Коренные жители сша

Оглавление

В ходе индейских войн в США все племена подчинились властям

В книге Майн РидаОцеола — вождь семинолов» рассказывается о второй семинольской войне, которая шла во Флориде в 1835–1842 годы. Оцеола — это реальный исторический персонаж, который возглавлял сопротивление армии США. Правда, он не был вождём племени.

Оцеолу американцы схватили во время переговоров, и он умер в заточении. После нескольких лет войны большинство членов племени согласились на переселение из Флориды на запад. Но несколько сотен индейцев остались партизанить во флоридских болотах. Они оказались не по зубам американским солдатам даже позже — в 50-е и 80-е годы XIX века. Эта фратрия(часть племени) семинолов так и не сдалась властям.

Флоридские семинолы, 1921 год

Флоридские семинолы — единственное индейское племя, не подписавшее мирного договора с США к 1890 году, когда индейские войны официально закончились. Формально замирились они лишь в XX веке.

Чероки

Военная раскраска чероки

Индейцы чероки входили в группу так называемых «пяти цивилизованных племен»: они очень долго и упорно воевали с европейцами, но в результате приняли христианство, переняли их культуру и преуспели в фермерстве и ремеслах. К сожалению, правительство США, еще недавно лояльное этому племени, насильно выселило их на неплодородные земли.

Во время миграции погибло множество чероки, а по прибытии они обнаружили себя на пустошах почти без средств к существованию. Эта история получила у индейцев название «Дорога слез».

Современные чероки

Чероки создали собственную уникальную письменность, взяв идею у европейцев. Вождь Секвойя, понявший силу написанного слова, но не владевший грамотой, разработал собственную буквально с нуля. Более того, он провел кампанию по распространению своей письменности, и уже на его веку около 90% всех взрослых чероки умели читать и писать.

Интересные факты:

  • Большинство записей Секвойи не сохранились, так как их сожгла его жена, искренне убежденная в том, что ее муж одержим злыми духами.

  • Известные люди, в которых течет кровь чероки: Барак Обама, Джонни Депп, Квентин Тарантино, Элвис Пресли и даже Джими Хендрикс.

Появление людей и земли

Одним из самых могущественных племён индейцев в прежние времена считались гуроны, занимавшие обширные территории североамериканских земель. Они оставили немало интересных сказаний и историй, связанных с традиционными верованиями и взглядами на мир.

Распространённая легенда гурнов рассказывает нам о происхождении земли и людей, что, конечно, связано с почитанием природных сил. Как гласит она, когда-то давным-давно не было в мире ничего, кроме воды. Животные обитали лишь в ней, поскольку суши не существовало.

Индейские племена жили в гармонии с природой, отсюда их культура и мудрость

А потом вдруг с небес упала женщина. Её заметили две гагары, что подхватили женщину и понесли на своих крыльях. Вот только для птиц эта ноша была слишком тяжела, а гагары боялись, что спасённый ими дар небес утонет в воде.

Тогда они позвали на помощь всех зверей, обитавших в глубинах моря. И тогда из толпы собравшихся животных раздался голос Великой Морской Черепахи. “Поместите женщину на мою спину, – сказала она. – Там ей ничто не грозит”.

Однако Великая Черепаха заявила, что для жизни женщине потребуется земля. Каждый из морских обитателей стал нырять, но никто из них не смог достичь дна. И тогда очередь дошла до жабы. Она сделала прыжок и скрылась в воде. Через некоторое время жаба появилась с маленькой горсточкой земли.

Поднося её раз за разом женщине, жаба помогла создать сушу на спине Великой Черепахи. В дальнейшем островок земли покрыли деревья и цветы, превратившись в край людей.

И по сей день земля покоится на спине Великой Морской Черепахи / fishki.net

Команчи

Команчи были отлично известны и своим соседям, и белым европейцам как очень воинственное и храброе племя. В бою им не было равных (особенно после того, как они освоили верховую езду).

Окрестные индейские народы считали команчей настоящим бедствием, потому что они, довольно часто устраивая набеги, брали в плен женщин (делая их наложницами) и совсем маленьких детей, – чтобы воспитать их по своим собственным традициям.

С соплеменниками, нарушившими законы команчей, они обращались не менее жестоко: так, женщину, пойманную на измене мужу, могли убить или (в редких случаях) «просто» отрезать ей нос.

Белые поселенцы тоже сильно опасались заходить на территорию команчей, – это была верная смерть. Кроме того, команчи знамениты ещё и тем, что они первыми среди всех индейских племён поставили разведение лошадей «на поток», поставляя их, в том числе, и соседям.

Главным у них был именно военный вождь, управлявший целой структурой отрядов различного назначения: конных, пеших, разведчиков и даже подобия «тыловой службы».

И мексиканцам, и техасцам команчи доставили немало проблем. Армии США удалось сломить их сопротивление только в 1874 г. в сражении у каньона Пало-Дуро в Техасе.

Сегодня команчей – около 14,5 тысяч.

Самые серьёзные соперники белых — апачи и команчи

Да, самые известные — это апачи и команчи, которые длительное время, более ста лет, доставляли массу проблем сначала испанским колониям, затем Мексике, Техасу и США.

А если мерять в других попугаях?

Самое известное поражение на Великих равнинах — при Литтл-Бигхорн — американцам нанесли сиу и шайены.

А племеначерноногих» претендуют на то, что убили больше всех белых. Просто у них не оказалось хороших пиарщиков — и они не столь известны широкой публике.

Нельзя обойти ещё два малоизвестных конфликта в северной Америке.

Война с не-персе

Во-первых, война с племенем не-персе(название происходит от французскогопроколотый нос»). Это небольшое племя, испытывая проблемы с властями США, в 1877 году попыталось уйти в Канаду. Племя(не отряд, а всё племя, с семьями и имуществом) с боями прошло около двух тысяч километров, и было блокировано лишь недалеко от границы. Часть не-персе всё же добрались до Канады, однако несколько сотен человек сдались американским солдатам — их отправили в резервацию, где многие погибли.

Генерал Уильям Шерман так писал об этой войне:Одна из наиболее выдающихся индейских войн в анналах. На всём её протяжении индейцы демонстрировали храбрость и искусство, заслужившие всеобщее восхищение. Они не скальпировали, освобождали захваченных женщин, не убивали по своему обыкновению мирные семьи и сражались с почти научным искусством, используя авангард, арьергард, боевое охранение и фортификацию».

Во-вторых, война с небольшим племенем модоков. Она шла в 1872–1873 годах на территории современных штатов Орегон и Калифорния. Как часто случалась, причиной войны стала неуклюжая попытка властей США загнать индейцев в резервацию. У модоков было только 53 воина, но они в нескольких сраженияхс превосходящими силами противника» смогли убить 67 американских солдат, потеряв лишь 13 человек. В итоге модоки всё же сдались. Троих предводителей повесили, а все прочие стали военнопленными.

Модоки против американцев у Лава Бедс(источник фото)

ИМЕНЕМ ГОСПОДА

Марлон Брандо в своей автобиографии посвящает несколько страниц геноциду американских индейцев:

«После того, как их земли были отняты у них, оставшиеся в живых были согнаны в резервации, а правительство направило к ним миссионеров, которые пытались заставить индейцев стать христианами. После того, как я стал интересоваться американскими индейцами, я обнаружил, что многие люди даже не считают их человеческими существами. И так было с самого начала.

Коттон Матер, преподаватель Гарвардского колледжа, почетный доктор Университета Глазго, министр-пуританец, плодовитый писатель и публицист, известный исследованиями Салемских ведьм, сравнивал индейцев детьми сатаны и считал Божьей волей — убивать язычников-дикарей, которые стояли на пути христианства.

В 1864 году полковник американской армии по имени Джон Шевинтон, расстреливая из гаубиц очередную индейскую деревню сказал, что индейских детей не следует жалеть, потому что из гниды вырастает вошь. Он сказал своим офицерам: «Я пришел, чтобы убивать индейцев, и считаю, что это право и почетная обязанность. И необходимо использовать любые средства под небом Бога, чтобы убивать индейцев».

Солдаты отрезали вульвы индийских женщин и натягивали их на луки седел, а из кожи мошонки и грудей индийских женщин делали кисеты, а затем демонстрировали эти трофеи вместе с отрезанными носами, ушами и скальпами убитых индейцев в Денверском Оперном театре. Просвещенные, культурные и набожные цивилизаторы, что еще сказать?

По материалам espressostalinist
 

Когда в очередной раз США заявляют о своем желании просветить очередной народ, погрязший в дикости, бездуховности и тоталитаризме, не стоит забывать о том, что мертвечиной основательно провоняли сами США, используемые ими средства сложно назвать цивилизованными, а цели они вряд ли имеют такие, которые не преследуют собственную наживу.

Войны из-за бобровых шкур

Индейцы начинают активно торговать с европейцами, а самым ценным товаром становятся бобровые шкуры, которые голландцы закупали в неограниченном количестве. Именно этот факт приводит к новым разногласиям между индейцами Великих Озёр.

Ирокезы считали себя монополистами в данном деле, однако запросы их были так велики, что приходилось нелегально охотиться на территориях соседей. С 1630 по 1700 годы начинаются вспышки Бобровых войн.

Ситуацию усугубляло то, что голландцы, вступившие в союз с могавками, начали снабжать тех огнестрельным оружием. К концу XVII Лига ирокезов не утратила своего влияния, однако понесла серьёзные потери в людях, многие из которых погибли во время боёв, а многие были погублены болезнями, что завезли на континент европейцы.

Бобровые войны

Вступление в брак и разводы у индейцев США

Что касается среднего возраста вступления в брак, то по этому показателю индейцы США существенно не отличались от остальных жителей страны. Накануне второй мировой войны он составил около 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин. Однако в начале XX в. у отдельных коренных народов иногда все же наблюдали браки, заключенные в детском возрасте. «Хотя индейцы не более аморальны, чем другие люди, — отмечалось в документах того времени, — среди них практикуются безобразные вещи… наихудшая из которых выдача замуж девочек. Ребенка в возрасте 10—13 лет продают 40—50-летнему мужчине за несколько голов пони. Впрочем, уже в то время подобные явления носили единичный характер: перепись 1910 г. выявила всего 44 случая, когда девушка моложе 15 лет состояла в браке.

В целом же брачность у коренных американцев была на высоком уровне. На протяжении первой половины XX в. доля женатых мужчин старше 18 лет составляла 54%, а женщин соответственно — 60%. Браки, как правило, регистрировались у агента соответствующей резервации, значительно реже — в церкви. Правда, в начале века имели место случаи уклонения многих супружеских пар от официальной регистрации своего союза. Причина заключалась в необходимости оплаты юридических формальностей, которой индейцы старались избежать. Но под давлением американских властей процедура регистрации брака по законам США стала нормой и для коренного населения.

По таковому показателю, как разводы, ситуация в индейских семьях в общем-то соответствовала нормам сельского патриархального общества, цементировавшего брак в силу экономической необходимости, что отчасти подтверждается данными статистики. В начале XX столетия среди жителей резерваций доля лиц, состоявших в разводе, не превышала 0,5% для мужчин и 0,7% для женщин. К 1940 г. она, правда, возросла соответственно до 1,4 и 1,9%. Эти более чем благополучные статистические данные, естественно, не могли отражать фактический распад семей без официальной бракоразводной процедуры. Вероятность подобных случаев, на наш взгляд, была достаточно велика, если учесть, что коренные народы в то время сравнительно терпимо относились к до- и внебрачным сексуальным связям.

Экскурс в историю

Для того чтобы окунуться в жизнь индейцев, необходимо для начала осознать, кто они такие. В первый раз в Европе о них услышали только на рубеже пятнадцатого и шестнадцатого веков, еще со школьного курса истории многие помнят знаменитое путешествие Христофора Колумба, когда в поисках Индии он достиг берега Америки.

Мореходы сразу окрестили местное население краснокожими, а по названию местности — индейцами. Хотя это был совершенно иной материк, отличный от того, который хотели найти. Так название закрепилось и стало общим для огромного количества народов, населявших два континента. Тогда бы на вопрос о том, где живут индейцы, любой образованный европеец ответил бы, что в Индии.

Для жителей Европы, безусловно, найденный материк был ценной находкой, дорогой в Новый свет. Однако для множества индейских племен, проживающих на этих землях порядка сорока тысяч лет, такое знакомство было совсем не нужно. Прибывающие европейцы не желали закрепить отношения или привнести что-то новое в жизнь коренного населения — они лишь вероломно забирали земли, тем самым отталкивая законных обитателей далеко вглубь государства, занимая и обустраивая пригодные для европейской жизни территории.

Со временем племена индейцев и вовсе были оттеснены за край своего первоначального места обитания, а их территории заселили европейцы, прибывшие из-за океана в поисках Индии.

Принудительная ассимиляция

Европейцы считают себя носителями высокой культуры и очагом цивилизации. Колониальное мировоззрение делит реальность на части: добро и зло, тело и дух, человек и природа, культурный европеец и примитивный дикарь. Американским индейцам не свойственен такой дуализм, их язык выражает единство всех вещей. Бог не есть трансцендентный Отец, но Великий Дух, который питает все это многобожие, вера во многих богов и несколько уровней божественного. В основе большинства убеждений коренных американцев было глубокое убеждение, что некая невидимая сила, мощный дух, пронизывающий всю Вселенную осуществляет цикл рождения и смерти для всего живого. Большинство американских индейцев верят в универсальный дух, сверхъестественные качества животных, небесных тел и геологических образований, времена года, умерших предков. Их мир божественного слишком непохож на личное спасение или проклятье отдельных людей, как верили европейцы. Для последних подобные убеждения были языческими. Таким образом завоевание обосновывалась как необходимое зло, которое дарует народам «индейцев» моральное сознание, которое «исправит» их аморальность. Таким образом голый экономический интерес преобразуется в благородный, даже моральный мотив, объявляющий христианство как единственную искупительную религию, которая требует верности от всех культур. Таким образом конкистадоры, вторгающиеся на земли индейцев, стремившиеся к расширению империи, накоплению сокровищ, земли и дешевой рабочей силы, оказывались носителями спасения для местных язычников.

Битва при Литтл-Бигхорн — крупнейшее поражение армии США в войнах с индейцами

Разгром американской кавалерии при Литтл-Бигхорн в 1876 году стал шоком для Америки. Виновник торжества Джордж Кастер попал в несколько кинофильмов и сериалов.

Но крупнейшим поражением США в войне с индейцами стал разгром армии генерала Сент-Клера 4 ноября 1791 года. В бою были убиты 632 из 920 участвовавших в битве американских солдат и офицеров. Многие были ранены и захвачены в плен, невредимыми остались лишь 24 человека. Погибло также около двухсот гражданских лиц, сопровождавших американскую армию. Потери индейцев были небольшими — менее ста человек убитыми и ранеными.

Битва тысячи убитых(источник фото)

Резервации индейцев в США карта

Коренные жители живут в разных частях страны. На их территории находятся многие красивые и уникальные места. Например, путешественников привлекают водопады Хавасу, Каньон Антилопы и Долина Монументов.

Лучше всего посмотреть сколько резерваций индейцев в США на карте. Больше всего их проживает в Калифорнии, Оклахоме и Аризоне.

Navajo Nation — резервация навахо

Самая крупная резервация охватывает штатов Аризоны, Юты и Нью-Мексико. Она принадлежит многочисленному народу навахо. Интересный факт: получить сертификат крови может любой человек, кто докажет свою принадлежность к народу. Для признания достаточно иметь четверть крови навахо.

Законодательную власть осуществляет Совет нации навахо. Законопроекты утверждает непосредственно министр внутренних дел Америки.

Навахо больше всех нацелены на сотрудничество с правительством. Например, язык навахо знают только члены племени. Представители этой нации работали шифровальщиками в период Второй Мировой войны. Противники так и смогли расшифровать послания, которые навахо отправляли друг другу.

PainPine Ridge Indian Reservation – резервация оглала

Пайн-Ридж — индейская резервация племени оглала. Она располагается в юго-западной части штата Южная Дакота, США. Здесь находится место бойни при Вундед-Ни в 1890 году, которая положила конец индейским войнам.

Сейчас средний возраст проживающий в Пайн-Ридж индейцев составляет 21 год.

Воспитанием подрастающего поколения занимаются дедушки и бабушки. Многие представители племени оглала-лакота стали алкоголиками или наркоманами. Ущерб местной экономике причиняют стихийные бедствия.

В 2007 году он и его единомышленники сожгли американские паспорта. Минс умер в 2012 году, но его Республика Лакота стала символом антиамериканского сепаратизма.

Племя чикасо (Chickasaw Nation)

Чикасо были одним из «Пяти цивилизованных племён». Они продали земли в 1832 году. Сегодня их нация проживает на территории штата Оклахома. Племя признано правительством. По численности занимает 13 место.

После чокто, чикасо были самым многочисленным народом в Миссисипи

Они отстаивали свою независимость в постоянных войнах с другими индейцами и с переселенцами из Европы. Чикасо постоянно воевали, поэтому подготовка мальчиков начиналась с детства.

Индейцы участвовали в Гражданской войне. Они выступили за англичан и нападали на американцев. Они сдались только после принятия Закона о переселении. Тогда племя перекочевало за Миссисипи.

Апачи

Апачи — типичные индейцы Великих Равнин. С появлением европейцев они очень быстро поняли преимущества верховой езды и активно использовали ее для охоты на бизонов. Кстати, ирония в том, что лошади происходят именно из Америки, однако к приходу туда человека в этой части света они уже успели исчезнуть. Так что европейцы, сами того не зная, привезли коней на историческую родину.

Апачи были непримиримыми борцами с европейцами и попортили много крови колонизаторам. Достаточно сказать, что символом всего индейского сопротивления стал именно предводитель апачей Джеронимо. Уже после того, как сопротивление индейцев было сломлено, он продолжал вести партизанскую войну и делал это долгих 25 лет. В конце концов ему пришлось сдаться властям США, но те не казнили его, а сделали чем-то вроде бренда. Джеронимо возили по выставкам, он раздавал свои фотографии, много позировал для фотографов и даже заимел собственного биографа.

Джеронимо

Интересный факт:

В конце XIX — начале XX веков во Франции существовала криминальная субкультура, «апаши», названная так в честь апачей. Кроме стандартного разбоя, хулиганства и дебошей они отличались тем, что создали свой собственный узнаваемый стиль. Апаши носили особую одежу — красные пояса, жеваные рубахи и желтые сапоги — у них были свои жесты, особые татуировки и так далее.

Они же создали свое собственное фирменное оружие: кастет, совмещенный с ножом и револьвером, который на самом деле оказался редкостным хламом. Другое их изобретение — собственный танец, названный в честь них же. Танец «Апаш» отличался буйством и метафорически изображал одновременно соитие и драку между мужчиной и женщиной.

Конечно, мы не упомянули очень много интересных племен и историй. К примеру, пришлось упустить всю центральную и южную Америку, восстание индейцев под предводительством Понтиака, а также множество фактов о религии и современном состоянии индейцев и многое, многое другое. Тема слишком необъятна для одной статьи, но мы обещаем когда-нибудь вернуться к ней и рассказать не меньше удивительного.

Пособия и материальное обеспечение престарелых

Естественно, в моральном плане ситуация в индейских общинах значительно лучше, чем в городах, однако проблема пожилых в резервациях стоит не менее остро. Здесь на первый план встали вопросы материального обеспечения престарелых. Лишь 6% пожилых индейцев сумели обеспечить себя посильной работой по найму. Возможность получать государственные пособия для них практически отсутствует. Действующий в США с 1965 г. закон о помощи престарелым до недавнего времени не распространялся на индейцев вообще. После внесения в него в 1978 г. соответствующей поправки на содействие и помощь жителям резерваций преклонного возраста стала выделяться сумма в 6 млн долларов, но это позволило охватить пособиями только 16 тыс. коренных американцев. Поскольку общины, как правило, также не в состоянии осуществлять программы помощи престарелым, забота о них полностью ложится на молодых членов семьи. И хотя к чести молодежи необходимо отметить, что подавляющее ее большинство делает для этого все возможное, молодые люди сами располагают слишком малыми средствами, чтобы как следует помогать своим пожилым родичам, — подчеркивалось в документах некоторых индейских общин.

Другой стороной ролевых изменений в индейской семье стало постепенное превращение замужних женщин из домохозяек в наемных работниц. Необходимость этого диктовалась экономическими потребностями малой семьи, поддерживать материальное благосостояние которой порой было невозможно без подключения матери семейства к рынку труда. Рост занятости замужних женщин происходил довольно быстрыми темпами. В 60-х годах в общественном секторе трудилось всего 7,8% иидеанок (в городах их доля была несколько выше, чем в резервациях: 9,6 против 7,1%), в 70-х годах этот показатель вырос почти в 5 раз, достигнув 34% (в городах — 39, в резервациях — 28%). К 80-м годам доля замужних женщин, трудящихся по найму, составила уже 41%. Конечно, отмеченный процесс объективно был положительным, но вместе с тем он внес в индейскую семью типичную проблему индустриального общества — перегрузку занятой в сфере общественного труда женщины, которая физически не в состоянии справиться одновременно и с работой по дому. Как считает ряд американских экспертов, это обстоятельство довольно часто выступает первопричиной и снижения рождаемости, и увеличения числа разводов, словом, становится фактором, ухудшающим демографическую ситуацию среди коренного населения США. Суммировать же приведенные выше сведения об эволюции семьи коренных народов США в современный период лучше всего следующим высказыванием одного из лидеров папаго: «Мы имеем дело с семейной структурой, лишенной практически всех традиционных основ».

Почему олени не едят людей?

Очень забавное предания из поколение в поколение передавали индейцы саук, что в большинстве своём занимались охотой и оленеводством. Они верили, что в древнейшие времена олени охотились на людей. Да, именно так – они были плотоядными животными.

Однажды находчивый охотник и вождь Висакё повстречал оленя. Он был единственным человеком, которого эти звери остерегались. Висакё спросил, куда отправляется его рогатый друг, олень же ответил, что идёт охотиться на людей. Проводив его взглядом, охотник нарвал целый мешок лесных яблок.

Свою ношу он повесил на спину и отправился туда, где недавно скрылся олень. Увидев силуэт человека, зверь бросился к нему и впился зубами в мешок, думая, что это спина. Кислый вкус лесных плодов вызвал отвращение оленя, и тот выплюнул схваченные яблоки. С тех пор олени считают людей несъедобными.

Племя индейцев саук / britannica.com

Индейцы в США в 80-е годы

Итак, семья коренных жителей США к 80-м годам нашего столетия стала двухпоколенной и небольшой по численности. Но по мере ее выделения из расширенного родственного коллектива малая семья попадала под воздействие разного рода негативных факторов социоэкономического порядка (безработица, высокая стоимость жизни, проблема жилья и т.п.). Не имея цементирующей основы, каковой ранее являлась совместная производственная деятельность ее членов, нуклеарная семья, в свою очередь, стала подвергаться разрушению, проявившемуся в постоянном, хотя и медленном по американским меркам росте числа разводов, как формальных, так и неформальных. Следствием этого явилось неуклонное увеличение числа и доли неполных семей, в основном матрифокальных, т.е. состоящих из матери и ее несовершеннолетних детей. Если в 60-х годах таких семей у индейцев было 9 тыс. и они насчитывали менее 14% от их общего числа, то в 70-х годах их стало уже 17,9 тыс. (18,3%). В 80-х годах количество неполных семей достигло 50,2 тыс., а доля — 25%, т.е. почти каждая четвертая индейская семья состояла из матери и детей, и таким образом без отца росло около 107 тыс. молодых коренных американцев. Кстати сказать, распространенность матрифокальных семей — также косвенное свидетельство отмирания исторических традиций индейских племен, обеспечивавших нормальное существование семьи, лишенной кормильца, например обычая левирата или обычая поселения брата совместно с семьей овдовевшей сестры и т.п.

Эволюция типа индейской семьи от большой к малой стала причиной изменения ролей ее членов, главным образом пожилого и преклонного возрастов. Представителям данных возрастных категорий, чье ведущее положение в системе взаимоотношений большой семьи ранее определялось ее бытовым укладом и закреплялось поведенческими нормами, в нуклеарной семье с иным социальным климатом в буквальном смысле не нашлось места (особенно в городах). Пожилые люди, подчеркивалось, в частности, в заявлении Индейского совета по делам пожилых в г. Лос-Анджелес, пребывают в состоянии тяжкого морального кризиса. С одной стороны, он порожден материальными причинами: превращение из кормильца семьи в иждивенца многими индейцами воспринимается крайне болезненно. С другой стороны, это обстоятельство усугубляется факторами социокультурного порядка. Оторвавшись от своих общин, в которых их уважаемое положение освящалось традицией и … подчеркивалось системой родства, утратив свою социальную функцию — передачу молодежи культурных ценностей своего племени, пожилые городские индейцы… лишились в глазах своих молодых родственников непререкаемого авторитета… что еще больше усилило бремя преклонного возраста», — отмечалось далее в упомянутом документе.

Густонаселенные штаты и города США

Штаты — страна с преобладанием городского населения. На него приходится 83% жителей. В стране более 30 000 городов, из них 317 с населением свыше 100 000 человек. Городов-миллионников в США 10. В них проживает 7,8% жителей страны:

  1. Нью-Йорк (штат Нью-Йорк) — 8,5 млн.
  2. Лос-Анджелес (штат Калифорния) — 4 млн.
  3. Чикаго (штат Иллинойс) — 2,7 млн.
  4. Хьюстон (штат Техас) — 2,3 млн.
  5. Финикс (штат Аризона) — 1,7 млн.
  6. Филадельфия (штат Пенсильвания) — 1,6 млн.
  7. Сан-Антонио (штат Техас) — 1,5 млн.
  8. Сан-Диего (штат Калифорния) — 1,4 млн.
  9. Даллас (штат Техас) — 1,3 млн.
  10.  Сан-Хосе (штат Калифорния) — 1 млн.

Ряд американских штатов не имеет городов свыше 100 000 населения. Это Вайоминг, Вермонт, Делавэр, Западная Виргиния и Мэн. Первые два — наименее населенные штаты США, где живет 579 000 и 624 000 человек соответственно.

Вайоминг прекрасен и пустынен. Изображение с сайта freepik.com.

Население десяти американских штатов превышает 10 миллионов жителей:

  1. Калифорния — 39,6 млн. Один из штатов, где отсутствует абсолютное этническое большинство: 40% населения составляют белые, 37,6 — латиноамериканцы, 13% — азиаты и 7% — афроамериканцы. Калифорния — также самый густонаселенный штат среди миллионеров — здесь их почти 700 000.
  2. Техас — 29,2 млн. Основное население штата составляют белые американцы — потомки англосаксов и немцев (около 48%), более 37% приходится на латиноамериканцев и их потомков.  
  3. Флорида — 21,6 млн. Штат отличается языковым и этническим разнообразием. Чуть больше половины жителей приходится на белое большинство, четверть составляют латиноамериканцы — в основном кубинцы, покинувшие остров во время революции, и их потомки.
  4. Нью-Йорк — 19,8 млн. Один из самых урбанизированных штатов страны, где доля городского населения превышает 85%, а 40% жителей проживают в городе Нью-Йорк.
  5. Пенсильвания — 13 млн. Более ¾ жителей штата составляют белые американцы европейского происхождения — потомки немцев, ирландцев, итальянцев, англичан и поляков.
  6. Иллинойс — 13 млн. Один из самых густонаселенных штатов страны, в котором 65% жителей размещается в Чикагской агломерации, занимающей менее 8% территории. Почти 1% населения Иллинойса составляют русские.
  7. Огайо — 11,8 млн. Штат с самым медленнорастущим населением — прирост за прошедшие 20 лет едва превысил 400 тысяч человек. Так что уже к следующей переписи Огайо рискует покинуть ТОП-10 самых густонаселенных американских территорий.
  8. Джорджия — 10,7 млн. Один из штатов наряду с Миссисипи и Луизианой с самой большой долей чернокожих, что стало следствием рабовладельческого прошлого региона.
  9. Северная Каролина — 10,5 млн. Один из штатов с крупнейшим индейским населением — 1,2%. Больше четверти жителей Северной Каролины — это афроамериканцы, около 10% — латиноамериканцы, 65% приходится на белых американцев.   
  10. Мичиган — 10 млн. Штат с подавляющим преобладанием белого населения, доля которого здесь более 75%.

По плотности населения в мире США находится в середине второй сотни — 32 человека на км2, что сравнимо с аналогичными показателями Киргизии или ЮАР. Но по штатам разброс плотности очень широк: от 470 чел./км2 в Нью-Джерси до 0,5 чел./км2 в Аляске.

Сиу (дакота, тетон-лакота, накота)

Пожалуй, лучше всех жизнь и обычаи индейцев сиу (точнее – сиу-дакота) описала в своей трилогии «Сыновья Большой Медведицы» Лизелотта Вельскопф-Генрих – немецкая писательница и историк.

Из её произведений вполне можно почерпнуть все основные сведения об этом большом племени, насчитывавшем к началу XIX века около 35 тысяч человек: сиу были типичными кочевниками Великих Равнин, охотились на бизонов, вели войны с соседями (кроу, пауни, шошонами и т.д.), выбирали в каждом роду «мирных» и военных вождей, разграничивавших между собой соответствующие обязанности, и т.д.

Вообще, сиу – это семь родственных племён (оглала, брюле, хункпапа, минниконжу, сансарки, ухенопа и черноногие). На Великих Равнинах они были наиболее могущественными, а также и наиболее «организованными»: каждое лето племена сиу собирались все вместе на Совет Семи Костров, чтобы обновить родственные связи, обсудить общие проблемы, выбрать четырёх главных лидеров и т.д.

Ещё в начале XIX века сиу заключили с белыми договор об отношениях и разграничении земель, который, естественно, вскоре был неоднократно и беспардонно нарушен со стороны «колонизаторов».

Последней каплей терпения сиу стало начало строительства железной дороги через их земли без разрешения хозяев (вследствие чего бизоны ушли в другую часть Великих Равнин, и у индейцев возникли проблемы с пищей).

Начавшаяся в конце 1870-х гг. Великая Война Сиу (к которой присоединились многие соседние племена) стоила как индейцам, так и белым поселенцам и армии США немалых жертв и закончилась, как нетрудно догадаться, поражением сиу и переселением их в резервации.

Сегодня племя сиу насчитывает почти 120 тысяч человек.

Гора Дикобраз

Многие древние народы мира, в том числе и индейцы, постоянно давали красноречивые названия различным местам, с которыми были связаны предания. Одна из легенд племени канза, знаменитых охотников на бизонов, открывает нам суть названия горы Дикобраз.

Когда-то в далёком прошлом канза столкнулись со страшным бедствием – голодом. Охотники не могли найти никакую добычу, а бизоны словно бы исчезли с лица земли. Тогда молодой вождь одного из племён решил взойти на высокую гору, чтобы увидеть, нет ли поблизости стад животных.

Но, оказавшись на самой вершине, мужчина увидел, что вокруг – лишь выжженная солнцем земля. Он уже хотел было развернуться и отправиться вниз, как позади человека раздался голос: “Что тебя так волнует?”.

Индеец гурон из некогда могущественного племени в Северной Америке

Обернувшись, вождь не увидел никого, но потом понял, что говорит с ним дикобраз, стоящий на скале. Конечно, юноша был потрясён, что зверь разговаривает, однако поведал ему о своей беде. “Посмотри, как я лежу, – заметил дикобраз. – Моя голова указывает на север. Вот и твоему племени следует пойти к северным землям, чтобы найти бизонов”.

Молодой вождь выполнил наставления животного, а вскоре племя канза уже праздновало самую удачную охоту за последние годы. В честь дикобраза, спасшего народ, люди назвали гору, где, как гласит предания, некогда встретились мужчина и колючий зверь.

Мудрый дикобраз указал людям путь к спасению / rock-cafe.net

Центральная Америка

 В Мексике до прихода Колумба господствовал ряд высокоразвитых цивилизаций с собственной письменностью, летоисчислением, архитектурой. Обладавших глубокими познаниями в математике и астрономии.

  • Ольмеки, давшие начало цивилизации майя и оставившие о себе очень мало сведений.
  • Майя с необычной религией и ритуалами. Достигшие невероятного развития. И к приходу конкистадоров уже находившиеся в упадке. Их потомки, около 7 млн. человек, сейчас живут в Мексике, Сальвадоре, Белизе, Гондурасе, Гватемале.

 Также территорию нынешней Мексики населяли племена Теотиуканы, сапотеки, тотонаки.

Томагавки — это метательные топорики

В вестернах индейцы лихо метают свои томагавки, разя ими врагов с приличного расстояния. Но было ли это на самом деле?

Метали ли их? Как пишет в одной из своих книг Юрий Стукалин: _Относительно метания томагавков в бою информация отсутствует, что, по-видимому, говорит об отсутствии такой практики на Равнинах. Одно из редких упоминаний мы находим в сообщениях Берландье, который писал в 1828 году, что многие команчи применяют „в бою булавы или метательные топоры“. С другой стороны, Дениг писал в 1854 году относительно индейцев Северных равнин: „Несмотря на широко распространённое мнение, томагавки и боевые топоры не метают во врага, а напротив, к ним приделывают петлю, которую надевают на кисть(чтобы не потерять оружие в бою. — прим. автора), и используют только в рукопашной схватке“».

Скорее всего, это киноштамп. Разумно ли бросать во врагов дорогой импортный инструмент? Разве что в исключительных ситуациях.

И этот штамп не единственный. Например, в вестернах индейцев часто показывают в штанах. В действительности они, как правило, носили не штаны, а набедренную повязку и ноговицы — длинные гетры, которые закрепляли на поясе при помощи подвязок. Первоначально кожаные, затем их стали делать из ткани. Даже когда в 60-е годы XIX века скаутам-пауни выдали военную форму, они из армейских штанов сделали неуставные ноговицы.