Кавказская албания

Оглавление

Этнографические группы

Албанцев можно разделить на две основные подгруппы. Они образованы в связи с тем, что этот народ разделяется по языку и обычаям.

  1. Геги – северные албанцы. Они проживают в Косово, Северной Албании, Македонии, Черногории. Это преимущественно мусульмане и католики. У этого народа до сих пор сохранена своеобразная традиция деления на фисы – племенные объединения.
  2. Тоски – южные албанцы. Они населяют Грецию, Южную и Центральную Албанию. Среди них — преимущественно мусульмане и православные.

В ходе политических событий на Балканах из албанского этноса выделились две крупные субэтнические группы, которые сегодня являются самостоятельными и слабо связаны с исторической родиной. Это арнауты – православные албанцы республики Греция и арбеши – албанцы-католики, проживающие на территории Сицилии и Южной Италии.

Учитывая всю полученную информацию, можно ответить на интересующий многих вопрос о том, славяне албанцы или нет. Их этногенез, конечно, запутан. Но не настолько, чтобы не понимать, что к славянам они не имеют отношения.

Исторические сведения

Эта информация как нельзя лучше позволит понять происхождение албанцев. Поэтому с исторических сведений мы и начнем.

Еще во времена неолита территорию заселяли пеласги. Они считаются древнейшим населением Албании. Следы иллирийских племен датируются в источниках вторым тысячелетием до нашей эры. Они жили здесь самоуправляемыми общинами вплоть до VI века.

В южной части государства некогда были образованы греческие поселения, которые также внесли свою лепту в албанскую культуру. Первые государственные формирования были образованы в IV-III вв. до н. э. иллирийскими племенами.

В период с 229-го по 9 г. до н. э. происходила борьба между иллирийскими пиратами и Римской империей. Когда император Тиберий окончательно разбил их, он создал на этом месте область – Иллирию. А уже в I в. н. э. сюда стало постепенно проникать христианство.

Когда Римская империя пала, Иллирия подвергалась нашествию варваров, а именно аваров, гуннов и славян. Они переселялись сюда с востока. В IX-X вв. некоторые части современной Албании, где ранее располагалась византийская фема Диррахий, были захвачены Болгарским царством. Но в 998-1019 гг. оно само оказалось в подчинении Византии.

В 1050 г. северная часть современного государства входит в состав Сербского княжества. В 1180 г. сербы захватили Шкодер, а в 1200-м восточную часть страны покорили болгары. Начиная с 1204 г. в Албании постоянно шли войны, в ходе которых нескончаемое менялась власть: венецианцы, Сербское и Неаполитанское королевство, Эпирское царство.

В период с 1336 по 1355 г. вся территория Албании перешла во власть Сербского королевства под управлением Стефана Душана. В 1381 г. это же попыталась сделать Османская империя. Собственно, и сделала. Под ее властью территория Албании находилась на протяжении пяти столетий. Однако албанцы героически сражались против введения турецких традиций методом периодического проведения народных восстаний.

Султан был свержен в 1908 г. Восстания продолжали проводиться населением, так как албанцы задались целью получить автономию для своего государства. В 1912 году они захватили Эльбасан, Дибру, Пермети и Скопье. Вскоре было объявлено перемирие, в ходе которого албанский народ получил определенную автономию, но закреплена она так и не была. Только в 1912-1913 гг. Великобритания, Италия, Германия, Россия, Австро-Венгрия и Франция признали сначала автономию, а затем и независимость Албании от Турции.

В 1939 году Албания была оккупирована Италией, но в 1941-м создала единую структуру, миссией которой стало ведение освободительной борьбы. А к 1944 г. в качестве временного правительства на данной территории был избран Антифашистский национально-освободительный комитет и введено всеобщее избирательное право. Возглавляемый коммунистами демократический фронт получил 97,7 % голосов – парламентские выборы состоялись в 1945 году. Так, постепенно власть сосредоточилась вокруг Энвера Ходжи. Он был крайне жесток по отношению к своим политическим соперникам.

До 1956 г. Албания с СССР в тандеме действовали в противовес Югославии. Но после XX съезда КПСС было принято решение о политической изоляции. СССР поддерживали отношения только с Румынией и КНР.

В 1968 г. Албания вышла из Варшавского договора из-за своего протеста против советской интервенции в Чехословакию. Таким образом, государство в течение определенного времени находилось в состоянии ожидания войны. Это поспособствовало запрету религии и ношению бороды. Как следствие, в 1967 году Албания была названа атеистическим государством.

В 1985 г. умер Энвер Ходжи, а на его место пришел новый лидер – Рамиз Алия. Свою деятельность он начал с экономических реформ и резкого расширения отношений с другими странами. Коммунистический режим в стране падал в период с 1990-го по 1992 г. У власти попеременно сменялись Социалистическая и Демократические партии.

Исторические флаги

Со времен раннего средневековья официальным символом албанских правителей было красное полотнище с изображением двуглавого орла черного цвета. Древняя национальная символика албанцев имеет византийские корни. Даже на гербе жившего в 15 столетии албанского правителя, народного героя Скандерберга, была изображена двухголовая птица с расправленными крыльями.

Пять последних веков албанцы находились под властью Османской империи, но не забыли свои древние традиции. В 1912 Албания получила автономию, возродила традиционный ярко-красный флаг с рисунком мифической двухголовой птицы с расправленными крыльями. Созданная в 1916 Албанская Республика Корча просуществовавшая всего два года, имела собственное знамя — красный холст с рисунком двуглавого золотисто-черного орла.

В 1928 албанцы возродили монархию. До 1939 знаменем Королевства было ярко-красное полотнище с изображением двухголовой мифической птицы и золотистого шлема с нашлемником в виде козлиной головы. С 1946 на албанской территории установился коммунистический режим (знамя — алый холст с черным орлом и красной 5-конечной звездочкой в желтой окантовке). В 1992 была создана независимая республика, 5-лучевая звезда исчезла с государственного полотнища.

Албанцы: происхождение народа

Этногенез албанского народа крайне сложный и запутанный. Кто такие албанцы? Согласно самой распространенной версии, они являются прямыми наследниками иллирийцев. Это общее название нескольких народностей, населявших некогда Апеннинский и Балканский полуострова. Их прародителем считался Иллирий, персонаж древнегреческой мифологии. Первые письменные источники об иллирийцах датируются VII веком до нашей эры. Считается, что они полностью исчезли после переселения на Балканы славян.

В Албании, Италии, а также в странах бывшей Югославии сосредоточено немало памятников иллирийской культуры. Сам иллирийский язык не сохранился, однако до наших дней дошли отдельные слова, имена и названия населенных пунктов на этом языке. Кстати, топоним «Албания», вероятнее всего, произошел от имени древнего иллирийского племени albanoi, которое упоминалось Птолемеем во втором веке нашей эры.

Многие лингвисты пытались связать современный албанский язык с мертвым иллирийским. Однако к каким-либо однозначным результатам эти попытки пока не привели. Именно поэтому, отвечая на вопрос «кто такие албанцы», ученые выдвигают еще ряд различных гипотез. Например, происхождение этноса нередко связывают с фракийцами или жителями древней Дакии (государства, существовавшего на Балканах до начала второго века и поглощенного впоследствии Римской империей).

Многочисленные генетические исследования лишний раз подтвердили, что албанцы – достаточно обособленный этнос, который, однако, имеет много общего как с балканскими, так и с западноевропейскими народами.

История расследования Кавказской Албании

Место археологических раскопок в Габале — древней столице Албании. Габалинский район , Азербайджан .

В 1926 году Д.М. Шарифов провел археологическое обследование района Ялойлутепе Нухинского уезда , на котором были вскрыты погребения необычной формы и украшены керамикой . Эти раскопки явились началом последующего появления погребений типа Ялойлутепе в разных регионах Азербайджана и Восточной Грузии . Исследование Габалинской крепости было проведено D.Sharifov совместно с IMJafarzade, KAKlementyev и R.Efendiyev в том же году, в результате чего описания археологических состояния первой столицы албанского государства было опубликовано D.Sharifov.

Основная часть раскопок и исследований могильников кувшинов в Мингячевире и других районах проводилась Т.И. Голубкиной, исследовавшей вопрос о керамике зооморфизма в Мингячевире, следах на керамике и различных раскопках. В раскопках Мингячевира и исследовании его памятников в разное время принимали участие Ю.А. Пахомов , Н.В. Минкевич-Мустафаева, Р.М. Ваидов, В.П.Фоменко, Г.М.Асланов и К.М. Памятники материальной культуры Албании нашли такой многосторонний исследователь , как YAPakhomov, ценные произведения о нумизматике в Кавказе были известны: шесть изданий были посвящены денежными сокровища, которые были основаны на территории Азербайджана. Яровские захоронения в Мингячевире и других уездах, оборонительные стены периода Сасанидов на территории Албании, римская вязь на Беюк Даш ( Гобустан ), албанские резные камни отмечены также Я.А. Пахомовым. Различные статьи, посвященные интересным горелкам из керамики, обнаруженным в Мингячевире, а также вопросы о датировке кувшинных и наземных захоронений и своеобразных кувшинов в виде сапог, обнаруженных в более ранних захоронениях Мингячевира, были написаны ГИИоне. Отдельным памятникам посвящены различные произведения З.И. Ямпольского — первая латинская надпись , найденная в Азербайджане в 1848 году, каменный памятник, найденный в Шамахинском районе и другие.

Работа OSIsmizade — «Культура Ялойлутепе», названная первой успешной работой по обобщению историко-археологического материала о культуре Ялойлутепе и опубликованная в 1956 году, считается первой попыткой археологического исследования и обобщения материальной культуры Кавказской Албании. После него появляется ряд исследований, посвященных археологической культуре Кавказской Албании. Следует отметить большое монографическое исследование археологов Мингечевира — Г.М. Асланова, Р.М. Вайдова и Г.И. Ионе, в котором было исследовано большое количество раскопок медного и бронзового веков . Тогда появились работы Камиллы Тревер, внесшей большой вклад в изучение культуры Кавказской Албании.

Интересны исследования Р. М. Вахидова и З. И. Ямпольского, посвященные материальной и религиозной культуре Кавказской Албании. В работе Р.М. Вахидова был освещен круг вопросов, связанных с материальной и религиозной жизнью Мингячевира за рубежом, в III-VIII вв., Виды хозяйствования, строительства, ремесла, погребения, эпиграфические памятники древнего Мингячевира. Особо оценивались факты о производстве стекла, керамики и других ремесел. В 60-е годы защищен ряд диссертаций историков и археологов Азербайджанской ССР, посвященных различным этапам развития культуры Кавказской Албании. В частности, можно назвать работы Г.М.Асланова, И.А.Бабаева, А.Б. Нуриева, посвященные ювелирному делу, глиптике и стеклу. Но в этих работах не рассматривались художественные особенности археологических материалов, не прослеживались развитие художественных форм и влияние на них конкретных религиозных представлений древних эпох, не анализировались вопросы периодизации развития искусств Кавказской Албании и другие вопросы. Н.И.Рзаев начал проработку этого вопроса, в результате чего была опубликована монография, посвященная керамике Кавказской Албании.

Дагестан в составе Кавказской Албании

Исторические процессы сложились так, что примерно в 5 веке Кавказская Албания вошла в состав государства Сасанидов (Персии или Иран по-современному). То есть оно уже не было независимым, но существовало как отдельный регион. В это время к Кавказской Албании добавились территории до Каспийского моря, а на севере по побережью дошла до Дербента.

Дербент — служил границей между Азией и Европой. Дербент тогда назывался Чол, и примерно тогда же шахиншах сасанидский Йездигерд II начал строить здесь крепость из сырца и назвал её Шахристан. А еще примерно через 50 лет Хосров I Ануширван построил заново стены из камня и стал назваться город — Дербент (Дарбанд – ворота, узел).

С 8-го по 10 век Кавказская Албания то обретала ненадолго независимость, то входила либо в состав Империи Сасанидов либо в Арабский Халифат, либо других государств распространявших досюда своё влияние. К концу 10 века Албания как единый регион перестал существовать. Земли поделились между Кавказскими князьями и ханами, а народы пошли по самостоятельным путям развития культуры и религии.

[править] Источники

  1. , с. 170
  2. Очерки истории Грузии. — Тбилиси: Мецниереба, 1989. — Т. 1. — С. 268-269.
  3. ↑ , с. 224
  4. Юшков С. В. К вопросу о границах древней Албании // Исторические записки. — М.: Изд-во АН СССР, 1937. — Т. 1. — С. 131.
  5. , с. 27
  6. , с. 63
  7. , с. 7, 52-53
  8. , с. 52
  9. , с. 52, 54
  10. , с. 7, 94-95
  11. Манандян Я. А. Круговой путь Помпея в Закавказья // Вестник древней истории. — 1939. — № 4. — С. 74-75.
  12. , с. 64-65
  13. , с. 8-9, 56
  14. ↑ , с. 65
  15. ↑ , с. 58
  16. ↑ , с. 441
  17. ↑ , с. 59
  18. , с. 37
  19. Крымский А. Е. Страницы из истории Северного или Кавказского Азербейджана (Классической Албании) // Сергею Фёдоровичу Ольденбургу. К пятидесятилетию научно-общественной деятельности. 1882 — 1932. Сборник статей. — Л.: Изд-во АН СССР, 1934. — С. 289.
  20. Крымский А. Е. Страницы из истории Северного или Кавказского Азербейджана (Классической Албании) // Сергею Фёдоровичу Ольденбургу. К пятидесятилетию научно-общественной деятельности. 1882 — 1932. Сборник статей. — Л.: Изд-во АН СССР, 1934. — С. 289-290.
  21. Очерки истории Грузии. — Тбилиси: Мецниереба, 1989. — Т. 1. — С. 268.
  22. ↑ , с. 45
  23. Муравьев С. Н. Заметки по исторической географии Закавказья. Плиний о населении Кавказа // Вестник Древней истории. — М.: Наука, 1988. — № 1. — С. 156, 157.
  24. , с. 45-46
  25. Кобычев В. П. Некоторые вопрос этногенеза и ранней этнической истории народов Кавказа: финно-угры на Кавказе // Кавказский этнографический сборник. — М.: Наука, 1989. — Т. 9. — С. 14.
  26. Юшков С. В. К вопросу о границах древней Албании // Исторические записки. — М.: Изд-во АН СССР, 1937. — Т. 1. — С. 133.
  27. , с. 46
  28. Юшков С. В. К вопросу о границах древней Албании // Исторические записки. — М.: Изд-во АН СССР, 1937. — Т. 1. — С. 143.
  29. Юшков С. В. К вопросу о границах древней Албании // Исторические записки. — М.: Изд-во АН СССР, 1937. — Т. 1. — С. 143-144.
  30. , с. 28
  31. ↑ , с. 44
  32. Струве В. В., Белявский В. А., Ломоури Н. Ю. К. В. Тревер, Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. — VII в. н. э. // Вестник Древней истории. — Изд-во АН СССР, 1960. — № 3. — С. 176.
  33. , с. 303-304
  34. , с. 40
  35. Очерки истории Грузии. — Тбилиси: Мецниереба, 1989. — Т. 1. — С. 269.

Исследования и знакомства

Предметы, найденные на месте церкви, датируются концом 4000 г. до н.э. — началом 3000 г. до н.э.

В 2000–2003 годах Министерство иностранных дел Норвегии финансировало совместный проект Азербайджанского архитектурно-строительного университета и Норвежского гуманитарного предприятия по археологическим исследованиям и реставрации церкви Киш. Д-р Вилаят Каримов из Бакинского Института археологии и этнографии выполнял функции директора раскопок, а советником по археологии проекта был Й. Бьёрнар Сторфьелл . Радиоуглеродный анализ различных объектов, найденных на этом участке, показал, что культовое место, обнаруженное под алтарем церкви, датируется примерно 3000 г. до н.э., а строительство существующего церковного здания датируется примерно XII веком (990–1160 гг. Нашей эры).

Существующее здание церкви нельзя датировать временами святого Елисея, но археологические свидетельства показывают, что церковь расположена на древнем культовом месте. Маловероятно, чтобы Святой Елисей построил на Кише церковь в современном понимании этого слова. Даже если этот человек действительно существовал, вполне вероятно, что он построил только алтарь или использовал существующее языческое культовое сооружение.

Бьёрнар Сторфьель заявил, что есть явные доказательства того, что эта церковь была построена как диофизитская . Раскопки показали, что церковь представляла собой два разных периода использования с двумя разными уровнями этажа. Согласно Сторфьеллу, поскольку архитектура апсиды первоначальной церкви в Кише предполагает диофизитскую христологию , и поскольку Грузинская церковь была единственной диофизитской церковью, существовавшей на Кавказе в период позднего средневековья, кажется разумным предположить, что Кишская церковь была построена как грузинская церковь и позже была захвачена монофизитами .

Святой Варфоломей

Согласно архиепископу VI века и историку Святому Софронию Кипрскому, в 71 году апостол Варфоломей проповедовал христианство в городе Албана или Албанополисе, который сегодня связан с Баку или Дербентом , которые расположены на берегу Каспийского моря . Св. Варфоломею удалось обратить в свою веру даже членов местной королевской семьи, которые поклонялись идолу Астароту , но позже приняли мученическую смерть, содрав кожу с него живьем и распяли по приказу языческого царя Астиага. Останки святого Варфоломея были тайно перевезены в Месопотамию . В начале XIX века, когда Русская Православная Церковь утвердилась на Южном Кавказе , на месте старой кавказской албанской церкви в Баку у Девичьей башни, которая считалась местом св. Варфоломея, была построена часовня. мученичество. Часовня была снесена в советское время, в 1936 году, в разгар большевистской кампании против религии.

Население Албании

По данным переписи 1990, численность населения составляла 3,2 млн чел. В течение последних 10 лет демографическая ситуация претерпела значительные изменения. Св. 35% сельского населения покинуло места своего обитания, устремившись в поисках лучшей доли в города, в основном в крупные (Тирана, Шкодер, Корча, Влёра, Дуррес, Эльбасан). Наряду с внутренней миграцией имела место и массовая эмиграция.

Только по официальным данным, в 1990-е гг. были вынуждены эмигрировать более 600 тыс. албанцев. Большая часть из них уехала в соседние Грецию (400 тыс.) и Италию (150 тыс.), в которых они могли рассчитывать как минимум на заработную плату (700 долл.), в 20 раз превышавшую средний ежемесячный доход на родине (35 долл.). Причём 83% эмигрантов составляли молодые люди в возрасте 20—35 лет. Албанию покинуло 31,5% представителей её интеллигенции.

Согласно переписи 2001, вместо прогнозируемого роста численности населения страны на 22% было отмечено его сокращение на 3%.

Национальный состав населения страны характеризовался устойчивой однородностью, 95% составляли албанцы, 3% — греческое национальное меньшинство, 2% приходилось на представителей других национальностей (главным образом сербов, черногорцев, македонцев).

Коротко об Албании и где она находится

Албания — небольшая страна находится в юго-восточной части Европы, на побережье Адриатического моря. Граничит на севере с Черногорией и Косово, на востоке — с Македонией, на юге — с Грецией. На юго-западе страну омывают воды Ионического моря а на западе – воды Адриатического моря. Численность населения Албании — около 3 миллионов человек.

Албания на карте мира

Что нужно знать туристу об Албании

Столица Албании – город Тирана.

Популярные курорты Албании – «Ривьера цветов» на побережье Ионического моря, города Саранда, Дуррес.

Стоит помнить при поездке в эту страну, что здесь качание головы из стороны в сторону означает положительный ответ, а кивок – отрицательный.

Время в Албании отстает от московского на 2 часа.

Климат в Албании

В стране два климатических пояса: умеренный и субтропический. Летом сухо и жарко, зимой влажно и прохладно. Осадков выпадает мало, большая часть – весной и осенью. В горах осадки более часты.

Шопинг

Из Албании туристы везут серебряные и медные изделия, которые здесь имеют довольно демократическую цену. Славится страна также своими коврами, качественными керамическими изделиями.

Обязательно торгуйтесь! Даже в такси можно снизить цену на услуги. Довольно охотно в стране принимают американские доллары.

Кухня

Большинство блюд в Албании готовится из мяса (говядина, баранина), рыбы (карп, форель) и овощей. Большое влияние на албанскую оказала греческая, славянская, турецкая кухня.

Попробуйте национальные блюда фаргеса-тирана, кукуреч, шиш-кебаб, сладкие рисовые пирожки, мороженое акуллоре. Летом вас угостят таратором, огуречным супом.

В Албании пьют очень крепкий кофе. Стоит помнить об этом, заказывая его в местных ресторанчиках.

Что касается алкоголя, то наиболее хороши здесь белые сорта вин. Любителям более крепких напитков понравится местное бренди, настойка фернет на травах, фруктовые ликеры.

Визы

Если вы гражданин РФ и хотите посетить Албанию с 30 мая по 31 октября, виза вам не понадобится (частный визит в этот период возможен на срок до 90 дней).

Если вы едете в эту страну в другое время, но имеете шенгенскую визу категории С или национальную визу категории D любой страны Шенгенского соглашения, албанская виза вам тоже не нужна. В любом другом случае заранее оформите соответствующую визу.

Связь

В Албании есть два основных оператора сотовой связи: Vodafone и AMC Mobile. Но покрытие пока не очень большое – крупные города и побережье. Впрочем, развивается данный сектор довольно быстро. Стандарт сотовой связи — GSM 900/1800.

Телефонный аппарат для международного звонка найти крайне сложно, ели вы находитесь не в одном из крупных городов страны, для этого лучше обратиться на переговорный пункт. Разговор с российскими родственниками и друзьями будет стоить около 1 доллара за минуту.

Чтобы позвонить в Россию, нужно набрать 00 – 7 – код города – номер телефона абонента.

В Интернет доступ осуществляется при помощи провайдеров Albania Online и Adanet. Количество интернет-кафе ограничено, хотя и продолжает расти.

Валюта Албании

Валюта Албании — Албанский лек. Равен 100 киндаркам. Банкноты по 100, 200, 500, 1000, 5000 лек, монеты по 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 леков.

Банкноты разного года выпуска одного номинала могут различаться меж собой.

На территории Албании можно пользоваться евро и американскими долларами. Валюта обменивается в банках, пунктах обмена, отелях и на рынках обмена валют близ банков и почтовых отделений (и в этом нет ничего противозаконного).

Банки в основном работают с 8.00 по 16.00, выходные – суббота и воскресенье.

Кредитные карты распространены мало, поэтому лучший способ расчета – наличные.

Легенда о происхождении албанского царского рода[править | править код]

Генеалогическую легенду о происхождении царского рода Албании — Арраншахиков — сообщает Мовсес Каланкатуаци, пересказывая при этом Мовсеса Хоренаци. Суть ее в том, что эпоним Албании Арран был назначен править этим районом армянским царем Валаршаком (мифический родоначальник армянских Аршакидов). Этот Арран, согласно легенде, был потомком родоначальника соседней армянской области Сюник, Сисака, который в свою очередь являлся потомком родоначальника армян Хайка, а через него — сына Ноя Иафета. Легенда, таким образом, связывает происхождение албанской государственности с Великой Арменией, причем в первоначальном варианте (у Хоренаци) она просто рассматривает управляемые Арраншахиками земли как часть Армении

Культура Кавказской Албании

Письменные источники уже античных времен сообщают о занятии земледелием, ремёслами и скотоводством. Видимо народ достиг хороших результатов, что способствовало развитию торговли.

Ямы с кувшинами для хранения зерна, следовательно, гончарное ремесло, ручные мельницы, бронзовые и серебряные предметы утвари, изделия из стекла, ювелирные изделия — всё это богатые археологические находки той эпохи.

Отдельное внимание монетам. Их много как своих албанских, так и из других стран

Это говорит о том, что чеканилась своя единая для страны деньги, так и то, что активно велась торговля с соседями.

Благодаря хорошо развитой архитектуре до наших дней сохранилось немало объектов. В основном это храмы. Есть языческие, но большей частью христианские на стенах, которых остались надписи – свидетельство о наличии письменности. К сожалению, отдельных письменных источников нет, но есть упоминания о том, что они были. Албанская письменность появилась с приходом христианства, так адаптировалась новая религия. А потом она заменилась на армянскую письменность.

Религия

В период СССР проводились обширные археологические исследования в Кабале, Чухур-Габале, Топрах-кале, Мингечауре и еще много где.

Они дали информацию, что население в начале формирования государства было языческим, поклонялись Гелиосу — богу Солнцу, Селене – богине Луны и Зевсу – богу Неба, а главным божеством была богиня Луны. С 3 по 5 век, повсеместной религией становится христианство. А с появлением ислама и арабскими завоеваниями часть территорий переходит ислам. Это происходит, начиная где-то с 7 века.

Я даю простые цифры, но за ними скрываются сложные и длительные процессы и судьбы народов. Разобраться в которых под силу только целеустремлённым, мотивированным людям.

Расположение

Албания, официальное название Республика Албания, находится в западной части Балканского полуострова. На западе граничит с Адриатическим морем, а в восточной части страны преобладают горы. Горный массив, который простирается с севера на юг, является продолжением Динарских Альп и охватывает почти две трети поверхности страны. Албанские Альпы образуют северную часть, где расположена самая высокая точка страны, Кораб, которая составляет 2754 метра.

Район расположен на тектоническом разломе, который вызывает частые землетрясения иногда разрушительные. В некоторых районах низменности, представляющие собой широкие равнины побережья, протяжённостью не более 60 км, являются болотистыми в некоторых районах, однако, наиболее плодородные районы составляют значительную часть сельскохозяйственных земель страны.

Государственная форма правления – парламентская республика, глава государства — президент, а административные округа включают 36 округов и один муниципалитет.

Национальный праздник – 28 ноября, а именно: годовщина независимости в 1912 году и освобождение Албании в 1944 году.

Официальный язык – албанский, на котором говорят 98% населения. Это изолированный язык индоевропейской семьи, считающийся потомком фракийского языка. В Албании, также есть говорящие на румынском, болгарском, греческом, македонском, турецком языках.

В 1991 году закончилась 45-летняя эра Албании как коммунистической народной республики. Коммунистический режим характеризовался строгой плановой экономикой, изоляцией и значительным контролем над населением. Переход к демократии и рыночной экономике был трудным и временами бурным. Страна борется с коррупцией, высоким уровнем безработицы и организованной преступностью.

Албания находилась под властью Османской империи в период с 1468 по 1912 год, затем стала независимой республикой, затем монархией с 1928 года, затем под итальянской, а затем немецкой оккупацией в период 1939–1944 годов и народной республикой в 1946–1991 годах.

Название Албания встречается в письменах времен греческого географа Клавдия Птолемея около 200 года. Национальный гимн Албании – Rreth flamurit të përbashkuar (Флаг, объединяющий нас).

Албания, занимает 28 748 квадратных километров. Крутые горные цепи покрывают большую часть страны. Самые высокие горы – Кораб (2764 метра над уровнем моря) и Майя Езерце (2694 метра над уровнем моря). В стране большие запасы полезных ископаемых.

В Албании холодная зима с осадками и жаркое сухое лето с большим количеством осадков внутри страны, где зимой также много снега.

Христианство как государственная религия[править | править код]

Албаны верили, что христианство в их землю занёс Елише (Святой Елисей), ученик апостола Фаддея, претерпевший там же мученичество. Фактически христианство стало государственной религией Албании в начале IV в., когда царь Урнайр был крещён в Армении просветителем этой страны св. Григорием. Григорий назначил епископом Албании и Иберии своего 15-летнего внука, тоже Григория, который, однако, вскоре был убит язычниками.

Албанская церковь, возглавлявшаяся автокефальным католикосом (первым католикосом был умерший в Абас), была тесно связана с армянской. На соборе г. была заключена церковная уния между двумя церквями, и албанский (Агванский) католикосат стал подразделением армянской церкви. Агванский католикосат просуществовал до г.; армянский язык оставался богослужебным языком удин (потомков албанов) до конца ХХ века.

Что за народ албанцы?

Их можно назвать уникальными. Впрочем, как и любой другой народ. Ведь каждый имеет свои особенности, даже странности. Например, у албанцев положительный кивок головой означает отрицание. А если вы откажетесь выпить с ними кофе, то очень сильно обидите их

Ведь для албанцев это очень важно. Для них выпить кофе – целый ритуал и добрая традиция

Что за народ албанцы? Это добрые, отзывчивые и общительные люди, которые выделяются многогранной бытовой культурой. В этногенезе до сих пор кроется много тайн, недомолвок, а также активно ведутся споры относительно происхождения народа. Поэтому еще более удивительным кажется тот факт, что им удалось накопить столь необычные, интересные и разнообразные традиции, касающиеся народных костюмов, обустройства жилья, кухни, архитектуры и, конечно, процесса бракосочетания и семьи в целом. Эти все мелочи как нельзя лучше отражают, что за народ албанцы.

Судьба Кавказской Албании

В самом конце IV века в Закавказье вторгаются гунны, а в V веке – тюрки. Их нашествия не пощадили и Албанию. В то же время в Албании усиливается влияние Персии, христианство частично вытесняется зороастризмом, а в середине V века персы включают Албанию в свою империю. Однако в конце V века в результате восстания независимость Албании была восстановлена.

Но в конце VI века Албания снова оказывается ареной борьбы между Персией и Хазарией. Разгром Персии арабами лишь ухудшил положение Албании. Она также оставалась театром военных действий великих держав, а на смену зороастризму пришёл ислам. Время от времени Албания восстанавливала независимость, но в начале VIII века её государственность была окончательно ликвидирована арабами.