Исламская революция в иране: как это было

Оглавление

Альтернатива

Революция в Иране, как и Великая русская революция, были беременны множеством возможностей. Нельзя называть эту революцию «исламской», подобно тому, как неверно называть русскую революцию «большевистской». Были определенные шансы у либерал-демократов и у ОМИН.

Лидеры шиитов Тегерана и Тебриза аятолла Махмуд Талегани и аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари предлагали альтернативный путь развития — путь антиавторитарного социализма. Талегани был сторонников бесклассового общества, основанного на принципах самоуправления — системы независимых Рабочих Советов (Шура). Он считал захваты трудовыми коллективами иранских заводов — шагом к такому обществу всеобщего самоуправления. Схожих взглядов придерживался Шариатмадари, который выступал так же за широкую автономию национальных меньшинств.

На взгляды многих революционеров повлияли идеи иранского мыслителя, шиитского теолога и европейского философа Али Шариати — сторонника соединения шиизма и прямой трудовой демократии. Талегани так же разрабатывал теорию, согласно которой быть шиитом означало быть сторонником бесклассового общества самоуправления, где нет богатых и бедных. Эти люди и движения чем-то напоминают огромную партию левых эсеров в русской революции, анархо-синдикалистов — участников революции в Испании в 1936 г и других антиавторитарных революционеров, выступавших не только против капитализма, но и против государственного социализма. Но эти тенденции, весьма влиятельные, не были реализованы.

Хомейни

Однако автором, который в конечном итоге сформулировал идеологию революции, был человек, который доминировал в самой революции — аятолла Хомейни . Он проповедовал, что восстание и особенно мученичество против несправедливости и тирании было частью шиитского ислама, что священнослужители должны мобилизовать и вести свою паству к действию, а не просто давать им советы. Он ввел коранические термины — мустазафин («слабый») и мустакбирин («гордый и могучий») — для обозначения марксистской терминологии различия между угнетателями и угнетенными . Он отверг влияние как советских, так и американских сверхдержав в Иране с лозунгом «ни восточные, ни западные — исламские республиканцы» ( персидский : نه شرقی نه غربی جمهوری اسلامی ).

То, что произошло – регресс в чистом виде

К моменту стихийной народной революции против шахского режима левая и либеральная оппозиция была раздавлена, и образовавшийся политический вакуум заполнили сторонники исламского фундаментализма, противники преобразований на западный лад. Но допустим, что шахский режим либо вовремя предпринял бы либерализацию либо подавлял в основном консерваторов. Каким мог быть сейчас Иран?

Невозможно предсказать, какое он занял бы место в мире по экономике. Но Иран был бы светским государством, и исламский фундаментализм не получил бы нигде в мире такого развития. Не было бы ни талибов, ни ИГИЛ*, ни многих террористических актов, потрясших мир в последние два-три десятилетия. Во внешнеполитической сфере Иран остался бы союзником США, но косвенно это могло позитивно отразиться и на СССР. Потому что тогда Советский Союз вряд ли решился бы на роковое введение своих войск в Афганистан, рядом с американским союзником. Не случилось бы и самой кровопролитной в мире, после 1945 года, ирано-иракской войны.

Иран мог стать первым в мире мусульманским государством, совершившим модернизацию не только техники и инфраструктуры страны, но и всего общественного и политического строя. Опорой исламской революции стали оставшиеся очаги традиционных укладов и авторитета шиитского духовенства, а они были бы ликвидированы, если бы «белую революцию» удалось довести до конца. Есть все основания полагать, что качество всей мировой цивилизации, а не только жизни в самом Иране, сейчас было бы иным, более высоким во многих отношениях, чем наблюдается в нашей действительности. Исламская революция отбросила назад не только Иран, но и весь Ближний Восток, и всё человечество.

Результаты исламской революции

В результате того. что лидерами революции в Иране оказались представители радикального экстремистского духовенства, в стране установился специфический режим. Он даже без дополнительных политических мер фактически изолировал это государство, максимально осложнив ему контакты с другими странами.

Всю правовую систему и культурную жизнь Ирана привели хотя бы к формальному соответствию требованиям ислама. Соблюдение религиозных приличий, выполнение намаза стали обязательными, нарушения этих норм считались тягчайшими преступлениями. Из повседневной жизни были полностью изгнаны все атрибуты «западной скверны».

В Иране установилась экономическая система не вполне понятного типа. Революция вызвала крупный кризис нефтяной отрасли в мировом масштабе, но далее Иран (по возможности) продолжил международные операции с этим ценным ресурсом. Также страна выступает в качестве крупного покупателя оружия.

Любая оппозиционность теократическому режиму сурово преследовалась и преследуется. В первые послереволюционные месяцы имела место массовая эмиграция тех противников радикальной исламизации, кого сторонники Хомейни не смогли обнаружить и уничтожить сразу. В борьбе с инакомыслием и «врагами» Хомейни и его преемник Хосейни Хаменеи не останавливались и перед откровенно террористическими методами. Так, бывший премьер страны Шапур Бахтияр, возглавивший иранские антиисламистские силы в изгнании, был убит в Париже в 1991 году. За голову писателя Салмана Рушди, чью книгу «Сатанинские стихи» в Иране посчитали оскорбительной для ислама, была открыто назначена награда.

В международной сфере положение Ирана осложнилось не только откровенной враждебностью западных стран и особенно США. Ситуация в мусульманском мире тоже сложилась неоднозначная, так как Хомейни и его приверженцы представляли ислам суннитского толка. В наиболее же влиятельных исламских странах (таких, как Саудовская Аравия) господствует шиитский ислам. Попытки Тегерана проводить «экспорт революции» суннитского толка сильно осложнили отношения с шиитскими государствами.

На сегодня режим исламской республики в Иране сохраняется. Положение этой страны в мире весьма неоднозначно, в ее экономике тоже наблюдается много проблем. Есть основания подозревать руководство этой страны и в симпатиях к террористическим исламским движениям (хотя далеко не так часто, как это делают на Западе). Таким образом, лидерство духовенства в антишахском движении в Иране привело к весьма сложным и неоднозначным последствиям.

Всемирная история

  • Этапы развития человечества. Самое главное
  • Краткая история Средневековья
  • Очень кратко о Древнем мире
  • Древний Рим. Краткая история
  • Вклад Древней Греции в мировую историю
  • Президенты США по порядку и годы их правления
  • История возникновения США

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Иранско-иракская война

В сентябре 1980 года Ирак, правительство которого было мусульманами-суннитами и арабскими националистами , вторгся в Иран с мусульманами-шиитами, пытаясь захватить богатую нефтью провинцию Хузестан и разрушить революцию в ее зародыше. Перед лицом этой внешней угрозы иранцы сплотились вокруг своего нового правительства. Страна была «гальванизирована», а патриотический пыл помог остановить и повернуть вспять наступление Ирака. К началу 1982 года Иран вернул себе почти всю территорию, потерянную во время вторжения.

Подобно кризису с заложниками, война дала правительству возможность усилить пыл исламской революции за счет своих оставшихся союзников, ставших противниками, таких как МЕК. У Революционной гвардии росла уверенность в себе и росла численность. Революционные комитеты заявили о себе, обеспечив отключение электричества, комендантский час и поиск автомобилей для подрывников. В мечетях раздавались продовольственные и топливные карточки, «давая властям еще одно средство обеспечения политического согласия». Несмотря на то, что эта война была чрезвычайно дорогостоящей и разрушительной, она «возродила движение за национальное единство и исламскую революцию» и «помешала бурным дебатам и спорам» в Иране.

Мосаддык

История с Мосаддыком не такая простая как часто представляют, мол иранский демократ и патриот Мосаддык был свержен ЦРУ. В 1949 году он возглавил партию «Народный фронт», которая добилась некоторых успехов на парламентских выборах, а потом сумела провести через парламент решение о национализации иранской нефти, что и было основной повесткой Мосаддыка. Решение было принято в марте 1951 года (и сразу в честь этого дня был учрежден праздник), а в апреле Мосаддык стал премьер-министром Ирана – его в качестве уступки общественному мнению назначил непопулярный шах и проголосовал парламент (79 за/12 против голосов).

Демонстрация в поддержку национализации нефтяной промышленности. Источник – IICHS.

Мосаддык допустил множество ошибок. Он одновременно хотел сменить политическую систему внутри страны и изменить формат отношений с иностранными партнерами. В частности, он объявил о национализации Англо-иранской нефтяной компании, и вообще покусился на интересы всех иностранных партнеров Ирана. Британцы в мае 1951 года подали дело на рассмотрение Международного суда ООН в Гааге. По всему миру были введены санкции и эмбарго на покупку иранской нефти. Добыча нефти резко упала и начался экономический кризис. Мосаддык объявил, что Иран проживет и без нефти, и нужна диверсифицированная экономика, но даже если бы такая задумка и удалась, ему понадобилось бы десятилетие на стабилизацию ситуации в экономике, что было бы возможно только после стабилизации в политике.

Также Мосаддык полностью поменял внутреннюю политику страны. Он одновременно заигрывал и с левыми, и с исламистами и создал коалицию Национального фронта, которая состояла из трех сил – националистов/социалистов, социал-демократов и исламистов. В 1952 году он провел парламентские выборы, где «поделил» власть с роялистами, тоже сохранявшими влияние и административный ресурс. Мосаддык выиграл в Тегеране и ряде центральных регионов, в то время как в провинциях, в особенности, населенных национальными меньшинствами, побеждали часто коммунисты (партия Тудэ). Мосаддык остановил выборы, когда было избрано 79 из 136 депутатов, чтобы не потерять влияние в новом парламенте. Вскоре он новым кодексом увеличил число мест в парламенте и ввел туда своих людей.

Однако этого оказалось недостаточно – Мосаддык в начале августа 1953 года провел референдум о разгоне парламента, который тогда многие бойкотировали, но 99.94% проголосовали «за» разгон парламента, который был распущен. В 1953 году население Ирана составляло 17.5 млн. человек, а на референдуме проголосовало всего 2 миллиона человек. На первый взгляд это делает референдум совсем потешным. Но тут я вспомнил, что в Иране женщины получили право голоса только десятью годами позднее. То есть, право голоса имели совершеннолетние мужчины. В общем, путем некоторых расчетов я пришел к выводу, что число избирателей на 1953 год должно было составлять 5,070 тыс. человек. Это меняет ситуацию и получается, что 40% от числа имевших право голоса одобрили референдум. Но этого все равно недостаточно. Бывшие партнеры Мосаддыка – социал-демократы и мухаджины (исламисты), выступили с призывом к бойкоту, также бойкотировал аятолла Кашани (объявил участие в референдуме харамом), а шах объявил результаты фальшивыми. Наконец, не просто референдум не был демократическим, те, кто голосовали «против», должны были голосовать в отдельной кабинке. Поэтому в Тегеране, например, при 101 396 голосах «за», было всего 67 голосов «против», а в Тебризе соотношение было еще лучше – 41 502 против 3. Таких голосований не было даже в сталинском СССР, где Сталин набирал 99.7%, но не 99.94%.

Культурная революция в Иране — одна из наиболее радикальных в истории

После победы Исламской революции Иран пережил кардинальный перелом в общественно-культурной жизни, с последствиями которого страна живет до сих пор.

В то время как свергнутый шах Пехлеви предпринимал попыткивестернизации» страны, Аятолла Хомейни взял курс на ее радикальную исламизацию. Ее главной целью была переориентация всей системы образования и повседневной жизни в Иране, ее полный разрыв с Западом и соответствие наиболее жестким доктринам исламского учения.

Любое равнодушие к этому жизненно важному вопросу будет большой изменой исламу и исламскому государству», — подчеркивал Хомейни в своем обращении 12 июня 1980 года, вскоре после того, как в Иране были зарыты все вузы. Университеты закрыли на три года — Хомейни называл их «центрами разврата» и считал одной из главных угроз новому режиму

Университеты закрыли на три года — Хомейни называл их «центрами разврата» и считал одной из главных угроз новому режиму

Университеты страны закрыли на три года — Хомейни называл их «центрами разврата» и считал одной из главныхимпериалистических» угроз исламскому режиму. Тысячи студентов и преподавателей были уволены и исключены из вузов, сотни погибли либо были репрессированы в первые же годы после победы революции. Программы вновь открывшихся университетов подвергли жесткой цензуре. К преподаванию не допускали лекторов, получивших западное образование либо работавших на Западе.

Аналогичные меры коснулись среднего образования, СМИ, кинематографа. Многие издания и телеканалы были закрыты, в Иране запретили показывать зарубежные фильмы, хранить и продавать иностранные кассеты.

Главными предметами в школах стали шиитское исламское учение, Коран, шариат и теория мусульманского права. Имена классиков средневековой литературы Ирана предали забвению, многих современных авторов — запретили, а европейскую и мировую историю в учебниках заменили историей мусульманских стран, прежде всего Ирана. В общественном и учебном пространстве царил культ Хомейни.


Придя ко власти, аятолла Хомейни (на заднем фоне) резко ограничил права женщин / Фото: EPA

Мечети и медресе стали ключевыми политическими и пропагандистскими центрами: муллы координировали проведение провластных демонстраций, следили за выполнением норм шариата, были главными ретрансляторами идей исламского режима.

Введение новшеств контролировал Корпус стражей Исламской революции(КСИР) — новосозданное военное формирование, призванноезащищать завоевания Исламской революции»(на сегодня это армия Ирана).

Особенно жестко силы КСИР следили за соблюдением новых норм женщинами — наступление на их права стало отдельным фронтом культурной революции.

Носить чадру или платки-хиджабы иранки обязаны до сих пор

Женщин обязали строго соблюдать нормы шариата: носить чадру или платки-хиджабы иранки обязаны до сих пор. В Иране также ввели раздельное обучение, ограничили круг профессий для женщин, запретили им инициировать разводы, ввели институт многоженства и распространили на женщин телесные наказания, в том числе за измену родине, шпионаж и супружескую неверность.

Влияние культурной революции до сих пор определяет общественные нормы в Иране, что отражено в международных рейтингах страны. По итогам 2018 года Иран занял 164 место из 180 в Индексе свободы прессы по версии Репортеров без границ. А в рейтинге гендерного равенства(The Global Gender Gap Report), составляемом Всемирным экономическим форумом, Иран в 2018 году вошел в десятку наихудших стран для женщин(141 место из 149 стран).

Последствия

Еще не успела утихнуть революция, а Хомейни начал воплощать в жизнь дерзновенные экономические планы, суть которых заключалась в создании самообеспечивающихся хозяйств. Но нарушение старых экономических связей не прошло даром и привело к серьезным осложнениям.

Страна нуждалась в иностранном капитале, однако конфискация активов зарубежных банков, мероприятия по ослаблению зависимости иранской промышленности от импорта, государственный контроль над внутренним и внешним рынком сделали республику непривлекательной для деловых кругов Запада.

Режим Хомейни не ограничивался внутригосударственными нововведениями. После прихода к власти шиитское духовенство активно взяло курс на экспорт идей исламской революции. Так, отправленные в Бахрейн представители аятоллы слишком рьяно стали призывать к скорейшей аннексии страны, за что и были немедленно выдворены вон.

В апреле 1980 года поддерживаемые Тегераном шиитские боевики совершили покушение на премьер-министра Ирака Тарика Азиза. Окончательно испортившиеся отношения двух стран привели в итоге к масштабному продолжительному конфликту – самому кровопролитному со времен Второй мировой войны.

Члены

Культурный совет состоит из 41 члена, большинство из которых также занимают другие государственные должности.

  1. Хасан Рухани
  2. Садек Лариджани
  3. Али Лариджани
  4. Али Джаннати
  5. Хасан Хашеми
  6. Ахмад Масджид Джамей
  7. Мохаммад Фархади
  8. Али Асгар Фани
  9. Махмуд Гударзи
  10. Сорена Саттари
  11. Мохаммад Багер Нобахт
  12. Шахиндохт Молаверди
  13. Абдулали Али-Асгари
  14. Мехди Кхамуши
  15. Мохаммад Багер Хорамшад
  16. Мохаммад Мохаммадян
  17. Хамид Тайеби
  18. Кобра Хазали
  19. Хамид Мирзаде
  20. Насролла Пейманфар
  21. Али Аббаспур
  22. Хоссейн Али Шахриари
  1. Ахмад Ахмади
  2. Алиреза Арафи
  3. Хамид Парсания
  4. Голам-Али Хаддад-Адель
  5. Реза Давари Ардакани
  6. Хасан Рахимпур Азгади
  7. Али Шариатмадари
  8. Али Акбар Рашад
  9. Сейед Алиреза Садр Хоссейни
  10. Мохаммад-Реза Ареф
  11. Мохсен Гоми
  12. Мохаммад-Али Ки-Неджад
  13. Мансур Кабганян
  14. Хосейн Качоян
  15. Мехди Гольшани
  16. Махмуд Мохаммади Араги
  17. Мохаммад Реза Мохбер Дезфоли
  18. Садег Ваез-Заде
  19. Али Акбар Велаяти

Переворот 1953 года

Итак, мнение о том, что Мосаддык был демократом и националистом, является большим упрощением, демократом он уж точно не был, и демократически избранным лидером – тоже. Напротив, он устроил, фактически, переворот, ввел чрезвычайное положение и изгнал шаха из Ирана. Итак, разругавшись с союзниками, фактически свергнув монархию, Мосаддык обрел чрезвычайные права. Американцы в феврале 1953 года были очень напуганы, поскольку еще не завершена Корейская война, а Мосаддык уже договорился с местными коммунистами, поддержавшими его на референдуме. Это означало риск коммунизации Ирана. ЦРУ создало план «Аякс», который подразумевал пропаганду против Мосаддыка, распространение слухов, объединение всех противников Мосаддыка, в том числе роялистов, а также ряд провокаций, к примеру, фейковые отряды коммунистов, которые вступили в столкновение с другими партиями. Также, англичане и американцы подкупили ряд религиозных лидеров. В итоге прошли акции протеста с обоих сторон, выступали как противники Мосаддыка, так и его сторонники.

Акция сторонников Мосаддыка в августе 1953 года. Источник – википедия.

Но ключевую роль сыграла позиция военных, которые поддержали шаха и арестовали Мосаддыка, после чего революция Мосаддыка была закончена. Надо сказать, что роль американцев в организации акций и свержении Мосаддыка в любом случае велика, поскольку акциями протеста они создали фон легитимности для военного переворота. Впрочем, классическим переворотом это назвать нельзя. Переворот организовал и сам Мосаддык. В общем, это была борьба за власть, в которой Мосаддык проиграл, в том числе и потому, что задел интересы слишком многих не только внутри страны, но и за ее пределами. Не было это и борьбой демократии против диктатуры, было два варианта авторитаризма – Мосаддык с левыми и вероятной коммунистической поддержкой против шаха с правыми и клириками, с англо-американской уже практической поддержкой. Остается один вариант в пользу Мосаддыка – что это было движение за национальную независимость, но освобождение здесь может пониматься только условно, поскольку Иран не находился ни под чьей оккупацией, а влияние иностранных держав в любом случае снижалось и национализация даже после свержения Мосаддыка не была отменена. Но в любом случае Мосаддык проиграл и был арестован, и до конца своих дней – в 1967 году – находился под домашним арестом в Ахмадабаде.

Арестованный Мосаддык в суде, 1953 год. Источник – Mashruteh.org

Кстати, в 2003 году, в своей речи по поводу завоевания Ирака и свержения Саддама Хуссейна, Буш извинился за поддержку американцами диктаторов на Ближнем Востоке на протяжении десятилетий. Так он косвенно признал участие США в свержении Мосаддыка полувеком ранее, что было официально признано уже десять лет спустя, хотя новостью это не стало.

Ирано-иракская война

Восьмилетняя схватка между Ираном и Ираком(сентябрь 1980 — август 1988) не выявила победителей, однако стала одним из самых кровопролитных и жестоких конфликтов в новейшей истории человечества.

Ее жертвами, по самым скромным оценкам, стали около полумиллиона солдат с обеих сторон и несколько десятков тысяч гражданских лиц. Обоюдная тактикатотальной войны» — с применением химического оружия, траншейных сражений, воздушных налетов, танков и баллистических ракет — породила исторические аналогии с двумя мировыми войнами. При этом ни одной из сторон не удалось добиться своих целей.


Пленные иракские солдаты / Фото: Iranian Historical Photographs Gallery / fouman.com

Спусковым крючком войны стала революция в Иране. После провозглашения там шиитского исламского государства руководитель Ирака Саддам Хусейн(суннит по вероисповеданию) всерьез опасался аналогичного восстания в своей стране. Тем более что Иран стал оказывать поддержку шиитским движениям многих стран, включая Ирак.

Жертвами войны, по самым скромным оценкам, стали около полумиллиона солдат с обеих сторон

Кроме того, конфликт подогрели давние приграничные споры — Багдад заявлял свое право на богатую нефтью иранскую провинцию Хузестан и другие приграничные районы. В сентябре 1980 года Ирак начал военное вторжение в Иран, намереваясь отвоевать эти территории, подавить амбиции режима аятоллы Хомейни и утвердить свое лидерство в Персидском заливе. Однако иранская армия уже на первом этапе войны отвоевала занятые земли, хотя посягнуть на режим Хусейна ей так и не удалось. По итогам восьми лет войны Иран и Ирак вернулись на исходные позиции — спецкомиссия ООН зафиксировала довоенный статус-кво.

Конфликт привел к упадку экономики и резкому снижению уровня жизни в обеих странах, однако идеологически укрепил режимы Хомейни и Хусейна на долгие годы.

Проблемы

Премьер-министр Амир Аббас Ховейда и его кабинет в годовщину реформ, 1974 г.

Земельная реформа, которая была в центре внимания Белой революции, сделала то, что было задумано, ослабила дворян и помещиков. Однако на их месте появилась новая группа коммерческих фермеров, и многим ранее крупным семьям землевладельцев, таким как семья Пехлеви, удалось преобразоваться в этих коммерческих фермеров. Произошла быстрая экспансия мелких землевладельцев, но крестьянство в целом земли не приобрело. Лишь примерно половина сельского населения получила землю, а многие люди, получившие землю, не получили достаточно, чтобы обеспечить себя. Результатом Белой революции стало то, что сельское население можно было разделить на три группы: зажиточные фермеры, мелкие землевладельцы и деревенские рабочие. Первая группа была единственной группой, которая действительно выиграла от земельной реформы, и эта группа состояла из бывших сельских старост, судебных приставов и некоторых бывших помещиков. Вторую группу составили издольщики, получившие не более 10 га земли. Большинство из этих людей в конечном итоге обменяли свою землю на акции государственных кооперативов. Последняя группа вообще не получила земли и выжила в качестве сельскохозяйственных рабочих, чернорабочих или пастухов. Многие из них перебрались на заработки в городские центры.

В конце 1978 года среди иранских фермеров было повсеместное недовольство земельными реформами, которые должны были расширить их возможности. Реформы шаха переоценили грандиозные неэффективные отрасли по сравнению с сельским хозяйством, что привело к чувству небрежности среди фермеров. Неэффективное управление и коррупция привели к растрате многих средств, предназначенных для развития сельского хозяйства. Эмиграция в города привела к большему спросу, чем может удовлетворить производство. Несмотря на то, что реформы превратили многих крестьян в землевладельцев, они потребовали от них таких затрат, как налоги, закупка семян, воды и оборудования, которыми они не были обременены, когда они работали на землевладельцев, а также упразднили предоставляемые услуги, такие как здравоохранение и образование. для них домовладельцы по традиционной системе. Приток сельскохозяйственной продукции из США также сократил долю фермерского рынка.