Страшная сила очевидности. читая ивана ильина

Оглавление

ИЛЬИН Владимир Николаевич

— русский философ, богослов, литературный и музыкальный критик, композитор. Окончил физико-математический (1913), историко-филологический и философский факультеты (1917) Киевского университета, а также Киевскую консерваторию по классу композиции. С 1918 приват-доцент Киевского университета. Зимой 1919 уехал в Константинополь, где читал лекции по философии. В 1923 переехал в Берлин, преподавал логику, психологию, опубликовал несколько работ по философии. В Берлинском университете слушал лекции А. Гарнака. С 1925 профессор Богословского православного института в Париже, где преподавал литургику, апологетику, психологию, средневековую философию. Принимал участие в евразийских изданиях; с 1929 прекратил сотрудничество с евразийцами, обвинив их руководство в лояльности к большевизму. Выступил с критикой материализма, образцом которого считал механистический материализм Ж. О. Ламетри и советский марксизм. Ильин отвергал признание материи субстанцией, всеобъемлющим принципом Вселенной и всякого бытия, считал, что философы-материалисты враждебны экспериментальной науке, противопоставлял материализму “материологизм” как “признание Логоса, действующего в материи” (Материализм и материя.— В кн.: Христианство, атеизм и современность. Париж, 1928). Основываясь на данных естественных наук, доказывал согласуемость библейского креационизма с современной научной картиной мира. Органическую жизнь рассматривал как силу, противодействующую энтропии, окончательно раскрывающую себя в сознательной человеческой активности как чудо творения. Вслед за Флоренским признавал фундаментальным принципом науки прерывность мира, основанием которой считал корпускулярное строение вещества. Свою заслугу в философии Ильин видел в создании морфологической логики, или “всеобщей иконологии бытия”, в которой синтезируются монадология Лейбница, неоплатонизм с неопифагореизмом и морфология (учение о формеэйдосе вещи). В философии культуры следовал шпенглеровскому противопоставлению культуры и цивилизации, но отвергал релятивизм ценностей, который ведет к признанию бессмысленности мирового процесса. Для Ильина невозможно примирение с гибелью культуры, причины которой — разделение, утрата взаимопонимания, соборности, иерархического принципа. В трудах по русской литературе Ильин выступал как философ творчества и эстетик. Творчество для него священный акт, который должен получить свое основание в святости. Иночество, по Ильину, есть основа русской культуры. Соч.: Преподобный Серафим Саровский. Париж, 1925; Атеизм и гибель культуры. Варшава, 1929; Загадка жизни и происхождение живых существ. П., 1929; Шесть дней творения. Париж, 1930; Арфа царя Давида в русской поэзии. Брюссель, 1960; Арфа Давида. Религиозно-философские мотивы русской литературы, т. 1. Проза. Сан-Франциско, 1980; Религия революции и гибель культуры. Париж, 1987; Эссе о русской культуре. СПб., 1997; Статика и динамика чистой формы.- “ВФ”, 1996, Ν” 11, с. 91-136. Лит.: Милютина Т. Три года в русском Париже (1930—1933).— “Вестник РХД”, 1991, № 162-63, с. 289-292; Козырев А. П. Перипатетик русского Парижа.— “ВФ”, 1996, № 11, с. 75-90.

А. П. Козырев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. 

Биография[править | править код]

Русский философ и правовед. Родился в Москве 28 марта (9 апреля) 1883 года. В окончил юридический факультет Московского университета и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В — стажировался в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина, Парижа, где слушал лекции крупнейших европейских философов — Г. Риккерта, Г. Зиммеля, Э. Гуссерля и др. С преподавал в Московском университете. В защитил диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». В был избран председателем Московского психологического общества. В вместе с большой группой деятелей культуры Ильин был выслан из России. Участвовал в организации Русского научного института в Берлине, издавал журнал «Русский колокол», опубликовал ряд книг: «Религиозный смысл философии. Три речи», ; «О сопротивлении злу силою», ; «Путь духовного обновления», и др. После прихода к власти в Германии национал-социалистов потерял работу, а в эмигрировал в Швейцарию, где жил в пригороде Цюриха Цолликоне. Умер Ильин в Цюрихе 21 декабря .

Будучи крупным правоведом, учеником П. И. Новгородцева, Ильин в своем фундаментальном исследовании «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» рассматривал гегелевское учение о праве и государстве как элемент «целостной» метафизики немецкого философа. В основе этой метафизики, по Ильину, лежал религиозный опыт, который стал источником основной философской идеи Гегеля — идеи «спекулятивно-конкретного» («всё реальное подлежит закону спекулятивной конкретности — вот содержание того кардинального опыта и той основной идеи, которой посвящена вся философия Гегеля»). Хотя Ильин никогда не был последовательным гегельянцем, он, как и Гегель, был склонен подчеркивать единство правового и морального сознания. В работе «О сущности правосознания» () он определил «аксиомы правосознания», лежащие в основе общественной и государственной жизни: «закон духовного достоинства, закон автономии и закон взаимного признания». Первый из них фиксирует духовно-личностный статус гражданина, его неотъемлемое право на самоуважение, достоинство личности, отстаивание собственной позиции (интеллектуальной, религиозной, нравственной, эстетической). Второй момент отражает сложную диалектику свободы и ответственности гражданина, который может сохранить собственную «автономность» только в том случае, если является подлинным субъектом права и «внутренне свободно» исполняет возложенные на него обществом и государством обязанности. Третий принцип признает важнейшим условием гражданской жизни взаимное уважение граждан и понимание ими безусловной ценности гражданских и государственных институтов. Будучи сторонником монархии, Ильин в то же время считал, что монархический идеал далеко не всегда может и должен быть воплощен в жизнь. Так, размышляя о перспективах развития России в постсоветскую эпоху, он признавал целесообразным соединение в её государственной организации монархических, республиканских и аристократических (элитарных) элементов. Отвергая любые формы антигосударственной, анархической идеологии, Ильин подверг резкой критике моральный анархизм Л. Толстого в своей работе «О сопротивлении злу силою» (). В религиозно-метафизических построениях Ильина решающая роль отводится духовности (духу) в человеке и в обществе. Уровень духовности определяет качество индивидуальной и общественной жизни и в конечном счёте зависит от волевых, творческих усилий личностей. «Каждый из нас должен найти и утвердить в себе своё самое главное — и никто другой заменить его в этом нахождении и утверждении не может. Дух есть сила личного самоутверждения в человеке, — но не в смысле инстинкта и не в смысле рационалистического осознания состояний своего тела и своей души, а в смысле верного восприятия своей личностной самосути, в её предстоянии Богу и в её достоинстве. Человек, не осознавший своего предстояния и своего достоинства, не нашел своего духа». Исключительное место в творчестве Ильина в период эмиграции занимают его многочисленные статьи о России, её прошлом, настоящем и будущем.

3 октября прах Ильина был перезахоронен в Донском монастыре в Москве.
Надгробие сооружено на личные средства Владимира Путина.

Комментарии

Половоe воспитание, дневники советских девушек и сборище уродов

А Сидороввалуа
сегодня в 07:53

Мы знаем, где мозги у Эрдогана

Емеля
вчера в 20:21

Вопрос ответ Валерий Пякин от 20 сентября 2021 г.

Александр собянинбуржец
вчера в 13:32

Сир, вы будете принимать ликование России ?

А Сидороввалуа
27 сентября в 23:30

Инстинкты против личной жизни

Olga Gorr
27 сентября в 19:05

М.В. Величко. Ответы на вопросы читателей блога «Восстановление смыслов», август 2021 г., ч. 2

Ксения Кошелева
26 сентября в 20:07

Страна обломовых

Емеля
25 сентября в 20:32

«Балансирование, поддерживающее стабилизец»

Емеля
22 сентября в 08:20

Что такое коммунизм, царь-пьяница, Ростсельмаш и деградация массовой культуры

Александр собянинбуржец
21 сентября в 14:13

Глобализация и Образ будущего

Александр собянинбуржец
21 сентября в 02:07

Денежная радиация и Русский Дух

Иван Груздев
18 сентября в 18:17

Чьё оно – Овертоново окно?

Александр Вершинин
18 сентября в 08:20

COVID-19 и Вакцинация — что это?

А Сидороввалуа
17 сентября в 13:25

Почему столицу переносят в Сибирь?

Alexander53
14 сентября в 17:07

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39

Мода — 2021

Александр Вершинин
10 сентября в 05:13

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

vodjanitsa
4 сентября в 21:57

Имущественные права ограбляемых

А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

Валерий Вагин
2 сентября в 08:58

Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии

Александр Вершинин
2 сентября в 03:26

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

Alexander53
28 августа в 21:39

Расия, Расия, Расия …

Алексей Михайлович
25 августа в 22:28

Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон

Емеля
23 августа в 08:57

Научные зарубежные исследования о вакцинации

Александр
20 августа в 06:47

Надо ли жалеть Авериных?

Александр Ильченко
19 августа в 16:32

«Мир пошёл под нож?

Емеля
18 августа в 13:25

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

Емеля
16 августа в 19:32

О том, почему люди не могут жить по-человечески

Алексей Михайлович
9 августа в 23:43

Основные работы

  • Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека (Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека, 2 тт., 1918; нем .: Die Philosophie Hegels als kontemplative Gotteslehre , 1946)
  • Resistance to Evil By Force (О сопротивлениии злу силою, 1925).
  • Путь духовного возрождения (1935).
  • Основы борьбы за национальную Россию (1938).
  • Основы христианской культуры (Основы христианской культуры, 1938).
  • О будущей России (1948).
  • О сущности правосознания (О сущности правосознания, 1956).
  • Путь к пониманию (Путь к очевидности, 1957).
  • Аксиомы религиозного опыта (Аксиомы религиозного опыта, 2 тома, 1953).
  • О монархии и республике (О монархии и республики, 1978).

Работы[править | править код]

  • В поисках справедливости
  • Зависть как источник бедствий
  • К истории дьявола
  • Кризис безбожия
  • Национал-социализм. Новый дух
  • О государственной форме
  • О православии и католичестве
  • О русской идее
  • О сильной власти
  • О тоталитарном режиме
  • О формальной демократии
  • О христианском национализме
  • Об органическом понимании государства и демократии
  • Опасности и задания русского национализма
  • Основные задания монарха
  • Править должны лучшие
  • Предпосылки творческой демократии
  • Что дало России Православное Христианство?
  • Что есть государство — корпорация или учреждение?
  • Что есть истинный национализм?
  • Что нам делать?
  • Что такое конспирация?
  • Чутье зла

Молодые годы

Иван Ильин родился в Москве в аристократической семье Рюриковичей . Его отец, Александр Иванович Ильин, родился и провел детство в Большом Кремлевском дворце, так как дедушка Ильина был комендантом дворца. Крестным отцом Александра Ильина был российский император Александр III . Мать Ивана Ильина, Каролина Луиза, урожденная Швейкерт фон Стадион, была немецкой русской и исповедующей лютеранство, чей отец, Юлиус Швейкерт фон Стадион, был членом коллегии по табели о рангах . Она приняла русское православие , взяла имя Екатерина Юльевна и вышла замуж за Александра Ильина в 1880 году. Иван Ильин вырос также в центре Москвы, недалеко от Кремля, в Нарышкинском переулке. В 1901 году поступил на юридический факультет МГУ . Ильин в целом не одобрял русскую революцию 1905 года и не принимал активного участия в студенческих политических акциях. В студенческие годы Ильин увлекся философией под влиянием профессора Павла Ивановича Новгородцева (1866-1924), христианского философа юриспруденции и политического либерала. В 1906 году Ильин получил диплом юриста, а с 1909 года начал работать там ученым.

Обучение

Мальчик появился на свет в Москве в 1883 году, 28 марта. Его крестили в церкви Рождества Богородицы 22 апреля. Знакомиться с грамотой он начал в 5-й Московской гимназии, где проучился ровно 5 лет. После этого в свои стены его приняла 1-я Московская гимназия, которую он в 1901 году окончил с золотой медалью.

Мальчик получил классическое образование, которое включало в себя знание таких языков, как греческий, церковнославянский, латинский, немецкий, а также французский. Известно, что Иван Ильин во время обучения питал особый интерес к философии, но после окончания гимназии поступил в Московский университет на юридический факультет. Уже в 1906 году он становится выпускником университета и получает диплом 1-й степени. Ему предлагают остаться, чтобы попробовать себя в качестве преподавателя. В скором времени И. Ильин начинает читать лекции. Через три года становится приват-доцентом.

Революция и ссылка

Ильина в 1921 году, автор Михаил Нестеров

Сначала Ильин воспринимал Февральскую революцию как освобождение народа. Он, как и многие другие интеллектуалы, в целом одобрял это. Однако после завершения Октябрьской революции последовало разочарование. На Второй Московской конференции общественных деятелей он сказал: «Революция превратилась в корыстное разграбление государства». Позже он оценил революцию как самую страшную катастрофу в истории России, распад всего государства. Однако, в отличие от многих приверженцев старого режима, Ильин эмигрировал не сразу. В 1918 году Ильин стал профессором права Московского университета; опубликована его научная диссертация по Гегелю.

После апреля 1918 года Ильина несколько раз сажали в тюрьму за якобы антикоммунистическую деятельность. Его учитель Новгородцев также был ненадолго заключен в тюрьму. В 1922 году он был изгнан вместе с примерно 160 выдающимися интеллектуалами на так называемом « корабле философов ».

Семейные узы

Иван Ильин появился на свет в семье дворян. Отец мальчика Александр был крестником самого императора Александра II. Он работал присяжным поверенным и губернским секретарем. В 1885 году стал владельцем огромного имения «Большие поляны». Немного позже работал гласным Пронского уездного собрания.

Матерью нашего героя была российская немка Каролина Швейкерт фон Штадион. Девушка была ярой лютеранкой и дочерью коллежского советника. В 1880 году она приняла православие. Венчание происходило в церкви Рождества в селе Быково (Московская губерния).

Иван Ильин не был единственным ребенком в семье. У него было три брата. Каждый из них пытался отыскать свой путь в жизни, но в итоге все они поступали на юридический факультет и шли по стопам отца.

Дед Ивана по линии отца был строителем Большого Кремлёвского дворца, а немного позже его комендантом. Также он получил звание полковника. Родная тетя Ильина Екатерина Жуковская (работала переводчиком под псевдонимом Д. Тороховой) была супругой известного публициста Юлия Жуковского. Вторая тетя по линии отца заполучила в мужья талантливого историка и педагога из Санкт-Петербурга Якова Григорьевича Гуревича.

Перечислять всех известных родственников этой семьи можно ещё долго. Каждый из них чем-то отличился и оставил после себя след. Иван Александрович Ильин, философ и публицист, не был исключением.

До революции

В 1911 году Ильин переехал на год в Западную Европу, чтобы работать над диссертацией: «Кризис рационалистической философии в Германии в XIX веке». Затем он вернулся к работе в университете и прочитал цикл лекций под названием «Введение в философию права». Новгородцев предложил Ильину читать лекции по теории общего права в Московском коммерческом институте. В общей сложности он читал лекции в различных школах по 17 часов в неделю.

В то время Ильин изучал философию Гегеля , в частности его философию государства и права. Он рассматривал эту работу не только как исследование Гегеля, но и как подготовку к его собственной работе по теории права. Его диссертация по Гегелю была завершена в 1916 году и опубликована в 1918 году.

В 1914 году, после начала Первой мировой войны , профессор князь Евгений Трубецкой организовал цикл публичных лекций, посвященных «идеологии войны». Ильин поспособствовал этому, прочитав несколько лекций, первая из которых называлась «Духовное чувство войны». Он был ярым противником любой войны в целом, но считал, что, поскольку Россия уже участвовала в войне, долг каждого россиянина — поддерживать свою страну. Позиция Ильина отличалась от позиции многих российских правоведов, которые одинаково не любили Германию и царскую Россию.

«О сопротивлении злу силою»

Ильин Иван Александрович, книги которого представляют огромную ценность, написал «О сопротивлении злу силою» в 1925 году, когда находился в Берлине. Труд философа посвящен критике идей Л. Толстого о ненасилии, а также участникам Белого движения. В произведении множество ссылок на работы Толстого. Критика проводится очень детально. Считается, что именно с этой книги начался путь Ильина как социального психолога.

Что же хотел донести Ильин? Философ утверждал, что сопротивление злу любовью, действительно, работает, но не всегда. В некоторых случаях, когда испробованы все методы, злу надо давать отпор силой. Занимательно, что автор не делает из насилия высшую благодетель. Он адекватно признает, что насилие неправедно по своей сути, но иногда необходимо и поэтому не греховно. Он делает акцент на том, что выбор способа противления злу – личное дело каждого человека. От этого выбора зависит многое, но совершить его правильно может только зрелая и здоровая личность. Какой главный вопрос задаёт нам Ильин? Философ спрашивает о том, возможно ли совместить веру в Бога и противление злу мечом. Можно ли верить и наказывать?

Влияние

Взгляды Ильина повлияли на других русских авторов 20-го века, таких как Александр Солженицын, а также на многих русских националистов. По состоянию на 2005 год в России переиздано 23 тома собрания сочинений Ильина.

В частности, российский кинорежиссер Никита Михалков сыграл важную роль в пропаганде идей Ильина в постсоветской России. Он написал несколько статей об Ильине и придумал перевезти его останки из Швейцарии в Донской монастырь в Москве , где философ мечтал найти свое последнее пристанище. Церемония перезахоронения состоялась в октябре 2005 года.

После смерти жены Ильина в 1963 году Ильиновед Николай Полторацкий приказал привезти рукописи и документы Ильина из Цюриха в Мичиганский государственный университет , где он был профессором русского языка. В мае 2006 года МГУ передал документы Ильина в Фонд культуры России при Минкульте России.

Ильин Иван Александрович о России

И. Ильин считал, что западные страны стремятся расчленить Россию, и утверждал, что для них она – не более чем рынок сбыта. Он считал, что мировое закулисье не переносит своеобразие русского народа и делает всё для того, чтобы разобщить народ. Ильин предположил, что после того, как большевики потеряют власть, перед страной откроется два пути: возможность воссоединиться под началом властного лидера или же полный хаос, который будет поддерживаться западными лидерами. Второй вариант означал для России гибель – ненависть, недоверие, шовинизм, экономический крах. Философ призывал людей одуматься и не губить самих себя, ведь русские – это великий народ, сила которого в единстве.