Оглавление
Зачем перемещали дома?
Это может прозвучать фантастически, но в нашей столице в период с 30-е по 80-е годы прошлого столетия совершались передвижки домов вместе со всеми коммуникациями и без выселения жильцов. Ни один дом при этом не разрушился, все благополучно обрели новое место жительство.
И первое, что приходит в связи с этим на ум, вопрос: для чего вообще предпринимались подобные действия? Ведь для приложения огромных усилий должна быть очень веская причина. В данном случае, как в известном анекдоте: Партия сказала: «Надо!», комсомол ответил «Сделаем!» В середине 30-х годов правительство утвердило план реконструкции Москвы, в котором обозначили улицы, нуждающиеся в перестройке и расширении.
Для этого пришлось бы сносить жилые здания, что влекло за собой много проблем. Поэтому было решено передвинуть их вглубь дворов. Больше всего кандидатов на переселение было отмечено на улицах Тверская, Осипенко (Садовническая) и Серафимовича.
Первый дом переместили осенью 1935 года — всего на 25 метров, но уже этот опыт потребовал колоссальных усилий. Для завершения проекта понадобился почти месяц. На пути жилого дома на Тверской, который планировали передвинуть на 2-ю Брестскую улицу, стояла двухэтажная подстанция. Поэтому технологию сначала опробовали на ней. Через два года переместили небольшую лабораторию завода музыкальных граммофонных пластинок. Далее передвинули пять строений, оказавшихся на пути нового русла Москвы-реки. Таким образом потихоньку отрабатывалась и совершенствовалась сложная технология.
Представьте себе обычные утро
…когда вы просыпаетесь, встаете к окошку, потягиваетесь и внезапно обнаруживаете, что дом сместился на 20 метров. Первые мысли жителей того дома были наверняка такие: «Я сошел с ума», «Больше пить не буду». Версия довольно интересная, но ее достоверность проверить не получится.
С иной стороны лестница очень любопытная. Было бы интересно там побывать, но к несчастью, попасть в дом очень сложно. Молодой человек, собиравший заметки об этом событии, увидел на окне одной из квартир объявление о продаже, и он стал искать информацию о цене жилой площади в таком жоме.
Как оказалось, в нем продается очень много квартир. К примеру, 4-комнатная квартира с площадью в 135 квадратных метра обойдется вам в 55 000 000 рублей. Предполагается, что торг уместен. Если вы желаете выложить больше 400 000 рублей за квадрат и предпочитаете новостройкам шикарную старинную архитектуру, то предложение и правда интересное.
Но ведь смогли! И это было практически сотню лет назад. Невероятно, при таком развитии технологий строительства в 30-е годы прошлого века сейчас некоторые застройщики до сих пор выстраивают ужасные «муравейники» для людей с сомнительным качеством. Но куда все пропало, не ясно.
Изменения столицы
Многие крупные исторические фигуры предпринимали попытки для изменения облика столицы. Москва развивалась естественным образом, поэтому многие улицы сформировались кривыми и некрасивыми. В Санкт-Петербурге все по-другому, он создавался по плану, поэтому все улицы идут строго по линейке.
Попытки исправить эстетические несовершенства предприняла еще Екатерина Великая. Она хотела начать с Кремля, но начинание не было успешным. Добиться результата удалось Сталину, он учитывал ошибки императрицы, поэтому решил менять не Кремль, а улицы и проспекты. В сталинские времена Тверская носила название Горького, и она лучше других иллюстрирует суть его проекта. Сталин планировать начать с нее, а затем сделать и другие столичные проспекты такими же просторными и прямыми.
Метро
Метро – самый востребованный вид столичного транспорта. Именно он позволяет быстро переместиться из одной точки города в другую. Поэтому правительство Москвы самые грандиозные перемены планирует осуществить в этой области.
К 2021 году метрополитен постигнут следующие изменения:
- общая протяженность линий превысит 450 км.;
- появятся станции Большой кольцевой линии;
- будет проложена дополнительная ветка метро вдоль Дмитровского шоссе;
- почти в каждом районе столицы появятся новые станции метрополитена, что повысит доступность данного вида транспорта для жителей Москвы;
- увеличится Сокольническая ветка, на ней появятся 4 новые станции;
- Большая кольцевая линия станет самой протяженной в мире, обогнав по размерам теперешнего лидера – одну из линий метро в Пекине.
Большая кольцевая линия – масштабный проект, в результате которого появится более 30 новых станций. На ней можно будет сделать 23 пересадки на другие линии, 11 пересадок на железнодорожные линии.
Строительство такого объекта поможет разгрузить московские дороги и улучшит транспортную доступность для полумиллиона жителей столицы. Схема Московского метрополитена к 2021 году претерпит серьезные изменения.
Другие переехавшие объекты
Очередным передвинутым объектом стал дом у Большого каменного моста. Этот момент запечатлела Агния Барто в своем стихотворении “Дом переехал”. В забавном стишке рассказывается, как мальчик Сема приехал из Крыма и ищет свой дом. Он говорит постовому, что живет в доме номер четыре, но не может его найти. Постовой объяснил, что его дом мешал, и поэтому он переехал в переулок. Мальчик попал домой, а соседи ему рассказали, как они ехали десять дней подряд, как это было плавно и тихо, что не пострадали даже зеркала и вазочки в шкафу. Сема узнал, что можно ехать, не выходя из дома, и очень обрадовался этому.
В этом стихотворении все отражает суть, только номер дома был другим. Не четыре, а 5/6 по улице Серафимовича. Некоторые жильцы боялись такого переезда, они хотели куда-нибудь скрыться. Конструкторы были уверенными в успехе проекта, поэтому людям специально называли неверные даты, чтобы не плодить панику.
По словам очевидцев, движение было настолько комфортным, что не посыпались даже башенки, построенные из кубиков детьми. Прошло несколько лет, и технологию освоили настолько совершенно, что переместили таким образом офтальмологическую больницу. Во время переезда хирурги продолжали оперировать.
Работа Треста
Перемещение домов проводили для того, чтобы расчистить место для новых зданий, трамвайных путей, аллей, парков и пр.. Это было выгоднее, чем сносить дома полностью. Ведь в них жили люди и их пришлось бы расселять.
Не всегда смещение проводилось на многие метры. Порой нескольких сантиметров было достаточно, чтобы освободить необходимое пространство.
Для выполнения работ была создана специальная контора – Трест для перестройки и перемещения зданий. Но по свидетельствам, оставшимся в газетах тех времён, работы в срок не проводились.
Московский совет Тресту помощь не оказывал, и рабочих катастрофически не хватало, потому что их просто было негде расселить. Использовали труд «зэков», а работа же было очень ответственная и тяжёлая, доверить им многое было нельзя. Тем более именно из-за их привлечения часто случались казусы. Например, во время работ в районе Москвы-реки в районе Серебряного бора, когда надо было сдвинуть сразу пять зданий. Домкраты заправили денатуратом. В ту же ночь заключенные, несмотря на охрану, слили его. А руководству, чтобы история не дошла до высших чинов, пришлось заливать домкраты очень дорогим глицерином, покупая его за свой счёт.
Для чего перевозят дома
Но, пожалуй, одними из самых редких предметов, предназначенных к транспортировке, являются жилые дома. В отечественной практике такой вид грузоперевозок практически отсутствует. А за рубежом – встречается.
Среди основных причин, по которым их перемещают с одного места на другое, можно назвать опасность оползня или наводнения, а также расположение здания на трассе строящейся автодороги или важного инфраструктурного объекта. Иногда, для лучшего сохранения, перевозят находящееся в удаленном месте строение, которое представляет историческую ценность
Еще один вариант – человек покупает понравившееся здание и перевозит его туда, где он собирается жить.
Если планируется перемещение старого дома, то в этом случае транспортники часто сталкиваются с двумя серьезными проблемами. В первом случае когда-то проводилась перестройка, после чего изменения не были внесены в план.
Во втором, если здание деревянное, то предварительно следует удалить камины, печи и облицовочный кирпич. А системы электроснабжения и отопления – демонтировать. Есть и вариант перевозки домов с разборкой.
Зачем перевозят готовые дома
Причин для этого много:
- здание является архитектурным памятником и достоянием местной культуры, но расположено в зоне, где ему угрожает стихия: частые землетрясения, сели и т. п.;
- человек, собравшийся переехать, столкнулся с проблемой, когда денег хватает только на покупку земельного участка на новом месте, либо, чтобы приобрести новый дом, ему надо вначале продать старый, а он не пользуется спросом в том регионе, где был построен (расселенный хутор, пустеющая дача и т. п.);
- дом неожиданно оказался на пути прокладки новой дороги, оросительного канала и т. п.;
- здание красивое, старинное, но не вписывается в новый архитектурный облик района.
Перевозка домов с предварительным демонтажем или целиком нередко обходится владельцу дешевле, чем покупка нового жилья, особенно если между двумя населенными пунктами существенно разные цены на недвижимость.
Как сохранили коммуникации?
Теперь стало ясно, как раньше передвигали дома в Москве. Но каким образом вместе с ними передвигались электрические сети и водопровод с канализацией? Жители не покидали своих квартир и могли в полной мере пользоваться всеми привычными благами прогресса.
Подготовка длилась долгие месяцы не просто так. В числе задействованных бригад были санитарно-технические работники. Они убирали старые сети и воссоздавали их на новом месте. На время переезда к домам подключали шланги, через которые выводилась канализация. Отходы временно собирались в колодцах. Подобные шланги выполняли роль водопровода, если нужно было передвинуть на большое расстояние, то запускали временный водопровод.
Чтобы оставить отопление, временную котельную создавали прямо в доме. Она была маленькой и располагалась на лестнице. Для некоторых объектов приходилось создавать отдельные мобильные котельные, они ехали вместе с объектом на передвижных платформах. В теплое время года было проще, сохранять отопление не было необходимости. С электросетями все было элементарно. Нужно было лишь увеличить длину кабелей запитки, чтобы ее хватило на весь маршрут.
Существует легенда, что Сталин разработал новый план столицы очень просто. Если это правда, то он взял линейку и начертил на карте линию, сказав, что улица должна проходить так. Инженеры попытались возразить, аргументируя тем, что под чертой находятся дома. Но возражать вождю было нельзя, он ответил коротко: “ так передвиньте, в чем проблема”.
Есть и другая версия, согласно которой модернизация была произведена на почве желания превзойти Америку. Американцам удалось передвинуть телефонную станцию, которая весила 11 тысяч тонн, это было мировым рекордом. В ответ на это советские специалисты передвинули Саввинское подворье, которое весило 23 тысячи тонн, и рекорд стал нашим. Кстати, этот особняк стоит по сей день. Это номер шесть по улице Тверской и олицетворение нескольких исторических эпох, наглядный пример того, как передвигали дома в Москве на Тверской, когда она еще носила имя Горького.
Расширение Тверской и перенос Саввинского подворья
Тверская, 6 с.6
В стремлении придать Москве новый облик строители коммунизма как-то не очень обратили внимание на то, что при расширении Тверской улицы, многие дома выступают за «красные линии». Устремившись к новому, светлому и чистому, часть домов просто уничтожили, а некоторым суждено было переехать на другие места вглубь квартала
Всего было передвинуто около десятка зданий, и заодно со всей честной компанией и памятник Пушкину. Самая масштабная работа по передвижению была связана, конечно, с бывшим Саввинским подворьем, весившим 23 тысячи тонн. Это был самый тяжелый дом из всех, которых когда-либо перевозили. В общей сложности потребовалось около 2100 катков. Само передвижение дома состоялось ночью, пока жители спали. Интересно и то, что во время переезда к дому были присоединены все временные коммуникации, так что для самих жителей переезд оказался в общем-то незаметным.
Сегодня Саввинское подворье полностью спрятано от любопытных глаз во дворе за Сталинскими домами по Тверской улице и новым зданием МХТа со стороны Камергерского переулка. Говорят, что в основании дома до сих пор замурованы вагонетки, на которых ехал дом в новую жизнь.
Как перевозят дом
Компания-подрядчик берет на себя хлопоты по получению разрешения и инструкций в ГИБДД и других контролирующих органах РФ, планировании оптимального маршрута. Однако вы должны следить за их работой и быть в зоне досягаемости, если возникнут какие-то проблемы в процессе переезда. После водворения дома на специальный прицеп, его прикрепляют к тягачу и начинают движение к пункту назначения. Даже на небольшие расстояния здания перемещают крайне медленно, чтобы свести к минимуму повреждения. Возможно, ждать придется несколько дней, а то и недель. Дома перевозят только по хорошим дорогам, без ухабов и ям, чтобы каркас не рухнул.
Варианты перевозки домов
Здания транспортируют до места назначения несколькими способами:
- отделяют от фундамента, скрепляют специальными тросами и скобами и везут на грузовике, предназначенном для этих целей (по внешнему виду он напоминает автопогрузчик), а потом водружают на вновь установленный фундамент;
- если материал, из которого состоит дом, и его проект позволяют, то конструкция разбирается, перевозится, а потом снова собирается (коттеджи из бруса, например);
- дом делят посекционно, а после доставки складывают, согласно плану.
Что касается того, во сколько может обойтись подобная услуга – от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей
Когда фирмы-подрядчики рассчитывают цену, они берут во внимание массу дома, степень аккуратности, с которой его нужно перевозить, способ постройки и материал, наличие проекта, по которому его можно заново сложить, расстояние до пункта назначения и какую технику придется задействовать. Часто транспортные компании, называя цену на услугу, включают в тариф только перевозку дома, но не думайте, что это вся стоимость целиком, вместе с демонтажем и последующей установкой
Скорее всего, за водворение конструкции на новое место, подключение к коммуникациям и косметический ремонт после некоторых дорожных повреждений придется доплачивать.
Техника для перевозки дома
Непосредственно для транспортировки зданий используют тягачи со специальной плоской поверхностью, например, MAN – он передвигается очень плавно и медленно, способен аккуратно выполнять повороты. В процессе погрузки может быть задействована и другая техника: подъемный кран, гидравлический пресс, бульдозеры для расчистки прилегающей территории и т. п. В последнее время компании, осуществляющие грузоперевозки по России, наряду с западными, стали предлагать услугу по доставке зданий из одной местности в другую. Когда будете договариваться о транспортировке, вам обязательно расскажут, какую технику планируется использовать — ведь это тоже влияет на итоговую стоимость перевозки.
Подготовка дома к перевозке
- Перед транспортировкой нужно договориться с профессионалом в строительной сфере, чтобы он осмотрел дом и разъяснил условия его перевозки.
- Все вещи и мебель выносятся из помещения – их доставляют отдельно. В некоторых случаях может понадобиться демонтаж каминов и сантехники. Затем приглашают электриков, представителей газовой службы и газоснабжения, чтобы они отключили здание от всех коммуникаций.
- Понадобится также уточнить в органах местного самоуправления, какие документы вам необходимы, чтобы ничего не нарушить. Не забудьте оформить страховку, потому что дорога, особенно дальняя, всегда создает риски.
- Убедитесь, что к вашему дому организован удобный подъезд для грузовой и подъемной техники.
- Договоритесь с транспортной компанией обо всех нюансах и принесите проектную документацию вашего здания.
- В условленные сроки прибудут специалисты. Они скрепят стены тросами, отделят его от фундамента, затем поставят на специальные «рельсы» и поднимут на платформу погрузчика.
- Щитовой дом очень удобно транспортировать не целиком, а разобрав на отдельные секции, из которых он состоит.
Раздела Польши в 1939-м не было. Была немецкая оккупация и возврат захваченных земель СССР
Со стороны же Советского Союза было возвращение земель, ставших временно польскими в результате «раздела России» в 1920-21 гг.Маленькая справка:
«КЕРЗОНА ЛИНИЯ», условное название демаркационной линии, рекомендованной Верховным советом Антанты на Парижской мирной конференции 1919-1920 в качестве восточной границы Польши (смотри карту к статье Советско-польская война 1920).
Статья 87 Версальского мирного договора 1919 предусматривала, что границы Польши должны быть определены Главными Союзными и Объединившимися Державами. 8 декабря Верховный совет Антанты принял «Декларацию по поводу временной восточной границы Польши», которая проходила с севера на юг через Гродно — Яловку — Немиров — Брест-Литовск — Дорогуск — Устилуг, восточнее Грубешова, через Крылов и далее западнее Равы-Русской, восточнее Перемышля до Карпат таким образом, что практически все земли с преобладанием польского населения находились на западе, а непольского (литовский, белорусский и украинский) – на востоке. Однако «Декларация» была проигнорирована польским правительством, которое в апреле 1920 начало военные действия против советского государства. 6 мая польские войска заняли Киев. Контрнаступление войск РККА позволило освободить захваченные поляками районы Белоруссии, большую часть Западной Украины и выйти к границам Польши. Стремясь спасти войска Польши от разгрома, британский министр иностранных дел Дж. Н. Керзон 11.7.1920 направил правительству РСФСР ноту с предложением немедленно приостановить военные действия и заключить перемирие между Польшей и Советской Россией. Советское правительство предложило начать переговоры о мире, согласившись на некоторые отступления от «Керзона линии» в пользу Польши, но правительство Польши, используя изменение положения на фронте, навязало РСФСР и УССР по Рижскому мирному договору 1921 границу, проходившую далеко к востоку от «Керзона линии», захватив западные области Украины и Белоруссии. В результате германо-польской войны 1939 года Польша лишилась независимости, а в ходе похода Красной Армии 1939 западные территории Украины и Белоруссии были присоединены к СССР.
Подписанный с Германией 28.9.1939 Договор о дружбе и границах устанавливал западную границу СССР в целом по «Керзона линии», за исключением района Белостока, где она прошла несколько западнее.
На Крымской (Ялтинской) конференции 1945 по предложению СССР было решено, что восточная граница Польши должна проходить вдоль «Керзона линии» с отступлением в ряде районов в пользу Польши, что окончательно было закреплено 16.8.1945 советско-польским договором о границе (смотри Советско-польские договоры и соглашения). Нынешняя граница Польши с Украиной, Белоруссией и Литвой в целом соответствует положениям договора 1945.
Лит.:
Документы внешней политики СССР. М., 1959. Т. 3; Халфин Л. А. Лорд Керзон: идеология и политика британского колониализма // Новая и новейшая история. 1983. №1; Гражданская война в СССР. М., 1986. Т. 2; Мельтюхов М. И. Советско-польские войны. Военно-политическое противостояние 1918-1939 гг. М., 2001; Мировые войны XX в. 2-е изд. М., 2005. Кн. 1-4. Из Большой советской энциклопедии. Поэтому нет повода для либералов сокрушаться и пытаться внушать другим стыд за славный эпизод советской истории.
Как передвинуть дом?
Если ты посмотришь картину “Новая Москва”, то наверняка улыбнешься при виде одного момента. Художник рисует красивое здание, разглядывая его из окна, и тут эта самая постройка начинает ехать. В сюжете запечатлены сталинские преобразования, в том числе и сносы зданий на Тверской, и подготовка тех, которые сохранили, к переезду.
Еще один занимательный аспект: режиссер пофантазировал, как будет выглядеть наша столица после преобразования. Теперь мы можем оценить, насколько он попал в точку. Сталин не оценил подхода, и картина не прошла под цензуру. В результате зритель смог увидеть ее спустя более полувека, когда пришли свободные девяностые.
Самая главная задача в перемещении — не допустить разрушения. Если по стенам и фундаменту пойдут трещины, то процесс будет необратимым. Чтобы этого не допустить, создавался специальный каркас, а фундамент насквозь пронизывали отверстиями. В эти желоба запускали рельсы, каждая по полметра шириной, вся конструкция затягивалась в каркас по периметру. Далее такие же рельсы пропускали через верхнюю часть, затем все они сваривались между собой. Дом оказывался внутри металлической клетки. Подготовка занимала месяца, само передвижение — сутки. Конструкцию просто перетягивали лебедочными механизмами на новый фундамент.
Жильцы домов никуда не выезжали, ни на момент подготовки, ни на сутки, пока их дом ехал. Более того, они так же пользовались всеми коммуникациями. Как это стало возможным, мы расскажем далее.
Расширение Тверской и перенос Саввинского подворья
Тверская, 6 с.6
В стремлении придать Москве новый облик строители коммунизма как-то не очень обратили внимание на то, что при расширении Тверской улицы, многие дома выступают за «красные линии». Устремившись к новому, светлому и чистому, часть домов просто уничтожили, а некоторым суждено было переехать на другие места вглубь квартала
Всего было передвинуто около десятка зданий, и заодно со всей честной компанией и памятник Пушкину. Самая масштабная работа по передвижению была связана, конечно, с бывшим Саввинским подворьем, весившим 23 тысячи тонн. Это был самый тяжелый дом из всех, которых когда-либо перевозили. В общей сложности потребовалось около 2100 катков. Само передвижение дома состоялось ночью, пока жители спали. Интересно и то, что во время переезда к дому были присоединены все временные коммуникации, так что для самих жителей переезд оказался в общем-то незаметным.
Сегодня Саввинское подворье полностью спрятано от любопытных глаз во дворе за Сталинскими домами по Тверской улице и новым зданием МХТа со стороны Камергерского переулка. Говорят, что в основании дома до сих пор замурованы вагонетки, на которых ехал дом в новую жизнь.
Работа Треста
Перемещение домов проводили для того, чтобы расчистить место для новых зданий, трамвайных путей, аллей, парков и пр.. Это было выгоднее, чем сносить дома полностью. Ведь в них жили люди и их пришлось бы расселять.
Не всегда смещение проводилось на многие метры. Порой нескольких сантиметров было достаточно, чтобы освободить необходимое пространство.
Для выполнения работ была создана специальная контора – Трест для перестройки и перемещения зданий. Но по свидетельствам, оставшимся в газетах тех времён, работы в срок не проводились.
Московский совет Тресту помощь не оказывал, и рабочих катастрофически не хватало, потому что их просто было негде расселить. Использовали труд «зэков», а работа же было очень ответственная и тяжёлая, доверить им многое было нельзя. Тем более именно из-за их привлечения часто случались казусы. Например, во время работ в районе Москвы-реки в районе Серебряного бора, когда надо было сдвинуть сразу пять зданий. Домкраты заправили денатуратом. В ту же ночь заключенные, несмотря на охрану, слили его. А руководству, чтобы история не дошла до высших чинов, пришлось заливать домкраты очень дорогим глицерином, покупая его за свой счёт.
Писательница о передвижке домов
«Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе…» в этих строчках Агния Барто описывает передвижку дома в октябре 1937 г. по ул. Серафимовича. Это был уже восьмой дом, который перемещала недавно организованная контора по передвижке зданий.
О передвижках архитектурных сооружений известно многое. В том числе, о далекой предыстории, когда в 1455 г. Аристотель Фьораванти перенес колокольню церкви Санта-Мария Маджорне со всеми колоколами более чем на 10 метров. И о предыстории отечественной, когда в 1812 г. в Моршанске местный умелец Дмитрий Петров передвинул деревянную церковь. В 1898 г. инженер И.М.Федорович провел передвижку двухэтажного кирпичного дома на Каланчевке в Москве. В 1899 г. при строительстве костела на М.Грузинской улице инженер Ростен передвинул два небольших дома.