(история создания песен военных лет) за чувства, ставшие строкой! за песни, вызванные чувством! — презентация

Оглавление

Песни Великой Отечественной войны

  1. «Священная война». Слова В.Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова.
  2. «Вася-Василек». Слова С.Алымова, музыка А.Новикова.
  3. «Вечер на рейде». Слова А.Чуркина, музыка В.Соловьева-Седого.
  4. «В лесу прифронтовом». Слова М.Исаковского, музыка М.Блантера.
  5. «Давай закурим». Слова И.Френкеля, музыка М.Табачникова.
  6. «Дорога на Берлин». Слова Е.Долматовского, музыка М.Фрадкина.
  7. «Дорожка фронтовая». Слова Б.Ласкина и Н.Лабковского, музыка, Б.Мокроусова.
  8. «Дороги». Слова Л.Ошанина, музыка А.Новикова.
  9. «Ехал я из Берлина». Слова Л.Ошанина, музыка И.Дунаевского.
  10. «Заветный камень». Слова А.Жарова, музыка Б.Мокроусова.
  11. «Казаки в Берлине». Слова Ц. Солодаря, музыка Дм. и Дан. Покрассов.
  12. «Катюша». Слова М.Исаковского, музыка М.Блантера.
  13. «Корреспондентская застольная». Слова К.Симонова, музыка М.Блантера.
  14. «Любимый город». Слова Е.Долматовского, музыка Н.Богословского.
  15. «Матросские ночи». Слова С.Фогельсона, музыка В.Соловьева-Седого.
  16. «Моя Москва». Слова М.Лисянского и С.Аграняна, музыка И.Дунаевского.
  17. «На солнечной поляночке». Слова А.Фатьянова, музыка В.Соловьева-Седого.
  18. «Огонек». Слова М.Исаковского, музыка народная.
  19. «Песня защитников Москвы». Слова А. Суркова, музыка Б. Мокроусова.
  20. «Песня о Днепре». Слова Е.Долматовского, музыка М.Фрадкина.
  21. «Песня о Ладоге». Слова П.Богданова, музыка Л. Шенберга и П. Краубнера.
  22. «Прощайте, скалистые горы». Слова Н.Букина, музыка Е.Жарковского.
  23. «Самовары-самопалы». Слова С.Алымова, музыка А.Новикова.
  24. «Смуглянка». Слова Я.Шведова, музыка А.Новикова.
  25. «Синий платочек». Слова М.Максимова, музыка Г.Петерсбургского.
  26. «Солдаты идут». Слова М.Львовского, музыка К.Молчанова.
  27. «Где ж вы, где ж вы, очи карие». Слова М.Искаковского, музыка М.Блантера.
  28. «Ой туманы мои». Слова М.Исаковского, музыка В.Захарова.
  29. «Темная ночь». Слова В.Агатова, музыка Н.Богословского.
  30. «Шумел сурово Брянский лес». Слова А.Сафронова, музыка С.Каца.
  31. «Случайный вальс». Слова Е.Долматовского, музыка М.Фрадкина
  32. «В землянке». Слова А.Суркова, музыка К.Листова.

АУДИО

1941 год

1941 г. Парад в Куйбышеве

Священная война

«Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой…»

Музыка: А. Александров. Слова: В. Лебедев-Кумач

1942 год

1942 г. Оборона Сталинграда

Жди меня

«Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди…»

Музыка: М. Блантер. Слова: К. Симонов. Исполняет Эдуард Хиль

***

В лесу прифронтовом

«С берез неслышен, невесом Слетает желтый лист. Старинный вальс “Осенний сон” Играет гармонист…»

Музыка: М. Блантер. Слова: М. Исаковский. Исполняет Георгий Виноградов и КрАПП п/у А. В. Александрова

***

Вечер на рейде

«Споемте, друзья, ведь завтра в поход, Уйдем в предрассветный туман, Споем веселей, пусть нам подпоет Седой боевой капитан…»

Музыка: В. Соловьев-Седой. Слова: А. Чуркин. Исполняют В. Бунчиков и М. Михайлов

1943 год

1943 г. Курская битва

Вот солдаты идут

«Вот солдаты идут По степи опаленной, Тихо песни поют Про березки да клены…»

Музыка: К. Молчанов. Слова: М. Львовский. Исполняет И. Шмелев

***

Давай закурим

«О походах наших, о боях с врагами Долго будут люди песни распевать, И в кругу с друзьями часто вечерами Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать…»

Музыка: М. Табачников. Слова: И. Френкель. Исполняет К. Шульженко

***

Лизавета

«Ты ждешь, Лизавета, От друга привета. Ты не спишь до рассвета, Всё грустишь обо мне. Одержим победу, К тебе я приеду Hа горячем боевом коне…»

Музыка: Н. Богословский. Слова: Долматовский. Исполняет П. Киричек

***

Тёмная ночь

«Тёмная ночь, только пули свистят по степи. Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают. В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь…»

Музыка: Н. Богословский. Слова: В. Агатов. Исполняет М. Бернес

***

Сообщение о прорыве блокады Ленинграда 18 января 1943 г.

«Говорит Москва! В последний час успешное наступление наших войск в районе южнее Ладожского озера и прорыв блокады Ленинграда…»

Диктор: Ю. Левитан

1944 год

1944 г. Освобождение Севастополя

Огонёк

«На позиции девушка Провожала бойца, Тёмной ночью простилася На ступеньках крыльца…»

Музыка народная. Слова: М. Исаковский. Исполняет В. Нечаев

***

Смуглянка

«Как-то летом на рассвете Заглянул в соседний сад. Там смуглянка-молдаванка Собирала виноград…»

Музыка: А. Новиков. Слова: Я. Шведов. Из к/ф «В бой идут одни старики»

***

Соловьи

«Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят…»

Музыка: В. Соловьёв-Седой. Слова: А. Фатьянов. Исполняет: Г. Виноградов

​1945 год

Победа 1945 г. Художник: П. Кривоногов. 1949 г.

Враги сожгли родную хату

«Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою?..»

Музыка: М. Блантер. Слова: М. Исаковский. Исполняет хор московского Сретенского монастыря

***

Эх, дороги

«Эх, дороги… Пыль да туман, Холода, тревоги Да степной бурьян…»

Музыка: А. Новиков. Слова: Л. Ошанин. Исполняет Д. Белосельский и хор московского Сретенского монастыря

***

Казаки в Берлине

«По берлинской мостовой Кони шли на водопой, Шли, потряхивая гривой, Кони-дончаки…»

Музыка: Дм. и Дан. Покрасс. Слова: Ц. Солодарь. Исполняет И. Шмелев

***

Акт о безоговорочной капитуляции Германских Вооруженных Сил

«Говорит Москва! Акт о военной капитуляции. Подписание акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил…»

Диктор: Ю. Левитан

Песни, написанные после войны

Май 1945 года. Художники: братья Ткачевы

На безымянной высоте (1964 г.)

«Дымилась роща под горою И вместе с ней горел закат. Нас оставалось только трое Из восемнадцати ребят…»

Музыка: В. Баснер. Слова: М. Матусовский. Исполняет: Ю. Гуляев

***

Офицеры (1971 г.) из к/ф «Офицеры»

«От героев былых времён Не осталось порой имён. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землёй и травой…»

Музыка: Р. Хозак. Слова: Е. Агранович. Исполняет В. Златоустовский

***

День Победы (1975 г.)

«День Победы, как он был от нас далек, Как в костре потухшем таял уголек. Были вёрсты – обгорелые, в пыли. Этот день мы приближали как могли…»

Музыка: Д. Тухманов. Слова: В. Харитонов. Исполняет М. Магомаев

Подготовил Антон Поспелов

8 мая 2012 г.

Большинство треков взято с сайта sovmusic.ru

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕСНИ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»

Песня «Священная война», ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны, была написана сразу же после её начала поэтом В. И. Лебедевым-Кумачом, и, тогда ещё в виде стихов, была продекламирована по радио 24 июня 1941 года знаменитым в ту пору актёром Малого театра Александром Остужевым. В тот же день стихи со знаменитой первой строчкой «Вставай, страна огромная!» были опубликованы «Известиями» и «Красной звездой», и с тех пор стали звучать по радио регулярно.

Ежедневно звучащее по радио стихотворение с таким ярким и востребованным содержанием привлекло внимание ряда композиторов, и спустя 3 дня, 27 июня была подписана в печать и вскоре явилась на свет 10-тысячным тиражом небольшая книжица с песней на эти стихи. Музыка к «Священной войне» была написана композитором М

И. Блантером, автором музыки к другой знаковой песне военных лет «Катюше». А ещё через 3 дня увидел свет ещё один вариант песни, на этот раз на музыку руководителя Краснознаменного ансамбля песни и пляски, профессора А. В. Александрова тиражом в 5 тысяч экземпляров, и именно этот вариант стал музыкальным гимном Великой Отечественной войны, символом того сурового, героического и незабываемого времени.

Однако массовое распространение песни «Священная война» началось лишь после 15 октября 1941 года, когда во всю набирала силу Московская битва. До этого советские идеологи противились широкому внедрение песни в солдатские массы, мотивируя это тем, что строки о тяжёлом смертном бое звучат слишком трагично и не соответствуют стратегии о быстрой победе «малой кровью».

Широкая мелодичная распевность композиции наряду с грозной поступью марша вдохновляла и поднимала боевой и моральный дух бойцов Красной Армии, особенно в суровых оборонительных боях, и даже была названа «бессмертной» Маршалом Победы Георгием Константиновичем Жуковым, который обычно был чрезвычайно скуп на похвалы.

В послевоенное время ни одни зарубежные гастроли Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова не обходились без её исполнения. Песня «Священная война» всегда имела колоссальный успех как в Советском Союзе, так и за рубежом.

В нынешнее время вершиной успеха композиции стал гром аплодисментов высшего генералитета НАТО после того, как песня прозвучала в штаб-квартире альянса в Брюсселе в исполнении Ансамбля песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова 22 мая 2007 года.

В 90-е годы прошлого века в некоторых масс-медиа были опубликованы статьи, авторы которых оспаривали авторство Лебедева-Кумача в написании стихов песни и обвиняли его в плагиате, а настоящим автором «Священной войны» называли провинциального учителя словесности А. А. Боде (1865—1939), написавшим стихи в 1916 году, посвятив их I Мировой войне. Состоявшийся позже суд подтвердил авторство Лебедева-Кумача, однако некоторые специалисты обвинили суд в предвзятости и заангажированности и до сих пор настаивают на авторстве А. А. Боде.

Текст песни «Священная война»:

Музыка: А. Александров Слова: В.Лебедев-Кумач

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой.

Припев:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идёт война народная,

Священная война!

Как два различных полюса,

Во всём враждебны мы.

За свет и мир мы боремся,

Они — за царство тьмы.

Припев.

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей!

Припев.

Не смеют крылья чёрные

Над Родиной летать,

Поля её просторные

Не смеет враг топтать!

Припев.

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Отребью человечества

Сколотим крепкий гроб!

Припев.

Пойдём ломить всей силою,

Всем сердцем, всей душой

За землю нашу милую,

За наш Союз большой!

Припев.

Встаёт страна огромная,

Встаёт на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!

Видеоархив|

Советская песня в послевоенный период. ПЕСНИ О ВОЗВРАЩЕНИИ

Советский плакат «Красной Армии — слава!».
Художник Голованов Л. 1946 год

В центре послевоенных песен стоит образ фронтовика, возвратившегося в родные
края с полей во­енных сражений. Чувства воинов, чей путь лежит домой из-за
рубежа, передают «Ходили мы походами» Листова — Жарова,
Дунаевского — Ошанина. Каждая из них
по-своему преломляет типичные для походных маршей интона­ции в лирическом ключе. И вместе
с тем и в той и другой при­сутствуют упругость и удаль плясовых
ритмов. О долгожданной встрече с отчим краем рассказывает песня
(Фрадкин — Матусовский).
Написанная в вальсовом ритме, она отличается широчайшим мелодическим размахом.

Чистотой сокровенного чувства овеяны песни о ждущих и дождавшихся, об
ожидании встречи с любимой или о самой встрече, такие, как «Ласковая песня»
Фрадкина — Долматовского, «Где ж ты, мой сад»
Соловьева-Седого — Фатьянова.

Немало песен о возвращении с войны написано в стиле му­зыки для
джаз-оркестра. Лучшие из них встречали теплый от­клик слушателей и
надолго сохранили популярность, несмотря на резкую, часто несправедливую
критику, исходившую от противников всяческого намека на «зарубежность».
Таковы уже упоминавшиеся «Ласковая песня» Фрадкина,
его же «Здрав­ствуй, здравствуй» (стихи В. Винникова),
«Днем и ночью» Богословского — Дыховичного.

Нетрудно заметить, что даже самые светлые и энергичные «песни возвращений»
нередко подернуты дымкой грусти. Ведь они повествуют о тех или от имени тех
людей, у кого за плечами нелегкий путь войны, горечь многих потерь.
Об этом с большой силой, страстностью и прямотой напоминают песенные
образы композитора Блантера. К ним относятся и скорбный сказ
(стихи Исаковского), и медленный вальс-баллада
«Грустные ивы» (стихи Жарова), и стилизованная под старинные духовые
марши России лирико-патриотическая песня

(стихи Исаковского), и напол­ненный лирическим волнением походный
марш «Солнце скры­лось за горою» (стихи А. Коваленкова).
Все они, разные по ха­рактеру и содержанию, предельно «наэлектризованы»
энергией. Свойственная им целеустремленность идет от твердой опоры
на упругие ритмоформулы бытовых жанров. На фоне строго разме­ренных
ритмических контуров с особенной яркостью вырисовываются моменты
острых ладовых тяготений. Например, интервал малой ноны, возникающий
на кульминационной точке маршево-танцевального движения в песне
«Летят перелетные птицы». Или выразительно подчеркнутое синкопой
острое вводнотоновое сочетание VI и V ступеней в песне «Солнце
скрылось за горою».

Сердца людей, пришедших с войны, еще полнились воспо­минаниями о
фронтовом содружестве, о боевых спутниках, с которыми пройдены были все
испытания и тяготы военной жизни. Вот почему так естественно входит
в послевоенные пес­ни элегическое начало, всегда сопутствующее
настроению свет­лой грусти. Элегична песня Соловьева-Седого «Где же
вы те­перь, друзья-однополчане?» (стихи Фатьянова) с ее мягкими,
вопрошающе-мечтательными интонациями. Властвует это на­строение и в
мужественной, романтической песне Молчанова «Вот солдаты идут»
(стихи М. Львовского).

А

«Дороги» Новикова — Ошанина — первая песня-вос­поминание о войне
— это не только взгляд в недавнее прошлое, но и осмысление
пережитого. Линия музыкального развития выдержана в точном
драматургическом соответствии со стихо­творным содержанием.

Медленный запев ведет повествовательную линию — в нем оживают эпизоды войны.
Более подвижен припев, собственно он и знаменует собою движение от одной
картины-воспоминания к другой. Мелодия близка старинным лирическим
пес­ням, но в отличие от них по-военному собранна, сурова и
сдер­жанна. В неспешной пульсации трехдольного ритма, в спол­зающих
басах есть нечто от старинного жанра пассакальи. И вместе с тем это
безусловно российская солдатская песня, в раз­машистые, широкие
фразы которой четко впечатана тяжелая поступь походного шага.

Диапазон песенного искусства А. Новикова представлен са­мыми разными жанрами
— от торжественного гимна, воинской песни до эстрадной бытовой лирики.

То же самое следует отнести к творчеству его постоянного соавтора, поэта

Л. Ошанина, Оба они — создатели
«Гимна демократической молодежи мира»
— открывают одну из значительных страниц советской песенной культуры.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

На позицию девушка…

Презентация ученика класса Каменской основной общеобразовательной школы Кинеева Рината

Слайд 2

Текст слайда:

«Огонек» — лирическая о девушке, провожающей бойца на фронт. Старшее поколение узнает эту песню по словам первых строк «На позицию девушка провожала бойца…»

Слайд 3

Текст слайда:

Авторы песни «Огонек»

Слова для будущего хита Михаил Исаковский написал в эвакуации, в г. Чистополь. Далее версии исследователей разнятся: одни утверждают, что поэт отправил текст композитору Матвею Блантеру, другие указывают о направлении стиха в газету «Правда». Как бы там ни было, именно она стала первым изданием, опубликовавшим 19.04.1943 историю прощания с описанием чувств удаляющегося от дома любимой солдата, который периодически оборачивался для того, чтобы взглянуть на мерцающий вдали огонек…

Слайд 4

Текст слайда:

После появления стихов Исаковского в «Правде» в редакцию газеты начали поступать письма с нотами для полюбившегося народу текста. Однако все предлагаемые мелодии были далеки от той, с которой композиция обрела популярность. Автор музыки до сих пор достоверно неизвестен. Самыми популярными претендентами на авторство считаются Михаил Никоненко и упомянутый ранее Матвей Блантер. На первых пластинках присутствовала надпись: «Слова — М. Исаковского, музыка — народная».

Слайд 5

Текст слайда:

После нападения фашистов в прифронтовых советских городах был введен режим затемнения. В городах не горели фонари, а окна жилищ должны были быть плотно закрыты темными шторами или листами черной бумаги. Делалось это для того, чтобы не давать пилотам ночных бомбардировщиков люфтваффе ориентиров для прицельного бомбометания. К нарушителям применялись самые строгие меры. Погрузившиеся в абсолютную темноту города и поселки вызывали у людей угнетенное состояние.
 
И вдруг появляется песня «Огонёк» о том, как уходящий на войну солдат видит свет в окне любимой. Поэтический образ мерцающего пламени превратился в колоссальный вдохновляющий символ: наш огонек будет вечным и никаким фашистам погасить его будет не под силу!

Слайд 6

Текст слайда:

Первое исполнение

Впервые «Огонёк» с этой мелодией прозвучал в 1947 году в исполнении Владимира Нечаева. Его же голос был записан на первых грампластинках с этой песней.

Слайд 7

Текст слайда:

Текст песни «Огонек»

На позицию девушка провожала бойца.Тёмной ночью простилася на ступеньках крыльца.И пока за туманами видеть мог паренёкНа окошке на девичьем всё горел огонёк! Парня встретила славная фронтовая семья,Всюду были товарищи, всюду были друзья.Но знакомую улицу позабыть он не мог!Где ж ты, девушка милая, где ж ты, мой огонёк! И подруга далёкая парню весточку шлёт,Что любовь её девичья никогда не умрёт!Всё, что было задумано в свой исполнится срок!Не погаснет без времени золотой огонёк! И становится радостно на душе у бойцаОт такого хорошего от неё письмеца!И врага ненавистного крепче бьёт паренёк!За советскую Родину, за родной огонёк!

Слайд 8

Текст слайда:

Использованные источники

http://www.9maya.ru/http://subscribe.ru/

Советская песня в послевоенный период. ПЕСНИ БОРЬБЫ ЗА МИР

Советский плакат «Не балуй!».
Художник Говорков В. 1948 год

Песни борьбы за мир — молодежные политические песни. Их история неотъемлема
от международного движения против новой военной угрозы. Поэтическое
выражение нашли в них важнейшие идеи и лозунги сторонников мира.
Большое влияние на развитие этой новой разновидности массовой песни
оказали международные фестивали молодежи.

1947 год. I Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Праге. Песню
Новикова и Ошанина, распечатанную на тысячах листовок, мгновенно
приняли, подхватили и разнесли по свету участники форума юности. С тех пор
звучит на
множестве языков как символ соли­дарности всех мирных сил планеты.

Новаторскую интерпретацию получили в нем выразительные средства
боевого гимнического мелоса — те самые, что на про­тяжении десятилетий
формировались в европейских (в том чис­ле и русских) революционных
песнях, а затем в советских молодежных маршах 30-х годов,
антифашистских песнях Г. Эйслера, демократических
мелодиях разных стран.

Суров и сосредоточен запев — призыв к единению против поджигателей войны.
Многократная повторность звуков, пре­дельные рельефность и лаконизм
мелодических звеньев непо­средственно отражают особенности скандированной
речи. Именно так — отчетливо и раздельно чеканит слоговые рельефы лозунгов
и призывов тысячеголосное единство современных фестивальных колонн.
Характерное свойство этого гимна заключено и в крутой смене
ритмических рисунков, ведущей к об­особленности и контрастности
интонационных звеньев мелодии. Такой «многосоставный» строй
интонаций напоминает о много­красочности плакатов и лозунгов,
скандируемых на разных языках в интернациональных молодежных
колоннах. Отсюда же — эхообразные повторы слов («молодежь», «не
убьешь» — в припеве), словно подхваченных разными группами
демонстран­тов.

«Гимн демократической молодежи» послужил образцом для многих песен
борьбы за мир. В конце 40-х — начале 50-х годов на международных молодежных форумах
зазвучали «Мы за мир» (Туликов — Жаров), «Гимн международного
союза студентов» (В. Мурадели — Ошанин), «В защиту мира»
(Белый — Жаров), «Дай руку, товарищ далекий» (Кац — Софронов).
Общей чер­той этих песен является сопоставление контрастных начал — тревога, гнев,
протест и светлый жизнеутверждающий призыв к единению. Широко и
быстро распространившийся тип маршево-гимнических песен вскоре
привел к закреплению стереотип­ных приемов и довольно ощутимому
однообразию. Впрочем, творческий поиск шел разными путями. Появилась
первая ли­рическая песня о мире — «Летите, голуби»
(Дунаевский — М. Матусовский) для смешанного хора. Спокойно-величавая,
с напевной, мягкой мелодией, плывущей в волнах прозрачной хоровой фактуры.

Широкую известность завоевал торжественный эпический гимн Шостаковича на стихи
Долматовского «Песня мира». Это произведение высоко ценил и включал
в свои концертные программы выдающийся американский певец Поль Робсон.

Советская песня в послевоенный период. ГИМНИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Удельный вес гимнических песен в пе­сенном творчестве послевоенных лет
весьма велик. Яркие об­разцы этого жанра представлены упомянутыми выше
песнями борьбы за мир. Однако ведущей в области гимнов остается
тра­диция песен-славлений, посвященных широкоохватным обще­ственным
темам.
К ним принадлежат песни о коммунисти­ческой партии, такие, как
«Партия — наш рулевой» (Мурадели — Михалков),
«Мы — коммунисты» (Туликов — П. Градов).

К концу первого послевоенного десятилетия гимническая песня претерпела
известные изменения. В нее чаще проникают певучие лирические интонации, и
одновременно она обретает концертный размах. Таковы посвященные теме
Родины гимны Новикова
(слова Ошанина), «Россия» (слова
Алымова), отличающиеся подчеркнутым народно-песенным ха­рактером.

Середина 50-х годов
открывает песенную Лениниану. К лучшим принадлежат «Песня о Ленине»
(А. Холминов — Ю. Каменецкий),

«Ленин всегда с тобой»
(Туликов — Оша­нин) — выразительные примеры концертного гимна.

Пример светлой
лирической гимничности — песня Шоста­ковича на стихи Долматовского
«Родина слышит». Как это свойственно песенному стилю Шостаковича, ее
отличает лучис­тый диатонический колорит, афористичная отточенность фразы. Не случайно
первая фраза мелодии использована советским ра­диовещанием в качестве позывных.

Песни о войне послевоенного периода

  1. «Алеша». Слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского.
  2. «Баллада о матери». Слова А.Дементьева, музыка, Е.Мартынова.
  3. «А мы с тобой, брат, из пехоты» («Бери шинель…»). Слова Б.Окуджавы, музыка В.Левашова.
  4. «Баллада о солдате». Слова М.Исаковского, музыка В.Соловьева-Седого.
  5. «Воспоминание об эскадрилье «Нормандия-Неман». Слова Е.Долматовского, музыка М.Фрадкина.
  6. «Враги сожгли родную хату». Слова М.Исаковского, музыка М.Блантера.
  7. «День Победы». Слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова.
  8. «Довоенный вальс». Слова Ф.Лаубе, музыка П.Аедоницкого.
  9. «Если б не было войны». Слова И.Шаферана, музыка М.Минкова.
  10. «Журавли». Слова Р.Гамзатова, музыка Я.Френкеля.
  11. «За того парня». Слова Р.Рождественского, музыка М.Фрадкина.
  12. «Майский вальс». Слова М. Ясеня, музыка И. Лученка.
  13. «Махнем не глядя». Слова М.Матусовского, музыка В.Баснера.
  14. «Москвичи». Слова Е.Винокурова, музыка А.Эшпая.
  15. «Не стареют душой ветераны». Слова Я.Белинского, музыка, С.Туликова.
  16. «На кургане». Слова Ю.Друниной, музыка А.Петрова.
  17. «Наш город». (Над заставами ленинградскими). Слова А.Фатьянова, музыка В.Соловьева-Седого.
  18. «Не могу забыть». Слова В.Харитонова, музыка В.Шаинского.
  19. «Память сердца». Слова М.Ясеня, музыка И.Лученка.
  20. «Песня артиллеристов». Слова В.Гусева, музыка Т.Хренникова.
  21. «Песня десятого десантного». Слова и музыка Б.Окуджавы.
  22. «Поклонимся великим тем годам». Слова М.Львова, музыка, А.Пахмутовой.
  23. «Пора в путь дорогу». Слова С.Фогельсона, м узыка В.Соловьева-Седого.
  24. «Письмо из сорок пятого». Слова М.Ясеня, музыка И.Лученка.
  25. «Растет в Волгограде березка». Слова М.Агашиной, музыка, Г.Пономаренко.
  26. «Рязанская мадонна». Слова А. Поперечного, музыка А.Долоуханяна.
  27. «Снег седины». Слова В.Бокова, музыка Г.Пономаренко.
  28. «На безымянной высоте». Слова М.Матусовского, музыка В.Баснера.
  29. «Легендарный Севастополь». Слова П.Градова, музыка В.Мурадели.
  30. «Мы армия страны — мы армия народа». Слова И.Резника, музыка, Э.Ханка.
  31. «Я люблю тебя, жизнь». Слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского.
  32. «Песня о тревожной молодости». Слова Л.Ошанина, музыка, А.Пахмутовой.
  33. «Надежда». Слова Н.Добронравова, музыка А.Пахмутовой.
  34. «В путь». Слова М.Дудина, музыка В.Соловьева-Седого.