400 лет назад на территории петербурга и ленобласти поселились ингерманландские финны. кто они и как сейчас живут их потомки

Оглавление

История

Ингрия может быть представлена ​​в самой восточной части Хартии-Марины (1539 г.)

В эпоху викингов (поздний железный век ), начиная с 750-х годов, Ладога служила плацдармом на варяжском торговом пути в Восточную Европу. Возникла варяжская аристократия , которая в конечном итоге стала править Новгородом и Киевской Русью . В 860-х годах враждующие финские и славянские племена восстали под командованием Вадима Смелого , но позже попросили варягов под руководством Рюрика вернуться и положить конец повторяющимся конфликтам между ними.

В XII веке Западная Ингрия была поглощена республикой. За этим последовали столетия частых войн , в основном между Новгородом и Швецией , а иногда также с участием Дании и тевтонских рыцарей . Тевтонские рыцари основали крепость в городе Нарва , а в 1492 году — русский замок Ивангород на противоположном берегу реки Нарвы.

В советские годы ингерманландские финны подвергались репрессиям и депортациям

В начале 1930-х финские семьи, не вступившие в колхозы, объявили кулаками и принудительно переселили из Ленинградской области в Мурманскую, Красноярский край и Якутию. Около 27 тысяч человек подверглись депортации в эти же регионы из приграничных районов в 1935 году. В 1937–1939 годах власть упразднила финские национальные сельсоветы, которые образовались в 1920-х, закрыла финноязычные газеты и образовательные учреждения.

Во время Великой Отечественной войны финнов Ленинграда и Ленинградской области эвакуировали в Архангельскую, Вологодскую, Кировскую, Иркутскую области, районы Западной Сибири, Якутию. Многие из них проживали там как спецпоселенцы, то есть не имели права покидать места жительства.

В 1946 году режим спецпоселения был снят, но ингерманландцам — за исключением ветеранов Великой Отечественной войны — по-прежнему запрещали селиться в Ленинградской области. Запрет распространялся и на ингерманландцев-репатриантов из Финляндии, которых разместили в соседних регионах.

Церковь Ингрии и «Инкерин Лиитто» работают отдельно друг от друга. Одной из причин разделения стала репатриация русских финнов в 90-е

Многие респонденты подтвердили отделу исследований «Бумаги», что Церковь Ингрии и «Инкерин Лиитто» по большей части ведут свою деятельность независимо друг от друга

На низкий уровень взаимодействия обращают внимание и руководители обеих организаций

По словам одного из основателей «Инкерин Лиитто» Владимира Кокко, для общества важно развивать финскую культуру среди ингерманландцев, а для Церкви на первом месте стоят лютеранские традиции

Ингерманландские финны сообщили «Бумаге» при подготовке исследования, что одним из поводов к отдалению Церкви и «Инкерин Лиитто» стала программа репатриации, которую Финляндия организовала в 1990-е годы. «Инкерин Лиитто» занималось организацией этого процесса в Петербурге. Противники репатриации среди ингерманландских финнов считали, что «Инкерин Лиитто» таким образом способствовало оттоку ингерманландцев из России.

Сусанна Парккинен, ингерманландская финка:

— «Инкерин Лиитто» в целом придерживалось относительно нейтральной точки зрения на репатриацию: особо не агитировало людей уезжать, но и никак не препятствовало подаче документов, помогало искать архивные справки, оформляло запросы. Из-за этого у некоторых людей сложился стереотип, что общество помогло всем этим людям уехать. Или даже, что «Инкерин Лиитто» виновно в том, что люди уехали. Многие работники церкви тоже уехали, но сама Церковь Ингрии не играла почти никакой роли в программе репатриации, поэтому о Церкви не говорят в таком ключе. <…> Мой отец был категорически против репатриации. Среди ингерманландцев случилось некоторое разделение: были те, кто совсем не приветствовал переезд, даже считал это предательством по отношению к другим ингерманландцам, и те, кто считал эти процессы правильными и своевременными.

Тем не менее среди ингерманландцев не считают, что между «Инкерин Лиитто» и церковью существует серьезный конфликт. Сейчас обе структуры готовы сотрудничать, их участники поддерживают общение, некоторые ингерманландцы одновременно посещают лютеранскую церковь и состоят в «Инкерин Лиитто».

Учреждение

Территориальная экспансия Швеции, показывающая шведскую Ингрию (1613–1656, 1658–1708), позже отбитую Россией и объединенную в губернаторство Санкт-Петербург.

Ингерманландская губерния ( Ингерманла́ндская губе́рния , Ингерманландская губерния ) была образована из территорий, отвоеванных у Шведской империи во время Великой Северной войны . В 1704 году князь Александр Меншиков был назначен его первым губернатором, а в 1706 году это была первая российская область, обозначенная как губернаторство . По данным царя Петра Великого «сек эдикта как 29 декабря , 1708, вся Россия была разделена на восемь губерний. В том же году Ингерманландская губерния была расширена, и теперь в нее вошли Псковская, Новгородская и другие города Западной России. Как и в случае с остальными мухафазами, ни границы, ни внутренние подразделения мухафазы Ингерманланд не были определены; вместо этого территория была определена как совокупность городов и земель, прилегающих к этим городам.

Другим указом от 3 июня 1710 года губернаторство было переименовано в губернаторство Санкт-Петербург в честь недавно основанного города Санкт-Петербург , а в 1721 году — бывшего шведского герцогства Ингрия , а также части графства Кексгольм и графства Выборг и Нислотт. были формально переданы России по Ништадскому договору . После Абоского мирного договора в 1743 году части Кексгольма и Выборга были присоединены к новым территориальным владениям из Швеции в губернаторство Выборг ( русский язык : Выборгская губерния ).

С 18 августа 1914 г. по 26 января 1924 г. он назывался Петроградской губерния , а в 1924-1927 гг. — Ленинградской губерния . Он был упразднен 1 августа 1927 года, когда была образована современная Ленинградская область .

Города, входящие в состав провинции Ингерманландия на момент ее основания
# Город # Город # Город
1. Санкт-Петербург 12. Нарва 23. Старая Руса
2. Белоозеро 13. Олонец 24. Торопец
3. Бежецкой Верх 14. Опочек 25. Торжок
4. Дерптский уезд 15. Остров 26. Тверь
5. Гдов 16. Порхов 27. Углич
6. Изборск 17. Пошехонье 28. Устюжна Железнопольская
7. Каргополь 18. Псков 29. Великий Новгород
8. Кашин 19. Романов 30. Ямбург
9. Копорье 20. Ржева пустая (Заволочье) 31. Ярославль
10. Ладога 21. Ржева Володимирова
11. Луки Великие 22. Шлиссельбург

У ингерманландцев есть свои традиционные праздники. Один из главных — Юханнус, который вновь стали отмечать в начале возрождения культуры

Один из главных праздников ингерманландских финнов — Юханнус. Раньше это был языческий праздник солнцестояния, который позже стали ассоциировать с образом Иоанна Крестителя. Его отмечают в субботу в 20-х числах июня, традиционно устраивая музыкальный фестиваль на природе и разжигая вечером огромный костер.

Сусанна Парккинен, ингерманландская финка:

— Юханнус в Финляндии — очень важный праздник. В Ингерманландии его тоже отмечали с размахом: с 1899 года с подачи ингерманландского композитора Моозеса Путро ежегодно устраивался песенно-танцевальный фестиваль. Потом в годы репрессий и советское время праздник официально не отмечался. Общество «Инкерин Лиитто» отчасти и было создано, чтобы этот Юханнус наконец официально провести. В 1988 году зарегистрировали «Инкерин Лиитто», и уже летом 1989 года провели первый Юханнус в Колтушах. Не менее 2 тысяч человек ежегодно посещали этот праздник в первые годы. Нельзя же было их просто собрать в поле, не предупредив государство, в то время еще СССР, о намерениях.

Ингерманландцы отмечают сразу два Рождества — Большое и Маленькое. Большое, как и католическое, приходится на ночь с 24 на 25 декабря. Финны традиционно отмечают Большое Рождество в кругу семьи. Маленькое Рождество не приурочено к конкретной дате: его отмечают незадолго перед Большим. При этом празднование более шумное и обычно проходит в компании друзей.

Еще один важный праздник ингерманландцев — Ласкиайнэн, или «финская Масленица». Его проводят в течение одного дня за 40 дней до Пасхи. По словам Коньковой, главное отличие от русской Масленицы заключается в том, что финны празднуют не неделю, а лишь один день, в который у ингерманландцев в первую очередь принято было кататься с гор с пением масленичных песен: верили, что это способствовало будущему урожаю. Однако под влиянием русской традиции в Ласкиайнэн перекочевали и блины, и сжигание чучела, и прыгание через костер.

Navigation

  • Начало
  • Форум
  • Карты
  • Путеводители
    • Путь на Воттоваару
    • Вокруг Ладоги
      • Часть 1. Дорога в Карелию.
      • Часть 2. Куркиеки — Лахденпохья
      • Часть 3. Сортавала — Валаам — Рускеала
      • Часть 4. Ляскеля — Харлу
      • Часть 5. Юканкоски — Питкяранта — Колатсельга
      • Часть 6. Салми — Погранкондуши — Свирь
      • Часть 7. Приложения
    • Рейтинг Eeyore
    • Синявинские высоты

      Тур де Синявино № 1

  • Краеведение
    • Архив сайта
      • История Северо-Запада, Карельского Перешейка, Приладожья
      • Советско-Финские отношения, Зимняя война, Война-продолжение
      • Петровские редуты, форт Ино, линия Маннергейма, Карельский укрепрайон
    • Переписная книга 1500
    • Библиотека книг по истории Финляндии
    • Карты Невы и прилегающих территорий в шведских архивах
    • Перечень карт, оригиналы которых можно найти в шведских архивах
    • Нева и Ниеншанц
    • Карты и планы Невы и Ниеншанца
    • Ландскрона — Невское устье — Ниеншанц
    • Столичный город С.-Петербург
    • Поезд на кладбище
    • История строительства железной дороги Петербург — Кексгольм
    • Кронштадский мятеж
    • Экскурсия на Волховстрой
    • Руководство к плаванию в Невской Губе
    • Ленинград. Путеводитель. 1931 год
    • Ленинград. Архитектурно-планировочный обзор
    • Дипломатическая почта. (История Финляндии 1941-45)
    • Малоэтажные дома Ленинграда
    • Ленинградское дело
    • Проект детальной планировки Пороховых
    • Праздничный наряд Ленинграда
    • Каталог станций от Выборга до Новгорода
    • Конференции «СПб и страны Северной Европы»
    • Воспоминания о Коневце
    • Список исторической литературы
  • Военная история
    • Документы Ленинградского, Волховского, Карельского фронтов
    • Документы военного архива Финляндии
      • Журнал боевых действий Главной ставки финской армии
      • A — I
      • J
      • K-O
      • P-Y
      • Русские трофейные документы
    • Карельский и Выборгский укрепрайон
      • КаУР — наш ответ Маннергейму
      • Электрификация Карельского укрепрайона. 1928-1940
      • Передовой рубеж Карельского укрепрайона
      • Сведения о Выборгском укрепрайоне
      • История ДОТа №07 КаУРа
    • Крепости Ингерманландии и Карелии в 1681 году.
    • История военно-морской базы Ханко, материалы музея «Гангутский мемориал»
    • Хроника Видлицкой коммуны
    • Списки награжденных за участие в Советско-Финской войне
    • За чертой милосердия
    • По обе стороны Карельского фронта
    • Балтийцы — Герои Советского Союза
    • История ЛВО
    • Отчет 8-й ПД о боях в Сомме — Порлампи
    • 124-я танковая бригада в боях за Стрельну
    • Оборонительный бой 128-й стрелковой дивизии
    • Бункер адмирала Трибуца
    • Штурм Шлиссельбурга
    • Дневник В.Вишневского 1941-1945
    • Водные препятствия. 1943
    • Воспоминания о блокаде
    • Первичные воинские захоронения 1941-1944.
    • Перезахоронения Всеволожского района
  • Старый сайт
    • Архив: Путеводитель
    • Архив: География
    • Архив: История
    • Архив: Фортификация
    • Архив: СССР-Финляндия
    • Архив: Разное
    • Архив: Форум 2001-2002
    • Архив: Форум 2002-2004
    • 1999 г. — На авто по России
  • РЖД
    • Расписания, путеводители, проекты, описания
    • Документы ГКО
    • Документы ВКП(б)
  • Разное
    • Гостевая книга
    • Примеры шаблонов
    • Старые новости
    • Миттельшнауцеры Дарт и Жак
  • Фотогалерея

Советская Ингрия

Финские поселения в Западной Ингрии на протяжении ХХ века

После большевистской революции 1917 года в России Республика Северная Ингрия ( Pohjois Inkeri ) провозгласила свою независимость от России при поддержке Финляндии и с целью присоединения к Финляндии. Он управлял частью Ингрии с 1919 по 1920 год. После подписания Тартуского российско-финляндского мирного договора он был реинтегрирован в состав России, но пользовался определенной степенью автономии.

На пике своего развития в 1920-е годы в Ингрии было около 300 школ финского языка и 10 газет на финском языке.

Перепись населения СССР в 1926 году записал 114,831 ленинградские финны, как называли ингерманландцев. Перепись 1926 также показала , что русское население центральной Ингрии превосходило угорские народы живет там, но ингрийских финны составляли большинство в районах вдоль границы с Финляндией.

В начале 1930-х годов ижорский язык преподавался в школах Сойкинского полуострова и в районе устья реки Луги .

В 1928 году в Ингрии началась коллективизация сельского хозяйства . Для этого в 1929–1931 гг. 18 000 человек (4320 семей) кулаков (независимых крестьян) из Северной Ингрии были депортированы в Восточную Карелию , на Кольский полуостров, а также в Казахстан и Среднюю Азию.

Положение ингерманландских финнов еще больше ухудшилось, когда осенью 1934 года была создана Запретная пограничная зона вдоль западной границы Советского Союза, въезд в которую был запрещен без специального разрешения НКВД . Первоначально ее глубина официально составляла всего 7,5 км, но вдоль границы с Эстонией она простиралась до 90 км. Зона должна была быть освобождена от финнов и некоторых других народов, которые считались политически ненадежными. 25 марта 1935 года Генрих Ягода санкционировал широкомасштабную депортацию эстонских, латвийских и финских кулаков и лишенцев, проживающих в приграничных районах под Ленинградом. Около 7000 человек (2000 семей) были депортированы из Ингрии в Казахстан, Среднюю Азию и Уральский регион . В мае и июне 1936 года все финское население приходов Валкеасаари , Лемпаала , Вуоле и Мииккулайнен близ финской границы, 20 000 человек, было переселено в районы вокруг Череповца и Сибири в ходе следующей волны депортаций. В Ингрии их заменили люди из других частей Советского Союза , в основном русские, но также украинцы и татары .

В 1937 году лютеранские церкви, финские и ижорские школы в Ингрии были закрыты, а публикации и радиовещание на финском и ижорском языках были приостановлены.

Как ингерманландские финны, так и ижорцы практически исчезли из Ингрии в советский период. 63000 человек бежали в Финляндию во время Второй мировой войны, и Сталин потребовал их обратно после войны. Большинство из них стали жертвами советских перемещений населения, многие были казнены как « враги народа ». Остальные, включая некоторых репатриантов после Сталина (только в 1956 году некоторым из депортированных было разрешено вернуться в свои деревни), численность русской иммиграции была меньше.

Перепись 1959 г. зафиксировала 1062 ижорца; в 1979 году это число упало до 748, из них только 315 в районе устья реки Луги и на Сойкинском полуострове . По данным советской переписи 1989 года , ижорцев было 829 человек, из них 449 в России (включая другие регионы страны) и 228 в Эстонии.

После распада Советского Союза в 1991 году выжившим ингерманландским финнам и их русифицированным потомкам было . Это привело к появлению в Финляндии значительного русскоязычного меньшинства.

Владимир Кокко

Вице-спикер Парламента зарубежных финнов

— прежде всего желание отряхнуть страх со своей души. Ингерманландские финны в несколько этапов подвергались репрессиям и боялись своего «финства», своего происхождения, боялись говорить с детьми по-фински. Когда появилась наша организация, а параллельно происходило возрождение церковных приходов, это был такой национальный подъем. Людям говорили: перестаньте бояться, собирайтесь вместе. Первые четыре года существования «Инкерин Лиитто» — это период национальной эйфории. Люди шли потоком, за то время численность организации достигла 6–7 тысяч человек.

Наверное, главное, что объединяло людей, это почти животное желание выжить как народ, сохранить собственную идентичность. Каждый это делал по-своему: одни приходили в «Инкерин Лиитто», другие — в церковь. Кто-то приходил для того, чтобы самореализоваться, ведь общественная организация — как и церковь — дает возможность найти себя.

Но есть и еще один удивительный фактор, который способствовал консолидации ингерманландских финнов. Это — я сам придумал термин — синдром репрессированного народа. Рассказы о репрессиях передаются из поколения в поколение. Я часто встречал людей сильно младше меня, которые, не будучи репрессированными, чувствуют себя такими.

Фонология

Гласные

Монофтонги

В ингерманландском языке 8 гласных :

Передний Назад
необоснованный округлый необоснованный округлый
Закрывать я / я / г / г / u / u /
Середина e / e / ö / ø / о / о /
Открытым ä / æ / а / ɑ /

Каждая гласная может быть короткой или длинной . Долгие гласные при письме удваиваются (например, aa⟩ есть / ɑː / ). Для разделения двух гласных используется графема ⟨’⟩ (например, ⟨a’a⟩ означает /ɑ.ɑ/ ~ / ɑʔɑ / ). Гласная <ь> ( / ɨ / ) существует в некоторых русских заимствованных словах, но часто заменяется на / i / .

Дифтонги

В ингерманландцах насчитывается не менее 24 дифтонгов :

Дифтонги Заканчивается на / i / Окончание на / e / Заканчивается на / u / Окончание на / y / Окончание на / o /
Начиная с / ɑ / ai ае au ао
Начиная с / æ / äi äe äy
Начиная с / o / oi oe оу оу
Начиная с / e / ei eu ey
Начиная с / ø / öi öy
Начиная с / u / ui ue uo
Начиная с / i / ie iu iy
Начиная с / y / йи вы

Кроме того, дифтонг ( ) встречается в личных местоимениях. Дифтонги тоже могут быть длинными. Это показано дублированием второй гласной (например, ⟨aii⟩ ).

Согласные

В ингерманландском языке 22 согласных звука:

Губной Альвеолярный Небный Velar Glottal
Взрывной безмолвный п / п / т / т / к / к /
озвучен б / б / д / д / г / ɡ /
Аффрикат ц / ц / c / t͡ʃ /
Fricative безмолвный ф / ф / SS/ š / ʃ / ч / ч /, / х /
озвучен z / z / ž / ʒ /
Носовой м / м / н / н / (п / ŋ /)
Приблизительный v / ʋ / л / л / j / j /
Ротический г / р /
  • Согласный ⟨h⟩ реализуется как , когда он короткий, и как , когда он длинный (это различие отсутствует в диалекте Ala-Laukaa).
  • Согласный ⟨n⟩ понимается как , когда за ним следует фонема / k / или / ɡ / .
  • Фонетическая палатализация может встречаться в разных диалектах перед гласными закрытого переднего ряда / i, y / .
  • Звонкие взрывные ( / b /, / d /, / ɡ / ) и щелочные ( / z /, / ʒ / ), а также постальвеолярный щелевой звук / ʃ / не являются фонематическими в родных словах диалекта Сойккола.

Диалект Сойккола имеет трехстороннее различие в длине согласных ( / t / , / tˑ / , / tː / ). И длинные, и полудлинные близнецы показаны двойным письмом (⟨tt⟩). В других диалектах различаются только длинные ( / tː / ) и короткие ( / t / ) согласные. Длинный вариант ts⟩ записывается как ⟨tts⟩ ( / t͡sː / ).

Стресс

Первичное ударение в ингерманландском языке по правилу ставится на первый слог, а второстепенное ударение — на каждый последующий неровный слог.

пуу ( дерево ) реализуется как / пуː /
кана ( курица ) реализуется как / ˈkɑnɑ /
орраава ( белка ) реализуется как / ˈorːɑːˌʋɑ /

В некоторых поздних заимствованиях основное ударение может сместиться на другой слог:

вокала ( гласный ) понимается как / ʋoˈkɑlɑ /

Как к «Свободной Ингрии» относятся ингерманландские финны

В регионалистской группе «Ингерманландия», как правило, пишут об исторических датах или личностях Ингерманландии, сообщают о праздниках и ингерманландских выставках, лекциях и встречах. Иногда репостят и записи «Инкерин Лиитто», Центра коренных народов Ленобласти и других организаций, занимающихся изучением и возрождением культуры ингерманландских финнов.

Там же можно увидеть репосты со страницы Сусанны Парккинен, хотя, по ее словам, ее и некоторых других финнов, пытавшихся спорить с авторами паблика, заблокировали администраторы. «Периодически они ссылаются на нас, публикуют наши новости, создают видимость, что мы вместе хорошо общаемся, что мы одна команда», — говорит она.

На вопрос, почему в сообществе гражданского движения появляются посты о финнах, ижорах и других этносах, Витушкин отвечает, что «в регионалистском ингерманландском движении есть много людей, которые увлекаются историей, культурой».

— Мы сами часто проводим мероприятия: выставки, экскурсии. Если нам помогают люди из финской общины — отлично. Если из какой-нибудь другой — тоже отлично. Если можем справиться своими силами — вообще без проблем, — резко произносит координатор движения. — Я бы разделил людей, которые сконцентрированы на своем происхождении, и людей, которые являются регионалистами и занимаются более широкими вещами.

Как говорит Витушкин, движение поддерживает сохранение культуры коренных народов, но уточняет, что «это дело специалистов». Активисты же занимаются «более понятными для обывателя вещами» вроде выставок. Раньше, например, движение выставляло экспозицию «Твердыни Ингрии» в Анненкирхе — основном приходе Церкви Ингрии в Петербурге.

— Был период, когда они проводили свои мероприятия в церкви Святой Анны, — рассказывает ректор теологического института Церкви Ингрии Иван Лаптев из деревни Колбино. — Мы пришли познакомиться, узнать, что за люди, какие у них цели. Целей особенно никаких нет. У них исторический уклон, но никаких артефактов, кроме пары щитов, я не увидел.

По словам Лаптева, движение ни к коренным ингерманландцам, ни к церкви отношения не имеет и просто «взяло исторически интересную тему».

— Потом в интернете увидел, что это ребята со странными призывами. Мне кажется, это больше баловство, чем какое-то движение или течение. Пиар-хулиганы, — улыбаясь, произносит Лаптев. На вопрос о том, сильно ли мешают регионалисты финнам, он пожимает плечами: для «лютеранской церкви в православной стране уже ничего не страшно».

Ольга Конькова

Директор Центра коренных народов Ленобласти

— Народ больше помнил о репрессиях, рассказывал о пережитом, потерях, страданиях. Традиционная культура была обрублена, а ее носителей почти не осталось — хотя бы тех, кто помнил, как праздновали дома, какие колыбельные пели матери детям. Тем более мало кто помнил о своем костюме.

Ингерманландский фольклор сохранился в незначительном объеме. Здесь нам на помощь пришел Карельский центр академии наук, потому что в 1960–70-е годы его сотрудники вели исследования фольклора и среди ингерманландских финнов, которые переселились на территорию Карелии, и в Ленинградской области. Исследовался в это время и язык — карельскими и эстонскими учеными.

Такое архивирование культуры, когда уже встал вопрос о возрождении, нам очень помогло, потому что удалось восстановить костюм, игры, фольклор, традиционную пищу. К сожалению, наши мамы и бабушки уже мало что помнили: детство родителей пришлось на время войны, и, конечно, было не до сохранения традиций. Многие старались скрыть, что они ингерманландские финны, и даже те, кто гордился этим, всё равно теряли традиционный уклад.

В чем разница между «ингерманландцами»-регионалистами и ингерманландскими финнами

— Мы только вздохнули свободно в 1990-е годы, только люди стали к нам более или менее нормально относиться — на нас опять поставили клеймо, назвав сепаратистами. Потому что какие-то сумасшедшие люди бегают с нашим флагом и агитируют за независимость Ингерманландии, при этом перетягивая одеяло на себя и говоря, что это они настоящие ингерманландцы, — Сусанна Парккинен раздраженно отодвигает в сторону книги об Ингерманландии и фотографии своей семьи, историю которой она проследила вплоть до середины XVIII века.

Она выросла в семье ингерманландских финнов и активно участвует в жизни национального сообщества. Например, помогает организовывать выставки и праздники церкви и «Инкерин Лиитто» — союза ингерманландских финнов, созданного в конце 1980-х годов и занимающегося возрождением народной культуры.

Взлет и падение Северной Ингрии

Любопытный факт: поскольку сын Бурениной, Николай, был не просто большевиком (кличка «Герман»), но и близким другом Ильича и Красина, территория «Кириасало» внесла огромный вклад в дело падения самодержавия и февральских буржуев: именно тут проходил самый мощный транзитный канал контрабандного оружия.

Но после революции «Герман»-Николай, как шеф «технической боевой группы» отбыл до Петрограда, где работы по профилю было больше, бросив «родные пенаты» без четкого партийного руководства.

Северо-Ингерманландский полк в Кирьясало.

Сразу же в каждой деревне нашлись лидеры, потребовавшие для финнов и ингерманландцев национальных автономий (для начала в составе … того, во что превращалась Россия). Но затем пришел Петерс с «красногвардейцами» первых наборов (а поначалу в Красную гвардию набирали всех, кто бегал по Петрограду с оружием), начались эксцессы и…

  • 1919, 10 июня: в Кириасало образуется местный комитет сопротивления;
  • 1919, 11 июня: охотниками из этого комитета освобождены от красных пять-шесть ближайших деревень;
  • 1919, июль: в «свежеобразованной» Финляндии ингреманландцами в Рауту (Сосново) проведен съезд, где и провозглашена независимая (как бы и от Финляндии тоже) Северо-Ингерманладская республика;
  • 1920 – сформированы органы власти, во главе военного руководства стал человек удивительной для наших времен судьбы, Юрье Эльфенгрен, ранее – «дипломат» первой Белорусской республики(!), во главе гражданской власти – Юкка Тиранен.

Отдание воинских почестей ингерманландскому флагу, 1920 год

Новорожденная Республика была маленькой, но оказалась очень зубастой: Ю. Эльфенгрен во главе «ингерманландских стрелков» успел провести наступление, на пике которого были захвачены:

  • Лемболово;
  • побережье Ладоги;
  • Путкелово.

Причем все сражались со всеми – среди красногвардейцев (красноармейцев) было много ингерманландцев. А отдельные части молодой республики возглавляли кадровые финские офицеры (Э. Рихтниеми). Поддерживали дипломатические и финансовые связи с Юденичем – но, что характерно, Финляндия официально поддерживать «Северную Ингрию» отказалась. После разгрома Юденича у новоявленной республики не осталось шансов.

Чья ты, Ингрия, земля Ижорская?

Если основываться на трудах этимологов, лингвистов и части историков, понятие «Ижорская земля» существовало ранее, чем название «Ингерманландия». Если заглянуть в древнейшие Новгородские летописи, можно встретить «Ижорская пятина», «земли по Ижоре». Другое дело, что почти все эти лингвоисторики выводят слово «Ижора» от «карельского (?) словосочетания “инкери маа”» — «прекрасная земля» или финского «извилистая река», «inkeri».

Более серьезные исследователи предлагают следующие варианты возникновения названия:

  • от имени Ингигерды, жены Ярослава Мудрого
  • от имени первого Рюрика, Игоря – «Ингвара».

Это двойное толкование возникновения названия не изменилось со времен Татищева. Вообще же, люди на Великом торговом пути явно жили еще в древнейшие времена. Чуть ли не в мезолите. Характерно, что новгородские летописи упорно именуют жителей края «водь», позднее «ижоры», а название «ингры» появляется на два века позднее в западных хрониках (в буллах римских пап, в «Ливонской хронике»). При этом Водская и Ижорская «пятины» одно время являлись конкретными административными единицами великой Новгородской республики.

Интересно, что в самом Господине Новгороде их наиболее богатые представители селились в «Неревлянском конце» (одном из важнейших пяти районов города), чьё название происходит от слова «нерева», толкующимся рядом этимологов, как «местные жители».

Ингрия в начале XIII века

Ингерманландия шведская и имперская

По мере того, как хирела Новгородская республика, становились более редкими и сведения о населявших будущую Ленинградскую область народах. Известно, что во время междоусобиц ордынского периода (когда шесть сыновей Невского азартно воевали друг друга), Андрей Городецкий, во главе личной дружины и новгородского ополчения, остановил первые попытки шведов утвердиться на этих землях, взяв штурмом и полностью уничтожив шведскую крепостцу Ландскрону.

Другой сын Невского, Дмитрий Александрович, был менее удачлив: изгнанный из вотчины, он отремонтировал и усилил крепость Копорье, но был погнан и оттуда. Интересно, что есть сообщение:

. То есть, Копорье уже тогда считалось русским (несмотря на периодические разрушения или захват ливонцами), а второй пункт – нет. Между тем Ругодив (Нарву) нынешние исследователи относят, опять же, к территории Ингерманландии.

А вот после крушения Новгорода, Иван Грозный прорубил своё окно в Европу – «Ивангород напротив Ругодива». Но вот в Ингрии все сложилось для самодержца неудачно:

  • 1570 – московские и татарские отряды громят еще «новгородские» поселения на Неве;
  • 1572 – оставшиеся (или быстро созданные новые) «городки» громит шведский корпус Флеминга;
  • 1578 – полковник Горн из Нарвы-Ругодива и шведские отряды из Выборга практически завоевывают Ингрию, появляется слово «Ингерманландия».

В 1581 году территория стала принадлежать Швеции. В состав России эта область фактически вернется в начале XVIII века, а вот официально только в 1721 году при Ништадтском мире. Но из этого краткого экскурса видно, что «Великая Ингрия» — скорей уж «новгородская», чем «шведская».

Санкт-Петербург, основанный в 1703 году на территории Ингерманландии, стал новой столицей Российской империи в 1712 году. Также в 1703 Александр Меншиков стал губернатором Ингерманландии.

План местности, на которой был построен Петербург. Составлен комендантом крепости Ниеншанц Авраамом Крониортом в 1698 г.

Один из первых русских книговедов Андрей Иванович Богданов в своей рукописи «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703, по 1751 год» пишет: