Оглавление
Государство Шан (Инь)
История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии. Первый период- Шан (Инь) — продолжался с XVIII в. до н.э. до XII в. до н.э. Второй период — Чжоу — с XII в. до н.э. до 221 г. до н.э. Третий период- царство Цинь — с 221 г. до н.э. до 207 г. до н.э. Четвертый период- царство Хань — с 206 г. до н.э. до 220 г. н.э. Четвертый период характеризуется перерастанием рабовладельческого государства в феодальное.
Согласно китайским преданиям, возникновение государства в Древнем Китае связано с покорением в XVIII в. до н.э. племени ся племенем шан. Стоявший в то время во главе племени шан Чэн Тан основал династию, получившую название Шан. Это название затем было принято в качестве названия правящей династии государства. В более позднее время, после падения династии Шан, ее, а также государство в целом стали обозначать иероглифом «инь». Поэтому первый период в истории Древнего Китая имеет два названия — Шан и Инь. Чэн Тан стал первым китайским царем (ваном).
Таким образом, особенность образования государства в Китае заключается в том, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом. С этой целью был создан специальный государственный аппарат. В этот период завершился начавшийся в эпоху, предшествующую Иньскому царству, переворот в социальных отношениях.
Общественный строй. Иньское общество и государство были рабовладельческими. Господствующий класс складывался из иньской светской аристократии, жреческой знати и аристократии подчиненных племен.
В зависимости от близости к царю и от занимаемой должности светской аристократии присваивались титулы, дававшие определенные привилегии. Социальное положение определялось также земельными владениями и наличием рабов.
Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: захват пленных на войне, продажа щ рабство за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов от подчиненных племен в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.
Значительную часть населения составляли свободные общинники. Община играла большую роль в общественных отношениях инь- ского времени. Общинное землепользование было организовано по системе «колодезных полей». Все земли делились на две категории: общественное поле и частные поля. Общественное поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю. Частные поля находились в индивидуальном пользовании семьи. Урожай с этих полей шел на прокормление свободных общинников. Частные поля, однако, не являлись собственностью их держателей. Земля рассматривалась как государственная собственность и находилась в распоряжении царей. В частной собственности в данный период были рабы, дома, орудия труда.
Государственный строй. Государственный строй на раннем этапе сохраняет пережитки родоплеменной военной демократии. В дальнейшем наблюдается монополизация царем всей полноты власти. Старейшины шан-инь из племенных вождей превратились в единоличных правителей. Среди подданных укреплялось представление о них, как о «сыновьях Неба», получивших власть по воле божественных сил.
Царь был первым и самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником. Религия представляла в глазах народных масс его божественное происхождение. Царь возглавлял государственный аппарат, на высшие должности в котором назначал своих близких родственников. Более мелкие должности занимали профессиональные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т.п.
Должностные лица подразделялись на три основные категории: высшие гражданские чиновники; военные чиновники; всевозможные советники, прорицатели. Существовали такие неотъемлемые атрибуты государства, как армия и тюрьмы.
В XII в. до н.э. государство Шан (Инь) переживает агонию, вызванную обострением внутренних противоречий. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством чжоу объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н.э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало. На смену ему пришло царство, основанное племенем чжоу, по имени которого называется новый большой период в истории Древнего Китая.
Великий китайский канал
Из великого в Китае не только стена. Созданный китайцами канал идет от Пекина до Ханчжоу. Его появление было необходимо ввиду географических особенностей. Все реки на территории страны текут в сторону Тихого океана, то есть с запада на восток. Система каналов позволила удобно соединить бассейны этих рек в медиальном направлении. Затем некоторые участки достроили, какие-то — объединили, так появился Большой канал, именно так его называют на родине.
Это самый протяженный канал на всем земном шаре, его продолжительность — 1774 километров. Он проходит через три города, четыре провинции и соединяет собой пять полноводных рек.
Китайская кухня
Основной продукт в рационе жителей Китая — рис. Этим государство похоже на своих ближайших соседей — Японию и Корею. Основу рациона современных китайцев составляют местные овощи и зерновые культуры, а мясо употребляется в относительно небольших количествах. Повара в этой стране очень уважаются — в древние времена их ставили наравне с высокопоставленными чиновниками.
На территории КНР встречаются разные географические и климатические условия, поэтому в разных регионах сформировались свои кухни. Кратко о восьми основных:
Кантонская. Традиционная китайская кухня, популярная как в стране, так и за её пределами. Отличается большим количеством мясных блюд (в том числе из улиток, змей и других экзотических продуктов), а также разнообразием холодных закусок — димсамов.
Сычуаньская. Характеризуется яркими и запоминающимися вкусами и большим количеством острых специй и соусов на основе чеснока и различных перцев.
Аньхойская. Произошла от традиций жителей горных регионов, поэтому почти не содержит горячих блюд и морепродуктов. Знаменита едой из трав, овощей, бамбука и грибов.
Шаньдунская. Уникальна разнообразием кулинарных приёмов и необычными способами готовки. Основу для еды составляют морепродукты, злаки и зерновые культуры, особенно кукуруза.
Фуцзяньская. Развивалась под влиянием японских традиций. Большинство блюд готовятся путём тушения или варки в воде и на пару. Отличается разнообразием способов нарезки ингредиентов. Включает много супов и соусов.
Цзянсу. Знаменита своими лёгкими и нежными вкусами, которые противопоставляются традиционной яркости других китайских блюд. Ингредиенты подбирают по сезону
Большое внимание уделяется не только вкусу, но и внешнему виду еды, в том числе сочетаемости цветов.
Хунаньская. Для неё характерны острые вкусы, но менее сложные и разнообразные приправы, чем у сычуаньской
Среди ингредиентов используется много вяленых и копчёных продуктов. Блюда обычно жарят, коптят или готовят в горшочках, но, несмотря на это, они сохраняют свежесть и приятные цвета.
Чжэцзянская. Известна лёгкими, свежими и нежными вкусами. Для приготовления блюд и соусов используют корни и листья лотоса.
Особенности традиционной китайской архитектуры
В числе главных таких особенностей китайского зодчества как можно более чётко выверенная ориентация зданий и архитектурных комплексов по сторонам света, по осям север-юг, запад-восток и расположение комнат и их меблировка по знаменитым правилам фэн-шуй.
Причём главными всегда считались постройки на северной стороне, а второстепенными – все остальные.
Так, в северном здании традиционного китайского сыхэюаня, представлявшего собой единый «жилищный комплекс», состоящий из четырёх жилых построек главными фасадами вовнутрь, образующих внутренний двор, всегда располагались покои главы семьи или хозяина дома, точнее, двора – там всегда было больше света.
Кстати, по воображаемой оси север-юг в Китае ориентированы и культовые сооружения – храмы и монастыри.
Ещё одна особенность традиционной китайской архитектуры заключается в особом акценте на симметрии – этот акцент легко прослеживается, например, в конструкциях дворцов, храмовых сооружений и, конечно, памятниках китайского садово-паркового искусства.
Немалую роль в Китае издревле играли, как играют до настоящего времени, и (простите за тавтологию!) малые архитектурные формы, украшающие входы в богатые китайские дома – небольших размеров скульптуры животных, в том числе мифических, самого разного предназначений и «функционала» – вплоть до отпугивания злых духов.
Такой с позволения сказать туземный бестиарий объясняется самым настоящим культом животных в китайском народном фольклоре, каждому из которых отводится некое символическое значение и своё особое место.
Кстати, абсолютно ту же роль, отпугивание всевозможных злых духов, играют и традиционно изогнутые края китайских крыш.
Научная периодизация
Начиная со второй половины XIX в. изучение Китая превратилось в самостоятельную научную дисциплину (китаеведение, китаистика, синология). С этого времени исследователи неоднократно пытались создать другие варианты периодизации истории Китая, чтобы её было проще соотносить с мировым историческим процессом.
В СССР наибольшее распространение получил вариант периодизации, построенный на формационном подходе к истории человечества. Этот подход был основан на вульгарной трактовке некоторых весьма плодотворных идей Карла Маркса. Советские историки полагали, что любое человеческое сообщество должно в своём историческом развитии непременно пройти через несколько формаций, способов хозяйственно-экономического и политического устройства. Тремя начальными формациями являются первобытнообщинная, рабовладельческая и феодальная, затем идут капитализм и коммунизм. Поскольку всех формаций насчитывалось пять, теорию прозвали «пятичленкой». В соответствии с данной схемой Древний Китай соотносился с эпохой рабовладения, а последующие периоды китайской истории — с феодальным строем. Постепенно пришло осознание того факта, что история Китая не укладывается в «пятичленку».
Некоторые историки в СССР и на Западе придерживались первоисточника — идей Маркса. Они определяют сложившуюся в ряде регионов Азии, в частности в традиционном Китае, систему общественных отношений как «азиатский деспотизм», (Карл Виттфогель) или «азиатский способ производства». Именно так называл подобную формацию сам Маркс
Обращается внимание на то обстоятельство, что главное средство производства — земля — находилось в Китае в собственности государства. Сельские общины платили дань правителю, а он насаждал определённый порядок, нормы существования
Кроме того, общество зависело от государственного строительства дорог, храмов, плотин, водоканалов и т. д. Чтобы построить храмы, плотины и прочее, а также чтобы с помощью войны расширять границы своего государства или отражать нападение чужаков, правитель мобилизовал (по своему желанию) массы трудящегося населения на соответствующие работы или для военных нужд. Господствующая культурная либо религиозная традиция объявляла государя воплощением Бога, носителем святости, по крайней мере проводником Божественной воли на Землю. Самодержец управлял страной, опираясь на централизованную бюрократию (впрочем, аппарат чиновников был настолько мощным, что подчас именно он являлся реальной правящей силой). При этом в руках правителя концентрировалась одновременно политическая, экономическая и идеологическая власть. Это создавало колоссальные возможности для подавления любых проявлений несогласия. Власть государя и чиновников была абсолютной, а подданные совершенно бесправными.
Бронзовый котёл дин. Восточное Чжоу. VIII-III вв. дон. э.
Азиатский деспотизм можно назвать строем всеобщего рабства. Только это не было рабство, подобное классическому рабству античности, — обычно при азиатском деспотизме людей не продают и не покупают. Можно ли свести китайскую историю к подобной схеме? Подавляющее большинство современных исследователей полагают, что нет, хотя в разные эпохи нетрудно обнаружить элементы азиатского деспотизма. Теория азиатского способа производства важна для понимания истории Китая. Но и она не объясняет всё, что происходило в процессе развития страны.
В последние годы у специалистов, включая учёных КНР, всё большее признание получает новый вариант периодизации китайской истории. В нём к древности относятся только эпохи Шан и Чжоу. Две другие эпохи, представленные государствами-империями, включают в следующую масштабную историческую фазу — «имперский Китай», которая продлилась до 1911 г., когда была свергнута последняя царствующая династия — Цин.
Интересные факты
Для нас Китай — это одно слово, одно название. Но для китайцев это пара иероглифов: 中国. Первый означает небо, второй под чем-то, то есть находиться под небом — Поднебесная.
Китай — уникальная и интересная страна. Весь мир может быть благодарен этой стране за существование таких простых, но необходимых вещей как бумага, чай, печатная машинка, туалетная бумага, компас и даже мороженое. Именно китайцы первыми стали производить шелк. Изобрели порох и операционный наркоз.
Но есть и странные моменты у этих загадочных азиатов:
- Китайцы организуют пункты сбора использованных зубочисток.
- Популярное блюдо — суп из ласточкиных гнезд.
- Богачи Китая платят деньги своим двойникам, чтобы те сидели за них в тюрьмах.
- Белый цвет в Китае означает траур, а праздник ознаменован красным цветом.
До пяти лет любой ребенок Китая — это маленький Будда. Ему разрешено абсолютно все. Малыша холят и лелеют всей семьей, никогда и ни за что не ругают. Карапуз может позволить себе даже в туалет сходить по середине улицы, и это нисколько не возмутит окружающих.
Вместо утренней пробежки китайцы предпочитают заниматься ушу или тайцзи на свежем воздухе. В Поднебесной это очень популярная духовная практика, сравнимая, пожалуй, с йогой.
Китайцы не употребляют в пищу молоко и молочные продукты. Китайцев не привлекает вкус сыра, творога или кефира. Кстати, яйца в здешних магазинах продают на вес, а не поштучно, как в России.
Китай — особенная, незаурядная страна. Узнать полностью ее жизнь и культуру невозможно. Но путешествие сюда станет незабываемым и удивительным даже для искушенного туриста.
Политика древнего Китая
Китайское общество, по крайней мере наиболее просвещённые умы того времени, хорошо понимало свершившиеся и грядущие перемены Это осознание породило многочисленные идеологические течения, одни из которых защищали старину, другие принимали все новшества как данность, третьи искали пути дальнейшего прогресса. Можно сказать, политика вошла в дом каждого китайца, и страстные споры сторонников различных учений разгорались на площадях и в тавернах, при дворах вельмож и сановников. Самыми известными учениями той эпохи были даосизм, конфуцианство и фацзя, условно называемое школой законников, — легистов. Политические платформы, выдвигавшиеся представителями этих направлений, выражали интересы разных слоев населения. Создателями и проповедниками этих учений выступали как представители высшего света, так и люди незнатные и небогатые. Некоторые из них были выходцами из самых низких слоев общества, даже из среды рабов. Основоположником даосизма считается полулегендарный мудрец Лао-цзы, который жил, по преданию, в VI—V вв. до н. э. Он написал философский трактат, известный под названием «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»). Учение, изложенное в этой книге, стало в известной мере выражением пассивного протеста общины против усиления налогового гнёта и разорения. Осуждая богатство, роскошь и знатность, Лао-цзы выступал против произвола и жестокости правителей, против насилия и войн. Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к первобытной общине. Однако наряду со страстным обличением несправедливости и насилия Лао-цзы проповедовал отказ от борьбы, выдвигая теорию «недеяния», согласно которой человек должен покорно следовать Дао — естественному течению жизни. Эта теория являлась основным принципом социально-этической концепции даосизма.
Конфуцианство возникло как этико-политическое учение на рубеже VI—V вв. до н. э. и в дальнейшем получило очень широкое распространение. Его основателем считается проповедник родом из царства Лу — Кун-цзы (Конфуций, как его называют в европейском мире; около 551—479 до н. э.). Конфуцианцы являлись идеологами старой аристократии, оправдывали сложившийся издревле порядок вещей, отрицательно относились к обогащению и возвышению людей незнатных. Согласно учению Конфуция, каждый человек в обществе должен занимать строго определённое место. «Государь должен быть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном», — говорил Конфуций. Его приверженцы настаивали на незыблемости патриархальных отношений и придавали огромное значение культу предков.
Представители третьего направления — фацзя выражали интересы новой знати. Они выступали за установление частной собственности на землю, прекращение междоусобных войн между царствами и настаивали на проведении реформ, соответствующих требованиям времени. Это направление общественной мысли достигло расцвета в IV—III вв. до н. э. Наиболее выдающимися представителями фацзя были Шан Ян, живший в IVв. до н. э. и Хань Фэй (III в. до н. э.). Легисты создали свою теорию политического и государственного устройства. В их произведениях впервые в истории Китая была выдвинута идея «юридического закона» как орудия государственного управления. В противоположность конфуцианцам, руководствовавшимся древними традициями и обычаями, легисты считали, что в основе управления государством должны лежать строгие и обязательные для всех законы (фа), отвечающие запросам современности. Они были сторонниками создания сильного бюрократического государства. В борьбе за объединение древнего Китая победил именно тот, кто следовал этому учению. Его избрали правители окраинного и наименее просвещённого царства Цинь, охотно воспринявшие идею «сильного царства и слабого народа», абсолютной власти над всей Поднебесной.
Внешняя политика Династии Суй
Внешняя политика династии Суй характеризуется многочисленными войнами, которые китайские правители вели, главным образом, против государств Корейского полуострова и северных племён, а также конфронтацией с Тюркским каганатом.
Практически покорив малонаселённый полуостров Ляонин, суйский Китай в 612 году выступил против корейских государств Пэкче и Когурё в союзе с государством Силла. Через два года война закончилась безрезультатно, изрядно истощив казну.
Серьёзнейшим соперником Китая того времени являлся Тюркский каганат. За неимением военной силы, достаточной для разгрома этой империи кочевников или даже для уверенного отражения её набегов, Империя Суй, чаще всего строила свои отношения с каганатом на умелой дипломатии.
В 617 году один из родственников Ян Гуана, Ли Юань, совершил переворот в третьем по величине и значимости городе страны – Тайюане. Вскоре восставшая знать с помощью союзных тюркских племён заняла древнюю столицу Чанъань. Ян Гуан бежал на юг и был убит собственной стражей. Ли Юань провозгласил основание династии Тан. Значительную роль в свержении суйского Китая сыграл Восточно-тюркский Каганат.
Культурное развитие
Китай развивался совместно с Индией, Тибетом, Монголией, Кореей и Японией, перенимая их традиции и передавая свои культурные особенности. В целом для страны характерна очень самобытная и необычная культура, которую трудно воспринимать современному европейцу.
У Китая, в отличие от большинства стран, почти нет эпоса и устного народного творчества. В литературе с древних времён первое место занимали не художественные тексты, а исследовательские работы, исторические записи и труды философско-этической направленности. Исторически это связано с конфуцианской идеологией местного населения. Драматическое искусство в стране появилось поздно, а такие стили, как мемуарный и эпистолярный, представлены слабо. Их частично заменяют бицзи — сборники авторских коротких рассказов и записок, похожих на эссе.
Китайское письмо выведено в отдельный жанр искусства — каллиграфию. У местного населения оно находится в той же категории, что и рисование с поэзией. Стиль и мастерство художника определяются толщиной, прямотой, углами изгиба линий, а также динамизмом рисунка. Предметы, применяющиеся для каллиграфии (кисть, бумагу, тушь и тушечницу), китайцы называют «четырьмя сокровищами знания».
Традиционная китайская живопись включала рисование тушью и акварелью на тонком рисовом или бамбуковом холсте, но сейчас на смену им пришли европейская бумага и масло. Основные жанры:
- пейзажи шань-шуй изображают горы и воду, содержат символику инь-ян с символическими описаниями мужского и женского начала;
- хуаняо — картины, где главными элементами являются растения, животные, насекомые и птицы;
- мо-чжу — рисование бамбука тушью, жанр тесно связан с каллиграфией техническими и эстетическими приёмами;
- анималистическая живопись;
- фигуры и портреты.
На образование в Китае уходит около 12% бюджета государства. Первые 9 лет школы бесплатны и обязательных для всех жителей. Дети из бедных семей получают бесплатные учебники и пособия, а также освобождаются от взносов. В высшие учебные заведения страны активно привлекают иностранцев на роли преподавателей и учащихся. С 2003 года правительство КНР оказывает активную поддержку частным школам и вузам.
В КНР действуют строгие законы о браке — высокие ограничения возраста (20 лет для женщин и 22 года для мужчин), прохождение медицинского осмотра на пригодность, обязательная регистрация с договором, где прописаны права и обязанности сторон. Людям, имеющим мужа или жену, запрещено сожительствовать с кем-либо ещё. Долгое время соблюдалась политика «одна семья — один ребёнок», но с 2016 года разрешено иметь двух детей.
Краткая история Китая
Китайская цивилизация считается одной из древнейших в мире. Ей не менее 5000 лет, хотя письменные источники покрывают только 3500 лет. Книга перемен «Ицзин» была написана более 30 веков назад до н.э. императором Фу Си. Его теория существования Вселенной основывалась на том, что жизнь зависит от чередования энергий инь и ян. Доказательством древности китайской цивилизации также служат останки «пекинского человека» (синантропа), жившего около 400 тысяч лет назад.
Для облегчения восприятия длительного периода развития китайской цивилизации ее принято разделять на три периода: Доимперский Китай, Имперский Китай и Новый Китай. Самым длинным по времени был второй этап. К первым китайским династиям, вошедшим в доимперский период, относятся династии Ся, Шан-Инь и Чжоу. Основателем самой первой династии был Юй Великий — человек, который правил около 2200-2100 гг. до н.э. Сведений о том времени сохранилось мало, но известно, что он прославился своей самоотверженной борьбой с наводнениями.
Во второй половине XVII века до н.э. один из правителей области Шан сместил династию Ся и основал свою династию. Характерными чертами этого периода считаются тотемизм и матриархальные отношения. После нападения племен Чжоу правящая династия сменилась. Эти племена занимались, в основном, скотоводством и земледелием. Внешне они представляли собой западную разновидность возможно прототюркского типа. Именно во время правления династии Чжоу сформировались древнекитайские философские школы конфуцианства и даосизма.
С 221 года до н.э. правящей династией в Китае была провозглашена династия Цинь. Это было началом имперского периода. Первым императором династии стал Шихуан — правитель области Цинь. Несмотря на то, что династия Цинь властвовала всего 10 лет, в этот период были проведены важнейшие реформы для становления Китая могучей империей. В первую очередь, канула в прошлое феодальная система. Затем была унифицирована денежная система и создана единая транспортная система. Именно в период правления Шихуанди огромные участки древних защитных стен были соединены в Великую Китайскую стену.
Династию Цинь сменила династия Хань (202 г. до н.э. -220 г. н.э.). Её основал выходец из среднего класса Лю Бан. В административном плане особых изменений не было, но территория империи была увеличена. Во время кризиса, войн и переселений заметно уменьшилась численность аграрных районов. После падения этой династии между китайскими провинциями развернулась длительная ожесточенная борьба за власть. В 581 году н.э. власть захватил основатель династии Суй. За 37 лет правления Чжоу Ян Цзянь и его сын Ян ди приложили все усилия, чтобы соединить южную и северную части страны. В это же время был построен Великий канал между Хуанхэ и Янцзы.
В 618 году к власти пришла династия Тан. Почти 300 правили представители Тан в Китае, и этот период считается одним из наиболее гуманных и благоприятных за всю историю страны. Это время расцвета китайской культуры и искусства, время важных экономических нововведений, время формирования правовой системы и время прогресса в науке. С 960 по 1127 гг. правящей была династия Сун. Это период территориальных потерь для Китая. В XIII Чингисхан захватили весь север Хуанхэ, и вскоре власть перешла к монгольскому хану Хубилаю. Это было началом Монгольской династии Юань.
С 1368 года на протяжении трех веков в Китае правила династия Мин. В это время активно развивались архитектура и китайский флот. Последней в Имперском Китае стала Маньчжурская династия Цин — вторая династия, основанная чужим народом. Фактически маньчжуры объединились и вооруженным давлением на Китай встали у руля в первой половине XVII века. Для Китая первые 150 лет их правления были периодом расцвета и мира. Однако в конце XVIII — начале XIX вв. в стране начались «опиумные войны», ставшие настоящей угрозой.
Падение династии Цин под и начало нового периода пришлись на 1911 год. Тогда же образовалось первое китайское правительство во главе с Сунь Ятсенбышем. Через год Китай был объявлен конституционной республикой со столицей в Пекине. В октябре 1949 года была образована КНР по указу коммунистического лидера Мао Цзэдуна. На XX век выпало много войн и лишений, но сегодня Китайская Народная Республика — это страна со стабильной политической и экономической ситуацией, мировой лидер по производству большинства видов промышленной продукции.
см. также:Все краткие истории государств, городов, событий
Династия Хань (206 до н.э. – 220 гг. н.э.) и “Шелковый путь”
Лю Бан – основатель мощной династии Хань. Во время его правления достигли расцвета сельское хозяйство, ремесла и торговля, и многие другие области человеческого труда и культуры получили развитие.
Были расширены территории империи в западный регионах (современный Синьцзян и Центральная Азия). Были налажены торговые отношения с западом, куда он дважды отправлял своего посланника Чжан Цяня, и в процессе был положен маршрут, известный всем, как “Шелковый Путь” через современный Синьцзянь и Центральную Азию и к восточному побережью Средиземного моря.
Вдоль “Шелкового Пути” шла торговля великолепными шелковыми товарами Китая. Контакт Востока и Запада стал причиной распространения Буддизма на территории Китая уже в первом веке н.э. Чиновник по имени Цай Лунь в 105 г. н.э. синтезируя опыт своих предшественников, открыл метод изготовления тонкой бумаги, его изобретение породило настоящую революцию в области связи и обучения.
Международные отношения
Поднебесная граничит с 14 странами, являясь рекордсменом по количеству соседских стран. Как и ко всему в этом мире, к международным отношениям у китайцев особый подход. Этот подход они облекли в форму определенных принципов, которым следуют и по ныне.
Принципы внешней политики:
- уважение чужих границ,
- ненападение,
- невмешательство во внутренние дела других государств,
- равноправие,
- мир со всеми.
Китайский народ всегда дорожил своей территориальной целостностью. Нарушение государственных границ воспринимается каждым китайцем как личное оскорбление. Кроме того, КНР постоянно ведет различные споры о принадлежности тех или иных земель. Так, например, у Таджикистана КНР удалось отобрать часть горного хребта.
Несмотря на свою дружелюбность, у Китая есть давний недруг — Япония. В 30-е годы прошлого столетия началась многолетняя оккупация Китая Японией. Она сопровождалась жестоким отношением к населению, опустошением земель и изъятием ресурсов. За 14 лет японского присутствия в Поднебесной было уничтожено около 36 миллионов китайцев. Пытки, опыты на людях, рабство, насилие — все это испытали на себе жители Китая.
Религия современного Китая
На сегодняшний день практически половина жителей поднебесной считают, что они атеисты, приблизительно 30 % – нерелигиозные. Этому в большей мере способствовала государственная политика во время становления КНР и во время Культурной революции в стране. Но в действительности к реалистам можно отнести только 15 % населения Поднебесной. Эти люди не верят ни в одну религию, не соблюдают религиозные обычаи и не отмечают праздники. Для большинства китайцев и сегодня религии отводится важнейшее место в жизни.
Несмотря на то, что китайская культура может единым целым, в действительности религия Поднебесной разнообразна. Много верующих среди местного населения, которые исповедуют мировые религии. Практически в каждом городе Поднебесной есть группы единомышленником, которые чтят религиозные и исторические разных религий.
Нужно подчеркнуть, что китайская религия тесно связана с философией.
На примере китайской народной религии можно увидеть, как религиозные убеждения становятся долей взглядов людей, которые не относят себя к какой-то конкретной религии. На сегодняшний день в Поднебесной основными являются такие религии: буддизм, даосизм, христианство и ислам.
Интересные факты о древнем Китае
- Древний Китай – родина футбола, так считают китайские историки, поскольку эта игра в мяч упоминается еще в древних китайских хрониках, которые относятся к 1000 году до н. е.
- Именно китайцы были одними из первых изобретателей календаря, так примерно в 2000 году до н. е. они стали использовать лунный календарь, в основном для сельскохозяйственных работ.
- Издревле китайцы почитают птиц, причем наибольшем уважением пользуются феникс, журавль и утка. Феникс олицетворяет императорскую власть и силу. Журавль символизирует долголетие, а утка – семейное счастье.
- У древних китайцев было законным многоженство, но разумеется при условии, что муж достаточно богат, чтобы содержать нескольких жен. Что же касается китайских императоров, то порой в их гаремах были тысячи наложниц.
- Китайцы верили, что во время занятий каллиграфией происходит совершенствование души человека.
- Великая Китайская стена, грандиозный памятник китайского строительства входит в книгу рекордов Гиннеса по множеству параметров: это единственное строение на земле, которое видно из космоса, ее строили 2000 лет – с 300 года до н. е. до 1644 года, и при ее постройке погибло больше людей, чем где-либо еще.
Восточная Хань
В результате победы движения “краснобровых” 5 августа 23 года Лю Сю, будущему императору Гуан У-ди, удалось вернуть власть фамилии Лю. Хотя на первых порах на престолонаследие претендовали разные лица, восстановленная династия Хань просуществовала до 220 года под названием Поздней (Хоу) или Восточной (Дун) Хань.
Прежняя столица после периода восстаний находилась в развалинах, и императоры вместо её восстановления предпочли перебраться в Лоян, где в 68 г. был основан первый в Китае буддийский храм, Баймасы. Вместе со столицей ханьские правители оставили в прошлом бесконечные интриги супруг императора и их родственников. Государство усилилось до такой степени, что нанесло решительные поражения кочевникам и предприняло попытки утвердиться в Средней Азии.
Самых процветающим периодом правления династии Восточная Хань – это середина первого века. После царствования императоров Гуану, Мин и Чжан, Хань восстановила свое процветание. В целом, ее экономическое, научное и культурное развитие превзошло Западную Хань
В Китай (“Серес”) прибывали посольства из Средиземноморья, а ханьский разведывательный отряд во главе с Гань Ином добрался до Месопотамии. Солдаты Бань Чао, как считается, достигли Каспийского моря. Так далеко на запад китайские войска больше не зайдут до танского периода.