Оглавление
Занимательная информация
- В первые годы своего существования с 1704 по 1723 год город носил название Кроншлот. В 1723-1747 годах была построена его центральная крепость. И с момента начала её строительства город получил своё нынешнее название Кронштадт. В годовщину переименования города 18 октября на центральной Якорной площади проводится традиционный военно-морской парад.
- Екатерина II вынашивала планы перенести адмиралтейство в Кронштадт, и для этого были построены соответствующие здания. Но её сын Павел I, вступив на престол, отказался от этих намерений.
- После разрушительного наводнения 1824 года большая часть построек в Кронштадте была почти полностью разрушена, и в последующие годы город практически был восстановлен заново. Это наводнение описано в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
- Из Кронштадта ушла в плавание 41 кругосветная экспедиция. Укомплектование экипажей и подготовка судов к этим путешествиям происходила в этом городе. В ходе этих плаваний было сделано 56 крупных географических открытий. Последним парусным военным кораблём русского флота, совершившим кругосветку, был фрегат «Аврора», название которого в соответствии с морскими традициями в последствии перешло к знаменитому крейсеру.
- Крейсер «Аврора» в 2014-2016 годах покидал свою вечную стоянку на Неве возле Нахимовского училища в Санкт-Петербурге и находился в Кронштадте, где был произведён его ремонт.
- В Кронштадте сохранилась единственная в России кольцевая чугунная мостовая.
- Кронштадт по праву считается колыбелью ледоколов и водолазного дела.
- В ходе Крымской войны (1853-1856 годы) в водах Финского залива вокруг Кронштадта были установлены заградительные мины, не позволившие англо-французской эскадре приблизиться к Санкт-Петербургу. Это было первое применение морских мин в истории. За всё время существования Кронштадтской крепости мимо неё не смог проплыть ни один вражеский корабль.
- Ежегодно в последнее воскресенье июля в день военно-морского флота на Кронштадтском рейде проходит парад военных кораблей. Одновременно такой же парад проходит и в Санкт-Перербурге, но в фарватер Невы проходят только корабли с небольшой осадкой, а самые крупные суда Балтийского флота можно увидеть только на Кронштадтском параде.
- При возведении Морского собора на Якорной площади Кронштадта в начале XX века использовались архитектурные приёмы, применявшиеся при строительстве собора Святой Софии в Константинополе. В годы Великой Отечественной войны купол собора, службы в котором в советский период были прекращены, служил ориентиром для авиации. Реставрационные работы в Морском соборе, проводившиеся в начале XXI века курировал попечительский совет во главе с супругой Д. А. Медведева Светланой Владимировной Медведевой. После восстановительных работ службы в соборе возобновились в 2014 году.
Список главных достопримечательностей Кронштадта
Музейно-исторический парк «Остров фортов» в Кронштадте
1 турист был здесь Музейно-исторический парк «Остров фортов» в Кронштадте — это реализованная…
Музей истории Кронштадта
Музей истории Кронштадта — главный музейный комплекс города. Он рассказывает о истории его строительства…
Морской Никольский собор
30 туристов было здесь Морской собор святителя Николая Чудотворца (полное наименование — Ставропигиальный Никольский Морской собор города…
Памятный знак «Блокадной колюшке»
10 туристов было здесь Памятник колюшке расположен возле Синего моста через Обводной канал в Кронштадте, напротив Кронштадтского…
Форт «Великий Князь Константин»
8 туристов было здесь Одной из главных достопримечательностей Кронштадта стал артиллерийский форт «Великий князь Константин»…
Форт «Император Александр I»
5 туристов было здесь Форт «Император Александр I» кажется самым мощным и неприступным среди 17 морских фортов Кронштадта….
Якорная площадь
14 туристов было здесь Якорная площадь — центральная кронштадтская площадь, берущая начало у Советского моста через Обводный канал….
Чугунная мостовая
2 туристa были здесь
Макаровский мост в Кронштадте
Синий мост в Кронштадте
Краткая история Кронштадта по датам
1704 — 1720 гг. Построен Коронный замок, торжественно освящённый 7 мая в присутствии Петра I. Летом Кроншлот достойно дал отпор шведской эскадре, а спустя 15 лет к нему пристроили гавань, превратившую его в пятиугольный форт. Через 2 года Пётр Великий приказал построить первый в России сухой док.
1722 — 1799 гг. В этот период началось строительство форта «Цитадель», Обводного канала, Сухарного завода, произошло утверждение герба города. Было создано Доковое Адмиралтейство, и установлена паровая машина, привезённая из Шотландии.
1803 — 1817 гг. За эти 14 лет в истории г. Кронштадта произошло немало значимых событий: сооружение первого водопровода, открытие пароходной линии до Санкт-Петербурга с регулярными пассажирскими рейсами, отправка первой кругосветной экспедиции шлюпов «Нева» и «Надежда» и освящение храма, в котором на протяжении 53 лет проводил богослужения святой отец Иоанн Кронштадтский.
1819 — 1834 гг. Открытие Антарктиды русскими моряками, начало строительства комплекса таможенных зданий, Морского Арсенала, Гостиного двора, испытание подводной лодки и сильнейшее разрушительное наводнение.
1836 — 1839 гг. Была освящена лаборатория по изготовлению препаратов против бубонной чумы, и произведена первая в России удачная операция на сердце.
1840 — 1847 гг. Начинается регулярный замер уровня воды, и создаётся завод по строительству паровых судов.
1854 — 1857 гг. Интересный период в истории города Кронштадта: во время Крымской войны начинается осада крепости англо-французской эскадрой. После нескольких неудачных попыток штурм прекратился, а минные поля, созданные по системе Б.С. Якоби, были прозваны иностранными моряками «адскими машинами».
1864 — 1866 гг. Был построен первый в мире ледокол, и проведено испытание подводной лодки.
1872 — 1896 гг. В городе построили Собор Владимирской иконы Божьей матери, установили первую в России телефонную связь, Попов изобрёл радиоприёмник и рентгеновский аппарат.
1905 — 1984 гг. Завершение строительства главного морского храма страны и фортов «Ино», «Красная горка», «Риф», «Серая Лошадь»
Также в этот период произошло важное событие в истории города Кронштадт: жители сыграли не последнюю роль в сокрушении царской России. Во время ВОВ было сброшено более 300 бомб.
1999 — 2013 гг
В этот период началась реставрация нескольких соборов и открытие подводного туннеля.
Достопримечательности Кронштадта
Сейчас в городе более 300 исторических и культурных памятников. Имена прославленных русских ученых, флотоводцев, государственных деятелей связаны с Кронштадтом. Отсюда начинались великие походы и кругосветные путешествия русских мореплавателей: Крузенштерна, Лисянского, Беллинсгаузена и Лазарева, Головина, Литке.
В Кронштадте жил и работал изобретатель радио Попов. Святой Иоанн Кронштадский служил в одном из соборов города.
Многое было разрушено и перестроено в Кронштадте за годы советской власти. Но есть и места, сохранившиеся со времен Петра Первого. Это знаменитая Петровская пристань и парк, сухой док, построенный по приказу императора для быстрого ремонта военных кораблей, здания голландских кухонь, Летний сад, губернские дома, Обводной канал.
В XVIII веке Кронштадт стал образцовым военным поселением. Свое фортификационное значение сохранял вплоть до начала 20-го века. Здесь находился знаменитый морской завод, госпиталь для моряков, машинная школа и многие важные военно-морские учреждения.
Толбухин маяк Кронштадта был настоящей путеводной звездой для моряков, в 2019 году он отметит свой трёхсотлетний юбилей.
Многие объекты появились в Кронштадте впервые в мире, например, водолазная школа, образованная указом Александра Третьего.
Именно здесь находится кронштадтский футшток, от его нулевой отметки рассчитывают глубины морей и высоты поверхностей Земли для создания карт, а также вычисляют орбиты полетов космических кораблей.
Военно-морская база существовала в Кронштадте вплоть до 1990-х годов. В советское время город был закрыт для туристов. А как только ограничения сняли, начались работы по восстановлению домов и памятников.
Сейчас туристов главным образом привлекает кронштадтский Морской собор. Это мемориал, посвященный всем русским морякам, святыня флота. Собор был построен в 1913 году архитектором Косяковым. Недавно он был отреставрирован и заново освящен. В соборе проходят регулярные службы и памятные мероприятия, посвященные важным событиям в жизни российского флота.
Убранством собор напоминает Святую Софию в Константинополе. Помимо элементов декора, в соборе находятся мемориальные доски, на которых золотом начертаны имена героических офицеров и матросов отечественного флота, погибших во время разных военных кампаний.
Перед собором на Якорной площади можно увидеть памятник великому флотоводцу адмиралу Макарову, фрагменты старинной чугунной мостовой и перекинутый через заросший овраг подвесной Макаровский мост.
Музей Истории Кронштадта
На Якорной площади находится еще одна достопримечательность города и следующий пункт нашего путешествия — Музей истории Кронштадта. Здесь вы в полном объеме сможете узнать о 300-летней судьбе уникального города-острова: о строительстве фортов, быте моряков и горожан, традициях и важных событиях.
В собрании музея — подлинные документы, предметы воинской славы, модели кораблей и подводных лодок, фотографии и многое другое. Например, среди экспонатов можно встретить косметический набор начала 20 века, респираторы для лошадей и коллекцию фотоаппаратов. Далее наш маршрут по Кронштадту ведет в сторону Финского залива, по замечательному Макаровскому мосту через Овражный парк.
Следуйте прямо по Красной улице, и через пару минут вы уже окажетесь в Петровском парке у памятника Петру I.
Чугунная мостовая
Чугунная мостовая на Якорной площади.
2
В Кронштадте можно увидеть необычную чугунную мостовую. Изначально улицы города были вымощены булыжными мостовыми, но болотистые почвы не совсем подходили для такого мощения. Во время поездки в США управляющий Пароходного завода заинтересовался мостовыми, выложенными чугунными «шашками». Сначала подобным образом замостили заводской двор, а после – несколько участков на улицах Кронштадта с интенсивным движением. Эксперимент удался: чугунная мостовая прослужила 80 лет, но в 1941 году большая ее часть была разобрана и пущена на изготовление корпусов для мин.
В США практически все чугунные мостовые также были демонтированы во время Второй мировой войны. Поэтому сегодня уцелевшую чугунную мостовую в Кронштадте можно считать едва ли не единственной в мире, сохранившейся до наших дней. Подлинные чугунные элементы мостовой, которым свыше 150 лет, сохранились только на участке у Пенькова моста.
Также они демонстрируются в Музее истории. Увидеть этот уникальный образец дорожного покрытия можно и на Якорной площади. Во время реконструкции 1974 – 1975 годов здесь были установлены чугунные «шашки» современного производства.
Адрес: Якорная площадь, Якорная площадь, Санкт-Петербург, Россия.
Наводнение и восстановление крепости
Но 7 ноября 1824 года Кронштадтская крепость почти перестала существовать из-за катастрофического наводнения. Вода заполнила всю поверхность острова, за исключением нескольких возвышенностей за пределами города.
Стихия обрушилась внезапно и уничтожила укрепления крепости, вооружение было смыто волнами. Хуже всего, погибли многие солдаты, не снятые с постов. Тогда инспектор Инженерного департамента, создатель Генерального штаба русских вооружённых сил, граф Сухтелен срочно создал проект городских каменных укреплений.
Срочные восстановительные работы велись круглосуточно. Ими руководил инженер-подполковник Львов. В основном, работы закончились к лету 1826 года. В 1827 году был заново утверждён план города, который мало чем отличался от старого.
Начало формирования комплекса мортирных батарей Кронштадтской крепости было положено в конце Крымской войны, в 1856 году. На южном берегу острова в то время построили береговую батарею № 9. При СССР батареи не использовались по прямому назначению.
В сооружениях мортирных батарей № 1 и № 2 разместили объекты ПВО Краснознаменного Балтийского флота. Позже мортирные батареи Кронштадтской крепости были определены под склады. В настоящее время комплекс освобождён и не используется.
Музей-квартира святого Иоанна Кронштадского
В 2 минутах ходьбы от морского музея музей-квартира святого Иоанна Кронштадского. По ул. Андреевской идём до ул. Посадской. Угловой дом с маленьким сквериком и есть музей.
В нескольких комнатах квартиры, где жил праведник, размещена экспозиция. Среди экспонатов много подлинных вещей самого святого.
Отец Иоанн был настоятелем Андреевского собора, который не сохранился до наших дней.
Вся деятельность пастыря прошла в Кронштадте, поэтому его и стали так называть. Сам он тоже нередко подписывался этим псевдонимом.
Великий праведник, благотворитель, исцеляющий своею молитвой порой безнадёжно больных, отец Иоанн снискал безмерную любовь православного люда.
Хлорирование воды
Вода в Кронштадте была в дефиците с самого основания города-крепости до середины ХХ века. Ее либо покупали у водовозов, либо брали из фонтанов. Сюда она попадала по трубам прямо из Финского залива. Ни о какой очистке речи не шло, поэтому часто вспыхивали эпидемии. В 1909 году город охватила холера. На помощь пришли сотрудники чумной лаборатории, которая находилась в форте Император Александр I. Здесь занимались разработкой сыворотки от чумы, сыпного тифа и холеры. Профессор Джезговский впервые в России рискнул использовать токсичный хлор для обеззараживания питьевой воды. Чтобы убить возбудителей инфекций и при этом не нанести вреда человеку, нужно на литр воды добавить примерно 0,5 мг хлора.
В Санкт-Петербурге от хлора отказались только через 100 лет, в 2009 году. Вода из Невы поступает на очистные станции, где ее первым делом насыщают озоном. С его помощью жидкость окисляется, что повышает эффективность очистки. В воду добавляют сульфат натрия. Это позволяет избавиться от примесей – они всплывают в виде грязно-белой пены. Второй этап – это фильтрация воды через двухслойные фильтры, которые загружены песком и углем. Уже потом добавляют реагенты и обеззараживают воду с помощью ультрафиолетового излучения. Это можно сравнить с солярием. Ультрафиолет удаляет вирусы, в том числе такие, как чума, холера гепатит А и Б.
Водовозу в Кронштадте поставили памятник – фонтан. А вот профессору Дзжерговскому и его коллегам нет даже мемориальной доски. А ведь, по мнению многих экспертов, хлорирование воды – это одно из самых крупных изобретений в медицине, а точнее, в профилактической гигиене ХХ века.
Когда-товКронштадт можно было попасть только по спецпропускам, сейчас сюда может приехать любой турист. Это город не только с героической военной историей, но и с уникальной научной. Здесь только в XIX-XX веках было сделано порядка 300 открытий и изобретений.
Кронштадт Якорная площадь.
Якорная площадь расположена в центре города, именно на этой площади возвышается Морской собор. Площадь получила свое название от склада якорей и якорных цепей, находившегося здесь до конца XIX века. В 1861 году была построена каменная стена, отделяющая площадь от Кронштадтского Адмиралтейства. Некоторое время площадь была известна как «Разводной плац», а после революции была переименована в площадь Жертв Революции. На площади установлен памятник адмиралу Макарову, героически погибшему в Русско-японской войне. Также здесь находится братская могила погибших в годы революции и последовавшей за ней Гражданской войны. Интересной особенностью площади является единственная в России чугунная мостовая. В непосредственной близости от Якорной площади находится Летний сад и Кронштадтское Адмиралтейство.
Другие форты и сооружения
Разумеется, перечисленными сооружениями список фортов Кронштадта не ограничивается. Среди южных фортов следует отметить еще несколько:
- Форт № 1 («Южный»), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1865-1868 годах (инженер Зверев К.Я.). Два типовых каземата, на два орудия каждый. Принимал активное участие в обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
- Форт № 2 («Дзичканец»), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1869-1873 годах (инженер Зверев К.Я.). Один каземат, орудия были расположены открыто. В годы ВОВ входил в систему ПВО Кронштадта.
- Форт «Великий Князь Константин» — одно из самых крупных фортификационных сооружений Кронштадта. Построен в 1808-1809 годах, 1858-1879 годах (военный инженер Сысоев П.), 1897-1901 годах. В настоящее время используется как историко-развлекательный объект и яхтенно-пограничный комплекс. Есть съезд с КАД.
Кроме фортов, в акватории Невской губы близ Кронштадта на искусственных островах расположены многочисленные маяки и створные знаки.
Маяк на насыпном острове
Помимо южных фортов, защищающих Кронштадт с юга и южный фарватер, существуют северные форты, которые защищают остров со стороны северного фарватера:
- Форт «Тотлебен» («A», «Первомайский»), построен в 1897-1913 годах (инженер Шишкин А.А.).
- Форт «Обручев» («B», «Красноармейский»), построен в 1896-1913 годах (инженер Шишкин А.А.). Строительство фортов «А» и «В», защищающих Северный фарватер и оснащенных 106 орудиями, стало самой трудоемкой и дорогостоящей работой в истории Кронштадта.
- 1-й Северный форт (Батарея северная №1). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.). Перестроен в 1861 — 1869 годах (инженер Зверев К.Я.). Был соединён дамбой с островом Котлин. До 2002 года использовался как склад патронов, в настоящее время заброшен.
- 2-й Северный форт (Батарея северная №2). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1862-1867 годах (инженер Зверев К.Я.).
- 3-й Северный форт (Батарея северная №3). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.), 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.). Практически полностью уничтожен при строительстве дамбы.
- 4-й Северный форт («Зверев»). Построен в 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.) в дополнение к уже существовавшим фортам №№ 1, 2, 3, 5 и 7. Позволял вести не только фронтальный, но и фланговый огонь. Имел более мощное вооружение, чем на других северных фортах. Соединен с фортом №6 подводной каменной грядой.
- 5-й Северный форт (Батарея северная №5), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.).
- 6-й Северный форт (Батарея северная №6), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.). В 1960-е годы здесь были построены сооружения из силикатного кирпича военного назначения, полностью исказившие облик форта середины XIX века. Соединен с фортом №4 подводной каменной грядой.
- 7-й Северный форт (Батарея северная №7), построен в 1854-1856 годах (инженер-генерал-майор Дзичканец И.Г.). Поврежден наводнением в ночь с 26 на 27 ноября 1857 года. Перестроен и усилен в 1860-е годы и позднее. В настоящее время соединен с дамбой КАД.
О дамбе КАД и северных фортах Кронштадта можно также прочитать в статье «Кронштадт: Защитная дамба, форты и первое знакомство с городом».
3-й Северный форт, вид с дамбы
После окончания Русско-японской войны было принято решение о переносе границ приморской обороны дальше на запад. Форты Кронштадта к тому времени технически устарели. В это время были построены форты «Ино» («Николаевский»), «Красная Горка» («Алексеевский»), «Серая Лошадь», «Риф» и другие.
***
Ну а нам пришло время возвращаться обратно в Кронштадт. Ниже — фотографии острова Котлин с воды.
Водопропускное сооружение на защитной дамбеГавани Кронштадта и купол Морского Никольского собора над островомСтворный знакГавани КронштадтаКорабли Балтийского флота ВМФ России в Средней гаваниКронштадтский морской заводКронштадтский морской заводМол и заброшенное здание в Военной гаваниАрсенал и пришвартованные корабли
Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Гостиный двор – здесь всегда рады гостям
Если вы во время прогулки по Кронштадту свернете с проспекта Ленина, сможете увидеть одну из самых красивых достопримечательностей города – Гостиный двор. Двухэтажное здание со скругленными углами в окружении коллонады, выполненной в классическом стиле, производит неизгладимое впечатление на гостей, впервые посетивших дивный город на острове.
- Здание Гостиного двора в Кронштадте
У фасада со стороны Советской улицы расположен Музыкальный фонтан, который в народе называют «поющим». Он сравнительно молодой – установлен в 2004 году. Утром он спокоен и умиротворен, окутывает прохладой случайных прохожих. Но стоит стрелкам часов преодолеть отметку 12 часов пополудни, как конфигурация струй резко меняется под аккомпанемент ненавязчивой музыки. Вечером вас очарует разноцветная подсветка струй, освещающая путь к другой достопримечательности – памятному знаку к 300-летию Кронштадта.
Напротив Гостиного двора расположена Центральная библиотека, воспользоваться читальными залами которой может каждый турист, приехавший сюда на несколько дней.
- Хотите узнать больше о Кронштадте? Зайдите в его библиотеку
Что надо обязательно посмотреть
Город — маленькая копия Петербурга. Тут есть Адмиралтейство, Летний сад, Гостиный двор и мосты. Все расположено компактно, так что вполне можно осилить за одну поездку.
Морской собор
Морской Никольский собор был построен на деньги простых матросов в 1913 году. Напоминает Софийский собор в Константинополе. Все его оформление связано с морем – канаты и якоря в обрамлении куполов, кресты над штурвалами, на полу из цветного мрамора выложены изображения птиц и морских обитателей. Один из самых необычных соборов, сочетающих классические формы православных храмов и морскую тематику. Как и все храмы, он подвергся гонениям со стороны большевиков. В 1929 году с него скинули купола и сделали из него кинотеатр. Впоследствии в нем были клуб и музей. Только в 2002 году храм вернули православной церкви и восстановили былой облик.
Толбухин маяк
Самый древний маяк в стране. Первоначальный проект нарисовал лично Петр Великий. Искусственная насыпь увенчалась деревянной постройкой в 1719 году. Возникли проблемы с освещением, свечей не хватало, их поменяли на уголь и дрова, что для деревянного маяка было не лучшим решением. Из-за сложности расположения перестроить маяк в камне смогли только к 1810 г. Получилось здание в 30 метров высотой с отражающими посеребренными пластинами. Освящение поменяли на масленые лампы. Он действует и до сих пор, конечно, с современным оснащением, дальность света достигает 30 километров. Попасть на него можно на экскурсионном кораблике.
Чугунная мостовая
Проект появился благодаря интересной идее, привезенной из Америки директором Пароходного завода Лебедевым. Красота и практичность – такую мостовую не нужно постоянно обновлять из-за болотистой местности. Естественно, первыми удивительной мостовой обзавелись на Пароходном заводе, выложив такой плиткой двор завода, а далее и территорию около Пенькового моста, дорогу к Адмиралтейству и вдоль Петровской улицы. Увы, чугунная мостовая сохранилась частично, в годы Великой Отечественной войны ее разбирали и выливали бомбы.
Интересно: Что посмотреть в Петергофе
Сухой док Петра Великого
Крупнейший док своего времени. В нем могли находиться до 6 кораблей одновременно, а осушался он всего за сутки. Обычные европейские доки могли принять по 3-4 корабля и сушились неделю.
Строительство дока велось с 1719 по 1752 год по указу и чертежам Петра I. Он мог бы работать до сих пор, но устарел и стал заброшенным символом прогресса. Пройти к нему легко – сворачиваете во двор дома № 5 по Коммунистической улице и идете прямо. Вход доступен всем желающим.
Интересно: Куда сходить в Ломоносове
Аврора на ремонте в доке
Рыбка колюшка
На стене обводного канала, недалеко от Синего моста, есть памятник, напоминающий о страшных днях блокады Ленинграда, – Рыбка колюшка. В мирное время ее никто не ел, она считалась «мусорной» рыбой, да и наличие в ней паразитов не способствовало поимке. В годы войны рыба ушла, все съедобное было выловлено, настал голод. И тогда на помощь пришла колюшка. Маленькая, колючая рыбка спасла тысячи жизней. При готовке её нужно было долго вываривать, чтобы убить паразитов, а косточки обжигали, перемалывали и пекли лепешки.
Дерево желаний
В 100 метрах от памятника Рыбке колюшке стоит Дерево желаний. Интересный арт-объект имеет глаза, нос и одно ухо. Вот в это ухо произносится желание, потом обходят вокруг дерева, и так три раза. Желание должно быть одно.
Рядом с деревом есть памятник чугунному котлу и мраморная карта города. Монументов в городе много, стоит только выбрать, какая часть истории вас интересует. В пеших экскурсиях их показывают по пути к основным достопримечательностям.
Интересно: Крутые места Выборга
Первое кругосветное путешествие
26 июля 1803 года именно из Кронштадта впервые в истории России парусные шлюпы «Нева» и «Надежда» под командованием Юрия Лиснянского и Ивана Крузенштерна отправились в кругосветное плавание.
«В эпоху Просвещения ведущие европейские страны осознают значимость научного престижа для поддержания славы страны, для поддержания престижа, – рассказывает историк. – Англичане и французы начинают заполнять карту мира названиями на своем языке, в России это сознание тоже приходит, и поэтому Александр Первый – молодой амбициозный император – тоже посылает Крузенштерна и Лисянского в кругосветное путешествие».
Перед экспедицией было поставлено три задачи: доставка на Дальний Восток товаров Российско-американской компании, установление торговых связей с Китаем и дипломатических – с Японией. Это был пример государственно-частного партнерства. В походе участвовали офицеры и матросы военно-морского флота, дипломаты и сотрудники Российско-американской компании. Экипаж «Надежды» – 70 человек, «Невы» – 52 . Из-за того что трюмы были забиты товаром (мехами, фарфором, стеклом), места для провианта оставалось мало. Основу питания составляли сухари и солонина. С цингой боролись квашеной капустой и клюквенным соком. Для разнообразия рациона на борту были куры, свиньи и корова с теленком. Общий бюджет экспедиции составил 700 000 рублей, больше миллиарда в пересчете на сегодня.
Места для команды тоже было немного: Иван Крузенштерн ютился в каюте площадью шесть квадратных метров, скромно жили Юрий Лисянский и командированный императором будущий посол в Японии Николай Резанов. Из Кронштадта по Балтийскому морю корабли взяли курс на Копенгаген, затем через Ла-Манш направились в Атлантический океан, оттуда через мыс Горн в Тихий. Затем с заходом в Русскую Америку и на Камчатку вдоль Японских островов прошли в Индийский океан и, обогнув Африку – домой.
Япония на тот момент была очень закрытым государством и ни с кем не имела дипломатических отношений. Участники экспедиции потом писали, что японцы их не принимали около шести месяцев. Делегации выделили на берегу небольшой клочок земли, за пределы которого нельзя было выходить. А командам кораблей запрещалось не только ступать на берег, но и даже купаться в море. Через полгода Николаю Резанову доставили грамоту от императора Кокаку с требованием немедленно покинуть территориальные воды Японии. Русским и впредь запрещалось заходить в японские порты.
Летом 1806 года «Нева» и «Надежда» вернулись в Кронштадт. Экипажи встречал лично император Александр Первый. Офицеров повысили в звании, матросов отправили по домам и каждому выделили пенсию. С похода Лиснянского и Крузенштерна началась эпоха российских кругосветных путешествий. За следующие 50 лет было еще 30 экспедиций, и все корабли благополучно возвратились домой.
Массовый героизм защитников Отечества в городах, на территории которых или в непосредственной близости от которых шли ожесточенные сражения
В годы Великой Отечественной войны Кронштадт совершил героический подвиг. И если бы не было Кронштадта, то вряд ли устоял бы Ленинград. Кронштадт — это огневой щит Ленинграда. Балтийский флот базировался в Кронштадте и активно участвовал в боевых действиях. 37 кронштадцев получили звание Героя Советского Союза.
В восемь утра 21 сентября 1941 года старший оператор РЛС «Редут-3» Григорий Гельфенштейн заступил на очередное дежурство. Несмотря на его юный возраст, должность у Григория была очень ответственной: подобных станций на Ленинградском фронте в то время было всего три. Та, на которой служил Гельфенштейн, располагалась на Ораниенбаумском пятачке, в деревне Большая Ижора, совсем недалеко от Кронштадта. Эта станция охраняла и сам остров, и Ленинград, и корабли Балтийского флота.
Радиолокатор в то время представлял собой громоздкое устройство. Известных каждому по современным кинофильмам круглых индикаторов, на которых ярко высвечиваются точки-самолеты, тогда еще не было. Картина воздушной обстановки на экране дисплея отдаленно напоминала кардиограмму.
По частоте пульсирующих всплесков старший оператор должен был вычислить координаты всех целей в зоне обзора, направление их движения и количество самолетов в группах. Это был очень непростой ребус. Но Григорий Гельфенштейн любил разгадывать замыслы врага — это и спасло Ленинград.
В то сентябрьское утро Григорий смог расшифровать на индикаторе «Редута» страшную картину: по направлению к Ленинграду летели около 230 фашистских бомбардировщиков! Такой мощной воздушной атаки враг еще не предпринимал.
Оператор РЛС Гельфенштейн заметил самолеты, когда они были еще далеко — километров за 200 от Ленинграда. Используя железную дорогу как ориентир, мощные «юнкерсы» двигались группами по направлению от Луги, от железнодорожной станции Дно и от Новгорода к Гатчине и Сиверской. Там они образовали круг и перестроились в три ударные колонны.
Все казалось очевидным: немцы летят бомбить северную столицу! И вдруг пульсирующая «кардиограмма» показала нечто необычное: одна из колонн взяла курс на запад, а не к Ленинграду. А две другие ударные начали движение к Финскому заливу. И Григорий понял: они летят бомбить Кронштадт! Фашисты хотят уничтожить артиллерию Балтийского флота!
Счет пошел на секунды: не сомневаясь в своей догадке, Гельфенштейн приказал помощнику передать шифрованное донесение на командный пункт ПВО Ленинградского фронта, в Кронштадт и на командный пункт противовоздушной обороны Балтийского флота.
Услышав, как спокойно оператор в Кронштадте принимает цифры закодированного сообщения, Григорий испугался: а вдруг не поверит? У него были причины для опасений: радиолокационная техника в то время была засекреченной, о ней ничего не знали на флоте. Поэтому и не доверяли полученным с ее помощью данным.
Григорий выхватил у помощника телефонную трубку и безо всяких шифровок сказал кронштадтскому офицеру:
— На вас летят двести пятьдесят — вы слышите? — двести пятьдесят бомбардировщиков! Срочно объявляйте тревогу! Через 12-15 минут они уже будут над Кронштадтом! — Он сознательно несколько преувеличил количество самолетов, голос у него дрожал.
Это подействовало. Уже через несколько секунд в Кронштадте завыли сирены воздушной тревоги. Атака фашистов была отбита, хотя наши моряки все же понесли потери. 22 и 23 сентября налеты повторились. Но уж если в первый раз этот номер у фрицев не прошел, то вторая и третья атаки не удались и подавно!
Нарушение инструкций и выход в эфир с открытым текстом могли в прямом смысле стоить старшему оператору Гельфенштейну головы. 23 сентября на РЛС приехал сам командующий Балтийским флотом адмирал Трибуц. И сразу же вызвал к себе Григория Гельфенштейна. Тот шел к начальству на ватных ногах.
— Знаешь, что ты сделал?! — строго спросил оператора адмирал, еще больше напугав его. — Нет, ты еще слишком молодой и сам не понимаешь, что сделал! Ну да поймешь потом. Звезду Героя получишь и поймешь. Это подвиг! Ты спас и Кронштадт, и Ленинград!
После этих слов Трибуц обнял солдата и расцеловал. В этот же день немецкие танки и пехота атаковали защитников Ленинграда со стороны Пулковских высот. Эта атака была встречена шквальным огнем 470 стволов Краснознаменного Балтийского флота, ничуть не пострадавших от вражеских налетов, и захлебнулась.
Кронштадский футшток
Кто не знает, что такое футшток, узнают об этом во время экскурсии по нашему городу.
Футшток — это планка, на которую нанесены деления, чтобы измерять уровень воды в водоёмах.
Кронштадский футшток универсальный. Он определяет не только уровень воды в Финском заливе. Нулевая отметка нашего уровнемера — исходная точка для вычисления глубин и высот на всей территории России.
Кронштадский футшток на опоре моста: чёрная чугунная планка с белыми делениями.
Футшток в городе был необходим, чтобы своевременно оповещать людей о приближающемся наводнении. Кронштадт, равно как и Санкт-Петербург, страдал от стихии. Самый сильный потоп произошёл в 1824 г. В память об этом страшном событии на мосту установлена табличка с отметкой, на которую поднялся тогда уровень воды — 3,67 м.