Оглавление
Правители Караханидского государства[править | править код]
Хаканы Караханидского государстваправить | править код
- Бильге Кюль Кадыр Арслан-хан (840—893)
- Базир Арслан-хан (893—920)
- Огулчак Арслан-хан (893—940)
- Сатук Богра-хан — хакан (942—955)
- Муса Байташ Бугра-хан — хакан (955—970)
- Харун Бугра-хан — хакан (970—993)
- Хасан Али I — хакан (993—998)
Ханы Западно-Караханидского ханстваправить | править код
- Насри ибн Али — хан (999—1012)
- Ахмад — хан (1012—1016)
- Мухаммед — хан (1016—1024)
- Али-тегин — хан (1024—1034)
- Юсуф — хан (1034)
- Хусейн (1034—1040)
- Ибрахим б. Наср Табгач-хан (1040—1068)
- Шамс аль мульк — хан (1068—1080)
- Хызр-хан — хан (1080—1087)
- Ахмед-хан б. Хызр — хан (1087—1095)
- Махмуд-хан — хан (1095—1097)
- Сулеймен-тегин — хан (1097—1098)
- Джибраил Кадыр-хан — хан (1098—1102)
- Мухаммед-тегин — хан (1102—1129)
- Наср III — хан (1129)
- Ахмад-хан — хан (1129—1130, 1132)
- Ибрахим II Богра-хан — хан (1130—1132, 1141—1156)
- Махмуд-хан III — хан (1132—1141)
- Али — хан (1156—1190)
- Масуд — хан (1163—1178)
- Ибрахим III Богра-хан — хан (1178—1201)
- Осман — хан (1201—1212)
Ханы Восточно-Караханидского ханстваправить | править код
- Сулеймен Арслан-хан — хан (1042—1055)
- Мухаммед II Богра-хан — хан (1055—1057)
- Ибрахим I Богра-хан — хан (1057—1059)
- Махмуд — хан (1059—1074)
- Омар — хан (1074—1075)
- Харун II Богра-хан — хан (1075—1102)
- Джибраил Кадыр-хан — хан (1102—1103)
- Ахмед Арслан-хан — хан (1103—1130)
- Ибрахим II Богра-хан — хан (1130—1156)
- Мухаммед III Богра-хан — хан (ок. 1156—1180)
- Юсуф II Тамгач-хан — хан 1180—1205)
- Мухаммед IV Богра-хан — хан (1205—1211)
Возвышение, иерархия и исламизация
Мало что известно и много обсуждается о происхождении династии . Связь с древнетюркским кланом Ашина возможна, но преобладающее мнение относит правителей к ветви карлукенов или указывает на тесную связь между племенной конфедерацией карлукенов и группой ягма. Карлукенская конфедерация предположительно была разделена на девять групп разного происхождения, включая Чигил и Тукси. Б. Остатки старых турецких групп. Ягма, группа, первоначально относившаяся к Токуз-огузену , которая в X веке распространилась по различным районам Туркестана, аналогично Карлукену , была тесно связана с карлукенами.
Центр власти — «Кара-Орда» — из линейчатых степных районов между Балхашем на западе и бассейне Тарима на востоке был Баласагун , город с Sogdian- жителями Турции близ Токмака в Кыргызской Tschüi долине. Отсюда главный хан правил непосредственно восточной частью империи, а западные владения, в которые первоначально входили Кашгар и Талас, подчинялись подчиненному хану. Сложная иерархия, которая знала еще больше рангов и подчиненных, обеспечивала всем членам семьи мужского пола их долю власти. Со смертью высшего князя низшие поднялись. Распространенные здесь титулы включали, например, типичные сочинения из Арслана (= «лев», тотем Чигила) или Бугры (= «самец верблюда») и Хана, Илека (Илиг) или Тегина .
Как правитель западной части вокруг Кашгара и Таласа некий Сатук (ум. 955) носил титул «Бугра-хан». Согласно традиции багдадской историографии, воспроизведенной Мунедшимбаши (ум. 1702) , именно он обратился в ислам как первый представитель своего пола в середине 10 века. Говорят, что после своего обращения Сатук получил фетву (исламское юридическое заключение), которая позволила ему убить своего все еще языческого отца. Когда он заменил его, он продолжил исламизацию своего народа. Говорят, что священнослужитель из Нишапура по имени Абу аль-Хасан Мухаммад ибн Суфьян аль-Каламати сыграл роль в этом; он умер в 961 году при ханском дворе. Когда отношения с Трансоксанией улучшились , власть Сатука и его родственников, вскоре все мусульмане, возросла.
Основание империи в Трансоксании
В 992 году внук Сатука, Харун Бугра-хан, захватил Бухару, в том числе с согласия знати и духовенства, и изгнал персидских Саманидов . Жители Бухары спросили своих ученых-правоведов, стоит ли им драться, и получили интересный ответ: «Когда ханский народ ссорится (с Саманидами) из-за религии, с ними обязательно воевать. А когда дело касается мирских дел, мусульманам запрещено убивать. Образ жизни этого племени прекрасен, и их вера правильная, и лучше держаться подальше от ссоры ». Но хан заболел в Бухаре и умер в том же году на обратном пути в Восточный Туркестан, после чего Трансоксания снова пала перед Саманидами. .
Лишь 23 октября 999 г. караханид Арслан-Илек Наср, частичный правитель Осгона в Ферганской долине (годы правления 996-1013 гг.), Снова оккупировал Бухару, не встречая никакого сопротивления. Эмир Саманидов Абд аль-Малик II и его семья были схвачены и депортированы в Осгон. Саманидский князь по имени Исмаил бежал, но его борьба за восстановление империи (до 1005 г.) была тщетной. Караханиды снова завоевали Самарканд и всю Трансоксанию до Амударьи , о которой они согласились в 1001 году в качестве имперской границы с Махмудом Газни (годы правления 998-1030), еще одним могущественным противником Саманидов. Брачный союз Караханидов и Газневидов также был заключен, но просуществовал недолго.
Биография
В исторической литературе устойчиво мнение, что Сатук Богра-хан был первым из тюркских правителей, принявших ислам, хотя «ни о его правлении вообще, ни о его обращении в ислам нет никаких достоверных известий». Обширные сведения о его биографии, содержащиеся в поздних копиях с утерянной рукописи, датируемой предположительно концом XV — началом XVI века, «Тазкира-йи Богра-хан» («Память Богра-хану»), «носят бесспорно легендарный характер».
Согласно этим легендарным сведениям, Сатук был сыном покойного кагана Базыр Арслан-хана, внуком самопровозглашённого кагана Бильге Кюль Кадыр-хана, возглавлявших борьбу части карлукских племён с исламским государством Саманидов. После смерти отца Сатук жил при дворе своего дяди, Огулчака, в Кашгаре.
В расположенном на торговых путях Кашгаре часто останавливались караваны купцов-мусульман, также в Кашгаре укрывались политические беженцы из саманидской знати, — общение с ними постепенно склонило Сатука к их вере; боясь своего дяди, он принял и исповедовал ислам тайно, до 25 лет, когда, с помощью близких ему единоверцев и при поддержке саманидских проповедников и вельмож, заявил о своих природных правах на кашгарский престол и сверг власть своего дяди.
Через несколько лет, укрепившись в Кашгаре, Сатук Богра-хан предпринял поход в земли своих предков, карлуков, и захватил их столицу — Баласагун (942). Здесь Сатук объявил своё имя, принятое им при обращении в ислам — Абдулькарим, и принял титул кагана всех тюрков, назвавшись, как и его прадед, Кара-хакан (или Кара-хан, что по-тюркски значит не только «чёрный», но и «сильнейший» хан).
Временно вражда между саманидами и кочевниками Семиречья прекратилась. До своей смерти (955) Сатук Богра-хан успел объединить разрозненные уделы и племена распавшегося карлукского каганата, положив начало просвещению (то есть исламизации) тюрков. Действия Сатука воспринимались мусульманской частью его подданных как «священная война» против «неверных», отчего в некоторых источниках к его имени прилагется эпитет «гази». Его сын и наследник, Муса Байташ Бугра-хан, закончил дело отца, объявив ислам государственной религией. — Так, сверяясь с другими источниками, можно заключить из легендарных сведений, содержащихся в дастане «Тазкира-йи Богра-хан», «установить же, лежат ли в основе легенд о Сатуке какие-либо исторические факты, невозможно».
Могила Сатука Богра-хана, как верят, находится в Артуше, чуть севернее Кашгара, почитается как святыня и многие столетия служит местом паломничества мусульман.
Версии происхождения
Происхождение по версии самих Караханидов
Как отмечал крупнейший и общепризнанный специалист по истории Караханидов Б. Кочнев, сами Караханиды причисляли себя к потомкам легендарного царя Турана — Афрасиаба и свою династию именовали «ал-Афрасиаб» — род Афрасиаба, в то время как в рукописных источниках их называют Ханидами или Хаканидами. Эту интерпретацию истории отмечал и американский специалист по истории Караханидов Роберт Данкофф, который писал, что Караханиды считали, что настоящее имя Афрасиаба звучало как Алп Эр тунга.
Версии разных авторов
Происхождение караханидов неясно. Существует две основные версии их происхождения: уйгурская и карлукская.
Ж. Дегинь, Х. Френ, Ф. Рено, Э. В. Бретшнейдер и В. В. Радлов поддерживали версию уйгурского происхождения. В. В. Григорьев, П. И. Лерх, Ф. Гренар и Э. Шаванн полагали, что они были карлуками. Традиционно этногенез собственно уйгуров и карлуков соответственно связывают с тюркскими племенами теле и тюркютами. При этом существует мнение, согласно которому уйгуры (ойхоры) и тюркюты имели монгольское происхождение.
Основываясь на сообщении ал-Масуди, С. Г. Кляшторный пишет о связи караханидов с Ашина. По версии Исянгулова принимая титул «Кара-хан», караханиды намекали на свою генеалогическую связь с древнетюркской династией Ашина, имевшей юрт севернее Семиречья.
По одной из версий, караханиды имели тюрко-монгольское происхождение. Как полагают некоторые авторы, в начале одиннадцатого века Саманидов в Персии и Центральной Азии сменили караханид-монголы.
Примечания[править | править код]
- Изначально в Баласагуне находилась резиденция правителя племени чигиль, который носил титул Арслан-хан («арслан» — лев — это тотем чигилей). Впоследствии, Баласагун стал одной из трёх столиц государства (940—1040), а затем (вплоть до 1130 года) и столицей Восточно-караханидского ханства.
- Изначально в Кашгаре находилась резиденция правителя племени ягма, который носил титул Богра-хан («богра» — верблюд — это тотем ягма). Впоследствии, Кашгар стал одной из трёх столиц государства 940—1040), а затем (1130—1211) и столицей Восточно-караханидского ханства.
- Столица Западно-караханидского ханства.
- Узгенд изначально являлся «родовым поместьем» «Алидов» (т. е. потомков Али Арслан-хана). Одна из трёх столиц государства. Статус столицы Узгенду давался крайне редко и при отдельных ханах (например при Насре I ибн Али или при его сыне Мухаммаде I ибн Насре). После смерти Насра I (1012 год) город находился то в руках «Алидов», то в руках «Хасанидов» (т. е. потомков Хасана Богра-хана). Статус столицы государства (уже Восточно-караханидского) город восстановил лишь в 1141 году при хане Хусейне ибн Мухаммаде (1141—1156)
- персидский язык («забани фарсӣ дари» или «забани фарси») имел статус языка «межнационального общения».
- Караханидский (Караханидский, хаканский, буграханский) язык имел статус «официального» языка на территории Караханидского государства и был распространён повсеместно.
- Golden, Peter. B. (1990), The Karakhanids and Early Islam, in Sinor, Denis, The Cambridge History of Early Inner Asia, Cambridge University Press, с. 354, ISBN 0-521-2-4304-1
- Кочнев Б. Д. Караханидский каганат // Очерки по истории государственности Узбекистана. — Ташкент: Шарк, 2001. — С. 65—66.
- Robert Dankoff. . vlib.iue.it. Дата обращения: 25 марта 2020.
- Сводку о происхождении династии см.: Pritsak O., 1953.
- Вопросы титулатуры и феодальной иерархии, а также все прочие нумизматические данные для ранней истории Караханидов наиболее подробно рассмотрены в работах: Vasmer. R., 1930; Pritsak O., 1953; Фёдоров М. Н., 1965.
- Pritsak O., 1953.
- ↑ Кочнев Б. Д., «Нумизматическая история Караханидского каганата (991—1309 гг.)», с. 147.
- Однако, у учёных нет единого мнения по этому вопросу; существует также версия, что в основе названия рода лежит прозвище Сатука (Абд ал-Карима) Богра-хана (982—998) — первого хана принявшего ислам. См., например, Peter B., 1990, Pritsak O., 1953.
- Н.П. Подушкин, А.Н. Подушкин Очерки по истории и культуре Казахстана. Университет «Мирас». — 2003
- Гафуров Б. Г., 1958.
- ↑ Караханидов эпохи искусство // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0.
- Кочнев Б. Д., Нумизматическая история Караханидского каганата (991—1209 гг.). Москва «София», 2006, с.243-244
- Кочнев Б. Д., Нумизматическая история Караханидского каганата (991—1211 гг.). Москва «София», 2006, с.58.
- Кочнев Б.Д., Караханидские монеты: источниковедческое и историческое исследование. Автореферат-диссертация доктора исторических наук, Москва, 1993 год, с. 11
- , p. 62—66.
- Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Сочинения. Т.I. М., 1963, с.378.
- Грене Ф., Карев Ю.В., Исамиддинов М., Археологические работы на городище Афрасиаб//Вестник МИЦАИ, выпуск 1, 2005 год, с. 34
- ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ТЮРКОВ В ЛИТВЕ. Сборник научных статей международной конференции. Vilniaus universiteto leidykla VILNIUS 2014, с.157-160
- Боровков, А.К. Лексика среднеазиатского тефсира: XII-XIII вв. М., 1963
- Перевод[уточнить] Михаила Девлеткамова — Девлеткамов М. И. Тюркский энциклопедист // Газета «Ракурс», 2011. — № 22.
- Introduction to The Jawami u’l-hikayat wa Lawami’ur-riwayat of Sadidu’u-din Muhammad al-Awfi by Muhammad Nizamu’d-din. London: Luzac & Co, 1929
Правители уделов, сложившихся на территории Западного каганата (1141—1212)
Титул: хан (хакан).
По чекану монет,,:
Стол. Уздженд (= Узканд= Узген).
- Тогрыл хан Хусайн б. Хасан (известен на дирхамах без выпускных сведений)
- Арслан хан/хакан Ибрахим б. Хусайн (известен на дирхамах между 559—574/1163-1178)
- Кадыр хан/хакан Ахмад б. Ибрахим (известен на дирхамах между 574—607/1178-1210)
- Куч Арслан хакан Махмуд б. Ахмад (известен на дирхамах 607—609/1210-1212)
Стол. Касан
- Тогрыл хакан Наср б. Хусайн (известен по дирхаму 564/1168-69)
- Тогрыл хан Мухаммад б. Наср (известен по дирхамам 578—598/1182-1202)
- Улуг Тогрыл-хан (известен по дирхаму 605/1208-09)
Стол. Маргинан
- Кутлуг Тоган хан (известен по дирхаму 602/1205-06)
- Арслан хакан Мухаммад б. Мухаммад (известен по дирхаму после 602/1205-06)
Стол. Банакат
- Шах Кылыч хан (известен по дирхамам 573—578/1177-1183)
- Тафгач хакан (известен по дирхамам 592—593/1195-1197)
- Улуг Чагры хан/хакан (известен по дирхаму 594—599/1197-1202)
Стол. Параб
- Кутлуг Билга хакан `Абд ал-Халик б. Хусайн (известен по дирхаму до 574/1178-79)
- Кутлуг Билга хакан Хасан б. `Абд ал-Халик (известен по дирхамам 596—603/1199-1207)
Стол. Балх
- Арслан хан б. Кылыч Тафгач хан (= Мас`уд б. Хасан)(известен по дирхаму до 574/1178-79)
- Кадыр Тафгач хан Санджар б. Хасан (известен по дирхамам 574/1178-79; 583/1187-88)
Стол. Вахш
- Табгач хан Абу Бакр (Каратуз) б. Йугруш(?) (известен по динару между 588—602/1192-1206)
- Мухаммад б. Давлатшах (известен по динару — год ?)
- `Арабшах б. Аби Бакр (известен по динару 609/1212-13)
Стол. Тирмиз
- Малик Йаган хан (известен по дирхаму 574/1178-79)
- Тогрыл хакан (известен по дирхаму после 574/1178-79)
- Улуг Арслан хакан `Али б. Джа`фар (известен по динару между 588—602/1192-1206)
- Махмуд б. Ибрахим б. Хусайн (известен по динару 604/1207-08)
Стол. Чаганийан
- Арслан хан (известен по дирхаму — год ?)
Стол. Хутталан
- Улуг Тафгач хан Хасан (?) б. Хидр (известен по динару 576/1180-81)
Не установленные приамударьинские уделы
- Мухаммад б. Кутлуг Тафгач хан(известен по дирхаму между 566—575/1170-1180)
- Хусрав шах (известен по дирхаму после 574/1178-79)
Владетели прочих неустановленных уделов
- Йинал хан Сулайман б. ал-Хасан (известен по дирхаму 2-й трети VI в.х.)
- Кылыч Арслан хан (известен по дирхаму между 566—575/1170-1180)
- Кылыч Билга хан (известен по дирхаму между 555—575/1160-1180)
- Кутлуг Билга хан (возможно, тождественен предыдущему) (известен по дирхаму между 566—575/1170-1180)
- Бугра хан Мухаммад (известен по дирхаму 574/1178-79)
- Кутлуг Билга хакан Мухаммад (известен по дирхаму до 599/1202-03)
- Кылыч Тогрыл хан (известен по дирхаму до 579/1183-84)
История
Караханидские от людей карлуков , которые VIII — го века , были частью каганата уйгурского , вокруг текущую Монголии и поселился позже в Кашгаре .
В году карлуки , а с ними и будущие Караханиды, обрели независимость от родственных уйгуров . С г. их первым князем был Кюль-Бильге Кара-Хан (годы правления — 880 гг. ).
Царство Караханидов был, по словам древних турецких традиций , двойной ханство, где восток правили великий хан , который проживал в Кара Орду и запада связанного хана установлен в Куз Орду. Это царство формально правило массы турецкого населения или доли других тюркских народов :
Басмыли , Tcharuk, On-Oq , Türgech , Tabghatch и Tchigil , например.
В караханиды во главе с Салтэн Сатук Бафра Хан или Satuq Бугра Кара-хана Абд аль-Карим (царствовал — ) коллективно преобразованы в ислам . Во время правления Харуна I — го ( — ), то Караханидское принял в 992 Бухару в Самани . Под властью его преемников Караханиды завершили завоевание Трансоксианы и свержение Саманидов до 999 года .
Однако экспансии в Персидский Хорасан помешали Газневиды турецкого происхождения. После поражения от Сельджукидов ( 1040 г. ) последние представляли собой самых опасных противников Караханидов.
В году унитарное королевство окончательно разделилось на западное королевство и восточное королевство.
Западное королевство
В западном царстве ( Мавераннахр ), со столицей в Бухаре , переехал в году в Самарканде был под властью Ибрагима I — го ( — ) и Наср I — го ( — ) стабильная ситуация поощряться торговли с Китаем через Шелковый путь и улучшение экономического благосостояния королевства.
В это время можно было отбить атаки сельджуков . Но в году , они покорили Караханидское западное королевство в царствование Ахмеда I — го ( — ) и занял Бухару и Самарканд. Ахмад I сначала не мог обеспечить свою власть при поддержке сельджуков и признании их суверенитета. Впоследствии сельджуки взяли на престол и низложили ханов западного царства . Несмотря на это подчинение, Караханиды Трансоксиана смогли развить интенсивную архитектурную деятельность. Так, при Мухаммеде II ( — ) среди прочих воздвигнут минарет Калян и цитадель Бухары . В году , Караханидов пришлось признать суверенитет Кара-киданей , и от , что в Хорезм-шахов или Khorezmiens . Последний депонировал в году последнего хана Караханидов Улуг Султан Усмана ( — ).
Восточное королевство
Восточное королевство Кашгария также смогло отстоять свою позицию, несмотря на раздел. После того, как стабильная ситуация преобладала в Абу Chudja Арслан ( — ) и Тогрул I — го ( — ) , как и в западной части королевства, Харун II ( — ) , безусловно , должны признать суверенитет дер сельджуков , но ceux- это может не оказывают такого большого влияния, как в Западном королевстве. В то время Баласагун , резиденция восточного царя, был центром турецко-мусульманской культуры. Он опубликовал, среди прочего, турецкое «зеркало принца», Qutadghu Bilig Юсуфа Хас-Хаджиба и турецкую энциклопедию Diwân lughât at-Turk (« Сборник турецких языков ») Махмуда аль-Кашгари .
Но упадок восточного царства начался в 1128 году, когда в страну были призваны кара-китани для борьбы с мятежными кочевниками. Вскоре они также победили Караханидов и заняли значительную часть страны, так что восточное царство больше не могло существовать, кроме как вокруг Кашгара , где Караханиды были свергнуты в году Хваразм-шахами .
Культура Караханидского государства
Караханиды гораздо больше, чем другие династии тюркского происхождения, имели в надписях на монетах тюркские титулы.
Караханидский мавзолей 11-12 вв. в Узгене, Киргизия
Основателем Западного Караханидского каганата был Ибрахим Тамгач-хан (1040-1068). Он впервые на государственные средства возвёл медресе в Самарканде и поддерживал развитие культуры в регионе. При нём, в Самарканде были учреждены общественный госпиталь и медресе, где велось обучение и по медицине. При госпитале была амбулатория, где получали медицинскую помощь больные, не нуждавщиеся в стационарном лечении. Врачебное дело в больнице Самарканда было на довольно высоком уровне.
Ибрагим Буритакин избрал столицей Самарканд. Как свидетельствуют источники, период его правления характеризуется подъёмом в экономической и культурной жизни страны.
Ибрагим тамгач-хан беспощадно боролся с коррупцией и преступностью в государстве. Он установил строгий контроль за ценами на продукты на рынках страны. Его политику продолжал его сын Шамс аль мульк (1068-1080). Столицей государства оставался Самарканд. По приглашению Шамс аль мулька в Самарканд прибыл молодой поэт и ученый Омар Хайям, который здесь написал свои первые научные произведения, прославившие его на весь мир.
В -1079 годах Шамс аль мульк построил большой караван-сарай Рабат Малик (недалеко от современного города Навои). Он же построил новую соборную мечеть в Бухаре и дворец Шамсабад.
Преемником Шамс аль мулька был Хызр-хан (1080-1087).
Караханиды построили в Узгене, Самарканде и Бухаре ряд грандиозных архитектурных сооружений. Но в отличие от Бухары, где до наших дней сохранились постройки времён Караханидов (например, минарет Калян), в Самарканде остался только минарет в комплексе Шахи-Зинда (остальные разрушил Чингис-хан).
В Узгене (юг современной Киргизской республики) до нас дошли три ранних мавзолея Караханидов.
Наиболее известной постройкой Караханидов в Самарканде являлось медресе 1040 года Ибрагим ибн Наср Табгач-хана, а также большой дворец Ибрахима Хусейна (1178-1202), который согласно историческим данным был полностью украшен живописью.
В эпоху Караханидов в Самарканде жил выдающийся среднеазиатский мыслитель, учёный философ, теолог-богослов, исламский законовед-фиких Бурхануддин аль-Маргинани (1123-1197).
Наиболее ярким памятником эпохи Караханидов в Самарканде был дворец Ибрахим ибн Хусейна (1178-1202), который был построен в цитадели в XII веке. При раскопках были обнаружены фрагменты монументальной живописи. На восточной стене был изображён тюркский воин, одетый в жёлтый кафтан и держащий лук. Здесь же были изображены лошади, охотничьи собаки, птицы и периподобные женщины.
Мавзолей Айша-биби около Тараза
От эпохи Караханидов сохранились древние памятники в Бухаре: минарет Калаян, мечети Магоки-Аттари и Намазгох, и Турк-и Джанди (квартальный и суфийский центр). В 1119 году на фундаментах Намазгаха караханид Шамс ал-мулк отстроил новое здание праздничной мечети, сохранившееся в перестроенном виде до наших дней.
В эпоху Караханидов при правлении Арслан-хана (1102—1130) был построен один из шедевров бухарского зодчества — минарет Калян (1127—1129 годы). В юго-западной части «Внутреннего города» он выкупил жилой квартал и отстроил здесь пятничную мечеть (закончена в 1121 году), известный ныне как мечеть Калян.
Ещё одна мечеть находилась на небольшом расстоянии к югу от мечети Калан. Сейчас на её месте располагаются жилые дома, в одном из них — мазар Арслан-хана.
В XII веке Бухарский оазис становится одним из центров суфизма в Центральной Азии. Одним из известных суфиев этого периода был Абдул-Халик Гидждувани.
Мечеть Магоки-Аттари в Бухаре эпохи Караханидов.
Некоторые образцы караханидской архитектуры располагались в Таразе и присырдарьинских городах, мавзолеи Айша-Биби, Аяккамыра, Бабаджи хатун и др.
Благодаря активному использованию жжёного кирпича караханидская архитектура отличалась богатством архитектурные формы. В караханидской архитектуре широко применялись арочные конструкции и купола. Для оформления наружных стен и куполов использовался узорный и глянцевый кирпич. Были распространены резные, лепные и литые украшения для стен, а также лепнина из жёлтой глины и глиногипса (ганча). Часто встречались восьмиугольные или восьмигранные формы и узоры наподобие ковровых.
Из примеров прикладного искусства до наших дней дошли образцы узорной поливной и терракотовой керамики и ювелирных изделий. В оформлении предметов преобладают геометрические мотивы.
Примечания и ссылки
- Барбара А. Уэст, Энциклопедия народов Азии и Океании , издательство Infobase Publishing,2010 г.
История Казахстана |
|
---|---|
Древняя история |
|
Раннесредневековые государства |
|
Государства средневековья |
|
Казахское ханство |
|
Современная эра |
|
- Портал Турции
- Азиатский портал
- Исламский портал
История
В русской и мировой литературе получила название Караханиды после выхода монографии востоковеда В. В. Григорьева «Караханиды в Маверанахре». В основе — титул хана, принявшего ислам: «Кара-хан». Нумизмат Торнберг назвал династию Илеками по титулу этих правителей.
По предположению нумизмата Кочнева, Караханиды происходили из эгдишей/эдгишей, составлявших часть чигилей, которые входили в состав карлукской конфедерации. Восточная ветвь Караханидов, правившая в Кашгаре от племени ягма (тотем Богра), западная же вела происхождение от племени эгдишей/эдгишей (тотем Арслан), составлявших часть чигилей, которые входили в состав карлукской конфедерации.
По мнению О. Прицака, поддержанному С. Г. Кляшторным и Б. Д. Кочневым, «первым Караханидом» был Бильге Кюль Кадыр-каган, провозглашённый государём в 840 году.
У Кул Билга кагана было два сына Базир и Огулчак. Сыном Базира был Абдалкарим.
О последующем столетии караханидской истории не известно фактически ничего.
Полагают, что в 960 году Караханиды вместе со своими подданными, число которых достигало двухсот тысяч «шатров», приняли ислам. Исламизация Караханидов и их тюркских подданных сыграло большую роль в культурном развитии тюркской культуры. В конце Х — начале XI в. впервые в истории тюркских народов на тюркский язык был переведен Тафсир — комментарии к Корану.
Один из известных правителей государства Караханидов был Сатук Бограхан, который принял ислам с именем Абдалкарим и титулом «Карахан». У него было два сына Муса и Сулейман. У Мусы был сын Али, а у Сулеймана сын Хасан (Харун).
Выдающимся правителем этой династии был Харун Бугра-хан, носивший титул Шегаб эд-Дулэ (звезда государства) и мусульманское имя Харун.
К этому времени держава Саманидов пришла в полное расстройство, а к югу от Амударьи хозяйничали всевластные наместники и военачальники, соперничавшие друг с другом. Этими неурядицами и воспользовался Караханид Бугра-хан Харун, заняв в 990 году Испиджаб — пограничную область на северо-востоке Саманидской державы, а в 992 году саманидскую столицу Бухару. Он здесь заболел, а через несколько месяцев вынужден был отступить и по дороге в Кашгар скончался. С 992 года Ферганская долина окончательно перешла под власть Караханидов.
Караханид Наср ибн Али илек-хан, окончательно захватил государство Саманидов в 999 году.
В 1089 году Караханиды оказались в зависимости от Сельджукидов, а в 1141 году стали вассалами каракитаев. С политической арены Караханидов окончательно сместил хорезмшах Алла эд-Дин Мухаммед в 1212 году.
Культура
Башня Бурана, Баласагун , сегодня Кыргызстан .
Захват Караханидами не изменил по сути иранского характера Центральной Азии, хотя и привел в движение демографический и этнолингвистический сдвиг. В эпоху Караханидов местное население начало использовать тюркский язык в речи — первоначально сдвиг был лингвистическим, когда местные жители приняли тюркский язык. В то время как Центральная Азия на протяжении веков тюркизировалась, в культурном отношении турки были близки к персидизации или, в некоторых отношениях, арабизации. Тем не менее, официальный или придворный язык, использовавшийся в Кашгаре и других центрах Караханидов, называемый «хакани» (царский), оставался тюркским. Язык был частично основан на диалектах тюркских племен, составлявших Караханидов, и обладал качествами линейного происхождения от кёкских и карлукских тюркских. Согласно Дивану л-Лухат ат-Тюрк, тюркское письмо также использовалось для всех документов и корреспонденции хаканов .
Мавзолей Караханидов XI – XII веков в Узгене , Кыргызстан .
« Дивану л-Лугат ат-Тюрк» (Словарь языков тюрков) был написан выдающимся караханидским историком Махмудом аль-Кашгари , который, возможно, какое-то время жил в Кашгаре при дворе Караханидов. Он написал этот первый всеобъемлющий словарь тюркских языков на арабском языке для халифов Багдада в 1072–1076 годах. Еще одним известным караханидским писателем был Юсуф Баласагуни , написавший « Кутадгу билиг» («Мудрость счастья»), единственное известное литературное произведение, написанное на тюркском языке в период Караханидов. Кутадгу билиг — это разновидность литературы с советами, известная как зеркала для князей . Тюркская идентичность очевидна в обоих этих произведениях, но они также показали влияние персидской и исламской культур. Однако придворная культура Караханидов оставалась почти полностью персидской. Два последних западных хакана также писали стихи на персидском языке.
Минарет Калян в Бухаре
Ислам и его цивилизация процветали при Караханидах. Самый ранний образец медресе в Средней Азии был основан в Самарканде Ибрагимом Тамгач-ханом. Ибрагим также основал больницу для ухода за больными и приюта для бедных. Его сын Наср Шамс ал-Мульк построил рибаты для караван-сараев на пути из Бухары в Самарканд, а также дворец недалеко от Бухары. Некоторые из зданий, построенных Караханидами, сохранились до наших дней, в том числе минарет Калян, построенный Мухаммедом Асланом ханом рядом с главной мечетью в Бухаре, и три мавзолея в Узганде. Первые правители Караханидов, как кочевники, жили не в городе, а в армейском лагере за пределами столицы, и хотя ко времени Ибрагима Караханиды все еще сохраняли кочевую традицию, их обширные религиозные и гражданские постройки показали, что они ассимилировали культуру и традиции оседлого населения Трансоксианы.