Индейские войны. не стать чужими в собственной стране

Техас

Девятнадцатый век в Северной Америке начался с формальной перекройки границ, а точнее — сфер влияния. Франция в 1803 году продала молодым США огромную Луизиану. При этом испанские и американские власти по-разному представляли, где проходят западные границы этих территорий. На земли команчей пришли американские торговцы, поставляя военное снаряжение в обмен на шкуры бизонов и на угнанных в Техасе лошадей.

В начале XIX века метрополии было не до дальних земель. Организация испанского фронтира пришла в упадок — и колонии вновь стали подвергаться нападениям.

Западные команчи соблюдали мир с Новой Испанией до 1821 года, поэтому главной цельюсальвахес» стал испанский Техас. Солдаты и ополченцы не могли остановить грабительские рейды, а ресурсов для переноса военных действий вглубь территории команчей не было. Численность испанских поселенцев в Техасе в первые десятилетия XIX века сократилась втрое — и провинция пришла в запустение.

Тем временем Мексика получила независимость и вскоре приняла решение, ставшее роковым. В 1825 году штат Коауила-Техас открыл свои границы для американских иммигрантов. Главной целью этого была новая колонизация пограничных районов, опустошённых команчами.

Американские поселенцы осели преимущественно в восточной части Техаса — и не стали щитом от команчей. В 1836 годупонаехавшие» провозгласили независимость штата.

Под знамёнами бледнолицых

Интересным аспектом взаимодействия белых и индейцев были их военные союзы. Например, индейцы поддерживали и англичан, и французов во время франко-индейской войны, крупного колониального конфликта, случившегося в XVIII веке на территории будущих США и Канады. События знаменитого романа Джеймса Фенимора Купера «Последний из могикан» происходят как раз в это время, а среди его героев есть индеец-делавар Чингачгук и ирокез Магуа.

Одно из известнейших событий этой войны — разгром отряда британского генерала Эдварда Брэддока, случившийся 9 июля 1755 года. Английские войска под его командованием насчитывали 2000 человек. Их противниками был гарнизон форта Дюкен — 250 канадцев и 650 индейцев. Пока англичане пытались развить свой первоначальный успех в этом, казалось бы, предсказуемым и беспроигрышном сражении, индейцы напали из засады и обратили в бегство английский авангард. Бегущие солдаты врезались в основную колонну, войска сбились в кучу, так что канадцы и индейцы могли просто стрелять, зная, что любая пуля найдёт цель. Потеряв убитыми всего восемь человек, они уничтожили более 450 английских солдат.

Ещё один пример союза белых и индейцев — участие последних в войне за независимость США от Великобритании. Поначалу и американцы, и англичане старались не втягивать индейцев в боевые действия. Да и сами краснокожие сначала придерживались политики невмешательства. Один воин из племени сенека говорил: «Мы уже давно живём с американцами в мире и намерены жить так и дальше, пока сможем». Это было сказано примерно в 1775 году, и в это время количество индейцев в противоборствующих армиях действительно было небольшим.

Но так не могло продолжаться, индейцы были слишком внушительной силой, чтобы оставить их «за бортом». В 1777 году британцам удалось подарками и уговорами привлечь на свою сторону четыре из шести народов огромной Ирокезской конфедерации, а часть племён примкнула к американцам. Фитиль под Великим миром индейских племён был подожжён. Битва при Орискане, в которой американцы нанесли индейцам серьёзные (по их меркам) потери, убив 17 представителей племени сенека и ещё столько же представителей других племён, взорвала давний союз.

После этого индейцы самозабвенно бросились в бой, и началась кровавая баня. Английский король натравливал индейцев на мирных американских поселенцев, американцы в ответ устраивали карательные экспедиции на земли ирокезов, оставляя за собой выжженную землю. Белые люди всё активнее стали захватывать земли краснокожих, те в ответ убивали пришельцев. И, как будто этого было мало, индейские племена всё глубже погружались в междоусобные распри.

Победив в войне, новообразованные Соединённые Штаты Америки отказались признавать права на землю тех индейцев, которые выступали на стороне англичан. Да и со своими краснокожими союзниками у них в конечном счёте тоже гладко не получилось.

Предыстория конфликта

Одним из сильных и многочисленных индейских народов, проживавших на Великих равнинах, являлись шайены. Их многолетними союзниками были индейцы арапахи. Первые контакты шайенов с белыми относятся к XVII столетию, однако долгое время они не имели регулярного характера. Только в 1825 году правительственная комиссия, посетившая Великие равнины, от имени властей США заключила с шайенами договор о дружбе и торговле.

В 1849 году значительная часть народа шайенов вымерла от холеры, которой они предположительно заразились от белых торговцев.

Индейцы Великих равнин постоянно вели межплеменные войны, в ходе которых время от времени страдали белые торговцы и мигранты, следующие на тихоокеанское побережье Северной Америки. В 1851 году власти США подписали с основными индейскими народами, живущими в прериях, договор о распределении между ними территорий и определении границ. За шайенами Вашингтон признал право на значительную часть земель современных штатов Колорадо и Канзас.

  • Битва между белыми колонизаторами Северной Америки и индейцами
  • Gettyimages.ru

Однако в 1850-х годах в Скалистых горах было найдено золото. Это привело к золотой лихорадке, вспыхнувшей летом 1858 года. Золотоискатели начали массово вторгаться на земли шайенов. Произошло несколько столкновений шайенских воинов со старателями и солдатами. В 1861 году часть вождей шайенов подписали с представителями правительства США в Форт-Уайзе договор, согласно которому принадлежащие их народу земли сокращались примерно в 13 раз. Этот документ расколол племя. Часть шайенов, особенно молодые воины, посчитали договор неправомочным и отказались его выполнять.

По словам Андрея Кошкина, ответом на экспансию, военно-политическое давление и захват земель со стороны американской администрации стали налёты индейцев прерий на евроамериканцев.

«Так постепенно стал раскручиваться маховик насилия», — подчеркнул эксперт. 

«В ходе налётов молодые воины проявляли жестокость, совершая убийства, грабежи и изнасилования. Тела убитых привозили в Денвер, и это вызывало у местного белого населения чувство озлобленности», — рассказал в беседе с RT писатель и историк-индеанист Юрий Стукалин.

«Юридический сумбур»

Оксана Данчевская напомнила, что в 1868 году была принята Четырнадцатая поправка к Конституции США, которая предоставляла гражданство всем уроженцам Соединённых Штатов. Она не распространялась на одну-единственную категорию населения — членов индейских племён.

Три года спустя власти США приняли закон, который лишил индейские племена статуса «суверенных народов». Писатель и историк Юрий Стукалин рассказал в беседе с RT, что «ситуация с положением коренных жителей стала с юридической точки зрения сумбурной». По словам эксперта, индейцы находились под юрисдикцией правительства Соединённых Штатов, но при этом были лишены гражданских прав.

Также по теме

Системная изоляция: сможет ли коренное население Северной Америки покинуть резервации

260 лет назад на территории Северной Америки в районе местечка Шамонг была создана первая в истории резервация для индейцев. Так был…

Данчевская придерживается аналогичной точки зрения. Эксперт отметила, что «индейцы имели в этот период двоякий статус». Такое положение дел сохранялось более 50 лет.

«С одной стороны, их всячески притесняли и не считались с их правами, с другой — власти США постепенно развивали связанную с ними нормативную базу. Нужно отметить, что часть индейцев получила за это время гражданство благодаря воинской службе, заключению браков и ассимиляции», — подчеркнула кандидат культурологии. 

По словам Данчевской, мощным катализатором процесса предоставления прав коренным народам стала Первая мировая война.

«Многие индейцы служили в армии, коренное население участвовало во всех войнах, которые вели США», — добавила она. 

В 1924 году американский парламент по предложению конгрессмена Гомера Снайдера принял закон «О гражданстве индейцев». 2 июня его подписал президент Джон Калвин Кулидж — младший.

  • Закон «О гражданстве индейцев», 1924 год

По словам Стукалина, гражданство коренным жителям дали, но до конца было непонятно, что с ним делать.

«Индейцев многие белые по-прежнему не считали за людей», — отметил историк. 

Несмотря на то что формально вместе с гражданством коренные жители должны были получить все полагающиеся белым американцам права, на уровне штатов с этим возникли проблемы. Так, право голоса на всей территории США индейцы получили только в 1948 году, после Второй мировой войны. 

В свою очередь, Данчевская рассказала, что после принятия закона о гражданстве индейцев власти США начали предоставлять коренным американцам некоторые льготы.

Так, индейцы получили социальную помощь от государства и налоговые льготы при осуществлении определённых видов деятельности, в частности в области игорного бизнеса.

«Ими могут пользоваться только члены племён, признанных на федеральном уровне. Но, во-первых, не все племена признаны, а во-вторых, не все индейцы могут доказать, что они являются членами племени», — подчеркнула эксперт. 

Команчерия

Вы думали, что в Северной Америке только США воевали с конными индейцами?

В XVIII веке на центральной и южной части Великих равнин появилась новая сила — команчи.

Совместно с ютами команчи постоянно атаковали полуоседлых апачей, уничтожали мужчин и уводили в плен женщин и детей. Несколько апачских племён бесследно исчезли со страниц истории, а земли заняли новые хозяева равнин — конные охотники на бизонов.

Выживших апачей вытеснили на юго-запад. Нападениям команчей стали подвергаться тонкава и прочие племена, обитавшие на территории современного Техаса.

Южные равнины перешли под контроль племенного союза — Команчерии. Единого вождя не было, и племена самостоятельно решали, с кем воевать, а с кем заключать мир. В мирное время индейцы пасли лошадей и охотились на бизонов, но у них фактически действовала набеговая экономика — и команчи, как и многие кочевники Старого Света, паразитировали на соседях.

Территория Команчерии

Этот союз племён сыграл трагическую роль в истории Мексики.

«Убивать и скальпировать всех»

В 1861 году, после начала Гражданской войны в США, на территории Колорадо был запущен процесс формирования воинских частей из числа местных добровольцев. Одним из руководителей волонтёров стал бывший пастор Методистской церкви Джон Чивингтон. Изначально ему предлагали пост военного капеллана, но он отказался, заявив, что лично желает принимать участие в боевых действиях. Он отличился в боях с силами Конфедерации. Весной 1862 года ему присвоили звание полковника, вскоре после этого его отправили для несения охранной службы в Колорадо.

  • Джон Чивингтон

Джон Чивингтон был крайне агрессивно настроен по отношению к индейцам.

«Убивать и скальпировать всех, больших и маленьких, — из гнид вырастают вши», — заявил он, выступая однажды в Денвере.

Военные под командованием Чивингтона, заручившись поддержкой местных властей, стали проводить против шайенов и их союзников карательные акции. Формальным поводом для них были обвинения в угоне скота.

Часть шайенских вождей не желали войны с белыми и инициировали мирные переговоры. Среди них были вожди Чёрный Котёл и Белая Антилопа. В июле 1864 года губернатор Колорадо Джон Эванс отправил участникам мирных переговоров указание прибыть вместе со своими людьми к форту Лайон, где армия гарантировала им безопасность. Чёрный Котёл и ещё несколько индейских лидеров выполнили требование американцев, однако осенью 1864 года власти США попросили их переместить лагерь на несколько десятков километров, к реке Сэнд-Крик. Чтобы избежать недоразумений, Чёрному Котлу посоветовали поднять над своей палаткой флаг Соединённых Штатов. Вождь к этой рекомендации прислушался.

В начале ноября 1864 года власти Колорадо сменили командование базы в форте Лайон. Её начальником стал майор Скотт Антони, также негативно настроенный по отношению к индейцам. 27 ноября в форт прибыли около 600 солдат под командованием Джона Чивингтона, заявившего о намерении «утопить в крови» шайенов. Антони поддержал его и предоставил в распоряжение полковника ещё около ста военных. Часть офицеров выступили против убийства мирных шайенов, однако Чивингтон пригрозил им трибуналом за неповиновение. На следующий день колонна из 700 солдат выдвинулась в сторону лагеря на Сэнд-Крик.

Мир на границе

Успокоить команчей помогли засуха и оспа. Кроме того, из-за восстания американских колоний британские коммивояжёры перестали приезжать к ним — и привозить оружие. В 1785 году испанцы и восточные команчи, которые собрали для этого совет вождей племён, заключили мир и союз против апачей.

Среди западных команчейпартию войны» представлял вождь Торобланко(«Белый бык»). Чтобы он не мешал, индейцы(сторонники мира) его убили.

В 1786 году испанцы заключили соглашение и с западными команчами. Вожди и знаменитые воины получили подарки, испанцы продавали команчам оружие и боеприпасы, а также присылали маис.

Вскоре к этому договору присоединились и навахо.

С 80-х годов у западных команчей появилсяглавный вождь», которого избирал совет племён и который представлял индейцев на переговорах с испанцами.

Испанские власти стали наводить порядок в колониях. Они создали пограничную цепь из 15 новых фортов(пресидий), а семь старых были покинуты. Санта-Фе и Сан-Антонио остались в качестве ключевых форпостов империи.

В 1786–1788 годах испанцы и команчи провели несколько совместных операций против апачей и умиротворили часть их общин, которые стали оседать в мирных поселениях. Там, под присмотром испанских чиновников, им предстояло перейти к занятию сельским хозяйством.

Часть пленных апачей в конце XVIII века испанские власти отправили на Кубу. На острове мужчины часто работали на строительстве укреплений, а женщин отдавали в дома испанцев в качестве служанок. Некоторые индейцы сбегали, продолжая заниматься привычным делом — грабить и убивать испанцев.

Штрихи к портрету индейского воина

Для индейцев война была не только способом обогащения или мести, но ещё и вопросом престижа. Тот, кто не воевал, — не заслуживал даже мизерного уважения. Когда некоторые кочевые племена переносили свой лагерь и у какой-то семьи не было лошадей, потому что их угнали враги или они умерли по какой-то причине, с ними делились родственники или вожди. Трусу или слабому человеку говорили: «Иди пешком!»

Десять лошадей, угнанных из табуна, ценились индейцами меньше, чем одна, уведённая от жилища врага. А ружьё, взятое у убитого, ценилось ниже, чем выхваченное из руки противника на скаку

В отличие от утилитарного европейского подхода к тактике, индейцы щедро разбавили своё воинское искусство элементами магии, ритуалов и привнесли в него элементы своеобразного шоу. Например, нельзя было просто угнать лошадей у противника, было необходимо, чтобы он понял своё унижение. Поэтому индейцы перерезали верёвки, которыми были привязаны лошади, а не отвязывали их. Краснокожие с размахом праздновали уход на войну и успех своего похода. В случае неудачи и гибели вождя или известных воинов всё селение старались предупредить заранее, чтобы они встречали возвращавшийся отряд трауром.

Отдельно стоит отметить, что индейцы создали сложную систему подвигов. Если говорить коротко, то каждый поступок, совершённый индейским воином в сражении или набеге, имел свою ценность. К примеру, десять лошадей, угнанных из табуна, ценились меньше, чем одна, уведённая прямо от жилища врага. А ружьё, взятое у убитого, ценилось ниже, чем выхваченное из руки противника прямо на скаку. Наиболее любопытным вариантом подвига были так называемые «ку», распространённые у индейцев Великих Равнин. Суть его сводилась к тому, чтобы дотронуться до врага в бою или ударить его (рукой или палкой), но не убивать. Можно было также касаться и имущества противника. Пока индейцы воевали между собой, система «ку» процветала. Когда сражаться пришлось с американской армией, это стало приносить краснокожим героям больше проблем, чем славы.

С того момента, как индейцы Северной Америки начали широко использовать лошадей, угон и захват этих домашних животных стал одной из главных экономических причин военных походов. Молодой воин, собираясь завести семью, должен был подумать, как её обеспечить. Лошади для езды и перевозки имущества из воздуха не берутся. Чем многочисленнее и беднее была семья, тем активнее её молодые представители ходили в «лошадиные» походы. Хотя, конечно, трофеями становились не только лошади, у побеждённого врага можно было забрать всё что угодно. В том числе — женщин и детей.

Война ради мести ставила немного иные задачи: в этом случае нужно было убить как можно больше врагов. При этом собственные потери требовалось свести к минимуму, поскольку потеря каждого воина была ударом для племени и сильно его ослабляла. Индейцы, осознавшие, что битва принимает для них нежелательный поворот, предпочитали отступить. В целом их тактика была типичной партизанской войной: действия небольшими отрядами, стремительные налёты, быстрое отступление и набор военных хитростей.

Так индейцы воевали друг с другом, так они сражались и с белыми. И, по мнению некоторых современных историков, белые так никогда и не научились по-настоящему хорошо воевать с индейцами.

Осада Детройта

Несмотря на все это, Понтиак решился на осаду Детройта. Вначале индейцы Понтиака обезвредили всех англичан, находящихся за пределами Детройта. Первыми жертвами стали англичане, проживавшие в то время на так называемом Поросячьем острове на реке Детройт (нынешний Белл-Айл). Затем индейцы Понтиака осадили крепость

Важно было перекрыть доставку продовольствия и живой силы в Детройт. Если не подойдет подкрепление и не будут доставлены продукты питания, гарнизон встанет перед выбором — умереть от голода или капитулировать…

Тем временем известие о восстании Понтиака дошло до главнокомандующего английскими войсками в Северной Америке, победителя в канадской экспедиции против монреальских французов Джеффери Амхерста. Поступила информация не только об осаде Детройта, но и о десятках погибших укреплений. Военная слава Амхерста клонилась к закату. Потеряны были Преск-Айл, Эдвард Аугустус, Венанго, Сандаски, форт Майами. Укрепление за укреплением, крепость за крепостью обращались в пепел. И Амхерст пошел на все, чтобы сохранить не только английские колонии, но и свое доброе имя.

Он передал в Детройт свой первый приказ: «Любого индейца Понтиака, попавшего в наши руки, следует немедленно убить. Уничтожение этого скота (индейцев) — единственная защита нашей будущей безопасности». Этот расист предлагает самое эффективное, с его точки зрения, средство, как победить врага: «Распространить в стане индейских племен черную оспу».

Но больше, чем эти странные приказы и заявления, больше награды в 100 фунтов стерлингов за голову Понтиака, увеличенной затем в течение недели в два раза, единственной сопротивляющейся крепости Детройту могли помочь подкрепление и продовольствие.

«Дорога слёз»

После Войны за независимость в США новые американские власти попытались частично упорядочить отношения с индейцами. Вашингтон закрепил за собой эксклюзивное право заключать с коренным населением Америки договоры, в том числе о приобретении земли.

Кандидат культурологии, доцент Института иностранных языков Московского педагогического государственного университета Оксана Данчевская в беседе с RT отметила, что индейцам был предоставлен статус суверенных народов. Этот шаг позволил властям на равных правах подписывать с ними соглашения, которые стали одной из основных составляющих американо-индейской политики.

«За так называемый договорный период (с 1778 по 1887 год. — RT) между США и рядом племён было заключено около 500 договоров. Все они затем были нарушены американским правительством», — рассказала Данчевская.

Также по теме

«Индейцев считали расходным материалом»: как вождь Текумсе стал жертвой противостояния Вашингтона и Лондона

5 октября 1813 года в бою с войсками США погиб лидер одного из крупнейших индейских союзов Текумсе. По свидетельствам историков, он…

В начале XIX века после длительных войн федеральные власти США заключили договоры с пятью индейскими народами, считавшимися «цивилизованными» (чероки, чикасо, чокто, крики и семинолы). Согласно данным соглашениям, индейцы в обмен на некоторые территориальные уступки получили право вечного пользования своими землями на юго-востоке современных Соединённых Штатов.

Но уже в 1823 году Верховный суд США объявил все территории коренного населения «ничейными», а семь лет спустя власти приняли закон о выселении индейцев. Согласно новому нормативному акту, все коренные американцы, включая «цивилизованные» народы, должны были покинуть территории к востоку от реки Миссисипи и переселиться в степи современной Оклахомы.

В 1831 году армия США силой изгнала значительную часть «цивилизованных» индейцев на запад. Многие из них погибли в пути от голода, холода и болезней. Данная депортация известна среди историков как «дорога слёз». Оставшиеся индейцы некоторое время оказывали сопротивление, но к концу XIX века лишь небольшая горстка представителей народа семинолов, осевших в болотах Центральной Флориды, отказалась выполнить требования Вашингтона. Все остальные индейцы покинули восточную часть США.

В 1851 году власти страны приняли закон, согласно которому проживавшие к западу от Миссисипи племена также теряли свои земли и подлежали перемещению в резервации. Во второй половине XIX века века начался захват их территорий в центре и на юго-западе Северо-Американского континента. Индейцы, жившие на Великих равнинах и в горных районах на границе с Мексикой, оказывали захватчикам ожесточённое сопротивление. Война с ними затянулась примерно на 40 лет.

  • «Дорога слёз» — депортация «цивилизованных» индейцев на запад США

Американские власти в ходе так называемых земельных гонок раздавали своим гражданам территории, ранее переданные «цивилизованным» народам Оклахомы. Войска подавляли сопротивление индейцев лакота, арапахо, чайенов, команчей и апачей. Солдаты убивали в индейских стойбищах стариков, женщин и детей. Коренные жители прерий нанесли военным несколько поражений и добились перемирия. Однако после строительства Первой трансконтинентальной железной дороги и уничтожения бизонов, служивших источником пропитания для индейцев Великих равнин, сопротивление было подавлено.

Индейские войны официально завершились в 1890 году после убийства одного из самых уважаемых вождей лакота — Сидящего Быка — и бойни на ручье Вундед-Ни, унёсшей жизни примерно 300 индейцев. С момента образования США и до конца XIX века власти отняли у коренных жителей около 600 млн га земли. К началу XX века на территории США осталось всего около 250 тыс. индейцев. 

Влияние на демографию индейского населения

По результатам переписи населения в 2010 году 2 932 248 жителей США определили себя, как коренные американцы (а также коренные жители Аляски), что составляет 0,9 % от общего населения США. До сегодняшних дней историки и учёные так и не пришли к однозначному выводу, сколько миллионов индейцев пали жертвами экспансии европейских колонизаторов и какова была популяция населения Америки до обнаружения её европейцами. Обширные исследования продолжают проводиться. По примерным подсчётам население северной Америки составляло от 2,1 до 18 миллионов человек.

На размытость подсчётов также влияет множество иных факторов, таких, как эпидемии, занесённые с востока, межплеменные войны, ассимиляция, миграция в Канаду или Мексику, снижение рождаемости и прочие факторы. Ко второй половине XIX века популяция коренных жителей достигла своей критической точки и составляла полмиллиона человек. Многие учёные сошлись во мнении, что наибольший фактор играла смертность от инфекционных болезней, занесенных европейцами, от которых у индейцев не было иммунитета, так как они прежде никогда не сталкивались с подобными заболеваниями. По примерным оценкам во время эпидемии оспы, бушующей среди коренных американцев, смертность достигала 80-98 %.

По данным 1894 года бюро переписи населения США, за последние 102 года жертвами индейских войн пали 8 500 индейских воинов и 5 000 белых солдат. При этом среди гражданских (включая стариков, женщин и детей) количество жертв было гораздо выше и достигало 19 000 человек среди белого населения и 30 000 среди индейского населения. Реальные же числа могут быть как минимум в 2 раза выше, особенно на фоне того, что перепись стремилась преуменьшить количество жертв среди индейского населения.

Последствия событий на Сэнд-Крик

Свои действия Чивингтон назвал крупной победой и указал в отчётах, что уничтожил от 500 до 600 индейских воинов.

  • Памятник в Колорадо
  • Gettyimages.ru

Однако вскоре общественности стали известны и альтернативные точки зрения на эти события. Солдаты Чивингтона хвастали в салунах Денвера скальпами и вырезанными из животов индейских женщин неродившимися детьми. Несогласные с действиями Чивингтона офицеры докладывали по инстанциям о том, что видели своими глазами. Началось независимое расследование, показавшее, что жертвами нападения Чивингтона стали более ста женщин и детей и всего несколько десятков мужчин. При этом 24 человека из отряда Чивингтона были убиты, 52 получили ранения. По одной версии, военным дали отпор пришедшие в себя шайены, согласно другой, разгорячившиеся алкоголем перед нападением на индейцев бойцы Чивингтона сами нечаянно поубивали своих товарищей.

Под давлением общественности американскому Объединённому комитету по ведению войны пришлось проводить расследование деятельности Чивингтона. Выводы следствия были не в пользу полковника. Однако в 1865 году он уволился из армии, и его преступления не могли больше быть предметом разбирательств военного трибунала. Кроме того, они подпадали под действие амнистии, объявленной по итогам Гражданской войны. Поэтому никакой ответственности Чивингтон не понёс.

Также по теме


«Их по-прежнему не считали за людей»: почему североамериканские индейцы столетиями были лишены гражданских прав

2 июня 1924 года в США вступил в силу закон, который предоставил индейцам право на американское гражданство. С момента образования…

Однако из-за резонанса, вызванного событиями на Сэнд-Крик, он не смог баллотироваться в законодательные органы власти. Но спокойно работал редактором газеты и заместителем шерифа, дожив до 73 лет.

«За несколько часов безумства при Сэнд-Крик Чивингтон и его солдаты либо убили, либо уничтожили авторитет всех тех вождей шайенов и арапахов, кто поддерживал мир с белыми людьми», — написал в своей книге «Схороните моё сердце у Вундед-Ни» американский писатель и историк Ди Браун.

Воины шайенов, выступавшие за боевые действия против белых, получили серьёзный довод в поддержку своих убеждений. Объединившись с индейцами лакота, они сражались против армии США ещё более десяти лет.

Спасшийся в ходе событий на Сэнд-Крик Черный Котёл менее чем через год заключил новый мирный договор с американцами. Но, несмотря на верность взятым на себя обязательствам, вождь был убит американскими военными 27 ноября 1868 года.

«Хотя войны властей США с индейцами часто называют геноцидом, нужно отметить, что глобальной цели именно уничтожить коренное население континента у Вашингтона не было. Американцы смотрели на вещи более прагматично. Им нужны были земли и другие природные ресурсы. На этом фоне индейцев они рассматривали просто как помеху, подлежащую устранению любыми средствами. Таким образом уничтожение и вытеснение коренного населения стало залогом создания американской государственности», — подытожил Андрей Кошкин.

Войны 17 века

Конфликт Комбат 1 Комбат 2 Результат
Войны навахо ( 1600–1866)  Корона Кастилии (ок. 1600–1716) Испания (1716–1821) Мексика (1821–48) США (1849–66)
   
Навахо
  • Долгая прогулка навахо (1863–1868 гг.)
  • Навахо переехали в резервации
Англо- поухатанские войны (1610–46)
Английские колонисты Конфедерация Поухатанов
Пековская война (1636–38) Колония Массачусетского залива Колония Плимут Колония Сэйбрук Колония Коннектикута Мохеган Наррагансетт Pequot
  • Pequot побежден
  • Хартфордский договор
Бобровые войны (1642–98) Ирокезы Англия Голландская Республика   Huron Эри Нейтральная Odawa оджибве Mississaugas потаватоми Algonquin Шони Wenro махиканы Инну абенаки Майами иллинойсы другие страны в союзе с Францией Франция 
Кифтовская война (1643–1645) Новые Нидерланды Ленапе
Война за персиковое дерево (1655) Новые Нидерланды Саскуэханнокские союзные племена
Войны эсопов (1659–1663 гг.) Голландские поселенцы Конфедерация ирокезов Племя эсопусов индейцев ленапе
Война короля Филиппа (1675–78) Конфедерация Новой Англии Мохеган Пекот Wampanoag Nipmuck Podunk Наррагансетт Нашавей
  • Колониальная победа в южном театре
  • Родная победа в северном театре
Война короля Вильгельма (1688–1697 гг.)  Франция Новая Франция Конфедерация Вабанаки   Англия Колония Массачусетского залива Английская Америка Конфедерация ирокезов

Пляска духов — последняя надежда краснокожих

В неурожайные 1889−1890 годы индейцы племён шайеннов, сиу, пайютов и прочих пришли в отчаяние. Нищета и жизнь впроголодь в Южной Дакоте подвели их к одному шагу до безнадёжного восстания. В этих условиях сотни паломников привлёк пайют по имени Вовока — пророк, который утверждал, что ему явилось видение: Бог благоволит индейцам, Иисус воплотился в одном из них и желает обновления американской земли; мёртвые восстанут, бизоны и духи предков вернутся в мир, а бледнолицые исчезнут, и наступит прежняя счастливая жизнь без голода и болезней; всем индейцам нужно лишь правильно исполнять особый танцевальный ритуал — пляску духов, которой Бог обучил Вовоку. Отчаявшиеся люди стали проповедовать и быстро распространять эту ревитализирующую религию, которая получила название веры Пляски Духов.

Летом 1890 г. Пляска духов распространилась среди сиу. Белые поселенцы, агенты Бюро по делам индейцев и правительство стали бояться, что необычные массовые пляски «дикарей» — это военный ритуал. Они решили, что отчаявшиеся сиу, и прежде встававшие на тропу войны против колонистов, готовятся к бою. На самом деле Вовока совершенно не призывал к войне, напротив, он говорил: «Вы не должны воевать. Не делайте никому зла. Поступайте всегда по справедливости». Однако с одной стороны, некоторые индейцы интерпретировали его видение иначе (как божественную поддержку в их борьбе), а с другой — колонисты не стали разбираться в тонкостях новой религии. Газеты раздували истерию, и «страшилки» об опасной воинственной секте быстро добрались до Вашингтона. За всё это время из-за последователей Пляски Духов не пострадал ни один бледнолицый, но на этот факт также никто не обращал внимания. Народ и правительство Штатов индейцев боялись и желали силой решить сложную проблему. В итоге к резервациям подошли войска, в том числе 7-й кавалерийский полк, тот самый, что 14 лет назад потерпел позорное поражение от сиу и шайеннов при Литтл-Бигхорн. Многие солдаты и офицеры помнили это и желали отмщения.

Индейцы расценили этот шаг однозначно — Штаты готовятся к новому наступлению на их земли, права и жизни. Войска генерала Нельсона Майлза должны были взять их под контроль и разоружить, а также арестовать наиболее независимых вождей. 15 декабря 1890 г. полиция арестовала старого Сидящего Быка — белые боялись, что прославленный вождь и победитель при Литтл-Бигхорн может возглавить восстание. Сидящий Бык ненавидел колонистов и сдаваться не захотел, завязалась перестрелка между его соплеменниками и полицией, в результате с обеих сторон погибло по несколько человек, а самого вождя и его 17-летнего сына убили. После этого самые непримиримые сторонники Сидящего Быка бежали в резервацию Шайенн-Ривер к вождю Большая Нога, лидеру миннеконжу (индейцы группы племён сиу).

Обращение с пленными индейцами

Наиболее жестоко обращались с пленными ирокезские племена. Например, сенека сначала пытали пленных в специальном здании, потом пытали на открытом пространстве перед женщинами и детьми на чем-то вроде дыбы. Ирокезы, как правило, пытали своих пленных огнем, затем сжигали.

Привязывание пленных к столбу для пыток, судя по всему, индейцы заимствовали уже у белых. Утверждение, что североамериканские индейцы ели пленных врагов, не соответствует действительности. Но у некоторых племен (например, у оглалов) было принято ритуальное закалывание собаки и совместное поедание собачьего мяса перед вступлением на военную тропу. Собачье мясо символизировало тело врага, убитого в предстоящем бою.

Победившее «войско» возвращалось с пленными в деревню, и вражда прекращалась. Иногда это скреплялось особым договором. У индейцев на востоке Северной Америки такие мирные договоры заключались с помощью вампунов (вампуновых поясов).

Эти пояса первоначально изготовлялись из морских ракушек, позднее — из цветных бус, которые поставлялись из Северной Чехии. Вампу новые пояса имели — в зависимости от своего предназначения — различный цвет. Красные вампуны объявляли войну и созывали союзнические племена на военную тропу, черные вампуны означали поражение собственного войска или смерть его вождя, и, наконец, с белыми вампунами заключался мир.

Команчи и мексиканские страсти

На смену испанцам пришли мексиканцы, получившие в 1821 году независимость. Денег на выплату дани, то есть оплаты подарков команчам, в казне не было, и те возобновили набеги.

В 1840 году кайова и команчи заключили мир с шайенами, и три племени выступили против мексиканцев единым фронтом. Этому союзу предшествовала жестокая война, после которой команчи решили, что таких воинов лучше иметь в друзьях, а не врагах.

В 1836 году Техас отделился от Мексики. Туда хлынул поток переселенцев, которые занимали земли индейцев. Конфликты между новыми и старыми хозяевами земель были неизбежны. В 1840 году власти Техаса пригласили индейцев на переговоры в город Сан-Антонио, которые закончились резнёй. Из 33 вождей и влиятельных воинов и 32 членов их семей, входивших в состав делегации, 35 человек были убиты, остальные пленены. В августе того же года команчи провели рейд мести, дойдя до Мексиканского залива, но на обратном пути рейнджеры нанесли им поражение, впервые применив многозарядные   кольты».

Обычно после одного залпа рейнджеры, опустошив ружья, становились беззащитными, а тут они продолжали поливать индейцев свинцом.

Появлениекольтов» изменило баланс сил.

В 1845 году Техас вошёл в состав США. Вскоре в Калифорнии вспыхнула золотая лихорадка. Железная дорога, соединяющая Атлантическое и Тихоокеанское побережья, тогда ещё не появилась. Переселенцам, чьи фургоны потянулись туда через бескрайние равнины, нужны были лошади.

Команчи готовы были продавать лошадей, но для этого их следовало добыть, поэтому они возобновили набеги — в том числе в Мексику. Как отмечает в своей книгеИндейские войны. Как был завоёван Дикий Запад» Юрий Стукалин, в 1852 году в ходе такого рейда они прошли вглубь Мексики на 700 миль.

Шли схватки и с американцами. В 1858 году рейнджеры нанесли два поражения индейцам. В ходе одного они убили вождя команчей Железную Рубаху.