Константин великий

Оглавление

Единственный римский император

Константин продолжал провозглашать свою приверженность христианству, и его правление установило влияние на религиозные конфликты в церкви. Не желая, чтобы вопросы о божественной природе Христа посеяли раздор, Константин вызвал церковных чиновников в Никейский собор в 325 году. Из этого вышел Никейский Символ веры, который подтвердил, что Иисус был божественным существом.

Хотя у власти Константин провел реформы, призванные укрепить его режим.Одной из таких реформ была реорганизация армии, которая помогла Константину столкнуться с такими племенами, как вестготы и сарматы.

Константин был в Хеленополисе, планируя кампанию против Персии, когда он заболел. Он намеревался вернуться в Константинополь, но ухудшился и был вынужден прекратить свое путешествие. Он откладывал свое крещение — обычную практику в то время — но теперь прошел обряд. Константин скончался 22 мая 337 года в Анкироне, недалеко от Никомедии, Вифинии (современный день в Турции), в возрасте примерно 57 лет. Он был похоронен в Константинополе в церкви Апостолов.

Смерть

В 336 году император почувствовал недомогание и, опасаясь внезапной кончины, принялся приводить свои дела в порядок. Он удачно завершил войну против готских и сарматских племен и распорядился, чтобы после его смерти империю поделили между тремя сыновьями: Констанцию достались Азия и Египет, Константу – Африка, Италия и Паннония, а Константину II – Британия, Испания и Галлия.


Памятник Константину Великому

В начале следующего года правитель отправился на лечение. Он начал с бань в Никомедии, позже съездил к горячим источникам Дрепана и посетил ванны Еленополиса, но лучше ему не стало. Последние месяцы жизни Константин провел на вилле в Анкироне. Почувствовав приближение смерти, велел перевезти себя в Никомедию и там на смертном одре принял крещение.

Мечтой императора было окреститься в водах Иордана, но он уже не смог туда добраться. Какая именно болезнь стала причиной смерти, неизвестно, но сохранились упоминания, что к старости он склонился к арианскому течению христианства, а обряд крещения был проведен отцом Сильвестром.


Корнел Уайлд в роли императора в фильме «Константин Великий»

О жизни императора и его вкладе в распространение веры написано множество научных, религиозных и художественных трудов, снято несколько фильмов. Наиболее известна итальянско-югославская картина режиссера Лионелло Де Феличе «Константин Великий», вышедшая на экраны в 1961 году.

Военные кампании Константина

Болгары, увидев построение этих городов, потребовали от Константина уплаты денег. Так как дань не была уплачена, они в г. двинулись войной на Фракию и дошли до Длинных стен Константинополя. Император, бросившись в бой, отважным ударом обратил их в бегство, упорно преследовал и многих перебил. Затем, собрав многочисленные силы, он повел с болгарами упорную борьбу на суше и на воде. С 500 кораблями Константин вошел в Дунай, выжег болгарские земли и захватил множество пленных. У крепости Маркелл он имел еще одну битву, вновь обратил врагов в бегство и нанес им большой урон. Вследствие всех этих поражений болгары ослабли и прислали послов для переговоров о мире.

В году Константин покорил славян, живших в области реки Струма (Стримон), и переселил их в Малую Азию. В году он проник далеко вглубь Болгарии.

В году болгары поднялись снова; посланный против них флот потерпел крушение, и лишь в году Константин вновь начал удачную кампанию против хана Церига, но она была прервана смертью Константина. Император вдруг заболел: на ноге у него образовался карбункул, вызывавший жестокие мучения; к этому присоединилась жестокая горячка, и он скончался в сентябре года на корабле вблизи крепости Стронгиле.

Для поддержки византийских притязаний в Италии Константин не имел достаточных сил. Северная и Средняя Италия были при нем окончательно отторгнуты от Восточной империи, сохранившей за собой лишь южную часть Апеннинского полуострова.

Церковь празднует память равноапостольных святых Константина и Елены

3 июня 2021 года Православная Церковь празднует память святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены.

Великие мать и сын прославлены в Церкви как равноапостольные – настолько значим их подвиг проповеди Евангелия и обращения в веру народов.

Святой император Константин I (Константин Великий) родился в сербском городе Ниш в 272 году и был сыном цезаря Констанция I Хлора, правившего Галлией и Британией, и святой равноапостольной Елены. Елена родилась в Дрепане (Малая Азия), впоследствии переименованном в ее честь в Еленополис, ее год рождения точно не установлен.

В то время огромная Римская империя была разделена на Западную и Восточную. Ее возглавляли два самостоятельных императора, имевших соправителей-помощников, одним из соправителей в Западной части и был отец Константина. В 305 году, после отставки императоров Диоклетиана и Максимиана, Констанций I Хлор стал одним из императоров вместе с Галерием. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой, и будущий правитель всей Римской империи был воспитан в уважении к христианской религии.

В управляемых им странах отец Константина, несмотря на принадлежность к язычеству, не преследовал христиан, хотя во всей остальной империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284–305), его соправителя Максимиана Галерия (305–311) – на Востоке и императора Максимиана Геркулия (284–305) – на Западе.

После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен императором Галлии и Британии.

Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максенций на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин в ряде войн с помощью Божией разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение креста с надписью «Сим побеждай». Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день, по приказу Константина, на всех знамениях его войска были сделаны изображения святого креста. Одержав победу над Максенцием, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана».

Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император Константин перенес столицу на Восток, в город Византий, который был переименован в Константинополь.

Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил храмы, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. На поиски святыни он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году.

Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня император Константин повелел соорудить храм во славу Воскресения Христова

За свои великие труды на благо Церкви император Константин и его мать царица Елена именуются равноапостольными.

По материалам pravlife.org, days.pravoslavie.ru.

Оценки деятельности

Единственными историческими источниками сведений о жизни и деятельности Константина V являются его «оппоненты», православные писатели — летописцы и агиографы, что дает почву для высказываемых позднейшими историками подозрений в их пристрастности, преувеличениях и намеренных искажениях, чтобы выставить характер и деятельность ненавистного им императора в самом невыгодном свете.

Однако и по имеющимся сведениям видно, что Константин был одним из самых замечательных государей эпохи иконоборчества: исключительные таланты полководца соединялись в нем со способностями искусного политика. Даже враги императора признавали, что в годы его правления в столице было удивительное изобилие дешевых продуктов .

Христианское императорство

Обеспечение соблюдения доктрины

Царствование Константина создало прецедент для положения христианского императора в Церкви. Императоры считали себя ответственными перед богами за духовное здоровье своих подданных, а после Константина у них была обязанность помогать Церкви определять ортодоксальность и поддерживать ортодоксальность. Церковь обычно считала определение доктрины обязанностью епископов ; роль императора заключалась в обеспечении соблюдения доктрины, искоренении ереси и поддержании церковного единства. Император позаботился о том, чтобы Богу в его империи поклонялись должным образом; Из чего состояло правильное поклонение (ортодоксия), доктрины и догмы, должна была определить Церковь.

Константин стал поклонником христианского Бога, но он обнаружил, что существует множество мнений по поводу этого поклонения, да и вообще относительно того, кем и чем был этот Бог. В 316 году Константина попросили вынести решение в североафриканском споре с сектой донатистов (которая начала с отказа подчиняться любым епископам, которые каким-либо образом подверглись преследованиям, а затем сочла всех епископов, кроме их собственной секты, полностью зараженными)

Что еще более важно, в 325 году он созвал Первый Никейский собор , фактически первый Вселенский собор (если только Иерусалимский собор не был так классифицирован). Никейский собор — первая крупная попытка христиан определить ортодоксальность для всей Церкви

До Никеи все предыдущие церковные соборы были местными или региональными синодами, затрагивавшими только часть Церкви.

Никея в первую очередь касалась споров об арианах . Сам Константин разрывался между арианским и тринитарным лагерями. После Никейского собора, вопреки его заключениям, он в конце концов отозвал Ария из ссылки и изгнал Афанасия Александрийского в Трир .

Утверждается, что незадолго до своей смерти в мае 337 года Константин крестился в христианство. До этого времени он большую часть своей взрослой жизни был катехуном . Он считал, что, если он будет ждать крещения на смертном одре, ему будет меньше опасности осквернить свою душу грехом и не попасть на небеса. Он был крещен своим дальним родственником Ариан епископ Евсевий из Никомидии или папы святого Сильвестра I , который находится в ведении католической церкви , в Коптской Православной Церкви , в Антиохийской Православной Церкви , в греческой православной церкви , в Русской Православной Церкви , в Сербской Православной Церкви , а также многие другие восточно-православные , несторианские православные и восточные православные церкви. Во времена Евсевия Никомидийского при императорском дворе Восточный двор и основные должности в Восточной церкви занимали ариане или сочувствующие арианам. За исключением короткого периода затмения, Евсевий пользовался полным доверием как Константина, так и Констанция II и был наставником императора Юлиана Отступника . После смерти Константина его сын и преемник Констанций II был арианином, как и император Валент .

Рафаэля Крещение Константина .

Подавление других религий

Позиция Константина в отношении религий, традиционно исповедуемых в Риме, претерпела изменения во время его правления. Фактически, его монеты и другие официальные мотивы до 325 года связывали его с языческим культом Sol Invictus . Сначала Константин поощрял строительство новых храмов и терпеливо относился к ; к концу своего правления он начал отдавать приказы о разграблении и разрушении римских храмов .

Персидские отношения

За липами , к востоку от Евфрата , сасанидские правители Персидской империи , постоянно находившиеся в состоянии войны с Римом , обычно терпели христианство . Говорят, что Константин написал Шапуру II в 324 году и призвал его защищать христиан под его властью. С установлением христианства в качестве государственной религии Римской империи христиане в Персии будут рассматриваться как союзники древнего врага Персии. Согласно анонимному христианскому сообщению, Шапур II писал своим генералам:

Политика и религия

В 312 г. Константин начал готовиться к военному походу неподалеку от Мульвийского моста, где по преданию увидел во сне видение креста и услышал заверение того, что он выйдет победителем в предстоящем сражении.

В итоге правитель действительно разгромил своего противника. После этого он распорядился впервые изготовить лабарум – военное знамя, на котором значилась монограмма Иисуса Христа. Интересен факт, что вскоре он даровал соотечественникам свободу вероисповедания.

Констанций назначает Константина своим преемником

Благодаря этому, христиане смогли совершать богослужения не опасаясь за свою жизнь. Стоит заметить, что сам Константин продолжал оставаться язычником. Позднее у него произошел серьезный конфликт с родственником Лицинием, который управлял восточным регионом империи.

Лициний взбунтовался и объявил войну Константину, попутно начав преследовать христиан. Однако последний одержал важные победы в 2-х крупных сражениях, существенно укрепив свои позиции. Константин предлагал Лицинию отречься от власти, поклявшись за это оставить его в живых.

Тот был вынужден согласиться, вследствие чего осенью 324 г. Константин Великий стал официальным и единоличным главой империи. Некоторые биографы сообщают, что спустя годы Константин, вопреки данной им клятве, распорядился убить Лициния.

Став полноправным императором, Константин 1 Великий продолжил курс по закреплению свободных земледельцев за их землями. Одновременно с этим в государстве увеличились налоги. Это было связано с тем, что империя нуждалась в экономическом возрождении, после 20 лет гражданских войн.

По приказу Константина началась активная масштабная стройка, которая также требовала немалых средств. Благодаря его покровительству христианство начало быстро набирать обороты, распространяясь по всей территории Европы.

Важно отметить, что Константин 1 во многом хорошо относился к христианству благодаря наставлению матери. Он отмечал то, что христиане отличались крепкой верой, ради которой шли на любые жертвы, вплоть до смерти

Любопытно, что симпатия к этой религии у императора начала появляться постепенно. Изначально за свои победы он благодарил богов, принося им разные жертвы, и только позже начал более серьезно относиться к христианству.

Высокопоставленные чиновники критически относились к такому поведению Константина, так как продолжали оставаться язычниками. Однако это не повлияло на обстановку в государстве. В городах и провинциях стали активно возводиться христианские храмы.

Памятник Константину Великому

Более того, по приказу Константина 1 Великого было разрушено немало знаменитых языческих храмов. Со временем между священнослужителями Арием и Александром разгорелся религиозный спор: первый отвергал догмат о Троице (единство Бога-Отца и подчинение Христа Отцу), тогда как второй, наоборот, был приверженцем данного учения.

Церковь стояла на грани раскола, вследствие чего Константин решил вмешаться в спор. Он стал инициатором Никейского Собора в 325 г., на котором поддержал идеи Александра. После этого император распорядился изгнать Ария и его последователей за пределы империи.

Хотя сегодня Константин Великий почитается как святой в разных конфессиях, принять христианство он согласился уже на смертном одре. Интересен факт, что он был крещен арианским священником, поскольку позднее начал симпатизировать именно арианскому учению.

Весной 330 г. Константин 1 провозгласил о переносе столицы Римской империи в Византий, назвав его Новым Римом. И все же, это название не смогло прижиться в народе и было забыто. Еще при жизни правителя, город все называли – Константинополем.

Сим победиши: борьба за власть

В 306 году в Йорке цезарь Констанций умер от болезни. Перед смертью он успел назвать сына своим преемником в ранге августа, который таким образом вошел в число тетрархов. Армия поддержала сына Констанция, и он стал правителем Британии, Галлии и Испании. Новый император отправил письмо Галерию с просьбой признать его титул. Но правитель Востока согласился признать Константина только цезарем. Новый император предпочел принять условия Галерия.

Константин отменил антихристианские законы своих предшественников. В его части империи они обрели свободу. В противовес ему Максимин Даза преследовал христиан с большей яростью, чем Диоклетиан.

В 306 году из-за недовольства введением прямого налогообложения в Италии начались волнения. Пользуясь этим, Максенций, зять Галерия, провозгласил себя августом. Как и Константин, он лояльно относился к христианам. Максенций прекратил преследования христиан, а позже перед лицом войны с Константином вернул христианским подданным отнятую при предшественниках собственность.

Галерий не признал амбиций зятя и приказал Флавию Северу покончить с узурпатором. Максенций убедил повторно принять титул августа своего отца Максимиана, который много лет командовал войсками, бывшими теперь в подчинении Севера. Войска законного августа перешли к Максимиану и Максенцию, а сам Север вынужден был сдаться. Позже они заставили бывшего августа покончить с собой.

В 307 году в Италию вступил Галерий. В этих условиях Максимиан и Максенций решили искать союза с Константином. Максимиан отправился в Галлию с дочерью Фаустой, которую там выдал замуж за Константина. Там же он провозгласил зятя августом. Галерий в ответ отказался признавать Константина членом тетрархии.

В 307 году Галерий осадил Рим, но вынужден был уйти ни с чем. В следующем году Максимиан попытался отстранить от власти своего сына, но проиграл и бежал к Константину.

В конце 308 года члены правящей коллегии смогли заключить перемирие. Диоклетиан и Максимиан признавались почетными членами тетрархии. Галерий и его соратник Лициний были назначены августами, а Максимин и Константин — цезарями.

Максенций, оставшийся за бортом, продолжал удерживать Италию и сражался с Лицинием. Константин в это время укреплял границы империи на севере — он провел ряд кампаний против германцев. Во время кампании 310 году он едва не лишился власти. Пока Константин воевал с франками, его тесть Максимиан попытался отнять у него власть. Константин вернулся, и большая часть воинов поддержала его.

По лояльной Константину версии, Максимиан покончил с собой, по другой — был казнен. После того, как тесть перестал быть опасен, Константин использовал его имя в своей пропаганде. В частности, вдова Максимиана поклялась, что ее сын Максенций — плод прелюбодеяниями с сирийцем.

В 311 году умер август Галерий. После этого Константин решил покончить с Максенцием и опередить в этом деле нового августа Востока — Лициния. В 312 году армия Константина перешла Альпы. Он взял штурмом Сегузио, разбил армию своего врага и вошел в Милан. Города северной Италии один за другим стали посылать ему заверения в верности.

Затем Константин разбил около Вероны Помпейяна, префекта претория Максенция, и эта победа сделала его хозяином Северной Италии. Победитель повел войска на Рим. Максенций сначала планировал выдержать осаду, как он делал раньше, но жители Рима восстали против него, выкрикивая имя Константина. Поэтому правитель Италии рискнул дать бой на другой стороне Тибра.

Битва при Мульвийском мосте завершила гражданскую войну. Войска Максенция обратились в бегство почти сразу. Они бросились на сооруженный из лодок мост, который разрушился под тяжестью людей. Многие утонули, и в их числе сам Максенций. Стойко сражались и почти все погибли только преторианцы.

Воины Константина выловили из реки тело Максенция. Его голову пронесли по улицам Рима, а затем отправили в Карфаген, как доказательство, что узурпатор мертв.

Победителю нужно было договориться с сенаторами, многие из которых поддерживали Максенция. Сенат признал Константина старшим из трех правящих императоров. Новый правитель, в свою очередь, переназначил на те же должности людей, которые получили крупные посты от Максенция.

После победы Константин начал активно поддерживать христианскую церковь. В частности, он сделал христианским общинам налоговые послабления.

Константин 1 император римской империи

Константин первый римский император, лояльный к христианству, таким мы знаем его сегодня, но конечно все не так однозначно в биографии этого человека. Ему, вероятно, было около двадцати лет в 306 году нашей эры, когда его отец Констанций умер в Йорке. Большую часть последних десяти лет молодой человек провел при дворе Диоклетиана. Но он присоединился к лагерю своего отца в прошлом 305 году, после того, как Констанций занял пост Августа на Западе. Таким образом, Константин известен британским легионам. В 306 году, вопреки приказам из центра империи, они провозгласили его Августом.

Центр идет на компромисс, давая Константину власть над Британией и Галлией. Но по мере появления новых претендентов Константин делает ставку на большую долю власти. В 312 году он идет на юг и вторгается в Италию.

Битва у Мульвийского моста


Загадочное решение Константина в октябре 312 года можно рассматривать теперь как один из великих поворотных моментов истории. Он расположился лагерем к северу от Рима, собираясь сразиться со своим соперником за контроль над Западной империей. Константин решает, что его люди должны носить на своих щитах христианский символ — монограмму, известную как Хи-Ро, образованную из первых двух греческих букв слова Христос.

Константин выигрывает битву у Мульвийского моста. Его соперник погибает, убегая назад через Тибр, когда рушится мост из лодок. По мнению Константина, он выиграл это решающее сражение в союзе с Богом христиан. Результаты поразительны.

Официально признанный Сенатом Августом Запада, Константин немедленно принимает меры в пользу гонимых христиан. Он восстанавливает конфискованное церковное имущество и предлагает общественные средства нуждающимся церквям. В 313 году он устраивает встречу в Милане с Лицинием, одним из двух претендентов на титул Августа на Востоке. Он убеждает его следовать той же политике.

Позже в том же году Лициний побеждает своего соперника на востоке. Теперь он тоже провозглашает политику религиозной терпимости, предлагая христианам компенсацию за причиненные им обиды.

Через год или два после того, как христиане подверглись жестоким гонениям, они внезапно оказались в привилегированной группе внутри империи. Они выигрывают налоговые льготы, и римские базилики строятся для их использования в качестве церквей. В своей администрации Римский император Константин дает карьерные преимущества, если человек исповедует христианство.

Но Лициний менее предан этому делу. В 320 году он возвращается к умеренным гонениям, увольняя христиан из армии и гражданской службы. Константин выступает против него в 324 г., и снова Христианское знамя одерживает победу. Лициний сдается после поражения под Византией. Через год его казнят по обвинению в попытке мятежа.

Новый Рим

Константин 1 император римской империи, ныне твердо стоящий во главе всего государства (первый человек за долгое время, занявший этот пост), планирует еще одну инициативу, столь же важную, как принятие им христианства. Сразу же после поражения Лициния он приступает к восстановлению Византии как христианской столицы, в которой языческие жертвоприношения, центральный ритуал императорского Рима до этого времени, специально запрещены.

К 330 году нашей эры город готов к церемонии инаугурации. Византия приобретает два новых имени — Новый Рим и Константинополь, город Константина. Через восемнадцать лет после первой победы Константина Римская империя обрела новую религию, новый центр притяжения и значительное изменение культуры.

1.


В отличие от своих предшественников, император был великим покровителем Церкви. Он построил огромное количество базилик во всех концах империи. Христианскому духовенству были дарованы невиданные доселе привилегии. Константин наделил церковь землёй и богатством, и даже вернул имущество, конфискованное у христиан более ранними правителями.

Историки и богословы на протяжении веков бились над вопросом, что же заставило Константина прекратить гонения на христиан. Предполагали, что это было влияние его матери, которая была христианкой. Многие даже утверждали, что сам Константин принял христианство. Однако никакими источниками эта информация не подтверждается. Напротив, император до смерти поклонялся языческим богам и был крайне жесток к конкурентам.

Восстановление и Катастрофа в Малой Азии

Возвращение Константина, декабрь 1920 г.

Константин в 1920 году

Король Александр умер 25 октября 1920 года в результате ужасной аварии: он гулял со своими собаками в королевском зверинце, когда они напали на обезьяну. Поспешив спасти бедное животное, царь был укушен обезьяной, и незначительная травма превратилась в сепсис . Через несколько дней он умер. В следующем месяце Венизелос потерпел неожиданное поражение на всеобщих выборах .

К этому моменту Греция находилась в состоянии войны в течение восьми непрерывных лет: началась и закончилась Первая мировая война, но все же не было никаких признаков прочного мира, поскольку страна уже вела войну против кемалистских сил в Малой Азии. Молодые люди годами воевали и умирали, земли оставались под паром из-за нехватки рук для их возделывания, а страна, морально истощенная, находилась на грани экономического и политического распада.

Константин украшает полковые военные флаги греческой армии после битвы при Кютахья-Эскишехир во время греко-турецкой войны (1919–1922) .

Пропорялистские партии обещали мир и процветание под командованием победившего фельдмаршала Балканских войн, который знал о тяжелом положении солдата, потому что он сражался рядом с ним и делил его паек.

После плебисцита, на котором почти 99% голосов было отдано за его возвращение, Константин вернулся в качестве короля 19 декабря 1920 года. Это вызвало большое недовольство не только недавно освобожденного населения в Малой Азии, но и британцев, и даже больше. французы, выступавшие против возвращения Константина.

Новое правительство решило продолжить войну. Унаследованная, продолжающаяся кампания началась с первых успехов в Западной Анатолии против турок. Первоначально греки встретили неорганизованное сопротивление.

В марте 1921 года, несмотря на проблемы со здоровьем, Константин высадился в Анатолии, чтобы поднять боевой дух армии и лично командовать битвой при Кютахья-Эскишехир .

Однако непродуманный план захвата новой столицы Кемаля Анкары , расположенной в глубине бесплодной Анатолии, где не было значительного греческого населения, увенчался успехом только на начальных этапах. Избыточная и плохо снабженная греческая армия была разгромлена и вытеснена из Анатолии обратно на побережье в августе 1922 года. После восстания армии венизелистских офицеров, считавших его ключевым виновником поражения, Константин снова отрекся от престола 27 сентября 1922 года и был ему наследовал его старший сын Георг II .

Война богов и крещение Мира

Константин Великий представляет собой искусственный образ ОИ, предназначенный для позиционирования христианства в «древней» истории. Нужно было вставить процесс легализации христианства в античную эпоху. И это сделали, соединив военный поход времен крещения мира с войной богов и титанов.

В прошлой статье «Князь Андрей Первозванный. Часть 3» было рассмотрено «Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа». В нем так же соединены события крещения Мира и некоторая война, которую назвали «с болгарами». Андрей Боголюбский перед битвой видел в небе «лучи огненные» и точно такие же лучи в тот же день видел византийский царь Мануил перед битвой с сарацинами. В честь этого события 1 августа по юлианскому календарю устанавливается праздник «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня», во время которого происходит крёстное шествие.

Рис. 8. «Крёстный ход в Курской губернии», картина И.Е. Репина, 1883 г.

Видим, что мирское население несет такие же хоругви, как римские легионеры. Появление лабарума, хоругвей и военных штандартов могло произойти в эпоху крещения мира, но отнесено во времена римской империи.

В истории Константина Великого его мать Елена в ходе раскопок в Иерусалиме находит крест, на котором распяли Христа, и другие реликвии. Обретение ею Креста положило начало празднику «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня», который отмечается Русской православной церковью 14 сентября по григорианскому календарю.Императрица Елена разделила Животворящий Крест на части и разослала в монастыри, основанные ею.В действительности это исторический миф, который сообщает о создании первого учения, основанного на крещении, и распространении его по всему миру.

Рис. 9. Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора, Санкт-Петербург.

Отличительными признаками войны богов и титанов являются присутствие гигантских людей, завершение войны Всемирным потопом и строительство нового города. Эта война была рассмотрена по различным мифам в статье «Божественные Близнецы против Атлантиды».

В истории Константина Влеликого Всемирный потоп выдаётся как разлив Тибра, а гибель многочисленного войска объясняется разрушением моста. Страх и паника, охватившие войска Максенция, приписываются божественной помощи Константину. Хотя известно, что паническое неразумное поведение больших масс народа возникает в результате стихийных бедствий. Участие в войне богов могло быть непосредственным, с привлечением космического оружия, которое оставило свой след в римских мифах, как сияющий крест в небе.На картине Рафаэля «Битва Константина с Максенцием» (титул. рис.) в небе находятся ангелы, которые явно участвуют в битве. Об этом говорит меч в руках центрального ангела.На это же указывает присутствие дракона на картине «Видение святого креста» (рис. 1). В предыдущих статьях уже было показано, что огнедышащие драконы, или летающие змеи, – это реактивные воздушные корабли.

Информация о том, что в войне, описанной в истории Константина, участвовали гиганты, просачивается через некоторые детали

Обратите внимание, на картине битвы Питера Ластманна (рис. 4) изображены 2 человека большого роста, сражающиеся против войск Константина

Второй, на коне, в ужасе погружается в воду.

Церковная политика

Религиозные гонения

Резкая оппозиция, вызванная на Востоке (в Сирии, Палестине, Египте) и на Западе (в Риме) постановлениями собора 754 года, привела Константина, вообще склонного к вспышкам и крутым мерам, к гонениям против иконопочитателей (не ранее года), преимущественно монахов.

Тех из них, которые хранили свой обет и противостояли иконоборческому учению, Константин предавал различным пыткам и издевательствам: одним беспощадно выжигали или выщипывали бороды, другим разбивали головы иконами, некоторым выкалывали глаза или обрубали им руки и члены тела. Как бы при возродившемся во второй раз язычестве изобретали по отношению к христианам всяческие злодеяния, с помощью которых стремились обесчестить и погубить всех приверженных запрещенному учению.

Многих, исполнявших государственные или военные должности, обвиняли в поклонении иконам и, как бы уличенных в жертвоприношении, убивали и во множестве высылали за границы империи.

Часть монастырей Константин отдал под жилища воинам, а другие приказал срыть до основания. Монахов же принуждал насильно вступать в брак.

В году по доносам клеветников Константин велел казнить многих знатных вельмож, которых обвинил в заговоре против него. Тогда же подан был донос на патриарха Константина. Через некоторое время его с позором свели с амвона, посадили на осла и со многими издевательствами возили по городу. Наконец, император велел отрубить ему голову, а труп бросить в Пелагиевы рвы.

Иконоборческие меры Константина, продолжавшиеся до конца его царствования, вызвали обширную эмиграцию как монахов, так и других иконопочитателей на юг Италии и на берега Черного моря.

Константиновский сдвиг

Константиновский сдвиг — это термин, используемый некоторыми теологами и историками древности для описания политических и теологических аспектов и результатов процесса интеграции Константином имперского правительства с Церковью в 4 веке, который начался с Первого Никейского собора . Этот термин популяризировал меннонитский богослов Джон Х. Йодер .

Утверждение, что когда-либо имел место Константиновский сдвиг, оспаривается; Питер Лейтхарт утверждает, что в четвертом веке был «короткий, неоднозначный« константиновский момент »», но «не было постоянного, эпохального« константиновского сдвига »».

Почитание

Императора Константина прозвали Великим за внешние и внутриполитические достижения. За подвиги ради распространения христианства Православная Церковь прославляет его в лике равноапостольных святых. День памяти установлен в день кончины императора — 21 мая (3 июня).

В западной культуре

Римский сенат увековечил имя почившего правителя как бессмертного бога, наряду с императором Августом, Юлием Цезарем и Траяном. Сохранились скульптурные памятники — статуи и бюсты императора. Голова колосса Константина Великого хранится в Капитолийском музее в Риме, а также в музее Нью-Йорка и сербского города Ниша, бывшем Наиссе. Скульпторы передали волевые черты лица правителя.

В британском Йорке установлен памятник Константину. В этом городе его провозгласили императором. Скульптура изображает правителя восседающим на троне, в величественной позе. Левой рукой он придерживает рукоятку меча, опущенного острием вниз. Статуя правителя в полный рост украшает римскую базилику Сан-Джованни ин Лотерано. Профили императора чеканили на древних монетах. В 313-м году его еще изображали с языческим богом Солнца. На поздних монетах на обратной стороне появляется знамя с монограммой Христа.

В христианской религии

В православии важное значение придается видению Константина. О Святом Кресте в небе говорится в праздничном гимне, сложенном в честь святого

Почитание Константина и Елены на Руси предшествовало появлению собственных крестителей — княгини Ольги и князя Владимира. В честь святого императора и его матери освящали русские церкви. Ольга крестилась с именем Елена. В праздничной службе, посвященной князю Владимиру, есть слова сравнения с римским императором.

Имя Константин давали при крещении и рождении. Оно стало популярным в русских княжеских и царских семьях. Так звали сына былинного богатыря Добрыни Никитича.