем и Судаком).

Возникло оно ориентировочно в IV веке н. э., когда часть готов, попавших в Крым в ходе Великого переселения народов, решило не идти с королем Теодорихом громить Рим, а осталось на благодатных землях Тавриды. Об их стране – Готии – рассказывает знаменитый византийский историк Прокопий Кесарийский.

Держава была тесно связана с Византией. Ее жители приняли христианство по восточному образцу и использовали, наряду с собственным, схожим с немецким, греческий язык. Их столица называлась Дори, а после захвата хазарами (Хазарский каганат был весьма воинственен) получила новое имя – Мангуп.

С хазарами Византии в IX ст. удалось договориться и вернуть себе контроль над готскими землями. Но вот с европейскими крестоносцами этот номер не прошел – в 1204 г. они разорили Константинополь, что стало началом распада империи на независимые территории. Путем этим пошли и готы.

В середине XIII века их правитель объявил себя деспотом, то есть почти независимым феодалом – ничего плохого это слово тогда не значило, а генуэзцы, появившиеся в скором времени в Крыму, называли в своих документах его владения «Тодоро», «Теодоро». В греческом варианте получается «Феодоро». Вероятно, название пошло от бывшей столицы (но уж точно не от имени красавицы).

Православное Феодоро

Ещё задолго до образования Крымского ханства на территории полуострова Крым существовало княжество Феодоро, которое населяли готы, греки, армяне, аланы, караимы и славяне. Готское княжество в Крыму упоминал ещё святой Иоанн Златоуст, а византийский историк VI века Прокопий Кессарийский писал: «Здесь же, на этом побережье, есть страна по имени Дори, где с древних времён живут готы». Постепенно готы под влиянием могущественной Византийской империи ассимилировались с греками, армянами и другими народностями полуострова, и на обломках готского государства выросло княжество Феодоро со столицей Дорос-Феодоро (позднее — Мангуп). Столица княжества располагалась на плато горного хребта Мангуп, на горе, именуемой Отчей. Двухкилометровые крепостные сооружения, многокилометровые крепостные стены и скалистые обрывы надёжно защищали этот город. Само княжество было разделено на 11 административных округов, а его население в период расцвета составляло примерно 200 000 жителей. Строили феодориты как дозорные крепости-бурги, так и горные опорные крепости — фрурионы, в которых несли вахту гарнизоны, а в случае войны укрывалось и местное население. Повоевать тут было с кем: с одной стороны, Хазарский каганат в Таврии и турки-сельджуки не прочь были завладеть землями на полуострове, а с другой — генуэзцы постоянно пытались захватить черноморское побережье и создать там свои колонии. Государственной религией княжества было православие, религиозные обряды велись на греческом языке, а основным разговорным был местный диалект старогерманского готского языка. Феодориты выращивали виноград и занимались виноделием. Торговля через черноморские порты, различные ремесла, строительство — все это способствовало быстрому развитию государства. Монах-францисканец Биллем Рубрук, посетивший княжество в 1253 году, писал: «Между Херсоном и Солдайей существует 40 замков, и почти каждый из них имеет особый язык; среди них много готов, язык которых немецкий».

Удивительный мир Феодоро

Цитадель Мангуп-Кале.

Глядя на руины Мангупа, трудно представить ту яркую и необычную жизнь, которая кипела здесь в XII-XV вв. Начать с того, что в православном княжестве мирно уживались два языка — готский и греческий, а также самые разные народы — готы, аланы, греки, черкесы, караимы, армяне и др. В период расцвета княжества его население составляло около 200 тыс. человек, а на страже безопасности стояли 40 замков.

В основе экономики Феодоро лежало сельское хозяйство, причем особенно было развито виноделие. В городах процветали ремесла и торговля, а многочисленные монастыри служили оплотами духовности и культуры. Но лучше всего о силе небольшого княжества говорит тот факт, что с княжеской династией Феодоро охотно роднились представители куда более могущественных государств того времени: Трапезунда, Византии, Молдавии.

Штефан Великий.

Например, женой господаря Штефана Великого в 1472 г. стала Мария — дочь феодорийского князя Олубея. О браке своего сына с феодорийской княжной вел переговоры накануне гибели княжества Иван ІІІ. При этом мы можем лишь догадываться, к какой династии принадлежали князья Феодоро: одни историки считают их родственниками болгарских царей Асеней, другие полагают, что они были выходцами из знаменитого византийского рода Гаврасов. Так или иначе, по духу и вере правители Феодоро были подлинными преемниками византийских императоров, а их государство можно назвать последним местом, где сохранялись традиции империи после ее падения.

Территория

Княжество Феодоро включало в себя часть исторической области Крымская Готия. Его северо-западная граница, начинаясь от устья реки Бельбек, проходила до ее среднего течения. Отсюда она поворачивала на восток, пересекая нагорье между Бельбеком и Качей. Еще далее на восток его земли охватывали малонаселённые верховья Качи и Альмы, а также Алуштинскую котловину. На последнем этапе существования Феодоро в его состав вошел округ Элисс – западная часть Солдайского консульства.

На Южном берегу феодориты контролировали часть побережья между Алуштой и Аю-Дагом, а также крепости на южных отрогах главной гряды Крымских гор, прикрывавшие дороги через яйлу, что вели во внутренние районы полуострова. Узкая полоска земли между горой Кошка и мысом Сарыч вплоть до 1475 года оставалась в руках генуэзцев, а Ласпинская котловина, Байдарская и Варнутская долины принадлежали феодоритам. Под их властью находилась и большая часть Гераклейского полуострова с Херсоном и Каламитой за исключением современной Балаклавы.

Столицей княжества был город Феодоро (Алекса) на плато Мангуп-кале. Вторым по значимости центром являлась Каламита (современный Инкерман). На Южном берегу крупнейшим феодоритским населенным пунктом была Луста (Алушта). Кроме трех городов в состав княжества входило около 65 сел.

Донжон мангупской цитадели. Фото: Владимир Коваленко, 2007.

Население

Население княжества составляло 15-20 тысяч человек. При этом на Мангупе проживало около 1 700-2000 человек, в Каламите около 1 000 -1500 человек. Встречающаяся в научной литературе оценка населения в 150 000 человек является многократно завышенной.

Время существования княжества Феодоро – важный период в процессе этногенеза крымско-греческой народности, известной также как мариупольские греки. Еще в византийский период, проживавшие в горных областях полуострова готы и аланы оказались под сильным политическим, культурным и религиозным влиянием Византии. К началу XIII века население Готии в большинстве своем исповедовало православную форму христианства, использовало греческий язык и являлось носителем провинциальной византийской культуры. В некоторых общинах на протяжении XIV-XV веков сохранялся готский, а также возможно аланский язык. После татаро-монгольского завоевания усилилось тюркское влияние, что, в частности, привело к использованию тюркских имен наряду с христианскими.

В княжестве также проживали армянская, иудейская и караимская общины, но общая их доля в составе населения была относительно небольшой (2,5-5%).

История Ай-Тодорской святыни

Как и большинство других пещерных монастырей Крымского полуострова, возник Челтер-Коба в период Иконоборческого движения в конце VIII столетия. Как и сам входивший в состав Византийской империи Крым, Пещерный монастырь Феодора Стратилата стал оплотом иконопочитателей в частности и православной веры в целом. Но первоначально находился он на территории Сюйреньской крепости, стоящей на соседнем мысе Куле-Бурун. Впрочем, данная версия спорная, да и доказательств нет – это всего лишь теория.

Возникновение обители на нынешнем месте археологи относят к началу IX века, к большому сожалению, почти ничего неизвестно о его ранней истории. Что уж говорить, когда даже название святыни является условным. Сейчас нет сомнений, что названа она в честь Феодора, но вот какого именно – Тирона, Студита или Стратилата – точно неизвестно. Из трех святых никто не имеет к ней прямого отношения. Отчего преподобный Лазарь отдал предпочтение последнему при восстановлении комплекса – непонятно, даже сегодня это загадка.

Период расцвета пещерного монастыря связан с возвышением княжества Феодоро, пришелся он на XIV-XV вв., но благоденствие это было недолгим. Находясь в северной приграничной области государства, он часто страдал от вражеских нападений, а феодориты, вынужденные отбиваться на всех направлениях, попросту не могли его защитить. Но зато насельники, монахи, монастырские послушники и жители окрестных деревень всегда находили убежище за толстыми стенами Сюйреньской крепости или даже столичного Феодоро.

Однако в 1475 г., во время масштабного османского вторжения на полуостров, ничто не могло защитить ни сам монастырь Челтер-Коба в Крыму, ни его обитателей. После захвата генуэзской Феодосии огромная турецкая армия под командованием Кедук-Ахмет-паши устремилась на запад, покорять границы княжества Гаврасов, по пути она захватила и полностью разорила обитель в пещере.

Феодоро и Готия в XIV веке

История княжества Феодоро как независимого государственного образования начинается в XIV веке. В одном из итальянских документов 1381 года упоминается князь Феодоро по имени Аффендизи, а также его брат, внуки, люди и подданные. Таким образом, из этого документа однозначно и несомненно явствует, что княжество Феодоро фигурировало как самостоятельная политическая единица уже в 1381 году. К этому периоду запустевший в Х—XIII веках город Феодоро вновь возвращается к жизни. Об этом красноречиво свидетельствуют надпись на греческом языке 1361/1362 года, в которой говорится о постройке «башни верхнего города почтенной Пойки» и «восстановлении Феодоро вместе с Пойкой»

В этой надписи нам крайне важно первое упоминание о городе Феодоро. Именно так — Феодоро — с XIV века стал называться средневековый Дорос, еще позднее переименованный в Мангуп

Быт, религия и культура в княжестве Феодоро

В небольшом христианском княжестве Феодоро проживало от 150 до 230 тыс. человек. В период расцвета средневекового государства там было до 30 тыс. домов. Выше мы писали о том, что этнический состав населения был достаточно разнообразен, однако, преобладающая православная религия сумела не только объединить крымские народы, которые обитали на юго-западе полуострова, но и противопоставить их католикам-генуэзцам и мусульманам Крымского ханства. Почти все феодорийцы общались на греческом, но на тот период истории Крыма в княжестве все еще можно было услышать готский говор – диалект немецкого языка.

Феодоритские города поражали своей архитектурой, реки княжества были переполнены рыбой, вокруг населенных пунктов водилось много диких животных. Опустошенный в результате татарских набегов Мангуп даже в конце XIV вв. выглядел очень привлекательно. Об этом писал византийский иеромонах Матфей. Сады столицы орошались с помощью искусственной ирригационной системы, храмы пестрели мозаичными изображениями. Построенный при Алексее I Гавросе мангупский дворец не имел аналогов в Крыму. Матфея удивляли и другие здания с мраморными скульптурами и белыми башнями, построенные еще раньше. Горожане жили в двухэтажных домах, огороженных каменными заборами.

Культура государства Феодоро представлена образцами зодчества и произведениями иконописцев. Крымское княжество, расположенное на пересечении больших торговых путей, могло позволить себе нанимать лучших умельцев, давать приют талантливым людям, бежавшим от врага. Окруженный османами Константинополь в тот период истории не всегда позволял себе такие затраты, а столица горного княжества, которая могла стать преемницей византийской власти, до последнего держалась на плаву. Церковные фрески Феодоро за несколько десятилетий до падения Византии приобретают новые черты. Даже Господь на них изображался по-другому: с более суровым ликом, в пышном одеянии. Впрочем, культура княжества Феодоро это не только греко-византийские веяния. Местные народы, издавна проживающие в юго-западной части Крымского полуострова, не забывали свои традиции, создавая уникальный симбиоз культур. 

Официальной религией княжества Феодоро было ортодоксальное (греческое) христианство. После мусульманских разрушений в Каппадокии в Крым начали переселяться верующие из Малой Азии, которые возводили свои религиозные центры на территории княжества Феодоро. Они способствовали тому, что государство, размеры которого почти совпадали с кордонами Готской епархии, приобрело славу земли христианских обителей. Монастыри Феодоро сопоставляли с Афоном и Олимпом. Появление пещерных святынь Таврики того времени связано с проникновением исихазма – особой христианской практики, основой которой являлся аскетический образ жизни. Вполне вероятно, что через княжество Феодоро новые веяния распространялись в Московское государство, которое, если верить документальным источникам, имело тесные связи с Готской епархией. В княжестве Феодоро среди всех святых особенно почитали Феодора Стратилата. Феодориты построили около десяти храмов, названных в его честь.

Подведём итоги. Христианское княжество Феодоро существовало с начала XIII века по 1475 год. Оно образовалось на юге и юго-западе полуострова в результате временного падения власти в Константинополе, которое произошло в 1204 году. 

Это средневековое государство Крыма соседствовало с монголо-татарами и генуэзцами. Позже – с Крымским ханством. Не исключено, что до второй половины XIV века севернее Феодоро располагалось княжество Кырк-Ор. 

В результате противостояний с генуэзцами княжество потеряло часть южных земель, известных, как Капитанство Готия. На этом войны не прекратились. После набега монголо-татар в первой половине XV века государство поднимается из руин. Его жители сумели завладеть Чембало, Алуштой, Партенитом, Херсоном и крепостью Горзувиты, построили порт Авлиту и крепость Фуну. На просторах Феодоро проживали люди разных национальностей. Они были умелыми ремесленниками и земледельцами. Княжество Феодоро было единственным образованием Крыма, которое попыталось дать отпор турецким завоевателям, но так и не смогло выстоять.

INLIGHT

Чем интересен Челтер-Коба для посещения?

Кроме сказочно красивой долины Бельбека, раскинувшейся во все стороны, особо стоит выделить несколько основных монастырских достопримечательностей. Прежде всего, это сам пещерный Храм имени великомученика Феодора Стратилата, зияющий в нижней части скалы и похожий на нору гигантского змея. Его заложили одним из первых в естественном гроте, площадью около 150 кв. м, в нем высекли алтарь, ниши в стенах и скамьи, прекрасно сохранившиеся до сегодня. В полу церкви до сих пор виднеются четыре могилы – они пусты, сейчас это только углубления, а в северо-восточной части можно обнаружить следы полуразрушенной купели.

Не менее значим, почитаем и посещаем на территории святыни источник, находящийся подле пещерного храма. Чтобы попасть к нему, нужно пройти по самой кромке обрыва вдоль небольших и неглубоких келий – их тут насчитывается 22, но обжито меньше половины, в монастыре проживают лишь 5 человек. Дальше на 140 м в длину тянется самый большой в мире пещерный грот, глубоко врезающийся в недра скалы, он и приводит к ключу, сочащемуся из камня. Хотя источник нельзя назвать чудодейственным – никаких сведений об этом нет, но вода тут свежа и кристально чиста, а само расположение уже делает его священным.

Последние дни православного государства

Но выживание в крымских условиях нелегко давалось жителям княжества. С одной стороны, их теснили итальянские колонии, а с другой татарские степи. Действительно, Феодоро имело небольшие размеры и небольшое население, но неоднократно давало отпор ногайским ордам и воинству хана Едигея.

В 1475 году на полуостров вторгся новый враг, который почти сто лет наводил ужасы на окрестные народы и победить пока его никому не удавалось. В Крым пришел грозный султан Мехмед II Завоеватель.

Войну с захватчиками возглавил последний правитель Феодоры Александр. Из дипломатических документов известно, что первоначально он воевал против турок в Молдавии, где узнал, что султан направил свои войска в Крым. В 1475 году он во главе отряда в 300 всадников возвращается на родину и захватывает Мангуп силой. Это он сделал очень вовремя, так как уже были силы готовые сдаться мусульманами.

Турки основательно подготовились к завоеванию полуострова. Один итальянский шпион в Константинополе докладывал в Геную, что в поход отплыло 180 боевых галер и более 200 грузовых судов. Армия захватчиков составила 70 тысяч человек и их поддержали крымские татары.

Турки подошли к крепости Мангуп. На все предложения сдаться защитники отвечали отказом. Опыта для обороны крепостей у феодоритов было много, и штурмом взять их крепости было практически невозможно. В данном случае можно сказать, что туркам помог прогресс. На их вооружении была многочисленная артиллерия, с лучшими европейскими мастерами.. Перед огнем турецких пушек пали почти все крепости феодоритов. Такая же участь постигла и итальянские крепости. Участь жителей была печальна. Кровожадный враг вырезал всех поголовно. Дальше, часть османской армии двинулась в сторону Азова и Черкесии.