Оглавление
Америка
Здесь три провинции: североамериканская, латиноамериканская и южноамериканская.
Североамериканская провинция
Представители различных индейских народов
Североамериканская провинция включает Аляску, арктическую тундру и тайгу, леса и прерии умеренного пояса, субтропики на берегу Атлантики. До европейской колонизации здесь жили только индейские, на севере — эскимосские народы. Переселенцы из Европы колонизовали основную часть континента, истребили, ассимилировали и оттеснили различные группы индейцев в резервации. Большинство населения относится к переходным формам большой европеоидной расы; потомки африканских рабов (на юге США и в городах) — негры и мулаты, индейцы относятся к американской расе и смешанным формам. Развитие капитализма, промышленности, транспорта, рост городов и миграционные процессы (усилившиеся в начале XX века) способствовали формированию на базе английского языка и европейских культурных стереотипов американцев (США), англо- и франкоканадцев (Канада). Большая часть населения живёт в городах, занята в промышленности и сфере обслуживания; в сельском хозяйстве преобладают высокотоварные капиталистичные формы. Материальная культура во многом сходна с европейской; некоторые группы мигрантов (итальянцы, выходцы из стран Азии) сохраняют элементы национальной культуры. В духовной культуре прослеживается смешение форм европейского, индейского и африканского фольклора; возникли новые формы под влиянием городской жизни и технического прогресса. Большинство верующих — протестанты; часть — католики. Коренное индейское и эскимосское население в значительной мере изолировано и отчасти сохраняет традиционные занятия и культуру.
Выделяются такие области:
- Арктическая
- Канада
- Индейская
- Франко-канадская подобласть
- Англо-канадская подобласть
- Североамериканская (США)
- Восточная подобласть
- Западная подобласть
- Южная подобласть
Латиноамериканская провинция
Ацтекские танцы в Мехико
Эта провинция занимает всю Южную и Центральную Америку от холодной Огненной Земли до влажнотропических лесов (сельвы) Амазонии и тропиков, пустынных плоскогорий и гор Мексики. В результате колонизации континента главным образом выходцами из стран Пиренейского полуострова и их смешения с коренным индейским населением широко распространились испанский и португальский языки и многие элементы «иберийской» культуры. В расовом отношении население представляет собой результат смешения американской и европеоидной, а также негрской (на островах Карибского архипелага, атлантическом побережье Бразилии) рас; чистокровные индейцы сохранились только в изолированных районах. В результате процессов смешения разных этнических элементов и в ходе национально-освободительских движений сформировались крупные этносы, говорящие на вариантах испанского (мексиканцы, перуанцы, аргентинцы и др.), португальского (бразильцы), французского (гвианцы) и английского языков (ямайцы и др.), в странах с крупными массивами индейского населения — также и на индейских языках (кечуа, гуарани и др.). Значительная часть населения живёт в городах, занята в промышленности, а также фермерском или латифундистском товарном сельском хозяйстве. Основная традиционная одежда — белая рубашка, штаны, орнаментированная накидка с отверстием для головы (серапе, пончо), широкополая шляпа (из соломы или фетра), сандалии у мужчин, широкие, цветастые юбки, кофта, шали у женщин. Распространены блюда из кукурузы, бобов, пшеницы, жареное мясо с приправами из овощей, перца и т. п. У индейцев местами сохраняется традиционная культура. Преобладающая религия — католицизм.
Области латиноамериканской историко-культурной провинции:
- Карибская ИКО
-
Мезоамериканская ИКО
- Мексиканская подобласть
- Средне-американская подобласть
-
Андская (андийская) ИКО
- Северные Анды
- Средние Анды
- Южные Анды
- Гвианская ИКО
-
Амазонская
Восточная Бразилия
ИКО
-
Пампасская
Патагония
ИКО
- Огнеземельская ИКО
Где его найти
Значит, во-первых, на май 2016 года никакого официального документа под названием «Историко-культурный стандарт» просто нет. Существует только его ПРОЕКТ, обсужденный (!) в Живом журнале Министерства образования и науки РФ. Если же посмотреть сайт Министерства вдоль и поперек, то окажется, что последний раз этот документ фигурировал 21 февраля 2014 года. После этого о нем ни слуху ни духу.
На всех сайтах, которые так или иначе связаны с историей, образованием тоже висит только проект этого стандарта. Следовательно никто не вправе до принятия официального документа требовать от учителей или от вузов реализации этого стандарта. Для всех обязателен ФГОС — Федеральный Образовательный Государственный Стандарт. ФГОС есть и для среднего и для высшего образования.
Тем не менее, на сайте Министерства выложен проект стандарта. Его цель, как явствует из информации с сайта Минобра, в унификации преподавания истории (!) как в школах, так и в вузах. Понятно, что на мой взгляд это просто бред какой-то. В вузе изучение истории идет совсем не так, как в школе: больший уклон в изучение источников, документов, больше изучаются исторические процессы, нежели факты. В общем, с трудом представляю, как они там собрались унифицировать историческое образование.
Тем не менее, как видно со слов коллег, и ребят — истерика уже началась — по ещё не принятому документу. В общем, я нашел целых три варианта этого стандарта и предлагаю вам их себе закачать (ссылка в конце поста).
Линейный подход
Новый линейный подход дает возможность более основательно изучать прошлое. К тому же более поздний и спорный период изучается старшеклассниками, поэтому можно вести более откровенный и глубинный разговоров об истории страны со старшеклассниками.
Руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение», член авторского коллектива новой линейки учебников по истории А. Данилов: «Новые учебники отличаются от прежних главным образом тем, что в их основе лежат единая для всех методологическая концепция и единый содержательный стандарт, разработанные Российским историческим обществом. Это попытка достичь на их основе общенационального консенсуса по нашей истории».
Африка
Африка делится на североафриканскую и африканскую тропическую историко-культурные провинции. Подробную статью см. здесь.
Североафриканская провинция
Кочевник-бербер
Североафриканская историко-культурная провинция занимает средиземноморское побережье, субтропическую аридную зону пустыни Сахары и оазисов от Египта до Магриба. Народы этой провинции (главным образом арабы, а также берберы) связаны историческими и культурными узами с юго-западноазиатской провинцией, составляя часть арабского мира. Относятся в основном к южным группам большой европеоидной расы и говорят на диалектах арабского языка. Однако культура разных стран имеет местные различия. Преобладает плужное земледелие с широким применением ирригации. Древние традиции имеют городская жизнь, торговля и ремесло (изделия из металла, ювелирное, ковроткачество, керамическое и др.). Поселения оседлых земледельцев крупные с беспорядочной застройкой; в горах сохранились укреплённые поселения с башнями из камня. В центре поселений находится базарная площадь, мечеть. Дома прямоугольные или квадратные в плане из сырцового кирпича, глинобитные, каменные, с плоской крышей и внутренним двориком. Кочевники живут в чёрных шерстяных палатках. Сохраняется деление жилища на мужскую (обычно переднюю) и женскую (заднюю) половины. Традиционныая мужская одежда — широкая, длинная рубаха, штаны с широким шагом, халат или плащ, головной убор — платок (куфия) с шерстяным шнурком; женская одежда — длинная рубаха-платье, узкие штаны, безрукавки, халаты, покрывала. Пища — пшеничные лепёшки, овощи, молочные продукты, плов, напитки — кофе, зелёный чай, кислое молоко. Богат поэтический, сказочный и музыкальный фольклор. Подавляющее большинство населения исповедует ислам.
Области:
- Магриб (магрибско-мавританская ИКО)
- Сахара
- Египетская ИКО
- Нубия
- Северно-суданская ИКО
Африканская тропическая провинция
Бушменская девушка
Африканская тропическая провинция занимает экваториальные области континента с тропическими лесами, влажными и сухими саваннами. В начале XX века почти вся территория провинции находилась в колониальной зависимости от европейских держав. К 1960-м годам большинство африканских стран добилось независимости. Антропологический состав населения представлен разными группами большой негроидной расы: негрской, негрилльской, бушменской, смешанными эфиопской, суданской и др. Языки образуют нигеро-кордофанскую, нило-сахарскую, афразийскую (кушитская и чадская группы) и койсанскую семьи; малагасийцы говорят на австронезийских языках. Преобладает ручное тропическое земледелие, с экстенсивными подсечно-огневыми и интенсивными формами. Селения компактные или разбросанные, состоят из каркасно-столбовых небольших хижин с круглой (в саваннах) или прямоугольной (в лесах) планировкой, окружённых хозяйственными постройками (глиняные бутылеобразные зернохранилища на подставках, загоны для скота), стены иногда украшены рельефным или расписным орнаментом. Традиционная мужская одежда — набедренные повязки, передники, плащи, у мужчин широкие рубахи, у женщин — куски длинной ткани, широкие юбки, цветные платья. Основная пища — лепёшки, каши, овощи, бананы, фрукты; на Мадагаскаре — отварной рис. Архаичные религиозные культы сочетаются с христианством (иногда образуя синкретические христианско-африканские культы) и исламом. Африканская музыкальная и танцевальная культура оказала влияние на музыку разных стран Америки и Европы.
Сюда входят:
- Сахель
-
Западноафриканская (Западносуданская) ИКО
- Атлантическая подобласть
- Суданская подобласть
- Гвинейская подобласть
- Центрально-Африканская ИКО (Экваториальная Африка)
-
Восточноафриканская ИКО
- Прибрежная подобласть
- Межозёрная подобласть
- Северо-Восточноафриканская ИКО
- Южноафриканская ИКО
- Мадагаскарская островная ИКО (Мадагаскар, Сейшельские острова, Маврикий, Реюньон)
Новые учебники истории в школе
1 сентября шестиклассники начали изучение отечественной истории по новым учебникам. В их основе лежит историко-культурный стандарт, утвержденный в 2013 году. Постепенно на новые учебники перейдут учащиеся всех классов. Сейчас учебники по истории, чтобы попасть в федеральный перечень, должны пройти экспертизу на соответствие историко-культурному стандарту. В мае 2015 года министерство образования и науки РФ утвердило три линейки новых учебников по истории России: от издательств «Дрофа» и «Просвещение» с 6 по 9 и с 10 по 11 классы, учебники издательства «Русское слово» с 6 по 9 классы. Новые учебники рассчитаны на линейную методику преподавания, которая предполагает последовательное изучение отечественной истории с 6 по 11 класс. Ранее школьники проходили историю по концентрической системе — сначала курс изучался целиком вплоть до 9 класса, а затем углубленно повторялся в двух старших классах. Теперь таких повторений не будет.
Океанийская
Провинция состоит из трёх историко-культурных областей:
- Меланезия (папуасы и меланезийцы),
- Микронезия,
- Полинезия (маори и полинезийцы).
Папуасы и меланезийцы относятся к особому типу большой австралоидной расы: полинезийцы и микронезийцы — к смешанным расам. Говорят на языках западно- и восточно-австронезийской групп, папуасские языки образуют собственные многочисленные семьи.
Полинезийцы. Остров Номука.
Основное занятия — ручное тропическое (подсечно-огневое и грядковое) земледелие (ямс, таро, бананы, кокосовая и саговая пальмы), разведение свиней, собак (на мясо). Сельскохозяйственные орудия — сажальный кол, веслообразная лопата, каменный топор. В Океании большое значение имеет рыболовство. Развита резьба по дереву, плетение, изготовление тапы и др. Жилище на Новой Гвинее — прямоугольное свайное, иногда — наземное, в Океании — каркасно-столбовое с высокой двускатной крышей из листьев пальм. Развиты навыки мореплавания, ориентации по звёздам. Характерны лодки с балансиром.
Основная одежда у мужчин — набедренная повязка, у женщин — юбка из травы, растит, волокон. Распространены мужские и женские украшения (носовые вставки, перья, цветы, бусы, браслеты). Развиты музыка и танцы, фольклор, мифология. Современное население в основном христианизировано.
Южноазиатская
Провинция включает —
- нагорье Декана,
- низменные долины Инда и Ганга,
- на севере — высокие Гималайские горы,
- на западе — засушливые области (Тар) и невысокие горы,
- на востоке — обильно увлажняемые Бирмано-Ассамские горы,
- на юге — остров Шри-Ланка.
На севере преобладают разные группы южных европеоидов, на северо-востоке — монголоиды, на юге — представители южноиндийской и веддоидной рас, в центре — смешанное европеоидно-австралондное население; древние негроидные и австралоидные расовые черты сохранились у андаманцев, веддов Шри-Ланки и небольших народов Центральной Индии. На севере распространены языки индоарийской и на западе — иранской групп (индо-европейской семьи), на юге — дравидийской семьи (телугу, тамилы и др.). на северо-востоке языки мунда австроазиатской семьи и сино-тибетские языки.
Сомалиец.
Основное занятие сельского населения — плужное орошаемое и неорошаемое земледелие. В горах и пустынях развито пастушеское и кочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, верблюды, лошади). Развиты ремёсла (ткачество, обработка металлов, ювелирное, ковроткачество). Поселения в основном уличного плана: преобладают глинобитные или кирпичные двух- и трёхкамерные дома, с плоской или высокой крышей: встречаются каркасно-столбовые постройки; в горах — из камня в несколько этажей; у кочевников — шерстяные шатры.
Основная традиционная одежда женщин — сари, на северо-западе — шаровары, в центре — широкие юбки; мужчины носят дхоти, узкие белые штаны, рубахи без воротника, куртки с глубоким вырезом, тюрбаны. Основная пища — растительная, индуисты не едят говядину , мусульмане — свинину. Сохраняются традиции индуизма с его ритуальными, этическими, социальными и правовыми нормами, распространены также ислам, буддизм, сикхизм, джайнизм. Развит фольклор, в т. ч. эпос, кукольный театр, архитектура, прикладное и изобразительное искусство.
Что делать со стандартом?
Значит, по идее, вы должны взять этот стандарт и проверить себя, что вы знаете, а что нет. Лично я использую проект стандарта для тренировки эрудиции своих ребят на курсах подготовки к ЕГЭ. Просмотрев содержание документа, ничего нового там не нашел. Все взято из ФГОСа плюс, отшлифованы термины, имена по каждому периоду.
От себя скажу, что реальные тесты ЕГЭ ПРОЕКТУ этого стандарта НЕ СООТВЕТСТВУЮТ! То есть тесты сложнее. Если не верите мне, откройте полный тест ЕГЭ по истории 2016 и решите его. Уверяю, будете удивлены. В частности по культуре: военные каррикатуры, почтовые марки СССР, многие произведения искусства выходят за рамки этого документа. Равно как и события Всемирной истории, равно как и события Великой Отечественной войны.
Короче, рекомендую использовать ПРОЕКТ этого документа только в ознакомительных целях, ну и поинтересоваться, чего вы знаете из него, а чего нет. Истерить — не рекомендую. Соответствуют ли мои видеокурсы этому документу? Да, причем полностью. Более того, наши видеокурсы по истории дают расширенное представление обо всем ходе как истории России, так и Мировой истории. Кстати, скоро они кончаются, новые копии заказывать не буду, так что успевайте приобрести, пока они в наличии вообще есть.
Скачать историко-культурный стандарт=>
Посмотреть третий вариант=>>
Напоследок можете посмотреть официальную презентацию и убедится, для чего создается документ. С учетом скорости телодвижений нашего Министерства все будет создано ещё не скоро, может к 2020 году…:
Поделиться в соц. сетях
Кавказская
Провинция, расположенная к югу от Восточно-Европейской равнины между Чёрным и Каспийским морями, охватывает разнообразные ландшафты Кавказских горных систем, предгорий и горных равнин, делится на две области —
- северо-кавказскую,
- закавказскую
Население в основном относится к переходным и южным группам большой европеоидной расы, отличается пестротой этнического и языкового состава.
На картвельских языках говорят грузины, северо-кавказских языках — народы Дагестана и абхазо-адыгские народы (абхазы, кабардинцы, адыгейцы и др.), языки осетин и армян относятся к индоевропейским языкам, на тюркских языках говорят азербайджанцы, карачаевцы, балкарцы, кумыки и др.
Основное занятие: плужное земледелие. Распространено террасное земледелие, в засушливых районах — ирригация. Разнообразны типы селений и жилищ — от каменных домов-башен и крепостей до плетневых (турлучных) сооружений и полуземлянок со ступенчатым перекрытием над очагом; в Восточной Грузии — двухэтажные дома из камня и дерева, с балконами, плоской или двускатной крышей, в Азербайджане — одноэтажные саманные жилища с плоской крышей, окнами и входом во внутренний двор.
Мужской традиционный костюм состоит из рубахи, узких штанов, заправленных в сапоги, кафтана (бешмета), черкески, папахи и бурки; женский — из рубахи, длинных штанов, распашного платья в талию, разнообразных головных уборов. Основная пища — пресный хлеб, пшеничные лепёшки, каши из проса (гоми), фасоль, кисломолочные супы, сыры, мясо, виноградное вино. Развит фольклор, в т. ч. эпос, характерны мужские танцы, многоголосое пение. Верующие — христиане (православные и монофиситы) и мусульмане.
Историко-культурный стандарт
Историко-культурный стандарт включает в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе, принципиальные оценки ключевых событий прошлого. Выработаны общие подходы (требования) к школьным учебникам:
1)Культурно-антропологический подход
Это означает, что особое место будет уделяться личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Можно сказать, что общественные институты, структуры, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни не будут больше уходить в тень перед политической историей страны и мира (как это принято в советской школе).
Цель: учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России (СССР) будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.
2) Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов.
Значит в школьном курсе истории будет усилен акцент на многонациональность и поликонфессионализм России как важнейшей особенности отечественной истории. Усиливается преподавание региональной истории в контексте истории России. Цель этого подхода — формирование современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира.
3) Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям
Цель: достижение большей активности учеников на уроках, сокращение трудоемкости обучения при постоянном использовании информационно-компьютерных технологий
Поэтому школьный курс истории должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом, включающим в себя, помимо учебника, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы. Учебник должен стать навигатором по изучению истории, должен побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д.
4) Тема гражданского общества
Выделение в отдельную тему проблемы гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. При этом необходимо проводить четкую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.
5) Патриотика
Патриотическая основа при изучении исторических фактов, которая ставит своей целью воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты.
6) Изучение «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе.
Характеристика Российско-Евроазиатского региона
Этот регион начал формироваться в Х веке нашей эры, когда возникло государство Русь. Сегодня его презентацию делает исключительно Россия.
Русь приняла христианство от Византии, но на границе оставались кочевники: сначала язычники, потом мусульмане. С расширением на восток России географами было принято решение, что Урал – предел Европы и начало Азии. Такое расположение сильно отразилось на истории России и Беларуси: постоянный выбор пути и постоянный вопрос о том, следует ли повторять путь Европы.
Основное занятие местных народов – земледелие, чаще всего с применением плуга. Для сбора урожая использовали серп. Какой именно, напрямую зависело от природы: в южных широтах серп был шире, но меньше, в северных уже, но длиннее. Это было связано с плотностью роста травы. В некоторых районах — наличие земли с высоким плодородием. Жили общинами, из-за чего развито чувство коллективизма. Центральный элемент в доме – печь. На ней спали, готовили еду и ею отапливали. Главные элементы одежды – рубаха, тулуп и лапти. Местные блюда – щи, блины и пироги. Пили квас и травяной чай.
Главные достопримечательности Российско-Евроазиатского региона, показывающие его уникальный путь развития:
- связаны с христианством (многочисленные храмы, соборы и монастыри);
- связаны с властью (Кремль в Москве и Новгороде);
- наследие прошлого коммунистического государства (мавзолей Ленина, монументы в честь победы во Второй мировой войне и даже уникальные спальные районы с хрущевками).
В современном мире из-за процессов глобализации все больше стираются различия между отдельными историко-культурными регионами.
https://youtube.com/watch?v=7sbQ_rZ85sw
Список историко-культурных районов мира
Континент | Регион | Ведущие страны | Религии | Что повлияло | Самые известные достопримечательности |
Евразия | Западная Европа | Великобритания, Германия, Испания, Франция | Римо-католицизм и протестантизм (лютеранство, кальвинизм и англиканская церковь) | Древняя Греция и Рим. Христианство. Городское самоуправление. Появление парламентов. Научные открытия и промышленная революция | Многочисленные ратуши на центральных площадях крупных городов. Собор Святого Петра в Ватикане. Лувр во Франции. Биг Бен в Англии |
Центральная и Восточная Европа | Польша, Чехия, Украина, Болгария | Христианство (православное, греко-католическое, католическое), Ислам (Босния, Албания, крымские татары) | Пограничье христианского и мусульманского миров. Набеги кочевников. Там, где влияние Рима, – латинский алфавит, где Византии – кириллица. Влияние Российской и Австрийской империй. | Киево-Печерская лавра на Украине. Дворец хана в Бахчисарае, Крым. Площади Кракова и Вроцлава. Собор Святого Вита в Праге. Царская мечеть в Сараево. Хотинская крепость на Украине | |
Российско-евразийский | Россия, Беларусь | Православное христианство. Еще можно встретить старообрядцев | Пограничье Европы и Азии. | Московский Кремль и мавзолей Ленина. Собор Воскресения Христа в Санкт-Петербурге. Петергоф. Мамаев курган | |
Средняя Азия | Казахстан, Туркменистан, Киргизия. Российская Сибирь. Монголия | Мусульмане. Христиане на севере. Встречаются языческие культы | Тюркоязычные кочевые племена. Сухой климат и степи. Монгольские завоевания. Завоевания Российской империи в Сибири | Мавзолей Ходжи Ясави и мечеть Бекет-Ата в Казахстане. Кёнеургенч в Туркменистане | |
Восточная Азия | Китай, Япония, Корея | Конфуцианство, буддизм, синтоизм, даосизм | Завоевания Китайской империи. Распространение конфуцианства. Долгая закрытость от европейских торговцев | Великая Китайская стена. Терракотовая армия. Запретный город в Пекине. Храм Фусими Инари в Киото, Япония | |
Юго-Восточная Азия | Вьетнам, Таиланд, Филиппины и Индонезия | Буддизм, индуизм, христианство и ислам | Долгая закрытость местных цивилизаций. Приход мусульманских завоевателей, а затем европейцев | Аюттхай и Большой дворец в Таиланде. Прамбанан на острове Ява. Храм Ангкор-Ват в Камбодже | |
Южная Азия | Индия, Пакистан, Шри-Ланка | Ислам, буддизм, сикхизм, джайнизм | Закрытые индуистские культуры. Арабские завоевания и столетия Делийского султаната на севере. Приход европейцев. Формирование британского колониализма | Тадж-Махал, Варанаси, храм Вирупакши в Индии. Мечеть Бадшахи в Пакистане | |
Африка | Северная Африка (Магриб) и Ближний Восток | Турция, Египет, Иран, Тунис, Израиль | Ислам, иудаизм | Кочевые племена берберов. Завоевания арабского халифата и Османской империи. Появление Израиля в Палестине | Египетские пирамиды. Древний город Карфаген. Мечеть Кетшава в Алжире. Кааба в Мекке в Саудовской Аравии |
Африка южнее Сахары | ЮАР, Гвинея, Ангола, Кот-д’Ивуар, Эфиопия | Христианство, местные культы, ислам | Европейские завоевания и работорговля. Соседство с арабами. | Музей апартеида в ЮАР. Форт Сан-Мигель в Анголе. Крепость Сан-Жоржи-да-Мина в Гане | |
Северная Америка | Одноименный регион | США, Канада, Мексика | Христианство (католицизм, протестантизм), иудаизм | Европейская колонизация. Война за независимость североамериканских колоний. Отмена рабства | Статуя Свободы в Нью-Йорке. Мост Золотые Ворота в Сан-Франциско. Белый дом в Вашингтоне. Собор Монреальской Богоматери и Шато-Фронтенак в Канаде |
Южная Америка | Латинская Америка | Бразилия, Аргентина, Чили | Католическое христианство, местные культы | Приход португальских и испанских завоевателей. | Статуя Христа и стадион Маракана в Рио-де-Жанейро. Крепость Пукара-де-Тилкара в Аргентине |
Австралия | Австралийская провинция | Австралия, Новая Зеландия | Христианство (католицизм, протестантизм) и традиционные культы | Европейские завоевания | Сиднейский оперный театр, Порт-Артур в Тасмании |
Океания | Новая Гвинея, Вануату | Христианство и местные культы | Уникальная культура папуасов и меланезийцев. Христианизация. Особенность — регион с сохранившимися первобытно-общинными традициями | Невероятной красоты природа. Столицы островных государств |
Восточноевропейская
Провинция включает области:
- центральную и северную (русско-белорусскую),
- прибалтийскую,
- волго-камскую,
- юго-западную.
Она занимает Восточно-Европейскую равнину от тундр и тайги побережья Ледовитого океана до теплых степей на берегу Чёрного и Каспийского морей и гор Кавказа.
Население восточноевропейской провинции относится в основном к европеоидной большой расе и говорит на индоевропейских языках: на восточно-славянских (русские, украинцы, белорусы), балтийских (литовцы, латыши), романских (молдаване); на языках финно-угорской группы уральской семьи (эстонцы, карелы, коми, мордва, удмурты и др.); на тюркских языках алтайской семьи (татары, чуваши и др.). Широко распространено двуязычие, причём вторым языком выступает русский.
Индонешйцы. Приготовление традиционного Слюда (сатэ). Ява.
Основное занятия в сельской местности — оседлое плужное земледелие. В степной зоне пахали тяжёлым плугом на волах, в лесной — лёгкой сохой на лошади. На севере распространены небольшие деревни; жилые и хозяйственные помещения строились под одной крышей; на юге — более крупные деревни, но хозяйственные постройки располагались отдельно; там, где было мало леса, стены из дерева или камня обмазывали глиной и белили; центром интерьера являлась печь.
Традиционная одежда состоит из рубахи (у мужчин до колен, у женщин — длиннее), штанов у мужчин и юбок и сарафанов у женщин; тёплой верхней одежды (тулупы, куртки), кожаной обуви и лаптей. Традиционные блюда — щи, супы (на мясном, грибном бульоне), каши, пироги, блины, на юге — холодные супы (свекольники), вареники, овощи, фрукты: напитки — квас, чай. Верующие — в основном православные, у части народов (татары, башкиры) — мусульмане.
Общее понятие
В разных регионах история человечества развивалась по-разному. Где-то было больше влияние христианства, а где-то буддизма. В одной области доминировала одна империя, а в другой было множество крошечных государств. Все это отражалось на материальной и духовной культуре региона: от языка до архитектурных приемов и стилей, от праздников до памятников своим героям.
Сегодня историки и географы выделяют 12 основных культурных зон нашей планеты. Можно попробовать выделить основные характеристики каждой из них, перечислить основные религии региона и расположить их в таблицу по континентам.
Основные факторы, определившие различия отдельных районов:
- Религия.
- Письменность и язык.
- Природно-географические условия и основной способ жизни (кочевой или оседлый).
- Соседство с другими народами.
- Наличие собственной политической организации или колониальный статус.