Рыбалка в астрахани

Оглавление

[править] Население

По составу своего населения Итиль-Хазаран был весьма пёстрый город, каким должен быть огромный рынок, куда стекались товары из Восточной Европы от русов, славян, буртасов, хорезмийцев и других народов Средней Азии, Китая, Ирана и Закавказья. Среди купцов более всего было мусульман; по словам Ибн Хаукала, их здесь было больше 10 тысяч человек, не считая наёмной гвардии из хорезмийцев.

Ибн-Хаукаль утверждает, что царь, исповедующий иудаизм, и евреи Итиля (их число, по-видимому, он определяет в 4 тысячи человек, названные «свитой царя») — лишь самая малочисленная часть города. Остальные хазары, жители Итиля, по словам Ибн-Хаукаля, исповедуют ислам (самое многочисленное население), христианство и язычество.

В Итиле было 30 мечетей и одна соборная мечеть с минаретом, были и синагоги и церкви.

В Итиле действовало 7 судов — по два для иудеев, мусульман и христиан, и один для язычников.

В западной части города — Хамлидже, находился царь, его свита и войско.

Разгром Хазарского каганата

Летом, против Хазарии, сын Игоря стал готовить поход в тысячи километров. Князю исполнилось всего 22 года. Все тщательно продумав, он не пошел напрямую через степь междуречья, а совершил грамотный ход.

Обойдя степь, он добрался до Рязани. Оттуда благополучно спустился по Оке до реки Волги — матушки и на 500 ладьях направился с невеликим, но смелым и хорошо подготовленным войском в столицу Итиль и осадил ее. В битве при Итиле союзниками Светослава были печенеги. Они появились с западной стороны, где Дон приближается к Волге. А также гузы, которые поспешили от реки Яик на помощь к князю, чтобы биться против хазар. Храбрые войны пересекли пустынное пространство Прикаспия. Все союзники собрались у Итиля. Хазары этого не ожидали, и сразу же после штурма, от столицы остались одни руины.

На этом Светлый Воин не остановился, решив довести начатое до конца, он продолжил борьбу с хазарским каганатом. Святослав направился на Терек, где раскинулся город Семендер. Он имел четырехугольную цитадель, являвшуюся опорным пунктом хазар. Но князь справился с этой задачей. Крепость была взята. После этого, дружина во главе со Святославом отправилась к Дону в сторону Руси.

Уже направляясь домой, Святослав возле Саркела встретился с гарнизоном, в котором были в основном кочевники. После штурма князь взял и разрушил хазарскую восточную крепость Саркел, находившуюся близ нынешней станицы Цимлянской, а городу дал название Белая Вежа. Победоносный поход Святослава на Хазарию был завершен.

Эти победы определили судьбу Хазарского Каганата. Еврейская диаспора прекратила свое существование. Разрушенный иудейский центр витиеватой политики, а также торгового и воинского порядка, повлек за собой необратимые последствия и изменения всей геополитической ситуации.

Версия Ибн-Хаукаля — разгром союзников Хазарии и её столицы Итиль в 968/969 годах

Вариант направления восточных походов Святослава против Хазарского Каганата и союзных ему племён в 965 и 968-969 годах

Поход на Волжскую Булгарию

Согласно сообщению арабского автора Ибн Хаукаля, русы лишь в 968/969 годах совершили поход сначала на вассалов хазар, Волжскую Булгарию и племена буртасов, и только потом разграбили обе части хазарской столицы Итиль, а также старую столицу каганата — Семендер.

Можно предположить, что поводом для повторного похода князя против Каганата стала осада печенегами Киева в 968 году, когда Святославу пришлось ускоренным маршем возвращаться из недавно завоеванной северо-восточной части Болгарии для отражения кочевников. Хазары имели достаточно влияния на печенегов для организации такого нападения, а захват Саркела в 965 году вполне подходит в качестве повода для мести.

Взятие хазарской крепости Итиль князем Святославом Худ. В. Киреев

Некоторое время русы, по-видимому, господствовали в низовьях Волги. Жители Итиля и царский двор в это время укрывались на островах Каспийского моря и Мангышлаке. После ухода русов в 980-е гг. хазарский правитель получил помощь от Хорезма (по др. данным Ширвана) и вернулся в столицу. В обмен за поддержку бо́льшая часть хазар перешла в ислам, позднее (после очередной помощи) это сделал и сам царь.

Это интересно: Раздробленность древней Руси

Хроника разгрома

В начале X столетия на берегу реки Дон, а также в причерноморских степях поселились тюркские кочевники, так называемые печенеги, в результате чего возник новый город. Эти жители неблагоприятно влияли на внешнюю торговлю государства. Также серьезную угрозу на тот момент для хазар представляла Киевская Русь. Это связано с тем, что она также желала контролировать транзитную торговлю.

Собственно это и стала главной причиной многочисленных набегов, войн и грабежей. А все это привело к разгрому Хазарского каганата.

Частые набеги сильно ослабили главные жизнеобеспечивающие центры, среди них можно выделить:

  • Семендер;
  • Итиль;
  • Саркел.

Они были настолько разорены, что восстановить когда-то могущественное государство по определению было невозможно. Пребывание в этих городах было невыносимым, поэтому многие жители вскоре стали переселяться. Некоторые из них ассимилировались с другими народами, в основном с печенегами.

На протяжении некоторого времени этноним «хазар» еще ходил в лексиконе на Крымском полуострове. Кстати, в итальянских рукописях эту землю именовали Хазарией до XVI столетия.

Принято считать, что потомками древних хазар являются караимы, которые проживали в Крыму в Средние века. А позднее переселившиеся на территорию Польши, Украины и Литвы. Этот тюркский народ исповедовал караимистскую версию иудаизма.

Военная организация

История армии каганата разделена на два периода. Отличаются они способом комплектации боевых отрядов, которые состояли из:

  • ополчения;
  • конной гвардии.

Арабо-хазарские войны велись каганатом с помощью ополчения, которое были обязаны выставлять все зависимые племена. Численность армии могла достигать несколько сот тысяч человек, ядром её была конница. При штурме городов применялись осадные машины. Методом ополчения хазарская армия формировалась до IX столетия.

Хазарская армия позднего периода существования каганата формировалась по другому принципу. Основу его стали составлять тяжеловооружённые конники-гвардейцы, размещавшиеся в Итиле. Воинов в гвардию набирали из мусульман хорезмийского происхождения — ларисиев. Переход к профессиональной армии позволил устоять стране в войнах с намного превосходящими силами врагов ещё не менее полутораста лет.

Многие исследователи считают, что хазары как народ не исчезли полностью. Их потомками могут быть караимы — небольшой тюркоязычный народ, до недавнего времени проживавший в Крыму, который итальянские средневековые источники ещё в XVI ст. именовали Хазарией.

История[править | править код]


На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь «из варяг в греки» по Днепру (фиол.). Другие торговые пути VIII—XI вв. показаны оранжевым цветом.

Возник на месте зимовника как ханская ставка. Вероятно, являлся первым городским поселением в низовьях Волги. После поражения, понесённого хазарами от арабов в 737 году, резиденция хазарского кагана была перенесена из Семендера в прикаспийском Дагестане в более удалённую от военных действий дельту Волги. Это место оказалось очень удобным в торговом отношении: оно позволяло контролировать выход в Каспийское море. С середины VIII века начался подъём международной торговли, и Итиль превратился в крупнейший транзитный рынок.

В источниках IX века город фигурирует под именем Хамлидж (Хамлых), что может быть понято как ханский город. Название Итиль появляется в X веке. Оно употреблялось, по-видимому, иностранцами. По арабским представлениям, Итилем называлась одна половина города, тогда как вторая часть носила имя Хазаран. Каким именно частям соответствовали эти названия, неясно, так как информация противоречива. Источники хазарского происхождения называют Итилем только реку, но не город. Его название приводится в форме Казар.

В период своего расцвета город состоял из трёх частей, разделённых рекой. Сообщение между ними осуществлялась на лодках. Правая (западная) часть была административной. В ней обитал царский двор численностью около 4 тыс. человек и военный гарнизон — по разным данным, от 7 до 12 тыс. человек. Эту часть окружала крепостная стена. В стене было четверо ворот, из которых двое выходили к стоянке судов у реки, а двое позади города в степь. Между двумя частями располагался остров, где размещались дворцы двух правителей Хазарии — кагана и бека (царя) (по другим данным, каган жил внутри дворца бека). Это были единственные сооружения, выстроенные из обожжённого кирпича, остальным жителям не разрешалось строить из данного материала. Остров соединялся с одной из частей при помощи моста из лодок. Левая (восточная) часть возникла позже и являлась торговой. Она описана наиболее подробно. Здесь располагались рынки, торговые склады и бани. Жилые дома представляли собой войлочные юрты, деревянные шатры и землянки.

Население города было чрезвычайно пёстрым в этническом отношении. Мирно уживались разные религиозные общины: иудеи, мусульмане, христиане и язычники. Причём представители этих общин были выходцами из разных стран. Всех их привлекала справедливость и безопасность, господствовавшая в хазарской столице. Мусульманская колония насчитывала св. 10 тыс. чел. и состояла как из купцов, так и из ремесленников, а также царской гвардии, в которой служили выходцы из Хорезма. Иудейская община состояла из купцов, прибывавших по торговым делам, и жителей, переселившихся в Хазарию, спасаясь от религиозных преследований в Византии. Из язычников особо отмечаются русы, которые составляли отдельную торговую колонию, и славяне. Этническая принадлежность других язычников и христиан не конкретизируется, но их общины тоже были значительными. Для нужд каждой конфессии существовали культовые храмы: церкви, мечети и синагоги. В городе насчитывалось около 30 квартальных мечетей со школами и одна соборная мечеть с минаретом. Для решения споров существовало семеро судей: по двое для иудеев, мусульман и христиан и один для всех язычников. Деятельность судей контролировал чиновник, назначаемый царём.

Хазары жили в столице только в зимнее время. Весной с месяца Нисана (апрель) по месяц Кислев (ноябрь) они отправлялись на свои родовые земельные участки: знать — на кочёвки, беднота — на полевые работы. В поздних описаниях указывается, что город окружали деревни и пашни. Собранный урожай доставлялся в город на телегах и лодках. Каждая из частей города, по-видимому, имела приписанную сельскую область, откуда взимались натуральные налоги.

В / Итиль был взят Святославом Игоревичем и разрушен. Уцелевшее население укрылось на островах в дельте Волги. Некоторое время город находился в оккупации, а хазарский правитель жил в изгнании на побережье во владениях Хорезма. После ухода русов царский двор смог вернуться. По сообщению ал-Бируни, в XI веке Итиль лежал в развалинах. О дальнейшей судьбе хазарской столицы данных нет. В XII — начале XIII века в Нижнем Поволжье существовал крупный город Саксин, а в монгольское время — Сарай-Бату, но были ли они расположены на месте Итиля, неизвестно.

[править] Происхождение

Существует несколько теорий происхождения хазар, наиболее распространённой является гипотеза преимущественно тюркского характера хазарского народа, в отличие от (волжских) «болгар» — «смешанных», хана которых ибн-Фадлан называл «царём славян», хотя тюркские языки хазар и болгар были очень близки, не допускают взаимопонимания с другими тюркскими языками, и, как и современный чувашский язык, объединяемый с ними в булгарскую группу тюркских языков, представляли собой своеобразный «мост» между тюркскими и монгольскими языками. Мы не знаем масштабы тюркско-славянского билингвизма ни среди болгар, ни среди хазар. Считается, что хазарам близки барсилы, савиры, баланджары, гунны, уйгуры и т. д. Российские учёные считают, что хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами, савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками.

Этноним «хазары» также вызывает споры. Одни видят в нём персидское هزار‎, hezâr — «тысяча». По другой версии, слово «хазары» происходит от тюркской основы «каз» — «кочевать». Существует версия вайнахской этимологии слова «Хазария» — от чеченского «Хаза аре» («Красивое поле»), озвученной, например, на круглом столе начальником Архивного управления при Президенте и Правительстве Чеченской Республики Магомедом Музаевым и изложенная на чеченском новостном сайте ИА Чеченинфо.

В Военной энциклопедии 1911 года слово «козар» производили от монгольских слов «ко» — броня, защита и «зар» — граница («защитник границы»), признавая, что это — оригинальная версия авторского коллектива «Военной энциклопедии». Но хазары не имеют отношения к монголам.

В средневековой еврейской литературе хазары возводились к потомку Ноя Тогарме либо признавались потомками колена Симеона.

Наконец существовала версия, что хазары изначально были евреями, переселившимися в Дагестан из Армении, что они не приняли иудаизм, а вернулись к нему.

2. Краткая история Хазарского Каганата

Начинается любая история, как обычно, с летописей. Хазары «появились» в византийских за 582-ой год н.э. Затем о племенах не было ни слуху, ни духу, разве что иногда арабы упоминали о своих военных стычках с хазарами.

В 650 году государство оформилось как самостоятельное. Основатель Хазарского каганата – правитель из некогда могущественного, но наголову разгромленного арабами тюркского рода Ашин. Ему удалось «сколотить» правящую верхушку каганата и отправиться в захватнический поход.

Предположительно, хазарский флаг и хазарский каган.

Вообще, вся история Хазарии — это непрекращающееся военное противостояние с арабами, сотрудничество с Византией, и непродолжительные отношения с различными иными племенами, которых использовали либо как союзников, либо как «подданников» (тех, кто после завоевания и погромов был обязан платить дань). Камнем преткновения арабо-хазарских войн всегда была Армения и Албания.

Арабский этап

  • 650 год — захват Хазарией Великой Булгарии.
  • 655 год — захват Крыма
  • 670 — 690 годы — захват части будущей Киевской Руси (+ причерноморские и прикаспийские степи)
  • 684 год — нашествие на Албанию, Армению, Грузию. Территории обложены данью.
  • 710 год — завоевание Дербента (у арабов).
  • 721 – 737 — арабо-хазарская война, ведется с переменным успехом. В конце арабы одерживают победу, но уходят, и хазары восстанавливаются.

Арабские воины

Хазары после поражения перестали активно захватывать близлежащие земли и сосредоточились на экономике. Так, один из знатных хазар, по преданию, обращается в иудейскую веру, увидев ангела во сне. А потом этот товарищ становится каганом. И иудаизм приходит в верхушку хазарского общества. Кроме того, хазары мирно идут на север, опасаясь нового нашествия арабов, а колонизация протекает без излишней жестокости.

К 800-му году Хазарский каганат территорию увеличил, хазары распространили свою власть до Оки и Днепра.

Тогда же столица «переехала» из Семендеры (Прикавказье) в прекрасный и большой город Итиль на Волге.

Принято считать, что он находился где-то около Астрахани или вообще затонул. Кстати, до 10-го века н.э. Столицу каганата величали Хазаран, Хмлык или Ханбалык.

Венгерский этап

Примерно в 800-850-е годы главной проблемой хазар стали отношения с финно-угорами/венграми, или, как они тогда назывались – с племенами «буртасов». Сначала буртасы были в подчинении. Вместе с венграми хазары захватили Киев. А потом начинается кровопролитная война между давешними союзниками.

Венгерский воин

В это же время установились четкие границы государства (Дербент с юга, Яик с востока, Крым с запада, Камская Булгария с севера). Иудейская община побеждает мятежников в столице. Строится легендарная крепость Саркел, клады которой ищут сегодня на дне Цимлянского водохранилища. В 865-ом году государственной религией хазар все же становится иудаизм.

Русский этап

В это время на северо-западе от Хазарского Каганата формируется молодое государство, знакомое нам по до боли родному названию — Русь. А основные занятия Хазарского каганата становятся все более мирными. И зря, как оказалось.

В 885-ом году правитель Руси, некий Олег (позже названный Вещим) объявляет хазарам войну. Отбивает пару славянских племен и облагает их данью вместо хазар. А каганат терзают в это время печенеги, аланы и гузы.

В 964-ом война Хазарии с Русью разворачивается на полную мощь. Многочисленные по тогдашним меркам (около 40 тысяч ратников) войска князя Святослава. В 965-ом Святослав берет и Саркел, и Итиль, и даже старую столицу Семендеру.

Русский корабль прибывает к хазарской крепости.

После такого погрома, устроенного русскими, каганат, скорее всего, и «приказал долго жить». Святослав удерживать «Козарию» не стал, и она склонилась к Хорезму — мусульманскому государству.

Но это был еще не конец. В 985-ом князь Владимир, который наше «Красное Солнышко», снова потоптался по каганату и захватил его стратегические точки. И наложил дань. Кстати, Владимир задумывался, какую веру принять, и рассматривал вариант иудаизма (основополагающая религия Хазарского каганата). Попадись ему достаточно умный хазарский проповедник, кто знает, как бы сложилась история Киевской Руси?

Независимый этап

После разрушительных походов Владимира Хазарский каганат стал независимой страной — такой, от которой ничего больше не зависит. Сжался в размерах (в том числе и из-за того, что уровень Каспия поднялся,и территории затопило, сжался в амбициях, превратился в княжество с центром в древней столице Семендере. Пропало оно после татаро-монгольского нашествия в 1238-1239-м годах.

Описание размещения:

База имеет четыре двухместные каюты, кухню, кают-компанию, на верхней палубе расположена крытая летняя веранда.

В каждой каюте две кровати, бельевой шкаф, телевизор с TV приставкой, сплит-система, санузел с душевой кабиной.

, , , , .

Небольшое количество мест и уникальное расположение базы определяют ее популярность. Поэтому приняв решение отдохнуть на ней, не забудьте заблаговременно забронировать каюты на необходимые вам числа.

  Также среди прочих услуг на базе  «Итиль»:

  • комфортное размещение;
  • полноценное трехразовое питание;
  • прокат плавсредств;
  • егерское обслуживание;
  • охраняемая автостоянка в селе «Козлово»;
  • обработка и приготовление блюд из ваших трофеев;
  • трансфер из г. Астрахань на базу «Итиль» (и обратно);

Такое разнообразие близлежащих рыбных мест и возможность отдохнуть на воде вдали от шумных городов   оставят у вас неизгладимые впечатления и приведут сюда вновь.

[править] Ход событий

После победы над Каганом, армия Святослава захватила Хазаран, после чего был захвачен Итиль, столица Хазарии:

Ибн Хаукаль пишет:

Бегство населения из города и разрушения самого Итиля показывают, что захват сопровождался осадой, уличными боями, резнёй и грабежом населения.

То что население бежало морем указывает на участие в битве хазарского флота.

Всё-же отстоять город не удалось: хазарская армия была разбита ещё до осады Итиля. Конница огузов и войско русов обложили город. С севера в город ворвался флот русов.

Участие флота русов было неизбежным: Итиль находился на разных берегах Волги, а часть его размещалась на острове между берегами.

Следовательно, флот неизбежно должен был участвовать в битве.

Оказать сопротивление горожане не сумели, ещё и потому, что предпочли бежать на Каспий, что уменьшило число защитников.

Ибн Хаукаль добавляет:

Это показывает, что булгары и буртасы воевали против русов, и вероятно ещё находились под власть Хазарии. Но в данном случае, скорее идёт речь не столько о воинах, сколько о беженцах, которые бежали в Итиль и на Волгу от русов и огузов, а затем на Каспий.

Краткая история

История возникновения хазарского каганата датируется VII столетием — это первое феодальное государство. Оно появилось в прикаспийских степях после того, как распался Западно-Тюркский каганат. Хотя в некоторых древних свитках существуют и другие даты.

Если верить данным, которые оставил сирийский ученый Захарий Митиленский, тюркоязычные хазары стали заселять эту землю после гуннского «броска». А к началу VI века на северо-западе Прикаспии было около 13 племен, в которые входили:

  • авары;
  • болгары;
  • савиры;
  • хазары.

В период с 560−570-е года местные племена находились под влиянием Тюркского каганата, тогда-то и был заключен союз с Византией. После этого они, уже объединившись, совершали походы на Иран. А позднее они стали самым крупным и влиятельным племенем на Северном Кавказе. Вследствие этого и был образован Хазарский каганат, во главе которого стала тюркская династия Ашина.

Уже в середине VII столетия они разбили часть болгарских племен. В их состав вошли и другие народы:

  • савиры;
  • барсилы;
  • аланы;
  • беленджеры.

По информации, которую оставил знаменитый путешественник X столетия — Ибн Хаукаль, все хазары делились на 2 вида: первые были темными, внешностью напоминавшие индусов, их называли «кара-хазар», а другие красивыми и светлыми — это были «абъяды».

Сохранились исторические карты, которые доказывают, насколько мощным было это государство, и как много земли им принадлежало.

Хазары после завоевания городов практически не вмешивались в административные дела и события, не забирали титулы, в них полностью сохранялась социально-политическая структура. Но тем не менее они были обязаны платить дань, а также отдавать собственных дочерей в гарем кагана и при необходимости выставлять войска против врагов.

Фарсах.

  Гумилёв вспомнил, что у простых народов в Таджикистане есть мера длины — чакрым. Её особенность заключается в том, что она определяет не расстояние, а то усилие, которое ты тратишь на достижение цели. Если путь труден чакрым короткий. Согласно трудному и легкому пути они с профессором Артамоновым пересчитали расстояние, в среднем равное 1 фарсах -10 км. При этом:

  • В-д-шан соответствовала Куме;
  • Уг-ру — Тереку;
  • Бузан соответственно Дону.

  Построив треугольник согласно предполагаемому размеру, Гумилёв и Артамонов определили место Итиля между сёлами Селитряное и Енотаевка. Но, к сожалению, все разведки на месте положительного результата не дали. Значит, они где-то ошиблись. А может царь Иосиф неправильные дал размеры.

  Сначала я думал, почему археологи ни как не найдут столицу Хазарии, как такое может быть? Но когда посмотрел эти места по спутнику Гугл, всё понял. Это огромная площадь, где река Волга разделяется на несколько проток, в одном месте они появляются, в другом исчезают.

История[править | править код]


На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь «из варяг в греки» по Днепру (фиол.). Другие торговые пути VIII—XI вв. показаны оранжевым цветом.

Возник на месте зимовника как ханская ставка. Вероятно, являлся первым городским поселением в низовьях Волги. После поражения, понесённого хазарами от арабов в 737 году, резиденция хазарского кагана была перенесена из Семендера в прикаспийском Дагестане в более удалённую от военных действий дельту Волги. Это место оказалось очень удобным в торговом отношении: оно позволяло контролировать выход в Каспийское море. С середины VIII века начался подъём международной торговли, и Итиль превратился в крупнейший транзитный рынок.

В источниках IX века город фигурирует под именем Хамлидж (Хамлых), что может быть понято как ханский город. Название Итиль появляется в X веке. Оно употреблялось, по-видимому, иностранцами. По арабским представлениям, Итилем называлась одна половина города, тогда как вторая часть носила имя Хазаран. Каким именно частям соответствовали эти названия, неясно, так как информация противоречива. Источники хазарского происхождения называют Итилем только реку, но не город. Его название приводится в форме Казар.

В период своего расцвета город состоял из трёх частей, разделённых рекой. Сообщение между ними осуществлялась на лодках. Правая (западная) часть была административной. В ней обитал царский двор численностью около 4 тыс. человек и военный гарнизон — по разным данным, от 7 до 12 тыс. человек. Эту часть окружала крепостная стена. В стене было четверо ворот, из которых двое выходили к стоянке судов у реки, а двое позади города в степь. Между двумя частями располагался остров, где размещались дворцы двух правителей Хазарии — кагана и бека (царя) (по другим данным, каган жил внутри дворца бека). Это были единственные сооружения, выстроенные из обожжённого кирпича, остальным жителям не разрешалось строить из данного материала. Остров соединялся с одной из частей при помощи моста из лодок. Левая (восточная) часть возникла позже и являлась торговой. Она описана наиболее подробно. Здесь располагались рынки, торговые склады и бани. Жилые дома представляли собой войлочные юрты, деревянные шатры и землянки.

Население города было чрезвычайно пёстрым в этническом отношении. Мирно уживались разные религиозные общины: иудеи, мусульмане, христиане и язычники. Причём представители этих общин были выходцами из разных стран. Всех их привлекала справедливость и безопасность, господствовавшая в хазарской столице. Мусульманская колония насчитывала св. 10 тыс. чел. и состояла как из купцов, так и из ремесленников, а также царской гвардии, в которой служили выходцы из Хорезма. Иудейская община состояла из купцов, прибывавших по торговым делам, и жителей, переселившихся в Хазарию, спасаясь от религиозных преследований в Византии. Из язычников особо отмечаются русы, которые составляли отдельную торговую колонию, и славяне. Этническая принадлежность других язычников и христиан не конкретизируется, но их общины тоже были значительными. Для нужд каждой конфессии существовали культовые храмы: церкви, мечети и синагоги. В городе насчитывалось около 30 квартальных мечетей со школами и одна соборная мечеть с минаретом. Для решения споров существовало семеро судей: по двое для иудеев, мусульман и христиан и один для всех язычников. Деятельность судей контролировал чиновник, назначаемый царём.

Хазары жили в столице только в зимнее время. Весной с месяца Нисана (апрель) по месяц Кислев (ноябрь) они отправлялись на свои родовые земельные участки: знать — на кочёвки, беднота — на полевые работы. В поздних описаниях указывается, что город окружали деревни и пашни. Собранный урожай доставлялся в город на телегах и лодках. Каждая из частей города, по-видимому, имела приписанную сельскую область, откуда взимались натуральные налоги.

В / Итиль был взят Святославом Игоревичем и разрушен. Уцелевшее население укрылось на островах в дельте Волги. Некоторое время город находился в оккупации, а хазарский правитель жил в изгнании на побережье во владениях Хорезма. После ухода русов царский двор смог вернуться. По сообщению ал-Бируни, в XI веке Итиль лежал в развалинах. О дальнейшей судьбе хазарской столицы данных нет. В XII — начале XIII века в Нижнем Поволжье существовал крупный город Саксин, а в монгольское время — Сарай-Бату, но были ли они расположены на месте Итиля, неизвестно.

[править] Население. Религия

Хазарию населяли хазары, евреи, аланы, славяне, тюрки, мусульмане из Хорезма и другие народы.

Изначально хазары исповедовали язычество и арианство, унаследованное от захваченного ими королевства готов и близкое иудаизму, в 8−9 вв. часть хазар обратилась в ортодоксальный иудаизм. Кроме иудеев, в Хазарии проживало значительно больше, чем иудеев, мусульман и христиан, а также тенгриане (язычники). Тенгриане поклонялись богу Тенгри, главой их религии был глава государства Хазарии — верховный каган. (При этом он был главой религии всех тенгриан, поэтому тенгрианин Темучин (Чингис-хан) и его наследники из династии Юань, впоследствии создавшие монгольское государство, считали себя наследниками верховного кагана хазар и его преемника — киевского кагана). В состав Хазарии входило государственное образование вятичей, поклонявшихся славянскому пантеону богов.

После падения Хазарского каганата в X веке и признания верховным каганом кагана в Киеве, хазары, оставшиеся на нижней Волге, вместе с каган-беком приняли ислам, что было условием оказания помощи им Хорезмом в их борьбе с мусульманами-огузами (известными также как «хазарские турки» и «сельджуки»), вытесненными объединёнными силами хазар и их союзников в Закавказье, Малую Азию и на Ближний и Средний Восток. В XII веке Хазария вошла в состав независимой от Киева Волжской Болгарии.

Описание охоты:

С ранней зорьки в третью субботу сентября в здешних местах Астраханской области открывается сезон охоты на водоплавающую птицу. Здесь, на Иголкинском банке, традиционно наблюдается  отличнейшая охота на гуся и на утку. Другие виды водоплавающих пернатых также могут разбавлять трофейный ряд. Среди них: серый гусь, кряква, лысуха, бекас, нырок…

Охотничий персонал базы организует для вас великолепную охоту – вам достаточно взять с собой только оружие и, естественно, охотничий билет. Егеря  приведут вас на места миграции дичи, помогут правильно организовать скрытые «засидки», подскажут нюансы поведения конкретного вида птицы.