Оглавление
Вторжение дорийцев: рождение Спарты
Дорийский полис Спарта появился в период Темных веков Греции. В этот период греки-дорийцы переселялись на Пелопоннес и подчиняли себе прежнее ахейское население. По легенде Пелопоннес был разделен между потомками Геракла, возглавившими вторжение. Кресфонт получил Мессению, Темен — Арголиду, а сыновья Аристодема — Лаконику.
В Архаическую эпоху Спарта вела трудные войны с другим дорийским полисом Аргосом. Победы Спарты при Фирее и Сепее подорвали силу Аргоса, и в Классическую эпоху этот полис не решался воевать против исконного врага в одиночку. Тем не менее, Аргос сохранил свою независимость. По словам царя Клеомена I, победителя в битве при Сепее, чтобы у спартанской молодежи было, на ком учиться воевать.
В VI веке до н. э. Спарта вела тяжелые войны с соседней Аркадией. Лаконцам удалось победить, но полисы Аркадии не вошли в состав спартанского полиса, а стали его младшими союзниками. Так была заложена основа Пелопоннесского союза. В этот альянс, возглавляемый Спартой, вошли также Элида, Сикион, Коринф и другие полисы Пелопоннеса. Союзники выставляли отряды в объединенное войско, которое вели в поход цари Спарты.
Общество Спарты состоял из трех социальных групп. Его вершиной были полноправные спартиаты или «равные», потомки завоевателей-дорийцев. Ниже их были периэки, лично свободные, но не имеющие политических прав жители Лаконики и Мессении. Периэки имели право заниматься ремеслом, а также должны были служить в спартанской армии наравне с гомеями. Илоты были рабами спартанской общины.
Создание своей политической системы спартанцы приписывали законодателю Ликургу. Но отделить правду от вымысла в его биографии не могли уже в Античности. Скорее всего, Ликургу приписали комплекс преобразований спартанского общества, который внедрялся на протяжении всей Архаической эпохи к середине VI века до н. э. превратил ее в военизированное государство.
Во главе Спарты стояло два царя из двух правящих одновременно царских династий. Им помогал в управлении совет аристократов, герусия. В него входило 30 членов, и за каждым царем было зарезервировано место. Народное собрание в Спарте имело минимум полномочий — оно только утверждало законопроекты герусии. В VI веке до н. э. к ним добавилась коллегия 5 эфоров, которые контролировали деятельность царей.
Аристомен в бою со спартанцами. (Wikimedia.Commons)
Войны спартанцев
В истории полиса Спарта было несколько важнейших войн, определивших их историю:
- Войны за гегемонию на Пелопоннеском полуострове. Вначале было две Мессенских войны, а затем с Аргосом («битва 300 чемпионов»).
- 499-449 гг. до н.э. — война с персами. В этой войне все греческие полисы выступили в союзе, Спарта сыграла важнейшую роль в победе. Именно в этой войне в 480 году до н.э. в битве под Фермопилами произошел легендарный подвиг 300 спартанцев и их царя Леонида.
Жак Луи Давид «Леонид в Фермопилах»
- Войны с Афинами за лидерство в Греции. Уже перед окончанием войны с персами было понятно, что Афины и Спарта «перетягивают одеяло» лидера. В итоге в 460 году до н.э. произошел конфликт, вошедший в историю как Малая Пелопоннесская война. Уже в 431 году до н.э. Афины и Спарта начали войну. Спартанцы побеждают и занимают лидирующую роль в Греции.
- В первой половине IV столетия до н.э. Спарта воевала с Фивами и Бельгийским союзом.
- Войны с Македонией (IV-III столетие до нашей эры). Первым пытался завоевать Спарту Филипп, отец Александра Македонского. Когда он подошёл к Спарте, то произнес: «Если вы не сдадитесь, я сожгу город», Спартанцы ответили в своем немногословном стиле: «Если», и выиграли битву. Не смог завоевать Спарту и Александр.
- В 146 году до н.э. Спарту захватывает Рим. Территория Пелопоннеса становится римской провинцией, начинается упадок Спарты.
Битва римлян со спартанцами / Maye Pacocha / user3740.artstationdev.com
Спартанцы вошли в историю как люди, которые презрительно относились к любой работе, кроме военной, равнодушные к прекрасному, беспощадные к илотам и безжалостные к врагам. Спарта — это полная противоположность Афинам с их народовластием и любовью к прекрасному.
Этимология
Существует несколько теорий происхождения названия «илот». Согласно Гелланику , это слово относится к деревне Гелос на юге Спарты. Павсаний, таким образом, заявляет: «Его жители стали первыми рабами лакедемонского государства и первыми были названы илотами». Это объяснение, однако, не очень правдоподобно с этимологической точки зрения.
Лингвисты ассоциировали слово с корневым ϝελ- , wel- , как в ἁλίσκομαι , halískomai , «быть захваченным, чтобы быть взяты в плен». Фактически, некоторые древние авторы не считали термин этническим, а скорее указанием на рабство: Антиох Сиракузский пишет: «те из лакедемонян, которые не участвовали в экспедиции, были признаны рабами и были названы илотами», а Феопомп ( фрагмент 122), цитируемый Афинеем (VI, 416c), гласит: «… и один народ называл своих рабов илотами, а другие — пенестами …» «Во всех этих текстах группа называлась Илоты — это центральный и символический момент их обращения в крепостное состояние . Таким образом, они институционально отличаются от анонимных доулоев (рабов) ».
Безусловно, завоевание составляло один из аспектов илотизма; таким образом, мессенцы, побежденные в мессенских войнах 8 века до н.э., стали у Геродота синонимом илотов.
Ситуация кажется менее ясной в случае первых илотов, которые, согласно Феопомпу, произошли от первых ахейцев , которых покорили дорийцы . Но не все ахейцы были снижены до helotism: город Amyclae , дом Hyacinthia фестиваля, пользуется особым статусом, как и другие.
Современные авторы предлагают альтернативные теории: согласно Антиоху Сиракузскому, илоты были лакедемонянами , не участвовавшими в мессенских войнах; для Эфора из цимозного соцветия , они были периеки ( «обитатели близлежащих общин») от HELOS, уменьшенных в рабство после неудачного восстания.
Плохой пример
Рабы были постоянной спящей угрозой для зажиточных спартанцев, так как они превосходили их численностью. Чтобы предотвратить восстания, спартанцы разработали различные методы. По сути, военное общество Спарты нуждалось в молодых воинах, которые обладали самоконтролем и железной дисциплиной. И чтобы привить юным воинам положительные качества, нужно было показать обратную сторону медали. Это было похоже на убийство двух зайцев одним выстрелом.
Спартанцы нарочно заставляли своих рабов напиваться вином, а затем показывали своим юношам, насколько же пьяный человек глуп и безобразен. Молодежи говорили, что они никогда не должны выглядеть так, как рабы. Это унижало рабов и показывало им их место в социальной иерархии. В 20 лет спартанский юноша становился солдатом и служил в армии, пока ему не исполнялось 60 лет. Этих мальчиков учили сражаться в формировании фаланги, где координация и дисциплина были крайне необходимы.
[править] Ремесла
Спартиаты желали добиться экономической независимости («автаркии»), поэтому в архаичную эпоху в Лакедемоне развивалось немало промыслов.
Занятия спартанских ремесленников с потребностями данного полиса. Имелось военное производство. Так, изготовлялась пурпурная краска так как этим цветом окрашивалась военная форма спартанцев. Плиний писал, что Лакония была для Европы тем, чем был Тир для Азии, «где собиралась эта драгоценная улитка» — из которой выделяли пурпурный краситель.
Лаконские товары и изделия («лаконский котон», «лакайна» /вид чаши/, «лаконские кожи», «лаконские сандалии», «лаконская черепица» и др., Плутарх хвалит их кресла и столы) славились своим качеством. Несмотря на низкую художественную ценность, они хорошо выполняли свои утилитарные функции. Аналогично можно говорить о лаконской стали:
В Лаконике находились железные рудники, одни из наиболее богатых в Элладе, а «лаконская сталь» была в ней наилучшей. Лаконика обеспечивала себя предметами кузнечного производства.
Известно и о медном производстве в Спарте.
Ксенофонт сообщает, что в армии Спарты присутствуют ремесленники. Известно о постройках укреплений спартанским войском во время походов.
Вместе с тем, с VII в. до н. э. происходило постепенное ухудшение лаконской художественной традиции. Исчезли терракотовые маски, золото, янтарь, слоновая кость.
Критий — глава Тридцати тиранов — характеризует «лаконский котон» как сосуд, незаменимый в походе из-за его практических качеств.
Наряду с коринфским и сицилийским методами черепичного покрытия кровли широко применялась и лаконская архитектурная терракота, отличавшаяся особым типом солен и калиптер.
Существенное развитие достигло кораблестроение. Лаконские верфи, о которых дважды упоминает Ксенофонт, находились в Гитионе. Помимо военных кораблей, строились и мелкие суда, нужные для рыбноловства и добычи пурпура. Эту суда фигурируют в рассказе об осаде афинянами спартанского отряда на о. Сфактерия.
Устройство спартанского государства
Держать в повиновении илотов было трудно, так как их было в несколько раз больше, чем спартиатов. Естественно, что спартанский государственный строй мог держаться только военной мощью.
Законодательство спартанского государства приписывается Ликургу. До настоящего времени неясно, был ли он мифической личностью или действительно существовал, как описывает Плутарх, Фукидид и другие античные авторы. Но устои общественного строя Спарты, её обычаи и законы возникли не по воле Ликурга, а сложились постепенно в результате жизненной необходимости направить все силы на укрепление военного строя спартанского государства.
В государственном строе Спарты мы встречаем много пережитков древних общинных отношений. Существовало народное собрание (апелла), куда входили взрослые мужчины-спартиаты, достигшие 30 лет. Это собрание решало вопросы о войне и мире, но голосования там не производилось. Все решалось криком. При этом заседание только тогда считалось открытым, когда присутствовал кто-нибудь из старейшин. Если же старейшины были не согласны с созывом собрания, они вообще могли не явиться и собрание не открывалось. Спартанское народное собрание на самом деле не имело реальной силы и не решало основных государственных вопросов. Оно иногда собиралось просто по обычаю.
В Спарте было два царя одновременно. Один происходил из дорийского рода Эврипонтидов, другой – из ахейского рода Агиадов. По-видимому, этот дуализм отражал воспоминания об объединении аристократической верхушки боровшихся друг с другом ахейских и дорийских племен в период дорийского завоевания Лаконии.
Спартанские цари назывались басилеями или архагетами. Они имели жреческие функции и считались священными. Во время войны цари командовали войском. Они входили в состав герусии – высшего аристократического органа спартанского государства. Реальной власти в государстве цари не имели. Больше того, царя могли вызвать для отчёта эфоры – высшие должностные лица, контролирующие все спартанские учреждения. Если царь не являлся к эфору, его приводили силой.
Эфоров было пять. Их избирали в народном собрании на один год.
Наиболее сильным органом спартанского государства была герусия («геронт» – старик) – собрание старейшин – представителей самых влиятельных родов и семей Спарты. В герусию входили 28 человек шестидесятилетнего возраста и два царя, достигших 30-летнего возраста. Если спартанские цари были моложе, то в герусии их представляли опекуны из числа царских родственников. Геронты заседали в герусии пожизненно. После смерти одного из геронтов происходили выборы на открывшееся место нового геронта из спартиатов не моложе 60 лет, предложивших свою кандидатуру в народном собрании (апелле). Выделенную из апеллы специальную комиссию помещали в закрытое помещение, после чего мимо этого помещения проходили кандидаты в геронты. Комиссия, не видя проходивших, на слух определяла, при прохождении какого из кандидатов в апелле кричат громче всего. Такой кандидат и считался избранным. Подобным же «детским способом», как заметил по этому поводу Аристотель, избирали и эфоров. Каждый член герусии обладал одним голосом, поэтому цари фактически никакого влияния в герусии не имели.
Спарта была олигархическим государством, где главную роль играли герусия и эфоры.
Спартанцы-олимпионики
Несмотря на изменения в полисе спартанцы были постоянными участниками Олимпийских игр. До середины VI века до н. э. спартанские атлеты часто оказывались в числе победителей (олимпиоников). Из 85 известных именам победителей в Олимпийских состязаниях за период 776−580 гг. до н. э. 43 — выходцы из Спарты. После этого количество спартанцев-победителей снижается. Вероятно, из-за милитаризации общества Спарты, где занятия атлетикой были излишними. Другой причиной стало развитие атлетики во всем греческом мире и расширение круга участников Олимпийских игр. За следующие три столетия, вплоть до разрушения традиционного спартанского уклада, известно 13 спартанцев-победителей из 293 олимпиоников.
Больший процент победителей-спартанцев в колесничных бегах, где победителем записывали владельца упряжки. Спартанцы были победителями в гонках квадриг в Олимпии с 448 по 388 годы до н. э. С этим соотносится упоминание у писателя Павсания, что после войн с Персией спартиаты активнее других эллинов занимались коневодством. Статуи спартанцев, чьи кони побеждали в гонках на квадригах, несколько веков стояли в Олимпии. Автор статуи спартанца Ликина был великий скульптор Мирон.
[править] Сельское хозяйство
Спартанцы занимались пашенным земледелием, чему способствовало хорошее плодородие почв (плодородна долина реки Эврот на юге Пелопоннеса). Благодаря самым плодородным в Греции землям Лаконики и Мессении Спарта, в отличии от большинства других греческих полисов, не зависела от привозного хлеба.
Главными злаковыми культурами являлись ячмень, продукты из которого (ячменный хлеб и ячменная похлебка) составляли основу спартанской кухни, позднее, правда, получила распространение полба. Заметную роль занимало выращивание льна, служившего и для употребления в пищу и для изготовления одежды (льняное волокно шло для изготовления одежды, нагрудников для воинов, рыболовных сетей, парусов и пр.). Сеяли и кунжут, мак, бобы и смоковницу. Кроме того, выращивались виноградники. В дальнейшем земледелие пашенного типа стало главенствовать в хозяйстве спартиатов, что способствовало замкнутости экономики, производство в которой было нацелено преимущественно на внутренний рынок.
Спартанцы также ели свинину и сыр из козьего молока, поэтому эти животные разводились. Впрочем, спартанцы разводили и других животных — лошадей для кавалерии и собак для охоты, быков, ослов и мулов для вспахивания полей и прочих работ. Спартанские «пастухи ослов» упоминаются Геродотом.
Существовало и пищевое производство — выпечка хлеба, изготовление и разлив вина и т. п.
Земельный фонд был поделен на тысячи (по числу полноправных граждан Спарты) равных по доходности наделов. Эти участки считались собственностью общины и не подлежали продаже.
Повышение удельного веса пастбищ за счёт возделываемых земель наблюдалось в Спарте в IV—III веках до н. э., что зафиксировано у Платона и у Плутарха.
К наделу прикреплялись рабы-илоты, обслуживающие спартиатов.
Быт и воспитание спартанцев
В государственном строе Спарты привилегированное сословие – спартиаты – составляли так называемую «общину равных». Это был пережиток военной демократии, характерный для переходного периода от родового общества к классовому. Но «община равных» в условиях спартанского рабовладельческого государства оказалась военизированным объединением господствующего класса (сословия спартиатов) для подавления илотов и периэков.
Спартанцы занимались военным делом. Только оно считалось достойным занятием спартиата. Для того чтобы выращивать сильных и крепких воинов, общественный строй Спарты культивировал специальную систему воспитания.
Руины театра в древней Спарте
Каждого новорожденного несли в высшее государственное учреждение Спарты – герусию, т. е. совет старейшин, после чего в специальной комиссии решали, оставить ли ребенка жить или убить его. Если ребенок рождался слабым и болезненным, его сбрасывали со скалы. Здорового и сильного ребенка спартанцы оставляли в живых, и он воспитывался у матери до семи лет. Затем он шел в общественную школу, где проводил время до совершеннолетия, т. е. до 18 лет. В школе жили и учились. Режим спартанской школы был очень суровым. Мальчики спали на твердой циновке без подушки, укрывались легким одеялом. Единственной их одеждой был плащ (гиматий). Ходили юноши-спартанцы босиком зимой и летом и с непокрытой головой. Они должны были переносить одинаково хорошо как жару, так и холод.
Для того чтобы воспитать в мальчиках выносливость, спартанское государство приучало их к голоду и жажде. Были дни, когда их не поили. Приучали их и к перенесению физической боли. С этой целью при переходе из младшей возрастной группы в старшую юных спартиатов секли в торжественной обстановке. Это происходило возле храма . Руководила обрядом жрица, державшая в руках маленькую статуэтку Артемиды. Когда жрица поднимала статуэтку вверх, удары розог ослабевали, когда опускала вниз, удары становились сильнее. При этом ни один спартанский мальчик не должен был ни кричать, ни стонать, так как это считалось позором.
В школе мальчики занимались физическими упражнениями и военным делом. Целью такого принятого в общественном строе Спарты воспитания было вырастить сильного, закаленного воина. Юноши-спартанцы учились читать, писать, считать, петь и танцевать, читать стихи на патриотическую тему. Заниматься философией и красноречием не разрешалось. Спартанские мальчики приучались говорить как можно короче – «лаконично» (от названия страны – Лакония). Примером такого лаконизма могут служить слова матери, провожавшей сына на войну. Она дала ему щит и сказала: «С ним или на нем».
В Спарте, единственном государстве Греции, обращалось большое внимание на воспитание женщин, которые пользовались всеобщим уважением. Спартанцы считали, что здоровые дети могут быть только у здоровой матери
Поэтому девочки не занимались домашним хозяйством. Это все делали илотки. Спартиатки же с детства занимались гимнастикой и спортом, они умели читать, писать, считать, как и мальчики. В Спарте устраивались состязания по гимнастике и легкой атлетике. Сначала выступали юноши, потом – девушки. Сохранилась статуя спартанской девушки – победительницы в беге.
Спартанский шлем
Когда спартанцы достигали совершеннолетия, они женились, создавали семью, но согласно требования спартанского общественного строя вся их последующая жизнь носила чисто военный характер. Целый день с утра до вечера они находились в военном отряде с теми же товарищами, с которыми учились в школе. Они вместе занимались военными упражнениями и вместе ели. Они обедали по военным подразделениям. Эти совместные обеды назывались в Спарте фидитиями, греки других городов называли их сисситиями.
Члены фидитий составляли главную ячейку спартанского общества – «общину равных» – и обладали всеми политическими правами. Для того чтобы быть членом фидитий, надо было вносить определенный натуральный взнос на общие обеды. Если спартиат обеднел и не мог сделать этого взноса, он выбывал из фидитий и тем самым из «общины равных». Он терял политические права.
Вся направленность как спартанского государственного воспитания, так и дальнейшей общественной жизни спартиатов имела целью укрепление военной мощи страны. Спартиат прежде всего должен был быть воином. И это была необходимость, вызванная не близостью внешнего врага, а постоянной совместной жизнью с угнетенным, враждебно настроенным населением – илотами.
Законы в древней державе
Правовая система империи связана с именем общественного деятеля Ликурга. Его жизнь мало описана, но законы, им изданные в древности, обговариваются и сегодня. Именно они были положены в основу правового спартанского института. Законами выступали ретры — это правовые короткие изречения, которые изучались наизусть и передавались из уст в уста. Всего известна 1 большая ретра и 3 малых.
В одной из последних говорилось про запрет создания письменных законов. Таким способом правящая аристократия уходила от рамочных ограничений прописанного текста. Ретры Ликурга контролировали всю жизнь спартанцев. Ограничения заключались в том, что воинам запрещалось пользоваться денежной единицей. Любая материальная сделка предполагала проведение обмена.
Недопустимо было осуществление коммерческих операций, связанных с земельными участками. Чтобы спартанцы не сошли с пути истинного, ретры запрещали им пользоваться предметами роскоши, украшениями, заниматься изготовлением таких вещей.
Основание страны
Название города произошло от известного мифологического персонажа Лакедемона, вернее, в честь его жены Спарты. В своих древних документах философ Плутарх дал краткую информацию о том, что этот воин в свое время царствовал в Лаконии на протяжении длительного периода, однако о его выдающихся военных и политических успехах мало что известно. Считается, что родителями Лакедемона являлась плеяда Тиагеда и Зевс.
История Спарты начинается в конце XI в. до н. э., в то время на ее землях жили ахейцы, вытеснив коренных лелег. Постоянно велись военные сражения за города Мессению, Аркадию, Аргос, Афины. Спартанцы, одержав победу, проявили мягкосердечие и сохранили жизнь проигравшим местным жителям. Они сделали их рабами, дав название «илоты», что означает в переводе «пленные».
Аскетизм как принцип жизни
Жизненный уклад государства подлежал жесткому контролю и соблюдению порядка во всем. О его аскетизме и в настоящее время ходят легенды. Девочки воспитывались в атмосфере, где их готовили в качестве жен и будущих матерей для бойцов. Спартанцы же во время сражений всегда использовали только темно-красные хитоны, которые при ранении скрывали кровопотерю. Между помощью от рук медика и смертью на поле боя выбор воина оставался за последним.
Суровое воспитание прослеживалось в сдержанности, выносливости и неиссякаемой силе духа. Известно, что при рождении отбирались только сильные малыши. Слабые же дети сбрасывались со скалы, считалось, что им нет места в обществе. Однако эта легенда имеет противоречивые отзывы со стороны ученых.
Происхождение илотов
Название происходит, в соответствии с частью традиции, из села HELOS ( Ἕλος ), расположенного к югу от Спарты . Таким образом, Павсаний заявляет: «Они были первыми илотами. Таким образом, название было бы обозначил, первоначально, простое племя из Дориана этнической группы , но это объяснение неправдоподобное на историческом уровне, и невозможно на фонетическом уровне. Поэтому было предложено связать это слово с ϝαλῶναι , инфинитивом λίσκομαιalískomai , «быть захваченным, быть пленным», и, кроме того, некоторые древние авторы рассматривают это слово не как простой этноним , а как нарицательное имя с коннотацией сервильного . Антиох Сиракузский, таким образом, пишет: « были объявлены рабами и назывались илотами», а Теопомпа отмечает: «Они называли порабощенное население, одних илотов, других пенесте . Это объяснение снова вызывает сомнения: у имени нет точной этимологии.
Он уверен , что некоторые из hilotisme от завоевания: случай из мессенцев , сводящиеся к VIII — го века до нашей эры. AD с помощью войн Мессения . Более того, Геродот называет илотов «мессенианцами».
Что касается первых илотов, то ситуация менее ясна. Согласно традиции (Theopompe), они были потомками коренных жителей, ахейцев , которых покорило приход дорийцев . Но не все ахейцы были доведены до иллюзий: таким образом, город Амикле , театр Гиацинтов , пользуется привилегированным статусом. Другие древние авторы предлагают альтернативные теории: согласно Антиоху Сиракузскому, илоты изначально были лакедемонянами, которые не участвовали в войнах в Мессинии. Для Эфора Кумы это перие Гелоса , восставший, а затем обращенный в рабство. Современная историография отдает предпочтение тезису Антиоха Сиракузского.
[править] Источники
- Природно-хозяйственная характеристика спартанского полиса
- Социально-экономический строй древней Спарты
- Ксенофонт, Греч. история III. 3. 7
- Ксенофонт, Лакед. полития 11. 3. Геродот (I. 70—71). Фукидид (I. 134. 4)
- Лакед. полития 11. 2
- Геродот, IX. 10; Ксенофонт, Греч. история VII. 5. 11
- Плутарх, Ликург 9
- Греч. история I. 4. 11; VI. 5. 32
- Фукидид IV. 26. 6—7
- Ксенофонт, Лакед. полития 7. 5—6; Плутарх, Ликург 9
- Аристотель. Политика, II, 6, 10—12, p. 1270 a
- Плутарх. Лисандр, 17
- Страбон, VIII. 5. 6; Платон, Алкивиад I 122d; Полибий, V. 19. 7
- Фукидид IV. 26. 8
- Алкман, фр. 19 Page
- Ксенофонт, Лакед. полития 2. 9; 15. 5; Геродот, VI. 56—57; Плутарх, Ликург 12
- Фукидид, IV. 55. 2; Ксенофонт, Греч. история V. 4. 39; VI. 4. 11; Лакед. полития 11. 2
- Ксенофонт, Лакед. полития 6. 3; Аристотель, Политика. II. 2. 5
- Алкивиад I 122е
- Агис 9
- Плутарх, Клеомен 23. 1
- Пельман Р. История античного коммунизма и социализма. СПб., 1910. С. 30—67.
- Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. Чары Платона. М., 1992.
- Иудейские древности, книга 12, глава 4, параграф 10
- Ю. Г. Чернышов. К вопросу о «спартанском тоталитаризме». // «Исследования по всеобщей истории и международным отношениям». Барнаул: изд-во АГУ, 1997. С. 3—15.
Экономика Спарты относится к Спарте |
|
---|---|
Устройство | Цари Спарты • Политическое устройство Спарты • Армия Спарты • Флот Спарты • Гармосты • Эпистолей • Эфоры |
Цивилизация | Внешняя политика Спарты • Дорийцы • Гипотеза о связи дорийцев с израильским Дором • Карфаген и Спарта • Колонии Спарты • Культура Спарты • Посольство Ионатана в Рим и Спарту • Римская Спарта • Спарты • Экономика Спарты • Женщины в Спарте • Спарта и евреи |
Войны | Дорийское вторжение • Мессенские войны • Спартано-аргосские войны • Война финикийцев с Пентафлом • Самосская экспедиция • Война Карфагена с Дориэем • Пелопоннесская война • Спартано-персидская война • Коринфская война • Хремонидова война • Клеоменова война • Союзническая война • Война против Набиса |
Города и регионы | Спарта • Йитион • Китира • Книд • Лакония • Лапет • Мелос • Ниса • Пелопоннес • Тарент • Тира |
Гилотские восстания
Илоты не смирились со своей судьбой и, таким образом, по своему количеству представляют собой фактор незащищенности для спартанцев. Но, несмотря на превратности, жертвами которых они стали, илоты на протяжении всей своей истории редко восставали.
Сюжет Павсания
Первая попытка восстания илотов исторически сообщенных Фукидида , это один зажжен общими Павсаний VI — го века до нашей эры. AD :
Эти козни, однако, не подталкивают илотов к восстанию: Фукидид даже сообщает, напротив, что некоторые осуждают Павсания. Несомненно, обещания Павсания слишком щедры, чтобы в них можно было поверить. Брасидас, со своей стороны, только обязался освободить илотов-добровольцев, а не сделать их гражданами.
Резня в Тенаре
Фукидид также сообщает о резне на мысе Тенаре в конце Тайгета :
Это дело, поднятое афинянами в ответ на просьбу Спарты изгнать Алькмеонида Перикла , не датировано. Известно только, что это произошло перед страшным землетрясением 464 г. до н.э. AD . Здесь только Фукидид вызывает илотов: Павсаний скорее говорит о лакедемонян, приговоренных к смерти. Текст не позволяет сделать вывод о том, что гилотское восстание пошло плохо, а скорее о бегстве илотов. Кроме того, восстание илотов из Лаконии маловероятно, и мессенцы не укрылись бы на мысе Тенар.
Землетрясение
Восстание во время землетрясения 464 г. до н.э. С другой стороны, AD твердо засвидетельствовано. Однако греческие историки не согласны с его интерпретацией.
Согласно Фукидиду , илоты и перики Фурии и Айфайи воспользовались землетрясением, чтобы восстать и укрыться в Итоме . Он указывает, что большинство этих повстанцев — бывшие мессенцы, что подтверждает обращение к Итоме, историческому месту мессенского сопротивления, и точность периеков Турии, города, расположенного в Мессении. И наоборот, мы можем сделать вывод, что меньшинство составляют лаконские илоты: землетрясение, следовательно, вызвало бы среди лаконских илотов единственный и неповторимый бунт в их истории. Комментаторы, такие как Стефан Византийский, предполагают, что Аития находится в Лаконии, что может означать крупномасштабное восстание в этом регионе. Павсаний дает версию этого события, аналогичную версии Фукидида.
Диодор Сицилийский , вероятно, вдохновленный Эфором Кимским, приписывает восстание в равной степени мессенцам и илотам. Эту версию фактов поддерживает Плутарх .
Наконец, некоторые авторы возлагают ответственность за восстание на лаконских илотов. Так обстоит дело с Плутархом: илоты долины Еврот хотят воспользоваться землетрясением, чтобы атаковать спартанцев, которые, по их мнению, безоружны. Вмешательство Архидама II , который заставляет лакедемонян собраться в оружие, спасает их как от землетрясения, так и от нападения илотов. Затем илоты отступают и начинают открытую войну, к которой присоединились мессенцы.
Между этими авторами сложно определиться. Однако из всех источников ясно, что восстание 464 г. было серьезной травмой для спартанцев. Плутарх даже указывает, что именно после этого восстания были введены криптания и другие виды жестокого обращения с илотами. Если эти утверждения сомнительны, они свидетельствуют о пережитом тогда потрясении. Реакция Спарты была незамедлительной: она организовала сеть союзов, Пелопоннесскую конфедерацию , чтобы вести войну, сеть, частью которой были даже Афины, которые позже станут ее врагом во время Пелопоннесской войны .
Афинские заставы
Во время той же войны и после сдачи осажденных спартанцев в Сфактерии афиняне создали гарнизон в Пилосе, состоящий из мессенцев из Наупакта . Фукидид подчеркивает, что они надеются использовать патриотизм последнего, чтобы вызвать проблемы в регионе. Если мессенцы не запустят партизан , они грабят регион и побуждают илотов дезертировать. Спарте придется обездвижить гарнизон, чтобы контролировать их действия. Это первый из ἐπιτειχισμοί / épiteikhismoi («валы»), форпостов, установленных Афинами на вражеской территории.
Второй форпост находится на Китере . На этот раз афиняне нацелены на лаконских илотов. И снова происходят грабежи и дезертирство, но в гораздо меньших масштабах, чем надеются афиняне и опасаются спартанцы: нет восстания, сопоставимого с землетрясением.
Истоки илотии
Один из тезисов состоит в том, что илоты в Лаконии восходят к дорийскому населению, которое было порабощено спартанцами в темные века . В 7/8 Век до нашей эры Эта форма рабства была передана спартанцами гражданам покоренной Мессении . Конечно, название Илота также происходит от древнего слова Гелос или равнины Гелос (Павсаний 3, 20, 6), в которой многие люди были захвачены в плен первыми. Эта теория происхождения термина отвергается с сегодняшней этимологической точки зрения и объясняет название от греческого слова «захват». В 464 г. до н.э. Произошло разрушительное землетрясение, которое вызвало великое восстание мессенских илотов: разразилась третья мессенская война, в которой илоты потерпели поражение после многих лет обороны.
Институт илотии сохранялся до римского правления, но все чаще его заменяли обычные формы рабства.
Государственное устройство
История Спарты указывает на то, что создание управленческой лестницы также принадлежит Ликургу. Многие историки называют воинов малограмотными. Несмотря на это, государственная форма их державы была намного более продвинутая в сравнении с другими.
Во главе находилось 2 царя, это были представители отдельных династий, к которым подданные проявляли уважение. Владыки совместно управляли действующим войском, однако на сражения отправлялся только один монарх — архегат. Обязанностью второго из них — басилея — являлось:
- управление мирной жизнью города;
- обеспечение провизией в достаточном количестве всего тыла;
- подготовка оружейных запасов в случае необходимости подкрепления армии.
Правители были членами собрания старейшин — герусии, на котором интересующие проблемы государственной важности обсуждались совместно. Цари, представляющие враждующие семейства, с течением времени на фоне постоянных ссор утратили доверие подданных
Их обязанности преобразовались в представительную монархию, реальная же власть находилась у эфоров. Тем не менее спартанские цари всегда оставались в почете и получали определенные доходы от населения в виде:
- благотворительных денег;
- жертвенной пищи;
- земельных налогов.
[править] Общие сведения
Спартанское общество экономически и юридически делилось на 3 части: собственно спартанцы (спартиаты), в основном солдаты и управленцы, вассалы периэки, вынужденные платить дань и не имевшие политических прав, и рабы — илоты.
Специфическими источниками дохода Спарты были трофеи, а также субсидии от персов, желавших заручиться поддержкой спартанской армии. Персия заключив в 412—411 гг. до н. э. серию договоров со Спартой (Фук., VIII, 18; 37; 58), взяла на себя часть расходов по содержанию спартанской армии и флота. Греческий оратор Исократ исчисляет общую сумму денег, полученных разными спартанскими военачальниками только от Персии, в 5 тысяч талантов. Не меньшее количество денег было захвачено спартанцами в ходе ограбления афинских союзных и других городов. В обозе Лисандра везли сотни золотых венков, «подаренных» ему городами Греции за их «освобождение».